Директор: Тишков Михаил Борисович 117574, Москва, пр-д Одоевского, 13 Тел./факс: (495) 423-51-22 МХК. 10 класс 1 полугодие 2 полугодие работа на уроке работа на уроке Агафонов Роман Иншутина Варя Калашников Костя Калинина Тася Котов Михаил Кузнецова Ольга   Новикова Дуня Славицкас София Домашнее задание на 6.04. 1. Явления культуры, относящиеся к первобытному миру: А) храмы в Карнаке и в Луксоре Б) художественные комплексы Альтамиры и Стоунхенджа В) каменные Венеры как символ женщины-матери Г) ансамбли Вавилона 2. С чем вы не согласны? А) Московский Кремль был сооружен для защиты от врагов Б) Храм Василия Блаженного в Москве был воздвигнут в честь взятия Казани В) В Архангельском соборе Московского Кремля венчались на царство Г) Ансамбль Московского Кремля - это символ национального единения 3. Богиня охоты в Древней Греции А) Исида Б) Артемида В) Афина Г) Гера 4. Назовите ярославский храм: А) храм Василия Блаженного Б) храм Христа Спасителя В) Покрова на Нерли Г) храм Ильи Пророка 5. В этом соборе была первая школа на Руси, первая библиотека, похоронен Ярослав Мудрый А) собор Софии Киевской Б) ярославский Богоявленский собор В) собор Покрова на Рву Г) Архангельский собор Московского Кремля 6.Один из храмов афинского Акрополя А) Пантеон Б) святилище Фортуны В) Эрехтейон Г) храм Артемиды 7. Неверным утверждением является А) Римляне проявили себя в практической деятельности Б) Римляне были хорошими инженерами, строителями, юристами В) В Древней Греции впервые стали строить арки Г) Конные статуи впервые появились в Риме 8.. Памятником культуры Античного Рима является А) Акрополь Б) Пантеон В) Александрийский маяк Г) собор святого Петра 9. Скульптура «Венера Милосская» в настоящее время находится А) в Эрмитаже Б) в Дрезденской галерее В) в Лувре Г) в Афинах 10. Значение греческой культуры для мировой цивилизации заключается в следующем: А) Из Греции пришло христианство Б) Из Греции пришла традиция ораторского искусства В) Греческая античная философия известна всему миру Г) Греческий язык лег в основу романских языков

http://old.gymnasia-radonezh.ru/about/li...

«А французы плакали, когда горели наши храмы?» Что не так с этим вопросом 18 апреля, 2019 Что не так с этим вопросом Когда стало понятно, что Собор Парижской Богоматери цел, не очень сильно пострадал внутри и довольно быстро будет восстановлен, начались разговоры, посты и статьи на тему «А плакали ли французы, когда горели наши храмы, например, храм в Кондопоге?» Давайте подумаем вместе. Символ Нотр-Дам, во-первых, действительно не только собор, но и символ Парижа, центральный памятник архитектуры, поэтому внимание к нему намного больше, чем к любому другому собору и храму. Если бы у нас горел, не дай Бог, Собор Василия Блаженного, то внимания было бы не меньше. Нотр-Дам – это часть и символ той цивилизации, к которой мы все принадлежим – европейской христианской. Это не что-то такое локально французское – этот Собор часть и нашей цивилизации тоже. Каждый, кто был в Париже, скорее всего был или в Соборе, или рядом с ним, поэтому и личного переживания здесь намного больше, чем о разрушенных памятниках архитектуры Востока, которые в основном все видели только на открытках. Разумеется, пожар такого масштаба во французском храме вообще вещь очень редкая. Европа строилась из камня, поэтому там живы не только большинство соборов прошлых веков, но и огромное количество каменных домов. Во Франции тоже происходит немало пожаров в храмах, о которых никто не знает и не следит в прямом эфире (недавно был пожар в храме Сен-Сюльпис, например), просто потому что в таком храме пожар обычно довольно локален – скажем, может сгореть деревянная дверь. В России же в истории почти каждого каменного храма обязательно есть страница про то, что сначала храм был деревянный, потом сгорел, и на его месте воздвигли вот этот каменный собор. Живой собор Нотр-Дам — это именно храм, и это действующий (!) храм с довольно активной богослужебной жизнью. Вы вот много раз были на службах в Соборе Василия Блаженного? А на службах в храмах Московского Кремля? Я была пару раз по очень редкому приглашению, была большая удача попасть туда прямо на службу. Наши памятники-храмы часто вообще не действующие — так и стоят перед глазами храмы Суздаля, стены покрыты мхом, внутри холод запустения, и советского типажа смотрительница на стульчике. Селфи в алтаре — да сколько угодно. Очень многие наши храмы давно уже просто музеи, там не молятся, там нет живой церковной жизни. Странно приходить к такому вот храму и стоять там на коленях, и молиться о его спасении…

