А.К. Галкин, А.А. Бовкало Основные даты жизни, деятельности и прославления священномученика митрополита Вениамина (Казанского) 1185 1873, 17 (29) апреля – в семье священника Нименского прихода Олонецкой епархии Павла Ивановича Казанского и его жены Марии Александровны (урожденной Смирновой) родился старший сын, Василий. 22 апреля – крещение Василия Казанского в церкви Нименского погоста. 1883–1887 – учеба в Каргопольском духовном училище. 1887–1893 – учеба в Олонецкой духовной семинарии в Петрозаводске. 1893, август – поступление в С.-Петербургскую духовную академию. 1894, 17 марта – первая религиозно-нравственная беседа студента Василия Казанского. 1895, 14 октября – монашеский постриг Василия Казанского с именем Вениамин. 21 ноября – рукоположение монаха Вениамина во иеродиакона. 1896, 19 мая – рукоположение иеродиакона Вениамина во иеромонаха. 3 октября – избрание наблюдателем за беседами в церкви Задне-Никифоровского подворья. 1897, 12 июня – окончание С.-Петербургской духовной академии со степенью кандидата богословия. 3 октября – назначение преподавателем Священного Писания Рижской духовной семинарии. 1898, 13 августа – определение инспектором Холмской духовной семинарии. 1899, 6 октября – назначение инспектором С.-Петербургской духовной семинарии. 1902, 18 февраля – возведение в сан архимандрита. 2 апреля – назначение ректором Самарской духовной семинарии. 10 апреля – приезд в Самару. 15 сентября – открытие воскресных чтений для народа в образцовой школе при семинарии под руководством архимандрита Вениамина. 24 ноября – начало служения в семинарской церкви воскресных вечерен, с внебогослужебными беседами после них. 1903, 16 марта – избрание товарищем председателя Самарского епархиального братства Святителя Алексия. 9–10 апреля – экскурсия семинаристов под руководством архимандрита Вениамина в г. Симбирск. 14–15 мая – руководство «миссионерской экскурсией» семинаристов в с. Преполовенское. 10 июня-10 июля – руководство экскурсией 48 семинаристов по северной России, с посещением Валаамского монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Повесть о болезни и смерти Василия III Подготовка текста, перевод и комментарии Н. С. Демковой В ночь на 4 декабря 1533 г. умер Василий III (р. 26 марта 1479 г.), великий князь московский и государь «всея Руси», сын Ивана III и византийской принцессы Софьи Палеолог. Василий III умер в зените своей государственной деятельности, добившись многого из того, что было задумано. Границы расширенного государства, в состав которого при нем вошли древние русские земли – Псков, Рязань, Смоленск (вслед за Новгородом и Тверью, введенными в состав Московской Руси Иваном III), были хорошо укреплены; на востоке – продолжалась настойчивая деятельность – военная и дипломатическая – по подчинению Казанского царства; на западе – укреплялись позиции Москвы в отношениях с княжеством Литовским и королевством Польским. Церковь была подчинена воле великого князя, она стала послушным орудием укрепляющегося самодержавия. Василий III как рачительный хозяин настойчиво и неустанно строит здание централизованного государства, начатое его отцом, и как символы его деятельности вырастают в Кремле два строения: каменный великокняжеский дворец и Архангельский собор, который по воле Ивана III и Василия III становится усыпальницей всех московских князей. Решены, наконец, проблемы престолонаследия: растут сыновья Василия от второго брака с Еленой Глинской – Иван и Юрий. Атмосфера ликования и радости ощутима