О необходимости широкой государственной программы торжеств, которая включила бы не только собственно праздники, но и восстановление исторических мест, установку новых и реставрацию старых памятников, создание музеев, организацию многочисленных культурных и просветительских проектов, связанных с преодолением Смуты, говорили и другие участники пресс-конференции. Так, Юрий Бондаренко призвал восстановить и вернуть на прежнее место памятник Минину и Пожарскому. По его словам, помещенный в советское время в ограду Покровского храма (Василия Блаженного), памятник смотрится как " музейный экспонат " , он " вырван из исторического контекста " . Если вернуть монумент на середину Красной площади, к Верхним торговым рядам (ГУМу), то это восстановит замысел великого Мартоса, согласно которому Минин показывает рукой на захваченный интервентами Кремль. Галина Ананьина рассказала об усилиях Фонда содействия инициативе общественных организаций по постановке памятника Патриарху Гермогену – " незаслуженно забытому мученику, патриоту, государственнику " , который " фактически создал Народное ополчение " . По словам выступавшей, такой памятник мог появиться в Москве еще сто лет назад: в 1912 г. над проектом монумента работал В.М. Васнецов, в 1914 г. в новом конкурсе победил проект Н.Н. Андреева. Предполагалось поставить парный памятник Патриарху Гермогену и архимандриту Троице-Сергиевой лавры Дионисию лицом к Минину и Пожарскому, на месте нынешнего Мавзолея. Однако из-за Первой мировой войны и революционных событий этим планам не суждено было сбыться. Сейчас возглавляемый Г. Ананьиной фонд предлагает создать памятник Патриарху Гермогену на народные деньги, подарить его Москве и установить у Казанского собора на Красной площади. Г. Ананьина не сказала ничего определенного про конкурс, назвав в качестве вероятного автора монумента известного московского скульптора А. Рукавшникова. Говоря о государственной важности столь " сильных юбилеев " , она отметила: " Очень обидно, что все инициативы, в том числе - поддержанные Святейшим Патриархом Кириллом, не были пока поддержаны на государственном уровне " .

http://pravoslavie.ru/45676.html

Некоторые ученики ложно объявляли себя больными. Священно-церковнослужители репортовали о них благочинным Цивильского уезда, села Шигалей, священник Феодор Иовлев донес прямо академическому правлению, что праздноживущий ученик грамматики Николай Ипатцкий «вместо надлежащаго упражнения нравственности занимается списыванием жизни священно-церковнослужителей нашего села; между коим списыванием в отношении нравственности моего состояния отрекомендовал, неизвестно по какой причине, о мне очень худаго поведения; каковую отметку его представляю оному правлению, а так как Ипатцкий ни малаго ее имеет на нас влияния, почтенейше и репортую с тем, дабы он впредь таковыми делами не занимался» 22 . Благочинные, объезжая округи свои, по приказанию пр. Амвросия, должны были поэтому смотреть, действительно ли по законным причинам ученики проживают у родителей. После вакации в сентябре 1817 г. ученик отделения Александр Антонский, сын священника царевококшайскаго уезда села Кокшайки Василия Антонова, не явился в академию. По донесении о сем, пр. Амвросий 23 октября приказал консистории чрез духовное царевококшайское правление немедленно выслать Антовского в академию, а от отца, почему вовремя не представил сына в академию, по допросе в присутствии правления, потребовать ответ, и оный представить к преосвященному. Предписание о сем царевококшайским правлением послано было священнику Антонову с правленским сторожем Алексеем Прохоровым 1 ноября. Прохоров, возвратясь из уезда, донес духовному правлению, что священник Антонов и сын его Актонский больны, и первый явиться в духовное правление, а последний выслан быть в академию никак не могут. Почему 2 ноября правление предписало указом благочинному Семену Помарскому освидетельствовать отца с сыном и от первого отобрать объяснение. Благочинный 9 ноября репортовал, что им священнику Антонову с сыном лично 4 ноября свидетельство учинено, по коему открылось, что действительно оба они больны, отец чахоткою, а у сына, кроме ломоты в ногах, на правой ноге открылись три самые большие раны, так что и надежды к выздоровлению его не предвидится.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

