Василия Великого до начала школьного образования при себе держала старших внуков – детей своего сына, учила их молиться, заставляла их в точности выполнять то, чего требует долг христианина и полагала в их восприимчивых сердцах твердые, неизгладимые начала веры и преданности Церкви и Богу. Когда ее не стало, – по отношению к младшим братьям и сестрам св. Василия Великого заботы о воспитании их в духе благочестия приняла на себя старшая сестра их св. Макрина, одна из первых девственниц христианских, устроившая общежитие и прославившаяся святостью. И вот, благодаря этому семейному воспитанию, каждый член этого благочестивого семейства, где ни являлся, – в школе или в жизни, – везде отличался строгой добродетелью, и все братья решились посвятить свои силы на служение Церкви и явились избранными пастырями, подобных которым немного представляет история. 2. Вопрос о призвании к священству В ряду побуждений, влекущих человека к избранию пастырского служения, ставят обыкновенно внутреннее призвание. Говорят часто в обществе: «пусть тот только готовится к принятию священнического служения, кто чувствует внутреннее призвание к нему. А готовить к священству людей не призванных – дело напрасное, не обещающее добрых плодов: или они откажутся от того служения, к которому готовятся, не чувствуя призвания, и таким образом даром пропадет труд приготовления, или из них, когда они примут это служение, выйдут не пастыри, а наемники». О необходимости призвания к священству считают долгом говорить многие и из тех сочинений, которые излагают более или менее полное учение о пастырском служении, например: пастырское богословие Антония, впоследствии архиепископа казанского 7 , и пастырское богословие Бенгера 8 . Призвание к священству – великое дело. И кто бы не желал, чтобы в числе лиц, готовящихся к пастырскому служению, были только званные от Бога или чувствующие непреодолимое влечение к избранию этого рода служения? Но в толках об этом призвании много неопределенности, и трудно из этих толков вывести ясные и твердые правила для практического руководства в жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevnic...

6 )  содержание православного собеседника 1884 июль      (742) – Записки Василия Лужинского архиепископа полоцкого   (253–277). – Типы духовенства в русской художественной литературе за последнее 12-летие. А. Попова .    (278–331). – К вопросу о пессимизме. (Жизнь стоит ли того, чтобы ее жить?). А. Волкова   (332–371). 7 )  содержание православного собеседника 1884 август      (864) – Настоящее положение и современная деятельность православной духовной миссии в Китае. И. Н. А.    (373–390).          (866–883) – Раскол донатистов. Н. Кутепова. (391–453).                    (884–946) – Объявление.              (947) 8 )  содержание православного собеседника 1884 сентябрь      (950) – Раскол донатистов.  Н. Кутепова   (3–33). – Отношения древнего иудейства к греческой образованности. В. Плотникова    (34–62). -История молебного пения при начатии учения отроков. И. Ильминского .   (63–102). – Еще несколько слов о настоящем положении и современной деятельности православной духовной миссии в Китае.  И.Н.А .    (103–108). 9 )  содержание православного собеседника 1884 октябрь      (1060) – Записки Василия Лужинского архиепископа полоцкого    (109–142).              (1062–1095) – примечания к евангелию от Матфея. А. Некрасова     (143–159).                  (1096–1112) – История христианского просвещения в его отношениях к древней греко-римской образованности. В. Плотникова    (160–191).      (1113–1144) – Объявления                (1145) 10) содержание православного собеседника 1884 ноябрь  (1146) – История христианского просвещения в его отношениях к древней греко-римской образованности. В. Плотникова    (193–219).      (1148–1174) – Св. Ефрем Сирин . Выдержки из библиографического труда. С. Терновского (220–242).              (1175–1197) – Соломон вне-библейский. Я. Богородского    (243–271).                (1198–1226) – Объявления  (I-XVII).                  (1227–1243) 11) содержание православного собеседника 1884 декабрь  (1244) – История христианского просвещения в его отношениях к древней греко-римской образованности. В. Плотникова     (273–299).             (1246–1272)

