417 «Преставися раб Божий Иоанн Христа ради юродивый в лето 7097 месяца июля в 3-й день, погребено же бысть святое тело его у церкви Живоначальныя Троицы и Пресвятой Богородицы Покрова, у Василия блаженного». См. Житие святого. 420 «Известие об умершем в 1589 г. Ростовце Иване, прозванном «Большой Колпак», погребенном в Московском Покровском соборе» (из Летописца), написано в Москве в 1647 г. рукою «простого монаха», см. «Святая Русь», 539, с. 139; также «Описание о российских святых» графа Толстого, 189, с. 75 и «Жития Святых» В.О. Ключевского , с. 330. 421 Древнейшие списки жития блаженного Исидора восходят не далее конца первой половины XVI в. и отличаются краткостью; позднейшие – большей или меньшей полнотой. Естественно, что повествование, первоначально состоявшее из записи сведений собственно о жизни блаженного и четырех чудесах, – двух случившихся при жизни, а двух по кончине святого, – уже впоследствии было дополняемо длинным витиеватым предисловием в начале жития, рассказом о двух новых чудесах и похвалой святому. В Прологе и Четьи-Минеи святого Димитрия оно изложено сокращенно: Блаженный Исидор Христа ради юродивый, ростовский чудотворец. Ярославль, 1884, с. 2. 422 В Прологе: «…возненавидев богомерзкую веру латинскую, возлюби же христианскую веру православную». То же самое в рукописных службах и житиях. В печатной службе блаженному Исидору говорится: «…от нечестия во благочестие пришедый»… «отеческого небрегл еси неверствия и еже идолом приношения гнушався»… «возненавидел еси отеческое безбожие»… Все эти, выражения – выдумки очень неудачные, говорит преосвященный Филарет в «Русских Святых». В XV в. и славяне, и немцы Германии были христианами. В Прологе также встречаем: «…поведают нецыи, сей блаженный бяше латинска языка, земли же немецкие, от славна и богата рода бе, якоже глаголют местерскаго». Догадка о происхождении блаженного Исидора из рода магистра какого-то немецкого ордена не принята святым Димитрием, да она маловероятна при известности того обстоятельства, что многие славянские роды, притесняемые в своем отечестве немцами-меченосцами, удалились в XV в. со славянского поморья в Россию. Там же, примеч. с. 4, «Русские святые» преосвященного Филарета. (Магистр правитель дел, начальник какого-либо общества. В Средние века так назывались начальники, главы рыцарских орденов, т.е. обществ, составлявших тесные союзы, товарищества, члены которых давали определенные обеты, выполняли определенные обязанности и преследовали определенные цели).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

2/15 августа. День памяти блаженного Василия, Христа ради юродивого. Служил литургию в храме Василия Блаженного на Красной площади (Покровский собор на Рву). 4/17 августа. Служил литургию в храме Иоанна Предтечи на Земляном Валу, вечерню и молебен в храме Василия Кесарийского на Тверской. 5/18 августа. Служил всенощную в храме Сергия Радонежского на Троицком подворье. 6/19 августа. Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа (Яблочный Спас). Служил литургию в храме Спаса Преображения на Спасской и возглавил крестный ход. 8/21 августа. Служил литургию в Высокопетровском монастыре. 11/24 августа. Служил литургию в храме Покрова Пресвятой Богородицы в Красном Селе. 12/25 августа. Служил всенощную в храме Сергия Радонежского на Троицком подворье. 13/26 августа. День памяти святителя Тихона Задонского (день ангела патриарха Тихона). Служил литургию в храме Сергия Радонежского на Троицком подворье. 14/27 августа. Служил вечерню и всенощную в Успенском соборе Троице – Сергиевой лавры. 15/28 августа. Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Служил литургию в Успенском соборе Троице – Сергиевой лавры и возглавил крестный ход вокруг монастырской ограды. 16/29 августа. Служил вечерню и всенощную в Черниговском храме Гефсиманского скита. 17/30 августа. Служил литургию в Черниговском храме Гефсиманского скита и возглавил крестный ход. 19 августа/1 сентября. Празднование Донской иконы Божией Матери. Служил литургию в Донском монастыре. 23 августа/5 сентября. Служил всенощную в Высокопетровском монастыре. Письменное обращение патриарха в СНК по поводу ареста в Могилеве ксендзов. («Ксендзы служат не нашей Церкви, однако во имя того, что мы служители Единому Богу Христу, я усердно прошу облегчить их участь и дать им возможность исполнять свой священный долг по отношению к пасомым. Не повторяю уже прежних своих писаний о всей несправедливости, жестокости и бесцельности взятия заложников, и особенно из служителей культа».) В этот день в Москве расстреляны епископ Ефрем (Кузнецов) и протоиерей Иоанн Восторгов .

