В Полтаве совершено освящение памятника репрессированному священномученнику Василию, епископу Прилукскому Полтава, 16 января 2007г. 16 января в Полтаве возле Свято-Макариевского кафедрального собора открыт и освящен памятник священномученику Василию, епископу Прилуцкому, передает сайт Патриархия.ru . Как сообщили в пресс-служба Полтавской епархии УПЦ , владыка Василий служил в Троицкой церкви г. Полтавы, разрушенной в годы борьбы с религией. Он неоднократно арестовывался за веру в Христа, сопротивление грабительскому изъятию церковных ценностей. В 1930 г. года был замучен в тюрьме. Еще до канонизации верующие поминали убиенного святителя Василия. В 1998 году впервые состоялось местное прославление новомученика. В 2000 году Юбилейный архиерейский собор совершил общецерковное прославление священномученика Василия (Зеленцова), епископа Прилуцкого, викария Полтавской епархии. По благословению архиепископа Полтавского и Кременчугского Филиппа, в 2006 году была начата работа над созданием памятника небесному заступнику Полтавы. Авторский коллектив составили преподаватели Национального технического университета имени Ю. Кондратюка: скульпторы Дмитрий Коршунов, Валерий Голуб, архитектор Василий Шулык создали памятник на основании сохраненных немногочисленных прижизненных изображений мученика. 16 января архиепископ Полтавский и Кременчугский Филипп в сослужении старшего духовенства епархии, в присутствии клириков города и при большом собрании верующих совершил молебен священномученику и освящение монумента. Символическую ленту перерезали архиепископ Филипп и четыре ректора полтавских вузов профессор Вячеслав Ждан (Украинская медицинская стоматологическая академия), академик Владимир Пащенко (Государственный педагогический университет), профессор Владимир Онищенко (Национальный технический университет) и профессор Алексей Нестуля (Университет потребкооперации). 17 января 2007 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/20336.html

2)  Вместо постановления Конторы: «поручить» вышеупомянутым одиннадцати афонитам и с ними Антония Булатовича, иеромонаха Варахию и монаха Манассию архипастырскому попечению Преосвященного Модеста, епископа Верейского, с помещением их во вверенном ему, Преосвященному, монастыре и прекращением судебного о них производстве (а такое освобождение от суда являло за собой и снятие с них наказаний, наложенных церковным судом) – Святейший Синод определил: «возложить на преосвященного Модеста, епископа Верейского, нравственное руководство и духовное смотрение» за этими упорными афонитами временно: «предварительно постановления (Синодом) окончательного решения» о них, причем из общей группы выделил Антония Булатовича и архимандрита Давида, чтобы о них иметь особое суждение; при этом Синод не согласился даже и до окончательного суда над имябожниками снять с них запрещение приступать к Свв. Таинствам и дозволил им только ношение рясы в монастыре. Все-таки и в этом Синодском определении есть уступка беззаконному Царскому повелению от 15 апреля, именно: дозволение имябожникам до окончательного суда над ними носить рясы и отсрочка окончательного суда над упорными имябожниками на неопределенное время. Это вторая уступка Синода важнее первой его уступки и вскоре использована была другими церковными властями, более Синода угодничавшими перед Царем, в такой мере и, таким образом, в пользу имябожников, как, конечно, и не предполагалось Синоду; но об этом имею честь предложить вниманию Подотдела в следующем моем докладе 3. Секретарь подотдела В. Зеленцов. На документе помета. «Отношение секретаря подотдела Василия Зеленцова в подотдел об афонском движении, связанном с почитанием имени Божия. Честь имею предложить вниманию подотдела первую главу замечаний и дополнений к истории отношений церковной власти к «афонскому движению, связанному с почитанием имени Божия», изложенной в Синодальном постановлении от 10-го марта 1916 года за 2670 и предложенной в копии вниманию подотдела в моем докладе 1.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/zabyty...

