Как мы уже видели, протестантство вообще не представляло видимой опасности для православной Южно-Русской церкви; просвещенные ревнители и защитники православия не встречали особенных, настоятельных вызовов со стороны протестантов к открытой, письменной борьбе с ними и не видели, с своей стороны, в ней особенной нужды. Гораздо более было причин и настоятельных побуждений для них обратить все свои силы, все свое внимание на полемику с латинством, в которой нельзя было не сознавать крайней нужды. Многие даже из образованнейших сынов Православной церкви совращались, в конце XVI и первой половине XVII столетия, или в унию, или в латинство, и своими сочинениями, писанными против Православной церкви греко-российской и в защиту унии и папства, старались увлекать и увлекали за собою и других своих соотечественников прежних единоверцев 99 . Можно ли после этого удивляться тому, что внимание просвещенных ревнителей и защитников православия Южно-Русской церкви, в XVI и XVII столетиях, главным и почти исключительным образом было обращено на латинян, – что они старались более и прежде всего предохранить чад Православной церкви от нападений папистов и ушатов, употребляя для этого силу образования своего и слова? По словам известного священника Острожского Василия, в его время, именно во 2-й половине XVII столетия, многие православные южно-русские смотрели на протестантов и, в частности, на лютеран как на ограду, защищающую их от папистов, и говорили, «яко еретики (протестанты) заступление здешних (южно-русских) христиан от зловерных (т. е. римско-католиков и особенно иезуитов), которые за еретиками не могут их приневолити в зловерие свое» 100 . Сочинитель «Перестороги» говорит, что, когда от жестоких преследований и насилий Ипатия Поцея многие православные разбежались из домов своих, – «братство виленское вкупе зостало маючи при себе геретиков (т. е. протестантов), которых им Господь Бог заступники дал» 101 . Во времена жестоких гонений и преследований со стороны поборников римского католичества, во 2-й половине XVI и первой половине XVII столетия, православные южно-русских областей соединялись с последователями Лютера для взаимной защиты своих прав и свободы вероисповеданий и для отражения нападений со стороны папства, особенно иезуитов; составляли с протестантами, находящимися в польско-литовских областях, конфедерации и заключали форменные договоры, по которым обязывались защищать друг друга на польских сеймах, в трибуналах, пред королем – словом, везде, всегда и от всех притеснений и насилий, скрепляя эти договоры взаимными присягами и письменными актами 102 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

В полупустом зале заседаний депутаты правящей коалиции единогласно отклонили все предложенные оппозицией поправки, которых было свыше сотни. Затем 45 присутствующих депутатов также единогласно поддержали спорный законопроект. «После похищения депутатов ДФ из Скупщины Черногории правящий режим в атмосфере полной диктатуры под аплодисменты утвердил закон против Сербской Православной Церкви (СПЦ)», – заявили председатели ДФ в партийном Facebook. Перед зданием управления полиции в Подгорице, куда были доставлены оппозиционные депутаты, ночью собрались члены их семей и сторонники. В ДФ отметили, что к правящей Демократической партии социалистов президента Мило Джукановича на голосовании примкнули Социал-демократы, Либеральная партия, Социал-демократическая партия, а также движения хорватского, бошняцкого и албанского нацменьшинств. В СПЦ опасаются, что после утверждения соответствующего закона начнется изъятие сербской церковной собственности и передача ее непризнанной в православном мире Черногорской «автокефальной» церкви. Митрополия Черногорско-Приморская СПЦ позвала верующих Черногории на участие в массовом молитвенном сборе 21 декабря в городе Никшич. У соборного храма Святого Василия Острожского в центре города собралось около 6 тысяч человек. Участники сбора потребовали от государства подписать договор с Сербской церковью, отказаться от изъятия ее собственности и вернуть или компенсировать изъятое ранее. Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Материалы в данном сюжете 07.09.2020 12:15 В РПЦ назвали итоги выборов в Черногории результатом поддержки раскольников властями страны 02.09.2020 18:00 Патриарх Ириней: после прихода оппозиции к власти Черногория вернется на правильный путь 02.09.2020 17:35 Митрополит Амфилохий прокомментировал инцидент с офисом исламской общины Черногории 31.08.2020 14:14 В РПЦ прокомментировали итоги выборов в Черногории 31.08.2020 14:01 В Черногории назвали успех оппозиции на выборах заслугой Сербской Церкви

