Выставка «Господин Великий Новгород» открылась в соборе Василия Блаженного Москва, 15 апреля 2004 г. Заключительная выставка из цикла «Сбережено монастырями России», посвященная сокровищам Новгородской земли, открылась 10 апреля в филиале Государственного Исторического музея – Покровском соборе (храме Василия Блаженного) на Красной площади, сообщает «Благовест-инфо». Выступая на открытии выставки, генеральный директор Новгородского музея-заповедника Николай Гринев напомнил, что Новгород является родиной российских наземных монастырей – именно здесь в начале XII в. выходцем из Рима Антонием был построен первый монастырь, который отошел от византийской традиции пещерного молитвенного уединения. Всего в Новгороде 20 монастырей, а большая часть их сокровищ (по оценке Николай Гринева – 99 %) утрачена в первые годы Советской власти и во время Великой Отечественной войны. Но несмотря на это коллекции Новгородского музея велики и включают в себя произведения XII-XIX вв., лишь небольшая часть из которых представлена на выставке. По словам директора музея, концепция выставки должна подчеркнуть, что, утратив значение политического и международного торгового центра, Новгород в XVII-XIX вв. сохранял значение православного духовного центра. В экспозиции представлены экспонаты из ризниц Антониева, Юрьева, Спасо-Преображенского Хутынского, Николо-Вящижского и других монастырей Новгородской земли. Это иконы XVI-XVII в., наперсные кресты, предметы церковного обихода, драгоценное лицевое шитье. Особую ценность представляет именной крест-мощевик (XVI в.) и напрестольное Евангелие (1637 г.), напечатанное в Москве. К концу XVIII – началу XIX в. относятся личные вещи архимандрита Юрьевского монастыря Фотия (Спасского) и богатые подарки монастырю, сделанные императором Александром I и другими известными особами. Из письменных источников авторами выставки была выбрана изысканно декорированная грамота митрополита Новгородского Корнилия (1688 г.) о разрешении тяжбы между двумя монастырями за право рыбной ловли на Онежском озере. На церемонии открытия выставки выступили также известный археолог, академик Валентин Янин и заместитель директора Государственного исторического музея Владимир Егоров, который сообщил, что принято решение издать альбом-каталог по результатам всех 10 выставок, состоявшихся в цикле «Сбережено монастырями России» за 6 лет. 15 апреля 2004 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/9502.html

Архив Пн После реставрации открылась одиннадцатая церковь Покровского собора на Красной площади в Москве 24 ноября 2018 г. 17:41 21 ноября 2018 года состоялась церемония открытия отреставрированной церкви святого Иоанна Блаженного в Покровском соборе (храме Василия Блаженного) на Красной площади в Москве. В мероприятии приняли участие министр культуры Российской Федерации В.Р. Мединский, директор Государственного исторического музея А.К. Левыкин, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по городу Москве, управляющий Центральным и Южным викариатствами митрополит Истринский Арсений . «Далеко не все москвичи и гости столицы знают, что Покровский собор состоит из 11 церквей. Каждая из них уникальная, но судьба последней — церкви Иоанна Блаженного — всегда была под вопросом, и ее чудом удалось сохранить благодаря самоотверженности нескольких поколений сотрудников Исторического музея. Хочу поблагодарить коллектив музея, а также реставраторов, спонсоров и всех, кто причастен к возрождению этого уникального храма», — сказал Владимир Мединский на церемонии открытия. Министр отметил, что это событие знаменует открытие новой страницы истории, которая будет интересна как москвичам, так и гостям столицы: «Знаменательно то, что все всегда знали о Василии Блаженном, а память о святом Иоанне была в тени. Иоанн же был не менее прославленным и почитаемым в народе. С открытием отреставрированной церкви сегодня открывается отдельная страница истории, которая будет интересна москвичам и гостям столицы. Мы приглашаем всех, кому дорога наша история, посетить последнюю, 11-ю церковь знаменитого храма, который является визитной карточкой Москвы и России». Директор Государственного исторического музея Алексей Левыкин рассказал, что церковь была закрыта для посетителей в течение 90 лет и «у людей не было возможности поклониться мощам одного из наиболее значимых святых Русской земли — Иоанна Блаженного». «Мы рады, что с сегодняшнего дня такая возможность появилась», — подчеркнул он. «Это радостное событие, когда мы вновь перелистываем нашу историю, и не с новой страницы, а возвращаясь к забытой старой, — сказал митрополит Истринский Арсений, добавив, что эта церковь всегда была святыней, хранившей в своих стенах мощи святого Иоанна. — Слава Богу, что слова Василия Шукшина об Иванах, не помнящих родства, сегодня уходят в прошлое. Мы видим, как благодарные потомки наших замечательных предков вновь открывают для наших жителей и гостей столицы те шедевры и святыни, которыми богата наша древняя русская земля. Спасибо этим людям».

