Блаж. княгиня Анна Дмитриевна, дочь князя Димитрия Борисовича Ростовского, сочеталась браком с князем Михаилом Ярославичем Тверсим в 1294 году. После страдальческой кончины супруга, она приняла пострижение с именем СОфии в Тверском Софийском монастыре и пребывала то в Твери, то в Кашине, уделе меньшего сына своего Василия, до блаженной своей кончины, последовавшей 2 сентября 1338 года. В XVII веке, по воле царя Алексия и патриарха Иоасафа, мощи княгини-инокини, обретенные нетленными, перенесены митрополитом Ростовским Варлаамом из Кашинской Успенской церкви в соборный храм того же города. А в 1677 году, по желанию царя Феодора, патриарх Иоаким посылал в Кашин духовных лиц, для освидетельствования мощей и исследования записанных чудес; за тем, вместе с бывшими в Москве архиереями и другими властями, сравнивал житие блаженной княгини, написанное попом Василием и дьячком Никифором Варлаамовым, с летописями и нашел много несогласий. Чудеса, приписанные к житию, оказались сомнительными и самое нетление мощей и одежд при осмотре не подтвердилось. А потому присутствовавшие на Соборе святители решили отложить сопричисление блаженной Анна к лику святых «до подлиннаго извещения, егда аще впредь Бог объявит и утвердит». Вследствие того рака благоверной княгини запечатана, иконы ее, служба и житие отобраны и спрятаны архиепископом Тверским, пение молебнов воспрещено, храм, созданный во имя ее в Кашине, освящен вновь во имя всех святых. Соборное деяние о блаж. княгине Анне находится в Моск. Синод. библиотеке (Сборник 684, л. 381–415), а верный список в библ. Ундольского 1212). Житие Анны Кашинской, по замечанию В.О. Ключевского , «скорее можно назвать реторическим упражнением в библиографии. На первом листе Синодальной рукописи, почерком XVII века, записано, что в 186 году патриарх Иоаким сей книге – лживое списание о Анне Кашинской, сложение Кашинскаго попа с причетники и своими сродники, указал быти в своей ризной казне впредь для спору» (Ключевский, 340, 341). Мощи почивают под спудом в Воскресенском соборе г. Кашина. Память ее местно чтится 2 октября.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

В Пюхтицком Успенском монастыре прошли торжества по случаю дня памяти св. блж. Екатерины Пюхтицкой 7 мая 2018 г. 14:53 5 мая 2018 года в Пюхтицком Успенском ставропигиальном женском монастыре в Эстонии впервые праздновалась память святой блаженной Екатерины Пюхтицкой, прославление которой состоялось 20 марта с.г. Накануне в Успенском соборе обители было отслужено всенощное бдение с литией. Божественную литургию в Успенском соборе совершили епископ Нарвский и Причудский Лазарь и епископ Маардуский Сергий в сослужении клириков Пюхтицкой обители и духовенства Эстонской Православной Церкви . За богослужением молились настоятельница монастыря игумения Филарета (Калачева) с сестрами обители, почетные гости, многочисленные паломники и прихожане. По окончании Литургии духовенство и молящиеся прошли крестным ходом с образом святой блаженной Екатерины Пюхтицкой, было совершено славление святой. С проповедью к собравшимся обратился епископ Нарвский Лазарь. Праздник завершился трапезой, во время которой читалось житие святой блаженной Екатерины. О жизни старицы, ее роли в судьбе монастыря и значении ее подвига для насельниц обители собравшимся рассказали епископ Лазарь, епископ Сергий, настоятель Никольского храма в Таллине протоиерей Олег Врона, клирик обители протоиерей Вячеслав Карягин и игумения Филарета (Калачева). Участники праздника также получили в подарок от сестер обители подготовленную монастырским издательством книгу «Пюхтицкая обитель и ее блаженная старица Екатерина» и образок святой. Екатерина Малков-Панина родилась 15 мая 1889 года в Финляндии, в крепости Свеаборг, в семье военного инженера Василия Васильевича Малков-Панина. В семье было шестеро детей. С ранних лет будущая святая отличалась добротой и отзывчивостью, любила посещать святую обитель, находящуюся недалеко от их усадьбы. До 1900 года семья проживала в Гельсингфорсе (Хельсинки), затем переехала в Гатчину. В начале ХХ века Екатерина училась на естественном факультете Бестужевских курсов, по окончании которых в 1912-1913 годах работала в Энтомологическом обществе. В 1914 году Екатерина поступила на курсы сестер милосердия и одновременно стала работать в бесплатных городских больницах, позже трудилась в тыловом госпитале, затем перевелась в летучий отряд Георгиевской общины: сестры милосердия этого отряда оказывали помощь раненным бойцам, которых выносили с поля боя.

