Когда же, по Божьему усмотрению, настало время земному обратиться в землю, предсмертная болезнь объяла праведника, и в первый раз возлег он на одре. Услышав о его близком преставлении, царь Иоанн с супругой своей Анастасией и детьми Иоанном и Феодором пришли принять его благословение. Блаженный уже при последнем издыхании пророчески сказал царевичу Феодору: «Все прародителей твоих твоим будет и будешь им наследник». В это время необычайная радость осияла лицо блаженного Василия, ибо созерцал он пришествие к нему Ангелов Божиих, в руки которых предал праведную свою душу, а от тела святого распространилось чудное благовоние. Скончался святой 2 августа 1557 года в возрасте 88 лет, 72 из которых провел в подвиге юродства. Почти весь город собрался на погребение великого угодника Божия. Умилительное было зрелище: сам царь и князья несли тело его в церковь, а митрополит Московский Макарий (память 30 декабря/12 января) с сонмом духовенства совершил погребение святого. Тело его было положено у Троицкого храма, что на Рву, где в 1554 году был построен Покровский собор в память покорения Казани. Прославлен блаженный Василий Поместным церковным Собором 2 августа 1588 года по благословению Святейшего Патриарха Иова (память 5/18 апреля и 19 июня/2 июля). В Покровском соборе был устроен придел во имя святого Василия Блаженного. Еще до прославления ему была написана служба соловецким старцем Мисаилом. Много различных исцелений и чудес происходило у гроба блаженного Василия. Многие из них засвидетельствованы современниками. Православные москвичи с особенной духовной теплотой почитают память Василия Блаженного. В описании облика блаженного Василия имеются подробности: «Наг весь и в руке посошок». Почитание его было столь сильным, что Покровский собор и пристроенный к нему придел и доныне именуются храмом Василия Блаженного. Вериги святого Василия Блаженного хранятся в Московской духовной академии. Август 3 Антоний римлянин Новгородский чудотворец, преподобный Преподобный Антоний родился в 1067 году в Риме в семье знатных и состоятельных горожан, державшихся православного исповедания.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Или вот, о смирении. Однажды один благочестивый сапожник нес продавать новые сапоги и шагая по Москворецкому мосту, нечаянно «от людского затеснения» толкнул проходившего мимо Василия. Тот осерчал, выхватил у мастера сапоги, швырнул их в грязь и затоптал ногами. Сапожник же, по безгневию и кротости своей, как ни в чем не бывало, нисколько не огорчившись, вытащил сапоги из грязи, спустился к Москве – реке, чтобы вымыть их. И каково же было его изумление, когда он вдруг «обрете сапоги полны злата». А Василия и след простыл. Несмотря на лишения и невзгоды, испытанные при жизни, которая, он знал, «в руце Божией», блаженный Василий прожил, достигнув глубокой старости, 88 лет и скончался 2 (15) августа 1557 года. По преданию, незадолго до смерти Василия - на Кулишках, в доме боярыни вдовы Стефаниды Юрловой, которая привечала его - посетило царское семейство, при этом блаженный пророчески указал не на старшего, а на младшего сына Государя Феодора как будущего царя. Во время похорон Иоанн Грозный вместе с боярами нес гроб блаженного, отпевание его совершал митрополит Макарий с собором духовенства, т.е. его погребали, общим свидетельством, как великого святого и государственного человека, и это истинно так. Блаженный был похоронен близ алтаря Троицкого храма, что на рву, на месте которого полным ходом шло строительство нового Покровского собора, в память покорения Казани. Прославлен блаженный Василий Поместным Церковным Собором 2 августа 1588 г., по благословению святителя Иова, вскоре ставшего первым русским Патриархом. В том же году в Покровском соборе был устроен придел во имя святого Василия Блаженного, с отдельным входом. Ещё до прославления ему была написана служба соловецким старцем Мисаилом. Много различных исцелений и чудес происходило у гроба блаженного Василия, они засвидетельствованы современниками. Православные москвичи с особенной духовной теплотой почитали и почитают память Блаженного Василия. Интересно, что в соборе долгие годы хранилась царская казна – несмотря на то, что храм был за пределами надежных стен Кремля, защищающих от возможных воров. Однако государи больше верили покровительству блаженного Василия.