даже в текстах официальных летописей, описывающих эту пору свершений замыслов Василия III: сообщения о пирах Василия напоминают об эпических временах Владимира Киевского. Болезнь Василия III была внезапной, страдания мучительны и долги. Рассказ «Повести» о болезни и смерти Василия III звучит диссонансом к мажорным описаниям его деятельности в русских летописях. «Повесть о болезни и смерти Василия III» хорошо известна в исторической науке: она неоднократно пересказывалась историками (см., напр., «Историю государства Российского» Н. М. Карамзина или «Историю России» С. М. Соловьева ), ей посвящены специальные исследования А. Е. Преснякова, И. И. Смирнова, М. Н. Тихомирова, А. А. Зимина, С. А. Морозова, изучавших духовное завещание Василия III и обстоятельства политической борьбы 1530–1540-х гг. Значительно меньше внимания уделяли «Повести» историки литературы (как литературный памятник «Повесть» лишь кратко рассмотрена Я. С. Лурье в кн.: «Истоки русской беллетристики». Л., 1970, с. 437–438), хотя художественное значение «Повести» несомненно. Выразительные детали и драматизм повествования, острота самой ситуации, изображенной в «Повести», привлекли внимание такого мастера психологической прозы, как В. Ф. Панова: на материале «Повести» ею создана историческая повесть «Кто умирает» (Панова В. Ф. Лики на заре. М.; Л., 1969).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Наречение и хиротония во епископа Чистопольского, 2-го викария Казанской епархии, архимандрита Анастасия, ректора Казанской духовной академии Источник (Слово на хиротонии) Богомудрии Архипастыри и Отцы! Предстоя пред Вашим Священным Собором, нарекшим меня во епископа, не могу не поведать вам глубокого смущения, которое объемлет меня при мысли о высоте обязанностей возлагаемого на меня епископского служения. Помышляя о том, что епископское служение есть преемственное от апостолов служение, духовными своими очами я вижу первоверховного апостола Павла, как он неустанно благовествует Христа, и прочих святых апостолов, неумолчно предвозвещавших людям Божию правду. Их мощное слово призыва к свету и добру слышит вся империя римская. Иудеи, эллины, варвары нравственно перерождаются и становятся общниками сладостей Божественной жизни. Никакие трудности не могут ослабить ревности святых посланников на дело Благовестия, все скорби и страдания не в состоянии сомкнуть их святые уста, вещающие слово Божией правды. Умственному взору моему предносится, далее, деятельность великих архипастырей-богословов: Афанасия Великого , Василия Великого и Григория Богослова , поборников православия и защитников Евангельского учения от еретических толкований. Затем вспоминаются мне епископы – великие проповедники во главе со святым Иоанном Златоустом , своим пламенным словом и возвышенным душевным настроением согревающие сердца слушателей и приводящие их к добродетелям. Но оставлю воспоминания о давних временах, бывших в далеких странах. Предо мной ясны сейчас, во всей полноте силы и деятельности, священные образы великих святителей нашего края, просветивших землю Казанскую. Из них первый – святитель Гурий, первый архиепископ Казанский. Он неутомимо благовествует Христа среди иноверных и иноплеменных насельников Казанской земли. Во всех пределах ее раздается его дивное, вдохновенное слово призыва к свету Христову: татары, чуваши, черемисы, мордва и прочие инородцы оглашаются благодатным учением, духовно возрождаются и приобщаются святой жизни, присоединяясь к церкви Христовой.