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Патриаршее служение в Успенском соборе Кремля в праздник святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Праздничный молебен на Красной площади. Открытие Дня славянской письменности и культуры 24 мая 2011 г. 15:51 24 мая 2011 года, в праздник святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей Словенских, и День славянской письменности и культуры, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в  Патриаршем Успенском соборе  Московского Кремля. В этот день празднуется тезоименитство Его Святейшества. По окончании  Божественной литургии  Предстоятель Русской Церкви, сослужившие Его Святейшеству иерархи и духовенство совершили крестный ход из Успенского собора к  храму Василия Блаженного  на Красной площади, где был совершен праздничный молебен. Затем Святейший Патриарх Кирилл принял участие в торжественной церемонии открытия Дня славянской письменности и культуры. Фото: С. Власов, К. Новотарский Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Фотоальбом «Патриаршее служение в Успенском соборе Кремля в праздник святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Праздничный молебен на Красной площади. Открытие Дня славянской письменности и культуры» Фотоальбом «Патриаршее служение в Успенском соборе Кремля в праздник святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Праздничный молебен на Красной площади. Открытие Дня славянской письменности и культуры» Фотоальбом «Патриаршее служение в Успенском соборе Кремля в праздник святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Праздничный молебен на Красной площади. Открытие Дня славянской письменности и культуры» Фотоальбом «Патриаршее служение в Успенском соборе Кремля в праздник святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Праздничный молебен на Красной площади. Открытие Дня славянской письменности и культуры» Фотоальбом «Патриаршее служение в Успенском соборе Кремля в праздник святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Праздничный молебен на Красной площади. Открытие Дня славянской письменности и культуры» Фотоальбом «Патриаршее служение в Успенском соборе Кремля в праздник святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Праздничный молебен на Красной площади. Открытие Дня славянской письменности и культуры»

http://patriarchia.ru/db/text/1493688.ht...

