Существовавшая ранее церковь Илии пророка в селе Ильинском, на реке Москве. Село Ильинское с церковью св. пророка Илии в начале XVII ст. находилось Московского уезда Горетова стана в дворцовом ведомстве. По писцовым книгам 1631-33 гг. показано «к церкви земли 12 четвертей в поле, сена 30 копен». Ильинская церковь в селе Ильинском писалась в приходных книгах Патриаршего Казенного Приказа за 1618 г. под Радонежской, Селецкой и Загородской десятинами: «церковь Илии порока, что на Москве реке, в государеве дворцовом селе Ильинском, дани 2 алтына, по наказу гривна…». В том же порядке сия церковь писалась под Загородскою десятиною по 1678 г. с обозначением «дани 18 алтын десятильничьих и заезда гривна». 11 января 1630 г. государь патриарх Филарет Никитич пожаловал дворцового села Ильинскому попу на молебен гривну (в походе в Саввин монастырь). В 1634 г. село Ильинское пожаловано из Приказа Большого Дворца боярину Василию Ивановичу Стрешневу. В 1646 г. при Ильинской церкви находились: «во дворе поп Андрей, во дворе дьячок Афонка Герасимов сын, во дворе пономарь Фетка Ошитков; в селе Ильинском числилось 30 дворов крестьянских, двор бобыльский и деловых задворных людей 8 дворов, всего в них 159 человек». После В.И. Стрешнева село Ильинское с деревянною церковью Илии пророка и с другою церковью Василия Кесарийского, построенною неизвестно когда, в 1661-65 гг. принадлежало Семену Лукьяновичу Стрешневу. В отказных книгах 1666 г. 10 августа, по которым утверждено имение за боярином Родионом Матвеевичем Стрешневым после Семена Лукьяновича Стрешнева, церковь в селе Ильинском описана так: «Церковь Василия Кесарийского древяна клетцки, верх шатровый, а в церкви пять образов местных не окладных, писаны на золоте и на празелени, двери царские писаны на золоте, деисусы с праздники дванадесятными, тринадцать образов окладных, образ Пречистой Богородицы… Другая церковь св. пророка Илии древяна клецки, а в церкви шесть образов местных, писаны на золоте и на прозелени, не окладные, двери царские, деисусы с праздники двенадесятными; образ Пречистой Богородицы напрестольные, венец и гривенка басменные… на колокольне шесть колокол больших и меньших, и середних, а то все строение прежних вотчинников. В селе Ильинском двор боярский, двор приказчиков, двор скотный, двор конюшенный, у церкви во дворе поп Федот Кондратьев, служит у обеих церквей переходя, во дворе дьякон Микита Исаев, во дворе пономарь Мишка Афанасьев, во дворе просвирня Капталиницина Иванова жена, да крестьян 39 дворов». В 1678 г. находилось при боярском дворе 11 чел. кабальных людей, 10 дворов крестьянских, 18 дворов бобыльских – всего 124 чел., да в крестьянской слободе того же села Ильинского во дворах иноземцев 6 семей, в них 16 чел.