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Alek...

Трубчевск. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Михаило-Архангельская церковь, Архангельская церковь, Михайловская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Храм во имя Казанской иконы Божией Матери, в древности именовавшийся Михаило-Архангельским, входит в печальный список трубчевских памятников архитектуры, утраченных из-за людского небрежения в ХХ веке. Между тем, его история также началась до Смутного времени: упоминается, что в 1611 году Михаило-Архангельский храм был сожжён отрядами Жолкевского. 8 июля 1651 года, по прошению соборных священников Авраама и Василия, царь Алексей Михайлович, указом на имя трубчевского воеводы Патрикия Степановича Исупова, позволил построить на прежнем церковном месте тёплую церковь во имя Архангела Михаила, и на её содержание («на вино, свечи и ладан») пожаловал старинное той церкви бортное ухожье и озеро Струкино. Однако в окладные книги церковь была вписана только в 1676 году – вероятно, до этого времени она числилась приписной к собору. Местоположение церкви указано «в Трубчевске за валом» (т.е. вне городских укреплений). Видимо, вскоре в церкви появился второй престол, поскольку в дальнейших документах храм именуется Казанским, с приделом Архангела Михаила. В марте 1711 года жители Трубчевска подали в Патриарший казённый приказ прошение о том, что «в г. Трубчевске за городом на посаде церковь Божия во имя Казанской Богородицы и Архангела Михаила, а в ней два престола, древянная ветха, и служили в ней лет с 50, а ныне в ней служить литургии Божии невозможно: кровли огнили и стены вывалились», и просили дать указ о построении для той же церкви нового деревянного здания. В том же месяце указ был дан, а 26 октября 1712 года уже был издан указ об освящении «церкви Казанской Богородицы да придел Архангела Михаила». Вероятно, этот факт забыли вписать в церковную летопись, поскольку в списке трубчевских храмов, датированном 1789 г., указано, что Казанская церковь построена в 1667 году «старанием оной церкви бывшего тогда священника Симеона Иванова».

http://sobory.ru/article/?object=29899

Княгинино. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Село Княгинино. Это древнее село называлось Княгининским и известно ещё с 1356 г. В духовном завещании Московского Вел. князя Ивана (отца Д.Донского) сказано, что " Нерехта с варницами бортниками бобровниками и селом Княгининским " принадлежали матери Ивана-Вел.княгине Елене, жене Ивана Калиты. По титулу Вел.княгини Елены село и получило своё название. Впоследствии, с.Княгинино вместе с соседними сёлами и деревнями Еленой было пожалованно Троице-Сергиеву монастырю. В 1762 г. в указе Екатерины II также было упомянуто с.Княгинино в связи с возвращением ранее отписанного имения Платона Мусина-Пушкина, которое вместе с селом Княгинино и деревней Попадейка, было возвращенно и пожалованно его детям... Каменная же церковь Казанской Божией Матери с приделом Василия Великого в с.Княгинине была построенна около 1795 г. помещиком Н.А.Хомутовым. В 1795 г. это село принадлежало Н.А.Супоневу, отец которого был губернатором во Владимире. Церковь является одним из лучших памятников Нерехтского района, композиция и декор которой повторяют формы допетровской архитектуры 17 века, близкой Ярославской школе. Храм расположен на одной из возвышенностей открытой холмистой местности, покрытой небольшими рощами и кустарником. В настоящее время церковь заброшенна и полуразрушенна, утраченны кровля и практически вся настенная роспись... По материалам книг: Д.Ф.Белоруков " Деревни,сёла и города Костромского края " и каталога " Памятники архитектуры Костромской области " , выпуск 11 Богородицкая церковь с. Княгинина каменная, с каменной колокольней, построена в 1795 году усердием прихожан, окружена каменной оградой, в коей приходское кладбище. Престолов два: в холодной – в честь Казанской иконы Божией Матери, в теплой - во имя святит. Василия Великого. Достопримечательностью церкви служит древняя Казанская икона Божией Матери в сребропозлащенной ризе, чтимая окрестными жителями, и небольшой крест с частями мощей разных святых.