http://ruskline.ru/analitika/2022/08/14/...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Покровский собор. Чего мы не знаем о «Храме Василия Блаженного»? 9 мин., 11.07.2011 Это собор Василия Блаженного? Неправда. Это был главный храм Москвы? Неправда. Иван Грозный ослепил создателей храма? Неправда. Здесь в советское время был только музей? Неправда. А что же правда? 12 июля, в день первоверховных апостолов Петра и Павла, исполнится 450 лет знаменитому Покровскому собору на Красной площади. Больше известный под именем храма Василия Блаженного, со своими многокрасочными куполами и шатрами, он давно стал одним из национальных символов России. Религия, культура и история нашей страны сплелись в этом соборе в единое целое. Неслучайно о нем ходит много рассказов и легенд. Нередко «традиционные» мнения о знаменитом храме оказываются выдумкой. Ведь для многих собор — всего лишь праздничная картинка, своего рода визитная карточка Москвы или туристическая этикетка для иностранцев. Между тем подлинная история этого храма гораздо богаче и интереснее любых распространенных о нем заблуждений. Красная площадь во второй половине XVII века. Аполлинарий Васнецов. 1925 г. Как называется собор? Взять хотя бы название собора. В народе его называют храмом или собором Василия Блаженного. Страшной ошибки в этом нет. Но мало кто знает, что его первое и основное название — собор Покрова Пресвятой Богородицы «что на Рву». Храм Василия Блаженного — это, скорее, закрепившееся за ним «народное» название. Внутренняя галерея вокруг церкви Покрова Пресвятой Богородицы Покровский собор был возведен по обету Ивана Грозного, который он дал перед походом на Казань в 1552 году, и по благословению митрополита Макария. Завоевание Казанского ханства было важнейшим событием в истории России, и это его значение и было подчеркнуто возведением грандиозного собора. Еще одно ошибочное представление состоит в том, что собор — только один храм. Называют же его храмом Василия Блаженного, и точка. На самом деле в 1555–1561 годах на едином основании (подклете) были возведены девять церквей, пять из которых были затем освящены в память о Казанском походе. Как гласят исторические документы, основная часть собора была возведена к осени 1559 года. Тогда же прошло освящение всех его церквей, кроме центральной. И лишь полтора года спустя, 29 июня по старому календарю, был освящен весь собор. Этот день и считается датой завершения строительства храма.

http://foma.ru/pokrovskij-sobor-video.ht...

