2 . Богословие и Богослужение//URL: http://typikon.ru/liturgic/orand-cr.htm (дата общения 01.11.2012) И.П. Ермолаев. Вопрос об участии Казани в борьбе за изгнание поляков из Москвы в 1612 г Статья посвящена эпохе «смутного времени» в России и, в частности, народной борьбе в Поволжье. Отмечается особая роль патриарха Гермогена в борьбе против поляков. Ключевые слова: «смутное время», Казань, патриарх Гермоген, польское вторжение. I.P. Ermolaev The question of Kazan participating in the struggle against Polish invasion in 1612. The article is devoted to «smutnoe vremya» epoch in Russia and, in particular, people’s struggle in Povolzhsky region. The special role in the struggle belongs to patriarch Germogen. Key words: «smutnoe vremya», Kazan, patriarch Germogen, Polish invasion. Социально-политический кризис в России конца XVI – начала XVII веков, известный под названием «Смутное время», вылился в грандиозные события, часть которых непосредственно связана с историей Казанского края. Гражданская война, начавшаяся после смерти Лжедмитрия I (17 мая 1606 г.), захватила весь Поволжский край. На территории современного Татарстана и смежных с ним районов социально-­классовая борьба особенно ярко прослеживается с лета 1608 года. Это был период активных действий второго самозванца, когда страна четко разделилась на две части – сторонников Москвы (царя Василия Шуйского) и приверженцев Тушина (Лжедмитрия II) и когда в новую стадию вступила гражданская война. В это время одним из центров народной борьбы в Поволжье становятся Горная (Свияжский и Чебоксарский уезды) и Луговая («Казанская») стороны. Правительственное войско царя Василия Шуйского, направленное еще в предыдущем году (1607 г.) на подавление восстания в Низовом Поволжье, вынуждено было к концу 1608 г. перейти в Среднее Поволжье и «застряло» здесь вплоть до начала 1610 г. К весне 1609 г. обстановка в крае резко обострилась. Казань была одной из опор правления Василия Шуйского. Это определило особенно глубокий накал социально-политической борьбы в крае. Восставшие против официальной власти сконцентрировали свои силы и готовились нанести удар по Свияжской крепости как одному из основных центров военной опоры московского правительства в Среднем Поволжье. Во главе отрядов восставших стояли князь Еналейко Шугуров, князь Бьюшейко Яникеев, князь Иванко Смиленев, дети боярские Федко Киреев, Якушко Глядков, Васька Ртищев, Семейка Кузминский. Как видим, здесь налицо совместное выступление русских людей с нерусскими народами.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Он в плену как бы прозрел и вполне уяснил себе всю тщетность наших земных желаний и стремлений и, по свидетельству того же святителя Гермогена, дал обет, что если Господу Богу угодно будет возвратить его из плена, то он остальную жизнь посвятит на служение Ему в каком-либо из монастырей отечества. В свою очередь татары, во власти которых находился пленник Василий, вначале строго наблюдавшие за образом его жизни и поведением, скоро изменили к нему свое отношение. Необыкновенным усердием в исполнении порученных работ, всегдашней готовностью на новые и самые тяжкие труды, терпением, смирением и кротостью он настолько расположил их к себе, что они уже к концу второго года его плена стали оказывать ему полное доверие и значительно облегчили тяжесть его трудов, так что он стал иметь довольно много свободного от работ времени. Успевший, несомненно, за два года своего плена очень хорошо изучить разговорный татарский язык и близко ознакомиться с бытом татар, Василий решил воспользоваться свободным временем для изучения их религии. При своих прекрасных способностях он быстро научился читать и писать по-татарски и к концу