В приведенных словах Василий Великий говорит преимущественно о традициях литургического или обрядового характера, переданных изустно и вошедших в церковную практику. Во времена Василия Великого (IV век) многое из перечисленного оставалось незаписанным. Впоследствии, однако, все эти обычаи были зафиксированы в письменных источниках – в творениях отцов Церкви, в постановлениях Вселенских и Поместных Соборов, в литургических текстах, в частности, в чинопоследованиях Божественной литургии и Таинства крещения. Значительная часть того, что изначально было устным Преданием, «умалчиваемым и тайным», стало письменным Преданием, которое продолжало сосуществовать с устным Преданием. Если Предание понимать в смысле совокупности устных и письменных источников, то как оно соотносится с Писанием? Является ли Писание чем-то внешним по отношению к Преданию или оно представляет собой составную часть Предания? Прежде чем ответить на этот вопрос, необходимо отметить, что проблематика взаимоотношения между Писанием и Преданием, хотя и отражена у многих православных авторов, не является православной по своему происхождению. Вопрос о том, что важнее, Писание или Предание, был поставлен в ходе полемики между Реформацией и Контрреформацией в XVI-XVII столетиях. Лидеры Реформации (Лютер, Кальвин) выдвинули принцип «достаточности Писания», согласно которому абсолютным авторитетом в Церкви пользуется только Писание; что же касается позднейших вероучительных документов, будь то постановления Соборов или творения отцов Церкви, то они авторитетны лишь постольку, поскольку согласуются с учением Писания (наиболее радикальные реформаты вообще отвергали авторитет отцов Церкви). Те догматические определения, литургические и обрядовые традиции, которые не основаны на авторитете Писания, не могли, по мнению лидеров Реформации, быть признаны легитимными и потому подлежали упразднению. С Реформации начался процесс ревизии церковного Предания, который продолжается в недрах протестантизма и поныне. В противовес протестантскому принципу «sola Scriptura» (лат. «только Писание») богословы Контрреформации подчеркивали важность Предания, без которого, по их мнению, Писание не имело бы авторитета. Оппонент Лютера на Лейпцигском диспуте 1519 года утверждал, что «Писание не является подлинным без авторитета Церкви». Противники Реформации ссылались на слова блаженного Августина : «Я бы не поверил Евангелию, если бы меня не подвиг к этому авторитет кафолической Церкви (Ego vero Evangelio поп crederem, nisi me catholicae Ecclesiae commoverat auctoritas)». Указывали, в частности, на то, что канон Священного Писания был сформирован именно церковным Преданием, определившим, какие книги должны в него войти, а какие нет. На Тридентском Соборе 1546 года была сформулирована теория двух источников, согласно которой Писание не может рассматриваться как единственный источник Божественного Откровения: не менее важным источником является Предание, составляющее жизненно важное дополнение к Писанию.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Задачи: Основные направления и содержание деятельности. Для данного курса дело не столько в содержании предмета, а в  методологии.  Необходимо понять, для чего нужен этот предмет. Если мы хотим, чтобы ребенок знал отечественную культуру, если требуем от него только знаний сообщаемого на уроке – это  культурологический подход.  При таком подходе мы только просвещаем ребенка, даем ему право выбора. Другое образование –  вероучительное.  Оно дается в духовных учебных заведениях. Такой подход требует от человека применения полученных знаний в жизненной практике. Предмет «Основы православной культуры» шире по содержанию и не является аналогом дореволюционного Закона Божия. Например, если в «Законе Божием» говорится о храме, то рассказывается о том, из каких частей он состоит, где и что в нем расположено, но не рассматривается конкретный храм. На уроке «Основы православной культуры» кроме этого необходимо рассказать и о шедеврах нашего зодчества: храме Христа Спасителя, храме Покрова на Нерли, соборе Василия Блаженного и т.д. Рассказывая о церковном пении, следует поговорить о русской классической музыке, которая вобрала в себя мотивы церковного пения. Рассказывая об иконах, можно говорить о библейских сюжетах в русской живописи и т.д. Таким образом, преподавая православную культуру, мы обязательно будем касаться догматической основы и мистического смысла храмов, икон, молитв, богослужения и будем иллюстрировать все конкретными примерами. А такие примеры – это результат духовной жизни общества, народа, человека. Мы не можем рассказывать о русской православной культуре, потеряв ее богословскую догматическую основу, но и преподавать «Закон Божий», не говоря о культуре как внешнем проявлении духовной жизни, мы тоже не можем. Вероучительность и культурологичность предмета различаются, главным образом, в подходе к преподаванию, а не в содержании. «Основы православной культуры» — не вероучение, а рассказ о великой культуре, которая дает человеку вдохновенную жизнь. Следует отметить, что для введения этого предмета нужен особый подход. Преподаватель воспитывает ученика своим примером. Необходима соответствующая атмосфера сотрудничества и любви.

http://azbyka.ru/deti/programma-i-metodi...