http://sobory.ru/article/?object=13236

Макаровское. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Казанская церковь Карта и ближайшие объекты По данным, описанным в 1863 г. И. Беляевым, в храме были престолы: в честь Божьей Матери, празднования явления Её Иконы Казанской, св. Иоанна Предтечи, и Святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. Существовал престол в честь преподобного Тихона Лухского. В ограде церковный были устроены: каменная часовня и каменные кельи. Казанская церковь построена на средства прихожан в 1813 г. Ранее ее окружала каменная ограда. При церкви имеется небольшая часовня, построенная, по-видимому, в начале ХХ столетия. В полукилометре находится действующее кладбище, обнесенное высокой кирпичной оградой, имеющей художественный декор. Изначально в храме было три престола: в честь иконы Казанской Божьей Матери, Усекновения головы Иоанна Предтечи и трех святителей - Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Церковь расположена на самой верхней отметки местности села, в северо-западной его части. Она как бы начинает собой сельскую улицу и находится строго по красной линии застройки. Памятник представляет собой трехчастный однокупольный храм с двусветным четвериком, на котором покоится восьмигранный световой барабан, увенчанный восьмигранным куполом с люкарнами. Купол завершен круглым световым барабаном с луковичной главой и крестом. Алтарная часть, примыкающая к четверику с востока, решена в виде полукруглой абсиды, которая перекрыта полусферой. С запада к четверику примыкает трапезная, имеющая в центре два массивных крестообразных в плане столба, разделяющие пространство на шесть нефов, перекрытых цилиндрическими сводами. Трапезная была соединена с колокольней небольшим притвором, ныне разрушенным. Колокольня многоярусная, с квадратным в плане основанием. На ней сосредоточено основное наружное декоративное убранство церкви: ярусы увенчаны портиками с треугольными фронтонами и спаренными полуколоннами дорического ордера. Увенчана колокольня четырехгранным куполом со световым небольшим барабаном и луковичной главкой. Остатки фресковой живописи сохранились на восьмигранном куполе четверика. Создание церкви, по-видимому, было связано с победой 1812 г., поэтому живописные фронтоны имеют плоскостные вставки, однотонные, желто-оранжевые, на бренные сюжеты. Они обрамлены " растительным " орнаментом сероватого тона. Лики святых на фресках не сохранились.

http://sobory.ru/article/?object=06053

Марково, село. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Церковь. Действует.   Престолы: Казанской иконы Божией Матери Архитектурные стили: Эклектика , Русский стиль Год постройки:1902. Адрес: Владимирская область, Петушинский район, с. Марково Координаты: 55.8651, 39.3073 Проезд: По трассе М7 до г. Покров, на перекрестке со светофором возле высокой белой Покровской церкви поворот на юг, 4км до ж/д станции. Не доезжая 100м путей свернуть направо, проехать 0,5км до ж/д переезда, пересечь пути, двигаясь по главной проехать Старое Перепечино, далее дорога отворачивает на юг. Чер ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда По трассе М7 до г. Покров, на перекрестке со светофором возле высокой белой Покровской церкви поворот на юг, 4км до ж/д станции. Не доезжая 100м путей свернуть направо, проехать 0,5км до ж/д переезда, пересечь пути, двигаясь по главной проехать Старое Перепечино, далее дорога отворачивает на юг. Через 2км временный разборный (на период ледохода) мост через р. Клязьма. За мостом асфальт заканичивается, 5км щебеночной дороги до с. Марково. В конце Марково дорога выводит из села к мостику через речку Верхулька в дачную местность, к Дому охотника и рыбака (указатель). С свернуть влево, через 0,5 км песчаной колеи в лесу церковь. Проезд сезонный. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты До 1868 г. деревня относилась к Багаевскому приходу. Весной, во время разлива Клязьмы, Марково бывало отрезано от храма. Священник Багаевского прихода о. Лев Миловзоров предложил верующим из-за Клязьмы построить свой храм и дал официальный ход делу. Но не смог довести его до конца, так как 24 апреля 1866 г. скончался от чахотки. Хлопоты легли на плечи нового багаевского священника о. Василия Малиновского. Ходатаями по делам построения церкви были крестьяне дер. Чаща Василий Сидоров и дер. Богдарня В.Н. Грыцкин. В Марково был перевезен старый храм с иконостасом и многими иконами из с. Власовского (теперь Власово Шатурского района Московской области). Местный благочинный, священник с. Крутец о. Афанасий Левитов освятил его на новом месте во имя почитаемой в Марково Казанской иконы Божией Матери.