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Даже кто хочет что – нибудь купить у франкского купца, тот должен покупать у него в лавке и ни под каким видом не смеет идти к нему на дом, иначе его тотчас ведут в полицию, говоря: так ты хочешь сделаться басурманином! Что касается до священников и монахов, то никто из них не осмеливается сказать ни одного слова франку или другому иноземцу, они на этот счет находятся под строгим надзором» 353 . Впрочем после Алексея Михайловича он ослабел. В случае пропаганды протестантства со стороны отдельных лиц церковная и светская власть прибегала к мерам строгости: наказывала и совратителей и совращенных 354 . А чтобы ослабить наплыв пропагандистов из – за – границы, правительство подвергало расспросам приходивших оттуда; так в 1629 г. оно указало новгородским воеводам «гораздо разведывать» о финнах и о русских, приезжавших в Новгород из шведских владений, не пошатнулись ли они в православной вере 355 ; а в 1690 г. после сожжения Кульмана предписано вообще пропускать иностранцев в Россию не иначе, как после строгих расспросов о личности, цели и т. п., в Москву же – не иначе, как по государеву указу 356 . Иногда употреблялись меры против тех или других средств пропаганды; например, патр. Никон отбирал и публично обличал «развращенные иконы», фабрикуемые немцами; Иоаким своей окружной грамотой запрещал печатать иконы на бумажных листах, покупать и продавать «еретические немецкие» образа, угрожай ослушникам наказанием 357 . «С непрестанною болезнью сердца своего», как сам выражался, он смотрел на успехи немецкой пропаганды в конце XVII в., не раз убеждал царя, даже в своем завещании умолял не допускать иноверной пропаганды. Тоже делал и его преемник (см. § 16). Наконец нужно было по возможности поддержать православных, угрожаемых пропагандой, и дать им в руки оружие, которым бы они могли отражать ее. Лучшим для этого средством являлась полемическая литература. Сам царь Михаил Феодорович заботился об издании противопротестантских сочинений, привезенных из южной России (клирика острожского Василия); вслед за ними стали появляться свои писатели в северной России (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

Церковь святого Василия Острожского (Прелина) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Церковь святого Василия Острожского в Прелине — православный храм Жичской епархии Сербской Православный Церкви в общине Чачак, Сербии. Содержание История [ править править код ] Придорожный храм в честь святого Василия Острожского расположен на Ибарском шоссе, в деревне Прелина, недалеко от Чачака. Этот храм уникален по своей архитектуре, красоте и, прежде всего, своему назначению. В Греции таких церквей тысячи, а придорожный храм святого Василия Острожского – первый и пока единственный в Сербии. В храме не совершаются богослужения, он предназначен для путников: здесь можно приложиться к иконам, помолиться и поставить свечи. Храм был построен при поддержке гуманитарного фонда церковной общины Прелины в год 2000-летия юбилея христианства. Проект храма выполнил Минья Радованович, архитектор из Чачака. Храм расписан художником Владимиром Кецманом из Белграда. Церковь построена в форме креста и имеет площадь 56 квадратных метров с куполом высотой 10 метров. Примечательны украшения храма: мозаика с изображением святого Василия Острожского и фреска Господа Иисуса Христа на престоле размером 2,5 х 6 метров. Действует церковная лавка. Эту небольшую церковь возле Ибарского шоссе ежедневно посещают десятки верующих. Престольные праздники [ править править код ] Василий, святитель, митрополит Острожский - 12 мая Как добраться [ править править код ] Адрес: E763, Сербия Проезд: Деревня Прелина расположена вдоль Ибарского тракта, там, где дорога уходит на три стороны: на Чачак (6 км) (E761/763), Горни-Милановац (16 км), Белград (145 км) (E763) и Кралево (33 км) и Крагуевац (E761) (50 км). Телефон: +381 65 8545888 Паломнику [ править править код ] Храм открыт ежедневно с 09:00 до 17:00. Близ Прелины, под Чачаком находится знаменитое Овчарско-Кабларское ущелье с его монастырями , которые иначе называют «Сербский Афон». Фото [ править править код ] Видео [ править править код ] Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_святог...