http://sobory.ru/article/?object=03295

Более детальное представление об облике церкви Введения, построенной на месте храма-предшественника с одноименным посвящением, дает «Опись, учиненная Архангельской епархии Онежской округи Первого Благочиния по Ворзогорскому приходу…» за 1833 г. В ней церковь описывается как трехпрестольная с двумя приделами. Престолы и жертвенники Введения Богоматери и Василия Великого были освящены в 1794 г.; престол и жертвенник Великомученика Георгия в 1795 г. Введенская церковь в 1836 г. была обшита тесом и окрашена охрой на масле, а крыша на ней перекрыта и окрашена желтой краской. Клировая ведомость за 1875 г. уточняет, что в 1868 г. главы были окрашены «зеленью», а крыша охрой. Церковь Святителя Николая Чудотворца построена в 1636 г. По сведениям клировых ведомостей 1803-1808 гг., Никольская церковь первоначально имела шатровое завершение. В 1886 г. с. Ворзогоры посетил В. В. Суслов. В краткой заметке о селе исследователь сообщает о том, что на главных квадратных срубах двух старинных церквей возвышается по пять глав; пятиугольные срубы алтарей завершаются крышами бочечной формы. С западной стороны к церквям прилегают паперти, и к ним открытые лестницы: те и другие перекрыты двускатными крышами. Также Суслов обращает внимание на то, что колокольня, по всей видимости, была недавно перестроена: ее шатровый верх заменен плоским куполом, увенчанным высоким шпилем. Все здания обшиты тесом. В 1929 г. в с. Ворзогоры был организован рыболовецкий колхоз. Церкви были закрыты. В 1939 г. московское отделение Союза советских архитекторов направило на Север две экспедиции. В отчете экспедиции зафиксировано, что Николаевская церковь 1636 г. и Введенская - 1793 г. – деревянные, пятиглавые, используются под склады и клуб. Уничтожены главы – кроме двух восточных у Никольской церкви. В 1931 г. на Введенской церкви сохранялась как минимум одна центральная глава. Таким образом, завершение храма было окончательно уничтожено в период между 1931 и 1939 гг. 13 августа 1998 г. храмовый комплекс Ворзогорского прихода (церковь Никольская, церковь Введенская, колокольня), а также кладбищенская церковь Зосимы и Савватия были взяты под государственную охрану. На сегодняшний день Введенская церковь является памятником культуры регионального значения в составе ансамбля «Храмовый комплекс Ворзогорского прихода». В 2015 г. по заказу Благотворительного фонда содействия возрождению Храмов Отечества был подготовлен проект противоаварийных работ для Введенской церкви. По проекту были произведены первоочередные противоаварийные работы.

http://sobory.ru/article/?object=15269

В 1392 году преподобный Сергий преставился, оставив преемником своим преподобного Никона. Но Никон, по любви к уединённому богомыслию, скоро оставил управление монастырём и затворился в особой келии; „братия же, не терпяще без настоятеля быти, со многим молением возведоша на игуменство блаженного Савву в Великую лавру“. 3 Здесь преподобный Савва „добре пасяще порученное ему стадо, елико можаще, и елико отца его блаженного Сергия молитвы спомогаху ему“. Древнее предание ко времени начальствования его в Лавре относит изведение молитвами его источника водного за стенами обители к северу. В рукописи о новоявленных чудесах преподобного Сергия, писанной келарем Троицкого монастыря Симоном Азарьиным 4 , о кладезе Саввы сказано: «Место тогда было безводно (при обители Сергия) и кроме источника, его же св. Сергий молитвою изведе, не бысть иныя воды под его обителию. Ныне же всем зримо, многи источницы явишася. Первее по нем ученик его преподобный Савва, иже ныне на Сторожех, молитвами св. отца своего преподобного Сергия, изведе источник воды чистый выше конюшенного двора, из него же и доныне почерпают, благодаря Бога». 5 – Вероятно, в Лавре же преподобного Сергия преподобного Савву, во время его игуменства, узнал и князь Звенигородский Юрий Дмитриевич, брат тогдашнего великого князя Василия Дмитриевича. Он часто посещал обитель преподобного Сергия и ущедрял её богатыми вкладами. Преподобный Савва, всем известный тогда по святости жизни, возбудил к себе любовь и почтение и в Юрие – и князь избрал его своим духовником. 6 В одно из посещений Троицкой обители Юрий просил преподобного Савву идти с ним в город Дмитров, подать благословение его дому. Благочестивый старец, умоленный князем, согласился исполнить его прошение и вместе с ним предпринял путь, надеясь скоро возвратиться в обитель свою. Но промысел Божий устроил иначе. Юрий, желая навсегда иметь при себе такого святого и мудрого старца, неотступно начал умолять его, чтобы он никогда уже от него не отлучался, «да пребудет у него, и да созиждет монастырь в отечестве его близ Звенигорода, идеже есть место, зовомо Сторожи». Преподобный Савва, видя душевное желание князя, согласился и на это его прошение, и с полным упованием на помощь Божию, пошёл на «Сторожу». Это, по всей вероятности, было в 1398 году, ибо преподобный Савва игуменствовал в Троицком монастыре около шести лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Kondratev...