http://patriarchia.ru/db/text/5309005.ht...

«Знамя России», Нью-Йорк, 17 августа 1953 г., с. 5–8. Врата Третьего Рима Против возглавленных теперь кровавой рубиновой звездой Спасских ворот Кремля стоит увенчанный крестом – символом искупления девятиглавый Покровский собор, именуемый в московском просторечии Василием Блаженным. Теперь в нем нет божественного служения. Он носит официальное имя антирелигиозного музея-заповедника. Но попрежнему висят под его сводами тяжкие вериги во Христе юродивого и блаженного во Господе Василия, стоит его посох и почиют его нетленные мощи. Над ними, под ними и рядом с ними богохульные надписи, но мощи Блаженного пребывают нетленными. Надписи же над ними сменяются два-три раза в год – бумага желтеет и жухнет. Осквернена ли ими московская святыня? Нет, не в силах, не во власти слуг Сатаны осквернить нетленные останки избранника Господня, думают москвичи, приходящие в музей-заповедник поклониться мощам Блаженного. Их немало. Во Христе юродивый возносит их мольбы к престолу Господню… Почему мощи Василия Блаженного, во Христе юродивого, бродившего 400 лет тому назад по заснеженным московским улицам босым и в рубище, ночевавшего на папертях храмов или с бродячими псами в кустах на берегу Яузы-реки, упокоены в храме, воздвигнутом в честь славной победы Белокаменной Москвы над поганой татарщиной? Почему в прежнее время все проходившие под сводами Спасских ворот благоговейно обнажали головы? Мало кто знает это теперь, да и прежде знали немногие. Так повелось, – отвечали обычно, – а почему, как и откуда – сами не знаем. В царствование Бориса Годунова, всенародно избранного и венчанного в Успенском соборе всея Руси Государя, жил в убогой хибарке за рекою Яузой безместный поп Василий. Не дано ему было прихода и негде было творить попу Василию свое иерейское служение. По воскресеньям ходил он к заутрене в ближайшие к Яузе храмы и обедни там отстаивал, притулясь в дальнем углу, где потемнее. Перед святительские лики же, в лампадное сияние стыдно было попу стать: бос он был по бедности и не рясу иерейскую, а посконную рубаху носил на своих плечах. Да и рубаха-то, как у старца убогого: дыра на дыре, заплата на заплате.

http://azbyka.ru/fiction/ljudi-zemli-rus...