В житии говорится, что блаженный, ведя суровую жизнь, вкушая совсем немного пищи и воды, «ни вертеп, ни хлевину же имея, бескровен [без крова.- К. Е.] пребываше» (Житие. С. 45). Однако Пискаревский летописец сообщает, что «в животе блаженного Василия житие его было на Кулишках, у боярыни вдовы именем у Стефаниды Юрловы» (ПСРЛ. Т. 34. С. 200). Род Юрловых (потомки бояр Плещеевых) в XVI в. владел землями в Московском и Тверском уездах, а С. И. Юрлова - историческое лицо. Информация о том, что святой жил и преставился в доме у некой вдовицы (не названной по имени) есть также в списке сокращенного жития кон. XVII - нач. XVIII в. ( Кузнецов. Святые блаженные Василий и Иоанн. С. 78, 152, 242-243). В описаниях прижизненных чудес В. Б. с его наготой связано чудо исцеления святым девицы или торговок, смеявшихся над его обликом и за это наказанных слепотой. Раскаявшись, они исцелились через В. Б. Родители св. Василия Блаженного Иаков и Анна молятся о чадородии. Клеймо иконы «Св. Василий Блаженныйв житии». XVII-XIX вв. (ГИМ) Родители св. Василия Блаженного Иаков и Анна молятся о чадородии. Клеймо иконы «Св. Василий Блаженныйв житии». XVII-XIX вв. (ГИМ) В. Б. был почитаем также иностранными купцами, приезжавшими в рус. столицу, как покровитель морских путешественников (по сообщению жития, святой, находясь в Москве, утишил бурю на Каспийском м. и спас купеческие корабли). В ранних свидетельствах о В. Б. отмечается его дар предвидения. Согласно Степенной книге, святому в кремлевском Успенском соборе в 1521 г. было «огненное видение» от иконы Богоматери, возвещавшее Божий гнев на москвичей и скорое нашествие крымского хана Махмет-Гирея на Москву. По свидетельству Степенной книги, В. Б. предвидел также пожары в Москве в июне 1547 г. Более подробно об этом рассказано в житии: в 1547 г., после апрельских пожаров, В. Б. «прииде на монастырь Воздвижения Честнаго Креста, иже зовется на Острове, и ста пред церковию, к неиже оумилно зря, оумноую молитву деиствоуя и плача неоутешно» (Житие. С. 75). Люди недоумевали о причинах плача, но 21 июня 1547 г. именно с Воздвиженской ц. начался пожар. Поздние жизнеописания святого приводят большое число случаев его прозорливости - предвидение событий, о к-рых блаженный говорил иносказательно, способность видеть ангелов, бесов, угадывать под внешним благочестием ложь и действие диавола и др.

http://pravenc.ru/text/150789.html

Празднование Покрова Пресвятой Владычицы – это единственный в мире случай, когда народ празднует свое воинское поражение. Земная рать мужественных защитников признает победу Взбранной Воеводы. История вторая. Московская Откровение о Покрове Божией Матери является уже на нашей земле тоже через юродивого. Если в 1395 г. Божия Матерь явилась Тамерлану, и тот, пристыженный Ее силой и великолепием, отступил, то в 1521 г., во время нашествия Магмет-Гирея, Василий Блаженный в Москве созерцает видение: икона Владимирской Божией Матери покидает Успенский собор, Пречистая уходит из Москвы, город, лишаемый Ее покровительства, ждет неминуемая небесная кара – люди погрязли в грехах! На пути от потенциально уже гибнущего града Ее встречают Преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский и умоляют не покидать людей, вернуться в собор. Та, к чьим просьбам прислушивается Грозный и нелицеприятный Судия-Владыка, послушалась, отозвалась на мольбы русских святых. Вместе они и вымолили Москву. Василий Блаженный Видение Василия Блаженного – свидетельство о том, что само по себе почитание праздника не является гарантией покровительства. Как только люди начинают предпочитать материальное небесному, смысл праздника предается и продается. И наличие иконы тогда оказывается во осуждение роду сему лукавому и прелюбодейному (см.: Мф. 12:39). Только жизнь по заповедям Христовым, возможность и желание исправиться и привлекают милость Всеблагой. Во втором видении Василию Блаженному является Приснодева во время ужасного апокалиптического пожара, охватившего всю Москву. Однако на этот раз Сама Богородица отказывается покинуть, казалось бы, обреченный град и Успенский собор. Она гасит пламя Своими блистающими ризами. Это видение Василия Блаженного традиционно соотносят с влахернским константинопольским видением Андрея, Христа ради юродивого. Образ Руси, находящейся под защитой Божией Матери, воплощен на Красной площади в Покровском соборе (годы строительства: 1555–1561). Это тот самый собор, который в народе прозвали «Василием Блаженным». Это неправда: блаженный скорее нашел себе местечко под Покровом Приснодевы – в 1588 г. к Покровскому собору с северо-восточной стороны над захоронением юродивого был пристроен придел, освященный в честь канонизированного двумя годами ранее Василия Блаженного. Все-таки суть юродства в вытеснении за пределы собственной личности собственного же «я», а не в присвоении себе славы Вышних. Однако именно про юродивых говорят, что днем они исповедуют чужие грехи, а ночью исповедуются перед Богом в своих и во всех тех, которые отыграны были днем в качестве карикатур.

http://ruskline.ru/opp/2019/11/13/pokrov...

