Божественная литургия в Успенском соборе Московского Кремля в день памяти равноапостольных Мефодия и Кирилла. Праздничный молебен на Красной площади 24 мая 2012 г. 20:30 24 мая 2012 года, в праздник Вознесения Господня, день памяти святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских (тезоименитство Святейшего Патриарха Кирилла), и День славянской письменности и культуры, Предстоятели Русской и  Элладской Православных Церквей возглавили  служение Божественной литургии в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. Затем Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл,  Блаженнейший Архиепископ Афинский и всей Эллады Иероним  и сослужившие Его Святейшеству и Его Блаженству иерархи и духовенство совершили крестный ход с чудотворной  Иверской иконой Божией Матери  из Успенского собора к храму Василия Блаженного на Красной площади, где был совершен праздничный молебен. Фото: С. Власов, В. Корнюшин, К. Новотарский Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Фотоальбом «Божественная литургия в Успенском соборе Московского Кремля в день памяти равноапостольных Мефодия и Кирилла. Праздничный молебен на Красной площади» Фотоальбом «Божественная литургия в Успенском соборе Московского Кремля в день памяти равноапостольных Мефодия и Кирилла. Праздничный молебен на Красной площади» Фотоальбом «Божественная литургия в Успенском соборе Московского Кремля в день памяти равноапостольных Мефодия и Кирилла. Праздничный молебен на Красной площади» Фотоальбом «Божественная литургия в Успенском соборе Московского Кремля в день памяти равноапостольных Мефодия и Кирилла. Праздничный молебен на Красной площади» Фотоальбом «Божественная литургия в Успенском соборе Московского Кремля в день памяти равноапостольных Мефодия и Кирилла. Праздничный молебен на Красной площади» Фотоальбом «Божественная литургия в Успенском соборе Московского Кремля в день памяти равноапостольных Мефодия и Кирилла. Праздничный молебен на Красной площади» Фотоальбом «Божественная литургия в Успенском соборе Московского Кремля в день памяти равноапостольных Мефодия и Кирилла. Праздничный молебен на Красной площади»

http://patriarchia.ru/db/text/2242823.ht...

— Со взаимодействием нет проблем? — Все-таки лучше не создавать проблемы, а их решать — и решать совместно. В Новодевичьем монастыре  находятся памятники, которые документально числятся в Историческом музее. Сейчас там создан профессиональный музей, которым руководит игуменья Маргарита. Многие из светских музеев хотели бы иметь такого директора, как она — очень жесткого, профессионального. Сейчас у нас хранится часть коллекции, которую мы взяли себе во время реставрации Амвросиевской церкви. Мы совместно готовимся к реставрации в Смоленском соборе, даем свои рекомендации.   А в Покровском соборе есть место и музею, и Церкви. Там еженедельно идут воскресные службы. Мы очень тесно сотрудничаем с протоиереем Вячеславом Шестаковым, под попечением которого находится храм. Сейчас при наличии финансирования мы бы хотели провести очень важные работы — реставрацию церкви Святого Иоанна Блаженного. Мало кто знает, что кроме мощей святого Василия Блаженного в соборе  хранятся еще и мощи Иоанна Блаженного . Но доступ в это помещение закрыт, пока не проведена реставрация в церкви Иоанна Блаженного. Мы готовимся к этой работе, и ее невозможно проводить сепаратно от Русской Православной Церкви. Мы получаем множество запросов от Русской Православной Церкви по поводу обследования тех или иных памятников, проведения реставрационных работ, издательской, научно-исследовательской деятельности. Совместная работа ведется и она будет продолжена. — А с зарубежными собраниями как сотрудничество устроено? Появилось выражение «музейное импортозамещение», когда главные музеи в силу политической ситуации переключаются на сотрудничество с музеями региональными. — На музейное сообщество санкции не действуют. Это политика, а мы как существовали вместе – так и существуем. Даже в вопросе с культурными памятниками из Крыма это все решается в первую очередь в поле нравственных моментов взаимоотношений между музеями. Хотя наши коллеги из Голландии попали в очень сложную ситуацию. У нас продолжаются очень тесные взаимоотношения и с музеями Германии, и с музеями Голландии, и с музеями Великобритании. Вот выставка «Тульская художественная сталь» – каталог к ней был бы невозможен без поддержки, которую нам оказал Музей Виктории и Альберта. В нем научные статьи сотрудников этого музея, причем очень интересные. Начинаем взаимодействовать с Китаем – у них мощнейшие музеи на очень передовом, серьезном уровне. По системе оборудования, организации музейного дела сейчас они не уступают ведущим европейским и американским музеям, а где-то и превосходят.