http://pravmir.ru/a-frantsuzy-plakali-ko...

333 Славнейшие сановники и знаменитейший сенат сказали: «мы усматриваем, что точнейшее исследование о православной и кафолической вере должно быть тщательнее произведено в следующий день, в присутствии собора. Но так как оказывается, что блаженной памяти Флавиан и почтеннейший епископ Евсевий осуждены несправедливо, как это видно из рассмотрения документов и дознаний, также из самых слов некоторых, бывших тогда на соборе, и (теперь) сознающихся, что они заблуждались и напрасно осудили их, ни в чем не погрешивших против веры: то нам кажется справедливым и богоугодным, если благоугодно будет священнейшему и благочестивейшему государю нашему, подвергнуть тому же наказанию имевших тогда власть и председательство на соборе: (Диоскора, почтеннейшего епископа) александрийского, – Ювеналия, почтеннейшего епископа иерусалимского, – Фалассия, почтеннейшего епископа Кесарии каппадокийской, – Евсевия, почтеннейшего епископа анкирского, – Евстафия, почтеннейшего епископа беритского, – и Василия, почтеннейшего епископа Селевкии исаврийской, – и святым собором, по канонам, лишить их епископского достоинства, и обо всем воспоследовавшем довести до сведения высочайшей власти». Восточные и бывшие с ними почтеннейшие епископы сказали: «это праведный суд». Иллирикские и бывшие с ними почтеннейшие епископы сказали: «все мы погрешили, все просим прощения». Восточные и бывшие с ними почтеннейшие епископы сказали: «многая лета сенату! Святой Боже, святой крепкий, святой бессмертный, помилуй нас! Многая лета императорам! Нечестивый всегда бегает. Диоскора Христос низложил; человекоубийцу Христос низложил. Это – справедливый приговор; это – справедливый собор, это – святой собор. (Справедлив сенат, справедлив собор). За мучеников Бог отмстил». Славнейшие сановники и знаменитейший сенат сказали: «каждый из почтеннейших епископов настоящего святого собора пусть поспешит изложить на письме, как он верует, без всякого опасения, имея пред (своими) очами страх Божий, зная, что священнейший и благочестивейший государь наш верует по изложению 318-ти святых отцов, бывших в Никее, и по изложению 150-ти, бывших после них (в Ефесе), и по каноническим посланиям и изложениям святых отцов – Григория, Василия, Афанасия, Илария, Амвросия, и по двум каноническим посланиям Кирилла, обнародованным и утвержденным на первом ефесском соборе, и никаким образом не отступает от их веры. Ибо оказывается, что почтеннейший архиепископ древнего Рима Лев против неправославного и противного кафолической Церкви сомнения, поднятого Евтихием, посылал послание к блаженной памяти Флавиану». – (Я прочел; мы прочли. Аетий, архидиакон царствующего города Константинополя, нового Рима, и первый нотарий, сказал: исполнено).