При соборе была устроена колокольня, стоявшая тогда отдельно от него, она была, судя по древним рисункам 5 , трехярусная и о трех верхах; теперешнюю же восьмиугольную пирамидальную форму она приняла в самом конце XVII или начале XVIII века. Вот каков был первоначальный вид Покровского собора. Теперешнее наименование собора: «Покровский и Василия Блаженного, что на Рву», установилось за ним не сразу и не скоро. Сначало он долгое время назывался «Троицею, что на Рву», «Троицею у Фроловских ворот», (в воспоминание о бывшей здесь Троицкой церкви), иногда «Троицким, что на Рву (или что у Фроловских ворот) и Покровским». Назывался и «Иерусалимским» (по своему Входо-Иерусалимскому приделу; по Иерусалимскому ходу, – торжественному шествии на осле в этот придел в Вербное Воскресенье (о чем см. ниже) и по некоторому сходству с Иерусалимским храмом Воскресения). Впрочем, «Иерусалимским» его называли больше иностранцы в XVII в. Название «Троицкого» сохранялось за собором даже в первой половине XVIII в. Затем оно исчезает и за собором утверждается уже теперешнее наименоваше «Покровского и Василия Блаженного на Рву». Но и это наименование употребляется как оффициальное, в деловых бумагах, – в просторечии же собор известен более под именем храма Василия Блаженного (Прибавка: «что на Рву» дана была потому, что собор, как уже упомянуто выше, был построен близ рва, окружавшого тогда Кремль). Вскоре пошли и изменения в соборном здании: в 1588 году Бог «проявил угодника своего блаженного Василия» Христа ради юродивого (погребенного близ Троицкого придела собора), «и были от гроба его чудеса великие 6 ». Тогда по повелению сына Грозного, царя Федора Иоанновича над тем местом, где было погребено тело блаженного, воздвигли храм во имя этого угодника (Его житие см. ниже). Новый храм был примкнут к северо-восточной части нижнего этажа собора, при чем арки, соединявшие нижние этажи приделов: Троицкого и св. Трех Патриархов (теперешнего Григориевского) были разобраны и покоившаяся на этих арках часть верхней площадки, примыкавшае к северной стороне Троицкого и восточной (теперешнего) Григориевского приделов, была уничтожена, так что здесь в верхнем этаже собора остался только узкий проход круговой галереи.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

ЗАВЕТ.RU - ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ Русская Православная Церковь чтит память Святого Блаженного Василия, Московского чудотворца 15.08.2002 15 августа Русская Православная Церковь чтит память Святого Блаженного Василия, Московского чудотворца, который скончался 15 августа (по новому стилю) в 1557 году. В этот день Патриарх Алексий II совершит Божественную литургию в Покровском соборе на Красной площади, который именуется также храмом Василия Блаженного. Как известно, Покровский собор был пристроен к " Троицкой церкви на рву " в ознаменование победы над Казанским ханством. В 1555-61 годах над возведением собора трудились зодчие Барма и Посник. У Троицкой церкви было погребено тело Василия Блаженного. В 1588 году над могилой этого широко почитаемого в народе юродивого к ансамблю Покровского собора был пристроен придел Василия Блаженного, давший собору его второе название. И по сей день мощи святого покоятся на этом месте. Согласно церковному преданию, Василий Блаженный родился в декабре 1468 года на паперти подмосковного Елоховского храма в честь Владимирской иконы Божией Матери. Родители отдали его в учение сапожному ремеслу. Как-то один купец заказал в мастерской, где учился Василий, сапоги - такие, чтобы за год не сносить. В ответ Василий, прослезившись, сказал: " Сошьем тебе такие, что и не износишь их " . А недоуменному мастеру ученик пояснил, что заказчик не обует сапоги - вскоре умрет. Через несколько дней пророчество сбылось. В 16 лет Василий пришел в Москву и начал трудный подвиг юродства. В лютый мороз и палящий зной он ходил нагим и босым по московским улицам, обличая неправду, совершая странные для окружающих поступки - то опрокинет лоток с калачами, то прольет кувшин с квасом - и терпя за это побои. Но потом оказывалось, что и калачи испечены дурно, и квас негоден. Легендарной стала история о том, как юродивый Василий упрекнул самого Ивана Грозного в том, что во время богослужения царь был занят мыслями о постройке дворца на Воробьевых горах. Много чудес совершал святой Василий. Проповедуя милосердие, помогал тем, кто стыдился просить милостыню. За ним была и слава предсказателя будущего. В 1547 году он предсказал великий пожар Москвы. Молитвой святой угасил пожар в Новгороде. Василий Блаженный был канонизирован Церковным Собором 2 августа (15 августа по новому стилю) 1588 года, сообщает РИА-новости. Nopmaл-credo [ главная библиотека новости родителям ] Copyright © Zavet.Ru Православное чтение, 2001-18 г.

