2) Представить Е г ο Высοкοпреосвященству и в Свя- —374— тейший Синод по экземпляру диссертации профессора Н. Каптерева и копии с отзывов об оной ординарных профессоров Василия Ключевского и Алексея Лебедева . Отзывы о сочинении кандидата Академии Сергея Белокурова : « Арсений Суханов . Часть первая. Биография Арсения Суханова». Москва. 1891 г., представленном на соискание степени Магистра богословия. а) Ординарного профессора Евгения Голубинского . «Г. Белокуров ещё на студенческой скамье заявил себя как изыскателя материалов по русской церковной истории. В продолжение 9-ти лет, протекших от 1882 г., в котором были напечатаны им первые найденные им материалы, он успел приобрести себе репутацию изыскателя неутомимого. Представленная г. Белокуровым в Совет Академии для получения степени магистра богословия первая часть исследования об Арсении Суханове , будучи плодом продолжительных самых неутомимых разысканий по архивам и библиотекам, по всей справедливости должна быть признана за учёный труд замечательный. К существовавшим дотоле очень недостаточным сведениям об Арсении Суханове г. Белокуров успел найти столько новых, крупных и мелких, сведений, что теперь, благодаря ему, мы имеем настоящую биографию Суханова, почти что совсем полную и почти что совсем обстоятельную. Представленная г. Белокуровым первая часть исследования о Суханове состоит из шести глав. В первой главе, составляющей введение к исследованию, автор обозревает в хронологическом порядке всю существующую литературу о Суханове, начиная с предисловия к служебнику 1655 и кончая изданием Арсениева Проскинитария 1889 г., принадлежащим Казанскому профессору Ивановскому, а в заключение говорит об источниках своего исследования и об его плане. О главе этой, показывающей полное знакомство г. Белокурова с литературой об Арсении Суханове , должно быть сказано, что она могла бы быть гораздо короче, что в обстоятельном, писатель за писателем, обозрении литературы не было нужды, и что разве немного было бы недостаточно того, что автор представляет как итог своего пространного обозрения (стр. 61 нач.). Относительно внутренних свойств этой главы должно быть сказано, что автор через чур уже строг к

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

146 Так в I476 г. в Новгороде сброшен был с моста в реку Волхов еретик стригольник Карп с двумя своими товарищами. Полн. собр. Рус. лет VIII, 24; V, 235. 149 Для характеристики Геннадия с этой стороны см. послание его к Прохору, еп. Сарсому. Рук Имп. публ. публ. Q. XVII, 61, л. 317 и дал. в также послание его к Иосафу Ростовскому. Чт. в Общ. Ист. в Др. Рос. 1847 г., 8, отд. IV. 151 См. подробнее у Иконникова «Опыт изследования о культурном значении Византии в Русской истории». Киев. 1869 г., 300–313. 153 Татищев. История Российская, кн. пятая, но сочинителю часть четвертая древней летописи русской. Москва, 1848 г. Изд. Общ. ист. и древн. Росс., 110. 157 Литература о Вассиане: 1) Костомаров – Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Перв. отд. вып. второй. Сиб. 1874 г. ст. XVI, стр. 371–384; 2) Иконников (статья: «Русские общественные деятели XVI в», напеч. в Киевских университ. рзв, за 1866 г. 1–2); 3) Павлов (в его исследовании: «Исторический очерк секуляризяции церковных земель в России». Одесса, 1871 г, отд. III, стр. 33–101 и в статье: «о Кормчей инока князя Вассиана Патрикеева», напеч. в Ученых Записках Казанского университета, 1864 г. вып. II, 489–498); 4) в Чтен. Общ. Любител. дух. просвещения (за 1873 r. месяц май, 971–626) находится статья под заглавием: «Вассиан Патрикеев и его полемика против монастырских вотчинных имуществ»; 5) в Древней и Новой России (за 1875 г. 3, март, 264–276) Хрущевым напечатана статья под заглавием: Князь инок Вассиан Патрикеев 6) в сочинении того же автора (исследование о сочинениях Иосифа Санина) находятся некоторые данные для характеристики Василия Косого; 7) Панов (в его исследовании о ересях жидовствующих, напеч. в Журнале Минист. Народ. Просв, за 1777 г., 1–3. Специально о Вассиане: 2, 288–295). 160 П. С Р. Л. т. VIII, 236. по примеру прочих Заволжских скитников он устроил для себя свою особую пустынь Чт. в Общ. Ист. в древн. Русс 1847 г., 9, отд. IV, 9. 162 Хрущов. Исследование о сочинениях Иосифа Санина 167–168. 240–241 Сн. Древн. к Нов. Росс. 1875 г., 3.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

