Мир тебе и радость от Господа! Письмо 15 одному сербскому патриоту, утверждающему, что важнее быть честным сербом, а вера – дело второстепенное И я говорю: достаточно быть хорошим сербом, следуя примеру лучших и славнейших сербов, стоящих в ряду выдающихся людей всего мира последнего тысячелетия. Однако не решаюсь сказать, как ты, что вера – дело второстепенное. Ибо все сербы сочли бы меня лжецом. Ты хороший серб, если имеешь милостивую душу короля Владимира, твердость Немани, христолюбие святого Саввы, ревность царя Милутина, кротость Стефана Дечанского, смирение царя Уроша, жертвенность князя Лазаря, мужество Бана Страхини, правдолюбие Марко Кралевича, сердце матери братьев Юговичей, верность и доброту княгини Милицы, сострадание девицы косовской, терпение раба плененного, прозорливость слепых гусляров, мудрость сербских монахов и священников, стыдливость простых девушек, вдохновенность народных певцов, талантливость народных ремесленников, утонченность и терпение ткачих и кружевниц, точность народных сказителей, умеренность и сдержанность сербских крестьян, сияние и свет Крестных Слав сербских. Но разве все это не от веры? Воистину, основание и корень всему, что мною перечислено,– вера Христова. Если нет в тебе ни одной из добродетелей твоих славных предков – а ты сербом называешься,– подобен ты пустой витрине с вывеской известной фирмы. А этого, думаю, не желаем ни ты себе, ни я тебе. Сказать кому-нибудь: “Будь хорошим сербом, а вера – дело второстепенное” – то же самое, что сказать овце: главное, будь откормлена, а пастбище – дело второстепенное! Никто не сможет быть хорошим сербом, если прежде всего не будет хорошим человеком. В мире не было и нет иной силы, которая могла бы сделать человека совершенным, кроме веры Христовой. Потому не желай сербства без духовного содержания. Да не будет тебе человек без ума наставником, ни серб без веры сотрудником.  Этого тебе желаю и тебя приветствую.  Письма 16-31 Письмо 16 сильно страдающему молодому человеку Твое письмо очень меня тронуло. Не скрою, я сам плакал над ним, перечитывая его много раз. Ведь в нем описана вся драма человеческой жизни. Пишешь, что рос негодяем. Воровство стало твоей привычкой. Однако ты был очень ловок, и все хвалили тебя, как примерного юношу. И вот однажды ты был замечен, и за тобой погнались. Ты убежал, но сломал себе ногу. Никто не узнал твою тайну. Позвали врача, он сказал, что нога безнадежна. Позвали священника, чтобы он прочел молитву. Молитва не помогла ноге, но потрясла твою душу. Ты вспомнил о Боге, и твоя непотребная жизнь стала тебе отвратительна. Ты от всей души покаялся и дал обет жить по заповедям.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1869...

