Викторович Зеленцовский (1878, дер. Яковлевская Угличского у. Ярославской губ.- 9.12.1937, урочище Сандармох Медвежьегорского р-на Карельской АССР), сщмч. (пам. 26 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников земли Карельской, в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), свящ. Из семьи титулярного советника. С 1901 г. служил псаломщиком в Кирилловом Афанасиевском мон-ре в Ярославле. В дек. того же года переведен псаломщиком в ц. во имя св. Василия Великого в Угличе. 17 дек. 1909 г. Ярославским архиеп. Тихоном (Беллавиным ; впосл. патриарх Московский и всея России) рукоположен во диакона. 13 февр. 1910 г. переведен диаконом в угличскую Воскресенскую кладбищенскую ц. В 1921 г. возведен в сан протодиакона Угличским еп. сщмч. Серафимом (Самойловичем ; с 1924 архиепископ), в дальнейшем стал его сподвижником. Вместе с архиеп. Серафимом М. не принял «Декларацию» 1927 г. заместителя патриаршего местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского ; впосл. патриарх Московский и всея Руси), примкнув к «непоминающим» . После ареста и ссылки в 1928 г. архиеп. Серафима поддерживал с ним переписку. В мае 1930 г. «непоминающая» община угличского храма свт. Николая на Песках предложила М. стать ее иереем. Для его рукоположения в священнический сан прихожане обратились к одному из лидеров иосифлянства - Нарвскому еп. Сергию (Дружинину) . В июне того же года еп. Сергий рукоположил М. во иерея в храме Воскресения на Крови в Ленинграде. 22 февр. 1931 г. М. был арестован вместе с 34 угличскими священнослужителями и мирянами, которых обвинили в принадлежности к «контрреволюционной монархической организации «Истинно Православная Церковь»». При обыске у М. были изъяты письма архиеп. Серафима, их совместные фотографии и различные церковные документы. 6 июня того же года М. был приговорен Коллегией ОГПУ к 10 годам лагерей. Отбывал срок заключения в лагпункте Воньга Беломоро-Балтийского ИТЛ в Карелии. В лагере проводил беседы о вере с другими заключенными, молился вместе с ними. 18 нояб. 1937 г., во время проходивших в местах заключения массовых репрессий против осужденных священнослужителей, был арестован по обвинению в «активной контрреволюционной деятельности среди заключенных» (на допросы его не вызывали). Расстрелян по приговору Особой тройки при НКВД Карельской АССР и похоронен в общей безвестной могиле в урочище Сандармох близ Медвежьегорска.