Золотая Орда к тому времени распалась, но два из ханств – осколков – вышеупомянутая Большая Орда и Казанское ханство претендовали на власть над Северо – Восточной Русью. Их претензии основывались на том, что отец Ивана III – Василий II Тёмный платил дань их ханам. Должен сказать, что Иван III был очень талантливым полководцем, хотя, когда была возможность, старался решить дело миром. Именно поэтому его часто недооценивают в этом качестве. А между тем, в возглавляемых им лично военных кампаниях , он не потерпел ни одного поражения . Все поставленные им военные цели были достигнуты. Причем, что вообще уникально, своих побед он достиг практически при нулевых потерях. Китайцы считают, что самый лучший полководец тот, кто одержал победу без военных действий. При всей неброскости его действий как полководца бесспорным фактом является то, что при нём враги ни разу не прорвались к Москве, хотя они делали это в течении двух столетий до него и столетие после. Добиться этого было непросто. Ведь почти все 600 лет русской истории от Рюрика до начала правления Ивана III – это время постоянных междоусобиц и распрей. - Иван III получил в наследство раздробленную Русь? – Да. До монгольского нашествия на Руси было около 20 княжеств и Новгородская республика. Именно поэтому татаро – монголы численностью от силы 50 тысяч легко поработили её. Иван III стал объединителем русских земель. С его правления начинается история Руси как единой страны – России. Конечно, князья собирали земли и раньше, начиная с Даниила Московского. И Дмитрий Донской, и Иван Калита. И оба Василия. Но единого централизованного государства до Ивана III так и не возникло. Русь представляла собой несколько великих княжеств: Владимирское и Московское, Рязанское и Тверское, Псковская и Новгородская республики, Вятка, Пермь... Даже в его Владимирско – Московском княжестве в 1462 году, помимо великокняжеских земель, было пять уделов. Кроме того значительная часть русских земель оказались в составе Великого княжества Литовского и Русского (далее ВКЛ).

http://religare.ru/2_103926.html

" Покайтесь, пока не поздно. О, если бы весь мир воскликнул. Господи, помилуй " , - быть может, и отсрочилось бы время, а теперь катимся к врагу как на салазках " , - говорила странница Ксения, подвизавшаяся в семидесятых годах XVIII в. Особенно много предсказаний о смертях и бедах в житии странника Алексея Михайловича Крайнева. Он, как грозный вестник, появляется к тем, кого ждет несчастье или смерть. Среди легенд о предсказании смерти князя Григория Александровича Потемкина существует одна, наиболее достоверная, переданная Павлом Потемкиным в письме его к Григорию Андреевичу Полетике, вот она: " Покойный светлейший давно был взволнован окружающим. В последние дни, бывая на антресолях Зимнего дворца, он четырежды споткнулся, вызвав улыбку государыни и слова: " Берегитесь, князь, вспомните Цезаря в сенате " . Перед самым отъездом своим в Яссы князь долго молился в образной перед Владычицей Казанской, любимой им особенно. После сего спустился в гостиную, где изволил читать Священное Писание. Во время чтения к нему подошел его секретарь Попов и доложил, что князя желает видеть странник Иван Сорокин, тот самый, что предсказал смерть владыке Амвросию Коломенскому. Князь велел привести странника, и когда тот поклонился светлейшему в ноги, изволил сказать: " Ну что, Иваныч, мою смерть сегодня предскажешь? " А странник ответствовал: " Угадать изволил, князенька, живым тебе в Петербурге не быть, а умрешь ты посреди степи " . Князь изволил выслать Попова и со странником говорил два часа; сам проводил его до дверей. Этот разговор, - добавляет Павел Потемкин, - слышал я из уст камердинера покойного светлейшего, Василия " . С именем светлейшего князя Таврического связаны почти все духовные подвиги, возникшие в XVIII веке. Он привнес на Русь творения начальника старчества Паисия Величковского, он издал " Добротолюбие " , помогая преосвященному Гавриилу в переводе его на славянский язык, он покровительствовал юродивым. Он особенно любил странников и паломников, во множестве живших во флигелях его дворцов.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