http://sobory.ru/article/?object=04416

Москва. Церковь Казанской иконы Божией Матери в Узком. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. История церкви в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Узком насчитывает более трех столетий. Владелец усадьбы, по повелению которого была построена в 1698 году каменная церковь - видный государственный деятель, родственник Петра I боярин Тихон Никитич Стрешнев. Он хотел видеть ее соборным храмом будущего монастыря. Так возник в Узком великолепный храм, подлинная шедевр русского зодчества конца XVII столетия, создателем которого, вероятно является выдающийся русский зодчий О.Д. Старцев. Кисти крупнейших русских мастеров - жалованных царских иконописцев Оружейной палаты Григория Зиновьева, Николая Соломонова и Василия Леонтьева принадлежала роспись величественных резных иконостасов, установленных в трех приделах храма. После прекращения в храме богослужений иконы были вывезены, и современное местонахождение этого бесценного собрания остается неизвестным. Из святынь храма сохранилась лишь одна - Казанский образ Божией Матери. Он находится на западной наружной стене над главным входом в храм. В 1930-е годы в храме были прекращены богослужения и здание его использовалось под хозяйственные нужды Академии наук СССР. По окончании второй мировой войны в храме разместили хранилище богатейшего книжного собрания, в составе которого находились и издания мировой ценности и архивы немецких городов, вывезенные из Германии. В 1990 году храм был возвращен Русской Православной Церкви. Богослужения стали совершаться с 22 апреля 1992 года, когда силами прихожан были вывезены книги, и храм был подготовлен к освящению. В настоящее время в Казанской церкви по образцам XVII века воссоздаются иконостасы. По благословению Святейшего Патриарха Алексия Второго в храм переданы из Фонда “Сохранение” отреставрированные иконы, и здесь вновь начинается их благодатная жизнь. По материалам Имение «Узкое» известно с начала XVI в., деревянный храм в нем – с 1641 г. Ныне существующий каменный храм построен в 1698 г. боярином Тихоном Никитичем Стрешневым, дядей Петра I, в стиле «московское барокко» (возможно, арх. О.Д. Старцев). На протяжении двух столетий храм был центром духовной жизни усадьбы «Узкое», владельцами которой в разные годы являлись древние фамилии русских князей: Голицыны, Гагарины, Стрешневы, Оболенские, Нееловы, Толстые, Трубецкие. История храма и усадьбы связана и с именем гениального русского религиозного философа Владимира Соловьева. В этой подмосковной усадьбе 31 июля 1900 г. в возрасте 47 лет В. Соловьев скончался. Кроме храма в «Узком» сохранился усадебный дом и старинный парк XVIII в. Храм был закрыт в 1928 г. и использовался как хранилище ценнейших книг, которые в разные годы были изъяты из научного и культурного обращения. Возвращен Церкви в сентябре 1990 г. Богослужения возобновлены в день Пасхи 1992 г.