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

180 . – Каталог греческих рукописей ленинградских хранилищ. Вып. 1–8. – ВВ, т.т. 16, 18, 19, 23, 24, 25, 27, 28, 31, 32. 181 .Греков А. Духовное торжество и сердечная радость между петербургскими почитателями Афонской святыни. Изд. 2-е, доп. СПб., 1889. 182 . Греков Ф. К. Жизнь и странствия В. Г. Барского. СПб., 1892. 183 . Греческое войско на Афоне, – ЦВ, 1912, 51/52, с. 1630–1631. 184 . Григорович В. И. Изыскания о славянских апостолах, произведенные в странах европейской Турции. – ЖМНП, 1847, ч. 53, 11, отд. 2, с. 1–28. Обзор 455 рукописей афонских монастырей. 185 . – Краткая записка о путешествии магистра Казанского университета Григоровича. – ЖМНП, 1847, ч. 54, отд. 4, с. 26–40. Обзор 455 рукописей афонских монастырей. 186 . – Очерк путешествия по Европейской Турции. Казань, 1848. 216 с. Об Афонской Горе: с. 4–103. То же. Изд. 2-е. М., 1877. IV, 181 с. 187 . Григорович X., священник. Имя Божие. (По поводу современных афонских споров). – МОб., 1913, февр., с. 203–214; март, с. 369–388. То же. Отд. изд. СПб., 1913. 33 с. 188 . Григорович-Барский В. Второе посещение Святой Афонской Горы Василием Григоровичем-Барским, им самим описанное, более подробное, с 32-мя собственноручными его рисунками и картою Афонской Горы. СПб., РПМА, 1887. 189 . – Краткое описание Горы Афонския в первое посещение оной Василием Барским в 1725–1726 годах. – В кн.: Леонид, архимандрит (Кавелин Л. А.) Три древних сказания о Святой Горе Афонской... М., 1882, с. 15–50. 190 . – Первое посещение Святой Афонской Горы Василия Григоровича-Барского, им самим описанное. СПб., РПМА, 1884. 191 . – Пешеходца Василия Григоровича-Барского – Плаки-Альбова, уроженца Киевского, монаха Антиохского, путешествие к святым местам, в Европе, Азии и Африке находящимся, предпринятое в 1723 и оконченное в 1747 году, им самим писанное... для пользы общества изданное под смотрением В. Г. Рубана. СПб., ИАН, 1778. XII, 796 с. с илл. Обзор афонских монастырей и краткие сведения о рукописных книгах и документах: с. 510–748.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

принадлежностей храма, то все блестит золотом и отличается изяществом и богатством, редко доступным для многих соборных и приходских храмов, a тем более для домовых церквей при учебных заведениях. Достаточно будет сказать, что за иконостас уплачено более 2 700 р. и за церковную утварь около 6 000 р. Образцом богатства из священнических облачений может служить фелонь с епитрахилью, сделанные из покрова, который находился на гробе усопшего сына В. А. Козьминых – Павле († 1885 г. 20 марта). Ценность этих предметов восходит до 800 р. Вообще, обозревая храм – художественную работу иконостаса, живопись икон, простоту и изящество церковно-богослужебных принадлежностей, невольно вспоминаются имена храмоздателей – Василия с Любовью , и является мольба ко Господу: Христос истинный Бог наш, души раб Твоих Василия, Любови и усопших их сродников в селениях праведных учини, в недрах Авраама упокой и к праведникам сопричти. Законоучитель, священник П. Постников. 