VI. Другой странник Савва Васильев образовал свое согласие, признав незаконными и неполезными вышеупомянутые статьи Никиты Семенова. Однако многие недовольны Саввой за слишком близкое и явное сожитие с женами 2458 . VII. Известен еще толк Василия Иванова, обнаруженный в Москве в 1857 г. Иванов учил, что каждый последователь Христовой веры должен иметь вид для свободного проживания, не обязывается иметь особой чашки, но может сообщаться со всеми в пище и питие, но запрещает стричь ногти и волосы на верхушке головы 2459 . VIII. Ко второй группе мы прежде всего отнесем „Брач-. —22— ников“. Кроме уже принимаемых странниками таинств крещения и покаяния, они допускают еще брак. Они так формулируют свое учение: „веруем по Евангелию словам Христа Спасителя, что церковь его должна быть на земли со священством и жертвоприношением до второго пришествия Христова; но за лютостью царствующего антихриста, церковь кроется в пустынях, в неизвестных нам местах и мы, за неимением в наших странах священства, должны действовать по нужде только три тайны: крещение, покаяние и брак бессвященнославный“ 2460 . Однако этот толк подразделяется в свою очередь на несколько отдельных отраслей. Это – а) толк Николая Игнатьева Касаткина или точнее продолжателя его Михаила Кондратьева (Касаткин обратился в православие). Он допускает на основании печатанных в Пруссии книг о браке и книги: „Царский путь “ – брак. Относительно последнего постановлено, чтобы те, которые прежде имели своих жен и по выходе в странство расторгли брачный союз, тем повелевалось взять своих жен по себе, а незаконных жен, которых держали в кельях, по обычаю Никиты Семенова, отослать прочь; тем же, которые жили свободные со свободными и не хотели разойтись, приказано было сочетаться браком, дабы в братстве не происходило соблазна 2461 . Последователи этого толка не признают себя на монашеском положении, как прочие странники, но только крыющимися от гонения мирянами, как древние христиане, однако с тем различием, что последние „чаяли возвратиться к общественному житию, а сии отрицают таковое чаяние“.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

А что, свет мой, пишешь, чтобы я помолилась, будто я верна грешная перед Богом и недостойна, однако же дерзаю, надеяся на его благоутробие, аще и грешная. Ей всегда того прошю, штобы света моего в радости видеть. Посем здравствуй, свет мой, о Христе на веки неищетные. Аминь " . В другом своем письме, писанном в Крым, Софья высказывает ту же горячую любовь к своему любимцу: " Батюшка мой платить за такие твои труды неисчетные радость моя, свет очей моих, мне веры не иметца, сердце мое, что тебя, свет мой, видеть. Велик бы мне день той был, когда ты, душа моя, ко мне будешь; если бы мне возможно было, я бы единым днем тебя поставила перед собою. Письма твои, врученны Богу, к нам все дошли в целости из под Перекопу... Я брела пеша из Воздвиженскова, толко подхожу к монастырю Сергия Чудотворца, к самым святым воротам, а от вас отписки о боях: я не помню, как взошла, чла идучи, не ведаю, чем его света благодарить за такую милость его и матерь его, Пресвятую Богородицу, и преподобного Сергия, чудотворца милостиваго... " 12. Никита Гладкий, Кузьма Чермный, Стрижев, Петров и Кондратьев. 14. С боярином Леонтием Романовичем Неплюевым, окольничьим Венедиктом Андреевичем Змеевым, думным дворянином Григорием Ивановичем Калачовым и думным дьяком Емельяном Игнатьевичем Украинцевым. 14. Генерал Гордон в своих записках рассказывает, что Борис Голицын, принявши от Шакловитого последнее признание, не показал его тотчас Петру, чтоб уничтожить из признания то, что касалось Василия Голицына; но Нарышкины донесли об этом царю. Борис извинялся перед царем, что было уже поздно и он по этой причине не показал бумаги тотчас. Петр не лишил его милости и доверия, но царица Наталья и Нарышкины питали к нему за это злобу. 15. Пятидесятника Муромцева и стрельца Лаврентьева; наказанных сослали в Сибирь. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/435681/

