Убедитесь же, подобно Вашему бывшему соучастнику, правдивому и мужественному в своей искренности Преосвященному епископу Дамиану [Воскресенскому], что Ваш «совет и дело от человек» ( Деян.5:38 ), а не от Бога, и имейте мужество последовать призыву епископ Дамиана [Воскресенского]: «Ради мира церковного братски прошу Вас и прочих иерархов последовать моему смирению» (письмо на Ваше имя от 20 января/2 февраля). К этим золотым словам присоединяюсь и я, предупреждая в то же время Вас и соучастников Ваших, что при нежелании Вашем внять увещанию (уже третьему), за ним может последовать соборное осуждение. В виду же того, что Вы и другие дерзаете, несмотря на запрещение, действовать архиерейски, например рассылаете указы (см. циркуляр епископа Бориса Рукина, помянутый выше), напоминаю всем Вам, что, по «духу и букве священных канонов», всякий, самовольно разрешающий себя от прещения, наложенного на него законною иерархическою властью, не может «ни надежду восстановления в прежний чин имети, ниже до принесения оправдания допущен быти» на Соборе (Антиохийского собора правило 4), т. е. он может быть лишён сана даже заочно, без всяких с его стороны объяснений. Конечно, никакие наши прещения и осуждения не ограничивают Вашей внешней гражданской свободы, не связывают Вашей воли. Вы можете делать что хотите, можете организовать не только ВЦС, во и целую религиозную группу. Наши прещения имеют только духовную цель и только нравственное значение, они хотят только показать и Вам и другим, что Вы заблудились от истинного церковного пути в дебри самочиния и что верным чадам Св. нашей Церкви за Вами следовать нельзя. Господь да вразумит Вас и соучастников ваших. 26 января – 8 февраля 1926 г. За Патриаршего Местоблюстителя. Сергий, митрополит Нижегородский. Архив составителя Суждение викария Полтавской епархии, епископа Прилукского Василия [Зеленцова] о раздорнической деятельности главы «григорианского раскола» (ВВЦС), архиепископа Екатеринбургского и Ирбитского Григория [Яцковского] и единомысленных с ним архиереев

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

—71— мелочностью и однообразием нагоняет скуку и на усидчивого специалиста, а от случайно взявшегося за обработку его требует не малых усилий над собой. И автор поборол в возможной для него степени предстоявшие трудности: в рассуждениях его о значении Успенского собора не мало совершенно правильных мыслей, общих характер богослужения изображён и объяснён верно; наконец само богослужение, как и ближайшие источники его изучены вполне удовлетворительно. Сочинение хорошее и его автор степени кандидата заслуживает». 8 . Ординарного профессора Александра Беляева о сочинении студента Зеленцова Василия: «Библейское учение о Промысле». «Принимая во внимание характер и свойства откровений Божиих, содержащихся в священных книгах, и форму их выражения, приходится, по мнению г. Зеленцова, «во первых отдельно обследовать учение Писания, заключённое в плотские образы, и отдельно учение, изложенное простым, точным языком. Во вторых, сначала приходится исследовать библейское учение о промысле в его логическом развитии, чтобы создать систему библейского учения об этом предмете, а потом уже становится возможным подробное историческое исследование откровения о примышлении»… «В заключение исследовать должен сопоставить процесс логического развития библейского учения о промысле с процессом исторического сообщения откровений об этом предмете». Эти задачи сам автор ограничил, исследовавши «только общие провиденциальные воззрения Библии и самые общие образы промышления». Осуществляя эти задачи, г. Зеленцов разделил своё сочинение на две части. «Часть I-я. Общие провиденциальные воззрения Библии. Главы: 1, принцип промысла; 2, принцип жизни; 3, условия существования мира; 4, об освящении мира; 5, об укреплении немощей мира и врачевании его недугов и тления. Часть II-я: общие провиденциальные образы. Главы: 1, образ политической теократии; 2, образ домашней теократии или Божественного домоправления». Этот план не выполнен только в том, что первые три главы изложены кратко и соединены в одну главу. Всё сочинение наполнено библейскими текстами, особенно ветхо-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В Лубенском монастыре, как-то Владыка Архиепископ Григорий совершал литургию. Служба сопровождалась хулиганскими бесчинствами вокруг храма и самосвятским «богослужением» за порогом храма, да так громко, чтобы помешать служению в храме. Проповедь о. Василия на этом богослужении сопровождалась все время злостными выкриками в церкви. Служба Божия была спрофанирована. Для внесения большей ясности в историю этого времени и места надо сообщить следующее. Уезжая из России в 19–20 году, добровольческая армия увезла с собой и всех епископов юга России, Уехал и Полтавский Владыка Архиепископ Феофан. Чтобы епархия не осталась без возглавления, Патриарх поручил временно возглавление проживавшему в то время в Ахтырском монастыре на покое Архиеп. Парфению, б. архиеп. Тульскому, уроженцу Полтавской епархии. Владыка Парфений давно уже был известен, как украинофил, но в рамках лояльности к Св. Синоду и Патриарху. В Полтаве был открыт еще до его приезда первый украинский приход п владыка совершал в нем иногда богослужения на украинском языке. Сослужили ему старые священники. Все считали это явление естественным и законным. Подчинялся он наравне с остальными приходами Патриарху Тихону. Почитали богослужения украинофилы и неукраинофилы. Если бы о. Василий Зеленцов не был в это время в тюремном заключении. безусловно не осудил бы, а только может быть указал на некоторые неточности в переводе евангельского текста на украинский язык, что он впоследствии и делал. Архиеп. Парфений в свое время по поручению Св. Синода возглавлял комиссию по переводу Священного Писания на украинский язык. За свой перевод Владыка получил благодарственный рескрипт от Велик. Князя Константина Константиновича, как Президента Академии Наук. А Государь подарил икону в сооруженный на родине Владыки в с. Плешивец, Гадяцкого уезда, на пожертвования его почитателей Московских купцов (Владыка раньше был Московским викарием) великолепный храм, строго выдержанный в старинном казацком стиле. Все это показывает, как благожелательно власть и светская и духовная относилась к украинству, как к культурно-бытовому явлению без всякой примеси политики.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