В 1646 г. пустошь Козмодемьянская значится деревнею с 2 дворами крестьянскими, а в них 5 чел. Сын Василия Борщова – Федор отдал это имение в приданое своему зятю Александру Тихменеву, от которого оно в 1666 г. перешло к его сыну Дмитрию Тихменеву. По переписным книгам Московского уезда 1678 г. Козмодемьянское значится за Алексеем Ивановичем Сабуровым, а в нем двор вотчинников, во дворе живут деловые люди, 7 семей, 20 человек. В 1683 г. оно продано князю Петру Ивановичу Хованскому, которым и была построена в сельце церковь во имя Знамения Пресвятой Богородицы. В 1718 г. Козмодемьянское принадлежало жене князя П.И. Хованского, вдове княгине Анне Кондратьевне, потом князю Никите Андреевичу Хованскому. В 1776 г. его дочь Марья Никитична, жена П.В. Нечаева, село продала А.Д. Дурново. В это время в селе находилась вновь построенная, но не освященная деревянная церковь во имя Знамения Пресвятой Богородицы. Холмогоров В.И., Холмогоров Г.И. «Исторические материалы для составления церковных летописей Московской епархии». Выпуск 3, Загородская десятина. 1881 г. Сведения об утраченных церквях Истринского района в изданных книгах Скворцова Хованское Протоиерей Н. А. Скворцов. Материалы по Москве и Московской епархии за XVIII век. – М., 1911. С. 231-232: 1781 года 28 сентября Крутицкая Консистория представляла об освящении Московскаго уезда, Загородской десятины, в селе Космодамианском Знаменской церкви, по прошениям подполковницы Марьи Полтевой и ведомства Коллегии Экономии старосты Иоакима Васильева, коими показывали: подполковница Полтева о своей деревне Петровской, а староста Васильев о деревне Селиванихе, что оныя деревни прежде находились в приходе помянутой Знаменской церкви, а по построении в 758 (1758) году вместо обветшавшей другой за долговременным по неприуготовлению церковной утвари неосвящением, приписаны в приходе села Ивановскаго, Садки тож, Загородской же десятины, а ныне они в оном приходе за дальним от него разстоянием быть не желают, и просили причислить их в приход села Космодамианскаго к Знаменской церкви по прежнему. По этому донесению Конторою Свят. Синода определено: оным деревням (Петровской и Селивахине) быть в приходе села Космода-мианскаго при новопостроенной Знаменской церкви; а как при оной церкви и с приписными деревнями будет только 24 двора, то к той же Знаменской церкви приписать из прихода от церкви села Еремеева столько дворов, чтоб при Знаменской церкви было не менее 40 дворов, и когда к Знаменской церкви такое число дворов будет приписано, тогда ее и освятить дозволить.

http://sobory.ru/article/?object=41932

В церковной летописи значилось, что приход образовался в 1578 г. В приходе имелось три церкви: Введенская, построенная в 1793 г., Никольская, построенная в 1636 г., Зосимо-Савватиевская, построенная в 1850 г. на приходском кладбище. Все три были построены на средства прихожан, деревянные. К концу XIX в. обшиты тёсом и выкрашены: кладбищенская и Введенская - охрой на масле, Никольская - белилами. Кладбищенская церковь имела одну главу, обшитую белым железом. Введенская и Никольская церкви - пятиглавые, главы окрашены зеленой краской, крыши на церквах деревянные, окрашены чернетью на масле. Все три были прочные на 1896 г. В Введенской церкви престолов три: 1) во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы, 2) во имя Василия Великого и 3) во имя вмч. Георгия. В Никольской церкви престол во имя свт. Николая Чудотворца. В кладбищенской церкви престол во имя Зосимы и Савватия Соловецких. Расстояние от духовной консистории - 255 вёрст, от местного благочинного - 23 в. Ближайшие церкви: церковь Благовещения в с. Нименьге в 12 верстах, Троицкий собор в г. Онеге в 23 верстах. Церковной земли имелось 19 десятин - 4 десятины пахотной земли и 15 десятин сенокоса (документов на земли никаких не имелось). Качество земли было посредственное: пахотная земля - песчаная, сенокос находился преимущественно на почве болотистой, поэтому доход, получаемый с земельных угодий, был невелик: в 1896 г. было получено с пахотной земли до 32 мер жита и до 11 возов соломы; сена поставлено около 25 возов. Как пахотная, так и сенокосная земля почти вся отдавалась для обработки крестьянам, за что те получали половину урожая. Доходы причта: жалование от казны - 190 руб. (священнику 140 руб. и псаломщику 50 руб.). В качестве руги служил сбор хлеба и масла на Светлой неделе и масла в Петров пост, всего - хлеба до 6 пуд. и масла до 1,5 пудов; за требоисправление в этом году причтом получено до 200 руб. Дома для причта были общественные, построены: настоятелю в 1883 г., псаломщику в 1871 г. Деревянные, одноэтажные, обшиты тёсом.