В.Т.Тимофеев, скончавшийся в Казани 2 (14) декабря 1895 г., был погребён при большом стечении народа прямо напротив ЦКТШ, первым заведующим и учителем которой он являлся с 1864 г. С этого времени могила Василия Тимофеевича стала местом паломничества кряшенской интеллигенции, священников и простых людей, каковым продолжает оставаться и по сей день. Сейчас место последнего земного упокоения В.Т.Тимофеева отдалено от здания бывшей ЦКТШ многочисленными могилами, каменной стеной, газонами и оживлённой дорогой. Однако благодарная историческая память способна преодолеть все видимые и невидимые границы. Выступивший на могиле кряшенского просветителя научный сотрудник Приволжского (Казанского) регионального центра этнорелигиозный исследований «Российского института стратегических исследований» В.В.Иванов подчеркнул высокое значение трудов и самой личности В.Т.Тимофеева для кряшенского народа, указав на его тесную духовную связь с Н.И.Ильминским. По словам оратора, В.Т.Тимофеев учил, что кряшенам нужно оставаться верными православию и сохранять единство с русским народом. Кроме того, В.В.Иванов озвучил инициативу установить к 180-летию В.Т.Тимофеева, которое будет отмечаться в 2016 г., в сквере у здания бывшей ЦКТШ памятник этому выдающемуся кряшенскому просветителю или его бюст. Данная инициатива была поддержана членами РСК и представителями общественности. Скорее всего, она также будет оформлена в качестве обращения к представителям властей, Татарстанской митрополии РПЦ и кряшенских организаций. В заключении В.Т.Тимофееву и его близким также была пропета «вечная память». Подводя итоги первой «акции памяти», проведённой РСК, координатор организации Р.Р.Сулейманов отметил, что в дальнейшем планируется сделать их регулярными. Возложение венка на могилу А.Т.Соловьёва Панихида на могиле А.Т.Соловьева Панихида на могиле А.Т.Соловьева Выступление В.А.Юферова Выступление А.М.Елдашева Венок, возложенный на могилу А.Т.Соловьева Участники " акции памяти " около старого надгробия А.Т.Соловьева

http://ruskline.ru/news_rl/2014/07/11/do...

После войны Казанской Россия наслаждалась спокойствием. Были только слухи о неприятельских замыслах Крымцев. Сафа-Гирей, изгнанный из Казани, дышал ненавистию, злобою и всячески убеждал Хана, дядю своего, ко впадению в Московские пределы. Наконец – когда Великий Князь по своему обыкновению готовился ехать с двором на любимую охоту в Волок Ламский, чтобы провести там всю осень – узнали в Москве (14 Августа), что войско Ханское идет к Рязани. Сам Царевич Ислам , тогдашний Калга, уведомил о сем Великого Князя, слагая всю вину на Сафа-Гирея; однако ж шел вместе с ним, будто бы склоняя его к миру. Увеличенные рассказы о силе неприятеля испугали двор, так что Государь, немедленно послав Воевод к берегам Оки и вслед за ними сам 15 Августа выехав в Коломну, велел Боярам Московским изготовиться к осаде, а жителям с их имением перевозиться в Кремль. На пути встретились ему гонцы из Рязани от Наместника, Князя Андрея Ростовского, с вестию, что Ислам и Сафа-Гирей выжгли посады Рязанские, но что город будет крепким щитом Москвы, если разбойники захотят осаждать его. Василий в тот же час отрядил легкую конницу за Оку добывать языков. Смелый Воевода, Князь Димитрий Палецкий, нашел толпы хищников близ Зарайска; разбил их и взял многих пленников. Другой Воевода, Князь Оболенский-Телепнев-Овчина, с Московскими дворянами гнал и потопил стражу неприятельскую в Осетре, но, в горячности наскакав на главную силу Царевичей, спасся только необычайным мужеством. Ожидая за ними Великого Князя со всеми полками, Татары ушли в степи. Война кончилась в пять дней; но мы не могли отбить своих пленников, уведенных неприятелем в Улусы. Многолюдные села Рязанские снова опустели, и Хан Саип-Гирей хвалился, что Россия лишилась тогда не менее ста тысяч людей. «Царевичи, – писал он к Василию, – сделали по-своему, а не по-моему; я велел им воевать Литву: они воевали Россию. Но упрекай себя. Князья говорят мне: что дает нам дружба с Москвою? по соболю в год. А рать? тысячи. Я не умел ничего ответствовать им. Избирай любое: хочешь ли мира и союза? да будут дары твои по крайней мере в цену трех или четырех сот пленников». Он требовал от Великого Князя денег, ловчих птиц, хлебника и повара. Калга Ислам уверял Василия, как названого отца, в непременном дружестве; а Сафа-Гирей писал к нему с такими угрозами: «Я был некогда тебе сыном; но ты не захотел моей любви – и сколько бедствий пало на твою голову? Видишь землю свою в пепле и в разорении. Еще снова можешь сделаться нам другом, или не престанем воевать, пока здравствуют дяди мои, Царь и Калга; где узнаю врага твоего, соединюсь с ним на тебя и довершу месть ужасную. Ведай!» Сии грамоты были отданы чиновникам Великокняжеским Декабря 1: Государь уже находился при последнем издыхании.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