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

В народной памяти остались события, предшествовавшие кончине святого. По пути из храма блаженный исцелил человека, не владевшего ногой: как бы нечаянно святой наступил на нее, и нога стала здорова. Затем он пошел в баню и там, впервые сняв вериги, трижды облился водой, готовясь к погребению. Святой заповедал совершить погребение не ранее третьего дня. Затем он лег на лавку, просил у всех прощение и завещал отнести свое тело к гробу блаженного Василия в Покровский храм. С этими словами блаженный Иоанн мирно преставился к Богу 3 июля 1589 (1590) года. О подвигах его знали многие современники. По указу царя Феодора Иоанновича было совершено торжественное погребение блаженного Иоанна. Однако само погребение совершалось не в указанный блаженным день, а раньше. Господь попустил в наказание за неисполнение завета Своего угодника во время богослужения случиться сильной грозе с молниями, так что в Покровском храме опалились некоторые иконы и даже пострадали несколько клириков и мирян. Во время погребения и позднее многие болящие получали исцеление по молитвам блаженного Иоанна. Блаженный Иоанн являлся и больным, находившимся далеко от Москвы, и они выздоравливали. Вскоре после блаженной кончины святого Иоанна, Московского чудотворца, были составлены житие и служба. Мощи святого были обретены нетленными 12 июня 1672 года и погребены под спудом в приделе Рождества Пресвятой Богородицы в Покровском соборе. А 17 января 1916 года этот придел был переименован во имя блаженного Иоанна, Христа ради юродивого, Московского чудотворца. Память святого совершается в день его блаженной кончины — 3/16 июля и в день обретения его нетленных мощей — 12/25 июня. Василий и Константин, князья Ярославские Мало сохранилось сказаний в летописях отечественных о подвигах сих благоверных князей и немного дополнил эти сказания позднейший описатель жития их, инок Пахомий, но благоухание святой их жизни исполнило их княжескую вотчину и доселе, сквозь ряд столетий, сделало драгоценной память их в Ярославле. Они были детьми благочестивого князя Всеволода Константиновича и супруги его Марины, дочери курского князя Олега.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Нередко рака святого располагалась в особом приделе, посвященном, как правило (но не всегда), именно этому святому. Такие приделы подразделяются на два основных типа. К первому из них относятся приделы, располагавшиеся либо в дьяконнике, либо в иной части храма. Характерная их черта – слабая выделенность в общей объемно-пространственной композиции церковного сооружения. Таковы, например, придел св. Леонтия в ростовском Успенском соборе, придел Зосимы и Савватия в Преображенском соборе Соловецкого монастыря 1460 и придел Михаила Клопского в Троицком соборе Клопского монастыря 1461 . Значительную распространенность имел второй тип придела – композиционно подчеркнуто выделенный. Обычно он представлял собой примыкающую к главному храму небольшую церковь . К таким памятникам относятся придел Никона Радонежского (1548 г., перестроен в 1623 г.) при Троицком соборе Троице-Сергиева монастыря 1462 , придел Авраамия Ростовского при Богоявленском соборе (1554/55 г.) Ростовского Авраамиева монастыря 1463 , придел Кирилла Белозерского (1587 г., перестроен bXVIII в.) при Успенском соборе Кирилло-Белозерского монастыря 1464 , придел Василия Блаженного (1588 г.) при московском соборе Покрова на Рву и рад других. В связи с этим следует обратить внимание на характерную для XVI в. тенденцию, когда при главном храме устраивали