http://sobory.ru/article/?object=15269

Вскоре неподалеку от жилого дома фабриканта церковь была заложена. Под ее двор выделили участок 80 на 80 сажен (170 на 170 метров). Строительство велось неспешно, только 8 марта 1741 года освятили верхний деревянный придел во имя святых Онуфрия и Петра. Пять лет спустя была завершена и молитвована вся церковь, со временем получившая название Тихвино-Онуфриевской. В 1758 году деревянный придел во втором ярусе сгорел, при пожаре повредились даже каменные стены трапезной. Через четыре года Гарденины-младшие восстановили домашнюю церковь, теперь были устроены два каменных придела в самой трапезной на первом этаже. К существующему добавился еще придел в честь трех вселенских святителей - Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. В конце XVIII столетия возросшее число прихожан потребовало расширения богослужебного здания, и в 1795 году перестройка церкви завершилась. Последний раз в дореволюционное время она подверглась реконструкции в 1873 году. Придельные алтари тогда были вынесены из трапезной и поставлены в один ряд с главным алтарем. Храм приобрел свой окончательный вид. Из достопримечательностей автор исторического описания Тихвино-Онуфриевской церкви протоиерей Василий Горьковский (1908) отмечал в ней прекрасную икону святых Онуфрия и Петра, написанную в 1819 году местным художником Иваном Шевцовым, и «очень древнюю» икону Тихвинской Божией Матери в позлащенной ризе, унизанной жемчугом. Весу в оной вместе с киотом - 1 пуд 11,5 фунтов (почти 21 кг). Имелось в церкви и святое Евангелие 1759 года тиснения с серебряным окладом, переплетенное в две доски. Общий вес фолианта, подаренного богомольцем Петром Кондратьевым, составлял 1 пуд и 23,25 фунта (более 24 кг). На церковной земле в начале прошлого века находились каменная сторожка, сарай для топлива, открытая в 1894 году приходская школа, в которой состояли две учительницы - грамоты (Зинаида Ключанская) и рукоделия (Надежда Егорова). На содержание причта (два священника и два псаломщика) шли банковские проценты с капитала в пятнадцать тысяч рублей. Приход был невелик: в 1805 году - 149 дворов, в 1908 году - 160 дворов на окрестных улицах Поднабережной, Манежной, Чернавской, Левой и Правой Суконовках, где проживали 926 человек, а век спустя - 1088 человек. Когда-то здесь обитали работные люди с гарденинской суконной мануфактуры: для них, собственно, и строилась церковь. К началу XX века об этом напоминали лишь названия улиц. Одна из фабрик была занята под военную казарму, вторая превратилась в жилой дом, а гарденинский особняк давно уже отошел городскому обществу...