http://zavet.ru/news/0208/n15-4.htm

Собор стал местом многолюдного и неиссякаемого паломничества к «святоцелительному гробу» святого Василия. В отличие от церквей Покровского собора, где службы совершались в дни двунадесятых и престольных праздников, в церкви св. Василия Блаженного служба была ежедневной. Это послужило причиной появления народного названия Покровского собора — «Храм св. Василия Блаженного». Возле храма «на Рву» был погребен, согласно его завещанию, и другой юродивый — Иоанн, по прозвищу Большой Колпак (3 июля 1589 г. — преставление, 12 июня 1672 г. — обретение мощей). Во второй половине XVI-XVII вв. Покровский собор являлся смысловым центром празднования Входа Господня в Иерусалим: к нему из Успенского собора Кремля направлялась торжественная церковная процессия во главе с царем и Патриархом, носившая название «шествие на осляти». На протяжении четырех с половиной столетий Покровский собор был свидетелем всех значительных событий русской истории: рядом с ним проходили коронационные процессии и торжественные крестные ходы, объявлялись государственные указы и составлялись прошения, вокруг него кипела городская жизнь. В 1913-1918 гг. должность протоиерея Покровского собора занимал священномученик Иоанн Восторгов . Как памятник национального и мирового значения Покровский собор стал одним из первых взят под охрану государством согласно декрету от 5 октября 1918 года. В конце 1919 года в Покровском соборе службы были прекращены, но в церкви Василия Блаженного они продолжались до 1928 года. В 1923 году открылся историко-архитектурный музей «Покровский собор» (с 1928 года — филиал Государственного Исторического музея). Церковная жизнь вернулась в Покровский собор в 1990 году, в престольный праздник, когда 13 октября, после 70 лет перерыва, отслужили всенощную, а 14 октября Божественную литургию совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Указом Президента РСФСР от 18 ноября 1991 года Русской Православной Церкви было разрешено проведение регулярных богослужений в кремлевских соборах и соборе Василия Блаженного. В соответствии с этим указом между Министерством культуры Российской Федерации и Московской Патриархией в ноябре 1992 года было заключено Соглашение «Об использовании храмов Московского Кремля и храма Покрова на рву (собор Василия Блаженного) на Красной площади в Москве», обязательства по которому неукоснительно выполняются всеми сторонами и участниками соглашения — Минкультуры России, Московской Патриархией, Музеями Московского Кремля и Государственным Историческим музеем.

http://azbyka.ru/palomnik/Собор_Василия_...

Со времени нахождения в соборе мощей мученика, в 1918-1919 гг. о. Иоанн Кузнецов и настоятель о. Иоанн Андреевич Ковалевский служили молебны у его мощей, хотя впоследствии на допросе отрицали это. о. Иоанн обвинялся еще и в том, что не внес ни в одну из описей имущества собора находившуюся в нем раку с мощами мч. младенца Гавриила. На суде о. Иоанн Кузнецов и настоятель собора протоиерей Иван Андреевич Ковалевский утверждали, что " мощи блаженных Василия и Иоанна сгорели в 1572 г. при нашествии на Москву Девлет-Гирея " , стараясь тем самым оградить святыни от поругания. Из протокола допроса: " - Никогда я не учил сторожей рассказывать, что отрока Гавриила убили, якобы, евреи. Такую сомнительную агитацию я считал не приличною для христиан. Еще апостол Павел сказал: " Озлобление евреев временное " . Как же можно агитировать против евреев, когда они первые попадут в Царствие Божие?... - А вы читали надпись на этом ящике [на раке с мощами]? - Никогда. Молебнов не служил. Не интересовался. Я более интересуюсь нашими мощами, Василием и Иоанном Блаженными... - Почему же вы не показали в описи при принятии в пользование собора и богослужебных предметов об этих мощах Гавриила? - Разве это археология? Ведь мы в опись не включали ни раки Василия Блаженного, ни раки Иоанна Блаженного. - По просьбе обвинителя, Народный Суд удостоверяет, что в описях принятия собора на хранение от Советской власти, вопреки показаниям И.И. Кузнецова, значатся... и рака Василия и Иоанна Блаженного, и даже особый ковчежец с мощами. Почему вы не ликвидировали ящик Гавриила при Советской власти? - Думали, что это постепенно ликвидируется... - А у вас в соборе имеются мощи Василия и Иоанна Блаженного? - Мощи, по-видимому, сожжены! А что там под спудом - Бог знает. Мощи почитаются - поскольку они будят хорошее чувство, хорошие дела любви... " . Из обвинительного заключения: " Кузнецов, имея поручение от Отдела по делам музеев и охраны памятников искусства и старины Наркомпроса хранить принадлежащий всему русскому трудовому народу Собор Василия Блаженного как один из самых замечательных памятников русского зодчества,... нарушил доверие Советской власти. Роль Кузнецова морально хуже всех. Он нарушил оказанное ему, как советскому служащему и археологу, доверие, и он чувствует всю глубину своей вины и признал это перед судом " .