2) Студента Павла Левицкого оставить в III-м курсе на второй год. 3) В виду засвидетельствованного академическим врачом болезненного состояния студентов Василия Зеленцова и Ивана Пампулова, дозволить им сдать устные испытания: Зеленцову – по педагогике, гомилетике, церковному праву, истории и разбору западных исповеданий и латинскому языку, а Пампулову – по гомилетике и истории проповедничества – после летних каникул, в августе месяце сего 1899 года. 4) Применяя к Ивану Пампулову и Савве Поповичу, как студентами-иностранцам, требования, изложенные в определении Святейшего Синода от 11 марта / 5 апреля 1869 года, дозволить им после летних каникул, в августе месяце сего 1899 года, вновь сдать устные испытания и представить новые семестровые сочинения по тем предметам, по которым у них имеются неудовлетворительные баллы, после чего и иметь суждение о переводе их в IV курс. 5) Постановления, изложенные в пп. 3 и 4 сего определения, представить на Архипастырское утверждение Его Высокопреосвященства. IV . а) Доклад секретаря Совета Николая Всехсвятского: «Честь имею представить при сем Совету Академии ведомость об успехах и поведении студентов настоящего IV курса за все четыре года академического образования». По рассмотрении ведомости оказалось, что из 51 студентов IV курса: 1) 8 студентов имеют в среднем выводе по ответам —126— и сочинениям за четыре года академического курса балл не менее 4½, 38 – не менее 4 и 5 не менее 3. 2) 10 студентов – Богданов Николай, Масин Павел, Остроумов Николай, Пшеничников Николай, Разумеев Феодор, Соколов Александр, Соколов Виктор, Цисарь Иосиф, Шаповаленко Григорий и Якубовский Полиевкт – не представили кандидатских сочинений. 3) Неудовлетворительные для степени кандидата баллы за четыре года академического курса имеют студенты: Германиди Иван (греческий уроженец) – на семестровом сочинении по истории и разбору западных исповеданий – 2; Кириако Евстратий (греческий уроженец) – на семестровом сочинении по библейской истории – 2; Коханович Феодор – на семестровом сочинении по истории и разбору западных исповеданий – 2+; Кушевич Ксенофонт (македонский уроженец)– на семестровом сочинении по библейской истории – 2-; Масин Павел – на семестровом сочинении по истории и разбору западных исповеданий – 2+; Мелиссара Стефан (греческий уроженец) – на семестровых сочинениях по церковному праву и педагогике – 2 и на устных испытаниях: по метафизике 2, истории и разбору западных исповеданий – 2+, истории философии, истории и обличению русского раскола, педагогике и нравственному богословию – 2½; Остроумов Николай – на семестровом сочинении по педагогике – 2; Предтечевский Василий – на семестровом сочинении по истории и разбору западных исповеданий – 2+ и Разумеев Федор – на семестровом сочинении по педагогике – 2.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—283— ставлен был за сочинение. – Примечание. Право подвергаться испытанию предоставляется всего один раз“. 2) Определением Святейшего Синода от 11 марта/5 апреля 1869 года, согласно с Высочайшим повелением, постановлено: „поставить в известность начальства всех духовно-учебных заведений, чтобы они поступающим в эти заведения иностранцам оказывали возможное снисхождение как на приёмных и выпускных экзаменах, так и во время прохождения наук, не стесняясь требованиями уставов сих заведений“. 3) По § 81 лит. б п. 10 устава духовных академий „присуждение степени кандидата“ значится в числе дел Совета Академии, представляемых на утверждение Епархиального Преосвященного. Определили: Ходатайствовать перед Его Высокопреосвященством об утверждении действительных студентов Академии Николая Богданова, Георгия Богословского, Николая Остроумова , Григория Шаповаленко, Полиевкта Якубовского, Николая Арбекова, Владимира Беляева, Дмитрия Грацианского, Александра Другова, Василия Зеленцова, а также, в виду требований, изложенных в определении Святейшего Синода от 11 марта/5 апреля 1869 года, и сербского уроженца Саввы Поповича в степени кандидата богословия. XII. Заявление Преосвященного Ректора Академии о том, что студенты III и II курсов, которым Советом Академии дозволено было держать устные испытания и представить семестровые сочинения после летних каникул, исполнили требуемое и получили следующие баллы: Коновалов Дмитрий (III курса) – на семестровом сочинении по истории и разбору западных исповеданий – 5; иеродиакон Алексий (II курса) – на устном испытании по истории философии – 3− и Челак Александр (II курса) – на устных испытаниях: по Священному Писанию Ветхого Завета, общей церковной истории, библейской археологии и истории философии – 5, по русской гражданской истории 5−, по патристике и психологии – 4½. Справка: По §81 лит. а п. 5 устава духовных академий „перевод студентов из курса в курс“ значится в числе дел, окончательно решаемых самим Советом Академии. Определили: Студентов: III курса – Дмитрия Конова-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