Бежав от великороссийской церкви, долго он священствовал у старообрядцев Казани и был главою поволжского раскола. Оттого и прозвали его Казанским. Он не давал много воли мирским людям, которые по своему богатству и влиянию на народ давно господствовал; во всех поповщинских общинах и управляли делами секты. Василии Кондратьевич, по ссоре с «мирскими правителями», оставил Казань предав проклятию своих недоброхотов, и ушел на Керженец. Он был еще не старый человек, и на Керженце о нем сомневались не посвящен ли он епископом малороссийским обливанцем, хотя в действительности рукоположен он был митрополитом казанским Тихоном, уроженцем Нижнего Новгорода стало быть, ни в каком случае не обливанцем. Рассорясь с жителями Керженца и Чернораменья, Василии Казанский уехал на Демидовские заводы, на Урал, но и тут по тесным постоянным связям тамошних жителей с Керженцом, был заподозрен в получении своего сана от архиерея-обливанца. Тогда, прокляв и керженских и заводских старообрядцев, поехал он за литовский рубеж. На Ветке, как уже замечено, не очень верили обливанству, по крайней мере была там сильная партия, не верившая в обливанство малороссиян и белорусов. Василии Казанский сошелся с ними и очаровал их своим умом знанием св. писания и учительскими дарованиями. В то время сама Москва, в которой еще и в заводе не было Рогожского кладбища, когда на месте его еще хоронили тела запытанных в Преображенском раскольников, сама Москва (то есть московские старообрядцы) просила Ветку прислать в нее священника, мужа учительного и истинного пастыря душ человеческих. Ветка послала Василия. Он был в Москве, ездил и по другим городам и волостям «дондеже наполни чпаг серебром и златом». Возвратясь на Ветку с большими деньгами, поп Василий Казанский постригся в монахи и был наречен Варлаамом. Возвратился он на Ветку в то самое время, когда там кипело дело об искании архиерейства. Василий Казанский, или теперь уже Варлаам, пристал к стороне, нетерпеливо желавшей иметь как можно скорее архиерея.

http://azbyka.ru/fiction/ocherki-popovsh...

В память богомудрого подвижника, неподалеку от священной его могилы, в прежнее время существовала деревянная часовня. Вместо часовни, в 1855 г. на средства петербугского купца Василия Михихаиловича Никитина, построена церковь во имя преподобного Александра Свирского . Церковь необыкновенно проста. Она вся деревянная, древней русской архитектуры. В ней, кроме священной утвари, нет ничего металлического: иконостас, паникадило, лампады, подсвечники–все вырезано и выточено из кипариса. Иконы греческой иконописи. На западной сторон острова, с вершины, по скалам, лепится деревянная лестница, ведущая к священной пещере преподобного Александра и на восточной, по отлогостям, тянется дорога к небольшой деревянной пристани. В летнее время, по воскресеньям, возят сюда из монастыря богомольцев на монастырском пароходе, который пристает с северной его стороны. Тут пассажиры выходят с парохода на пристань, и, поднявшись на гору, идут по узкой тропинке, в половине обрывистой горы, в пещеру преп. Александра, где, поклонившись святому месту, поднимаются по лестнице на самый верх горы– в церковь . Отстояв молебен, идут обратно по прямой уже дороге на пароход и отправляются в Ильинский скит. С устроением храма, построены на острове два небольшие деревянные домика с кельями для братии, которых здесь восемь человек; третий домик с их кухней и трапезой. По уставу скита молочную пищу здесь никогда не употребляют. Служба здесь бывает только в праздничные дни, а в будни неусыпное чтение Псалтири продолжается день и ночь, с поминовением имён монастырской братии и благодетелей. Между храмом и кельями разведён огород и фруктовый сад. 4. Скит св. Иоанна Предтечи. Остров, на котором находится скит, назывался прежде, по-фински, Серничан, т. е. Монашеский. Теперь он носит название Предтеченского и отстоит от монастыря в 4-х верстах, выдвигаясь в озеро громадным утёсом и сплошь покрытый высоким лесом. Предполагают, что здесь, по разорении Валаама шведами в 1611 г., когда главный остров был занят финнами, поселились изгнанные монахи. Остров затем посещался рыбаками, которые проживали здесь в оставленных кем-то избушках.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Kondratev...