третьего года основательно изучил религию татар со всеми ее обрядами. Изучение языка татар, их быта и религии с обрядами и было целью, с которой Господь допустил пленение Василия. – Теперь, больше для него не было нужды оставаться в Крыму. Он, действительно, вскоре и был освобожден из плена. На третьем году после набега Крымских татар родитель Василия узнал о месте пребывания своего сына. Он немедленно же принял все меры, чтобы собрать между своими родными и знакомыми необходимую сумму для выкупа Василия. Когда деньги были собраны, он сам отправился в Крым и выкупил сына. О том, как был рад своему освобождению и особенно возвращению в родную страну и родную семью пленник Василий, а равно как были рады этому и все его родные, нет нужды говорить. Но недолго Василий оставался в кругу родной семьи. Вскоре по возвращении он решил исполнить данный им в плену обет, оставил семью, отправился в Москву и там в Андрониковом монастыре вступил в число монашествующей братии, причем при пострижении он назван был Варсонофием.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Расправившись со старшим братом, великий князь окончательно освободил Дмитрия Шемяку. Несколько лет Василий Васильевич и Дмитрий Юрьевич прожили в условиях взаимных подозрений, конфликтов и даже войны 1441–1442 годов, в которой, однако, не происходило сколько-нибудь значимых сражений. Война закончилась очередным «докончанием» — юридическим договором с правами, обязанностями и запретами. За Дмитрием Шемякой остались Галич, Углич, Вышгород и другие владения, ему предписывалось ходить в походы с великим князем, запрещалось по своей воле сноситься с Ордой. Московский Кремль при Иване III. А. Васнецов Вряд ли участники таких соглашений заключали их с обдуманным намерением нарушить. Но власть великих князей со времен Ивана Калиты становилась все самодержавней, что приводило к конфликтам с властителями уделов, помнившими старинные права: почти полную власть, право суда и чеканки собственной монеты в уделах и так далее. Так копились обиды и рождались надежды предъявить счет при первом удобном случае. 4 «Князь всю землю свою царю процеловал» В Орде тоже происходила междоусобица. Ее жертвой стал уже знакомый нам Улу-Мухаммед. В 1437 году он с родней и вооруженными приверженцами был изгнан из Орды и обосновался возле Белёва (нынешняя Тульская область). Чтобы показать расположение к великому князю, хан запретил своим воинам грабить русские земли и совершал набеги на соседнюю литовскую территорию. Василий II все равно послал против хана армию, но она то ли из-за беспечности, то ли из-за предательства потерпела тяжелое поражение. Улу-Мухаммед ушел из русских пределов, основал Казанское царство и стал ожесточенным противником Москвы. В разные годы жертвами его набегов становились Нижний Новгород, Коломна, московские посады. Во время очередного набега его сыновей, 7 июля 1445 года, произошла катастрофа: войско Василия II потерпело поражение возле Суздаля, и сам великий князь попал в плен — впервые в истории Московского княжества. В беспрецедентной юридической ситуации Дмитрий Шемяка сел на престол и стал распоряжаться как великий князь. Он с честью принял ордынского посла Бегича и отправил в Казань с дарами и просьбой к хану: не отпускать двоюродного брата. Но посол задержался, Улу-Мухаммед решил, что Бегич убит Шемякой, и 1 октября отпустил Василия Васильевича под обещание заплатить выкуп. Обязательство было скреплено крестным целованием, о сумме выкупа есть разные данные, но заплатить полагалось много. Вместе с великим князем хан послал пятьсот татар — собирать дань. При приближении Василия II к столице Шемяка сбежал в Углич.

http://sever.foma.ru/shemjakina-vojna-je...