придел, посвященный местному святому, но его гробницу размещали не в этом приделе, а в пространстве для молящихся указанного храма. Именно такая ситуация существовала в Никитском монастыре Переславля-Залесского 1465 и Саввино- Сторожевском монастыре 1466 . Следовательно, в представлении хотя бы части людей той эпохи пространство для молящихся главного храма было более подходящим местом для гробницы святого, нежели пространство придельной церкви. Однако преобладающим местом размещения надгробного комплекса святого в XVI – начале XVII вв. являлось пространство вблизи южной стены собственно храма, придела или подклета. Именно так тогда размещались следующие гробницы: св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕВФРОСИН (Елеазар; ок. 1386, с. Виделебье, близ Пскова - 15.05.1481, Елеазаров Трехсвятительский мон-рь), прп. (пам. 15 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых), Псковский, основатель Елеазарова во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста мон-ря . Источники Сведения о Е. содержатся в разных редакциях его Жития, а также в составленном преподобным Уставе. Древнейшей является первоначальная редакция Жития Е., написанная неизвестным автором ранее 1510 г. и сохранившаяся в списке XVI в. (РГБ. Унд. 306). Автор этой редакции не соблюдает агиографических канонов, подробно излагая лишь историю споров Е. о пении аллилуия с бывш. псковским свящ. («распопом») Иовом (подробнее о спорах см. ниже). Поскольку произведение является не столько Житием святого, сколько трактатом в защиту двоения аллилуии, В. И. Охотникова вслед за автором текста называет его «Повесть о сугубой аллилуии». Прп. Евфросин Псковский. Акварельный рисунок из сборника служб и житий. Нач. XVIII в. (БАН. Собр. Ф.М. Плюшкина. 164. Л. 43 об.) Прп. Евфросин Псковский. Акварельный рисунок из сборника служб и житий. Нач. XVIII в. (БАН. Собр. Ф.М. Плюшкина. 164. Л. 43 об.) В 1547 г. по настоянию монахов Трехсвятительского Елеазарова монастыря в связи с готовившейся канонизацией Е. псковский свящ. Василий (Варлаам) в соответствии с агиографическими канонами написал новую редакция Жития преподобного (древнейший список: ГИМ. Син. 634. Л. 27 об.- 250, сер. XVI в.). Сведения о Е. из «Повести о сугубой аллилуии» свящ. Василий разместил в немного измененном порядке и дополнил. Жизнеописанию святого предшествует вступление, к-рое почти дословно совпадает со вступлением к Житию прп. Димитрия Прилуцкого. В «Повести о сугубой аллилуии» отсутствуют сведения о жизни Е. до его прихода на р. Толву (Толбу), в редакции свящ. Василия жизнеописание святого начинается с гл. «О рождении блаженного отрока», в к-рой повествуется о его семье, об обучении грамоте, о принятии пострига в псковском Снетогорском в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыре , об основании пустыни рядом с Толвой. Дальнейшее повествование в редакции свящ. Василия является переделкой «Повести о сугубой аллилуии», однако имеются дополнительные рассказы: «О умножении брашен» и «О умножении рыб», а также рассказ об учениках Е., к-рый завершается гл. «О Филарете черноризце». К имеющимся в «Повести о сугубой аллилуии» 4 чудесам свящ. Василий добавил 15. «Повесть о сугубой аллилуии» завершается посланием Е. к духовенству псковского кафедрального Свято-Троицкого собора, а редакция свящ. Василия - Похвальным словом святому. Редакции Жития Е. расходятся в рассказе о путешествии Е. в К-поль. Автор «Повести о сугубой аллилуии» пишет о том, что Елеазар побывал там в юности. В редакции свящ. Василия Е. отправился в К-поль после устроения мон-ря.

