В это время в зале поднялся шум и послышались возгласы: «Поп агитацией занимается... поп зазнается, чего с ним возиться – пулю ему». Председатель суда сделал попытку прервать речь подсудимого, но отец Василий перебил его и сказал: «Дайте мне докончить, это мое право, – и, обращаясь к судьям, закончил: – Я принимаю ваш вызов, и какое бы наказание вы ни вынесли мне, я должен его пе­ренести твердо, без страха, даже смерть готов принять, ибо нет на­грады выше, чем награда на небесах» . Завершив последнее слово, отец Василий поклонился залу, и суд удалился на совещание, а священник углубился в чтение книги. 12 августа 1922 года отцу Василию был зачитан приговор, его об­винили в содействии деникинцам, выразившемся в том, что он «при­зывал население к активной борьбе с варварами-большевиками, как гонителями, по его, Зеленцова, выражению, Евангелия и Пра­вославной Церкви, предлагая населению поддерживать кто чем может Добровольческую армию», в разглашении телеграммы ОГПУ, имевшей, по мнению суда, «характер государственной тай­ны», в сокрытии церковных ценностей храма кадетского корпуса. «Для полноты характеристики личности священника Зеленцова, – читал обвинитель приговор, – необходимо указать, что Зеленцов с высшим образованием, хорошо разбирается в происхо­дящих исторических событиях, дает себе полный отчет в своей де­ятельности... Вся деятельность Зеленцова, на протяжении четырех лет направленная к борьбе с советской властью, а равно и заявле­ние гражданина Зеленцова, что своих убеждений он не меняет, за­ставляет революционный трибунал рассматривать гражданина Зеленцова как определенного, нераскаявшегося контрреволюцио­нера и врага трудящихся масс, а посему революционный трибунал, руководствуясь интересами республики и революционной совес­тью, приговорил: гражданина Зеленцова Василия Ивановича – расстрелять» . При последних словах приговора в зале поднялся шум и разда­лись крики: «Убийцы проклятые!» – «Будьте вы прокляты!» – «Ба­тюшка, дорогой, спаси вас Христос!» – «Отец Василий, благосло­вите нас!»

http://fond.ru/kalendar/91/vasiliy/

Храм св. прав. Симеона Богоприимца соорудил в 1887 г. полтавский меценат Иннокентий Котельников (†1902) в память единственного сына Симеона (†1886): мальчик умер в Полтаве, когда его везли на юг для лечения от туберкулеза, и перед смертью завещал похоронить себя в Крестовоздвиженской обители, которая очень понравилась ему (отец исполнил волю сына, затем поселился в Полтаве и стал благотворителем монастыря, за что удостоился звания почетного гражданина города). Вдоль западной части ограды обители, напротив собора, протянулся корпус келий 1770 г. постройки, поновлявшийся в 1863 и 1892 гг. Южнее, напротив храма Св. Троицы, имеющего статус прихода, в 1990-х гг. выстроен дом приходской Свято-Троицкой общины. Еще южнее, также вдоль ограды, тянется корпус келий, сооруженный в 1889 г. Иннокентием Котельниковым, с домовым храмом прп. Серафима Саровского 1-й пол. 1990-х гг. Кроме указанных зданий, в южной и восточной частях монастырской усадьбы находится несколько хозяйственных строений. Святыни [ править править код ] Оригинальный образ Пресвятой Богородицы «Упование всех концов земли», написанный в 1821 г. иноком Даниилом (Московченко) на стене кельи в монастырской колокольне, утрачен в советское время. Сохранилась единственная копия иконы, бывшая келейной у сщмч. Василия (Зеленцова) (в 1918 – миссионер, 1919-1920 – священник, 1925-1926 – викарный епископ, †1930). Некоторое время она находилась в частном владении, затем – в Свято-Макариевском храме. В 1990-х гг. святыня перенесена в монастырь (празднование – 6 нояб.). Мощи свт. Афанасия обретены в монастыре 2 июня 2010 г. Прежде они считались утраченными при пожаре 1943 г. в Краеведческом музее, куда были изъяты в 1920-х гг. вместе с нетленными останками архиеп. Амвросия (Серебренникова). Почитание памяти свт. Афанасия началось еще до революции (был засвидетельствован ряд исцелений при гробе архипастыря), которая отдалила его канонизацию (соответствующее решение Свящ. Синода УПЦ и чин прославления последовали 28 мая и 10 окт. 2010 г.). Будучи в 1795-1797 гг. епископом Могилевским и Полоцким, свт. Афанасий содействовал укреплению Православия в Западной Беларуси, в 1797-1800 гг. пребывал на покое во Мгарском монастыре (память – в дни преставления и прославления, соответственно 14 янв. и 10 окт. н.ст.). Престольные праздники [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Крестово...

