В декабре 1814 года члены причта, указав в прошении на то, что до нашествия неприятеля имели они при церкви собственные дома, которые, при вторжении его в Москву, со всем, оставшимся в них, имением, сожжены, просили выдать Всемилостивейше назначенное священно-церковно-служителям, лишившимся домов, денежное пособие, по примеру прочих. Преосв. Августин велел справиться, сколько выстроилось приходских домов. Благочинный заявил, что обстроены и заняты жителями дома тайного советника Петра Васил. Мятлева, князя Николая Серг. Гагарина, полковника Александра Вас. Аргамакова, титулярного советника Николая Петр. Брашкова, статского советника Ростислава Евграфовича Татищева, поручика Александра Иван. Татаринова, жены коллежского секретаря Настасьи Иван. Орловой, коллежского секретаря Василия Афанас. Троеборского, жены коллежского секретаря Лукерьи Мартемьяновой, титулярного советника Ивана Алексеевича Семичева, московского купца Василия Ивановича Бердоносова, Вологодского купца Ивана Михайловича Михайлова, московских купцов Ивана Юдина Мар…на, Григория Алексеева,.. Данилова,.. Алексеева, Поликарпа Ананьева, Карташева, жены священника Сергиевской в Крапивках церкви Анны Строевой, жены коллежского регистратора Евдокии Лукиной Морозовой, Двора Ее Высочества Екатерины Павловны комиссарского помощника Дмитрия Петровича Нигунева, московского купца Прохора Иванова, московских мещан Лаврентия Степанова, Михаила Яковлева, Андрея Григорьева, Иоанникия Кузьмина, Петра Сисоева Хватова, Федора Родионова, московских вечно цеховых Ивана Латышова, Афанасия Васильева, Петра Федорова Запольского, московского мещанина Тихона Иванова Сергеева, дворового человека графа Дмитрия Никол. Шереметева Дмитрия Ефимова, статского советника Абрама Степан. Лопухина , крестьянина Леонтия Нестерова; кроме того, два дома (купца Ивана Дмитр. Снопова и крестьянина Федора Максимова) еще не совсем были обстроены; всего, след., в приходе было 35 домов. Получив этот реестр, преосв. Августин 22-го декабря 1814 года решил: «как приходу выстроилось довольное количество дворов, то церковь сделать самостоятельною и священнику с причтом выдать в пособие, что по указу следует» (Арх. Моск. Дух. Конс. 1814 г., 1169). Благочинный 11-го мая 1815 года донес преосвященному об освящении Знаменского храма, но день освящения не указал (там же 1814 г., 1152).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Да на старом церковном месте, где стоял пред сего храм Иоанна Предтечи за осыпью, пять келий. А в них живут нищие, питаются от церкви Божией. Келья Андрюшки Иванова,келья Афоньки Володимерова, келья Осипки Васильева, келья Петрушки Иванова. Поперек того двора4 сажени. Келья нищей Матренки. А земли под теми кельями в длину 15 сажен, поперек тож. Да против той же церкви Ивана Предтечи в осыпе место порожнее на кургане в длину 15 сажен, поперек 10 сажен. А по приправочным книгам было на том месте 10 келий нищих, а ныне на том месте тех келий нет> . Дальнейших сведений о судьбе этих деревянных церквей не имеется. В окладных книгах 1676 г. упоминается церковь Иоанна Предтечи; при ней в приходе 20 дворов посадских и 1 двор, в котором живет дворник. В 1806 г. вместо деревянных церквей был построен каменный храм с такой же колокольней, но в 1866 г. этот храм был разобран до основания и вместо него к 1874 г. построен новый, более обширных размеров. На время постройки каменного храма была построена деревянная церковь, которая по освящению нового храма в 1875 г. была разобрана. В новом храме устроено три престола: средний в память Усекновения главы св. Иоанна Крестителя, по бокам его в честь Собора Архистратига Михаила и прочих бесплотных сил и во имя трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. Церковь богата украшена св. иконами и богата утварью и ризницей. Богатством украшений особенно отличаются местные старинные иконы: Спасителя, Божией Матери, Иоанна Крестителя, Трех святителей и Архистратига Михаила; напрестольное Евангелие в серебряном вызолоченном окладе, серебряные вызолоченные сосуды. По правую сторону амвона на бронзовом аналогии положен образ Воскресения Христова и двунадесятых праздников; в середине его врезан восьмиконечный серебряный вызолоченный крест, на обратной стороне коего написано: «части св. мощей — древо креста Господня, ризы Господни, Петра митрополита, Леонтия Ростовского, Василия Великого, Ефрема, мученика Христофора, Тихона чудотворца, Ефимия Суздальского, Муромских чудотворцев князя Константина с чады, Ярославских чудотворцев — князя Федора с чады, мученика Артемия, Лукияна, св. Дамиана, мученицы Ирины, камень горы Фаворской, камень, с него же вознесся Господь, Гроба Владычицы, жезл Моисеев, гроба Сергия чудотворца, Иакова Перского, мученицы Татианы, Пантелеимона и Ефимии Прехвальныя». Кроме этого, есть 4 небольших сребропозлащенных креста, вставленных в икону Воскресения Христова, с частицами св. мощей Муромских чудотворцев, и крест, употребляемый при водоосвящении, с частицами святых мощей с надписью: «сей Св. Животворящий крест в церковь св. Иоанна Предтечи приложил Данил Железников год 73 (?) здравия и спасения и поминовения душ наших».