Выразителем «мнения народного» в трагедии Пушкина помимо летописца выступает юродивый Николка. Его образ воссоздан поэтом на основе традиций древнерусской агиографии. В иерархии древнерусской святости Христа ради юродивые занимают низшую ступень. В отличие от преподобного, юродивые не уходят от мира за стены монастыря, они живут среди мирян, народа на торжищах, площадях. Предаваясь суровой аскезе: ходят зимой и летом босые, гремят цепями своих железных вериг, надетых на голое тело, едва прикрытое рубищем, ночуют на папертях храмов или на торговой площади, совершают нелепые, нелогичные с точки зрения здравого смысла поступки, произносят странные, нелепые слова. Однако все поведение юродивого исполнено глубокого символического смысла. Народ называет юродивых «блаженными», т.е. достойными почитания в качестве святых, праведников. Их почитают и одновременно боятся. Широкое распространение подвиги юродства получают у нас в России с расцветом деспотизма. Обратившись к Минеям-Четьим, Пушкин тщательно разыскивает в них тексты житий юродивых, в частности Василия Блаженного, жившего в середине XVI века на паперти деревянной Троицкой церкви, где он скончался 2 августа 1557 г. и погребенного там же при непосредственном участии Грозного. (Ныне усыпальница Василия Блаженного находится в каменном Покровском соборе, построенном русскими зодчими Бармой и Иваном Постником и широко известном москвичам как Собор Василия Блаженного. В 1588 г. Василий Блаженный был канонизирован и над его мощами был создан в подклети собора придел во имя этого святого.) Пушкин обращается к В. А. Жуковскому с просьбой прислать ему в Михайловское жизнеописание юродивого Железного Колпака или житие какого-нибудь юродивого. Благодарит за присылку жития Железного Колпака Карамзина, иронически пишет П. А. Вяземскому: «В самом деле, не пойти ли мне в юродивые, авось буду блаженным» (Пушкин. Т X. С. 181). По-видимому, Пушкин имел здесь в виду тот факт, что юродивые смело и беспощадно обличали жестокость и произвол самодержцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

29 июня (ст. ст.) 1561 г. был освящен престол Покрова Пресвятой Богородицы, что ознаменовало завершение строительства всего собора. В 1588 г. над могилой св. Василия Блаженного (погребен у стен Троицкого храма в августе 1552 г.) с северо-востока был построен новый придел, освященный в его честь и давший второе имя всему собору. В 1672 г. с юго-востока был устроен придел Ризоположения (с 1680 г. — Рождества Богородицы) над могилой блж. Иоанна Московского. Во второй noлobuhe XVII в. была построена шатровая колокольня, пристроено гульбище с крыльцами, форма куполов изменена со шлемовидной на луковичную, произведена  многоцветная раскраска стен. Во второй половине XVI-XVII вв. Покровский собор являлся центром празднования Входа Господня в Иерусалим: к нему из Успенского собора Кремля направлялась торжественная церковная процессия во главе с царем и Патриархом, носившая название «шествие на осляти». На протяжении своей истории собор многократно горел и восстанавливался. В 1817 г. архитектор Осип Бове, реконструируя Красную площадь, выложил подпорную стену храма камнем и установил чугунную ограду. Как памятник национального и мирового значения Покровский собор был одним из первых взят под охрану государством согласно декрету от 5 октября 1918 г. В конце 1919 г. в Покровском соборе службы были прекращены, однако в церкви Василия Блаженного они продолжались до 1929 г., когда храм был закрыт окончательно. Тогда же были изъяты и переплавлены почти все колокола звонницы. В 1923 г. в храме был открыт историко-архитектурный музей «Покровский собор» (с 1928 г. — филиал Государственного исторического музея). В 20-е годы XX в. были развернуты широкие научно-реставрационные исследования собора, благодаря которым стало возможным восстановление его первоначального облика и воссоздание в отдельных церквах интерьеров XVI-XVII вв. В 60-е годы XX в. также проводились реставрационные работы. В интерьерах четырех церквей реконструированы иконостасы XVI в., состоящие из икон XVI-XVII вв., среди которых есть раритеты («Троица» XVI в., «Александр Невский в житии» XVII в.). В остальных церквях сохранились иконостасы XVIII-XIX вв. Среди них два уникальных первой половины XVIII в. из Московского Кремля.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1244648...