Скончался блаженный Василий 2 августа 1552 г., будучи 88 лет. Перед кончиной посетили его царь с царицей Анастасией и царевичами Иоанном и Феодором, и блаженный пророчески сказал младшему из них, Феодору: «Все, что принадлежит твоим предкам, будет твоим, и ты будешь их наследником». Сам  царь нес гроб его до могилы,  и от прикосновения к святым мощам его многие получали исцеление. Всех же чудес, которые сотворил блаженный по преставлении своем, явлений и исцелений, происходивших на могиле его, описать невозможно. К лику святых блаженный Василий причислен был в 1558 г. Святые мощи его почивали до наших дней в  Васильевском приделе Московского Покровского собора, известного под именем храма Василия Блаженного. •  Отпевание св. Василия совершил свт. Макарий (память его 30 дек,). Тело блж. Василия погребено было близ Троицкой церкви на Рву, на месте которой в 1554 г. Иоанн Грозный приказал построить Покровский собор в память покорения Казани; собор этот более известен как храм Св. Василия Блаженного.   •  В царствование Феодора Иоанновича, в 1588 г., над местом погребения блаженного был сооружен храм во имя его, ставший Васильевским приделом Покровского собора. Прославлен в лике святых блаж. Василий 2 авг. 1588 г. на Поместном церковном соборе по благословению Патриарха Иова (память его 19 июня). Преподобный Нил Столбенский (+ 1554) Память его празднуется 7 дек. в день преставления, 21 мая в день обретения мощей, в 1-ю Неделю после праздника сев. апостолов Петра и Павла (29 июня) вместе с Собором Тверских святых и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых В 1515 г. на берегу реки Черемхи (Тверской обл., Ржевского уезда) поселился отшельником инок монастыря прп. Саввы Крыпецкого (память его 28 авг.) Нил. Он вел суровую жизнь, питаясь лишь желудями и лесными травами и претерпевая много невзгод от бесов и наущаемых ими людей. Когда слава о нем стала распространяться, он стал молиться Пресвятой Богородице об ограждении от нее и раз услышал от святой Ее иконы глас, повелевавший ему идти на Столбенский остров.  Этот остров находился на Селигерском озере, в 7 верстах от города Осташкова, посреди его был большой холм, весь покрытый девственным лесом. Место это отличалось необыкновенной красотой. У подножия горы Нил выкопал пещеру и стал подвизаться. Но бесы возобновили свои нападения на него: раз они пытались бросить его в озеро, но Господь его спас. После этого они исчезли и больше не появлялись, зато поднялись на преподобного гонения от злых людей. Они вырубили на всем острове лес, так что осталась одна ель, и подожгли его, но огонь, дойдя до горы, погас сам. Когда же лес вырос, пришел один крестьянин и стал его рубить. Вдруг раздался громовой голос: «Когда ты перестанешь делать неприятности рабу Божию?» Он удалился в страхе и дал обет больше не трогать здесь лес. 

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2368...

Узнайте больше о святом царевиче Димитрии Свернуть 33. Блаженный Василий, Московский чудотворец Когда жил: конец 1462/1469 — 1557 (?) Главный символ Москвы — храм Покрова Пресвятой Богородицы на Рву — больше известен как собор Василия Блаженного. Это название он получил в честь святого, чьи мощи покоятся в одном из его приделов. Василий из московского села Елохово в 16 лет принял на себя подвиг юродства: круглый год ходил без одежды, ночевал на улице и соблюдал строгий пост. Житие блаженного описывает, как он и словом, и примером учил народ. В Москве его любили и словам его доверяли. К нему прислушивался даже Иван Грозный и, когда перед кончиной Василий тяжело заболел, навещал его. Похоронили блаженного на кладбище Троицкой церкви, что во Рву. Тело усопшего несли царь и бояре, а погребение совершал митрополит Макарий. А на месте Троицкой церкви Иван Грозный повелел построить Покровский собор, в память покорения Казани. В год канонизации Василия (1588) к Покровскому храму был пристроен придел в честь блаженного — на месте, где он был погребен, а над мощами святого, перенесенными в церковь, соорудили серебряную раку. Узнайте больше о Василии Блаженном Свернуть 34. Святитель Филипп Московский Когда жил: 1507–1569 Святитель Филипп, происходивший из знатного боярского рода Колычевых, был игуменом Соловецкого монастыря. В обители он был образцом для братии. В 1566 году на соборе епископов по воле Ивана Грозного ему предложили стать митрополитом Московским и всея Руси. Но продержался он на кафедре недолго — святитель так активно выступал против террора опричников, что навлек на себя гнев царя и опалу. Его лишили сана и сослали в тверской Отроч Успенский монастырь. Там, согласно житию, в конце декабря 1569 года Малюта Скуратов задушил Филиппа. Тело святого сначала похоронили там же, в монастыре. Только в 1591 году соловецкие монахи получили разрешение на перенесение мощей святителя в родную для него обитель. А в 1652 году митрополит Никон (будущий Патриарх) по благословению Патриарха Иосифа торжественно доставил мощи в Москву. В руки святителя была вложена покаянная грамота царя Алексея Михайловича, в которой тот молил о прощении грехов своего «прадеда» Ивана Грозного. Мощи святого Филиппа положили в серебряную раку в Успенском соборе около иконостаса.

http://foma.ru/jepicheskaja-kartina-glaz...