601 Весн. срп. ц., окт., 1145. – Блаженнопочивший митрополит Михаил, в заботах о благе сербской церкви, во втором пункте завещания выразил свою волю, чтобы из его сумм помимо других фондов были основаны еще два фонда: 1) фонд для высшего образования сербских иноков в русских духовных академиях, и 2) фонд на печатание книг в защиту православия и для нравственного назидания сербского народа. Оба эти фонда ныне образованы и ими заведует, согласно воле завещателя, сербский Архиерейский Собор. Первый фонд имеет основного капитала 37 978 дин. и 10 пар золотом. Второй – 10 680 дин. и 80 пар серебром (Весн. срп. ц., 1900, февр., 180183). 602 В королевстве сербском насчитывается земледельческих общин до 250. В текущем году предположен конгресс сих в г. Чачке (Србобран, 1901, 35). 603 Распоряжение о сем министра просвещения и церковных дел последовало б ноября 1899 г. (Гласник, 1900, февр., 6). 604 Весник срп. ц., сент., 10431088; окт., 11431195; ноябрь, 1239–1257. На текущий год местом собрания скупщины назначен г. Неготин. 606 Журнал этот, издававшийся протоиереем Алексеем Иличем в течение 17 лет, был приостановлен назад тому четыре года, а с января 1901 г. начал вновь выходить. 607 Христ. Весник, 1901, янв. 53–61: „Шта треба радити да се станье свештеничко у кральевини Cpбuju преуреди?“ 608 Законом этим увеличен минимум и максимум приходов (300 и 400 домов, – тогда как по определениям Архиерейского Собора 1842 и 1862 г.г. приходы не должны иметь менее 150 и более 200 домов), а главное изъят „бир“ натурою и заменен двумя динарами с платежной души в год. 609 Представлена таблица раскладки бира по приходам всех пяти классов и таблица отчисления от 1 и 2 классов 2 % в пользу приходов 4 и 5 классов. Всего приходов в королевстве сербском 842. 613 В октябре 1899 г. преосвященный Никанор, епископ нишский, внес в народную скупщину предложение, чтобы монастыри были освобождены от налогов. Но это предложение принято не было (Гласник, 1900, июнь, 10). 614 Гласник, октябрь, 116–118. – Монастырь Любостинья – на левом берегу р. Моравы, в 1 версте от нее и в 4 верст. от г. Терстеника. Построен царицей Милицей, супругой царя Лазаря, павшего в битве на Косовом поле. Храмовой праздник 15 августа. В монастыре находятся древние гробницы царицы Милицы, Стефана, сына князя Лазаря и Стефана, сына царя Углеши.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

– Так возглашали патриарху желание многих лет во время литургии. Гласник IX, 257. 322 В 1382 г. «благословением патриарха кир Спиридонац основана обитель с храмом в с. Дренчах и освобождена от подчинения афонской горе. Григоровича стр. 83. У Миклошича (monum. 191. 200). грамоты патр. Спиридона: ибарской введенской церкви 1385 г. и другая монастырю Ждрело (Жерло) или Горнаку. В последних п. Спиридон освобождает обители горнакскую от подчинения местному митрополиту. Это естественно: пр. Григорий Синаит основатель обители, пользовался высоким уважением и при жизни, а по смерти он чтится в числе святых. Патр. пишет свою жалованную грамоту на основании грамоты кн. Лазаря († 1389 г.). В грамоте представляется дело в таком виде, будто пр. Григорий испрашивает милостей для основанной обители. Поскольку же пр. был настав. п. Каллиста, ск. в 1362 г. (см. февр. 27 д.): то едва ли пр. Григорий явился лично к к. Лазарю и тогда как Лазарь был только князем Подунавия. Потому слова грамоты о пр. Григорие дело воображения. Указанный в грамоте год ее – ошибочный, как признает и Миклошич. 325 По троношской летоп. (V, 80) вторичное управление св. Евфрема Церковию было после Саввы. Но летопись сообщает тут предания явно ошибочные: она говорит, что во второй раз призывал бл. Евфрема на кафедру кн. Лазарь и что это было после смерти Даниила и Саввы; – обстоятельства несовместимые. См.пр. 322. Д. Даниил в 1395 г. утвердил грамоты к. Милицы – Евгении. Григоровича стр. 83. О. Порфирия стр. 56. Диплом деспота Стефана 1403 г. «и сговори се с госпогом маикот ми кнегином Милицом и с господином ми преосвещенниим патриархом кир. Данилом и с митрополити и чьстными игумени и властели моими». Аврамовича древ. афон. стр. 63. Миклошича monum. р. 568. У Миклошича (monum. 130) напечатана грамота Душана 1351 г. Которянам с привилегиями утвержденными то «архиепископом кир. Данилом», то «патриархом кур Данилом». Но – или вся грамота подложная, или же надобно разуметь в ней архиепископа Даниила († 1338 г.) – и след.