http://pravmir.ru/aleksey-levyikin-budes...

Только девятый престол был посвящен событию, не связанному с «Казанским взятием». 29 июня 1555 года в Москву из Вятки был принесен образ Николы Великорецкого. Многочисленные чудеса и исцеления от этого образа происходили как по дороге в столицу, так и в Москве, в Успенском соборе. В ознаменование такого проявления Божией благодати девятый престол строящегося храма был освящен в память Николы Великорецкого, позже в нем находился список с чудотворной иконы, сделанный самим митрополитом Макарием. Начатое не позднее весны 1555 года строительство каменного Покровского собора продолжалось пять с половиной лет. 1 октября 1559 года, по сообщению Никоновской летописи, были освящены все церкви, кроме центральной церкви Покрова, строительство которой еще не было завершено. Дату завершения строительства и освящения — 29 июня 1561 года (12 июля по новому стилю) — удалось определить только в ходе проведения реставрационных работ 1957-1961 гг., когда реставраторы обнаружили сохранившийся под поздней штукатуркой текст храмозданной «летописи», выполненной в основании главного шатра. Покровский собор является национальным символом России: как памятник славе русского оружия и как уникальный по архитектуре храм, признанный шедевр древнерусского зодчества. Долгое время, на основании мемуарных источников западного происхождения, считалось, что создателями храма были иностранные архитекторы. Честь открытия имен русских зодчих, воплотивших в камне идею царя и митрополита, принадлежит протоиерею Покровского собора Иоанну Кузнецову, который в конце XIX — начале XX века в летописных источниках XVII века обнаружил имена строителей — Барма и Постник «с товарищи». Новая страница в истории храма связана с прославлением в 1588 году московского юродивого Василия Блаженного, скончавшегося 2 августа 1557 года и погребенного под аркой у стен строившегося тогда собора. В ней, над мощами святого, между северным приделом Святой Троицы и северо-восточным приделом трех Патриархов, соорудили каменную палатку. В 1588 году арку разобрали и по повелению сына Ивана Грозного, Федора Иоанновича, возвели церковь (мортириум) Василия Блаженного. В 1672 году на месте его захоронения построили церковь Иоанна Блаженного.

http://azbyka.ru/palomnik/Собор_Василия_...

блл. Василии и Иоанне“ (стр. 4). Книга начинается с обзора житийного материала, причем автор не ограничивается документами, в которых даются какие-нибудь сведения о бл. Василии, но останавливается и на источниках, никакого отношения к последнему не имеющих. Это он делает, по его словам, „для облегчения труда позднейших исследователей о блаженных, когда таковые явятся: они, ознакомясь но нашему труду с указанными в нем рукописями, как с содержащими сведения о блаженных, так не с содержащими, будут иметь возможность уже не заниматься их изучением“ (стр. 4–98). За этим он дает обзор служб, тропарей, кондаков бл. Василия. Здесь он также помещает „богослужебные и исторические сборники, против ожидания, не заключающие в себе ни службы, ни тропарей, с кондаками, ни „памяти“ бл. Василия (стр. 98–176). В следующем отделе автор делает „разбор и замечания“ на жития бл. Василия: также останавливается на рукописных и исторических сборниках „против ожидания, не заключающих —443— в себе сведений“ о св. Василии (стр. 177–308). Затем, автор переходит к разбору служб Василию (стр. 308–329). Заканчивается эта первая часть книги отделом в 70 страниц, где автор излагает житие бл. Василия, говорит о его прославлении, храмах его имени, иконах и о почитании (330–400). Вторая часть книги, посвященная бл. Иоанну, составлена по тому же плану. Обзор списков житий, сборников с соответствующим материалом (403–426). Обзор литургийного материала (427–442). Разбор и замечания на жития бл. Иоанна (443–468). Разбор и замечания на литургийный материал (469–475). Заканчивается эта часть изложением „жизни и подвигов“ блаженного на десяти страницах (475–485) и „агиографических сведений“ о нем же на девяти страницах (485–494): на этих последних автор доказывает, что непосредственно после смерти бл. Иоанна ему служились не молебны, а панихиды, что память о нем скоро начала забываться, говорит об обретении мощей бл. Иоанна, об имеющихся в Покровском соборе в Москве иконах блаженного. Очевидно, автор по недоразумению заменил словом „агиографический“ русское название подобного конгломерата....