Отец Василий в Полтаве занимался миссионерской деятельностью, обходя окраины города для просвещения сектантов, баптистов, католиков и евреев. Кроме того, помогал неимущим. Знавшие отца Василия рассказывали о нем: «Он так нежно и кротко по-христиански умел подойти к страдающему человеку, так по-матерински обласкать унывающую и страждущую душу, что невольно покорял заблуждающихся, которые говорили: “вот это действительно христианин”». Отец Василий еще и содержал на своем иждивении четырех сирот, детей умершего брата. При Троицкой церкви отец Василий организовал Покровское Христианское общество молодежи в противовес государственной атеистиеческой политике. Троицкий собор Полтавы Отец Василий вдохновенно служил, причем он старался привлечь к службе всех молящихся. Со временем его прихожане  изучили церковное богослужение настолько, что могли свободно участвовать в нем. Воскресными вечерами в Троицком храме устраивались духовные беседы с чтением акафиста, когда пел весь народ. Во время кампании 1922 года  по изъятию церковных ценностей  под предлогом помощи голодающим отец Василий выступил против ограбления властями церквей. Он обратился к прихожанам своего и других храмов с призывом жертвовать хлеб для голодающих, а к властям – с просьбой сообщить, сколько нужно хлеба. «Мы дадим вам вдвое и втрое больше, но не трогайте наших храмов», – говорил он, обращаясь к представителям власти. Призывая в своих проповедях к оказанию помощи голодающим, он выступал противником передачи безбожникам богослужебных предметов, будучи уверен, что они до голодающих не дойдут. Власти не приняли предложение священника о замене богослужебных предметов пожертвованиями, и началось массовое ограбление храмов. В это время к отцу Василию попала телеграмма начальника Полтавского ГПУ Линде, отправленная вышестоящему начальству в Харьков, в которой тот отчитывался о ходе кампании по изъятию ценностей на 29 апреля 1922 года и, в частности, сообщал о намерении ГПУ приступить к арестам духовенства. Ознакомившись с телеграммой, отец Василий немедленно сообщил о ее содержании духовенству.

http://pravmir.ru/svyashhennomuchenik-va...