http://patriarchia.ru/db/text/5191380.ht...

Неподалёку от гробницы святого Василия Блаженного находится и другая гробница святого Иоанна Христа ради юродивого. Он, Иоанн Юродивый родился в Вологде. Он с юных лет начал проводил духовную жизнь, и для более строгой подвижнической жизни, надел на себя железные вериги и юродствовал в Москве. Царь Борис Годунов всегда чтил Блаженного Иоанна за его подвиги и благочестие. Святой Иоанн юродивый скончался в 1599 году и погребён был в Покровском соборе, в приделе Рождества Богородицы, где святые мощи его почивают под спудом. Во времена Всероссийских патриархов, в Покровскому собору совершался в неделю Ваий обряд шествия патриарха на осляти, напоминающий собой шествие Иисуса Христа во Иерусалим на вольное страдание и смерть. Шествие на осляти начиналось от Успенского собора, в сопровождении самого царя, бояр и народа, с ветвями Ваий. В этот собор каждодневно первого октября, совершался крестный ход из Успенского собора, в честь Псково-Покровской иконы Божией Матери. В воспоминание избавления города Пскова от нашествия поляков, бывшего в 1581 году, помощью и заступлением Богоматери, и в память победы над турками и татарами, после войны с ними, бывшей с 1726 по 1740 год 81 . Казанский собор (Близ Кремля на Никольской улице) Казанский собор построен был в 1630 году, в честь чудотворной Казанской иконы Божией Матери, помощью которой совершилось чудесное избавление Москвы и всего русского царства от нашествия поляков. Здесь находится и чудотворная икона Божией Матери, которая составляет главную святыню Казанского собора. В 1579 году в городе Казани в одном благочестивом семействе явилась Божия Матерь, одной девице, которой повелевала дабы взяли икону Её из недр земли и указала место, где она была сокрыта. «Я видела во сне, говорила девица, икону Божией Матери, от которой исходило ужасное пламя, устремлявшееся на меня, и слышала голос говорящий: если ты не поведаешь глаголов Моих, то погибнешь». Когда стали копать землю на указанном месте, то обрели святую икону, как бы новоначертанную. Тогдашний архиепископ Казанский Иеремия со всем духовенством и народом совершил крестный ход к чудотворной иконе, и с великой честью препроводили её в ближний храм святого Николая. Когда сия новоявленная икона сделалась известной в городе, то все благочестивые христиане стали стекаться к этому новому источнику благодати; день и ночь совершались молебствия пред чудотворной иконой Богоматери, причём следовал ряд чудотворений.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Святитель Амфилохий оказывал помощь Василию Великому в решении богословских вопросов. Одна из волнующих проблем того времени заключалась в создании тринитарного учения, которое бы могло выразить единство Святой Троицы, и в частности единство Святого Духа с Отцом и Сыном. Василий Великий посвятил этой теме трактат «О Святом Духе», составленный в 375 году 53 . По инициативе архиепископа Василия Кесарийского 54 в конце 376 года святитель Амфилохий организовал в Иконии Собор, на котором обсуждался вопрос о Божестве Святого Духа. На Соборе ожидалось прибытие самого Василия Великого , но он не смог приехать по болезни и прислал книгу «О Святом Духе», в которой изложил свою позицию по данному вопросу 55 . Собор под председательством святителя Амфилохия Иконийского составил послание 56 епископам соседней епархии. Это послание носит ярко выраженный антиарианский характер и осуждает тех, кто не исповедует Святого Духа равночестным с Отцом и Сыном 57 . В церковно-политической жизни святитель Амфилохий, без сомнения, поддерживал Василия Великого и содействовал ему в достижении единства между различными богословскими партиями, которые существовали в Церкви в то время. После смерти Василия Великого в 379 году он уже самостоятельно продолжал курс на достижение церковного единства. Второй Вселенский Собор явился окончательной победой каппадокийцев над арианством. О присутствии на Соборе святого Амфилохия сообщает блаженный Феодорит Кирский 58 . Конкретно же о его участии в работе Собора сохранилось лишь одно сообщение: в эдикте императора Феодосия от 30 июля 381 года святителю Амфилохию Иконийскому поручалась важная миссия – наблюдение за чистотой Православия епископов Малой Азии 59 . В связи со Вторым Вселенским Собором можно также упомянуть сообщение блаженного Иеронима Стридонского о том, что «Амфилохий, епископ Иконийский, читал... [ему] книгу о Святом Духе, в которой доказывает, что Дух Святой – Бог и достопоклоняем и всемогущ» 60 . Успешная деятельность Константинопольского Собора 381 года во многом была подготовлена предшествующими Соборами, в частности Александрийским Собором 362 года 61 , который явился своего рода отправной точкой в развитии учения о Святом Духе 62 , и Иконийским Собором 376 года, укрепившим учение святителя Василия Великого о Святом Духе.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Ikon...