Сербская/Святые и святыни/Святые и подвижники благочестия HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Литературный перевод Андрея Шестакова Чудесная помощь святителя Василия Острожского, явленная иноверным О многочисленных исцелениях от душевных и телесных болезней по молитвам святителя Василия Острожского свидетельствуют записи в монастырских книгах. Рассказы о чудесах святого пересказываются и разносятся по всему миру. Огромный интерес представляют свидетельства и чудесной помощи святителя Василия иноверцам не редко приезжавшим в Острог со своими скорбями и бедами. О многочисленных исцелениях от душевных и телесных болезней по молитвам святителя Василия Острожского свидетельствуют записи в монастырских книгах. Рассказы о чудесах святого пересказываются и разносятся по всему миру. Огромный интерес представляют свидетельства и чудесной помощи святителя Василия иноверцам не редко приезжавшим в Острог со своими скорбями и бедами. Приведенные ниже рассказы о чудесной помощи и заступлении святителя Василия собраны и опубликованы в книге «Чудесные исцеления и явления святого Василия Острожского», изданной издательством Черногорско-приморской митрополии Сербской Православной Церкви «Светигора» в Цетинье в 2001 году. Необычные роды В черногорской Цмнице сохранилась память о том, как одна турчанка родила в доме священника. Эта история произошла в 70-е годы XIX века в селе Г., Барского среза. Дело было так. Однажды поп Йоко из этого села был по какому-то делу в Скадаре (современная Албания) и там, сидя в дворовой кофейне, он услышал разговор о том, что в одном ближайших сел есть женщина, которая беременна уже более года и никак не может родить. Односельчане смотрели на это как на наказание Божье не только хозяину дома, но и всему селу. Услышав о таком неслыханном деле, отец Йоко тут же попросил присутствующих жителей того села, чтобы муж женщины и все село позволили ему отвести несчастную в монастырь Острог, откуда он надеется вернуть ее живой и здоровой вместе с новорожденным. Услышав такое предложение, односельчане решили вместе со священником доставить бедную женщину в Острог и отвезли ее по Скадарскому озеру до дома попа Йоко. На следующий день они пошли под Острог, где отец Йоко вместе с монахом совершил молебен о несчастной женщине.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Послание православных епископов из Острожского монастыря HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Послание православных епископов из Острожского монастыря При этом с прискорбием констатируем, что сегодня в Черногории посткоммунистическая идеология спаянна с только что скомпонованной дуклянской мифоманией, и под видом демократии ещё более вероломным способом продолжает разрушительное антихристианское дело предшествующей тоталитарной системы На праздник великих святителей Анастасия Великого, Кирилла Александрийского и Максима, Архиепископа Белградско-Крушедольского, 31/18 января, собравшись у мощей Св. Василия Острожского по поводу введения в должность игумена Острожского отца Иоанна (Пурича), профессора Цетинской семинарии, выражаем свою радость векового единства Святосавских Епископских Епархий, братства любви и единства в евангельском деле проповеди и свидетельства истины, мира и любви на этих землях и за их пределами. Входя в третье тысячелетие, Церковь продолжает свою апостольскую миссию, продолжает прославляемое и доныне дело Святых Отцов, святых Кирилла и Мефодия, Святого Саввы, Святого Василия Острожского и Святого Петра Цетинского. Их дело - это и наше дело сегодня: свидетельство имени Христова пред людьми и народами, и утверждение этим всеобщего единения в Духе Святом, Который есть союз мира. Деятельностью Церкви было и остаётся проповедовать, «будучи истинными в любви», Божью правду и свободу всякому народу и между всеми земными народами. В то же время, отстаивая правую веру и вековой канонический порядок Церкви Божией, осознавая свои епископские обязанности, мы должны выразить серьёзную озабоченность угрозой тому единству и вековому церковному порядку на территории Христианской Черногории и, особенно, Черногорско-приморской Митрополии, которая исходит как со стороны злоупотребляющих именем православной Церкви Христовой, так и со стороны тех представителей власти, которые их поддерживают. При этом с прискорбием констатируем, что сегодня в Черногории посткоммунистическая идеология спаянна с только что скомпонованной дуклянской мифоманией, и под видом демократии ещё более вероломным способом продолжает разрушительное антихристианское дело предшествующей тоталитарной системы.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