Определили: Принять к сведению. II. Резолюции Его Высокопреосвященства, последовавшие на журналах собраний Совета Академии: а) 2 сентября 1900 года: „1900 г. Сент. 19. По ст. V. Экстраординарный профессор Академии Иван Андреев увольняется от должности лектора английского языка и на его место определяется и. д. доцента Академии Илья Громогласов . По ст. X. Мещанина Павлова разрешается допустить к слушанию академических лекций по указанным им предметам. По ст. XI. Действительные студенты Академии: Николай Богданов, Георгий Богословский, Николай Остроумов , Григорий Шаповаленко, Полиевкт Якубовский, Николай Арбеков. Владимир Беляев, Димитрий Грацианский, Александр Другов, Василий Зеленцов и сербский уроженец Савва Попович утверждаются в степени кандидата богословия. По ст. XV. Г. Таланкина, бывшего студента Казанской Духовной Академии, не препятствую принять в число своекоштных студентов IV курса Московской Духовной Академии. Прочее утверждается“. б) 28 сентября 1900 года: „1900 г. Окт. 10. По ст. IX. Профессорским стипендиатам Петру Минину, Алексею Малинину и Александру Платонову, и помощнику библиотекаря Академии Василию Протопопову разрешается переработать их кандидатские сочинения на соискание степени магистра богословия. Прочее утверждается“. —297— Определили: 1) Резолюции Его Высокопреосвященства сообщить лицам, которых они касаются, и Правлению Академии – для зависящих распоряжений. 2) Об утверждении действительных студентов Академии Николая Богданова, Георгия Богословского, Николая Остроумова , Григория Шаповаленко, Полиевкта Якубовского, Николая Арбекова, Владимира Беляева, Димитрия Грацианского, Александра Другова, Василия Зеленцова и сербского уроженца Саввы Поповича в степени кандидата богословия сообщить (и сообщено) в Учебный Комитет при Святейшем Синоде. III. Сданное Его Высокопреосвященством прошение студента Московской духовной семинарии Сергея Ильинского: „Ваше Высокопреосвященство, Милостивейший Отец и Архипастырь! Желая получить высшее богословское образование в Московской Духовной Академии, я был подвергнут установленным приёмным испытаниям в августе месяце текущего года. По списку я занимаю 49 место, а всего принято 48 студентов, и, таким образом, я первый оказался из не поступивших. Страстное и исключительное желание служить Церкви Божией, стоя на твёрдой почве науки и знания, масса труда и волнений, пронесённых мною, как на подготовке, так и на самих приёмных испытаниях, и место, занимаемое мною в списке державших приёмные испытания, побуждают меня просить Вас, Ваше Высокопреосвященство, как своего Милостивейшего Отца и Архипастыря, о зачислении меня в число студентов во вверенную Вам Московскую Духовную Академию“.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Небезучастным во всей этой истории остался и украинский православный епископат. Это было время его наивысшей активности, на свободе был еще епископ Василий (Зеленцов) и другие представители негласного епископского Собора Украины. В отличие от ГПУ, пребывавшего в самодовольстве от того, как ловко удалось «обработать» Экзарха, они времени не теряли. Видя, что митрополит Михаил дал слабину, украинские епископы в обход него обратились к митрополиту Сергию с призывом вмешаться и пресечь пагубное развитие событий. Митрополит Сергий ответил на это 4 августа следующей резолюцией: «Ввиду того, что дело, затеянное протоиереем Суворовым, грозит нарушить единение между православными и смущает совесть многих, а владыка Экзарх далеко, прошу украинских архиереев в Харькове, Полтаве, Киеве и Житомире внимательно обсудить это дело и, если понадобится, воздействовать на преосвященного Матфея в должном направлении» 1010 . Решение украинских епископов по суворовскому делу представляет собой замечательный документ (в нем явно чувствуется рука епископа Василия), отражающий взгляд православной иерархии на проблему церковно-государственных отношений в тот момент. «Декларация, – говорилось в постановлении епископов о суворовском обращении, – 1. Не дает возможности понять, что же именно составители декларации разумеют под “тихоновщиной» и где они проводят границу между православием и политическими неправдами, в которых они обвиняют Патриарха Тихона. 2. Не объясняет декларация, какое именно “отмежевание» от причастных к “тихоновщине» она разумеет: политическое ли только или же политическое и церковное вместе [...] 3. Декларация не знает того православного правила, что церковные наказания налагаются на религиозно-нравственные преступления и проступки, а не за политические убеждения и деятельность (постановление Всероссийского Поместного Собора от 2/15 августа 1918 г.), и стремится заняться церковно-инквизиторскими преследованиями за политическую деятельность, подобно живоцерковцам. 4. Есть и другие недостатки в этой поспешно написанной декларации, но прежде всего и важнее всего то, что отдельные группы верующих и отдельные архиереи не имеют права сами устанавливать отношение церкви к мирскому правительству, не испросив предварительно общего голоса по этому вопросу представителей Церкви, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