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Проходя мимо домов, в которых люди пировали и пресыщались, он обнимал углы и целовал их. «Что это значит?» – спрашивали Василия. «Ангелы скорбные, – отвечал он, – стоят у этих домов и плачут о погибающих и пирующих». Господь дал блаженному дар прозорливости. Царь Иван Грозный стоял однажды в соборе и мечтал о том, какой дворец он построит себе на Воробьевых горах. После службы царь, увидя блаженного, спросил его: «Где ты был, Василий? Я не видел тебя в храме». «А я видел тебя, – ответил юродивый, – ты был на Воробьевых горах». Однажды царю вздумалось пригласить Василия к себе на именины. Подносили заздравную за царя. Юродивый три раза принимал чашу и выливал ее за окно. «Что ты делаешь?» – гневно спросил его царь. «Заливаю пожар в Новгороде», – ответил Василий. Действительно, потом выяснилось, что в это время в Новгороде был пожар. Один вельможа пожалел юродивого. Увидя его раздетым в лютый мороз, он дал ему дорогую шубу. Василий сначала не брал шубу, но потом уступил вельможе и взял. Надев лисью шубу, он помчался в ней по улице. Это увидела недобрая молодежь и решила посмеяться над ним. Один из них, притворившись умершим, лег на дороге. Другие стали просить Василия пожертвовать им что-либо на «погребение». Отдавая богатую шубу, юродивый сказал: «Лукавнующие потребятся». Когда он ушел, обманщики стали звать товарища, но он был мертв… Блаженный не раз предсказывал грядущие народные бедствия. Он побуждал народ молиться, творить милостыню; сам целыми ночами плакал на церковных папертях, не вкушая пищи по несколько дней. Господь по молитвам блаженного отвращал гнев Божий от Москвы и ее окрестностей и ниспосылал Свое благословение. Юродивый скончался в 1552 году. В честь его в Москве на Красной площади красуется храм «Василия Блаженного». Сходите в него, дорогой мой читатель, посмотрите, помолитесь в душе святому угоднику Божию Василию блаженному, Христа ради юродивому, московскому чудотворцу. Вспомните его необычный, трудный подвиг и вместе с ним слейтесь в молитве о родной Москве и русском народе. БУИ