http://drevo-info.ru/articles/13681152.h...

Высота храма составляет 65 метров. Внтуреннее убранство Собор состоит из храмов, престолы которых освящены в честь праздников, приходившихся на дни решающих боёв за Казань . Все эти восемь церквей (четыре осевые, четыре поменьше между ними) увенчаны луковичными главами и сгруппированы вокруг возвышающейся над ними девятой столпообразной церкви в честь Покрова Божией Матери, завершённой шатром с маленькой главкой. Все девять церквей объединены общим основанием, обходной (первоначально открытой) галереей и внутренними сводчатыми переходами. В 1588 году с северо-востока к собору был пристроен десятый придел, освящённый в честь Василия Блаженного (1469—1552), мощи которого находились на месте постройки собора. Название этого придела дало собору второе, обиходное название. К приделу Василия Блаженного примыкает придел Рождества Пресвятой Богородицы, в котором в 1589 году был погребён блаженный Иоанн Московский (вначале придел был освящён в честь Ризположения, но в 1680 году переосвящён как Рождество-Богородицкий). В 1672 году в нём состоялась обретение мощей Иоанна Блаженного, а в 1916 году он был переосвящён во имя блаженного Иоанна, московского чудотворца. В 1670-х годах построена шатровая колокольня. Куполов всего одиннадцать, из них девять куполов над храмом (по числу престолов). Ещё два купола расположены над приделом Василия Блаженного и над колокольней. Собор неоднократно реставрировался. В XVII веке были добавлены асимметричные пристройки, шатры над крыльцами, затейливая декоративная обработка глав (первоначально они были золотыми), орнаментальная роспись снаружи и внутри (первоначально сам собор был белый). В главной, Покровской, церкви стоит иконостас из разобранной в 1770 году кремлёвской церкви Черниговских чудотворцев, а в приделе Входа во Иерусалим находится иконостас из разобранного в то же время Александровского собора. Первый этаж [ править править код ] Подклет [ править править код ] В Покровском соборе отсутствуют подвальные помещения. Церкви и галереи стоят на едином основании — подклете, состоящем из нескольких помещений. Прочные кирпичные стены подклета (до 3 м в толщину) перекрыты сводами. Высота помещений — около 6,5 м.

http://azbyka.ru/palomnik/Собор_Василия_...