http://sobory.ru/article/?object=34810

Каждый из приделов и главный храм имеет отдельное пятиглавие, что придает церкви особенно выразительный вид. С западной, северной и южной сторон устроены нарядные высокие крыльца, покрытые двухскатной крышей. Во внешней отделке храма широко использованы полихромные изразцы, а также красный фигурный кирпич самой разнообразной формы. В рисунке наиболее сложных его образцов отчетливо угадываются мотивы деревянной резьбы. С трех сторон храм окружает галерея. Толчковская стенопись, насчитывающая в своем составе около 2000 сюжетных клейм, принадлежит к числу крупнейших культовых живописных ансамблей христианского мира. Она была выполнена с 5 июня 1694 г. по 6 июля 1695 г. артелью ярославских мастеров в составе Дмитрия Григорьева Плеханова, Федора Игнатьева, Ивана Ануфриева, Василия Никитина, Василия Игнатьева, Ивана Матвеева, Семена Алексеева, Дмитрия Иванова, Семена Иванова, Ивана Семенова, Федора Уварова, Матвея Сергеева, Александра Григорьева, Якова Михайлова, Якова Григорьева Вороны. Приделы Казанских чудотворцев и Трех Святителей дописывались мастерами той же артели в 1700 г., роспись паперти была произведена по наказу митрополита Димитрия Ростовского в 1703-1704 г.г. Стенопись, как и сам храм, создана на средства жителей Толчковской слободы, крупнейшими вкладчиками были посадские Иван и Андрей Еремины. Тематика толчковской росписи впечатляет богатством вложенного в нее богословского содержания, масштабностью и изумительной логикой символико-композиционной схемы. В огромном центральном куполе изображен Вседержитель с раскрытым Евангелием. В высоком барабане тремя регистрами размещены 24 ветхозаветных праотца. На парусах написаны евангелисты, на лобовых частях паруса следующие композиции: на восточной«Спас на убрусе», поддерживаемый двумя ангелами, на западной «Богоматерь Знамение» с символами евангелистов, на южной Архангел Гавриил в круге, а на северной Архангел Михаил. На восточной подкупольной арке «Троица Ветхозаветная», на западной - «Сошествие Святого Духа». В юго-западном куполе «Богоматерь Знамение», в парус барабана вписана сложная многофигурная композиция «Древо Иессеево», на подкупольной арке«Крещение Господне». В северо-западном куполе «Иоанн Предтеча в потире», в парусе композиция «Союзом любви связуемые апостолы», представляющая из себя большой деисус из медальонов с Христом и апостолами, на подкупольной арке сцены «Вход в Иерусалим» и «Жены мироносицы».