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Архангело-Михайловская церковь (Канны) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Архангело-Михайловская церковь  — православный храм Западноевропейского экзархата Константинопольского Патриархата, построен французским архитектором Нуво в 1894 в городе Канне (Франция), на бульваре Александра III. Достопримечательность Лазурного побережья и Канна. До 24 апреля 2015 года в крипте храма были погребены великий князь Николай Николаевич Младший и его супруга великая княгиня Анастасия Николаевна. В крипте церкви остаются захоронения великого князя Петра Николаевича и его супруги великой княгини Милицы Николаевны, а также принца Петра Ольденбургского. Содержание История [ править править код ] Долгое время единственной русской церковью во французской Ривьере был храм святых Николая и Александры в Ницце. Такое неудобство побудило русских эмигрантов в 1886 году устроить в Канне первую церковь. Это была домовая церковь на вилле Александры Феодоровны Трипе, урождённой Скрипицыной, богослужения в которой время от времени совершались попечением клира из Ниццы. В 1889 году с приездом в Канн великой княгини Анастасии Михайловны богослужения в этой церкви стали более регулярными благодаря приехавшему с ней из Шверина причту. Небольшое здание домовой церкви оказалось не в состоянии вмещать всех желавших помолиться. В виду этого духовник великой княгини Анастасии Михайловны протоиерей Григорий Остроумов в 1893 году обратился к проживавшему в Канне великому князю Михаилу Михайловичу с просьбой о содействии в построении нового, более обширного храма. Под председательством великого князя был составлен строительный комитет, некоторые члены которого кроме уже данных ими пожертвований на построение храма обязались вносить в течение 10 лет каждый ежегодно по 250 франков на его содержание. А. Ф. Трипе предложила в дар под церковь участок земли в 1750 м². Закладка церкви во имя святого Архистратига Божия Михаила вместимостью на 400 человек была совершена по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Палладия 23 апреля (5 мая) 1894 года, а её освящение — 22 ноября (4 декабря) того же года. После освящения храма муниципалитет Канн объявил о своём решении переименовать улицу, на которой была построена церковь, в бульвар Александра III (фр.  boulevard Alexandre III).

http://azbyka.ru/palomnik/Архангело-Миха...

Народу много. Владыку встретили хлебом-солью. Настоятель храма приветствовал владыку словом. в котором просил его преосвященство вознести молитву о даровании победы русскому воинству. Совершив молебное пение Святой Троице, владыка сказал назидательное слово о необходимости терпения и глубокой веры в помощь Божию в ниспосланных испытаниях. Свое поучение владыка закончил приглашением всех присутствующих пропеть «Спаси, Господи, люди Твоя». И молящиеся, воодушевленные примером владыки, усердно пропели три раза молитву. Преподав затем святительское благословение молящимся, владыка проследовал в церковно-приходскую школу. Ученики ходили три зимы, но знания по Закону Божию оставляют желать лучшего: притчу о милосердном самарянине рассказать не могли, молитву ангелу-хранителю не прочитали, «аллилуйя» не перевели. Всеобщее знакомство со славянским языком незавидное. Из школы владыка осмотрел второй, Дмитриевский храм. Храм старый, и службы в нем бывают очень редко. Посетив дома причта, владыка отбыл в село Таловское. 13 верст. Николаевская церковь села Таловского Владыка совершает всенощное бдение. Звон в 7 часов. Ночлег. Владыка прибыл значительно ранее. Народу при встрече было очень много. Настоятель храма приветствовал владыку речью. Вслед за встречей началось всенощное бдение. Всенощная совершалась святой преподобной Евфросинии Полоцкой. После Евангелия владыка сказал назидательное слово о преподобной. По окончании богослужения владыка преподал святительское благословение каждому из молящихся. Храм благолепный и вместительный. Поют местные певчие из прихожан. Ризница и утварь достаточны. Настоятель пригласил владыку к себе в дом. В селе том два священника. Второй священник на вакансии псаломщика. Рукоположен во священника недавно. Возрастом он с лишком пятидесяти лет. Горит желанием послужить делу Божию при этой церкви, где родились и умерли родители его, где хочет сложить свои кости и он. Епархиальное начальство удовлетворило просьбу просителя, и владыкой Сильвестром псаломщик Милицын был рукоположен в сан иерея. С настоятелем отношения у него хорошие, но у прихожан возникает желание иметь при двух священниках диакона и, таким образом, одноштатный приход обратить в двухштатный. Ограниченность материальных приходских средств и для одного штата едва ли позволит осуществить это желание прихода. Вследствие чего у настоятеля с приходом возникают недоразумения, об этих трениях с прихожанами настоятель подробно изложил владыке сам, о них же докладывали владыке и выборные от прихода.