http://pravenc.ru/text/2563510.html

Поддержали митрополита Сергия и православные архиереи Украины. Секретный отдел ГПУ УССР информировал на этот счет Тучкова: «Сообщаем, что епископ Макарий (Кармазин – свящ. А. М.) вместе с другими епископами, проживающими в г. Харькове, за исключением Павла Кротирова (правильно: Кратирова – свящ. А. М.), резко осудил выступление Агафангела, о чем ему через экзарха Украины Михаила Ермакова последними был написан коллективный протест. Вместе с этим к Агафангелу как к личности епископат и духовенство питает большое уважение» 942 . Об этом коллективном протесте, главную роль в составлении которого сыграл епископ Василий (Зеленцов) протоиерей Михаил Польский впоследствии писал: «Группа епископов открыто и безбоязненно писала м[итрополиту] Агафангелу, что она опасается, не стал ли он сам “жертвой специальной обработки от недругов Православной Церкви, когда епископа изолируют от других, пропускают к нему сведения своего освещения и наталкивают его на действия, вредные для Церкви, хотя он и желал принести ими только пользу " » 943 . Письмо с Украины Ярославскому митрополиту доставил 19 мая священник Николай Пискановский, который составил затем документ под названием «Интервью с митрополитом Агафангелом». «Интервью», собственно, и начиналось с сообщения украинского посланника о том, что он «привез частное письмо еп[ископа] Василия Прилукского с решением православных епископов Украины»: «Православные епископы Украины признают м[итрополита] Петра Патриаршим Местоблюстителем, а Ваше Высокопреосвященство просят оставить свое начинание» 944 . На митрополита Агафангела такое заявление произвело немалое впечатление, и, хотя украинский гонец особой тактичностью, как видно, не отличался, старейший иерарх попытался подробно изложить ему свое видение ситуации, результатом чего и стало появление на свет указанного «Интервью». Показательно, что один из первых вопросов, который задал митрополиту Агафангелу его незваный посетитель, заключался в том, правда ли он присоединился к ВВЦС и приезжал ли к нему в Пермь архиепископ Григорий.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Слова Булатовича в адрес Николая II несправедливы: на самом деле, начиная с января 1914 года, и Император Николай Александрович, и Императрица Александра Федоровна являют себя вполне последовательными защитниками изгнанных с Афона иноков и призывают отнюдь не к»полумерам»   . Булатович знал о приеме Государем трех афонских иноков в январе 1914 года и о его общем сочувствии имя–славцам, однако не мог знать всей правды о взаимоотношениях между Государем и Синодом. Именно Синод ограничивался»полумерами», тогда как Государь призывал к полному восстановлению справедливости в отношении имяславцев, что отразилось и в его записке на имя Саблера от 15 апреля 1914 года, и в его резолюции на прошении группы имяславцев во главе с архимандритом Давидом от марта 1916 года. Обер–прокуроры В. К. Саблер, А. Д. Волжин и Н. П. Раев, являвшиеся связующим звеном между Государем и Синодом, стремились положить конец делу имяславцев, и лишь упорство членов Синода им в этом препятствовало. Впоследствии, уже после революции 1917 года, много будет сказано о вмешательстве Царя как высшего представителя государственной власти в дела Церкви в предреволюционный период, и дело имяславцев будет представлено как яркий пример такого вмешательства: эта идея является, в частности, лейтмотивом неоднократно цитированной в настоящей главе работы епископа Василия (Зеленцова). Исследователи, придерживающиеся подобных взглядов, забывают, однако, о том, что в течение всего синодального периода, начиная с реформ Петра I, именно Царь юридически и фактически возглавлял Российскую Православную Церковь, будучи»верховным защитником и хранителем догматов господствующей веры и блюстителем правоверия и всякого в Церкви святой благочиния»   , тогда как Синод учреждался Царем и находился у него в подчинении. Речь, следовательно, не может идти о»вмешательстве»государства в дела Церкви: давая через своего уполномоченного — обер–прокурора — рекомендации Синоду, Царь лишь исполнял то, что считал своим долгом как христианского Государя   .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=866...

митрополита Нижегородского Сергия [Страгородского] возглавителю Временного Высшего Церковного Совета (ВВЦС), архиепископу Екатеринбургскому Григорию [Яцковскому] Суждение викария Полтавской епархии, епископа Прилукского Василия [Зеленцова] о раздорнической деятельности главы «григорианского раскола» (ВВЦС), архиепископа Екатеринбургского и Ирбитского Григория [Яцковского] и единомысленных с ним архиереев Донесение украинских епископов Экзарху Украины митрополиту Киевскому и Галицкому Михаилу [Ермакову] по вопросу о мерах канонического воздействия в отношении «григорианских раскольников», организаторов Временного Высшего Церковного Совета (ВВЦС) Обращение украинских православных иерархов к Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Нижегородскому Сергию [Страгородскому] по вопросу об осуждении организаторов ВВЦС Покаянное письмо епископа Симбирского Виссариона [Зорина], одного из организаторов «григорианского раскола», к Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Нижегородскому Сергию [Страгородскому] Письмо Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия [Страгородского] к Патриаршему Местоблюстителю митрополиту Крутицкому Петру [Полянскому] Ответы управляющего Ярославской епархией, архиепископа Угличского Серафима [Самойловича] на три вопроса Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия [Страгородского] по поводу «григорианского раскола» и его деятелей Суждение двадцати пяти архипастырей по поводу раздорнической деятельности «григорианцев» (ВВЦС) и канонических мер прещения, предпринятых против них со стороны Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия [Страгородского] Суждение Ленинградских викариев по вопросу о канонической правомочности Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия [Страгородского] и закономерности мероприятий, предпринятых им в отношении организаторов “григорианского раскола” (ВВЦС) Телеграмма (?) заключённого Патриаршего Местоблюстителя митрополита Крутицкого Петра [Полянского] Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Нижегородскому Сергию [Страгородскому] Послание митрополита Ярославского Агафангела [Преображенского] о вступлении его в права и обязанности Патриаршего Местоблюстителя (Пермь) 10