http://sobory.ru/article/?object=00214

83). 27) В 1683 году архимандриту Дионисию с братиею дана была поступная запись на лавку, что в медяном ряду, Да на лавочное пустое место в пушном ряду, идучи от каменнаго города на левой стороне, да на амбарное место у Тайничных ворот от Василия Иванова сына Иванисова, причем подробно указана мера всех мест 84). 28) В 1687 году дана была поступная запись архимандриту Дионисию да казначею старцу Иакову от вдовы Анны Ильиной Казанского посадского человека жены Тимофеева сына Фролова на три лавки в мясном ряду, на одном брусу; мерою те лавки полсемь сажени 89). 29) В 1691 году дана была архимандриту Дионисию с братиею чрез священника Богоявленской церкви Петра Димитриева от гостинной сотни Спиридона Григорьева Попова поступная на лавку в женском ряду, идучи от каменнаго города на левой стороне 98). 30) В 1700 году по челобитью монастырского стряпчего Пронки Гвоздарева дана была грамота Государя Царя и Великого Князя Петра Алексеевича на имя стольника и воеводы Никиты Алферьевича Кудрявцева, о постройке на старом Булачном устье, где была монастырская мельница, избы и амбара для караула монастырских стругов, плотов и проч. Грамота эта писана на гербовой бумаге за скрепою дьяка Мины Полянского, за справою Максимки Неупокоева (103). Так в 1727 году дана была поступная келарю иеродиакону Варфоломею Володимирцу да казначею Петру Поппову от бывшего губернской концелярии подьячего Василия Иванова Макарова-сына его Петра Васильева на лавку в крашеном ряду (N2 104). Многими из указанных городских владений Спасский монастырь несомненно так или иначе пользовался, некоторые же продавал, имея неотложные нужды в благоустроении монастыря, постепенно обращавшего свои деревянные и полукаменные постройки во всецело каменные, на что, конечно, требовались весьма большие средства. Иными из указанных пожертвований монастырь не мог и воспользоваться по случаю оспаривания завещанных владений. Большая часть владений этих погибла в пожарах, весьма часто свирепствовавших в Казани в былые времена.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

обновленческими кафедрами. 1 апр. 1944 г. в крае действовали 86 обновленческих церквей, в них служили 87 священников, 3 диакона и 38 псаломщиков, к кон. 1944 г. в Краснодарской обновленческой епархии насчитывалось 87 приходов, 96 священников, 4 диакона, 43 псаломщика. Крупными были приходы в Краснодаре (Ильинская и Свято-Троицкая церкви), Тихорецке, Майкопе, Анапе, Темрюке, станицах Лабинской, Усть-Лабинской, Медведовской, Приморско-Ахтарской, Елизаветинской, Пашковской, Марьяновской, Славянской, Новониколаевской. 23 сент. 1944 г. обновленческий «епископ Краснодарский» Владимир Иванов докладывал уполномоченному Совета по делам РПЦ о вкладе его епархии в дело победы: о переводах денег, заготовке продуктов для госпиталей и др. По-видимому, авторитет Владимира Иванова среди верующих на Кубани был больше, нежели авторитет недавно назначенного правосл. еп. Фотия (Топиро). 22 нояб. 1944 г. Владимир Иванов обратился к Патриаршему Местоблюстителю митр. Алексию (Симанскому) с просьбой принять его в лоно РПЦ, 27 дек. в Патриархию было направлено письмо от духовенства Краснодарской епархии с покаянием и просьбой принять епархию вместе с архипастырем в каноническое общение. 28 дек. 1944 г. Синод принял постановление о принятии Владимира Иванова из раскола в сане священника и о назначении его епископом Краснодарским и Кубанским по пострижении в монашество с именем Флавиан. Епископская хиротония состоялась 8 янв. 1945 г. Еп. Флавиан управлял Краснодарской епархией до 19 окт. 1949 г., когда был перемещен на Орловскую и Брянскую кафедру. Церковь во имя святителя Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Злотоуста (Трехсвятительская) в ст-це Уманской (ныне Ленинградская). Освящена в 1906 г., разрушена в 30-х гг. XX в. Фотография. Нач. XX в. Церковь во имя святителя Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Злотоуста (Трехсвятительская) в ст-це Уманской (ныне Ленинградская). Освящена в 1906 г., разрушена в 30-х гг. XX в. Фотография. Нач. XX в. 19 окт. 1949 г. архиепископом Кубанским и Краснодарским был назначен Ермоген (Кожин), бывший обновленческий «митрополит Ставропольский и Северокавказский» Василий, 1 февр.

http://pravenc.ru/text/Екатеринодарская ...