Друзья выхлопотали для него разрешение служить. И он в первый день Пасхи участвовал в торжественной службе в Александро-Невской лавре, где выступил с задушевной и вдохновенной проповедью о воскресении Христа. Вот воспоминания очевидца той проповеди : «Владыка говорил удивительно просто, но вместе с тем так увлекательно и вдохновенно, что многотысячная публика была как бы им зачарована. Я следил за выражением лица Митрополита [ Серафима (Чичагова) ], опустившегося в свое кресло, но вскоре привставшего. Опираясь на свой архиерейский посох, он внимательно слушал проповедника с полуоткрытым ртом. Он превзошел епископа Николая (Ярушевича) , прекрасного витию. Если у последнего при наличии прекрасной дикции и проповеднического таланта вся речь укладывалась в художественную форму, но не трогала сердца и скользила поверх, услаждая слух, то речь владыки Аркадия захватывала все существо и больно разрывала все тенета скованной грехом души и уносила к подножию Победителя жизни и смерти. Многие хотели подойти под благословение, многие интересовались, откуда в наши дни появился дивный святитель». Митрополит Серафим предложил ему стать викарным епископом. Но для этого нужно было испросить разрешение власти. Тогда владыка Аркадий принял решение поехать в Москву, на Лубянку, чтобы попросить там разобрать его дело. Митрополит Сергий, которого Владыка посетил сразу по приезде в Москву, никак не советовал ему идти на Лубянку с просьбой о помиловании, а раз он обрек себя на скитальческую жизнь, то так дальше и продолжать жить. Но епископ Аркадий поступил иначе. 9 мая 1928 года в Москве он явился в ОГПУ на Лубянку к Смидовичу «для объяснений». Там очень удивились его появлению. Владыка не был арестован сразу, но и не был отпущен. 15 мая его дело рассматривал заместитель председателя ОГПУ Ягода, который и выписал ордер на арест Епископа. Ему вменили в вину его «Послание к Лубненской пастве». Во время следствия содержался в московской Бутырской тюрьме. В тюрьме узнал о гибели епископа Василия (Зеленцова), викария той же Полтавской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Ostals...

Можно списать политический антураж свидетельства Косткевича на следственную обстановку, в которой он это свидетельство давал. Что же касается фактической стороны его показаний, то здесь он практически безупречен. Сами григориане также вынуждены были признать факт оказанной митрополиту Сергию поддержки со стороны епископата (московского и украинского), но пытались представить ее в превратном свете. «Сам м[итрополит] Сергий, – писал епископ Борис, – признал явно незаконным свое мероприятие; так он, чтобы узаконить его, спустя приблизительно месяц или полтора после этого, собирает подписи для оправдания своих действий среди епископов. Из 40 епископов, пребывавших в Москве, такие подписи в разное время дали 15 архиереев, почти все бывшие живоцерковники и один бывший самосвят [...]; нашлись еще 9 украинских» 899 . В действительности, число поддержавших (письменно) митрополита Сергия епископов было больше, чем указывал негодующий епископ Борис. Среди них были и раскаявшиеся обновленцы (таковые тогда встречались практически везде и в самом ВВЦС тоже, достаточно указать на архиепископа Константина (Булычева)), но отнюдь не большинство, а про самосвята бывший Можайский просто придумал, чтобы попугать доверчивого читателя. «Впрочем, было бы несправедливо винить м[итрополита] Сергия одного в его поступках, – «оправдывал» в свою очередь Заместителя архиепископ Григорий. – Как мы видим, у него имеются сообщники, которые его поддерживают, а м. б. и руководят, так как он хотя человек и не очень старый, но значительно одряхлевший. Сначала им руководил епископ Старицкий – Петр Зверев , выросший, воспитавшийся и кровно связанный с сферами органически противными сложившимся условиям нашей жизни, а затем, когда этот деятель успокоился на кафедре Воронежского архиепископа, ему на смену выступили другие, менее крупные, но не менее ретивые сотрудники вроде епископа Прилуцкого Василия Зеленцова – инициатора всяких запрещений на Украине и в Москве» 900 . После отъезда из Москвы епископа Петра (Зверева) в Воронеж, в отсутствии епископа Серафима (Звездинского) , старшим из назначенных митрополитом Петром членов Совета столичных викариев остался епископ Алексий (Готовцев).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