высказали протест против ведения в общине метрических книг. На 1 янв. 1912 г. в Самарской губ. жили 1460 федосеевцев, объединившихся в общины не было, действовали 7 незарегистрированных духовных лиц, имелось 8 моленных и богадельня. Для утверждения мира в федосеевском согласии много сделал Е. Е. Егоров , участвовавший в соборах, посвященных вопросам регистрации общин; соборы прошли дважды в Казани (1908), дважды в с. Воскресенском Саратовской губ. (1913 и 1915), на ст. Середа у Г. К. Горбунова. В марте 1907 г. московские федосеевцы зарегистрировали общину на Преображенском кладбище . В связи с этим событием развернулась полемика в переписке между Т. И. Илларионовым, сформулировавшим причины, по к-рым христиане не могут принимать общины, узаконение брака, решение вопросов общим голосованием, утверждение губернатором духовных отцов, и Р. И. Кистановым, утверждавшим, что в зарегистрированной общине при Преображенской обители вера и все церковные уставы соблюдаются неуклонно. После ожесточенных споров сторонники общин примирились с Н., к-рые сохранились в согласии как отдельное сообщество. 8 сент. 1917 г. открылся всероссийский съезд федосеевцев под председательством духовного отца Василия Егоровича из Псковской губ., на съезде присутствовало 111 чел., от Н. председателем был выбран инок Паисий (из Москвы). Одним из пунктов повестки было примирение приемлющих общины и Н. Примирение состоялось на позициях Н. в день закрытия съезда, 11 сент. С таким разрешением конфликта были несогласны многие видные московские федосеевцы - сторонники регистрации общин, в частности присутствовавший на съезде Егоров (РГБ. Ф. 98. К. 11. 61. Л. 328-332 об.). Съезд филипповцев в Москве в марте 1908 г. признал закон об общинах противоречащим их религ. учению, поскольку закон был проникнут «началами контроля, опеки и вмешательства властей в духовный распорядок». Неохотно регистрировали общины спасовцы (см. ст. Спасово согласие ). Только 2 сообщества среди 6 тыс. последователей этого согласия в Казанской губ.

http://pravenc.ru/text/2564918.html

— Стаци, стаци, — обрадовался мой благочестивый ребенок. И мы стали прикладываться к мощам… Начали с Амвросия Оптинского, потом перешли во Владимирский храм, где старцев больше всего. А затем оказались в Казанском. Там три раки. Все обычно. Ничего, как говорится, не предвещало. Подходим, крестимся, целуем… Я горжусь, что мой ребенок все умеет. Тем более что несколькими минутами ранее в другом храме старенькая монахиня, понаблюдав за Машей, восхитилась ее умом и православной сообразительностью. Ну и собираемся отходить… А следом за нами к этим же мощам стоял в очереди тот дедушка с внуком. Пока я пыталась за руку отвести Машу, чтобы поскорее освободить им место (я же христианка, думаю о других), дедуля пристально смотрел на мою дочь. «Наверное, тоже восхищается», — радостно решила я. Помните, как в фильме «Приходите завтра»: «Восхищались…» Внук же его уже лез приложиться к мощам… — Поклонись! Но не целуй мощи! — зашипел дедушка. — А то заболеешь, как эта девочка! И я сама была готова расцеловать этого деда! Синдром Дауна, передающийся через целование мощей — это что-то новенькое. Революционное, я бы даже сказала! Находка для рассказа, как вы поняли. «Не прикладывайся к “Неупиваемой чаше” — запьешь!» Я не удержалась и, выйдя из храма, тут же настрочила шутливый пост в ВК об этом случае. Ну и думала, что на этом все закончилось. Мы с Машей еще решили посетить часовню иеромонаха Василия, иноков Трофима и Ферапонта и могилу отца Илиодора. Заходим «поздороваться с новомучениками», как знает моя Маша. А там — радостная встреча — уже дедуля с внучком. Пока еще здоровым, не заразившимся от Маши. И впереди них водружается целовать кресты на могилках хромая монахиня с палочкой. Та, которая Машей восхищалась. Слезла, дальше дедуля и мальчик… — Только не целуй крест, поклонись, — не поверила я своим ушам. — А то будешь хромать, как бабушка. Хорошо, хоть монахиня не слышала… Когда мы с Машей вышли, старче с внуком были у могилы отца Илиодора. Я решила туда не идти. От греха подальше…