Определили: Принять к сведению и руководству. II. Сданный Его Высокопреосвященством с надписью: «1900 г. февр. 9. В Совет Московской Духовной Академии». – указ на имя его Высокопреосвященства из Святейшего Синода от 7 февраля за 817: «По указу Его Императорского Величества, святейший Правительствующий Синод слушали: 1) представление Вашего Преосвященства, от 22 декабря 1899 года за 702, по ходатайству Совета Московской духовной академии об утверждении делопроизводителя Статистического Отделения Училищного Совета при Святейшем Синоде, кандидата богословия, Павла Луппова в степени магистра богословия им на соискание сей степени сочинение под заглавием: «Христианство у вотяков со времени первых исторических известий о них до XIX века. С.-Петербург, 1899», и 2) отзывы Преосвященного Казанского, от 25 января за 26, о названном сочинении. Приказали: Делопроизводителя Статистического Отделения Училищного Совета при Святейшем Синоде, кандидата богословия, Павла Луппова, удостоенного Советом Московской духовной Академии степени магистра богословия за вышеназванное сочинение, утвердить, согласно ходатайству Вашего Преосвященства и отзыву Преосвященного Казанского, в такой степени; о чём, для зависящих распоряжений, послать Вашему Преосвященству указ». Определили: Изготовить для делопроизводителя Статистического Отделения Училищного Совета при Святейшем —14— Синоде Павла Луппова дипломом на степень магистра богословия и выслать его по принадлежности. III. Сданное Его Высокопреосвященством с надписью: «1900 г. февр. 8. В Совет Московской Духовной Академии, к сведению» – отношение на имя Его Высокопреосвященства Г. Обер-Прокурора Святейшего Синода от 4 февраля за 3399: «В представлении Святейшему Синоду, от 20 мин. декабря за 698, Ваше Высокопреосвященство, по поводу исполняющегося в текущем году тридцатилетия службы в Московской духовной Академии лектора немецкого языка, Коллежского Советника, Василия Лучинина, изволите ходатайствовать об увеличении пенсионных окладов лекторам новых языков в духовных академиях за выслугу 30 лет до 600 руб. в год в соответствие с пенсионными окладами прочих лиц, служащих в Академии.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

6) Управления Императорской Публичной Библиотеки от 30 января за 151: „Управление Императорской Публичной Библиотеки имеет честь препроводить при сем в Совет Москов- —24— ской Духовной Академии, для научных занятий экстраординарного профессора А.А. Спасского, сроком на 3 месяца, следующие издания: 1) Libanii. Orationes et declamationes. Ed. Reisae. Vol. 1– 3. 2) Themistii (rationes. Ed. Dindorfio. 1832. с тем, чтобы во все время пользования ими они хранились в Библиотеке Московской Духовной Академии, что же касается издания Jahn. Basilius Magnus plotinizanz, 1847, то такового в Библиотеке не имеется“. Определили: Присланные книги и брошюру сдать (и сданы) для хранения и пользования ими, в фундаментальную академическую библиотеку. VII. Прошение исправляющего должность доцента Академии Д.Г. Коновалова: Честь имею просить Совет Академии выписать для меня на трехмесячный срок следующие рукописи, необходимые для моих научных занятий: 1) Из Архива Оренбургского Окружного Суда: Дело Оренбургского Окружного Суда о хлыстах Утицких и других, производившееся в 1895–1897г.г. (все томы)“. 2) Из Архива Орловского Окружного Суда: „Дело Орловского Окружного Суда о хлыстах Супоневской волости, Брянского уезда, Орловской г., производившееся в конце 90-х г. г. XIX стол. и в начале текущего столетия“. 3) Из Архива Амурского Окружного Суда (в Благовещенске): „Дело Амурского Окружного Суда об экзальтированном состоянии крестьянина дер. Ново-Астраханки Василия Попова, законченное в 1865 году“. 4) Из Архива Казанского Окружного Суда: „Дело Казанского Окружного Суда о скопцах (штабс-капитане Неверове, Алексееве, купцах Бекетовых и др.), слушанное в мае 1874 года“. 5) Из Архива Нижегородского Губернского Правления: „Следственное дело об Арзамасских хлыстах, производившееся в 1850–1854 г. г. чиновником Хотяинцовым“, с приложением „Секретного журнала Нижегородского губ. Правления по делу об Арзамасских хлыстах, с письмами и посланиями вожака сектантов В. Радаева“. —25— 6) Из Архива Тобольской Духовной Консистории:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—33— Определили: Предоставить священнику Василию Металлову сдать устные испытания по тем предметам настоящего академического курса, которых он не изучал в Академии, в мае месяце текущего 1900 года, во время производства переводных и выпускных испытаний студентов Академии, после чего и