протоиерея Алексия Аманова (1870 — 3 декабря 1937), священника Сергия Скворцова (1896 — 25 марта 1943), иеромонаха Киприана (Нелидова; 1901 — 16 июня 1934), иеромонаха Гавриила (Гур; 1898 — 9 ноября 1937), священника Феодора Алексинского (1875 — 15 декабря 1937), священника Сергия Аманова (1873 — 10 декабря 1937), священника Афанасия Докукина (1899 — 9 октября 1937), священника Иоанна Фрязинова (1882 — 22 февраля 1938), священника Алексия Смирнова (1890— 11 декабря 1937), священника Николая Голышева (1882 — 17 февраля 1938), священника Парфения Грузинова (1874 — 26 февраля 1938), священника Даниила Мещанинова (1870 — 9 декабря 1937), священника Алексия Смирнова (1867 — 28 февраля 1938), священника Александра Державина (1864 — 25 марта 1933), священника Георгия Троицкого (1873 — 29 октября 1931), священника Алексия Никитского (1891 — 28 февраля 1938), диакона Симеона Кулямина (1874 — 28 февраля 1938), послушницы Екатерины (Константиновой; 1887 — 20 марта 1938), послушницы Евдокии (Синицыной; 1879 — 20 марта 1938), послушницы Дарий (Зайцевой; 1870 — 14 марта 1938); от Рязанской епархии: игумена Филарета (Пряхина; 1880 - 7 марта 1942), протоиерея Василия Бажанова (1877 - 16 сентября 1937), иеромонаха Сергия (Сорокина; 1900 - 23 декабря 1937); от Сыктывкарской епархии: Елькина Павла (1876 — 15 сентября 1937); от Ярославской епархии: священника Михаила Зеленцовского (1878 - 9 декабря 1937) и псаломщика Бориса Заварина (1910-7 февраля 1938). 3. Сообщить имена этих святых Предстоятелям братских Поместных Православных Церквей для включения их в святцы. СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных связей, о проходившем с 20 по 23 января 2002 года визите в Русскую Православную Церковь Святейшего Патриарха Сербского Павла. Справка: В период с 20 по 23 января 2002 года Русскую Православную Церковь посетил Святейший Патриарх Сербский Павел, которого в поездке сопровождали митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий, епископ Тимокский Иустин и протосингел Антоний (Пантелич), а также священник Виталий Тарасьев, настоятель Подворья Русской Православной Церкви в Белграде.

http://sedmitza.ru/lib/text/429481/

Верующие Полтавы не забывали узника, почти каждый день в тюрьму передавались продукты и цветы.  Среди заключенных отец Василий пользовался огромным уважением и любовью, все его называли «наш батюшка», «наш Василий», «наш отец». Они избавляли его от выполнения тюремных нарядов, брали их на себя, а если кто из заключенных или надзирателей начинал вести себя со священником неуважительно и грубо, то другие тут же вставали на защиту пастыря. Это не понравилось полтавской тюремной администрации, и священника перевели на оставшийся срок в харьковскую тюрьму. 12 июня 1925 года отец Василий был досрочно освобожден и вернулся к своей пастве в Полтаву. В это время в пределах Полтавской епархии возник раскол, который возглавил епископ Феофил (Булдовский) при активной поддержке ОГПУ. Отец Василий стал выступать с проповедями и объяснениями, касающимися этого нового движения, и благодаря этому раскол не получил широкого распространения в епархии. Уже 13 августа 1925 года отец Василий был вызван на допрос. Его обвинили в том, что он устраивает в храме религиозные диспуты. После допросов отец Василий был освобожден, и в августе 1925 года архиепископ Полтавский Григорий (Лисовский) постриг его в мантию с оставлением того же имени и возвел в сан архимандрита. 25 августа 1925 года архиепископ Полтавский Григорий и тайно прибывший в Полтаву епископ Глуховский Дамаскин (Цедрик) в Троицком храме хиротонисали архимандрита Василия во епископа Прилукского, викария Полтавской епархии. Архиепископ Григорий благословил  владыку оставаться в Полтаве. Служить владыка Василий остался в Троицкой церкви, но по приглашению духовенства охотно служил и в других храмах Полтавы. С первых же дней он в своих проповедях стал призывать к борьбе с врагами Христа: «никаких поблажек им, никаких компромиссов с ними, бороться и бороться с врагами Христа, не бояться пыток и смерти, ибо страдания за Него – высшее счастье, высшая радость», – проповедовал он. Бывало, близкие люди говорили ему после богослужения: «Владыка, ну зачем вы все это говорите? В церкви постоянно шпионы, следят за вами, слушают и доносят, и мы боимся за вас».

http://pravmir.ru/svyashhennomuchenik-va...