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

священника Аверкия Северовостокова (†1918, память на Собор новомучеников и исповедников Российских, священномученик) священника Алексия Канцерова (†1918, память на Собор новомучеников и исповедников Российских, священномученик) священника Тимофея Петропавловского (†1918, память на Собор новомучеников и исповедников Российских, священномученик) игумении Маргариты (Гунаронуло, †1918, память на Собор новомучеников и исповедников Российских, преподобномученица) в Украинской Православной Церкви: митрополита Одесского Анатолия (Грисюка , 1880–1938, память 10/23 января, священномученик) архиепископа Курского и Обоянского Онуфрия (Гагалюка , 1885–1938, память 19 мая/1 июня, священномученик) архиепископа Харьковского Александра (Петровского, 1851–1940, память 19 мая/1 июня, священномученик) архиепископа Елецкого Сергия (Зверева, 1872–1937, память 31 октября/13 ноября, священномученик) архиепископа Херсонского Прокопия (Титова, 1877–1937, память 10/23 ноября, священномученик) епископа Прилукского Василия (Зеленцова, 1870–1930, память 22 марта/4 апреля, священномученик) епископа Симферопольского и Крымского Порфирия (Гулевича, 1864–1937, память 19 ноября/2 декабря, священномученик) протоиерея Димитрия Киранова (1879–1938, память 19 ноября/2 декабря, священномученик) протоиерея Николая Мезенцева (1863–1938, память 19 ноября/2 декабря, священномученик) иеромонаха Варфоломея (Ратных, 1894–1938, память 19 ноября/2 декабря, преподобномученик) священника Тимофея Изотова (1875–1938, память 19 ноября/2 декабря, священномученик) священника Иоанна Блюмовича (1888–1938, память 19 ноября/2 декабря, священномученик) священника Владимира Пищулина (1889–1938, память 19 ноября/2 декабря, священномученик) иеродиакона Антония (Корж, 1888–1938, память 19 ноября/2 декабря, преподобномученик) протоиерея Николая Казанского (1874–1942, память 7/20 октября, священномученик) священника Елеазара Спиридонова (1873–1937, память 23 ноября/6 декабря, священномученик) 103-х новомучеников Черкасских (память 13/26 мая)