иметь суждение об утверждении его в степени кандидата богословия. Х. Отношение Канцелярии Святейшего Правительствующего Синода от 8 февраля за 839: «По духовному завещанию потомственного почетного гражданина Василия Феолого оставлены капиталы на учреждение стипендии его имени в духовных академиях: Московской, Киевской и Казанской, причём стипендиату, согласно воле жертвователя, ежегодно надлежит выдавать по 400 руб. и, независимо от сего, 200 руб. по окончании курса и 200 руб. при определении в должность. Совет Киевской Духовной Академии ныне возбудил, в установленном порядке, ходатайство об учреждении на проценты с капитала Феолого не одной, а двух стипендий, так как 400 руб. для академического студента, живущего в общежитии, по мнению Совета названной академии, не только роскошь, но и ничем не оправдываемый излишек. Святейший Синод, при докладе оному означенного ходатайства, остановил внимание на том обстоятельстве, что капитал на стипендии оставлен не для одной Киевской, но и для Московской и Казанской духовных академий и посему, если признано будет необходимость изменить волю завещателя, ходатайство о таком изменении надлежит возбудить относительно стипендий при трёх академиях. В виду сего Синодальная Канцелярия покорнейше просит Совет Московской духовной академии доставить свой отзыв по предмету означенного ходатайства. К сему Синодальная Канцелярия долгом поставляет присовокупить, что по ст. 986 т. Х Св. Зак. Гражд., изд. 1887 г., Министрам и Главноуправляющим отдельными частями вменяется в обязанность, в случаях оказывающейся после смерти жертвователя невозможности дальнейшего употребления сделанного пожертвования согласно его воле, об обстоятельствах, тому препятствующих, и предположениях к изменению назначения пожертвования,

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Справка: 1) Кандидат богословия Иван Тюрнин допущен к защите своей магистерской диссертации на основании отзывов о ней, представленных, по поручению Совета и ректора академии, экстраординарным профессором Алексеем Введенским , находящимся в заграничной командировке, и доцентом Василием Мышцыным . 2) §§ 136 и 81 лит. в п. 6 устава духовных академий. Определили: 1) Просить ходатайства Его Высокопреосвященства пред Святейшим Синодом об утверждении преподавателя Вологодской духовной семинарии, кандидата богословия, Ивана Тюрнина в степени магистра богословия. 2) Представить Его Высокопреосвященству и в Святейший Синод по экземпляру диссертации кандидата Тюрнина и копии с отзывов о ней экстраординарного профессора академии Алексея Введенского и доцента Василия Мышцына . На сем журнале резолюция Его Высокопреосвященства: «Ноябр. 20. Представить Святейшему Синоду, с книгою и отзывами». —415— 1 декабря 1897 года Присутствовали, под председательством ректора академии архимандрита Лаврентия, инспектор академии и. д. ординарного профессора архимандрит Арсений и члены Совета академии, кроме профессоров: В. Кипарисова , не присутствовавшего по болезни, и А. Введенского , находящегося в заграничной командировке. Слушали: I. Сданный Его Высокопреосвященством с надписью: «Ноябр. 10. В совет академии» указ на имя Его Высокопреосвященства из Святейшего Синода от 8 ноября за 6113: «По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали: представление Вашего Преосвященства, от 20 минувшего октября за 580, по ходатайству Совета Московской духовной академии об увольнении исправляющего должность ординарного, заслуженного профессора Московской духовной академии, Статского Советника, Петра Казанского, вследствие просьбы его, от занимаемой им должности. Приказали: Согласно представлению Вашего Преосвященства, уволить исправляющего должность ординарного, заслуженного профессора Московской духовной академии, Статского Советника, Петра Казанского , вследствие просьбы его, от занимаемой им в академии должности, с правом ношения в отставке мундира, занимаемой им должности присвоенного и, для внесения настоящего постановления в Комитет о службе чинов гражданского ведомства, передать в Канцелярию Обер-Прокурора выписку, а Ваше Преосвященство уведомить о сем указом».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