http://pravenc.ru/text/187848.html

Это было в царствование Иоанна Васильевича Грозного 40 , когда Митрополит Макарий составлял (между 1526–1546) великую Четью-Минею, внося в неё и жития святых, в Российской Церкви прославленных 41 . В 1547 году 26 Февраля с собором Святителей Митрополит Макарий, в числе других Русских святых, установил праздновать Муромским чудотворцам благоверному князю Константину и чадам его в 21 день Мая 42 , вместе с ними определил творить память о святом Василии, что внесено и в пролог под тем же числом Мая 43 . Но в этом сказании Епископ Рязанский Василий везде называется святым и праведным 44 . Значит, современники Иоанна Васильевича Грозного и Митрополита Макария, не смотря на то, что со дня кончины святого Василия прошло более 250 лет, почитали его святым и праведным мужем, точно так же, как почитали его праведным и благочестивым при принятии в сан Епископа в Муром. Обретение и перенесение мощей Святителя Василия Наконец в самое тяжкое для России время, когда в отечестве нашем все рушилось и гибло от самозванцев, Промыслу угодно было прославить Праведника своего нетлением мощей его. Более 300 лет почивали они в земле при церкви Бориса и Глеба. В царствование Василия Иоанновича Шуйского, по неисповедимым судьбам Божиим, они обретены нетленными. «Еже зрим чудо, совершившееся на тебе, Преподобный Отче Василий, восклицает Церковь Рязанская, какое блаженное тело твое, во многая лета, нерушимо соблюдается судьбами прославившего тя Вышнего 45 ». Архиепископ Феодорит открыл их и с подобающею честью перенёс от Борисоглебской церкви, из старого острога, в собор Успенской (ныне Рождественский). Это было в 1609 году 10 Июня 46 . «Тогда, сказано в службе Святителю Василию, исполниться град Переславль радости духовной и пришедшие все, живущие в нем, князи же и бояре, весь освященный собор и все православные люди, благодати освящения сподобиться и исцеление недугом принять желающие 47 ». Мощи Святого Василия положены под спудом, на левом клиросе, подле иконостаса. Самому Праведнику не угодно было открыто почивать там 48 ; но ему угодно было оставить нам часть своих мощей, одну из костей святого тела своего, которая, как святыня, хранится в Рождественском соборе и вместе с частицами других Святых, открыта для благоговейного лобызания.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

В течение своей долгой жизни Дидим был одним из главных борцов против арианства в Александрии. В триадологии он следовал учению каппадокийцев, защищая единосущие Лиц Святой Троицы и отвергая субординациопизм. Однако в некоторых частных мнениях Дидим, но свидетельству блаженного Иеронима , разделял ошибки своего предшественника по Александрийскому училищу Оригена , горячим поклонником которого он был. Он, так же как и святой Григорий Нисский , защищал учение об апокатастасисе (всеобщем восстановлении) и воспринимал адские мучения как «очистительный огонь», в котором грешник освобождается от порока (Блаженный Иероним. Против Руфина, 1, 6; 2, 16). Когда на V Вселенском Соборе (553 г.). подверглась осуждению доктрина Оригена , заодно с ним были осуждены ошибочные взгляды Дидима и Евагрия. В результате этого репутация Дидима сильно пострадала; многие из его сочинений были впоследствии утрачены. Часть из них, однако, сохранилась, в том числе в латинском переводе, а также под именами других авторов (например, Василия Великого ). Творения Догматические Основным догматическим сочинением Дидима являются «Три книги о Троице», написанные между 381 и 392 гг. В сохранившемся тексте нет никаких следов оригенизма. Дидим отвергает субординационизм, опровергает мнения ариан и македониан, защищает вместе со святой Афанасием единосущие Лиц Святой Троицы. В 1-й книге он говорит о Сыне, во 2-й – о Святом Духе, в 3-й резюмирует сказанное прежде и рассматривает спорные места Священного Писания , являя глубокую библейскую эрудицию. Книга «О Святом Духе», написанная Дидимом до II Вселенского Собора (381 г.), дошла до нас лишь в латинском переводе блаженного Иеронима , сделанном им между 384 и 392 гг. В 1-й части (гл. 4–29) Дидим доказывает, что Святой Дух не является тварью, а единосущен Отцу и Сыну; во 2-й части (гл. 30–59) рассматриваются места из Священного Писания, при помощи которых Дидим подтверждает православное учение и опровергает мнения духоборов. Сочинение Дидима свободно от какого бы то ни было субординационизма и, по утверждению блаженного Иеронима, может считаться образцовым изложением православной пневматологии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