священника Иоанна (Миротворцева; 1881 †1938) священника Иоанна (Плеханова; 1879 †1938) священника Иоанна (Рудинского; 1867 †1930) священника Иоанна (Смирнова; 1884 †1937) священника Иоанна (Талызина; 1888 †1937) священника Михаила (Горбунова; 1878 †1938) священника Михаила (Розова; 1889 †1941) священника Николая (Дунаева; 1878 †1937) священника Николая (Ершова; 1888 †1937) священника Николая (Любомудрова; 1862 †1918) священника Николая (Никольского; 1882 †1937) священника Николая (Орлова; 1881 †1937) священника Николая (Писаревского; 1868 †1933) священника Николая (Понгельского; 1879 †1942) священника Николая (Розина; 1879 †1930) священника Николая (Розова; 1870 †1930) священника Николая (Ушакова; 1876 †1937) священника Петра (Богородского; 1878 †1938) священника Петра (Григорьева; 1895 †1937) священника Петра (Зефирова; 1879 †1918) священника Петра (Попова; 1895 †1937) священника Петра (Токарева; 1881 †1937) священника Сергия (Заварина; 1885 †1938) иеромонаха Алексия (Задворнова; 1882 †1937) иеромонаха Геннадия (Летюка; 1874 †1941) иеромонаха Григория (Воробьева; 1883 †1937) иеромонаха Иерофея (Глазкова; 1889 †1937) иеромонаха Мардария (Исаева; 1886 †1938) диакона Алексия (Введенского; 1903 †1937) диакона Петра (Фаворитова; 1867 †1931) монахини Анны (Благовещенской; 1898 †1937) монахини Марии (Кореповой; 1877 ††) Александра (Уксусова; 1874 †1937) Анастасии (Лебедевой; 1899 ††) Анны (Шашкиной; 1888 †1939) Георгия (Седова; 1883 †1960) Иоанна (Короткова; 1885 †1941) Марии (Даниловой; 1884 †1946) И святых новомучеников и исповедников Украинских: Анатолия, митрополита Одесскаго (Грисюка; 1880 † 1938) Онуфрия, архиепископа Курскаго и Обоянскаго (Гагалюка; 1885 †1938) Александра, архиепископа Харьковскаго (Петровского; 1851 †1940) Сергия, архиепископа Елецкаго (Зверева; 1872 † 1937) Прокопия, архиепископа Херсонскаго (Титова; 1877 † 1937) Василия, епископа Прилукскаго (Зеленцова; 1870 † 1930) Порфирия, епископа Симферопольскаго и Крымскаго (Гулевича; 1864 †1937) протоиерея Димитрия (Киранова; 1879 †1938)