Разработку нового проекта купола император поручил Базену. Через четыре месяца после катастрофы тот представил проект купола на стропилах из сухого дерева, а также проект устройства колокольни в западном куполе. Осенью 1834 года новый купол уже был покрыт медью и загрунтован, а весной живописных дел мастер Федор Иванович Брандуков покрыл его кобальтом с золотыми звездами. Купола у прежней деревянной церкви были зелеными. Исторически зеленый был цветом Измайловского полка. В январе 1830 года Стасов предложил покрыть купола медью с обраткой поверхности кислотою, которая бы придала цвет зеленой патины. Идея была одобрена, однако уже 26 августа 1831 года Николай I пожелал заменить зеленую окраску на голубую с золотыми звездами «как в Москве на Архангельском и в Твери на Тверском соборе». Стасов сделал несколько вариантов проекта. В сентябре он получил резолюцию государя покрыть купола " цветом светло-синим, как на воротниках мундиров Семеновского полка, и звезды сделать сплошь по всему куполу гораздо более, как означено карандашем " . Колокола для собора были отлиты известным ярославским мастером Иваном Оловянишниковым. Больших колоколов было четыре, и еще несколько средних и малых. В течение 1835 года шла отделка фасадов, выполнялись и устанавливались лепные украшения, скульптуры. Фигуры для ниш в портиках были заказаны скульптору Самуилу Гальбергу. Фигуры ангелов и наружный фриз между гирляндами лепщики отливали по двум моделям, исполненным скульптором Иваном Леппе. Стилизованные античные жертвенники на треножниках из чугуна и штампованного железа для балюстрад вокруг четырех малых барабанов были изготовлены заводчиком Карлом Грейсоном и установлены к 1 мая 1836 года. Для оформления интерьера Свято-Троицкого Измайловского собора пригласили из Ярославля крепостного живописца Тимофея Медведева, известного своими работами в храмах Поволжья. Вместе со своим сыном Петром он расписал купола. Были расписаны и арки, но их Николай I приказал забелить. Для написания икон Василий Стасов пригласил маститых художников: ректора Академии художеств Василия Шебуева, профессора Алексея Егорова, бывшего профессора Андрея Иванова (отца знаменитого художника Александра Иванова), академика Василия Сазонова и т.д.

http://azbyka.ru/palomnik/Троице-Измайло...

“Художник света, рыцарь красоты”. Кто такой Поленов и почему стоит посетить его выставку Как художник хотел выступить с “чем-нибудь порядочным”, а создал шедевр 16 октября, 2019 Как художник хотел выступить с “чем-нибудь порядочным”, а создал шедевр В Новой Третьяковке на Крымском валу 17 октября открывается ретроспективная выставка Василия Поленова. “Художник света”, “рыцарь красоты”, предтеча Серебряного века или передвижник? Кто такой Поленов и почему его считают главным русским пленэристом, хотя важнейшим достижением своего творчества сам живописец считал евангельский цикл? В любом случае не следует откладывать поход на выставку — почему, рассказывает “Правмир”. Смерть Александра Иванова  Потомственный дворянин, сын историка и археолога, Василий Поленов увлекался живописью с детства. Рисовал с двух лет на всем, что подвернется под руку: на бумаге, стенах, песке. Но вкус к искусству ему привила мать, которая была художницей-любителем. Однажды пообещала детям пригласить в дом пенсионера Общества поощрени я художеств Александра Иванова, только вернувшегося из Италии.  В 1858 году Иванов привез в Петербург долгожданное «Явление Христа народу», над которым трудился двадцать с лишним лет. Выставленная на всеобщее обозрение в Академии художеств картина потрясла четырнадцатилетнего Поленова. Почти ежедневно, едва заканчивались уроки в гимназии, он прибегал в Академию. Простаивал перед полотном часами, делая наброски и копируя фигуры.  Иванова очень ждали в доме Поленовых, поэтому громом среди ясного неба стала весть о его скоропостижной смерти. Причиной была не только холера, которой заболел художник, в большей степени неодобрение и осуждение, которое вызвала в обществе его картина. Биографы утверждают, что в те дни у юного Василия Поленова возникла идея создать полотно столь же значительное и масштабное, каким ему представлялось «Явление Христа народу». Впрочем, прошло не одно десятилетие, прежде чем художник взялся за свой евангельский цикл.  Юрист по образованию, художник по призванию

http://pravmir.ru/hudozhnik-sveta-ryczar...