112 Пр. Григорий преставился по печатному прологу в лето 6957 (1449). В истории церк. иерархии (V. 22), в списке святых вологод. епархии м. Евгения и в вологод. епарх. ведомостях (1875 18) кончина преподобного отнесена к 1442 г., как оно и должно быть, если принять год сентябрский, но тогда годы считали еще с марта. Ибо хотя еще в 1347 г. на соборе в Москве при м. Феогносте и в. князе Симеоне было постановлено считать год с сентября, но это постановление не вошло в силу и в 1392 г. вынуждены были снова подтвердить его. Часы считались тогда от восхода солнца. 114 На самой средине острова возвышается двухэтажный пятиглавый храм Преображения Господня с примыкающими к нему с запада колокольнею и трехэтажным братским корпусом, – остаток и памятник знаменитого и древности Спасокаменного монастыря, ныне утратившего даже имя свое в официальных бумагах и называемого Белавинскою пустынею. 115 Единственный князь, называвшийся Вологодским, в отличие от брата своего Андрея Васильевича Угличского. 117 В 1833 году напором льда вытеснило из воды и забросило на крышу трех-этажного братского корпуса огромный камень, весом более 500 пудов. В 1837 г. льдом выбило стекла в третьем этаже, этого же корпуса. 118 Кроме одного известия об игумене Каменного монастыря Григорий, который 14 Марта 1396 г. за добродетельную жизнь был возведен на ростовский архиепископский престол. 119 Мощи св. Василия блаженного почивают в нижней церкви во имя св. Василия блаженного, московского чудотворца, в правом западном углу, в особой палате. Над ними устроена металлическая рака, на которой вверху положен образ святого во весь рост. При ней находятся тяжелые железные вериги и шапка из железных полос. В 1774 г., когда во время пожара сгорело все, что могло гореть, бывшая тогда над мощами угодника еще деревянная рака и образ на ней остались неприкосновенными, хотя вся гробовая палатка его наполнена была дымом и пламенем. Память блаж. Василия совершается в обители 2 августа, в день его тезоименитства. 120 То есть острова. Елика потружався по отоце окианстем. Прол. апр. 17. Словарь церковно-слав. и русского языка импер. академии наук, т. III–IV, 1869 г. буква 0.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Нередко народ осыпал блаженного Василия насмешками и побоями, но он все сносил с кротостью. Ночь блаженный проводил на паперти церковной в молитве и богомыслии. Бог прославил своего праведника даром прозорливости и чудес. Так, по молитве блаж. Василия перед Владимирской иконой Божией Матери, Москва – а с ней и вся Россия – были спасены от нашествия крымского хана Махмет-Гирея в 1521-ом году. Этот хан, успевший сжечь предместья Москвы, устрашился видением множества воинов и отступил за пределы Руси. В 1547-ом году блаженный неутешно плакал, предвещая пожар Москвы, который уничтожил почти весь город. Некоторое время спустя, на обеде в царских палатах блаженный трижды выливал вино в окно, говоря, что гасит пожар в Новгороде. Действительно, в это самое время в Новгороде вспыхнул пожар, но не успел разгореться какой-то незнакомый человек, по рассказам новгородцев, заливал загоревшиеся дома. Приехав потом в Москву, новгородцы опознали в блаженном этого незнакомца. Преставился блаженный Василий в возрасте 88-ми лет в 1552-ом году. Сам царь Иоанн Грозный нес тело его в церковь для погребения. Святой Василий был похоронен в Москве в соборе Покрова Богородицы, который обычно называется храмом Василия Блаженного. Мощи его прославились многочисленными чудесами. Вериги (тяжелые цепи), которые он носил на своем теле, хранились в Московской Духовной Академии. Тропарь: Житие твое, Василие, неложное и чистота нескверна, Христа ради тело твое изнурил еси постом и бдением, и мразом и теплотою солнечною, и слотою (слякотью) и дождевным облаком, и просветися лице твое яко солнце: и ныне приходят к тебе российстии народы, цари же и князи и вси людие, прославляюще святое твое успение: тем Христа Бога моли, да избавит ны от варварского пленения и междоусобныя брани и мир мирови подаст и душам нашим велию милость. Праведная Нонна 18 авг. (5 авг. по церк.кал.) Святая Нонна родилась в конце 3-его века в христианской семье. Она вышла замуж за Григория, градоначальника и богатого владельца земель в Каппадокийсой области Малой Азии. Муж ее сначала был язычником, чтил верховного бога и поклонялся огню. У Нонны родилась дочь Горгония и сыновья Григорий и Кесарий. Она воспитала их в христианском духе и горячо молилась, чтобы и муж обратился к истине. Господь услышал ее молитвы: муж стал верить в Христа, крестился и всецело посвятил себя Церкви. Около 325-го года он стал пресвитером, а затем епископом города Назианза в Каппадокии. Тогда и праведная Нонна была посвящена в диакониссы, после чего она усердно занялась благотворительностью.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