6. Провести очередную Богословскую конференцию Русской Православной Церкви на тему " Учение Церкви о человеке " в октябре-ноябре 2001 года. 7. Утвердить Положение о Синодальной Богословской комиссии. СЛУШАЛИ: Доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Председателя Синодальной Комиссии по канонизации святых, о результатах изучения материалов о местночтимых новомучениках Украинской Православной Церкви. Материалы представлены Святейшему Патриарху Алексию Блаженнейшим митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Одобрить доклад Преосвященного митрополита Ювеналия. 2. Включить в повестку дня Юбилейного Архиерейского Собора вопрос о внесении в Собор новомучеников и исповедников Русской Православной Церкви для общецерковного почитания подвижников веры, пострадавших в XX веке и прославленных Украинской Православной Церковью в лике местночтимых святых: священномучеников: архиепископа Курского и Обоянского Онуфрия (Гагалюка; 1885-1938); архиепископа Харьковского Александра (Петровского; 1851-1940); митрополита Одесского Анатолия (Грисюка; 1880-1938); ), архиепископа Елецкого Сергия (Зверева; 1872-1937; архиепископа Херсонского Прокопия (Титова; 1877-1937); епископа Прилукского Василия (Зеленцова; 1870-1930); священномучеников Крымской епархии: епископа Симферопольского и Крымского Порфирия (Гулевича; 1864-1937); иеромонаха Варфоломея (Ратных; 1894-1938), священника Тимофея Изотова (1875-1938), священника Иоанна Блюмовича (1888-1938), протоиерея Димитрия Киранова (1879-1938), священника Владимира Пищулина (1889-1938), протоиерея Николая Мезенцева (1863-1938), иеродиакона Антония (Корж; 1888-1938), священника Елеазара Спиридонова (1873-1937), протоиерея Николая Казанского (1874-1942) и 103 новомучеников Черкасских. СЛУШАЛИ: Информацию митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия о прошедшем в Рязани праздновании Дня славянской письменности и культуры, отмечаемого в день памяти святых равноапостольных Мефодия и Кирилла. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Информацию принять к сведению.

http://sedmitza.ru/lib/text/429466/

Священномученик Василий родился в 1876 году в семье священника в селе Зимарово Рязанской губернии в семье священника Иоанна Зеленцова. Окончив в 1900 году Московскую духовную академию, он был назначен помощником инспектора в Красноярскую духовную семинарию. В 1912 году Василий Иванович был назначен на должность окружного миссионера Екатеринославской епархии и преподавателя духовной семинарии. Как епирхиальный миссионер, он принимал самое активное участие во время богослужений в качестве проповедника. В 1917 году избран членом Поместного Собора Российской Православной Церкви. По окончании работы Собора послан миссионером в Полтавскую епархию. В 1919 году епископ Полтавский Феофан (Быстров) рукоположил его во священника к Троицкой церкви города Полтавы. Для деятельного противодействия государственному безбожию после прихода к власти большевиков отец Василий организовал при Троицкой церкви Покровское христианское общество молодежи. В 1922 году священник был арестован и приговорен к расстрелу. 20 августа 1922 года Верховный трибунал заменил смертную казнь пятью годами заключения. В 1925 году отец Василий был досрочно освобожден и вернулся к своей пастве в Полтаву. В августе 1925 года архиепископ Полтавский Григорий (Лисовский) постриг священника в иеромонаха с оставлением того же имени и возвел в сан архимандрита. 25 августа 1925 года архимандрит Василий был хиротонисан во епископа Прилукского, викария Полтавской епархии. 27 августа 1926 года власти арестовали епископа Василия и отправили в Бутырскую тюрьму в Москву. 24 сентября он приговорен к трем годам заключения в концлагере и отправлен на Соловки. 22 октября 1928 года епископ Василий был освобожден из Соловецкого лагеря и выслан на три года в Сибирь. Поселился в деревне Пьяново Братского района Иркутского округа. В декабре 1929 года вновь арестован и отправлен в Москву, где заключен в Бутырскую тюрьму. 3 января 1930-го приговорен к расстрелу. Расстрелян 7 февраля 1930 года и погребен в безвестной могиле на Ваганьковском кладбище в Москве.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-2-142-...