http://pravoslavie.ru/2368.html

Осенью 1926 года украинские архиереи обдумывали и обговаривали вопрос о необходимости тайно рукоположить новых Епископов. Для согласования Епископ Радомысльский Сергий (Куминский), имевший постоянное местопребывание в Киеве, послал в Харьков, тогдашнюю столицу Украины, доверенное лицо. В Харькове без права выезда проживали тогда многие архиереи. Посланный человек встретился с Епископами Макарием (Кармазиным, священномучеником, 1937, память 20 ноября/3 декабря), Константином (Дьяковым, священномучеником, 1938, прославлен УПЦ, память 19 мая/1 июня) и прочими архиереями. Предложенные Епископом Сергием кандидатуры были одобрены. Избрание кандидатов тогда происходило в Харькове, а акты, подписанные Епископами Украины, утверждались Заместителем Местоблюстителя Патриаршего Престола Митрополитом Сергием (Страгородским) . Как избрание, так и хиротония новых Епископов совершались конспиративно, без предварительного оповещения властей. Среди предложенных кандидатур новых Епископов было и имя архимандрита Аркадия (Остальского) 395 . Как выдающегося проповедника и лицо, наиболее разбирающееся в миссионерских вопросах, было предложено рукоположить его в сан Епископа Лубенского, викария Полтавской епархии, для борьбы с Лубенским расколом, вместо арестованного успешно боровшегося с этим расколом другого викария Полтавской епархии – Епископа Прилукского Василия (Зеленцова, священномученика, 1930, память 25 января/7 февраля) 396 , в помощь престарелому Архиепископу Полтавскому и Переяславскому Григорию (Лисовскому). 18. Лубенский раскол Здесь необходимо сделать отступление и коснуться церковной жизни Полтавской епархии тех лет, чтобы понять какие обстоятельства привели к возникновению Лубенского раскола. В начале мая 1917 года в Полтаве проходил чрезвычайный Полтавский епархиальный съезд духовенства и мирян. В то время по всей России происходили низвержения архиереев. Полтавский губернский комитет 12 апреля также постановил удалить Епископа Полтавского и Переяславского Феофана (Быстрова) из епархии, предварительно предложив ему добровольно удалиться на покой 397 . Созванный для этой цели епархиальный съезд, напротив, единогласно постановил выразить доверие владыке Феофану 398 . На этом съезде было образовано постоянное совещание при Епископе, которое, будучи органом совещательным, в тоже время было наделено съездом большими, чем консистория, правами. Члены этого совещания должны были избираться на епархиальном съезде, а не назначаться Епископом, что уже само по себе делало их независимыми от него. Съезд избрал председателем этого постоянного совещания настоятеля полтавской кладбищенской церкви протоиерея Феофила Булдовского, произнёсшего на съезде речь о необходимости «украинизации» Церкви и совершения богослужений на украинском языке. Протоиерей Феофил по своим политическим воззрениям являлся крайним украинским националистом 399 .

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Ostals...

Памятник сочетает в себе черты барокко с элементами, характерными для русского классицизма. Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР; Первой путника встречает самое высокое сооружение Полтавы - монастырская надвратная колокольня, сооружённая в 1786 году. Автор проекта этой доминанты - Архиепископ Славянский и Херсонский Никифор (Феотоки), который решил воссоздать на Полтавской земле уменьшенную копию большой колокольни Киево-Печёрской лавры. Высота киевской - почти 97 метров, полтавской - 47. Архиепископ Никифор, автор нескольких учебников по математике и физике, подсчитал: если на киевскую колокольню понадобилось 5 миллионов штук кирпича, то на полтавскую потребуется 2,5 миллиона штук. Подобно киевскому прототипу, полтавская колокольня имеет четыре яруса, каждый из которых украшают колонны различных типов античного ордера: 1-й ярус - самый массивный, из рустованных стен по бокам и с колоннами дорического ордера по центру, 2-й и 3-й - соответсвенно, колонны с капителями ионического и коринфского ордеров, 4-й ярус - цилиндрический, крытый полусферой и небольшой главкой. Колокольня полтавского Крестовоздвиженского монастыря - одно из наилучших архитектурных сооружений барокко в Левобережной Украине. Как и киевская, полтавская звонница имела 10 колоколов: наибольший, весом 400 пудов (более 6,5 тонны), был отлит в 1797 году (не сохранился). На колоколе была надпись: " Божиею помощью при державе Благочестивейшия Екатерины Второй, благословением преосвященного Гавриила, митрополита Екатеринославского и Херсонеса-Таврического, сей колокол вылит в Полтавский Крестовоздвиженский монастырь коштом того же монастыря 1797 года июля 15 дня " . Считается, что звон колоколов (кампанов, как они называются в церковном уставе), отгоняет нечистую силу. На третьем ярусе колокольни устроена обзорная площадка, на которую можно подняться по лестнице XVIII века, чтобы полюбоваться окружающими пейзажами. Самый изысканный - второй ярус колокольни. Кроме лепного растительного орнамента, он украшен двумя фигурками ангелов, которые с лёгкостью держат императорскую корону. Это дань уважения Екатерине II, посетившей обитель вместе с графом Потёмкиным, Суворовым и Кутузовым в 1787 году возвращаясь в столицу после крымского путешествия. На том же ярусе с начала XIX века находилась чудотворная икона Скорбящей Богоматери " Упование всех концов земли " , написанная на стене монахом Даниилом Московченко. Слава о ней распространилась далеко за пределы губернии, что привлекало в обитель множество богомольцев. В колокольне был освящён престол во имя Печёрской иконы Божией Матери, где каждый понедельник отправлялось богослужение. Страждущие люди после молебна перед иконой получали утешение для души и исцеление от житейских недугов. Но во время Гражданской войны икона Богородицы была утрачена. Однако сохранилась её копия - келейный образ епископа Полтавского и Прилуцкого Василия Зеленцова. Чудотворная икона находится сейчас в монастырском Крестовоздвиженском соборе.