20 . Записка от А. Агафонова, 29 апреля 1887 года, один лист. О предоставлении отчетов по Казанской Учительской Семинарии. Просит указать необходимые суммы по ремонту зданий. 21 . Записка от Агафонова, 16 ноября 1889 года, одна стр. Бумага из Канцелярии господина попечителя учебного округа. Необходимо предоставить ведомость о проведении уроков. 22 . Записка от Агафонова, 20 декабря 1890 года, одна стр. По служебным делам. 23 . Письмо Ильминскому от А. Александровского, 28 сентября 1 857 года, один лист. Почерк неудобочитаемый. Речь идет о книгах, об образовании в Оренбургском крае, упоминаются общие знакомые. 24 . Письмо Ильминскому (без окончания) от Александровского, 2 января 1860 г., из Самары (?), два листа. Поздравляет с Новым Годом. 25 . Письмо Ильминскому от Александровского Василия, 1 июня 1888 г., два листа. Рассказывает о жизни, общих знакомых, об изданиях книг. 26 . Письмо Ильминскому от В. Александровского, два листа. Упоминания о бывшем сослуживце. 27 . Письмо Ильминскому от В. Александровского, два листа. Речь идет об общих знакомых, подписывается «ваш ученик». 28 . Докладная записка Владыке, 10 марта 1872 г., один лист. Владыка получил от архимандрита Амфилохия послание из Московской Духовной Академии и предписал передать это послание Ильминскому. Архим. Амфилохий получил отчет по деятельности Братства и изданную азбуку. Уточняется, сколько необходимо средств для изделия мраморной плиты с письменами на двух языках. Возможно, речь идет об известной плите для Центральной Крещено-татарской школы с начертанными словами, высказанными императором Александром II Николаевичем при посещении школы: «Я очень рад, что ваши дети учатся здесь, и уверен, что они выйдут отсюда хорошими христианами» («Известия по Казанской Епархии» за 1872 год). 29 . Письмо Ильминскому от Астрономова, 1,5 листа. Знаком он и с Екатериной Степановной. О Елышевском деле в Судебной Палате: отпавшие от христианства крестьяне не хотели отдавать церковной земли. Сам Астрономов имеет отношение к церковной власти епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

После внутренних преобразований правители занялись покорением Казанского царства. Прежде подручное московскому государю, это царство находилось теперь в руках злейшего врага русских - Сафа-Гирея. Тогда Казань, по выражению современников, " допекала Руси хуже Батыева разорения; Батый только один раз протек русскую землю словно горящая головня, а казанцы беспрестанно нападали на русские земли, жгли, убивали и таскали людей в плен " . Их набеги сопровождались варварскими жестокостями; они выкалывали пленникам глаза, обрезывали им уши и носы, обрубливали руки и ноги, вешали за ребра на железных гвоздях. Русских пленников у казанцев было такое множество, что их продавали огромными толпами, словно скот, разным восточным купцам, нарочно приезжавшим для этой цели в Казань. Но Сафа-Гирей не крепко сидел в Казани, которая была постоянно раздираема внутренними партиями. В 1546 году враждебная ему партия выгнала его и опять пригласила в цари Шиг-Алея, освобожденного Еленою из заточения. Не мог ужиться с казанцами этот новый царь и скоро бежал от них. Сафа-Гирей опять сел на престол, но не надолго. Напившись пьян, он зацепился за умывальник и расшиб себе голову. Казанцы провозгласили царем его малолетнего сына Утемиш-Гирея, под опекой матери Сююн-Беки В это время русские последовали примеру Василия, построившего Васильсурск, и построили в 1550 году, в тридцати семи верстах от Казани, крепость Свияжск. Последствием такой постройки было полное покорение горной черемисы, или чувашей. Этот народ, хотя и единоплеменный луговой черемисе или настоящим черемисам, был, однако, совершенно отличен от последних по нравам. Тогда как черемисы, жившие на левой стороне Волги, отличались дикостью и воинственностью, чуваши был народ смирный и земледельческий. Чуваши легко покорились русской власти, особенно когда им дали льготу на три года от платежа ясака, а царь в Москве подарил их князьям шубы, крытые шелковой материей. Близость русского поселения и подчинение правого берега Волги, находившегося прежде под властью Казани, произвели такое волнение в столице Казанского царства, что казанцы в августе 1551 года выдали Сююн-Беку с сыном, отпустили часть содержавшихся у них русских пленников и снова призвали Шиг-Алея, в надежде, что русские возвратят им владение над горным берегом Волги. Русские посадили Шиг-Алея на казанском престоле, но не думали отдавать горной страны. Шиг-Алей через то не ладил с казанцами; они беспрестанно требовали от него, чтобы он старался восстановить прежние пределы царства, не хотели отпускать остававшихся у них русских пленников и, наконец, составили заговор убить своего царя за его преданность Москве, но этот царь предупредил врагов, зазвал значительнейших из них к себе и приказал их перебить находившимся при нем русским стрельцам. Тогда многие казанцы поспешили в Москву жаловаться на Шиг-Алея, и вследствие этих жалоб в Казань приехал Адашев.