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

– Что ты делаешь? – спрашивали они Блаженного. А он отвечал: – Ангелы скорбные стоят у этого дома и сокрушаются о грехах людских, а я со слезами упрашиваю их, чтобы они умолили Господа о спасении грешников. Царь Иоанн Грозный и тогдашний митрополит Московский Макарий почитали Блаженного Василия. Однажды царь стоял в храме и думал, как украсить задуманный дворец на Воробьевых горах. – Где ты был? – спросил Блаженного царь после обедни. – Я не видал тебя за церковной службой. – А я видел тебя, – ответил быстро Василий, – только ты был не в храме, а на Воробьевых горах. Однажды Грозный решил пригласить Василия на свои именины. По царскому обычаю, на пиру святому Василию поднесли заздравную чашу вина. Юродивый три раза принимал ее и выплескивал за окно. Иоанн Грозный разгневался, сочтя поступок юродивого за оскорбление. – Не кипятись, Иванушка, – сказал на это юродивый, – надобно было заливать пожар в Новгороде, и он залит. Грозный не был из числа доверчивых людей, он послал нарочного гонца в Новгород, и оказалось, что юродивый был прав. Один богатый вельможа почитал святого Василия и по временам приглашал его к себе. Как-то Блаженный пришел к нему в лютый мороз. Сострадательный боярин стал упрашивать гостя, чтобы тот прикрыл свое тело теплой одеждой. – А тебе хочется этого? – сказал загадочно юродивый. – Искренним сердцем молю тебя, брат, – отвечал на это вельможа. – Вот прими в знак любви моей, – и боярин предложил святому свою лисью шубу. Блаженный улыбнулся и ответил: – Пусть так, и я люблю тебя. В этой шубе юродивый побежал по улице Москвы. Недобрые люди, увидав на нем богатую шубу, вздумали обмануть его. Один из них лег на дороге и притворился мертвым, а товарищи стали просить святого Василия дать им что-нибудь на погребение бедняка. Святой недолго думая отдал обманщикам свою шубу. Но лишь только он отошел, лгуны нашли своего товарища действительно мертвым... Блаженный Василий умер 88 лет от роду, и его святые мощи покоятся доныне под спудом в московском Покровском соборе. К нищим духом

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

В третий день сражения чтилась память Святой Мученицы Иулиты Каппадокийской http://days.pravoslavie.ru/Life/life4357.htm , сожженной при императоре Диоклектинане на костре. Тогда же отмечалось Предпразднество Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня http://days.pravoslavie.ru/name/14384.htm , которое Русская Православная Церковь теперь совершает 13 Августа, когда происходит и заговенье на Успенский Пост. Четвертый день Молодинской битвы был ознаменован первым днем Успенского Поста http://www.pravoslavie.ru/38665.html , вселенским празднованием с великим водосвятием Изнесения Честных Древ Животворящего Креста Господня http://days.pravoslavie.ru/Life/life4360.htm , а также Русским Праздником Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице http://days.pravoslavie.ru/Life/life4361.htm , который был учрежден нашей Церковью по случаю великих знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и Честного Креста во время сражений Святого Благоверного Великого Князя-Страстотерпца Андрея Юрьевича Боголюбского http://days.pravoslavie.ru/Life/life4155.htm с Волжскими Болгарами в 1164 году. Несомненно, что Святорусский Князь-Мученик Андрей духовно всецело поддерживал русских воинов в переломный момент сражения в 1572 году. На Руси в народе данный праздник именуется Медовым Спасом , так как в тот день совершается освящение мёда нового урожая, и по новому стилю духовные торжества относятся к 14 Августа. И, наконец, победоносный пятый день полного разгрома Крымско-Турецкой армии связан с празднованием Перенесения из Иерусалима в Константинополь в 428 году Мощей http://days.pravoslavie.ru/Life/life4365.htm Первомученика Архидиакона Стефана http://days.pravoslavie.ru/Life/life3185.htm . В Столице Руси в ту пору уже устанавливалось и празднование дня успения Блаженного Василия http://days.pravoslavie.ru/Life/life4366.htm , Христа ради Юродивого Московского Чудотворца, почившего 2 Августа 1557 года. Святого весьма чтил простой московский люд и Благоверный Царь Иоанн Васильевич. Государь после отпевания лично нес гроб Блаженного Василия из храма к его могиле. Официальное общероссийское прославление Блаженного Василия на Соборе в 1588 году было осуществлено Святителем Иовом, тогда Митрополитом Московским и всея Руси, через год ставшим первым Русским Патриархом. Несомненно, православные русские воеводы и простые воины на исходе Молодинского сражения испытали молитвенную поддержку великого Русского Святого, духовного защитника Москвы.

http://ruskline.ru/analitika/2017/08/10/...