http://sobory.ru/article/?object=43159

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Описание иконы Пресвятой Богородицы Упование Всех Концов Земли Икона Пресвятой Богородицы " Упование всехъ концевъ земли " . Место нахождения Полтава, Крестовоздвиженский монастырь. В начале века подвизался в келии на колокольне Полтавского Крестовоздвиженского монастыря смиренный инок Даниил Московченко. Имея дар писания икон, он для усиления благоговейного настроения своего написал красками на стене по штукатурке изображение скорбной Божьей Матери и сам сделал надпись: " Дева Мариамъ. Упование всехъ концевъ земли. " Это было В 1821 году. Позже, следуя Божьему Промыслу, Даниил направил стопы свои к Киево-Печерской лавре и там с именем иеромонаха Ефрема окончил свою исполненную подвигов, праведную жизнь. А написанная им икона осталась неотделимой от стены. За десятилетия, что прошли, икону не единожды забеливали и даже заштукатуривали. Но побелка и штукатурка каждый раз осыпались и являлся Священный образ. Преблагословенной Деве угодно было, чтобы ревностная молитва перед Ее изображением явственней являла всем Ее благодатную помощь, которая вскоре начала чудесно изливаться от иконы. На колокольне освятили престол, возникла церковь (к сожалению, ни название храма, ни время его существования неизвестны). Для чествования святой иконы был избран понедельник. В летнее время в этот день совершалась Божественная Литургия, а после нее –– соборный акафист Божьей Матери. В 1923 году Крестовоздвиженская обитель была закрыта. Колокольню, как и весь монастырь, разрушили, при этом икону Божьей Матери выбили до кирпича. Сохранилась единственный список образа –– икона, которая была келейной у священномученика Василия (Зеленцова), епископа Прилукского (+ 1930). Кем и при каких обстоятельствах она была сделана, неизвестно. Этот список особенно почитался благочестивыми полтавчанами. Долгое время икону сохраняла раба Божья Иулиания, позже образ находился в Свято-Макариевском кафедральном соборе. После возрождения в начале 1980-х годов Крестовоздвиженского монастыря икона, по просьбе насельниц обители, была перенесена сначала в монастырский храм в честь Преподобного Серафима Саровского, а после –– в храм Святого Симеона Богоприимца. Согласно утреннему правилу, сестры обители читают перед святым образом Акафист (подобен Акафисту перед иконой " Всех скорбящих Радость " ). Статья опубликована участником [ tol ] 2012-05-30. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Упование Всех Концов Земли " .