Петр I хорошо знал и высоко ценил службу Ивана СУВОРОВА, запросто захаживал в его дом и в 1705 году согласился стать крестным отцом его сына Василия СУВОРОВА, отца будущего великого русского полководца. Когда его крестнику исполнилось 14 лет, Петр I взял его на трудную, сложную, но почетную службу личным денщиком Императора и многократно поручал особо сложные и опасные поручения. В «формулярном списке» Василия Суворова говорится: «В бытность его в обер-офицерских чинах по именным указам употреблен был в различных и важных комиссиях и посылках внутри и вне государства». Дослужился отец Суворова до генеральских чинов, некоторое время был воеводой г. Владимира, затем обер-прокурором и т.д. Как гласит предание, именно Василий Иванович СУВОРОВ построил с селе Кистоши первый деревянный храм в честь своего небесного покровителя святителя Василия Великого. 30 июля 1775 г. Василий Суворов скончался. Александр Васильевич тяжело переживал утрату горячо любимого отца. Когда деревянный храм, построенный отцом А.В. Суворова обветшал, Александр Васильевич СУВОРОВ испросив благословение (весной 1780 г.) , дает указание старый храм разрушить и построить на этом же месте новый каменный храм во имя святителя Василия Великого, добавив два придела – во имя Пророка Ильи и во имя своего небесного покровителя Святого и Благоверного Великого Князя Александра Ярославовича НЕВСКОГО. В письме священника Михаила Иванова от 11 мая 1780 года преосвященному Тихону, епископу Суздальскому и Юрьевскому сообщалось: «Показная церковь Василия Великого от давнего построения пришла в крайнюю ветхость в место коей возымел намерение его высокопревосходительство нашего села Кистоши помещик господин генерал поручик и кавалер Александр Васильевич СУВОРОВ построить новую каменную втож наименование с приделами по левую сторону пророка Божия Ильи, а по правую Александра Невского, на которую от него приготовлено немало» . Дерево от разрушенного Храма пошло на обжиг кирпича для нового Храма. Закладка фундамента нового каменного храма святителя Василия Великого состоялась в начале апреля 1780 г. К зиме 1782 года новый Храм был построен. Устное предание гласит, что строился Храм по проекту, разработанному при участии Александра Васильевича и лично им утвержденному. Разрешение на освящение придела во имя Александра Невского датировано 14 ноября 1782 года. Александр Васильевич СУВОРОВ принял участие в чине освящения и отстоял всю первую Божественную Литургию.

http://ruskline.ru/video/2018/iyun/12/ki...

