Видавництво нову Будинку Романових» 14 грудня 2018 р. 20:08 В Издательстве Московской Патриархии вышла в свет книга «Избранные места из творений святого Исаака Сириянина: Выписки Ее Императорского Высочества Великой Княгини Милицы Николаевны». Книга открывает новую серию Издательства Московской Патриархии «Библиотека Дома Романовых». В серии представлены книги духовного содержания, сопровождавшие членов святой Августейшей семьи последнего Всероссийского Императора Николая II всю их жизнь. Творения святых отцов и произведения богословской литературы отобраны из фондов публичной Императорской библиотеки, домашней библиотеки Царской семьи эпохи правления Государя Николая Второго и того списка книг, которые были с Царственными страстотерпцами в заточении вплоть до мученической кончины. Многие издания хранят на своих страницах следы помет, сделанных руками Императора и Императрицы, Великих Княжон и других императорских высочеств. Издания серии «Библиотека Дома Романовых» снабжены предисловием и комментариями, приближающими их к пониманию современным читателем, имеют подарочное оформление, художественные и документальные иллюстрации. О книге «Избранные места из творений святого Исаака Сириянина: Выписки Ее Императорского Высочества Великой Княгини Милицы Николаевны» Вниманию читателей предлагается собрание избранных мест из творений преподобного Исаака Сирина, составленное Великой Княгиней Милицей Николаевной Романовой (1866-1951). Милица — урожденная княжна из черногорской династии Петрович-Негошей, дочь первого и единственного короля Черногории — князя Николы I Петровича (1841-1921). Проведя детство на родине, она вместе с сестрами Станой (Анастасией), Еленой и Марией была отправлена в Санкт-Петербург на обучение в Смольном институте. После его окончания Милица в 1889 году вышла замуж за Великого Князя Петра Николаевича (1864-1931), внука Императора Николая I. В течение нескольких лет Милица и Анастасия были очень близки с Императорской Семьей и имели определенное влияние на Императрицу Александру Федоровну. Сблизил их помимо прочего интерес к святоотеческим писаниям. Хорошо известны, например, выписки из святых отцов, вошедшие в дневники Императрицы.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5322957...

Но супружество святых Лазаря и Милицы продлилось, к сожалению, недолго: во время знаменитой Косовской битвы раненый король был взят в плен и по повелению султана Баязета 15 июня 1389 г. казнен – усечен мечом. Тело святого короля Лазаря было погребено в ближайшей церкви. В 1391 г. его нетленные мощи были перенесены в Рованицкий монастырь. Монастырь был разрушен турками в 1683 г., и мощи короля Лазаря были перенесены в монастырь Новая Рованица на Прусской горе. После смерти мужа княгиня управляла народом, пока не подрос ее сын, Стефан (Высокий). В 1393 г. она поступила в Жупаневачский монастырь около Крушевака с именем Евгения. Когда ее сын, в 1402 г., на время покинул страну, она, несмотря на монашеский чин, снова управляла государством. Милица была умной и деятельной правительницей, отличалась благочестием и материнской заботой о своем народе, который в то время притесняли турки. Она заботилась о вдовах и сиротах, восстанавливала разрушенные турками храмы, строила монастыри. Именно она получила от султана Баязета обещание не преследовать христиан в ее государстве. Святая Милица, сама рано потеряв мужа, особенно заботилась о вдовах, принимая в монастырь многих жен, чьи мужья-воины пали на поле брани; помогала строить и поддерживала многие монастыри и церкви. В конце жизни она приняла великую схиму с именем Евфросиния. Скончалась святая 11 ноября 1405 г. От нетленных мироточащих мощей ее совершилось множество чудес. И сегодня вместе со своим мужем она подает силу свыше и утешение страждущей Сербии. Скажем несколько слов и о сыне Милицы и Лазаря, он также был канонизирован. Святой Стефан Высокий, король Сербский, был очень любим своим народом за милосердие и доброту. Он в тяжелое время турецкого ига строил города, созидал храмы и тратил свою казну на помощь нуждающимся. Умер он мирно в 1427 г. Благоверные Димитрий и Мария Заозерские, Вологодские, и их сын преподобный Иоасаф Каменский, Спасокубенский Димитрий Васильевич, прозвищем Меньшой, был удельным князьем Заозерским. Жил он в промежутке между 1380 и 1440 гг. в г. Устюг.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