http://pravicon.com/info-700

Контакт между церковными руководящими группами Украины на почве единого фронта против Сов[етской] власти они также приветствовали, санкционируя и почин и главенство в этом Всеукр[аинского] центра в Киеве под руководством Делиева. Мысль о пополнении кадров руководства организации тайно поставленными епископами они также одобряли [...]. Они лишь настаивали на предварительном церк[овно]-админ[истративном] утверждении их м[итрополитом] Петром. М[итрополит] Петр, которому я сообщил мнение [епископа Парфения] Брянских, [архиепископа Николая] Добронравова, [епископа Амвросия] Полянского и [архиепископа Пахомия] Кедрова, согласился с ним» . Судя по рассказу Косткевича, благословение Местоблюстителя на новые епископские хиротонии давалось устное. Не все задуманные поставления удалось сразу осуществить, но монашеский постриг священника Василия Зеленцова и его рукоположение во епископа Прилукского, викария Полтавской епархии было совершено уже в августе 1925 г. В результате именно епископ Василий сыграл в борьбе с лубенским расколом важнейшую роль. В сентябре 1925 г. митрополит Михаил вернулся из среднеазиатской ссылки и временно поселился в Москве . Такой выбор местожительства Экзархом Украины, очевидно, определялся воздействием власти. Возвращение его в Киев и возглавление им православных украинских епископов явно не отвечали ее интересам. Напротив, ОГПУ рассчитывало вовлечь митрополита Михаила в новый раскол в Москве, который уже несколько месяцев к тому времени готовил епископ Можайский Борис (Рукин). Епископ Борис, имевший крайнюю личную неприязнь к Патриаршему Местоблюстителю, пытался организовать в Москве свою «прогрессивную группу» из числа сторонников легализации Церкви на условиях ОГПУ. В этом он двигался в том же направлении, что и деятели лубенского раскола на Украине. Митрополит Михаил в принципе тоже не был противником церковной легализации, на чем рассчитывало сыграть ОГПУ. Кроме того оставался не разрешенным вопрос о титуловании митрополита Михаила. Сам он считал, что, как Экзарх Украины, он вправе уже именоваться «митрополитом Киевским и Галицким», а эмигрировавший митрополит Антоний (Храповицкий) право на этот титул давно утратил.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

Этот неканонический поступок м. Сергия вызвал ряд осуждений со стороны епископата, клира и мирян, и это осуждение имеет, как для м. Сергия, так и для нынешней Московской Патриархии решающее каноническое значение. См.: “Открытое письмо с Соловков” от 14/27 сент. 1927 г.; Письменный отзыв старейшего иерарха, Митрополита Кирилла Казанского и Свияжского из ссылки от 30 окт». 12 ноября 1929 г.; Его же письмо епископу Дамаскину от 16/29 июня 1929 г.; Общее заявление трех заместителей Митрополита Петра: Митрополита Агафангела, Архиепископа Серафима Угличского, Митрополита Иосифа Петроградского, и двух епископов: Варлаама Пермского и Евгения Ростовского; письмо Митрополита Иосифа петроградскому Архимандриту и его же ответ на постановление от 19 октября 1927 г. за 524; Увещание м. Сергию от Архиепископа Углицкого Серафима от 24 января 1927 г.; Послание ко всей пастве того же Архиепископа от 7/20 января 1929 г.; Послание м. Сергию Дамаскина, еп. Глуховского летом 1929 г.; послание братьев епископов Пахомия Черниговского и Аверкия, 1927 г.; Акт Димитрия, еп. Гдовского, и Сергия, еп. Нарвского, за подписями их от 14 и 16 декабря 1927 г.; Обращение первое петроградского духовенства к Митрополиту Сергию; Второе обращение того же духовенства; “Каноническое исследование послания м-та Сергия” Еп-па Прилукского Василия (Зеленцова); Письма от октября-декабря 1927 г. Еп-па Виктора Глазовского; “Пятнадцать пунктов мнения трех ссыльных епископов” 1927 г.; Послание к пастве еп-па Алексия, управляющего Воронежской Епархией от 9 января 1928 г.; Послание к пастве Иерофея еп-па Никольского; устный отзыв местоблюстителя М-та Петра Крутицкого, данный участнику научной экспедиции г-ну Н.22 января 1928 года и многие другие документы. Так, благодаря самочинию Первого Епископа, отказавшегося от духовного Собора собратий, Собор, как Орган Высшей Власти в Православной Русской Церкви, перестал существовать. Наступила неслыханная в истории Церкви эпоха диктатуры Первого Епископа, не имеющая никаких канонических оснований, которая осуществляется и до сего дня.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010