В храме достопримечательны: 1) Местная, древняя икона Спасителя; на ней надпись: «Написаны святые образа в церковь Покрова Пресвятой Богородицы обещанием и коштом господина Дмитрия Григорьевича Муравьева 1739 г. июля 1. Писал города Суздаля иконописец Яков Кособрюхов с товарищи». 2) Икона Василия Вел. с надписью: «Обещанием и коштом дворового человека Василья Кондратьева сына. Писал иконописец Яков Кособрюхов 1739 г. июня 13». 3) Евангелие, (М. 1677). Причт составляют священник, дьячок и пономарь. Из прежних священников известны: Григорий Яковлев, уволенный в 1822 г. за штат, по болезни; Иоанникий Алексеев – зять его, умерший в 1828 году; Тимофей Постов, из диаконов погоста Лунгачи; Василий Рождественский , зять Постова, перешедший, в 1861 г., в Лунгачи; Афанасий Яценко, перешедший из Маасельгского погоста и уволенный за штат в 1862 году; Иоанн Землянский, из диаконов Доможирской церкви гдовского уезда. Потом служили: Александр Чернов, ум. 30-го сентября 1872 г.; Стефан Соколов, перешедший в 1876 году в Оятское село; Феодор Дьяконов, ум. 23-го февраля 1883 г. Ныне служит Константин Лорченко. До штатов причт содержался на общих основаниях. С 1843 г., по штату 6-го класса, получает жалованье, с вычетом процентов с капитала в 2,285 р., положенного помещиком Ададуровым. Других сборов, натурою и деньгами, поступает в пользу причта не более 100 р. в год. Земли при церкви 33 десятины. К церкви принадлежит деревянная сторожка· Причт живет в церковном доме, купленном в 1868 г. от священника Иоанна Землянского. Границы прихода: с севера – Изсадский приход, с юга и востока – Васильевский, с запада – Волхов. Прихожан, по клир. ведомостям 1883 г., м. п. 157, ж. 203. Приход составляют следующие деревни: Пенчино в 9 верстах от церкви, Борихино и Златыни – в 7 вер., Весь – в 4 вер., Кобылкино – в 2 вер. и Стрелка – в 4 верстах. Жители занимаются, зимой – извозом в Петербурге, а летом – земледелием. Между прихожанами есть грамотные. Школа открыта в деревне Златыни в 1863 году. Учит крестьянин и получает за каждого учащегося по 30 коп. в месяц. Помещение для школы переносится, по неделе, из одного дома в другой.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Впоследствии возле этого храма возникла обитель, которая также получила название Миасинской. Главной святыней этой обители была находящаяся в ней чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Когда и кем написана она, об этом не сохранилось никаких известий. О дальнейшей судьбе и прославлении этой иконы предание сообщает, что когда на Востоке при императоре Льве Исаврянине (716—741 гг.) возникла иконоборческая ересь, то Миасинская икона Богоматери, по распоряжению гражданских иконоборческих властей, была брошена в озеро. Когда в царствование Михаила III (842—867 гг.) иконоборческая ересь прекратилась и было восстановлено истинное иконопочитание, то чудотворная Миасинская икона из глубины озера, где более ста лет пребывала, поднялась на поверхность и была взята отсюда верующими, которые нашли ее совершенно неповрежденной. Обретение иконы произошло 1 сентября 864 года, в воспоминание чего и установлен праздник «Собор Пресвятыя Богородицы в Миасинах», т. е. собрание верующих для поклонения чудотворной иконе Божией Матери. Александрийская икона Время явления этой иконы неизвестно, и вообще не сохранилось никаких исторических сведений о ней. По изображению на старинных гравюрах икона представляет из себя поясной образ Богоматери с Предвечным Богомладенцем, Которого Она поддерживает правой рукой. 