Во-вторых, напоминающий слова Христовы: „…возьми свой крест и следуй за мной“ — это пока тягостно. На Всенощном бдении — вынос креста (Крестопоклонная неделя Великого поста). Воистину крестный день!» О знаках Божиих. Когда в 1984 году Игорь, уверовав, начал ходить в храм, один богомолец сказал о нем: «Монах молится». Ни о каком монашестве он тогда еще не помышлял. Но первым храмом в его жизни был Елоховский Богоявленский собор в Москве, а сельцо Елохово, напомним, — это родина Василия Блаженного. Войдя в храм, Игорь сразу нашел для себя постоянное укромное место близ иконы Василия Блаженного. И если встать на то место, где он молился всегда, то прямо перед глазами в иконостасе будет большая икона Архистратига Михаила с праздничной иконой над ней — Введение во храм пресвятой Богородицы. Пройдут годы, и при монашеском постриге он будет наречен в честь Василия Блаженного, а потом на собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных его рукоположат во иеромонаха в Свято-Введенском соборе Оптиной пустыни. Но будущее еще было сокрыто от всех в ту пору, когда 21 июня 1988 года на оптинский престольный праздник великомученика Феодора Стратилата в монастыре появился новый насельник — москвич Игорь Росляков. Брат Игорь — человек молчаливый В монастыре о прошлом не спрашивают и не рассказывают. И об Игоре было известно лишь то, что человек он старательный, молчаливый и скромный до неприметности. А вот об этой неприметности стоит сказать особо, ибо время было яркое, бурное — новоначальное. Монахов в монастыре тогда было мало, зато много горячей молодежи, знавшей о монашестве только из книг. А книги рассказывали о дивных подвижниках древности, исихастах, затворниках, и молодежь влюбленно подражала им. Игумен Михаил (Семенов), ныне настоятель пустыни Спаса Нерукотворного в деревне Клыкове, а тогда еще оптинский паломник Сергей, не без улыбки вспоминал о тех временах: «В миру молодежь играет в свои игры, подражая кумирам эстрады. А мы, придя в монастырь, подражали преподобному Сергию Радонежскому и играли в этаких суровых, крутых исихастов».

http://azbyka.ru/fiction/pasxa-krasnaya/...