Василия. Мы находим не лишним ознакомить наших читателей с письмами св. Василия, касающимися этого предмета, чтобы дать понятие о том, каково было кесарийское духовенство и каких пресвитеров св. Василий признавал достойными епископского сана. Епископ Иннокентий, чувствуя приближение к смерти, просил св. Василия принять на себя попечение о его Церкви или прислать ему какого-либо пресвитера, который бы достоин был быть его преемником. Св. Василий в ответ на его письмо писал: «сколько рад я был, получив письмо любви твоей, столько же опечалился, что наложил ты на меня бремя заботы, превышающей силы мои. Ибо как буду в состоянии из такого отдаления с успехом распорядиться таким множеством дел? Пока Церковь имеет еще вас, она покоится как бы на собственных своих опорах. А если Господь устроить что-нибудь о вашей жизни, то кого равночестного вам здесь могу послать для попечения о братии? Чего требовал ты в письме, это дело прекрасное и благоразумное: желаешь при жизни знать, кто будет по тебе управлять избранным стадом Господним; и блаженный Моисей желал знать это и узнал. Но поскольку город велик и знатен и труд твой пресловут у многих, времена же трудные по причине непрестанных бурь и волнений, воздвигающихся на Церковь , потребен кормчий сильный: то почел я небезопасным для души своей распорядиться сим делом неосмотрительно, особливо припоминая писанное тобою, что станешь против меня перед Господом и будешь судиться со мною за нерадение о Церквах. Итак, чтобы не вступить с тобою в суд и лучше найти в тебе сообщника к оправданию моему перед Христом, обозрев весь сонм градских пресвитеров, избрал я честнейший сосуд, воспитанника блаженного Гермогена, который на великом Соборе написал великое и непререкаемое исповедание веры, много уже лет пресвитерствующего в церкви, постоянного нравом, сведущего в церковных правилах, строгого в вере, доныне пребывающего в воздержании и подвижничестве, хотя непрерывность суровой его жизни измождила уже тело его, человека бедного, у которого нет никаких прибытков в этом мире, почему и хлеба не имеет в достатке, но трудами рук вместе с братиями с ним живущими, добывает пропитание.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