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Вук Бранкович умер в 1393 году, будучи отравлен в Царьграде; у него осталось три сына: Григорий или Грегур, Гюрг (Юрий) и Лазарь. В Хиландарском монастыре сохранился хрисовул. Влека Бранковича 1393 года, из котораго видно, что он был уже в это время данником Баязита, и хрисовул его вдовы, Мары, с сыновьями Грегуром, Гюргом и Лазарем (1393–1414). К этому же периоду (до 1407г.) относятся и два Хиландарских хрисовула «благоверной монахини Евгении (вдовы Князя Лазаря, Царицы Милицы), с богодарованными ей сыновьями, Господином Кнезем Стефаном и братом его, Господином. Влеком. 33 Вот эти хрисовулы: 1-й раздел «По изволению и милости Владики моего, сладкаго ми Спаса Христа, и по пренеизреченному его человеколюбию, яа, раб Владице моему Христу, Вльк, сын Севастокртора Бранка, унук Младена Воеводе, пишу, да есть ведомо всакому чловеку, како сложих мир с Турци, и приложих се великому Господину Цару Баязиту и сложих с нимь мир. И кда сложих с нимь мир, расписах землю всу, колико есть в области моеи, како кемо плакяти данк Турком, и тдаи (тогда) прииде к Господству ми всечестни старец Хиландарски Кур Гервасие посланием светаго монастира Хиландара, и положих Хиландарску метохию, колико есть в области моеи у метохие Хиландарске .с. (200) унгии, и този узех на себе, да яа тои от себе плакям Турком од мое кюке докле есмь яа жив, а метохия Хиландарска да есть свободна од тогаи данька, да не дава ни ща. И сиюзи милость учиних яа, Влек, Пречистои Матери Божиои Хиландарскои, како да есть сие мое записание тврдо и непотворено метохи Хиландарскои до мога живота и докле давамо дани Турком, и по мне, его же изволи Бог и Пречистаа Мати Божия Хиландарска господовати землею сиею, или кога от сынов моих, или от сродник моих, или кога любо, молю и запрещам сему непотворену бити, не паче подтверждену метохии Хиландарскои... не приложити данка на Хиландарску метохию, токмо .с. (200) унги. Повелением Господина Влека Лукч писа у Приштине месеца .ка. (21) день, в лето 6901 (1393). «Мсельним светом озаривше си мысль, будущаа предзреше божествены Пророци, темже и Давид велегласно глаголааше: приидут все езыци и поклонет се пред тобою, Господи.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Служение М.-М. о. направлено на помощь детям-инвалидам, сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также больным, одиноким, немощным, престарелым и другим людям, оказавшимся в тяжелых жизненных обстоятельствах. С этой целью в обители работают патронажная служба, медицинский центр «Милосердие» по реабилитации детей с ДЦП, группа дневного пребывания для детей-инвалидов, летняя дача для детей-инвалидов на Севастопольском подворье, детская выездная паллиативная служба, группа круглосуточного пребывания детского паллиативного отделения, Елисаветинский детский дом, центр семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Елисаветинская гимназия, выездная служба поддержки пациентов с боковым амиотрофическим склерозом, служба помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, служба добровольцев. Подворья Обитель имеет 5 подворий: Иоанно-Богословское подворье в с. Каменки Волоколамского р-на Московской обл. для монашествующих сестер; подворье с богадельней в дер. Владычня Лихославльского р-на Тверской обл.; подворье в Севастополе (дача для детей-инвалидов); строящееся подворье на территории социально-медицинского центра в Истринском р-не Московской обл.; строящееся подворье в г. Бурчеи на о-ве Сардиния (Италия). Некрополь 27 июня 1916 г. в нижнем храме-усыпальнице Покровского собора во имя Небесных Сил и Всех святых была погребена сестра Анна Ивановна Руднева († 25 июня 1916). 6 мая 1917 г. там же была захоронена сестра Евфимия Кузьминична Чукардина († 4 мая 1917) (ЦГИАМ. Ф. 2121. О. 2. Д. 62). В 2000 г. в храме-усыпальнице были захоронены перенесенные с кладбища в дер. Владычня останки мон. Елисаветы (Ольги Владимировны Сребрянской, супруги прот. Митрофана Сребрянского; 1868-1956) и 4 сестер-монахинь: Магдалины (Пашкевич; 1897-1974), Милицы (Замориной; 1894-1946), Любови (Журило; 1883-1956), Надежды (Бреннер; 1890-1983). Святыни и достопримечательности Интерьер трапезной части Покровского собора с росписью М. В. Нестерова «Путь ко Христу». Фотография. 2015 г.