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Состоялось первое празднование Собора новомучеников и исповедников земли Карельской 2 ноября 2020 г. 17:09 1 ноября 2020 года, в Неделю 21-ю по Пятидесятнице, праздник Собора новомучеников и исповедников земли Карельской, митрополит Петрозаводский и Карельский Константин совершил Божественную литургию в Александро-Невском кафедральном соборе г. Петрозаводска. 12 марта с.г. Святейший Патриарх Кирилл установил отдельный день празднования памяти Собора новомучеников и исповедников земли Карельской. В этом году празднование совершалось впервые и отныне будет отмечаться в первое воскресение ноября. Накануне владыка Константин возглавил в главном храме Карелии всенощное бдение с литией. Во время полиелея архиерей освятил новонаписанную икону Собора новомучеников и исповедников Карельских. Образ был создан по благословению митрополита Константина к дню первого празднования Собора новомучеников и исповедников земли Карельской в иконописной мастерской г. Кондопоги карельскими мастерами-иконописцами. Композиционно новая святыня напоминает известный образ Всех святых, в земле Карельской просиявших. На иконе изображены лики 11 новомучеников и исповедников — сщмч. Дамиана (Воскресенского), архиепископа Курского; сщмч. Николая Богословского, протоиерея; сщмч. Сергия Увицкого, протоиерея; сщмч. Михаила Зеленцовского, иерея; сщмч. Сергия Воскресенского, иерея; сщмч. Михаила Никологорского, иерея; сщмч. Димитрия Благовещенского, иерея; сщмч. Василия Надеждина, иерея; мч. Петра Троицкого; мч. Иоанна Чернова; мц. Веры Самсоновой. Обрамляют образ символические изображения ныне утраченных святынь карельской земли, прикровенно отображающих в себе агиотопографию подвига новомучеников. С правой стороны — старый кафедральный Свято-Духовский собор, уничтоженный большевиками в 1936 году, Воскресенская и Петропавловская церкви, сгоревшие в 1924 году, символизирующие собой Олонию и Заонежье, а слева — небольшой деревянный храм находящийся в Кеми. Для новонаписанной иконы будет изготовлен специальный киот, образ будет храниться в Крестовоздвиженском соборе. За Литургией Его Высокопреосвященству сослужили клирики собора. Богослужебные песнопения исполнил соборный хор. Владыка Константин вознес молитву об избавлении от морового поветрия. Также была вознесена сугубая молитва о медицинских работниках, исполняющих свой долг в это тяжелое время. Перед причастием клирик собора иерей Евгений Барышев огласил послание митрополита Петрозаводского и Карельского Константина пастырям, диаконам, монашествующим и всей богоспасаемой пастве Петрозаводской епархии по случаю торжества. По окончании Литургии было совершено славление Собору новомучеников и исповедников земли Карельской. Затем глава Карельской митрополии обратился к верующим со словом назидания. Петрозаводская епархия /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Ужасаюся изрещи, каковыя страдания телесныя претерпе священномученик, егда ввержен бысть в бездну смрадну и зловонну. Взираю же на бездну грехов моих, токмо и молюся, глаголя: Василия молитвами, Господи, от тли мя возведи. Богородичен: Чистая Голубице Непорочная, Дево Неискусобрачная, молися к Сыну Твоему и Господу, очистити мя от всякия скверны. Кондак, глас 4. Елеем милости Христовы всяку душу уврачевав,/и растерзав яко паучину козни велиаровы,/копием Слова Божия диавола умертвил еси, святе,/и прославился еси в Царствии Небеснем,/отче священнейший. Икос: Нем ко лживым словесем,/и глух являяся ко оглаголанию,/не таяся отверзал еси уста твоя в защищение истины,/и во утешение печальных,/и в проповедании Евангелия;/и тако вторый Василий Великий явился еси,/отче священнейший. Песнь 7. Ирмос: Отроцы в Вавилоне пещнаго пламене не убояшася, но посреде пламене ввержени, орошаеми пояху: благословен еси, Господи Боже отец наших. Имже образом желает елень на источники водныя, возжелел еси, отче, Горнейшаго Царствия, егоже ради вся дольняя презрев, смерти вкушением жизнь вечную обрел еси, взывая: благословен еси, Господи, Боже отец наших. Камень неколеблемый Христа в сердце Твоем положив, возвел еси на Том храм души твоея, Василие, от ветров сопротивных невредимый и водами нечестия нерушимый; егда же бури злобныя на тя налегаху, точию взывал еси: благословен еси, Господи, Боже отец наших. Апостольскою стезею шел еси, отче, просвещая сердца верных Духом Божественным, егоже дарований обильных сам сподобился еси; и научая коегождо взывати: благословен еси, Господи, Боже отец наших. Богородичен: Велия слава Твоя, славно и величествие Твое, о Мати Безмужная, и неизреченно море чудес Твоих, от негоже ми каплю улучити молюся. Песнь 8. Ирмос: За законы отеческия блаженнии в Вавилоне юноши предбедствующе, царюющаго оплеваша повеление безумное, и совокуплени имже не сваришася огнем, державствующему достойную воспеваху песнь: Господа пойте, дела и превозносите во вся веки. Агнца себе уготовал еси, Василие, в жертву Богови, восклицая: Господа пойте, дела, и превозносите во вся веки.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