Церковь святителя Василия Острожского (Никшич) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Церковь Василия Острожского (серб. Саборна црква Светог Острошког) построена в конце XIX века. Относится к Сербской Православной Церкви. Содержание История [ править править код ] Соборная церковь святого Василия Острожского, нареченная в честь самого главного черногорского святого, была построена в конце XIX века, сразу после обретения страной независимости от власти Османской империи, и стала настоящим символом свободной Черногории, посвященным памяти всех воинов-героев, павших в кровопролитной борьбе за национальную независимость. Инициатором возведения собора выступил Никола I Петрович Негош. Строительство церкви продолжалось в период с 1895 по 1900 годы. Деньги на строительство этого храма выделил российский император Александр III, проектированием также занимался русский мастер — архитектор Михаил Тимофеевич Преображенский, поэтому неудивительно, что собор оказался выдержан в стилистике русского модерна. Основание церкви святого Василия Острожского имеет форму креста, ко входу ведет широкая лестница, что дополнительно подчеркивает монументальность строения. Фасадные украшения — работа мастера Милоша Лепетича. Внутреннее убранство отделано дорогими сортами мрамора, иконостас состоит из русских икон — подарка богатого грека Андрея Сингроса, сделанного им в 1899 году. По бокам храма установлены памятные доски с именами черногорцев, погибших в освободительных войнах 1875-1880 годов. После Первой Мировой войны на колокольне церкви были установлены большие часы с циферблатом диаметром 2,36 м. Престольные праздники [ править править код ] Василий, святитель, митрополит Острожский - 12 мая Как добраться [ править править код ] Адрес: Саборна црква св. Острошког, Никшич, 81400, Черногория Проезд: Храм находится на холме Петрова Главица, недалеко от королевского дворца Николы I. Телефон: +382 40 214 820 Фото [ править править код ] Видео [ править править код ] Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_святит...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Обретены мощи прп. Анастасии Мрконичской, матери свт. Василия Острожского 12.05.2023 8 мая 2023 года, за несколько дней до празднования памяти святителя Василия Острожского , были обретены мощи его матери - преподобной Анастасии Мрконичской, в миру Анны Йованович . 8 мая в кладбищенской Никольской церкви в родном селе святителя Василия Мрконичах состоялась Божественная Литургия, которую возглавил епископ Захумско-Герцеговинский и Приморский Димитрий (Радженович) , владыка вместе с сослужившими с ним игуменом Острожского монастыря Сергием с братией, игуменом Завальского монастыря Василием, настоятелем Косиеревского монастыря Арсением и приходским священником Мрконичей протоиереем Николой Янковичем, иеромонахом Порфирием из Тврдошского монастыря, а также игуменией Петропавловского и Мрконичского монашеских родов Павлой и другими гостями прошли к могиле блаженной Анастасии. После краткой панихиды было снято установленное в 1966 году надгробие. Под более чем двухсотлетним слоем почвы обнаружился красивый старый памятник из цельного камня с резными крестами по обеим сторонам. Ниже, на глубине чуть более метра, прямо перед памятником находилось каменное надгробие. После осторожного снятия его был обнаружен целый, необычайно хорошо сохранившийся женский скелет, в правильном анатомическом положении, со скрещёнными на груди руками; кости имели красивый золотисто-жёлтый цвет. При пении " Кто Бог велий яко Бог наш " и других подходящих богослужебных песен и пасхальных тропарей, останки были извлечены и торжественной процессией перенесены в расположенную в нескольких сотнях метров от кладбища монастырскую церковь св. Василия, где их под наблюдением археологов и врачей тщательно очистили, промыли в чуть тёплой воде и белом вине, помазали оливковым и розовым маслом и, наконец, поместили в гроб, где они будут храниться. На следующий день, 9 мая, в монастырском храме свт. Василия снова была отслужена Литургия, после которой кости прп. Анастасии были помещены в подаренный Острожской братией деревянный ковчег. 12 мая, в праздник свт. Василия Острожского, мощи были торжественно вынесены из алтаря в храм для всеобщего молитвенного поклонения. Eparhija-zahumskohercegovacka.org / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 12.05.2023 16:15:01