В этом своем церковно-общественном служении Василий Васильевич оставался, конечно, верен вполне своему строго-научному долгу. Каждый церковно-общественный вопрос, по которому он призывался высказать свое компетентное суждение, становился, так сказать, темой для особой специальной диссертации его. В оставшихся после смерти его портфелях, в проходившей через его руки официальной переписке по тем и другим церковно-общественным вопросам находится, несомненно, богатый запас и чисто-научного характера. Весь жизненный путь Василия Васильевича был путь науки, – чистый, светлый путь чистой, возвышающей душу, науки. Его жизнь, это – жизнь не аскета, ищущего в ученом труде противовеса земным вожделениям, а мыслителя, в святом увлечении высшей истиной забывшего все земное. Нашей Академии выпало истинное счастье, что эта жизнь протекла, что этот путь пройден под ее сенью... К великому горю Академии, путь научной жизни Василия Васильевича прервался на половине. До итогов жизни было еще так далеко, что почивший не успел даже, для всех ясно, формулировать своих конечных целей научных! Но и на полпути своем Василий Васильевич сделал для пауки столько, сколько редкому научному деятелю удается сделать и во весь, даже очень длинный, жизненный путь. Для Академии имя Василия Васильевича Болотова , нежданно сошедшего в могилу в самом расцвете сил, останется навсегда именем ее славы, – светлым, оживляющим, возбуждающим высшие научные порывы воспоминанием о былом торжестве в ее стенах творческой научной идеи. Проф. П. Жукович. Перечень статей В. В. Болотова, помещенных в академических журналах 3 А. В «Христианском Чтении». 1 . Троякое понимание учения Оригена о Святой Троице. Речь пред публичною защитою магистерской диссертации: «Учение Оригена о Св. Троице», 28 октября 1879 г. Хр. Чтение 1880, 1–2 (стр. 68–76). 2 . К истории внешнего состояния константинопольской Церкви под игом турецким. 1882, 1–2 (стр. 138–172) 9–10 (стр. 353–384). 3 . Бесспорные преимущества православной кафолической Церкви пред всеми другими христианскими исповеданиями, доктора Овербека, перевод В. В. Болотова , с примечаниями. 1882, 5–6 (стр. 776–798); 7–8 (176–207); 9–10 (385–413); 1883, 1–2 (56–114); 3–4 (407–445). 4 .  Из церковной истории Египта . Ревилью и его uздahuя. I. Pacckaзы Диоскора о Халкидонском соборе. В примечаниях: церковно-исторические очерки и наброски. 1884, 11–12 (стр. 581–625); 1885, 1–2 (9–94). В отдельных оттисках: выпуск первый, 131 стр. 4 II. Жumue блаженного Афу, епископа пемджеского. 1886, 3–4 (стр. 334–377). В отдельных оттисках: выпуск второй, 138–177 стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

В день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла Предстоятель Русской Церкви совершил Божественную литургию в Покровском соборе на Красной площади 12 июля 2011 г. 18:55 12 июля 2011 года, в праздник славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в центральной церкви Покровского собора на Красной площади (храма Василия Блаженного). В этот день отмечается 450-летие со дня освящения Покровского собора — 12 июля 1561 года освящением центральной церкви собора во имя Покрова Богородицы ознаменовалось завершение его строительства. Его Святейшеству сослужили: архиепископ Истринский Арсений ; наместник Новоспасского монастыря епископ Воскресенский Савва ; секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве протоиерей Владимир Диваков ; благочинный Покровского округа г. Москвы протоиерей Геннадий Нефедов ; настоятель Казанского собора на Красной площади протоиерей Николай Иноземцев ; ризничий соборов Кремля и Покровского собора на Красной площади протоиерей Вячеслав Шестаков; столичное духовенство. За богослужением пел хор Знаменского собора бывшего Знаменского монастыря (регент А.Н. Мельников). Среди молившихся были директор Государственного исторического музея А.К. Левыкин, директор филиала ГИМ «Покровский собор» Т.Г. Сарачева, председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда , кинорежиссер Н.С. Михалков, заместитель генерального директора Музеев Кремля А.Л. Баталов, сотрудники ГИМ, представители благотворительного фонда «Транссоюз» и другие благотворители, участвующие в реставрации Покровского собора. За Божественной литургией Святейший Патриарх Кирилл молился об упокоении душ погибших  на Волге пассажиров теплохода «Булгария». По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви совершил молитвенное поминовение погибших в кораблекрушении, а затем славление Первоверховных апостолов. Затем Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся с Первосвятительским словом . Святейший Владыка и прибывший в собор заместитель председателя Правительства РФ А.Д. Жуков посетили нижнюю церковь в честь Василия Блаженного, где Предстоятель поклонился честным мощам блаженного подвижника. В сопровождении А.К. Левыкина, Т.Г. Сарачевой, сотрудников музея и благотворителей Святейший Патриарх Кирилл и А.Д. Жуков ознакомились с новой экспозицией икон «Московские юродивые в истории Покровского собора и Варварского крестца», посвященной юбилею Покровского собора. Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву (историческая справка) Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1575189.ht...