119. Определение Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия [Страгородского] и Временного при нем Патриаршего Священного Синода по делу о перемещении митрополита бывшего Ленинградского Иосифа [Петровых] на Одесскую кафедру 524. Выписка из протокола заседания Временного Патриаршего Священного Синода при Заместителе Патриаршего Местоблюстителя митрополите Нижегородском Сергии [Страгородском] по делу о переводе из Ленинграда в Одессу митрополита Иосифа [Петровых] «Необходимые канонические поправки к Посланию Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия [Страгородского] и Временного при нем Патриаршего Священного Синода от 16(29) июля 1927 г.» епископа Прилукского Василия [Зеленцова] (Соловки) 08(21).10.1927. 549. Указ Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия [Страгородского] о поминовении за богослужением предержащей власти и об отмене поминовения всех епархиальных архиереев, находящихся в ссылках 1195. Послание Патриарха Иерусалимского Дамиана [Касатоса] к Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Нижегородскому Сергию [Страгородскому] и Временному при нем Патриаршему Священному Синоду Письмо епископа Полонского Максима [Руберовского] к Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Нижегородскому Сергию [Страгородскому] по поводу нового церковного курса, осуществляемого Заместителем в связи с изданной им Декларацией от 16(29) июля 1927 г. Письмо митрополита бывшего Ленинградского Иосифа [Петровых] к Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Нижегородскому Сергию [Страгородскому] по поводу перемещения первого на Одесскую кафедру Телеграмма Экзарха Украины митрополита Киевского и Галицкого Михаила [Ермакова] митрополиту бывшему Ленинградскому Иосифу [Петровых] в связи с перемещением последнего на Одесскую кафедру Ответная телеграмма митрополита бывшего Ленинградского Иосифа [Петровых] экзарху Украины митрополиту Киевскому и Галицкому Михаилу [Ермакову] в связи с перемещением первого на Одесскую кафедру Письмо архиепископа Илариона [Троицкого] к H.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Тобольск. Церковь Димитрия Ростовского при Тобольской духовной семинарии. Димитриевская церковь /// Объект утрачен Домовая церковь.  Утрачена.   Престолы: Димитрия Ростовского Год постройки:1892. Год утраты:Не установлен. Адрес: Тюменская область, Тобольский район, г. Тобольск Координаты: 58.20089, 68.253995 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Со времени перевода в 1770 году семинарии в Тобольский Знаменский монастырь, воспитанники семинарии посещали богослужения в ветхом монастырском храме в честь Казанской иконы Божией Матери, где они помещались в притворе, отделяемом от главной части храма арками. Св. Синод, указом от 24 апреля 1884 года, предписывал преосвященному Василию (Левитову): " оказать свое архипастырское содействие к тому, чтобы помещение воспитанников семинарии в монастырской церкви, в которой они собираются, было, по возможности, более удобное, дабы учащиеся могли видеть отправление служб церковных и слышать читаемое и поемое в церкви " . Вследствие распоряжения епископа Василия, воспитанников стали помещать в церкви впереди сторонних посетителей, в главной части храма. Но здесь оказалось возможным поместить лишь 2/3 воспитанников. Кроме того, мера не вызвала сочувствия у монастырской братии, так как недопущение сторонних молящихся до главной части храма повлекло за собою уменьшение кружечного сбора и прибыли от продажи свечей. Это заставило ректора о. Петра Головина войти в училищное правление с предложением об устройстве для семинарии своего домового храма в стенах казенного корпуса. Записка о. ректора была заслушана на педагогическом собрании Правления семинарии 20 мая 1891 года, которое постановило просить преосвященного Иустина (Полянского) войти к обер-прокурору Св. Синода с ходатайством о разрешении на устройство храма. 6 сентября 1891 года от Св. Синода были получены разрешение на строительство и ассигнование в размере 1400 рублей. Храм был освящен 27 января 1893 и помещался в главном каменном корпусе семинарии. Перестал действовать после закрытия семинарии в 1919 году. Известные настоятели: Александр Дулебов (1892 - апрель 1905), Николай Зеленцов (? - 1 июня 1912) и.о., Николай Овчинников (24 сентября 1912 - 5 марта 1915). Святыни, хранившиеся в храме: образ свт. Димитрия Ростовского с частицей св. мощей (приобретен старанием ректора семинарии о. Николая (Богоявленского)). Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=58433