В 1900-1903 гг. исходил пешком почти всю Россию, поклоняясь святыням. Достиг Казани, жил в монастыре «Седмиезерная пустынь», трудился, получил наставления и благословение старца схиархимандрита Гавриила (Зырянова). По свидетельству дочери Матрёны Григорьевны Соловьёвой вместе с другом Дмитрием Печёркин побыл на Афоне. В Казани познакомился с епископом Хрисанфом (Щетковским), викарием Казанской епархии (1904-1905), который отнёсся к нему, как к благочестивому и одаренному мирянину и, по воспоминаниям современников, дал рекомендательное письмо к епископу Сергию (Страгородскому), ректору Санкт-Петербургской Духовной академии, будущему Патриарху Московскому и всея Руси. Согласно многим публикациям о Григории Распутине, в Санкт-Петербург он прибыл в конце 1903 г. (возможно, более точная дата - конец 1904 г). В свой первый приезд в северную столицу был в Кронштадте, где познакомился с протоиереем Иоанном Кронштадтским (Сергиевым), имел с ним беседу и получил благословение на пребывание в столице. В первые приезды останавливался в Александро-Невской лавре у епископа Сергия, который представил его другим духовным лицам Санкт-Петербурга, в том числе, инспектору С-Петербургской Духовной академии архимандриту Феофану (Быстрову) - будущему архиепископу Полтавскому. Через архиепископа Феофана познакомился со студентом Петербургской Духовной Академии Иваном Федченковым (будущим митрополитом Вениамином), а также с иеромонахом Илиодором (Труфановым) (29 декабря 1903 г.). Подружился и с епископом Гермогеном (Долгановым, Долганевым). Был приглашён в дом Вел. князя Петра Николаевича и его супруги Вел. княгини Милицы Николаевны (черногорской принцессы), которые узнали о приезде в Петербург сибирского странника Григория от архимандрита Феофана и через него сделали приглашение, которое было принято Григорием. В доме Милицы Николаевны встречался и с её родной сестрой - Вел. княгиней Анастасией Николаевной, и с братом Петра Николаевича - Вел. князем Николаем Николаевичем (младшим). Возможно, сёстры-черногорки впервые встретили Григория Распутина ещё ранее в Киево-Печерской Лавре на богомолье.

http://ruskline.ru/analitika/2016/12/30/...