http://pravenc.ru/text/2562518.html

Мы решили, что я лягу в маминой комнате. Когда я уже готовилась ко сну, у мамы начался странный приступ кашля. Он повторялся через каждые десять минут. Она не страдала от него и относилась к нему как-то равнодушно. Володя вставал несколько раз, давал маме лекарство, но ничего не помогало. Приблизительно без двадцати минут два я спросила мамочку не хочет ли она выпить свои любимые капельки: валерьянки с мускусом. Мамочка сказала: «Пожалуй», она выпила маленький глоток, потом ещё больше закашляла, сделала усилие, чтобы сесть и вдруг закинув голову перестала дышать. Я позвала Володю, пульс был ровный и полный, Володя посмотрел и сказал: «Конец». Мы звали мамочку, хотели разбудить её, надеялись, что она услышит нас. Ещё целых десять минут билось сердце, но всё тише и реже. В два часа оно остановилось, точно в тот момент, когда я услышала её вторичный зов пять дней тому назад. Была тихая ночь – праздник Успения. Мы обмыли и одели её, положили в зал, поставили к изголовью её любимую икону Тихвинской Божьей Матери, унаследованной от её отца. Мамочка лежала молодая, красивая, особенно прекрасен был её высокий без единой морщины лоб с выдающимся мысиком волос. Выражение лица было чуть-чуть озабоченное, а тонкие руки с синими жилками, сложенные крестом, были как живые. Казалось, что их можно было согреть нашими слезами и поцелуями. Мы провели всю ночь около неё в горе, тишине и молитве. Утром приехала Александра Никаноровна и Нина, сестра Милицы. Они остались у нас на целый день и окружили нас такой заботой и любовью, что мы никогда этого не забудем. Александра Никаноровна что-то нам готовила, что-то перешивала, плакала над мамой, говорила ей ласковые слова, читала псалтырь. В три часа приехал отец Киприан, но уже не причащать маму, как он раньше хотел, а служить панихиду. Вечером приехал отец Сергий Булгаков с двумя студентами из Академии. Было жарко, он был усталый после долгого путешествия в метро. Из-за его операции горла трудно было понимать его возгласы. Но перед концом панихиды он сказал слово, обращённое к нам оставшимся.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

По-видимому, в начале 1904 г. (либо в начале 1905) вернулся домой в Покровское к семье. Дочерям к тому времени исполнилось: Матрёне - 5 лет, а Варе - 3 года. С тех пор каждый год приезжал в Санкт-Петербург и подолгу гостил там у своих новых духовных друзей, но также подолгу жил и у себя дома в Покровском с семьёй, особенно приурочивая свои приезды домой к периоду сельскохозяйственных работ: сбору урожая по осени, вспахиванию поля по весне. После возвращения из первого длительного странствия начал старчествовать - духовно окормлять людей. Вокруг него сложился круг близких ему людей, кто разделял его духовные устремления и получал от общения с ним духовную пользу. Это, прежде всего, односельчане и родственники: Николай Матвеевич Распутин, Николай Павлович Распопов, Илья Тимофеевич Арапов, Евдокия и Екатерина Ивановны Печёркины, проживавшие в его доме, их брат Дмитрий Печёркин, с которым Григорий вместе начинал ходить на богомолье. Впоследствии Печеркин послушничал на Афоне, но затем вернулся на родину и проживал в Покровском. Многие люди отовсюду специально приезжали к Григорию Ефимовичу за духовным назиданием, причём, как простого звания, так и представители высшего общества, столичной