2 сентября Калужская икона Чудотворная икона Калужской Божией Матери находится на месте явления своего, в селении Калужке Калужской губернии. Явилась она в 1748 году, в царствование императрицы Елизаветы Петровны, в имении боярина Василия Кондратьевича Хитрова, в с. Тинькове, в семи верстах от Калуги. Две дворовые девушки разбирали на чердаке барского дома старые вещи. Одна из них, по имени Евдокия, отличавшаяся дерзким и легкомысленным характером, вела себя при этом непристойно и говорила неприличные речи, не обращая никакого внимания на замечания своей подруги. Среди разного хлама последняя нашла сверток полотна. Развернув его, она увидела ясное, отчетливое изображение Женщины в темном одеянии, подобном монашескому, с благоговейным лицом читающей книгу. Служанка подумала, что на этом полотне изображена игуменья, и указала на это своей несдержанной подруге. Легкомысленная Евдокия дерзко плюнула на изображение и сказала: «Вот как я боюсь твоей игуменьи». Но едва только она вымолвила это, как тотчас же была поражена невидимой силой: она упала без чувств, руки и ноги ее стали корчиться в страшных судорогах, на губах выступила пена, и она лишилась зрения и языка. Ее подруга доложила обо всем своему господину. По его приказанию бесчувственную Евдокию сняли с чердака, перенесли в комнату и положили под святыми иконами в ожидании ее смерти,

http://sedmitza.ru/lib/text/440305/

Далее идет «род болярина князя Ивана Андреевича Голицына, род стольника и воеводы Кондратия Фомича Нарышкина, род именитаго человека Григория Димитриевича Строганова», потом после пропуска нескольких страниц «род стольника Ивана Ивановича Буторлина большаго, род гостя Логина Кондратьевича Добрынина, род Шушманова, род стольника Тихона Михайловича Беклемешова, род болярина Семена Лукьяновича Стрешнева, род княгини Софии Ивановны Одоевской, род боярыни Евдокии Андреевны Стрешневой, род стольника князя Петра Эльмоурзича Черкасскаго, жены его вдовы княгини Устины Васильевны, род стольника князя Андрея Канбулатовича Черкасскаго, род стольника Ивана Богдановича Милославскаго, род думнаго дворянина Иоанна Иоанновича Чаадаева, род стольника, Стефана Дмитриевича Борисова, род Морозова (с Москвы), род Бельскаго, род гостя Стефана Горбова Москвитянина, род князя Василия Городскаго, род Игумена Козмы, обители сея постриженника, где записаны: игумен Кирилл Белоозерский, старец Нил Сорской , Митрополит Макарий Новгородский, инок Елеазар Анзерский, инок Варлаам игумен Ферапонтовский. Особыми чернилами «монах Герман соловецкий». Далее роды игуменов: Каллистрата, игумена Василиска (написан на бумаге особого свойства, очевидно вставленной после, так как Василиск скончался после написания сего синдика, а именно около 1700 г.), род Московского хлебного приказа подьячаго Алексея Яковлева сына Кобякова ( а в февр. и), род игумена (Архим.) Арсения, бывшего настоятелем раньше Василиска на 10 лет и смененного Козмою. Вот почему после Арсения и нет более родов игуменских. 467 Далее идут роды неименитые, а именно: род гостя Гавриила Мартынова Фетиева вологжанина; р. стрельца «от города» Ивана Антонова Сараева, р. колмогорца Андрея Петрова Прелковых с Марилова острова; р. Афанасия Осколкова с Яренгского городка; р. москвитянина гостиные сотни Гавриила Романова сына Никитина; р. крестьянина Матвея Симеонова сына Головиных – Вознесенского приходу; р. иеромонаха Пахомия, где записаны Мамельфа-Босого, Вонифатий-Копыто; р.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