преподобных отцев Печерских Антония, (+ 1073, память 10 июля, 2 сентября), Феодосия (+ 1074, память 3 мая, 14 августа, 3 сентября), Моисея Угрин а (+ ок. 1043/после 1051, память 26 июля), Нестора Летописца (+ 1113-1116, память 27 октября), князя и инока Николы Святоши , Черниговского, Печерского (+ 1143, память 14 октября)  и всех отцев Киево-Печерских; преподобных Иова (1551–1659, память 28 августа/10 сентября, 28 октября/10 ноября и 6/19 мая) и Амфилохия (1897–1971, память 29 апреля/12 мая), чудотворцев Почаевских, схимонаха Досифея Китаевского , схим. (+ 1777, память 25 сентября/8 октября), преподобного Серафима Саровского, преподобной Александры Дивеевской (+ 1789, память 13/26 июня), преподобного иеросхимонаха Парфения Киевопечерского (1790–1855, память 17/30 марта) святых новомучеников и исповедников: священномученика Владимира , митрополита Киевского (1848–1918, память 25 января/7февраля), Константина , митрополита Киевского ( Дьякова , 1871–1937), Александра , архиепископа Харьковского (Петровского, 1851–1940, память 19 мая/1 июня), Прокопия, архиепископа Херсонского (Титова, 1877–1937), и с ним иерея Иоанна Скадовского (+ 1937, 10/23 ноября), Анатолия, митрополита Одесского (Грисюка, 1880–1938, память 10/23 января), Онуфрия , архиепископа Курского и Обоянского (Гагалюка, 1885–1938, память 19 мая/1 июня), Макария , епископа Днепропетровского (Кармазина, 1875–1937, память 20 ноября/3 декабря), Василия, епископа Прилукского (Зеленцова, 1870–1930, память 22 марта/4 апреля), Иоасафа, епископа Могилевского (Жевахова, 1874–1937, память 22 ноября/5 декабря), Дамаскина, епископа Глуховского (Цедрика, 1877–1937, память 2/15 сентября), Аркадия, епископа Бежецкого (Остальского, 1889–1937, память 16/29 декабря ), Порфирия, епископа Симферопольского и Крымского (Гулевича, 1864-1937, память 19 ноября/2 декабря), Сергия, архиепископа Мелитопольского (Зверева, 1872–1937, память 1/14 ноября), святителей исповедников Луки , архиепископа Симферопольского и Крымского , и Афанасия, епископа Ковровского ,

http://pravmir.ru/pomolimsya-ob-ukraine/

Так далеко в своих выводах о митрополите Сергии, как епископ Виктор, большая часть представителей оппозиции, однако, не шла. Они указывали на неправомерность навязывания Заместителем Церкви своей политики. «Политика м[итрополита] Сергия и его свящ[енного] синода, – писал епископ Василий (Зеленцов), – есть только их групповая, а не церковная политика. И исключать из клира нашей Автокефальной Церкви даже и живущих внутри нашего государства каких-либо епископов с их духовенством только за то, что они не следуют за политикой другой группы епископов, хотя бы временно или пожизненно управляющих всей нашей Церковью, будет произволом, не оправдываемым церковными древними канонами и решительно противоречащим соборному постановлению от 2/15 августа 1918 г. […] Политика м[итрополита] Сергия и его св[ященного] синода пока ни для кого не обязательна и станет обязательной для членов Всероссийской Церкви не ранее, как когда свободное общее решение епископов Православной Рос[ссийской] Церкви найдет справедливым и нужным сделать их политику церковной политикой, т. е. обязательной для членов Церкви» . В этом суждении епископа Василия звучал весьма характерный для антисергиевских документов мотив, а именно – указание на каноническую неправоспособность Заместителя и его Синода принимать важнейшие решения без согласия Церкви. Митрополит Сергий был всего лишь Заместителем Патриаршего Местоблюстителя, то есть заместителем заместителя Патриарха. Конечно, вставал вопрос: а имел ли он право браться за кардинальное решение вопроса церковно-государственных отношений, да еще без санкции того, кого он замещал и от кого получил свои полномочия. «Он, – говорилось о митрополите Сергии в одном из первых откликов на его декларацию, написанном, скорее всего, мучеником Михаилом Новоселовым, – должен был запросить м[итрополита] Петра о его отношении к предпринимаемому им весьма важному и ответственному шагу и только с его благословения действовать. Между тем ни в протоколах Синодских заседаний, ни в самом воззвании нет и следов указаний на то, что так было сделано и что благословение получено. Наоборот, обоснование на [словах] покойного Патр[иарха] Тихона […] дает веское основание заключить, что санкции от митроп[олита] Петра не получено. А если так, то это уже крупное самочиние» .