http://pravmir.ru/ne-czeluj-moshhi-dauno...

Давайте вспомним о Мещёрских казаках. «Мещёра», древнее племя, которое жило в I тыс. н. э. по среднему течению древней реки Оки. Объяснялось на языках финно-угорской группы. Нарицательное слово ока «вода», рязанское, приводит Евгений Фёдорович Будде (1859 – 1931). Летом 1894 года он побывал в Касимовском уезде Российской империи и собрал местные говоры в селе Шостье, где ещё в 80-х доживали век «цокающие» старухи, в деревне Жданово и др. Получилась книга Е.Ф.Будде «К Истории великорусских говоров/Опыт историко-сравнительного исследования народного говора в Касимовском уезде Рязанской губ…». В книгах А.Л. Монгайта «Археология Рязанской земли» представлена «Археологическая карта окрестностей Касимова». Культура Мещёры близка к древнемордовской. Мещёра упоминается в Толковой Палее - памятнике древнерусской литературы XIII века и в древних русских летописях (в связи с походами на Казань первого русского царя Ивана IV (1530 – 84), великого князя московского и Всея Руси с 1533, 1-й русского царя, из династии Рюриковичей. Сына Василия III и Е. В. Глинской, бывавшего в Касимове). Большая часть Мещёры к XVI веку обрусела, другая часть в период существования Казанского ханства (XV- XVI вв.) слилась с татарами. Народ этот проживал в области Мещёра (юго-восток Московской, почти вся наша Рязанская, частично соседняя Владимирская, Пензенская (Наровчат, Наровчатское городище, остатки дозолотордынского города Мокша, упоминаемого в русских летописях, как Великий город. На карте ал Идриси 1154 года назван по-арабски Кабир (Великий), север Тамбовской и далее до среднего Поволжья области), внёс свою лепту в историю нашей России. Мещёрские населённые пункты были разбросаны по всей лесостепи верховьев Оки и севера Рязанского княжества. Находились в Коломенском уезде, в Кадомском и Шацком уездах. В XI-XVI веках центр Большой Мещеры, как указывал В.Н. Татищев, находился в верховьях реки Цны и левобережье реки Хопёр. Археологи, исследуя этот край, пришли к выводу, что в XIII-XVI веках здесь сосуществовали мордовские, русские и татарские селения, составлявшие своеобразный симбиоз скотоводов и земледельцев. Мирно сосуществовали и религии: православие, ислам и тенгрианство или тенгриизм. Жившие здесь народы занимались рыбной ловлей, охотой, скотоводством и «казакованием» (иначе говоря грабежом, стало быть уходили в набеги на соседей, торговцев и совершали походы за добычей). Навыки скотоводов и участие в добывании трофеев сделали из них хороших воинов.

http://ruskline.ru/analitika/2020/12/22/...