супруга господаря Раду V) и Ангелину. Портрет Н. Б. в кафоликоне мон-ря Снагов был выполнен при валашском господаре Петру Молодом (1559-1568): это единственный в румынской средневек. живописи случай, когда в нефе и притворе написаны портреты одних и тех же лиц (вместе с Н. Б. изображен Мирча Чобану, воевода Петру, вместе с братьями Раду и Мирчей и их матерью). В церкви Куртя-Домняскэ в Тырговиште, ктитории Петру III Церцела (Серьги), роспись была сделана во времена господаря мч. Константина Брынковяну (1688-1714); здесь находится самая крупная галерея портретов валашских господарей (худож. Константин), среди них есть изображение Н. Б. Также Константин в 1693 г. в кафоликоне мон-ря Хурези выполнил групповой портрет предков мч. Константина Брынковяну, в их числе и Н. Б. В церкви скита Остров ок. 1760 г. художники Иоанн и Константин, используя в качестве образца изображения господарской семьи в Куртя-де-Арджеше, написали групповой потрет семьи господаря: Н. Б., Милицы Деспины и детей Феодосия и Руксандры ( V eti i. 2012. P. 185-222). Изображения Н. Б. и членов его семьи сохранились на т. н. семейных иконах (Нац. музей искусств Румынии) ( Br tulescu. 1961. P. 775-784). Портреты Н. Б. и Милицы Деспины были помещены на шитых покровах, к-рые они заказали для раки свт. Нифонта II в монастыре прп. Дионисия на Афоне. Лит.: Iorga N. Istoria Bisericii Româneti i a vieii religioase a românilor. Bucur., 1908. Vol. 1. P. 113-140; Filitti I. C. Banatul Olteniei i Craiovetii. Craiova, 1933; Br tulescu V. Icoanele de familie ale lui Neagoe Basarab//BOR. 1961. An. 79. N 2. P. 775-784; Sacerdo eanu A. Contribuii la studiul diplomaticii slavo-române: Sfâtul domnesc i sigiliile din timpul lui Neagoe Basarab//Romanoslavica. Bucur., 1964. N 10. P. 405-434; tefanescu . Bnia în ara Româneasc. Bucur., 1965; Neagoe M. Despre politica extern a lui Neagoe Basarab//Studii: Revist de istorie. Bucur., 1966. An. 19. N 4. P. 745-764; Mehmet M. A. Dou documente turceti despre Neagoe Basarab//Studii: Revist de istorie.

http://pravenc.ru/text/2578015.html

Итак, знакомство с православной аскетикой не помешало Милице Николаевне и ее сестре Анастасии (Стане) заниматься верчением столов и вызыванием духов. Иначе, как следует понимать откровенные намеки начальника сыскной полиции А. В. Герасимова? Судите сами, вот его слова: «Надо сказать, события этих лет вообще вызвали сильный рост мистических увлечений в высших классах общества. В петербургских салонах, игравших в придворных кругах такую заметную роль и наложивших свою роковую печать на общие судьбы России, наперебой занимались спиритизмом, вертели столы, вызывали духов и т.д. Среди таких салонов особенно значительную роль играли салоны великих княжон Анастасии и Милицы - дочерей князя Николая Черногорского, вышедших в Петербурге замуж за великих князей Николая и Петра Николаевичей». 22 Насколько тонко чувствовала Царская Чета грань между православной духовностью и оккультным блужением подчеркивает в своих воспоминаниях Анна Александровна Танеева (Вырубова): «Государь, как и его предок - Александр I, был всегда мистически настроен; одинаково мистически была настроена и Государыня. Но не следует путать (смешивать) религиозное настроение со спиритизмом, верчением столов, вызыванием духов и т. д. С первых дней моей службы с Государыней, в 1905 году, Государыня предупредила меня, что если я хочу быть ее другом, то я должна обещать ей никогда не заниматься спиритизмом, так как это «большой грех»». 23 Что же из всего этого следует? А следует то, что уже в 1909 году сестры-черногорки и их мужья начали развивать интригу, т. е. строить козни и замышлять недоброе против Царя и Царицы. В этой игре авторитет владыки Феофана послужил разменной монетой, им прикрылись для придания вескости грязной стряпне вокруг имени Григория Распутина. Что же касается мнения самого владыки Феофана относительно Григория, то оно было сформировано во многом под влиянием Вел. княгини Милицы Николаевны, ее сестры и их мужей, у которых, как было показано, были достаточно веские основания с их точки зрения для недовольства сибирским странником.

http://ruskline.ru/analitika/2013/05/25/...