4. Садоводство и огородничество 4.1. Очерк развития учреждений по садоводству и огородничеству Правильные занятия, теоретические и практические, садоводством и огородничеством в Новоторжской учительской семинарии начались со второй половины 1892 года. Ранее этого в семинарии существовал лишь небольшой огород, обрабатывавшийся наемными людьми под картофель, при посадке которого принимали участие и воспитанники. Только с 1892 года, когда министерство государственных имуществ (предложение управляющего округом окружного инспектора Я. Вейнберга за 8536 от 12 июня 1892 года) назначило пособие на устройство обучения садоводству и огородничеству, возможно было начать это дело. По предложению г. директора Новоторжской учительской семинарии В. А. Флерова теоретическое преподавание садоводству и огородничеству поручено было г. наставнику семинарии Н. А. Казанскому; для практических же указаний предполагалось пригласить достаточно опытного садовника; впрочем, последнее предположение не приведено было в исполнение. Поэтому г. Казанский осенью 1892 года впервые начал как теоретические курсы, так и практические занятия по садоводству и огородничеству.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей Руси рано вошли в научный оборот, но их данные о русско-ордынских отношениях сравнительно мало использовались в исторических исследованиях, даже специально посвященных проблемам монголо-татарского ига на Руси и борьбы с ним. Задача настоящей работы – очертить основные вопросы русско-ордынских отношений, получившие отражение в духовных и договорных грамотах и заслуживающие специального изучения с привлечением всех других видов источников. 1 . Выплата дани-выхода, ее размеры, способ раскладки 1043 , порядок сбора 1044 . Следует отметить, что обычно упускается из виду, что 1480 и даже 1502 годы не положили конец платежам (в меньших, может быть, размерах, чем выход в Золотую Орду) со стороны Русского государства Крымскому, Казанскому и Астраханскому ханствам и на содержание служилых татарских царевичей и их слуг. Это были реальные и не такие уж незначительные платежи, а не просто позднейшие подарки-поминки. Их выплата фиксируется в духовной грамоте Ивана III (1504) и договорах его сыновей Василия и Юрия (1504 и 1531) 1045 . В духовных и договорных грамотах отражены разные коллизии среди русских князей по поводу дани: уплата одними выхода, в долг за других, предоставление льгот 1046 . Многократно (начиная с духовной Дмитрия Донского и его последнего договора с Владимиром Серпуховским) высказаны в грамотах надежды на то, что русские князья перестанут платить дань Орде и все собираемые средства тогда останутся у них. При этом в одних случаях речь идет о том, что «переменит Бог Орду» 1047 , а в других (начиная с Василия II, а постоянно – с Ивана III) – что великий князь, через которого шла дань, ее «не даст» 1048 . 2 . Другие повинности в пользу Орды – ям 1049 , обслуживание и содержание татарских послов 1050 . 3 . Штат обслуживания ордынских интересов на Руси – «численные люди» 1051 , «ордынцы» 1052 , «делюи» 1053 . 4 . Опасения (реальные) по поводу возможного захвата русских земель татарами 1054 . 5 . Обязательства оповещать друг друга о замыслах противников, в том числе ордынцев, против одного из договаривающихся князей, когда эти замыслы становятся известны другому («А добра ти нам хотети во всемь, в Орде и на Руси. А что ти слышев о нашем добре или о лисе от крестьянина или от поганина, то ти нам поведати в правду, без примышленья, по целованию, без хитрости») 1055 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2) Официальными оппонентами при защищении диссертации назначить профессоров Алексея Лебедева и Ивана Корсунского . 3) Предоставить о. ректору академии войти в соглашение с магистрантом относительно дня коллоквиума и пригласить к участию в нём посторонних лиц. 4) Постановление сие представить на благоусмотрение и утверждение Его Высокопреосвященства. V. Прошения: а) ординарного профессора академии Митрофана Муретова : «Покорнейше прошу совет академии выписать для моих занятий на один месяц из С.