http://sobory.ru/article/?object=03294

в Саровскую обитель, она остановилась для отдохновения в двенадцати верстах от нее, в селе Дивееве и, по простоте, села на бревнах неподалеку от тогдашней Дивеевской деревянной церкви в честь Святителя и чудотворца Николая. Здесь в немногие минуты сладкой страннической дремоты, она увидела Божию Матерь, Которая, внушая ей остаться на этом месте, поручала воздвигнуть и храм в честь Казанской чудотворной иконы Ее. Воспрянув от дремоты и обозрев местность, она отправилась в Саровскую пустынь. Обитель так пришлась по сердцу ей, что она непременно осталась бы спасаться в ней, если бы тот был женский монастырь. Возвратившись отсюда в село Дивеево, она познакомилась с тамошним достойным священником о. Василием Дертевым, который впоследствии, под именем Варлаама, умер иеромонахом в Саровской пустыне, а на постоянное жительство поселилась в приходском к Дивееву сельце Осиновке, в небольшом домике, построенном на не большом участке земли, приобретенном ею от владельцев Осиновских. Когда же умерла девятилетняя дочь Агафьи Симеоновны, и последняя связь ее с миром разорвалась, тогда она, продавши свое имение, переселилась на жительство к Дивеевскому о. Василию, построила себе на его дворе отдельную келлию и подвизалась в ней двадцать лет. Келейные подвиги она проходила в тайне пред Отцом небесным, и в настоящее время они остаются для нас почти в неизвестности. По благословению Саровских старцев она прочитывала ежедневно из Евангелия зачало дневное и святому. Много также посвящала она времени чтению Четий-миней и духовно-подвижнических сочинений, напр. Иоанна Лествичника , Ефрема Сирина , Молитва Иисусова никогда не сходила с ее уст. По смирению своему, забыв о своем происхождении, звании и богатстве, она исправляла в доме о. Василия добровольно всякие домашние работы. У кого из крестьян одиноких, но многодетных, хлеб долго оставался на корню, она тихонько хаживала в поле, сжинала и связывала в снопы. Бедным девицам, вступавшим в брак, своими руками вышивала головные уборы (так называемые сороки) и дарила их, сверх того, полотенцами. В воскресные и праздничные дни, по выходе из храма, останавливаясь с крестьянами, делала им разные наставления. Во время же пребывания своего у о. Василия, она в течение пяти лет, начиная с 1774 или 1775 года, построила на свои средства, вместо бывшей деревянной Никольской церкви, каменный храм в честь Казанской Божией Матери с двумя приделами: один во имя Святителя Николая чудотворца, а другой первомученика и архидиакона Стефана. По освящении всех трех престолов Агафья Симеоновна, незадолго до своей кончины, решилась устроить близ Казанской церкви общину.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Elagin...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Свт. Ефрем Казанский. Шитый образ для хоругви. Нач. XX в. (ГИМ) († 26.12.1613, Казань), митр. Казанский и Свияжский. В июле 1606 г. патриарх Московский и всея Руси сщмч. Ермоген возглавил хиротонию Е. во митрополита Казанского, осенью того же года Е. прибыл в Казань. (Высказываемые в лит-ре предположения о том, что до поставления на Казанскую кафедру Е. был архимандритом казанского в честь Преображения Господня мужского монастыря , неверны. При этом несомненным является факт, что Е. до хиротонии был связан с Казанью, поскольку его поставление совершилось по воле сщмч. Ермогена, бывш. Казанского митрополита, в 1606 возведенного на Патриарший престол.) В 1607-1610 гг. (см. Смутное время ) вместе с казанскими воеводами В. П. Морозовым и Б. Я. Бельским Е. управлял Казанью и Казанским краем, поддерживал царя Василия Иоанновича Шуйского . Позиция архиерея способствовала успехам властей в подавлении сторонников И. И. Болотникова и Лжедмитрия II . Летом или в начале осени 1606 г. Казанский митрополит отлучил от Церкви отказавшихся от присяги царю Василию Иоанновичу жителей Свияжского у., после чего Свияжск вернулся под власть царя (отлучение с жителей уезда было снято по указу патриарха Ермогена 22 дек. 1606). В 1606-1607 гг. все главные монастыри Казанской епархии (Спасо-Преображенский, Свияжский в честь Успения Пресвятой Богородицы , казанский Троицкий, казанский Зилантов в честь Успения Пресвятой Богородицы ) получили от царя Василия Иоанновича подтверждение на свои владения. 17 июля 1610 г. царь Василий Шуйский был свергнут. В авг. в Казань из Москвы была доставлена грамота о призвании боярским правительством на рус. престол польск. королевича Владислава, в сент. Е. принял у казанцев присягу королевичу. 8 янв. (по др. данным, 7 марта) 1611 г., когда в Казани узнали о занятии Москвы поляками (это произошло в ночь с 20 на 21 сент. 1610), возможно, тогда же в Казань пришло известие об освобождении патриархом Ермогеном россиян от присяги Владиславу, было решено присягнуть Лжедмитрию II.

http://pravenc.ru/text/182117.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010