Подчеркнем еще раз, что это внутреннее охлаждение произошло на фоне возраставших симпатий Царя и Царицы к простому крестьянину, который все чаще бывал в Царском Дворце. В его лице Государь с Государыней обрели и нового преданного друга, и мудрого советника, и духовного наставника. Григорий Ефимович со своей стороны не мог одобрять вольного поведения Вел. князя Николая Николаевича. Эта история имела и положительный момент, т. к. в жизни Царя и Царицы наметился выход из-под опеки родных дядей и их жен, что не могло не вызывать скрытого раздражения последних и по отношению к Венценосцам, и по отношению к Григорию Ефимовичу, который, пренебрегая принятыми правилами, обходил Николаевичей. Таким образом, ничего не подозревая, Григорий Ефимович оказался в эпицентре дворцовых интриг, основное напряжение которых шло по линии отношений между Царской Семьей и их родственниками. Но внешние приличия соблюдались еще длительное время. Рассмотренные обстоятельства, возможно на первый взгляд и малозначительные, повлекли за собой серьезные последствия, которые кратко резюмированы Анной Вырубовой в показаниях Ч.С.К., (1917 г.): «По временам у меня шевелилась мысль о том, что Милица Николаевна познакомила Государыню с Распутиным для того, чтобы сделать его затем орудием для достижения своих це­лей. Все, что говорилось плохого про Государы­ню, исходило теперь от Милицы и Анастасии Николаевны, они говорили о том, что Государыня психически ненормаль­на, что она слишком часто видится с Распутиным». 18 О том же свидетельствует и архиепископ Феофан (Быстров) (показания в Ч.С.К., 1917 г.): «...испортились доб­рые отношения между Милицей и Анастасией Николаевной, Петром и Николаем Николаевичем и царской семьей...». 19 О том же пишет в своем дневнике генеральша Богданович: «Радциг [ камердинер Николая II ] говорил, что между Ца­рем и Великим князем Николаем Николаевичем полное охлаж­дение, как между Царицей и женой его Анастасией Николаев­ной». 20 Случившееся перемена в отношениях между Царской Семьей и их родственниками не была случайной. Причина лежала не столько в сфере житейской, и даже не столько в политических амбициях, как первопричине, сколько коренилась в различной духовной ориентации. Если Царь, Царица и Их Дети придерживались строго православных взглядов по всем вопросам жизни и сами собой являли примеры подлинных православных христиан, то этого нельзя было сказать по отношению к семьям Вел. князей Николая и Петра Николаевичей, которые были подвержены сильному влиянию своих жен, Анастасии и Милицы. По их поводу Лили Ден позволила себе сделать следующее замечание: «Обе эти Великие княгини увлекались мистицизмом, особенно оккультизмом». 21

http://ruskline.ru/analitika/2013/05/25/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Ангел и НАТО Иерархи Сербской православной церкви выступили с инициативой канонизации трехлетней девочки Милицы Ракич, погибшей весной 1999 года во время агрессии НАТО против Югославии 11.02.2005 806 Время на чтение 4 минуты Сербские газеты писали тогда, что натовские бомбардировщики убили ангела. Трехлетняя Милица Ракич стала первой жертвой военной операции " Милосердный ангел " в Батайнице - небольшом городке под Белградом. И вот, спустя почти шесть лет, в монастыре Тврдош в восточной Герцеговине рядом с образами других сербских мучеников и мучениц появилась фреска с изображением маленькой Милицы. На фреске надпись: " Св. н. муч. от NATO. Милица дете. " ( " Святая новомученица, убитая НАТО. Дитя Милица " ). Фреску написал дьякон Никола Лубардич из Белграда. А епископ Захолмско-Герцеговинский и Приморский Григорий вместе с владыкой Афанасием (Евтичем) из монастыря Тврдош выступили с инициативой канонизации маленькой девочки, чтобы причислить ее к лику святых в качестве новомученицы. Милица - невинная жертва, символ страданий, которые пришлось вынести сербам в последнюю весну уходящего тысячелетия. 1999 год, 17 апреля, 21:45... Когда бомбили аэродром в Батайнице, то трясся, по свидетельству очевидцев, весь Белград. В семье Ракич стрелки часов в детской комнатке по сей день показывают 21:45. Тогда, роковым вечером 17 апреля, трехлетняя Милица была в ванной. Мать, Душица Ракич, лишь на минутку оставила дочку - чтобы разобрать ей постель. " Мама, охраняй меня! " - крикнула ей вслед Милица. Отец Жарко и старший брат Алекса в это время смотрели экстренный выпуск новостей по ТВ. Из-за ежедневных бомбардировок стекла в окне на кухне уже давно были выбиты, и оно было заколочено досками. А столовая теперь служила семье Ракич и гостиной, и спальней. Было тихо, но вдруг гулкое эхо от разрыва запрещенной кассетной бомбы раскатилось по всей округе. " Мой дом как раз напротив Ракичей, - вспоминал потом в свидетельских показаниях 70-летний Богдан Мирилович. - Я услышал взрыв. Потом - пронзительный крик. Это был самый ужасный крик, который я когда-либо слышал в жизни. Потом - причитание... "