В 1510 году жена Менгли-Гиреева, Нурсалтан, приехала в Москву с Царевичем Саипом и с тремя Послами, которые уверяли Василия в истинной к нему дружбе Хана. Целию сего путешествия было свидание Царицы с ее сыновьями Летифом и Магмет-Аминем. Великий Князь угощал ее как свою знаменитую приятельницу и чрез месяц отпустил в Казань, где она жила около года, стараясь утвердить сына в искреннем к нам доброжелательстве, так что Магмет-Аминь новыми грамотами обязался быть совершенно преданным России и, еще недовольный клятвенными обетами верности, желал во всем открыться Государю: для чего был послан к нему Боярин Иван Андреевич Челяднин, коему он чистосердечно исповедал тайну прежней измены Казанской, обстоятельства и вину ее, не пожалев и своей жены-прелестницы. Одним словом, великий Князь не мог сомневаться в его искренности. Царица Нурсалтан по возвращении из Казани жила опять месяцев шесть в Москве, ласкаемая, честимая при дворе, и вместе с нашим Послом, окольничим Тучковым, отправилась в Тавриду, исполненная благодарности к Василию, который имел все причины верить дружбе Менгли-Гиреевой, но обманулся. Сей Хан престарелый, ослабев духом, уже зависел от своих легкомысленных сыновей, которые хотели иной системы в Политике, или, лучше сказать, никакой не имели, следуя единственно приманкам грабежа и корыстолюбия. Вельможи льстили Царевичам, ждали смерти Царя и хватали как можно более золота. Такими обстоятельствами воспользовался Сигизмунд и сделал, чего ни Казимир, ни Александр никогда не могли сделать: лишил нас важного долголетнего Менгли-Гиреева союза, вопреки умной жене Ханской, ревностной в приязни к Великому Князю. Литва обязалась давать ежегодно Менгли-Гирею 15000 червонцев с условием, чтобы он, изменив своим клятвам, без всякого неудовольствия на Россию, объявил ей войну, то есть жег и грабил в ее пределах. Сей тайный договор исполнился немедленно: в мае 1512 года сыновья Хановы, Ахмат и Бурнаш-Гиреи, со многолюдными шайками ворвались в области Белевские, Одоевские: злодействовали как разбойники и бежали, узнав, что Князь Даниил Щеня спешит их встретить в поле. Хотя Государь совсем не ожидал впадения Крымцев, однако ж не имел нужды в долгих приготовлениях: со времен его отца Россия уже никогда не была безоружною: никогда все полки не распускались, сменяясь только одни с другими в действительной службе. За Даниилом Щенею выступили и многие иные Воеводы к границам. Ахмат-Гирей думал в Июле месяце опустошить Рязанскую землю; но Князь Александр Ростовский стоял на берегах Осетра, Князь Булгак и Конюший Челяднин на Упе: Ахмат удалился. Более смелости оказал сын Ханский, Бурнаш-Гирей: он приступил к самой Рязанской столице и взял некоторые внешние укрепления: города не взял. Воеводы Московские гнали Крымцев степями до Тихой Сосны.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

Разделы портала «Азбука веры» Статьи о православном воспитании детей Пожертвовать «Если с детьми не говорить о Боге, то всю оставшуюся жизнь придётся говорить с Богом о детях...» воспитание О книге свящ. Василия Сокольского «Христианское воспитание и обучение детей школьного возраста» На репринтном издании редкой старинной книги значится: «Казань, Типо-литография Казанского Университета, 1909 год». За семь лет до революции автор  понимает, куда всё движется, но верит: воспитание и образование спасают. Уроки воспитания княжны Мещерской: «Надо делиться и держать осанку, а доносить подло» Воспитание детей аристократов в XIX и ХХ столетиях видится нам  купанием в любви и роскоши. Между тем, была в нем своя строгость,  аскетика. Как воспитывали благородных девиц и какие испытания им помогло вынести такое воспитание? Как смиренно принимать обиды, которые наносят дети? Отвечает протоиерей Димитрий Смирнов До чего больно задевают слова и поступки близких людей, тех, кого мы любим сильнее всего. А нередко сердечные раны наносят дети. Можно ли не поддаться обидам, изменить свое отношение к происходящему, и как это сделать? Дисциплина для ребенка: где границы строгости и лояльности? Нужна ли детям строгая дисциплина, или для развития творческих наклонностей она вредна? Как не превратить семейную жизнь в муштру? О дисциплине  в деле воспитания детей поговорим с клиническим психологом Натальей Матвеевой. Прот. Димитрий Смирнов: воспитать ребенка можно даже в молчании Говорим, говорим, говорим детям, а они нас не слышат. А может быть, назидать словом не всегда полезно? В одном из фрагментов передачи телеканала «Союз» на вопросы телезрителей о воспитании отвечает протоиерей Дмитрий Смирнов. Задиры и жертвы: как помочь детям выйти из привычной роли? «Задиры и жертвы»: так звучит тема очередной беседы с психологом Полиной Сметаниной, ведущей школы для родителей и воспитателей, в передаче православного телеканала «Союз» «Учимся растить любовью».  Прот. Димитрий Смирнов:  почему дети не слышат спокойной интонации?