После ареста Епископа Василия (Зеленцова) нужен был иерарх, который бы успешно продолжил дело по обличению Лубенского раскола. Пример с Епископом Димитрием (Галицким) показал, что в Лубны – очаг двух самосвятских расколов: «липковского» и «булдовского» [так их иногда называли по фамилиям их лидеров – сост. ] – можно назначить только ревнителя православия, при этом подкованного в миссионерских вопросах. А таким кандидатом, одобренным украинскими Епископами и утверждённым Заместителем Местоблюстителя Патриаршего Престола Митрополитом Сергием (Страгородским) , был архимандрит Аркадий (Остальский) 484 . 19. Епископское служение священномученика 15 сентября 1926 года Заместителем Местоблюстителя Патриаршего Престола Митрополитом Сергием (Страгородским) и ещё несколькими архиереями он был рукоположен во Епископа Лубенского, викария Полтавской епархии. Хиротония совершалась не открыто, а конспиративно. Об обстоятельствах её почти ничего неизвестно 485 . Уже в сане Епископа будущий священномученик возглавил несколько богослужений в московском Пименовском храме в сослужении приходского духовенства. Одна из обращённых им к вере женщин, прихожанка Пименовского храма Надежда Александровна Гринвальд, обладавшая поэтическим талантом, описала одно из таких торжественных праздничных богослужений так: множество молящихся, храм залит светом, Епископ, окружённый любящими его прихожанами, и всюду духовная радость, красота и молитвенный восторг 486 . Собираясь уезжать в Полтавскую епархию, владыка Аркадий подарил Пелагии Михайловне Назаровой, на квартире которой проживал со своей благочестивой матерью монахиней Софией, в благословение свою фотографию с наставлением: " В молитвенную память Пелагии Михайловне. Чем чаще и сердечнее будете молиться, тем ближе будете чувствовать Бога, легче будет на душе и покойнее встретите смерть. С любовью во Христе 23 сент. 1926 г. Епископ Аркадий " 487 . Пелагия Михайловна исполнила наставление владыки Аркадия. Родственники верят, что и сейчас, после своей смерти, она имеет дерзновение быть молитвенницей за свою семью 488 .

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Ostals...

В церкви Николая Чудотворца находилась также икона преподобного Мартиниана, соименная жертвователю храма и поставленная, как полагают исследователи, ко времени окончания его строительства. В ризнице холодной церкви в особых киотах хранились четыре серебряных креста-мощевика, в одном из них — частицы мощей князей Василия и Константина; в другом 33 частицы мощей разных святых; еще два креста, в которых заключались: в первом — частицы мощей Константина и Федора Муромских, во втором — части Древа Креста Господня, ризы Богоматери и частицы мощей тридцати святых, были пожертвованы в 1867 году И.И. Карзинкиным. В 1683 году на средства прихожан построили на месте деревянной теплую каменную одноглавую церковь в честь праздника Успения Богоматери, дата ее росписи " в виде отдельных клейм, сделанных по маслу " , неизвестна. В 1864 году крестьянин села Заозерье Угличского уезда Федор Андреев Бычков изготовил в зимний храм новый резной иконостас. Придел во имя иконы Богоматери Всех скорбящих Радость в нем был устроен в 1885 году в честь почитаемой в приходе святыни на средства ярославского купца Максима Григорьевича Кузнецова, кроме того жертвователь возобновил росписи храма. В иконостасе Успенской церкви, в местном ярусе, стояла икона Благовещения Богоматери, которая " весьма уважалась даже старообрядцами " . В церкви также хранился водосвятный серебряный крест с мощами святых. В XVIII веке ярославский купец Козьма Иванов Зеленцов " кроме многих построенных в церкви украшений дал вечно с пяти лавок собираемый оброк в приращение к церковным доходам " . Около Николо-Мельницкого храма находилась принадлежавшая Ярославской Большой мануфактуре писче-бумажная фабрика, она сгорела в 1845 году. Через 12 лет мануфактура была куплена у прежних владельцев Яковлевых московским купцом Иваном Андреевичем Карзинкиным, который основал " Товарищество Ярославской Большой Мануфактуры " и начал строительство близ церкви Николы в Меленках бумагопрядильной фабрики. Рабочие, а их число росло с расширением производства, являлись прихожанами Никольского храма, который к концу XIX века уже не мог " в должной мере удовлетворять религиозным потребностям служащих и рабочих фабрики " .

http://sobory.ru/article/?object=01176

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010