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

Макарий, иеромонах (Кравченко) Маковеев Прокопий Пантелеимонович (протоиерей Прокопий) Максимов Евгений С. (р. Б. Евгений) Максимович Михаил Борисович (святитель Иоанн) Малов Леонид (протоиерей Леонид) Малышев Петр Симеонович (протоиерей Петр) Малявинский Михаил Федорович (протоиерей Михаил) Маляровский Михаил (протоиерей Михаил) Мамонтов Николай Иннокентьевич (р. Б. Николай) Мануйлов Иван Николаевич (р. Б. Иоанн) Мануйлов Феоктист Николаевич (р. Б. Феоктист) Мао Фалалей (диакон Фалалей) Мария, монахиня (Оболенская Нина Ипполитовна) Марк, игумен (Журочкин) Маркизов Павел Степанович (р. Б. Павел) Маркизов Флор Степанович (р. Б. Флор) Марков Александр Васильевич (р. Б. Александр) Маркова София Ивановна (р. Б. София) Марсов Виктор Александрович (протоиерей Виктор) Мартынчик Стефан Антонович (диакон Стефан) Марченко Захарий Калинникович (иерей Захария) Маслюков (Масюков) Павел Михайлович (протоиерей Павел) Масютенко Николай Пахомиевич (протоиерей Николай) Матафонов (иеродиакон Иринарх) Матафонов Адриан Никитич (р. Б. Адриан) Матковский Иаков (протоиерей Иаков) Матрона, игуменья (фамилия не установлена) Машин Петр Николаевич (р. Б. Петр) Медведев Владимир (диакон Владимир) Медведев Матфей Иванович (иерей Матфей) Мелетий, митрополит (Заборовский Михаил Васильевич) Мелехин (схиигумен Игнатий) Мельников Алексей Петрович (архимандрит Иннокентий) Мельников Степан Васильевич (р. Б. Стефан) Меркулов Антоний Иванович (р. Б. Антоний) Метаксас Мария Герасимовна (р. Б. Мария) Мефодий, архимандрит (Шлемин Михаил Иванович) Мефодий, иеромонах (Иогель Кирилл Константинович) Мефодий, иеромонах (фамилия не установлена) Мефодий, иеромонах (фамилия не установлена) Мефодий, иеромонах (фамилия не установлена) Мефодий, митрополит (Герасимов Маврикий Львович) Мий Симеон (иерей Симеон) Милицын Александр (протоиерей Александр) Миловидов Вячеслав (протоиерей Вячеслав) Милютин (монах Афиноген) Милютин Нила (диакон Нила) Мин Михаил (протоиерей Михаил) Миролюбов Никандр Иванович (р. Б. Никандр) Мирошниченко Виталий Афанасьевич (р. Б. Виталий)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В середине 1950-х гг. о. Александр вернулся в Россию. Нашел свою дочь в г. Пласте Челябинской области. Остался здесь служить в местной церкви. Скончался в Пласте. Протоиерей Александр Милицын Александр. Священник 282-го пехотного Черноярского полка во время Русско-Японской войны 1904–1905 гг. Под сильным огнем японцев напутствовал раненых в бою у деревни Бенсиху. Протоиерей Александр Молоков Александр Павлович. Родился в 1895 г. в г. Усолье Пермской губернии. Послушник Белогорского миссионерского мужского монастыря Пермской епархии. Окончил Пермскую духовную семинарию. Во время Гражданской войны – причетник военной походной церкви в подразделениях Белой Армии (возможно с протоиереем Иоанном Сторожевым). Эмигрировал в Китай. Иподиакон и келейник митрополита Мелетия (Заборовского) в Харбине. В 1946 г., после смерти владыки, рукоположен в священника к церкви станицы Челотуй Трехречья. Скончался здесь в 1963 г. Протоиерей Александр Онипкин Александр Симеонович. Родился в 1873 г. в семье чиновника. Окончил Иркутскую духовную семинарию в 