-Петербургской духовной академии рукописное евангелие славянское Софийской библиотеки, значащееся в печатном описании Куприянова под 27-м (пергам. на 143 лл. в лист, в два столбца)». б) экстраординарного профессора Ивана Корсунского : «Имея надобность для своих ученых занятий в рукописи 1203 Софийской библиотеки, хранящейся в библиотеке С.-Петербургской духовной академии, покорнейше —427— прошу совет сделать распоряжение о высылке означенной рукописи мне на двухмесячный срок». в) студента IV курса Василия Казанцева: «Покорнейше прошу совет Московской духовной академии выписать из библиотеки Казанской духовной академии на двухмесячный срок следующие книги, необходимые для моего кандидатского сочинения: Kotg. Lehre der Kirchen-Väter über das Wort-Gottes und dessen Interpretation и Vogl. Die Heilige Schrift und ihre Interpretation durch die Heilige Väter der Kirche. Определили: Просить советы духовных академий С.-Петербургской и Казанской о высылке означенных в прошениях профессоров М. Муретова и И. Корсунского и студента IV курса В. Казанцева рукописей и книг на испрашиваемые сроки. VI. Отношение Управления Императорской публичной библиотеки от 3 ноября за 932: «Управление Императорской публичной библиотеки, вследствие отношения совета Московской духовной академии от 28 минувшего октября за 624 и по распоряжению Его Высокопревосходительства Г. Директора, имеет честь препроводить при сем следующие издания в двадцати восьми книгах на трехмесячный срок, кроме журнала «La Nouvelle Revue», который, в виду частого требования посетителями библиотеки, может находиться в пользовании совета Московской духовной академии не более одного месяца:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Определили: 1) Указ Святейшего Синода принят к исполнению. 2) Уведомить Действительного Статского Советника, лекаря, Александра Колесова о состоявшемся относительно его распоряжении Высшего Начальства. II. Сданный Его Высокопреосвященством с надписью: «Сент. 4. Допустить к испытаниям, с объявлением требования» указ на имя Его Высокопреосвященства из Святейшего Синода от 13 августа за 3590: «По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали поступившие на имя Г. Синодального Обер-Прокурора прошения вольнослушателей —339— Московской Духовной Академии: бывшего учителя Белевского памяти поэта Жуковского училища Феодора Чуфрина, окончившего курс в 3-м Московском кадетском корпусе Евгения Воронцова и имеющего свидетельство на право вольноопределяющегося 1-го разряда крестьянина Василия Волкова о допущении их к приёмным испытаниям для поступления в число студентов Московской Духовной Академии, с освобождением их от испытаний по древним языкам. Приказали: Рассмотрев настоящие прошения, Святейший Синод определяет: разрешить Совету Московской Духовной Академии, в виде особого изъятия из устава духовных академий, допустить вольнослушателей оной: Фёдора Чуфрина, Евгения Воронцова и Василия Волкова в текущем году к поверочным испытаниям для поступления в число студентов 1 курса названной академии, с освобождением их от испытаний по древним языкам, с тем, однако, чтобы для получения звания окончивших курс академии они, согласно § 101 академического устава, выдержали, при окончании академического курса, испытание по одному из древних языков; о чём, для зависящих распоряжений, послать Вашему Преосвященству указ, с приложением документов названных лиц». Справка: Все означенные в указе Святейшего Синода лица были допущены к приёмным испытаниям, но в число студентов I курса Академии принят только один – Евгений Воронцов , который выдержал удовлетворительно экзамен и по латинскому языку получил балл 4 ½. Определили: Принять к сведению. III. Сданный Его Высокопреосвященством с надписью; «Сент. 3. Исполнить с отобранием подписок» указ на имя Его Высокопреосвященства из Святейшего Синода от 27 Августа за 3842: «По указу Его Императорского Величества Святейший Правительствующий Синод слушали: 1) представленный Г. Синодальным Обер-Прокурором, от 9 сего Августа за 629, журнал Учебного Комитета, 229, с заключением Комитета по прошению бывшего студента Казанской духовной Академии, ныне ефрейтора Ланшевского резервного баталиона, расположенного в г. Казани, Константина Кибардина, уволенного из Академии за предосудительное поведение, о разрешении ему поступит в Московскую Духовную Академию для продолжения образования и 2) прошение бывшего студента С.