степень, а если в какой-либо большей степени внидет, да извержется и в первом да устроится; кроме того, Вальсамон 18-е правило св. Апостола толкует так, что чтецы, если вступили во 2-й брак прежде поставления, прощаются, но не допускаются ни в какую высшую церковную степень; посему Консистория заключила, что пономарь, вступивший с вдовою в брак с дозволения епарх. начальства и уже по определении на должность причетника, может оставаться в духовном звании, а также при занимаемой им пономарской должности. Преосвященный Казанский (Афанасий), представляя это мнение на усмотрение Св. Синода, объявил, что оное им – преосвященным утверждено, потому что пономарь вступил в брак со вдовою не самовольно. – Сообразив вышеизложенное мнение Казанского еп. начальства и признавая оное правильным и соответствующим смыслу церк. Узаконений, Св. Синод определяет: причетника, вступившего в брак со вдовою после уже назначения его в причетническую должность, оставить в духовном звании и при занимаемой им должности». – Не угодно ли Вам заметить, что на Вальсамоновом мнении здесь основывается решение и епархиальным начальством и Св. Синодом. Если не ошибаюсь, это дело Вам известно и при Вашем наставлении было двигано. – А вот ещё б) отрывок из протокола Св. Синода самого новейшего времени, именно 12 марта 1874 г. 332): по соображении с правилом 9-м св. Василия В. и с толкованием сего правила по Кормчей Книге, на которые сделана ссылка в прошении полковника NN, оказывается, что в сих положениях изъяснён бывший обычай, уже отменённый, как сказано в конце толкования; по действующему же ныне узаконению (Уст. Конс. 256) обязанное супружеством лицо, обличённое в прелюбодеянии вследствие бракоразводнаго иска другого супруга, осуждается на всегдашнее безбрачие». Вот Вам самое новое свидетельство об употреблении и толковании Славянской Кормчей. Проситель ссылается на толкование, и Св. Синод не отвергает толкование как не действующее, а разъясняет его истинный смысл. – Не для Вас, а для вызванных Вами судей (т.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Lavrov...

Золотая Орда к тому времени распалась, но два из ханств – осколков – вышеупомянутая Большая Орда и Казанское ханство претендовали на власть над Северо – Восточной Русью. Их претензии основывались на том, что отец Ивана III – Василий II Тёмный платил дань их ханам. Должен сказать, что Иван III был очень талантливым полководцем, хотя, когда была возможность, старался решить дело миром. Именно поэтому его часто недооценивают в этом качестве. А между тем, в возглавляемых им лично военных кампаниях , он не потерпел ни одного поражения . Все поставленные им военные цели были достигнуты. Причем, что вообще уникально, своих побед он достиг практически при нулевых потерях. Китайцы считают, что самый лучший полководец тот, кто одержал победу без военных действий. При всей неброскости его действий как полководца бесспорным фактом является то, что при нём враги ни разу не прорвались к Москве, хотя они делали это в течении двух столетий до него и столетие после. Добиться этого было непросто. Ведь почти все 600 лет русской истории от Рюрика до начала правления Ивана III – это время постоянных междоусобиц и распрей. - Иван III получил в наследство раздробленную Русь? – Да. До монгольского нашествия на Руси было около 20 княжеств и Новгородская республика. Именно поэтому татаро – монголы численностью от силы 50 тысяч легко поработили её. Иван III стал объединителем русских земель. С его правления начинается история Руси как единой страны – России. Конечно, князья собирали земли и раньше, начиная с Даниила Московского. И Дмитрий Донской, и Иван Калита. И оба Василия. Но единого централизованного государства до Ивана III так и не возникло. Русь представляла собой несколько великих княжеств: Владимирское и Московское, Рязанское и Тверское, Псковская и Новгородская республики, Вятка, Пермь... Даже в его Владимирско – Московском княжестве в 1462 году, помимо великокняжеских земель, было пять уделов. Кроме того значительная часть русских земель оказались в составе Великого княжества Литовского и Русского (далее ВКЛ).