14/27 июля. Служил литургию в храме Адриана и Наталии в Лосиноостровской. 19 июля/1 августа. Служил литургию в храме Василия Кесарийского на Тверской – Ямской. 20 июля/2 августа. День памяти пророка Илии. Служил литургию в храме Илии пророка на Воронцовом Поле. 21 июля/3 августа. Служил литургию в храме Троицы в Кожевниках. 22 июля/4 августа. Служил литургию в храме Ипатия Гангрского на Антиохийском подворье. 24 июля/6 августа. День памяти благоверных князей Бориса и Глеба. Служил литургию в храме Бориса и Глеба села Зюзино. 27 июля/9 августа. Служил литургию в Богоявленском монастыре. 28 июля/10 августа. Празднование Смоленской иконы Божией Матери. Служил литургию в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря. 31 июля/13 августа. Служил всенощную и выносил Крест в Донском монастыре. 1/14 августа. Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня. Начало Успенского поста. Служил литургию в храме Знамения Пресвятой Богородицы в селе Кунцево. 2/15 августа. День памяти блаженного Василия, Христа ради юродивого. Служил литургию в храме Василия Блаженного на Красной площади (Покровский собор на Рву). 4/17 августа. Служил литургию в храме Трифона мученика в Напрудной. 5/18 августа. Служил всенощную в храме Николая Чудотворца на Песках, на Арбате («Никола Пески»). 6/19 августа. Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Служил литургию в храме Спаса Преображения на Спасской и всенощную в Николо – Угрешском монастыре. 9/22 августа. Служил литургию в Николо – Угрешском монастыре. Епископ Сергий (Ларин) оставил воспоминания об этом дне: «В пятницу, 9 (22) августа 1924 года, в память святого апостола Матфея, в большом соборе Николо – Угрешского монастыря торжественную литургию совершал Святейший Патриарх Тихон в сослужении множества епископов. Весь обширный монастырь был заполнен богомольцами, прибывшими не только из окрестных сел и деревень, но в большом количестве из Москвы. Святейший, окончив благословение народа, которое он неизменно совершал после каждого своего богослужения, независимо от усталости и количества молящихся, исчислявшихся иногда тысячами, проследовал к митрополиту Макарию (Невскому) , своему предшественнику по Московской кафедре, проживавшему здесь на покое в отведенном ему маленьком домике, окруженном зеленью и цветами...

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010