http://sedmitza.ru/lib/text/435603/

В великокняжеском дворце шли оживленные приготовления к большому торжеству. Готовились принять бывшего царя казанского Шиг-Алея. Шиг-Алей уже давно попал в немилость; он был сослан еще при жизни великого князя Василия Ивановича. Когда на Казанский престол возвели брата Шиг-Алея, Еналея, Шиг-Алею дали в удел Каширу и Серпухов. Однако Шиг-Алей этим не удовольствовался и, добиваясь престола, стал пересылаться с Казанью без ведома великого князя. Его свели за это из Каширы и Серпухова и сослали в заточение на Белоозера. Церемониться особенно с этим русским вскормленником не считали нужным. Но времена переменились: Еналей был убит возмутившимися казанцами; царем казанским провозгласили Сафа-Гирея крымского, врага московского государства. Тогда в Москву приехали с Волги казаки и городские татары и рассказали, что к ним приезжали казанские князья, мурзы и казаки, и заявили, что они составили заговор, решившись просить у московского государя, чтобы он простил Шиг-Алея, призвал его в Москву, а они тогда поднимут бунт и выгонят крымского выходца Сафа-Гирея, провозгласив царем казанским Шиг-Алея. Потолковали московские правители, услышав эти вести, и было решено простить Шиг-Алея. Надеялись, простив его, возвести его на казанский престол и дать урок крымцам. Беспокойные и неугомонные крымцы были искони нашими опасными врагами, и теперь казалось вполне возможным дать им отпор. Не надеяться на удачу было нельзя: главные вожаки и представители московской власти были молоды, отважны и задорны, а удачные дела с Литвою показали, что сил у нас еще довольно. Старик Сигизмунд тотчас же после смерти великого князя Василия Ивановича начал войну, надеясь, что в Москве начнутся непременно смуты, так как государство досталось малолетнему великому князю. Но он жестоко ошибся в этом и не рассчитал в то же время своих собственных сил. Он был стар, войска собирать в Литве было нелегко, а во главе русских войск стояли такие опытные предводители, как Василий Васильевич Шуйский, и такие молодые головорезы, как князь Иван Овчина и князь Борис Горбатый, которые сумели и выказать свои военные достоинства, и доказать, что им было непочем жечь города и деревни, резать и грабить мирных жителей. Подвиги опытных полководцев и набеги сорвиголовой шайки молодых головорезов Оболенских и Горбатых, несмотря даже на обычные пререкания и ссоры из-за старшинства между старыми боярами, дали нам перевес в войне с Литвою и заставили старика Сигизмунда изменить высокомерный тон и мало-помалу снизойти до всяких уступок, лишь бы заключить мир. Быть может, наши успехи были бы еще значительнее, если бы еще старые предводители не ссорились между собою и если бы не было нужды управляться в то время еще с казанцами и крымцами. Но так или иначе успехи были на нашей стороне и выгодами перемирия могли воспользоваться мы. Это не могло не поднять духа молодых правителей государства, и они теперь ликовали, предвидя, что Литва пойдет на всякие уступки.

http://azbyka.ru/fiction/dvorec-i-monast...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010