http://sobory.ru/article/?object=00821

Источник: «Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии». 1896г., г. Архангельск. В Ворзогорах было три деревянных храма. Пятиглавый храм в честь святителя Николая был построен в 1636 году. Другой пятиглавый Введенский храм был построен в 1793 году, в нем было три престола: в честь Введения во храм Пресвятой Девы Марии, св. Василия Великого, и великомученика Георгия Победоносца. Эти храмы и колокольня были обшиты тесом и окрашены в белый цвет. Внутри стены были покрыты натянутой тканью. Таким образом, и внутри и с наружи эти деревянные храмы были белостенными. Еще один храм в честь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких был построен на приходском кладбище в 1850 году. Деревянная Введенская церковь стоит в юго-западной части территории погоста в селе Ворзогоры, построена 1793 году. Церковь состоит из основного храмового четверика, алтаря уступчатой формы, прямоугольной трапезной и сеней, расположенных относительно продольной оси. Со стороны северного фасада к алтарной части примыкает пономарня, пристроенная позднее. К сеням примыкает открытое крыльцо, выходящее на северную сторону. Фундаментом служат валуны. Основные четверики здания рублены из бревен, перевязанных в «обло», пономарня рублена из бревен, перевязанных в «лапу». Стены с повалами, обшиты профилированным тесом (на промышленных круглых гвоздях), скрывающим выступающие концы венцов срубов. Основной четверик покрыт четырехскатной тесовой кровлей с полицами. Пятиглавое завершение крыши на данный момент утрачено. Алтарь покрыт крышами с прямыми скатами, над которыми возвышается бочка. Над бочкой были ныне утраченные малая бочка и глава. Трапезная и сени покрыты единой двухскатной крышей. Внутри все помещения перекрыты плоскими перекрытиями. На всех фасадах расположены регулярные ряды окон. В трапезной одно из окон на северном фасаде в советский период было переделано в дверь, на данный момент заколочено досками. Тес кровли и нижние поврежденные венцы здания были заменены в ходе противоаварийных работ 2016 года. Также были проведены работы по расчистке фундамента и устройству дренажной системы.

http://sobory.ru/article/?object=15268

Итак население Хрущовой Никитовки происходило около 1677 г., т. е. около того времени, как часть земель нынешней Никитовки дана была уманскому полковнику Никите Кондратьевичу в поместье. К тому же времени относилось и население Полковой Никитовки. Это было после того страшного разгрома, который в 1674 г.нанесли турки каза-кам правой сторони Днепра, и когда особенно пострадали поселения полков Уманского и Ладыжинского. «Оставшийся народ, говорит Величко, ни от кого не надеясь ни милости, ни обороны себе, многими таборами и толпами собрался со всех поветов и с скорбию сердеч-ною, с слезами на глазах прощался на всегда с прекрасными местами своими, перебрался на сию сторону Днепра.... Многие удалились в московские слободские полки и наполнили их собою, как и вся Украина левой стороны, пред тем малолюдная, с того времени наполнилась и умножилась жителями Украйны за-днепровской». Относительно первого храма в Полковой Никитовке можем указать на акт. «Ахтырского полку с. Ннкитовки поп Леонтий Емельянов объявил запись: року 1705 авг. 2 продал я о. Павел Васильев священник Губаровский мельницу на р. Мерле о. Емельяну Матвеевичу священнику Никитовскому за 300 золотых». В консисторском архиве сохранилась метрика Полковой Никитовки Успенской церкви священников Василия и Леонтия за 1720 г. По делу 1750 г. последний подписался: Леонтий Буцкий. По документам же видно, что в Полколой Никитовке был и другой храм — храм Покрова Богоматери. Около 70 лет назад тому в Хрущовой Никитовке существовали два храма, — один во имя Успения Пресв. Богородицы, другой во имя Свят. Николая. Первый храм Успения построен был здесь первым основателем Никитовки Никитою Кондратьевичем и при нем были свящешиками зятья его: Федор Стафиевичь и о. Марк. Первый из них в 1703 г. отдал Михаилу Никитичу Дорошевскому лес в обмен на мельницу с лесом и как при этом случае, так и в актах 1705 г. называется Успенским священником Никитовки, равно и сын его Осип Федорович Стафиевич, продавший в 1710 г. наслед-ственный дорошевский лес богодуховскому сотнику Федору Павловичу Павлову, в акте 1727 г. называется также священником Никитовским. В 1738 г. новый владелец Никитовки, Нежинский полковник Иван Семенович Хрущов просил и получил разрешение освятить новый храм в Никитовке во имя Чуд. Николая и в приделе престол во имя Алексея Митрополита. А в 1745 г. он же полковник получил грамоту с благословением перестроить старый Успенский храм владельческой Никитовкн.