и свт. Филиппа, митр. Московского. Переосвящение во имя названных святых состоялось 17 янв. 1916 г. Имя И. вошло в Собор Вологодских святых (1841), в Соборы Ростово-Ярославских и Московских святых, празднование к-рым было установлено в 1964 и 2001 гг. Ист.: Описание о российских святых. 189; Флетчер Дж. О государстве Русском, или Образ правления русского царя. СПб., 1906. С. 126-127; Кузнецов И. И., прот. Святые блаженные Василий и Иоанн, Христа ради Московские чудотворцы. М., 1910. С. 401-494. (ЗМИАИ; 8). Лит.: Карамзин. ИГР. Т. 10. С. 283-284. Примеч. С. 149; Белянкин Л. Е. Ист. записки и сведения о Покровском и св. Василия Блаженного соборе в столичном граде Москве. М., 1847. С. 17, 55; Филарет (Гумилевский). РСв. Июль. С. 37; СИСПРЦ. С. 119-120; Ключевский. Древнерус. жития. С. 330; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. Ч. 1. С. 199; Барсуков. Источники агиографии. С. 246-247; Леонид (Кавелин). Св. Русь. 1891. С. 138, 139; Барбарин В. Ф., свящ. Жизнь и чудеса св. блаженных Василия и Иоанна, Христа ради юродивых, Московских чудотворцев. М., 1894. С. 25-32; Ковалевский И., свящ. Святые блаженные Василий и Иоанн, Христа ради юродивые, Московские чудотворцы. М., 1894. С. 30-34; Кузнецов И. И., прот. Московский Покровский и св. блж., что на Рву, Василия собор: Святые блаженные Василий и Иоанн, Христа ради юродивые, Московские чудотворцы, в сем соборе почивающие; Спасские ворота. Лобное место. М., 1895. С. 76-82; он же. «Чюдо сдеялось Божьим Промыслом...»//ЧОИДР. 1896. Кн. 2. Отд. 5. С. 6; ПБЭ. Т. 6. Стб. 889-890; Макарий. История РЦ. Кн. 6. С. 390; Каган М. Д. Житие Иоанна, Московского юродивого, по прозвищу Большой Колпак//СККДР. Вып. 3. Ч. 1. С. 355-359. К. Ю. Ерусалимский Иконография Изображения И. распространены значительно меньше, чем образы его более известных предшественников - блаженных Василия, Максима и Исидора Московских, однако занимают особое место в иконографии рус. юродивых. Это обусловлено редкой индивидуальностью облика И., к-рую воспроизводят все его изображения, восходящие к прототипам, созданным едва ли не сразу после кончины святого (1589) и отражающим впечатления современников.