Величаем Тя,/Пресвятая Дево,/и чтим Покров Твой святый:/Тя бо виде святый Андрей на воздусе,//за ны Христу молящуюся. Значение иконы Покрова Главное значение иконы Покрова для человека состоит в том, что Божия Матерь сохраняет, защищает предстоящего перед Ней своим молитвенным покровом, любовью от всякого зла. Она может испросить у своего Сына милость для живых, оказавшихся в беде, и прощение грехов для усопших. В древности на Руси была традиция строить храмы в честь иконы Покрова Богородицы после воинских побед. Таким образом правители благодарили Божью Матерь за её заступничество, а также просили молиться её за усопших воинов. Первым ввёл такой обычай князь Андрей Боголюбский, построивший в XII веке храм Покрова на Нерли. Он победил волжских булгар, но радость от победы была омрачена тяжелым ранением его сына Изяслава. По дороге во Владимир сын скончался. На месте его смерти князь построил этот храм, чтобы почтить Богородицу и молиться об упокоении душ всех воинов, погибших в этом походе. Византийские традиции почитания чуда Покрова Богородицы и иконы до нас не дошли. Именно князь Андрей Боголюбский установил праздник. Он был сильно впечатлён житием своего небесного покровителя блаженного Андрея и решил распространить особое почитание Богородицы в стране, и среди русского народа этот образ прочно укоренился. В XV веке иконы Покрова Богородицы создаются в северо-западных русских землях: новгородских, псковских. Традицию воздвигать Покровские храмы как благодарность Богородице продолжил Иван Грозный. В середине XVI века царь в честь покорения Казанского ханства построил собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву. То, что победа в Казани была одержана в праздник Покрова говорило об особой роли Божьей Матери, и что без её молитв всё это было бы невозможно. Икона Покрова в Москве По всей столице сейчас действуют 23 Покровских храма, в том числе часовни и домовые церкви. В каждом из них можно найти этот святой образ Богородицы. Наиболее чтимые иконы Покрова в Москве находятся в соборе Василия Блаженного (он же – собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву), в Покровской Церкви в Красном селе, соборе Покрова в Измайлове, храме Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе. Икона Покрова в соборе Василия Блаженного

http://foma.ru/ikona-pokrov-bogorodicy.h...

И вдруг меня пронзило — мама! Я сбежала от нее в Америку и так ни разу не сказала ей, как я ее люблю! И главное — она не переживет, если со мной это случится. И тогда я — целиком и полностью захваченная мыслями о маме, сказала: «Господи, пожалуйста, сохрани меня, чтобы я могла сказать маме, что люблю ее. Не ради меня, а ради нее. Я готова умереть, но только, пожалуйста, оставь мне всего лишь одну минуту с мамой до этого». А потом тоже согнулась и начала про себя молиться той единственной молитвой, которую знала — «Отче наш» на английском языке. Когда я произнесла последние слова, я услышала голос: «Ты меня звала? Я пришел»...». В разделе Культура Это собор Василия Блаженного? Неправда. Это был главный храм Москвы? Неправда. Иван Грозный ослепил создателей храма? Неправда. Здесь в советское время был только музей? Неправда. А что же правда? Предлагаем вам узнать об этом из материала «Покровский собор. Чего мы не знаем о «Храме Василия Блаженного»?» 12 июля, в день первоверховных апостолов Петра и Павла, исполнится 450 лет знаменитому Покровскому собору на Красной площади. Больше известный под именем храма Василия Блаженного, со своими многокрасочными куполами и шатрами, он давно стал одним из национальных символов России. Религия, культура и история нашей страны сплелись в этом соборе в единое целое. Неслучайно о нем ходит много рассказов и легенд. Нередко «традиционные» мнения о знаменитом храме оказываются выдумкой. Ведь для многих собор — всего лишь праздничная картинка, своего рода визитная карточка Москвы или туристическая этикетка для иностранцев. Между тем подлинная история этого храма гораздо богаче и интереснее любых распространенных о нем заблуждений. В этом году указом Патриарха Московского и всея Руси Кирилла был образован Российский православный университет, базой для которого стал существующий в Москве еще с 90-х годов Российский православный институт имени Иоанна Богослова. Особенность этого вуза в том, что он ориентирован на подготовку исключительно светских специалистов: филологов, историков, журналистов и даже юристов и экономистов.

http://foma.ru/vstrechajte-iyulskij-nome...