И по нынешней мере явилось того порозжего места под строением Моисея Буженинова длиннику 3 сажени шесть вершков, поперечинку от угла палаты 2 сажени, как и во описи прежней Василия Бобинина явилось; под строением лавочным Карпа Леонтьева сажень с четью; под строением Ермолая Алмазникова под углом сеней от Малороссийского двора поперечнику сажень. И на той земле то строение он Иван при вышепомянутых понятых сломал и по писцовым и переписным книгам и по описи дьяка Василья Бобинина 198-го году той земли во владение секретарю Василью Степанову отмерено длиннику от двора Савы Рагузинского по Покровской улице 19 и 3/4 сажени; в другом конце от его ж Савина двора к Малороссийскому двору 23 и 2/3 сажени; поперечнику от Покровской улицы подле того ж Савина двора до двора Гетманского 25 и 1/2 сажень; в другом конце от двора Гетманского подле Малороссийского двора к Покровке до палатного угла 14 и 1/2 сажень. Да того ж Посольского двора позади палат и лавок деревянных, что по Покровской улице, длинпику 11 сажень, поперег от палатного угла к Покровской улице 2 сажени, в другом конце сажень с полутретью. Иван Фаворов руку приложил. К сим описным книгам церкви Николая чудотворца, что в Блинниках, иерей Михаил Петров и вместо понятого сына своего духовного Нефеда Гаврилова, по его прошению, руку приложил. К сим описным книгам церкви Кира и Иоанна, что на Кулишках, дьякон Матфей Петров вместо понятых Ивана Воробья, Федора Кондратьева, по их веленью, руку приложил». К этим описным книгам приложен следующий чертеж, на обороте коего подписи тех же лиц, что и под приведенными «описными книгами». (Оригинал в длину 7 вершков, в ширину 4 вершка). 6. – 1711 г. О пенсии вдове Глюка и отпуске ее в Ригу (Выезды 1703 г., д. 1). Державнейший царь, государь милостивейший! В прошлом 1710 году по присланному твоего великого государя указу из С.-Петербурга в государственный Посольский приказ за подписанием государственного канцлера и тайного советника и кавалера графа Гаврила Ивановича Головкина за труды мужа моево, которые он показал в учреждении на Москве школ и во обучении, давать мне нижеименованной с детьми на пропитание вашего царского величества жалованья по 300 рублев в год; и на прошлой 710-й год в мае месяце то жалованье выдано, а на нынешний 1711 год не дано.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Игумен Феодосии (в миру Александр Васильевич Поморцев, 1854–1920) — принял постриг в 1899 г., спустя год перемещен в Оптину пустынь, где в 1902 г. был рукоположен в иеромонаха. Ученик старца Варсонофия, в 1912 г. был назначен на его место скитоначальником и духовником Оптинской братии. Обладал даром рассуждения, много времени и внимания уделял интеллигентной молодежи. Был последним скитоначальником Оптиной до ее закрытия. Калужская икона Божией Матери явлена чудесным образом в селе Тиньково в 1748 г. (рядом с Калугой) в доме помещика Василия Кондратьевича Хитрово. Празднуется 1 сентября в честь избавления Калуги в 1771 г. от моровой язвы, 12 октября в память спасения Калуги от нашествия французов в 1812 г., 18 июля за охранение от холеры в 1898 г., а также в первое воскресенье Петрова поста. В настоящее время находится в кафедральном соборе Калуги. Прп. Амвросий Оптинский (в миру Александр Михайлович Гренков, 1812–1891) — один из самых знаменитых и любимых оптинских старцев. Родился в селе Большая Липовица Тамбовской губернии Тамбовского уезда в семье пономаря. В 1836 г. окончил Тамбовскую духовную семинарию, работал учителем в Липецком духовном училище. Во время болезни дал обет уйти в монастырь. В 1839 г. поступил в Оптину пустынь, в 1841–1846 гг. был келейником прп. Макария (Иванова). В 1842 г. был пострижен в мантию, в 1845 