http://azbyka.ru/deti/tag/vospitanie

Все эти обязанности были распределены между членами тогдашней академической конференции одна часть действительных членов которой, не принадлежащих к числу академических наставников, была занята разными обязанностями епархиальной службы и службою при разных учебных заведениях. Она поэтому не могла всецело посвящать себя на служение академии. Зато другая часть конференции, состоящая из наставников академии, всецело разделяла между собою эти обязанности. Сверх главной обязанности преподавания своей науки одни из наставников занимали при академии же других более или менее важные и трудные должности, как напр., членов внутреннего и внешнего правления, инспектора, секретаря, библиотекаря и эконома академии; другие же пополняли собою состав духовного цензурного комитета, в котором тогда состояло постоянно четыре члена. По самому званию наставников, на профессорах академии лежали обязанности: рассмотрение сочинений курсовых и подаваемых на учёные степени, а также книг для классического употребления в духовно-учебных заведениях, составление программ для этих заведений, обозрение духовных семинарий, особенно при окончании учебных курсов, распределение окончивших курс академии по соответствующим должностям в семинариях и училищах и др., требующие продолжительных и усиленных занятий. Сверх того, от высшего начальства академические деятели получали массу частных поручений, для исполнения которых в академии приходилось составлять из профессоров специальные комитеты, работавшие по несколько лет. Переводы и научное рассмотрение всевозможных рукописей, грамот и книг на разных языках и наречиях в интересах высшего начальства составляли неотъемлемую обязанность многих из наставников, помимо их специальных занятий своею наукою. Наконец, даже проповедание слова Божия в храмах столицы, а особенно в Исаакиевском, Казанском и Александро-Невском соборах, составление примерных программ катехизических поучений и произведений другого рода церковного красноречия тоже лежали на обязанности наставников академии.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

отца нашего Василия Великаго, архиепископа Кесарии Каппадокийския»; «Чин Божественныя литургии преждеосвященных»; «Божественная служба преждеосвященных»; замечание об отпустах Богородичных и Предтечи; отпусты и Месяцеслов. Уже этот перечень составных частей достаточно говорит сам за себя и как нельзя более ясно показывает близкое родство служебника 1655 [г.] с южнорусскими Служеб[никами]. Рассматривая ближе текст Служебника 1667 г., мы не можем не отметить в нем следующих особенностей, которые были потом замечены преемниками патр. Никона по святительской кафедре. Прежде всего в этом Служебнике мы наталкиваемся на особый устав всенощного бдения по уставу Филофея, который, представляя разницу с уставом, помещавшимся в служебниках предшествующего времени, и отличаясь во многом от нынешнего подобного устава, просуществовал всего только до 1699 года, когда он был исправлен на современный лад согласно с уставом, изданным в 1682 г. и исправленным вполне по греческим оригиналам. Уже эта одна замена говорит нам за то, что устав Служебника 1655 [г.] не чужд был своего рода недостатков. Далее, странным может казаться и совместное существование таких составных частей, как чин всенощного бдения по уставу патриарха Филофея и чины вечерни и утрени. Подобное совместное существование одних и тех же служб под разными рубриками с различными наименованиями, кажется, довольно рельефно характеризует деятельность исправителей церковно-богослужебных книг этого времени – исправителей, которые пытаются помирить старый порядок вещей с новым. Им хочется, с одной стороны, подвести свой Служебник под тип греческих Евхологиев, а с другой, они не могут отрешиться от оригиналов славяно-русских. Эта примирительная тенденция, как белая нитка на черной канве, резко бьет в глаза и при чтении самого текста чинов, в которых мы видим, с одной стороны, приближение к типу богослужебных книг Церкви Греческой в позднейших редакциях, а с другой, обрывки [и] остатки древне-славяно-русских памятников, воспроизводящих на своих страницах особенности древнегреческой церковной практики.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010