«Я ровно ничего не вижу в действиях митрополита Сергия и его Синода, – говорил святитель, – что бы превосходило меру снисхождения и терпения». Другая часть Церкви с формулировками «Декларации» не согласилась. «За что благодарить? – писали митрополиту Сергию киевские священники. – За неисчислимые страдания последних лет? За храмы, попираемые отступниками? За то, что погасла лампада преподобного Сергия? За то, что северная наша обитель стала местом непрекращающихся страданий? За эти мучения, за кровь митрополита Вениамина и других убиенных святителей?» Часть духовенства считала, что курс митрополита Сергия постепенно будет разрушать Церковь . По мнению священномученика епископа Дамаскина (Цедрика), наступит «сознательное попрание идеала Св. Церкви ради сохранения внешнего декорума и личного благополучия». Некоторые не стали зачитывать перед народом «Декларацию» и уходили на покой. Другие архипастыри, например, святитель Виктор (Островидов), отправляли «Декларацию» обратно в Москву. Изданная без обсуждения всего епископата, «Декларация» сразу же вызвала критику со стороны архипастырей. Отрицательно оценивал этот документ епископ Прилуцкий Василий (Зеленцов), находившийся в Соловецком концлагере. Архипастырь указывал, что «Декларация» нарушает постановления Поместного Собора 1917–1918 гг., прямо объявившего аполитичность Церкви. Священномученик Василий настаивал, что никто не имеет права навязывать члену Церкви какую-то свою политику, тем более церковными мерами. Сосуществование с гонителями возможно лишь при условии, что главным для Церкви будет оставаться поиск «царствия Божия и правды его» ( Мф. 6:33 ), а не земного благополучия и безопасности. Путь митрополита Сергия, отменившего постановление Поместного Собора, неканоничен. По инициативе священномученика Василия (Зеленцова) была составлена записка архиереев, находившихся на Соловках. Признавая обращение к советской администрации правильным, обещая полную аполитичность и подчинение законам государства, авторы записки категорически отвергли идею «Декларации» о сплетении Церкви и государства. Ведь любое правительство может принять безрассудное решение, и из этого не следует, что Церковь должна ему радоваться. Тем более это касается государства коммунистического, поставившего целью искоренить религию. Несогласие авторов послания вызвало и то, что митрополит Сергий возложил вину за проблемы церковно-государственных отношений на Церковь , хотя имелось множество примеров, когда священнослужители репрессировались не за политические взгляды, а за церковную деятельность.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

—302— устных испытаниях по гомилетике и педагогике – 3 и на семестровом сочинении по Священному Писанию Нового Завета – 3½; II курса: Саригиани Евангел: на устном испытании по библейской археологии – 4=и Олесницкий Вениамин на семестровом сочинении по Священному Писанию Ветхого Завета – 3½; I курса: Валюженич Владимир – на устных испытаниях: по древней гражданской истории 4 и еврейскому языку 2½; Воробьев Владимир – на устных испытаниях: по древней гражданской истории – 4½ и еврейскому языку – 3=; Померанцев Александр – на устных испытаниях: по библейской истории – 5, древней гражданской истории – 4, еврейскому языку – 3=и греческому языку – 3=. Справка: 1) По § 81 лит. а п. 5 устава духовных академий «перевод студентов из курса в курс» значится в числе дел, окончательно решаемых самим Советом Академии. 2) По § 134 того же устава: «В случае неуспешности, зависевшей единственно от болезни, студенты могут быть оставляемы, с разрешения Совета, на второй год в том или другом курсе, но один только раз в продолжении четырехлетнего академического курса. Определили: 1) Студентов: III курса – Василия Зеленцова, Ивана Пампулова и Савву Поповича, II курса – Евангела Саригиани и Вениамина Олесницкого и I курса Владимира Валюженича, Владимира Воробьева и Александра Померанцева перевести в следующие курсы и дать соответствующие их успехам и поведению места в списках. 2) Студента Сергея Гапонова оставить, по болезни, во II курсе на второй год с сохранением за ним казенной стипендии. XI. Прошения студентов Академии: IV курса, черногорского уроженца, Саввы Поповича и II курса, греческого уроженца, Константина Фотопулоса о дозволении им жить на частных квартирах в Сергиевском посаде. Определили: Согласно указу Святейшего Синода от 28 апреля 1887 г. за 1377 дозволить студентам Савве Поповичу и Константину Фотопулосу жить на частных квартирах в Сергиевском посаде, о чем и сообщить Правлению Академии для зависящих распоряжений. XII. Прошения на имя Преосвященного Ректора Академии студентов Московской духовной семинарии:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010