Церковь Трех Патриархов в ансамбле собора Василия Блаженного открылась после реставрации 11 июня 2008 г. 14:20 Церковь Трех Патриархов Константинопольских Александра, Иоанна и Павла в Покровском соборе на Рву (храме Василия Блаженного) открылась после реставрации 10 июня. Храм интересен оригинальной системой перекрытия с широким куполом, в котором расположена фреска «Спас Нерукотворный». Прежде чем перерезать ленточку у входа в отреставрированный храм, директор Государственного исторического музея (ГИМ) Александр Шкурко рассказал, что реставрация этого одного из четырех малых приделов собора продолжалась почти год. Вот уже шесть лет ГИМ, филиалом которого является храм Василия Блаженного, осуществляет реставрацию уже отреставрированы фасады собора, и последние два года осуществляется реставрация интерьера, внутренних церквей и галерей. «Сегодня мы открываем еще одну церковь в ансамбле Покровского собора, и делаем это в канун большого праздника Дня России, отметил А. Шкурко. Мы вносим существенную частицу в этот праздник сегодня». Он напомнил также о том, что 10 июня заканчивается конкурс «7 чудес России», и выразил надежду, что храм Василия Блаженного обязательно окажется в числе победителей как «самые первый, самый символический памятник России». Александр Потемкин, директор Московской Межбанковской валютной биржи, оказавшей помощь в реставрации, отметил, что Покровский собор «это сложное сочетание европейского, византийского и азиатского». Храм Трех Патриархов это уникальная церковь, в которой много «не только красоты, но и истории» как и все церкви ансамбля, она посвящена одному из событий в штурме Казани, в данном случае победе над конницей хана Япанчи. Молебен в открывшемся храме совершил настоятель Патриаршего подворья храмов в Зарядье в Китай-городе священник Вячеслав Шестаков, напомнивший о том, что церковь это «не только памятник истории и культуры», но и памятник «любви человека к Богу». Главный архитектор проекта Татьяна Никитина рассказала журналистам, что самое сложное в работе было реставрация иконостаса. В частности, был восполнена нижняя часть иконостаса, так как после восстановления первоначального уровня пола иконостас оказался «повисшим в воздухе». В ходе работы было важно уйти от прежних техник реставрации, «от ошибок наших предшественников», избегать практики «новодела». В процессе реставрации также были убраны деревянные решетки, которые преграждали путь посетителям, и установлены стеклянные двери.

http://patriarchia.ru/db/text/420445.htm...

12 июля отмечается 450-летие собора Покрова-на-рву на Красной площади в Москве, более известного как храм Василия Блаженного. 12 июля (29 июня по старому стилю) 1561 года был освящен центральный придел храма. 12 июля отмечается 450-летие собора Покрова-на-рву на Красной площади в Москве, более известного как храм Василия Блаженного. 12 июля (29 июня по старому стилю) 1561 года был освящен центральный придел храма. Божественную литургию в Покровском соборе сегодня возглавил Святейший Патриарх Кирилл. Также в храме пройдут бесплатные экскурсии, которые будут проводиться каждые полчаса. Сегодня же в соборе  откроется новая выставка «Московские юродивые эпохи средневековья в истории Покровского собора и Варварского крестца». На ней будут представлены уникальные экспонаты, среди которых — первый покров на раку Василий Блаженного, сшитый в мастерских Ирины Годуновой в 1589 году. Впервые за 90 лет будет экспонироваться большемерная икона XVIII века «Спас Нерукотворный с предстоящими Максимом Блаженным и Максимом Исповедником». В соборе сегодня откроется еще одна выставка: «Покровский собор в объективе фотокамеры», на которой будут представлены работы фотохудожника Государственного исторического музея, филиалом которого храм является с 1928 года, Георгия Сапожникова. Завершится праздник выступлением профессиональных звонарей Московского Кремля на колокольне Покровского собора, где находится одно из лучших в столице собраний колоколов XVI-XX веков. Существует несколько предположений об истории собора. Основная версия гласит, что в 1552 году после возвращения из Казанского похода по приказу царя Ивана Грозного на месте будущего храма Василия Блаженного была построена деревянная церковь Живоначальной Троицы с семью приделами. По совету святителя Московского Макария здесь стали строить каменную Покровскую церковь. Сначала был построен деревянный храм, но через полгода его разобрали и начали строить каменный. Строительство велось 6 лет в теплое время года. Архитекторы — Барма и Постник. Название «Покрова-на-рву» связано с тем, что вдоль Кремлевской стены в то время шел оборонительный ров. В 1813 году он был засыпан.

http://pravmir.ru/xramu-vasiliya-blazhen...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010