г. рукоположен в иеромонаха, между 1846 и 1848 гг. принял тайную схиму. В 1846 г. по болезни был вынужден уйти за штат, в 1890 г. переехал в Шамордино, где и скончался 10 октября. За советом и утешением старца в обитель приезжали люди разных сословий со всех концов России; среди самых известных посетителей старца — Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, B.C. Соловьев. Канонизирован в 1988 г. Память 10 октября. См. о нем: Схиархимандрит о. Агапит (Беловидов). Жизнеописание … оптинского старца Иеросхимонаха Амвросия в двух частях. М., 1900. Ч. 1–2. Игумен Андроник (Трубачев). Преподобный Амвросий Оптинский .….М., 1993. Прп. Анатолий Оптинский (в миру Анатолий Алексеевич Потапов, 1855–1922) — родился в Москве, в семье мещан, в Оптину пустынь поступил в 1885 г., был келейником прп. Амвросия. В 1895 г. пострижен в мантию, в 1906 г. рукоположен в иеромонаха. Окормлял мирских людей, был «народным» старцем. С 1906 г. назначен духовником женского Шамординского монастыря. В 1920 г. был арестован, но вскоре освобожден. В 1921 г. во время тяжелой болезни принял схиму. Скончался 30 июля 1922 г. за несколько часов до нового ареста. В тексте воспоминаний год его смерти ошибочно указан как 1921. Канонизирован в 1996 г. Память 11 октября. См. о нем: Житие Оптинского старца Анатолия (Потапова). Козельск, 1995. Цветочки Оптиной пустыни.…/Сост. С. Фомин. М., 1995.

http://azbyka.ru/fiction/istorija-odnoj-...

Киот по истине грандиозен. Он имеет вид и часовни, и рамы. Кроме резных христианско-символических изображений, на нем помещены атрибуты царской власти: корона, скипетр и держава, а ниже, под полукруглым карнизом, мученический венец. Игра желтого и зеленого золота с красною, голубою и белою по местам красками, очаровательна. Киот устроен по рисунку и в мастерской охтенского купца Василия Егоровича Кондратьева, в марте 1882 года. Здесь же считаем нужным упомянуть об одном напрестольном Евангелии, хранящемся в приделе праведного Иосифа. Оно – древнее Петербурга, и печатано в Москве в 1697 году. г) Церковь Покрова Пресвятые Богородицы При устройстве первого свято-троицкого храма (1731 г.) упущено было из виду (может быть из экономии) одно обстоятельство: просторный, трехпрестольный храм был холодный, без печей. Усердные к церкви охтенские поселяне исправили этот недостаток, воспользовавшись первым удобным случаем, который имел большое значение в их хозяйственной жизни. Петр Великий дал приказ – наделить охтенских поселян землею; но этот приказ был приведен в исполнение только в 1746 году. В память такого благодеяния, охтяне решили построить другой храм. По указу с.-петербургского духовного правления, от 4 июля 1748 года, на средства охтенских поселян, под присмотром архитектора Михаила Земцова, на восток от Свято-Троицкой церкви, построен новый каменный, однопрестольный теплый храм во имя Покрова Пресвятые Богородицы. Устройство его довольно оригинально: стены каменные, своды и купол – деревянные, покрыты железом, отчего он много выигрывает в легкости и красоте внутреннего вида. Во второй половине прошлого столетия охтенское кладбище при Свято-Троицкой церкви переполнено было телами умерших, между тем как окружающая его местность застроилась жилыми помещениями. Вследствие этого, в 1773 г., отведено было за селением Охты, по берегам речки Чернавки, в направлении к пороховым заводам, под кладбище пустопорожнее место длиною в 70, шириною в 15 саженей 138 . В 1775 году, на новоотведенном кладбище устроена каменная, с колокольнею, церковь во имя св.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010