Контакты: секретарь Владимирской епархии - протоиерей Владимир Иванов 8-910-773-79-96; Настоятель храма святителя Василия Великого в с. Кистыши протоиерей Игорь Любченко: 8-920-909-29-39; fetininskiy@rambler.ru Руководитель Инициативной группы, председатель Попечительского Совета фонда ОМОФОР, генерал-майор Александр Владимирович Черкасов: 8-905-543-33-30; 8-901-526-40-40; cherkasov.rus@gmail.com; fond-omofor@mail.ru; Секретарь Инициативной группы Наталья Васильевна Викина 8-9854172811, 8-9168425904; Член Инициативной группы, вице-президент фонда ОМОФОР, полковник Тарас Васильевич Киящук 8-916-295-31-14; Краткая справка о селе и храме. Селу Кистыши около 500 лет. Первое упоминание о нём в летописях (тогда оно называлось Кистоши) относится к 1521 году. Петр Первый подарил его деду полководца Ивану Григорьевичу Суворову за многолетнюю безупречную службу Престолу и Отечеству. Петр I высоко ценил Ивана Суворова и был крестным отцом его сына Василия, который в 14 лет стал личным денщиком Петра, многократно выполнял его особо сложные и опасные поручения. Вся жизнь Ивана и Василия Суворовых, деда и отца будущего великого русского полководца была посвящена служению России. Именно Василий Иванович – отец Суворова и крестник Петра Великого – построил в древнем селе Кистыши деревянный храм во имя своего небесного покровителя святителя Василия Великого. После смерти горячо любимого батюшки (1775), когда храм обветшал, Александр Суворов в память об отце построил в 1780-1782 гг. на его месте новый большой и очень красивый каменный храм святителя Василия Великого, но уже с двумя приделами, во имя своего небесного покровителя святого и благоверного великого князя Александра Невского и пророка Божия Илии. В рапорте священника Михаила Иванова от 11 мая 1780 г. епископу Суздальскому и Владимирскому сообщалось: «Показная церковь Василия Великого от давнего построения пришла в крайнюю ветхость в место коей возымел намерение его высокопревосходительство нашего села Кистоши помещик господин генерал поручик и кавалер Александр Васильевич СУВОРОВ построить новую каменную в тоже наименование с приделами по левую сторону пророка Божия Ильи, а по правую Александра Невского, на которую от него приготовлено немало». Разрешение на освящение новопостроенного придела во имя Александра Невского датировано 14 ноября 1782 года. Александр Васильевич Суворов принял участие в освящении и отстоял всю первую Божественную Литургию.

http://ruskline.ru/news_rl/2013/01/16/ka...

—173— Константина, 14) Свящ. Коновалова Иосифа, 15) Свящ. Ефремова Михаила, 16) Руднева Николая, 17) Свящ. Лукьянова Михаила, 18) Сахарова Сергея, 19) Яхонтова Дмитрия, 20) Орлова Василия, 21) Левкоева Николая, 22) Реутова Валентина, 23) Рязановского Феодора, 24) Свящ. Добровольского Василия, 25) Хотовицкого Александра, 26) Свящ. Архангельского Леонида, 27) Никольского Василия, 28) Свящ. Андреевского Александра, 29) Брянцева Леонида, 30) Писова Стефана, 31) Свящ. Лебедева Константина, 32) Степанова Андрея, 33) Успенского Ивана, 34) Даниловского Александра, 35) Епифановича Григория, 36) Свящ. Овсянникова Григория, 37) Алексеева Павла, 38) Троицкого Виктора, 39) Успенского Александра , 40) Соболева Владимира, 41) Прилуцкого Сергея, 42) Сперанского Михаила, 43) Титова Алексея, 44) Тихомирова Павла , 45) Свящ. Владимирского Алексея, 46) Изюмова Ивана, 47) Свящ. Ильинского Михаила, 48) Перехвальского Валентина, 49) Маркова Владимира , 50) Новгородского Павла, 51) Соловьева Ивана, 52) Свящ. Надеждина Александра, 53) Свящ. Авдашкевича Петра, 54) Уметского Петра, 55) Виноградова Михаила, 56) Ивановского Семена, 57) Петропавловского Василия, 58) Свящ. Люстрицкого Михаила, 59) Любимова Феодора, 60) Иванова Константина, 61) Чернышева Ивана, 62) Рязановского Сергея, 63) Свящ. Михальчука Евстафия, 64) Мацкевича Иосифа, 65) Прокоповича Бориса, 66) Введенского Ивана, 67) Иером. Серафима (Иовановича) и 68) Вершинского Николая. 2) Студентов I курса Покровского Сергея и Рудина Василия оставить в I курсе на второй год по болезни, с лишением их казенных стипендий, которые должны перейти к следующему курсу (LXX), имеющему образоваться в августе месяце сего 1911 года. 3) Студентов того же I курса Мещерского Константина и Постникова Сергея оставить в I курсе на второй год по неуспешности. 4) Студентам: II курса – Иванову Петру и III курса – Ильинскому Николаю, Максимову Александру и Телятьеву Валериану разрешить сдать устные испытания по вышеупомянутым предметам после летних каникул, в августе месяце сего 1911 года, – о чём и представить предварительно на Архипастырское утверждение Его Высокопреосвященства.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010