Менее известны работы Соловьёва в храмовом зодчестве. В 1894 он выступает с проектом реставрации Собора Василия Блаженного, в 1896 — оформляет Красную площадь, а также Москворецкий и Каменный мост к торжествам в честь Коронации Николая II. С 1899 Соловьёв — член комиссии хозяйственного управления Священного Синода. В 1900—1912 он реставрирует Собор Покрова на Рву (Василия Блаженного) и Успенский собор в Кремле, восстанавливает церковные ограды, проектирует убранство раки св. Василия Блаженного в соборе Покрова на Рву и усыпальницы бояр Романовых в Новоспасском монастыре. Помимо домовых церквей в общественных зданиях, им построены храмы, сохранившихся по сей день:  1901—1902 — Успенский собор в общине «Отрада и Утешение» села Добрыниха, Домодедовский район Московской области. 1908 - 1913 — Храм Знамения Пресвятой Богородицы в Кунцеве (Москва, Большая Филёвская улица, 65) — один из немногих уцелевших храмов в византийском стиле, построенных в предреволюционные годы на московских окраинах. 1895—1902 — Троицкая церковь в имении Е.А. Хомяковой, ныне село Совхозное, Зольский район, Кабардино-Балкария (расположено ближе к Пятигоску). 1910—1912 годы были вершиной творчества Соловьёва, строившего одновременно целый ряд крупных проектов. Архитектор ушёл из жизни, не завершив многие работы. СВЯТО-ТРОИЦКИЙ СЕРАФИМОВСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ …И безыменною молитвою о ней Помянут верные в далекой стороне… РОД ХОМЯКОВЫХ Кабардино-Балкария. Зольский район. Село Совхозное. Подъезжая к селению, уже на горизонте засверкает в лучах солнца купол храма во славу Святой Троицы. Почти сразу внутри тебя возникнет вопрос: «Как среди пустынных полей, холмов и ветхих домов оказался здесь величественный храм старинной грузинской архитектуры?» Одинокий и гордый он, молча, хранит свою вековую историю… Екатерина Алексеевна Хомякова, построившая этот православный храм Святой Троицы на мусульманской земле, родилась 24 мая (по нов. стилю) 1843 года в старинной дворянской семье Алексея Степановича Хомякова (1804—1860) и Екатерины Михайловны Языковой (сестры известного поэта Николая Михайловича Языкова), (1817-1852). Алексей Степанович Хомяков был многосторонне развитой личностью - философом, богословом, социологом, экономистом и в то же время поэтом, художником, изобретателем (изобрел новую паровую машину, запатентованную в Англии, сеялку и дальнобойное ружье), врачом, знатоком сельскохозяйственного производства. Он знал несколько иностранных языков. А.С. Хомяков вошел в историю русской культуры как глава славянофильского движения, его " краеугольный камень " .