-Петербургской Духовной Академии, ныне помощника учителя Рижской Вознесенской церковно-приходской

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

386 См.: Флоринскии Т. Афонские акты и фотографические снимки с них в собраниях П. И. Севастьянова. СПб., 1880. С. 104. 388 Miklas H. Ein Beitrag den slawischen Handschriften aus dem Athos. «Paleobulgarica». Сга-робългаристика, 1977, I. С. 65–75. 389 Три древних сказания о святой горе Афонской//Из сказаний о св. Афонской горе хи-ландарского старца Исайи (1517–1519 гг.) M., I882. С. 4–5. 391 Пешеходца Василия Григоровича-Барского Плаки-Албова… путешествие к святым местам в Европе, Азии и Африке. СПб., 1778. С. 682. 392 Описание путешествия отца Игнатия в Царырад, на Афонскую гору, во Иерусалим, в Египет, в Александрию и в Аравию//Православный Палестинский сборник. Т. 12, вып. 3. СПб., 1891. С. 11 (Предисловие). 398 См.: Гранстрем Е. А. Греческие рукописи ленинградских книгохранилищ//Византийский Временник, 24. М., 1964, вып. 5. С. 175. 401 Айналов Д. В. По Афону. Сообщения Императорского Православного Палестинского Общества, 1906. Т. XVII, вып. 4. С. 654. 402 См.: Ученые записки Казанского университета, 1897, кн. 3, март//Отчет Д. В. Айнало-ва о заграничной командировке на Афон. 405 Успенский Порфирий, архим. Описание монастырей афонских в 1845–1846 гг. (по актам). ЖМНП, 1848, апрель, отд. II. С. 57. 408 Три древних сказания о святой горе Афонской. М., 1882//Из сказаний о св. Афонской горе хиландарского старца Исайи (1517–1519 гг.). С. 6. 410 Пешеходца Василия Григоровича-Барского Плаки-Албова, уроженца Киевского, монаха Антиохийского, путешествие ко святым местам в Европе, Азии и Африке. СПб., 1778. С. 577. 411 Дмитриев-Петкович К. П. Обзор афонских древностей//Записки Императорской Академии Наук. Т. 6, кн. I, приложение 4. СПб., 1865. С. 22. 414 Цит. по: Срезневский В. Христиан Мефодиевич Лопарев (ум. 1918). Воспоминания о его жизни и трудах//Русский исторический журнал. Кн. 5. Пг, 1918. С. 329. 417 Лопарев X. Краткий отчет о поездке на Афон летом 1896 года//Сообщения Православного Палестинского Общества, февраль, 1897. С. 29. 419 Три древних сказания о святой горе Афонской//Из сказаний о св. Афонской горе хиландарского старца Исайи (1517–1519). М., 1882. С. 6.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

81, 82, 83, 87, 88, 89, 90, 91 и 9з) Деревянные кресты без надписей. 84) Пирамидальный опоковый без креста памятник с надписью на южной стороне: „Под сим камнем погребено тело младенца Александра Павловича Дикарева; скончался 1859 года 4 ноября; жития его было 2 года. На западной: „Любезный сын, ты здесь лежишь, под тенью Всевышнего Творца, душа твоя у Престола – молись за мать и за отца». На северной: „Господи, приими дух его с миром». 85) Таковой-же памятник с надписью на западной стороне: „Господи, упокой душу рабы твоея девицы Веры. Под сим (крестом) памятником погребено тело девицы Веры, дочери мещанина Егора Савельева Адамышева, скончавшейся 1 ноября 1860 года; жития её было 15 лет и 9 месяцев». 86) Крест с надписью: „Здесь погребено тело отставного коллежского асессора Алексея Виссарионова Усольцева, скончавшегося 1876 года июля 30 дня». 