http://drevo-info.ru/news/29022.html

Выступая на церемонии открытия, епископ Назарий отметил, что для России 2017 год отмечен исторической датой: исполняется 100 лет октябрьской революции. Это событие потрясло не только Российскую империю, но и весь мир. В знак благодарности за любовь, с которой посещает Будимлянско-Никшичскую епархию епископ Назарий в торжественные дни памяти святителя Василия Острожского, а также в знак дальнейшего укрепления связей между двумя братскими православными народами епископ Иоанникий преподнес наместнику Лавры список афонской святыни — Хиландарской иконы Божией Матери «Троеручица» для Благовещенского храма, который, к сожалению, пока является музеем, с надеждой на то, что храм вскоре будет возвращен обители. Вечером в канун  дня памяти святителя Василия Острожского в освященном во имя этого святого  соборном храме города Никшич митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий совершил всенощное бдение в сослужении епископа Будимлянско-Никшичского Иоанникия, а также священнослужителей Будимлянско-Никшичской епархии. За богослужением молился епископ Кронштадтский Назарий. За содействие братским отношениям между славянскими православными народами епископ Иоанникий вручил митрополиту Викентию высшую награду епархии — медаль святого великомученика Георгия Победоносца (I степени). Владыка также вручил гостю из Русской Православной Церкви в качестве памятного дара наперсный крест и панагию. Глава Среднеазиатского митрополичьего округа сердечно поблагодарил Преосвященного Иоанникия за высокую награду и гостеприимство. 12 мая, в день памяти святителя Василия Острожского, владыка Викентий возглавил Литургию в центральном соборном храме монастыря Острог в Черногории, где пребывают честные мощи святого. Его Высокопреосвященству сослужили митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий , епископ Будимлянско-Никшичский Иоанникий, собор священнослужителей епархии. За богослужением также молились епископы Диоклийский Кирилл и Кронштадтский Назарий. Тысячи верующих приехали в Острог, чтобы принять участие в молитвенном праздновании памяти Острожского чудотворца и приложиться к его святым мощам.

http://patriarchia.ru/db/text/4895313.ht...

Портрет и подпись еп. Кирилла Терлецкого (1540-е –1607) Князь Василий-Константин Острожский (1526–1608) В. К. Острожский (второй справа) в ряду русских князей. Роспись Успенского собора Киево-Печерской Лавры. Фото кон. XIX в. Выезд кн. В. К. Острожского из замка. Худ. А. Ковальчук, кон. XX в. Острожский замок. Акварель Зигмунта Фогеля, 1796 г. Острог. Худ. Наполеон Орда, 1870-е гг. Острожский замок. Современный вид Этот момент в биографии старца Иоанна крайне важен, поскольку он подтверждает тесную связь будущего подвижника с Острожским кружком православных книжников-традиционалистов, под влиянием которых на начальной стадии и формировалось его мировоззрение. 28 С этим же центром православной книжности и просвещения были тесно связаны в ту пору и другие видные православные духовно-культурные деятели Украины, такие как священник Дамиан Наливайко, преподобный Иов (Желизо) Почаевский, святитель Василий Сурожский, писатель Герасим Смотрицкий, архимандрит Елисей Плетенецкий, митрополит Исаия Копинский, епископ Исаакий Борискович, блаженный Киприан Острожанин, митрополит Иов Борецкий, старец Афанасий Межигорский, архимандрит Леонтий Карпович, гетман Петр Сагайдачный и многие другие. 29 Поэтому не исключено, что, пребывая на службе у князя Василия-Константина Острожского, молодой Иоанн Вишенский близко знал этих и других деятелей и воспитанников Острожской школы. Портрет кн. В. К. Острожского. XIX е. О том, что будущий старец Иоанн состоял на службе у князя Острожского, свидетельствует и униатское полемическое сочинение «Антиризис, или Апология против Христофора Филалета», написанное в 1599 году идеологом унии, а позже и униатским митрополитом Ипатием Потеем (1541–1613). В своем произведении он упоминает, что «пан Вишенский» вместе с другим видным деятелем Острожского кружка и православным писателем-полемистом Василием Сурожским привозили ему во Владимир-Волынский в 1593 году письмо от князя Острожского. 30 Обоих посланников князя Ипатий Потей характеризует как сведущих в церковных вопросах.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010