http://bogoslov.ru/article/1578803

- 2. - С. 15-17. 6. Владыка Михаил также подвергался гонениям, арестам и ссылкам. О его непростой судьбе см.: Веденеев Д. В борьбе за единство православной Украины. Страницы жизни Патриаршего Экзарха [Эл. ресурс]. - Режим доступа: 7. ОГА СБУ. - Ф. 16. - Оп. 1. - Д. 32. - Л. 1-3; В. Балицкий возглавлял НКВД и органы госбезопасности УССР в 1924-1930 и 1934-1937 гг., в 1931-1934 гг. - заместитель председателя ОГПУ СССР. Расстрелян 27 ноября 1937 г. Не реабилитирован. 8. Антоний (Василий Панкеев, 1892-1938), епископ Белгородский, священномученик (с 2000). Уроженец Херсонщины, воспитанник Одесской духовной семинарии. Расстрелян в июне 1938 г. на Дальнем Востоке. Онуфрий (Гагалюк, 1888-1938), священномученик (с 2000), расстрелян одновременно с владыкой Антонием. 9. ОГА 16. - Оп. 30. - СБУ. - Ф. 16. - Оп. 1. - Д. 32. - Л. 3. Священномученика владыку Василия (Зеленцова) расстреляли 7 февраля 1930 г. 10. ОГА СБУ. - Ф. 16. - Оп. 30. - Д. 68. - Л. 182, 188. 11. ОГА СБУ. - Ф. 16. - Оп. 30. - Ф. Д. 68. - Л. 152. 12. ОГА СБУ. - Ф. 6. - Д. 71156фп. - Л. 57. 13. ОГА СБУ. - Ф. 16. - Оп. 30. - Ф. Д. 68. - Л. 154. 14. ОГА СБУ. - Ф. 6. - Д. 71156 фп. - Л. 54-56. 15. Предчувствуя арест, А.Успенский имитировал самоубийство в Днепре, бежал из Киева, укрываясь в разных городах СССР по чужим документам. Был объявлен во всесоюзный розыск, арестован на Урале и 27 января 1940 г. расстрелян. Не реабилитирован. Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам: 02.06.2021 10.11.2020 09.11.2020 05.11.2020 05.03.2020 Бывший СССР 05.04.2024 05.04.2024 05.04.2024 05.04.2024 04.04.2024 Последние комментарии 06.04.2024 00:13 05.04.2024 20:56 05.04.2024 20:36 05.04.2024 20:21 05.04.2024 19:54 05.04.2024 18:06 05.04.2024 14:50 Главный редактор — А.Д.Степанов Учредитель Региональная общественная организация содействия объединению русского народа " Русское Собрание " , Москва Телефон: +7 (812) 950-92-09 Свидетельство о регистрации СМИ в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Эл ФС77-69161 от 29.03.2017 г. 18+

http://ruskline.ru/opp/2018/fevral/22/s_...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010