92) Окруженные развалившейся деревянной оградой два деревянные креста с надписью на одном из них: „Под сим крестом покоится тело Казанского купца Ивана Родионовича Феодорова, скончавшегося 26 июля 1878 года, в 4 часа утра; жития его было 50 лет 6 месяцев и 19 дней. Почто, о, милый друг, расстался с нами, супругу и детей оставя сиротами; услышь ты наш горький вопль и пожалей, проснись и посмотри на нас плачущих детей; птенцы твои рыдают, слезами горькими могилу обливают». 94) Развалившийся пирамидальный опоковый памятник с неразборчивою надписью. 95, 96, 97, 98 и 100) Деревянные кресты без надписей. 99) Крест с надписью: „Под сим крестом покоится прах жены отставного унтер-офицера Софии Тимофеевны Трежавской с детьми; скончалась 1884 года декабря 15 дня; жития её было 42 года». 101) Окруженные деревянной оградой два деревянные креста без надписей. 102) Опоковый памятник с изображением распятия Иисуса Христа и надписью: „Под сим камнем погребено тело раба Божия Василия Феодоровича Басова, скончавшегося 26 марта 1870 года; жития его было 37 лет 25 дней; память его 25 февраля. Святый Боже! Приими дух с миром раба твоего Василия». На северной стороне: „Сей печальный памятник любезныя дети поставляют и теплыми слезами могилу твою обливают вечного упокоении тебе от Бога желают». На южной: „Приими, нежный родитель, от осиротелых детей твоих последнее лобзание и слезы, тебя нам уж больше не видать; одно лишь страдание и к Богу о тебе молитвы возносить».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Через год, в 1566-м, царь Иван внимательно ознакомился с архивным делом Соломонии Сабуровой, и в том же году Федор Михайлович Мигун Годунов был приглашен послухом (то есть свидетелем) при обмене царя с князем Владимиром Андреевичем Старицким (они менялись землями). Отец Федора Мигуна приходился троюродным братом отцу Бориса Годунова, а дед – троюродным братом отцу Соломонии Сабуровой. Выдающийся историк Степан Борисович Веселовский справедливо отмечал, что в судьбе ближайших родственников великой княгини Соломонии «было что-то роковое»: ее дядя Борис Константинович утонул в молодости, другой дядя, Иван Константинович, был убит в 1548 году в Казанском походе, третий дядя, Тимофей Константинович, погиб под Оршей в 1514 году – во время Смоленского похода, а его сын Федор был убит под Казанью в 1530 году. В 1570 году царь Иван обвинил Великий Новгород в измене (документально подтвердить или опровергнуть справедливость этого обвинения сейчас не представляется возможным), ходил на него войной и казнил немало людей. В Новгороде (и частично уже в Москве) была казнена семья Третьяка Пешкова – сына боярского Новгородского архиепископа: он сам, жена Варвара, два сына – Алексей и Степан-Дружина, а также его родственник Бажен с двумя сыновьями. В 1571 году был «посажен в Волхов», то есть утоплен в реке, по царскому приказу целый ряд представителей Сабуровых. Среди них был родной племянник Соломонии Сабуровой – видный воевода Тимофей Иванович Замятня Кривой Сабуров с сыном. Здесь нужно отметить, что казнь на реке (или в реке) была одной из самых распространенных. Так, в 1497 году, когда вторая жена Ивана III Софья Палеолог была уличена в приглашении «баб с зелием», они были утоплены в Москве-реке, а в следующем году, когда Иваном III был раскрыт новый заговор Софьи и ее сына Василия Ивановича (будущего Василия III), рядовые заговорщики были казнены на льду Москвы-реки. В 1570 и 1571 годах новгородские изменники казнились не только в новгородском Волхове, но и в московской «Поганой луже» – эта местность идентифицируется либо в районе Чистых прудов (которые раньше именовались Погаными), либо в районе современной Театральной площади (местечко Поганый брод). В XVII–XVIII веках изменники казнились в Москве на «Козьем болоте» – здесь был четвертован Степан Разин и казнен Емельян Пугачев.

http://pravoslavie.ru/58844.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010