В 1810 году, при архиепископе Рязанском и Зарайском Феофилакте (Русанове ; †19 июля 1821), последовал указ Святейшего Синода о праздновании святителю Василию в Неделю Всех святых. 4 октября 1836 года был торжественно открыт новый памятник на месте обретения мощей святителя Василия, воздвигнутый усердием ктитора Борисоглебской церкви Симеона Панова. В 1871 году архиепископ Рязанский и Зарайский Алексий (Ржаницын ; 1867–1876) первый раз отслужил Божественную литургию в Борисоглебской церкви в день памяти святителя Василия, 3 июля, положив начало этому празднику. В 1881 году, при архиепископе Палладии (Раеве ; 1876–1882), указом Святейшего Синода утверждены дни празднования памяти святителя Василия: 3 июля – день блаженной кончины и 10 июня – день перенесения его святых мощей. В настоящее время святитель Василий особенно почитается на Рязанской земле. В каждом храме Рязанской епархии имеется его икона, а в большинстве храмов, кроме того, настенное изображение святителя, плывущего по воде на мантии с Муромской иконой Богоматери в руках. В кафедральном соборе Рязани каждую среду вечером ему совершается акафистное пение. Литература: 1 . Лаврентьевская летопись. СПб., 1897. 2 . Повесть о святом Василии, епископе Рязанском. – Рязанские достопамятности. Рязань, 1889. 3 . Филарет (Гумилевский) , архиепископ. Рязанские иерархи. – Христианское чтение, 1859, май, с. 358--359. 4 . Житие святого Василия, епископа Рязанского. 6-е изд. Рязань, 1916. 5 . См.: Г. К. Вагнер. Повесть о Рязанском епископе Василии и ее значение для ранней истории Переяславля-Рязанского. – Труды Отдела древнерусской литературы. Т. XVI. М, – Л., 1960. 6 . Симон, епископ Рязанский и Касимовский. Рязанская епархия и ее покровитель святитель Василий, епископ Рязанский. – Журнал Московской Патриархии, 1978, 4, с. 68–73. Убиение святых страстотерпцев благоверных князей Василия и Константина Ярославских чудотворцев ВЕЧЕР На Господи, воззвах: стихиры, глас 6: Словом Божественным окормляеми,/святии строители показастеся,/таинницы вернии и спасительнии,/слезами семена сеявше,/радостию пожасте, святии начальницы,/благовернии князи Василие славный и Константине Богомудрый./Того ради Владыце принесостеся кровию своею,/Емуже ныне предстоите, радуютщеся, отцы святии,/поминайте паству свою и отечество,/присно чтущия вашу память, Божии угодницы.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Год смерти в документе указан не верно, так как списан с надгробной плиты на могиле И.С. Котельникова. Об этом сообщает в своей книге священник С. Архангельский, который писал свою работу не только на основании рассказов очевидцев «лиц авторитетных, лично знавших его [блаженного Иоанна]» (4), но и на основании записей в метрических книгах Крестовоздвиженской церкви. Автор называет дату смерти – 1850 г.(5). В Госархиве Тульской области сохранилась метрическая книга Крестовоздвиженской церкви г. Тулы за 1850 г., где в разделе об умерших в январе месяце под N 1 записан «Тульский купец Иван Степанович Котельников», умер – 12 января «от престарелости» в возрасте 74 лет (запись обычно делалась со слов родственников), похоронен – 15 января. В графе «Кто исповедовал и приобщал» записан приходский священник Василий Глаголев. В графе «Кто совершил погребение и где погребены» названы имена священника Василия Глаголева, диакона Николая Кутепова, дьячка Петра Маккавеева и пономаря Ивана Карсунского(6). Местом погребения в документе названо – Всехсвятское кладбище, а не Николочасовенская церковь. Известно, что запись в метрической книге после совершения требы делал или сам священник или кто-либо из причта. За случайные ошибки следовало взыскание, поэтому они допускались чрезвычайно редко. Хоронили очень известного в Туле прихожанина Крестовоздвиженской церкви. Что произошло в данном случае – в настоящее время у нас нет документальных подтверждений. Можно предположить, что эта запись была сделана преждевременно. В последний момент по срочному распоряжению Владыки Дамаскина вместо Всехсвятского кладбища тело блаженного торжественно перенесли из дома в Николочасовенскую церковь. Тому подтверждение – вышеописанный рассказ схимонахини Сиры. В 30-годы ХХ века Николочасовенская церковь была снесена, а святого перезахоронили на Всехсвятском кладбище. Так мистически подтвердилась запись в метрической книге за 1850 г. Известный тульский Старец, схиархимандрит Христофор, очень почитал блаженного Иоанна Тульского и посылал на его могилку своих духовных чад еще до прославления на архиерейском Соборе Русской Православной Церкви и причисления к лику местночтимых святых в 1988 г. По словам монахини Иоанны, автора статьи «Старец Христофор»: «Однажды Блаженный явился о. Христофору во сне и сказал, что пора его канонизировать, пора открывать мощи. Пораженный этим явлением, схиархимандрит Христофор поехал к Владыке Серапиону. Митрополит отнесся с полной серьезностью и благоговением к сообщенному о. Христофором явлению. Как истинный сын Церкви, в которой основной закон, – послушание, он не стал ничего предпринимать самовластно, но отправился в Москву, к Патриарху. Святейший дал благословение открыть могилу Иоанна Котельникова» (7). 3 августа 1990 г. в парадных облачениях вокруг могилы собралось духовенство Всехсвятского кафедрального Собора и с чтением Псалтыря и благоговейным пением батюшек состоялось открытие святых мощей.

http://pravicon.com/info-3807

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010