http://sobory.ru/article/?object=04098

Можно вспомнить стихотворение Константина Симонова «Жди меня», «В землянке» Алексея Суркова, стихотворения Ольги Берггольц и, конечно же, «Василия Теркина» Александра Твардовского – это был тоже своего рода живой непосредственный отклик. Писательские бригады ездили по фронтам и потом, по горячим следам, создавали не только публицистику, но и художественные произведения. Литература о войне того времени отошла впоследствии в тень, потому что наиболее совершенные художественные произведения создавались все-таки после Великой Отечественной, но она тоже важна – это был первый отклик на события, переживаемые всей страной. – Осмысление войны началось сразу после ее окончания? – Самые глубокие произведения о Великой Отечественной в послевоенный период создавались теми, кто еще недавно воевал сам. Здесь, в первую очередь, стоит назвать «В окопах Сталинграда» Виктора Некрасова. Несмотря на советское время, на цензуру, на идеологический пресс, было создано очень правдивое произведение, яркое, живое, интересное, которое показывало войну с подлинной, рабочей стороны. Именно отсюда пошла традиция, когда военная литература (как и деревенская литература) в советское время была, пожалуй, наиболее открытой стороной нашего искусства. Вслед за Виктором Некрасовым пришло поколение писателей, ставших профессионалами уже после войны – те, кто потом составит славу военной прозы. Юрий Бондарев, Григорий Бакланов, Вячеслав Кондратьев, Василь Быков, Константин Воробьев, Виктор Курочкин, Евгений Носов, Владимир Богомолов… Так называемая «лейтенантская проза» – вершина русской прозы XX века, соединяла в себе психологическое, социальное и историческое начало. Это книги, которые не были элементом пропагандистской кампании, это была литература, которую писали от сердца, со знанием дела, и эта литература никогда не устареет. – Именно у этого поколения писателей появляется мысль, что враг – не абстрактный «злодей», а живой человек? – По мере того, как война уходила в прошлое, в литературе шло ее осмысление от несколько условного, плоского, исторически обусловленного изображения в годы самой войны и в первые послевоенные годы – к нарастающей глубине, психологизму, сложности.

http://pravmir.ru/kak-ono-bylo-na-samom-...

На богослужении присутствовали ректор Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова В.А. Садовничий, сотрудники, преподаватели и студенты МГУ, а также глава г. Каменск-Уральский Свердловской области М.С. Астахов и председатель Попечительского совета Благотворительного фонда святителя Василия Великого К.В. Малофеев. За Литургией Святейший Патриарх Кирилл совершил иерейскую хиротонию диакона Дмитрия Самсонова, учащегося  Московской духовной академии . Песнопения богослужения исполнили хор храма св. мц. Татианы и хор школы духовного пения при Татианинском храме. После чтения Евангелия Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с  проповедью . По окончании Литургии Святейший Патриарх  напутствовал  епископа Каменского и Алапаевского Мефодия на служение и вручил ему архиерейский жезл. По традиции новорукоположенный епископ преподал верующим первое архипастырское благословение. Затем Предстоятель совершил славление св. мц. Татиане. Святейшего Владыку приветствовал настоятель Татианинского храма протоиерей Владимир Вигилянский. Отец Владимир рассказал о судьбе храма в XX веке. Татианинская церковь была одной из первых, закрытых большевиками в Москве, богослужения прекратились в 1918 году. По словам отца Владимира, 12 выпускников и сотрудников МГУ причислены к лику новомучеников и исповедников Российских. В советское время храм мц. Татианы пострадал, как и многие храмы Русской Православной Церкви. Был разрушен иконостас, утеряны уникальные иконы, в том числе образ святых равноапостольных Кирилла и Мефодия с частичками мощей, подаренный историком Михаилом Погодиным. Настоятель храма сообщил, что в апреле этого года отмечается 20-летие образования при храме Патриаршего подворья. От лица духовенства и прихожан отец Владимир поблагодарил Святейшего Патриарха за молитвы и заботы о приходе. Ректор МГУ В.А. Садовничий поздравил Предстоятеля Русской Церкви и всех собравшихся с праздником и преподнес Его Святейшеству икону св. мц. Татианы. На иконе святая изображена на фоне главного здания МГУ и Татианинского храма. В дар храму В.А. Садовничий подарил образ св. Татианы, переданный ректором Университета свв. Кирилла и Мефодия в Скопье (Македония).

http://patriarchia.ru/db/text/3538232.ht...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010