1894 г. Служил в г. Иркутске и Забайкальской области. С 1906 г. – священник при церкви на ст. Чжалайнор, затем – на ст. Чжалантунь КВЖД. С 1914 г. – благочинный церквей полосы отчуждения и заведующий церковным отделом КВЖД. Член Харбинского епархиального совета. Служил в Свято-Николаевском соборе Харбина (1917–1926 гг.) Был благочинным церквей города. Скончался 16.04.1927 г. в Харбине. Похоронен в ограде Свято-Николаевского собора за алтарем. Протоиерей Александр Орлов Александр Александрович. Военный священник 55-го пехотного Подольского полка во время Русско-Японской войны 1904–1905 гг. Самоотверженно исполнял пастырские обязанности на поле сражения и на перевязочных пунктах. Протоиерей Александр Паевский Александр Григорьевич. Служил в Софийской церкви Харбина в 1929 г. Протоиерей Александр Пиняев Александр. Служил в Пекинской духовной миссии. Настоятель Свято-Николаевского храма в Шанхае. В 1929 г. временно вышел из миссии и открыл в Шанхае приход, подчинявшийся митрополиту Евлогию (Георгиевскому) в Европе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Романа, прибавляет: «возлюбленные князья русские! Не прельщайтесь суетным и мало временным блеском света сего: он пустее паутины, меняется каждый час, как тень, как дым исчезает. Какими вышли мы из чрева матери, такими и отойдем отсюда. He обижайте друг друга, не берите чужого; любите правду, смирение, терпение, любовь и милость. И вы достигнете радости Святых, как сей блаженный князь Роман купил страданиями царство небесное и с сродником своим Михаилом Всеволодовичем, Черниговским князем, принял от Господа венец нетленный как пострадавший за христианскую веру». Отсюда видно, что память кн. Романа чтили в русской церкви во времена его кончины. Предание повествует, что тело св. Романа было тайно унесено его соотечественниками в Рязань и там предано земле. На иконах князь изображался таким образом: он не старых лет, с волосами русыми, курчавыми, падающими с ушей тонкою волною, в собольей шубе на плечах, в бархатной поддевке, правая рука простерта на молитву, а левая держит город и церковь . В 1812 году, в день памяти св. кн. Романа и, без сомнения, по его молитве, одержана была при Клястицах первая победа над французами. В память сего события написан образ св. кн. Романа на стене храма Спасителя в Москве (Слов. истор. о свв. стр. 204. Жит. свв. Муравьева). Преставление блаж. Стефана Лазаревича, деспота Сербского, и память матери его Милицы В 1389 году в битве на Косовом поле сокрушены были силы Сербии. Сербский князь Лазарь был замучен на глазах султана Мурата. Сын Лазаря, Стефан, согласился платить дань султану и обязался выставлять для него вспомогательные войска. Князь верно исполнял свое обязательство во время борьбы султана Баязета с Венграми и с Тамерланом. Стефан Лазаревич старался залечить те раны, которые нанесены были Сербии турецким нашествием. Он обустраивал города, созидал храмы и свою казну тратил на помощь нуждающимся, при чем старался скрыть свою благотворительность. Даже латинские священники чувствовали к нему большое уважение и западные рыцари считали за особенную честь получить посвящение в рыцари из рук Стефана.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010