http://religare.ru/2_103926_1_21.html

К киевскому митрополиту я писал, как только последовало мне назначение в Тамбов; но ни благословения, ни ответа я не получил. Что это? Уж не неблаговоление ли? Я кажется его не заслужил, а напротив, могу сказать, хотя сколько-нибудь да заслужил, оправдав его выбор на Петербург. Пишу еще к нему. Дадут ли вам здешнего 36 о. Иоасафа? Граф намекал мне на киевского Афанасия. Кто из них будет для вас лучше, вам будет видно; а по-моему, едва ли не первый, хотя я знаю только последнего. Впрочем и этот у вас верно будет хорош. Мне дали Иоасафа петербургского. Все лучше с знакомым. Жаль, что вы мало погостили в Ярославле. Хозяин по крайней мере вас полюбил; не знаю, как вы его. А Кострому в вашем маршруте я напрасно поставил. Она должна была остаться, как и осталась в стороне. . . . . . свернуть с Вышнего-Волочка на Ярославль; хочется проститься с . . . . . который любил меня, как сына. В иную пору не придется уже с ним увидеться. Но не знаю, как попадется. А об Орле вовсе не думаю. С совершенным к вам почтением… Николай, еп. тамбовский 37 . 23 июля 1841 г. Письмо 14. Высокопреосвященнейший владыко, возлюбленный о Господе брат! В прошедшем, а частью в настоящем году мною напечатано несколько сказанных мною проповедей. Экземпляры их при сем препровождаю к вашему высокопреосвященству в дар, покорнейше проси, при случае, написать мне, стоили ли они того, чтоб их напечатать. С истинным почтением и преданностью честь имею быть вашего высокопреосвященства покорный слуга и брат Григорий, ар. Казанский. 18 февраля 1850 г. P.S. В отвращение излишнего числа учеников 38 должно поступить, думаю, следующим образом. 1) В училище должно допускать всех детей духовного звания без изъятия. Но 2) в ректоров и смотрителей училищ, равно и наставников, определить людей основательно испытанных как в достаточных сведениях, так, и еще более, в доброй нравственности, которые бы никогда нигде не только не подавали детям соблазна, но везде подавали им пример истинно добрый. За сим 3) Предоставить ректорам и смотрителям училищ, особенно в первые два года, основательно наблюдать и отделать всех детей совершенно бездарных, а потом внимательно наблюдать как в первые два года, так и в следующие четыре, и отделять на основании 89, освященного св. церковью правила Василия Великого (нов. перев.) и исключать как из училищ, так и из духовного звания всех лжецов, злоречивых, склонных к пьянству, ссорам, смехотворству, сварливости, своенравию, блуду и пр. – тогда над духовным званием было бы большее благословение Божие. Что касается до вверенной мне епархии, то нужно прежде всего и более всего, как вижу, очищение ее от многих лиц, уже действительно ее составляющих. В духовенстве казанской епархии весьма много людей крайне порочных, и исправление их почти вполне неудобно, потому что такого рода людей – большое число. Господь Бог да даст нам ум, силу и непрерываемую сильную ревность! Время страшно! Надежный сотрудник у меня только ректор академии. Письмо 15.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

Дедушка скончался 31 октября 1969 года. Я в том же году, 1 июня, получил священный сан, стал иеромонахом и вместе с братом совершал отпевание дедушки в селе Ичалки недалеко от села Оброчного. Теперь это Мордовия. Бабушка Прасковья — она была на пять лет моложе деда — будто догнала его во времени: умерла также 31 октября и в возрасте своего покойного мужа — в 1974 году. Корни у нас по линии деда из Астрахани. Отец дедушки Василия — Степан переехал в Нижний Новгород и перевез семью. Такова история нашей семьи. Дед, конечно, оказал огромное влияние на формирование моего отца и на мое становление тоже, потому что передо мной был образ человека несгибаемой воли, абсолютно преданного Богу. Дед никогда ничего не боялся, и я часто цитирую его. Незадолго до смерти он, обращаясь к нам, детям, говорил: «Никогда ничего не бойтесь, в этом мире нет ничего такого, чего следовало бы по-настоящему бояться. Нужно бояться только Бога». Если бы это сказал человек изнеженный, какой-нибудь теоретик, который дальше своего кабинета жизни не видел, то, возможно, его слова не прозвучали бы столь убедительно. Но человек, прошедший столько тюрем и ссылок, знал, о чем говорил. В этих словах была значительная и, видимо, очень важная часть его реального религиозного и жизненного опыта. Он был в этом убежден и это убеждение старался передать нам. Если говорить о моем отце, то родился он в 1907 году в Лукоянове Арзамасской губернии. Окончил среднюю школу. Был иподиаконом у местного епископа. Желая стать священником, папа мой направился на учебу. В то время все духовные семинарии и академии были закрыты. Но в Ленинграде существовал Богословский институт. Он был создан о. Николаем Чуковым, настоятелем Казанского собора, который позже стал митрополитом Ленинградским и Новгородским Григорием. В бытность его еще священником он создал это замечательное учебное заведение, где преподавали бывшие профессора Санкт-Петербургской Духовной академии и профессора Санкт-Петербургского университета, не пожелавшие оставаться на работе в светской сфере. Поэтому уровень преподавания в этом учебном заведении был очень высоким. Но Богословский институт был закрыт. Отец мой не доучился. Хотел пойти в медицинский институт. Его не приняли, потому что он из Церкви пришел. Служил в армии, окончил механический техникум. Затем — военно-механический институт и работа инженером на одном из военных заводов в Ленинграде.