http://pravenc.ru/text/469402.html

Тем не менее регулярные богослужения в Покровском соборе проводятся уже десять лет по воскресеньям — в нижнем храме в честь Василия Блаженного. По словам директора ГИМ, в течение трех лет в Покровском соборе будут отреставрированы еще четыре церкви. «Мы рассчитываем в течение трех лет завершить реставрацию оставшихся здесь четырех церквей, не тронутых реставрационными работами», — сказал Шкурко. Он также отметил, что начата также «вычинка» полов, поверхность которых с течением времени стала волнистой. Кроме того, по его словам, необходимо восстанавливать живопись в галереях собора. «Мы должны также продумать систему освещения и установить современную систему безопасности», — добавил Шкурко. В 1555 году, когда строился собор, крестным ходом по рекам России из Вятки в Москву был принесен чудотворный образ святителя Николая, именуемый по названию местной реки Великой «Николой Великорецким». Это событие и определило посвящение престола южной церкви будущего собора Николаю Чудотворцу. Эта церковь является одной из четырех так называемых «больших приделов» собора и представляют собой столп из двух восьмериков, завершенных купольным сводом. Впервые церковь была расписана в 1786 году. Росписи нижних ярусов подробно иллюстрируют рассказ Никоновской летописи о принесении иконы Николая Великорецкого в Москву. Венчает церковное убранство изображение благословляющего Спасителя в своде. Пятиярусный деревянный позолоченный иконостас создан русскими мастерами в 1786 году. Основа иконостаса украшена особой резьбой по дереву, тонким лепным цветочным орнаментом, изысканной гравировкой и тиснением по левкасу. Реставраторы вернули стенной росписи и 28 иконам иконостаса былую яркость. Сотрудничество ГИМ, Московского научно-реставрационного художественного управления и руководства ММВБ продолжается, благодаря чему подходит к завершению работа по реставрации большой (3,5 на 2,5 метра) иконы «Покров с предстоящими Василием и Иоанном Блаженными», украшающий стену Покровского собора снаружи, а также начато восстановление интерьеров церкви «Трех патриархов», которую планируется завершить через год.

http://patriarchia.ru/db/text/262415.htm...

После досрочного освобождения в 1936 году ему запретили селиться ближе 101-го километра от Москвы, поэтому Барановский поступил на работу в Александровский музей и занялся памятниками Александровской слободы, консультировал реставраторов в Троице-Сергиевой лавре. Ежедневно в 17.30 он был обязан отмечаться у уполномоченного в Александрове, но рискуя свободой, все-таки с первой электричкой выезжал в Москву, чтобы тайком фотографировать разбиравшийся на Красной площади Казанский собор и завершать его обмеры, — и успевал вовремя возвращаться. В войну он вновь занимался сохранением памятников культуры, страдающих от военных и оборонных действий, в частности провел неотложные противоаварийные работы по спасению Дмитриевского собора во Владимире. Мировым эталоном реставрации является восстановление Пятницкого собора в Чернигове (XII век), которое велось под руководством Барановского в 1944-1945 годах. В Чернигов он вошел с освобождавшими город войсками — на месте собора лежала груда кирпичей. И реставратор дошел до секретаря ЦК КП Украины, требуя посреди всеобщей разрухи… приспособить один из цехов кирпичного завода под изготовление специального кирпича — плинфы. И добился своего! Наиболее известной страницей в жизни Петра Дмитриевича стала борьба за собор Василия Блаженного, который собирались снести, чтобы не мешал парадам. Об этом сложили немало легенд: как он закрылся в соборе и предложил взрывать его вместе с собой или как грозил самоубийством в случае сноса памятника и т. п. По свидетельству его учеников, это все преувеличения — в реальности Барановский ходил по инстанциям, писал — даже Сталину; с Кагановичем имел разговор на повышенных тонах. Последнее, видимо, и послужило причиной ареста — но храм остался цел. Жена Барановского вспоминала потом, что перед отправкой мужа по этапу им разрешили краткое свидание, и первый вопрос, который тот ей задал, был о соборе Василия Блаженного. В конце жизни Петр Барановский дал толчок общественной борьбе за историческую Москву, создав первый в стране молодежный реставрационный клуб «Родина» (во времена хрущевских гонений старосты закрывающихся церквей обращались туда за помощью, и Барановский с сотрудниками старались отстоять храм) и написав устав для Всесоюзного общества охраны памятников истории и культуры; из этого движения вышли многие активисты церковного возрождения, до которого он сам не дожил — скончался в 1984 году.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010