До последних дней батюшка бывал в Серафимовском храме с ранних Литургий и до позднего вечера: последний раз служил в воскресенье 28 января. Он испил горькую чашу ужасов войны, концлагерей, послевоенных гонений на Церковь безбожного государства. Судьба связала его дружбой со Святейшим Патриархом Алексием II. 4 ноября 1953 года после окончания Духовной Академии митрополит Григорий (Чуков) рукоположил отца Василия во иерея во Владимирском соборе и определил его служить в Николо-Богоявленском соборе , в котором он прослужил с 1953 по 1976 год. В 1976 году отца Василия перевели в церковь " Кулич и Пасха " в Невском районе, неподалеку от Обуховского завода. А с 1981 года вплоть до самой своей смерти батюшка был настоятелем храма Серафима Саровского на Серафимовском кладбище Санкт-Петербурга. Батюшка был не только горячо любимым духовным наставником для своей многочисленной паствы, но и хранителем мемориала славы России - на Серафимовском кладбище, на котором находится храм, в котором служил батюшка, покоятся многие выдающиеся сыны Отечества, в том числе и погибшие подводники с АПЛ " Курск " . У него окормлялись многие военные. Не забывал он и родного Болхова, где прошло его детство - в верующей семье. Жители Орловщины, вдохновленные им на восстановление святынь родного края, всегда будут поминать в своих молитвах протоиерея Василия. Три дня подряд, с утра и до ночи, несмотря на мороз и ветер, к Серафимовскому кладбищу шли его осиротевшие духовные чада. Священники вели свою паству. Живые розы, горящие свечи, многолюдство - все это напоминало наш привычный праздник в начале февраля - у часовни Блаженной Ксении. Только пение панихид и сдержанный народный плач говорил о том, что землю оставляет праведник. 4 февраля литию по новопреставленному протоиерею Василию служил епископ Петергофский Маркелл , викарий Санкт-Петербургской епархии. 5 февраля состоялось отпевание и похороны - траурную службу возглавил архиепископ Тихвинский Константин, ректор Санкт-Петербургских Духовных школ. Ему сослужило множество духовенства нашей Епархии.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=181...

Возле храма " на Рву " был погребен, согласно его завещанию, и другой юродивый - Иоанн Большой Колпак (+ 1589). Во второй половине XVI-XVII веков Покровский собор являлся смысловым центром празднования Входа Господня в Иерусалим : к нему из Успенского собора Кремля направлялась торжественная церковная процессия во главе с царем и Патриархом, носившая название «шествие на осляти». В 1737 году во время большого пожара собор сильно обгорел, его реставрацией занимался архитектор Иван Федорович Мичурин . Как памятник национального и мирового значения Покровский собор был одним из первых взят под охрану государством по декрету от 5 октября 1918 года. В конце 1919 года в Покровском соборе службы были прекращены, но в церкви Василия Блаженного они продолжались до 1928 года. В 1923 году открылся историко-архитектурный музей «Покровский собор» (с 1928 года — филиал Государственного Исторического музея). В 1920-е годы были развернуты широкие научно-реставрационные исследования на соборе, благодаря которым стало возможным восстановление его первоначального облика и воссоздание в отдельных церквах интерьеров XVI-XVII вв. С этого момента по настоящее время были проведены четыре глобальные реставрации, включавшие архитектурные и живописные работы. В 1960-е годы проводились уникальные реставрационные работы: открыли храмозданную летопись, в которой строители указали точную дату завершения строительства собора; железные покрытия куполов церквей собора заменили на медные. В интерьерах четырех церквей реконструированы иконостасы на XVI столетие, полностью состоящие из икон XVI-XVII вв., среди которых есть раритеты («Троица» XVI века, «Александр Невский в житии» XVII века). В остальных церквях сохранились иконостасы XVIII-XIX вв. Среди них два уникальных первой половины XVIII века из Московского Кремля. Церковная жизнь вернулась в Покровский собор в 1990 году, в престольный праздник, когда 13 октября, после 70 лет перерыва, отслужили всенощную, а 14 октября Божественную литургию совершил патриарх Московский и всея Руси Алексий II .

http://drevo-info.ru/articles/13675480.h...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010