интеллигенции и духовенства. Это возбуждало непонимание, зависть и нездоровую ревность. Григорий Ефимович вырыл на своей конюшне старого дома часовню-пещеру, где уединялся, предаваясь Божественному созерцанию и молитве. Вследствие доноса и последующего за ним разбирательства с привлечением экспертов в области сектоведения, часовню-пещеру пришлось закопать. В 1905 г. в доме Вел. князя Петра Николаевича и Вел. княгини Милицы Николаевны познакомился с Государем Императором Николаем II и Государыней Императрицей Александрой Феодоровной. В 1906 г. впервые получил приглашение посетить Царский дворец, где при встрече с Царской Четой преподнёс Их Величествам икону св. прав. Симеона Верхотурского. Вскоре написал прошение на Высочайшее Имя разрешить ему и его потомству именоваться фамилией Новый. Прошение было удовлетворено.

http://ruskline.ru/analitika/2016/12/30/...

70) Летоп. в Гласнике V, 80. 71) Григоровича Пут. 23. 24. 72) В 1382 г. «благословением патриарха кир Спиридона» основана обитель с храмом в с. Дренчах и освобождена от подчинения Афонской горе. Григоровича стр. 83. У Миклошича (Monum. Serb. 191. 200) граматы патр. Спиридона: ибарской введенской церкви 1385 г. и другая монастырю Ждрело (Жерло) или Горнаку. В последних п. Спиридон освобождает обитель горнакскую от подчинения местному митрополиту. Это естественно: пр. Григорий Синаит, основатель обители, пользовался высоким уважением и при жизни, а по смерти он чтится в числе святых. Патриарх пишет свою жалованную грамату на основании граматы кн. Лазаря (ум. 1389 г.). В грамате представляется дело в таком виде, будто пр. Григорий сам почти в одно время с бл. кн. Лазарем, павшим на Косовом поле. По церковным песням, Спиридон «певница духовная»73); это подает мысль, что он писал свящ. песни для сербской церкви. Мощи его почивают в храме Печской обители74). Так как по кончине Спиридона и кн. Лазаря время было крайне смутное, то упросили блаж. Ефрема снова управлять церковию до избрания нового патриарха. Так он довольное время снова управлял сербскою паствою к утешению лучших людей75). Дивный подвижник, кроткий, как ангел, почил 88 лет при преемнике п. даниила, Савве76). Мощи его почивают в великой патриаршей церкви77). В трапезе Печского храма лежат под спудом мощи патриарха св. Макария. Блаженный святитель заботился о распространении просвещения в Сербии. При нем печатались церковные книги в разных местах: в Милешевом   испрашивает милостей для основанной им обители. Поелику же преподобный был наставником п. Каллиста, скончавшегося в 1362 г. (см. февраля 27 д.), то едва ли пр. Григорий являлся лично к к. Лазарю и тогда, как Лазарь был только князем Подунавия. Потому слова граматы о пр. Григорие дело воображения. Указанный в грамате год ее – ошибочный, как признает и Миклошич. 73) Общая служба в Сербляке л. 162. 163. 74) Зап. геогр. общ. XIII, 175. 75) По троношской летоп. (V, 80), вторичное управление св. Ефрема церковию было после Саввы. Но летопись сообщает тут предания явно ошибочные: она говорит, что во второй раз призывал бл. Ефрема на кафедру кн. Лазарь и что это было после смерти Даниила и Саввы; - обстоятельства несовместимые. П. Даниил в 1395 г. утвердил граматы к. Милицы – Евгении. Григоровича стр. 83. О. Порфирия стр. 56.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=109...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010