http://pravmir.ru/v-sluzheni-tom-est-smy...

Преподобномуч. Анастисия из Янины пострадавшего в Царьграде в 1743 году. Солов. III. Прокопия юродивого устьянского. Мощи в Устьянской церкви вельского уезда. Свидетельствованы в 1696 и 1739 г. 209. Ксоф. Погод. Сн. Русские св. Филарета 10 окт. об Андрее тотемском, с коим он иногда смешивается. Филим. 20 июля. Нижнеломовской казанск. иконы Богоматери. Явилась в 1643 году близ Нижнего Ломова в 26 верстах от Пензы. Карповской казанской иконы Богоматери. В 1725 году из жерновской пустыни пренесена в курений Знаменский монастырь. Казанской иконы Богоматери в Каташинском николаевском монастыре Черниговской губерния. Явилось до 1622 года. Каплумовской Казанской иконы Богоматери. Явилась в Каплуновке в 20 верстах от Ахтырки в 1698 году. Казанской иконы Богоматери в Вознесенском московском женском монастыре. Казанской иконы Богоматери в селе Павловском Звенигородского уезда. Казанской иконы Богоматери в Иркутске . Казанской иконы Богоматери Каргополе . Казанской иконы Богоматери в Тобольске . Явилась в 1661 году. Казанской иконы Богоматери в Ярославском женском монастыре. Явилась в 1588 году. IV. Мучч. ( Авды и) Савы . Петр. 1345. 51 (сн. 7 июля. Авдя ныне в греч. минеях). V. Панкратия тавроменийского. Неан. (9 июля). Муч. Исавра и дружины его. 1345 (6 июля). Прокопия клятвенного (заклинателя) в Кесарии палестинской. 1345 (22 нояб.) Пр. Мелании римляны. 50 (31 дек. или лучше 8 июня). Свв. мучч. Патермуфия и Коприя . Кал. (9 июля). Оковицкой ржевской иконы Богоматери. Руков. четьимении. Любоп. и полн. Месяц. 1795 года (11 июля). Иоанна . устюжского. Белоз. 493 (29 мая). Убиение благоверных князей Василия и Константина ярославских. 201. Св. 382 (3 июля). 9 Св. священномуч. Панкратия , еп. тавромейского, ученика ап. Петра. Син. 1. Кал. Кап. Флор. 1. 43. Готф. Мст. Вен. и др. Типогр. М. 12 в. По Гр. Мин. 1870 канон Феофана, что и у нас. Служба (Зак. 9 февр. ЧГр. 28 февр. 1621 мая 19. Белоз. 516 авг. 9. Неап. Иерон. 8 июля. М. Р. Иерон. втор. мР. А. У. Н. 8 июля. М. Р. Иерон. втор. мР. А. У. Н. 3 апр. Болландистам известен другой инок Иосифа. См. Деян. св. 3 апр.)

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010