http://sobory.ru/article/?object=20575

Зодчими, возводившими собор, старинные хроники называют псковских мастеров Барму и " городового и церковного мастера " Постника Яковлева, которые были " премудры и удобны для такого чудного дела " . Зодчие с большим знанием дела выбрали место для соборана Красной площади, рядом со Спасскими воротами Кремля. В ту пору здесь находился перекинутый через ров Спасский мост, и собор оказался в самом оживлённом месте Москвы - на площади перед Спасским мостом находилось Лобное место, с которого оглашались царские уазы и грамоты и возле которого во время важных общественных событий собирались москвичи. Здесь стали проводиться богослужения для всего населения Москвы, так как тесные приделы собора не могли вместить всех желающих. Во время богослужений перед Лобным местом " ставились образы, как на крылосе " , а на само Лобное место водружался аналой. Таким образом, город получил площадь для всеобщих молений, а храм Василия Блаженного стал новым центром московского посада. В 1812 году собор был разграблен французами. Отступая, Бонапарт отдал приказ взорвать собор, но этот приказ не успели выполнить. Второй раз покушались взорвать собор в 1930-е годы большевики. В 1817 году храм Василия Блаженного был отреставрирован, причём было снесено кладбище при соборе и окружающие его дома, засыпан проходивший рядом ров. Образовавшаяся вокруг собора широкая площадь стала продолжением Красной площади. Причудливый силуэт собора царил над широко раскинувшейся территорией Китай-города. Новый храм вызвал восторг москвичей. На первый взгляд собор кажется необыкновенно сложным архитектурным сооружением. Композиция храма необычна: Покровский собор является связанной группой девяти отдельных храмов, причём формы этих храмов взяты с разных образцов ( " различными образцы и многими переводы " ). Центральный из них шатровый, являющийся осью композиции. Восемь других расположены по сторонам света и выполнены в ярусно-башнеобразной форме, с большими, причудливо украшенными фигурными луковичными главами. В результате получилось исключительно своеобразное, обладающее неисчерпаемым обилием декоративных мотивов сооружение. Особенно выделяются разнообразные формы глав. Ни одна из них не похожа на другую. По многобразию своего облика храм Василия Блаженного не знает себе равных на Руси.

http://sobory.ru/article/?object=02934

Определением Святейшего Синода прот. Иоанн был направлен в Белгород для произнесения проповедей в дни праздничных торжеств в связи с открытием святых мощей святителя Иоасафа Белгородского (сентябрь 1911 г.) 27 . До нас дошла опубликованная проповедь , произнесенная им в связи с этим событием: «Святитель Иоасаф, епископ Белгородский, новоявленный чудотворец» 28 . В 1913 г. протоиерей Иоанн Восторгов был поставлен настоятелем Покровского собора на рву (собора Василия Блаженного). С этого времени основным местом произнесения поучений и речей стал Покровский собор. Протоиерей Иоанн совершал священнодействия благолепно и благочинно. Проповедью он сопровождал каждое свое богослужение. Современники вспоминали, что его слова всегда доходили до глубины сердца, вызывали всеобщие рыдания и стремление начать новую, лучшую жизнь. «Ваше благоговейное совершение богослужения, – говорится в письме к нему, подписанном епископом Тобольским Алексием и священниками, – отчетливое и выразительное произношение возгласов и такое же чтение молитвословий, ваша красноречивая, сердечная и одушевленная проповедь, всегда на злободневные вопросы данного момента, никогда не изгладятся из нашей памяти и будут служить для нас образцом, как следует совершать богослужение, чтоб оно производило благотворное действие на молящихся, и как нази дать свою паству живым словом» 29 . В годы Первой мировой войны о. Иоанн Восторгов находился в гуще событий, и его пастырское слово чутко реагировало на каждое новое настроение в обществе, вызванное напряжением тяжело переживаемых неудач на фронте, а затем и славных побед русского оружия. Его самого можно было часто встретить среди раненых воинов 30 . Несколько проповедей он произнес по поводу этого события. В проповедях пастыря в этот период прослеживаются темы покаяния, жертвенности, патриотизма. Так, по случаю этой войны, за богослужением в храме св. Василия Блаженного, прот. Иоанн произнес слово, в котором наставлял народ быть истинными патриотами своей страны, призывал к защите Родины, к единению: «Нет теперь ни у кого исключительного или преимущественного права, а равно и преимущественной обязанности на патриотизм, но все должны объединиться в любви к родине и в желании умереть за нее» 31 . Дошедших до нас опубликованных проповедей, помещенных в сборнике «Во дни войны», – 44. Основным местом произнесения поучений был храм св. Василия Блаженного, но отец Иоанн не ограничивался служением в этот период только в этом храме. Он произносил свои проповеди на Красной, Лубянской площадях, в Успенском соборе и во многих других монастырях и храмах Москвы; очень часто обращался со словом утешения именно к раненым воинам.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010