В день праздника преосв. Виссарион, в сослужении тех же лиц, совершил божественную литургию, в конце которой им произнесено было слово о необходимости сердечного проникновения христианскими истинами. После литургии Преосвященный, в мантии и с жезлом, проследовал в студенческую столовую при пении тропаря и благословил трапезу. В 12 ½ часов в актовом зале академии состоялось торжественное собрание. Нужно, впрочем, заметить, что громкий эпитет «торжественное» не особенно подходит к актовому собранию Московской академии; оно не блестит ни расшитыми золотом мундирами, ни звездами, ни лептами и не поражает посетителя особенным многолюдством, собравшейся публики. Благодаря удаленному от столицы положению академии, московская аристократия едва ли даже и ведает об академическом акте; а духовенство Москвы, хотя состоящее, в лице протоиереев и священников, почти всецело из бывших воспитанников академии, мало имеет возможности предпринять на этот день поездку в посад, занятое праздничным богослужением, а также крестным ходом и торжеством в Покровском (Василия Блаженного) соборе. При таких условиях, академический акт имеет всегда характер скромного, почти семейного торжества. Главный контингент его посетителей составляют свои же студенты и профессора, и служащие с их семействами. Из посторонней публики его посещают лишь преподаватели Вифанской семинарии и местной прогимназии с их начальством, некоторые члены лаврской братии и немногочисленные представители посадской интеллигенции и администрации. В минувшем году, в числе посторонних посетителей академического акта можно было, между прочим, заметить ректора Вифанской семинарии архим. Антония, директора прогимназии Н.И. Тихомирова, графа М.В. Толстого , почетного блюстителя академии Н.М. Федюкина, местного полицеймейстера А.А. Крыжова, жандармского начальника Н.В. Васильева и др. – После пения «Царю небесный», экстраординарным профессором по кафедре новой гражданской истории В.А. Соколовым произнесена была речь, имевшая своим предметом возможно полную характеристику английской королевы Елизаветы Тюдор.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

А уже дальше папа рассказывает историю про Даля, но и не с точки зрения учебника, мол, это был «великий человек», «его вклад в культуру огромен», а с точки зрения человеческой: он был доктором, а еще у него были приключения на войне, в том числе совершенно авантюрные. Очень интересно обыгрываются истории с написанием словаря, рассказывается замечательная история про пропажу верблюда, который вез багаж с заметками Даля, про то, как казаки отбивали этого верблюда из плена. Такая форма живого рассказа заставляет детей относится к герою произведения совершенно по-другому: что-то их зацепит обязательно – если не история с верблюдом, то история с переправой, когда Даль обрубил тросы между бочками, и поляки посыпались в воду, или история с умирающим Пушкиным, другом которого был Даль. Эти яркие моменты остаются в сердце ребенка своеобразными «маячками», и потом позволяют ему воспринимать героя как близкого человека, а не как словарную статью. Очень многие взрослые нас за эту книжку потом благодарили потому, что они и сами-то про Даля знали только то, что «он словарь написал». В рубрике «Знания» вышли такие книжки, как «Летающие звезды» – об отечественной истории покорения космоса, «Царскосельская чугунка» – о первой железной дороге в России, «Невиданные зверюшки» – о животных, которых открыли современные ученые. В «Путешествиях» рассказали детям о Калининграде, Северной Камчатке, о Пскове. В самое ближайшее время выйдет книжка о соборе Василия Блаженного. Ну и, конечно, у нас много совершенно замечательных сказок, рассказов и стихов. Это все – новинки, все – современные авторы: не только детям интересно слушать, но и взрослым читать! Дебютная площадка А. Гальперина: Кто ваш автор? Должен ли он обязательно быть православным? А. Дальская: Совершенно не обязательно. Скажем, Аркадий Гайдар. Мы не можем сказать что он был православный человек, но у него очень много замечательных текстов – о добре, о том, как человек защищает свою родину, о том, что надо держать слово. А. Гальперина: А где вы находите авторов для вашей серии?

http://pravmir.ru/alina-dalskaya-my-uchi...

После трехлетней семинарской службы он решился наконец приступить к исполнению своей заветной мысли: подал прошение о пострижении его в монашество. В сентябре 1845 года пришло из Св. Синода разрешение на его прошение, и он был пострижен в обители препод. Сергия, с наречением имени: Леонид. Вскоре за тем, 30-го сентября, он посвящен был в сан иеродиакона, а 1-го октября в Московском Покровском (Василия блаженного) соборе принял от святительской десницы Московского первоиерарха Филарета посвящение в сан иеромонаха. Из Москвы, напутствованный благословением и некоторыми вещественными дарами милостивого к ному архипастыря, о. Леонид возвратился в Вифанию к своим обычным занятиям; впрочем, с этого времени к этим занятиям присоединились у него новые, высшие и приятнейшие для его души занятия – частые совершения церковных служб не только в воскресные и праздничные, но нередко и в будничные дни. Вообще, о. Леонид во всю жизнь был самым ревностным совершителем священнослужений. При этом нельзя не упомянуть, что профессоры Вифанской семинарии оставляли один день в неделе совершенно свободным от уроков. О. Леонид избрал для себя четверг. В этот день он исполнял полную иеромонашескую череду служения и считал это лучшим своим временем. В 1840 году я окончил курс во Владимирской семинарии со степенью студента, и, как один из лучших воспитанников, предназначен был для отправления в Московскую духовную академию, в состав XIV курса студентов, но болезнь удержала меня на этот раз от поступления в академию. Если бы не это препятствие, то я был бы, в течение двух лет, совоспитанником Л.В. Краснопевкова в академии. Но мне суждено было на время испытать иной путь жизни: в 1841 году я был определен учителем в Муромское духовное училище, а в январе 1842 года рукоположен во священника, к тамошнему собору. В 1845 году овдовел и в 1846 году решился поступить, для дальнейшего образования, в московскую академию, с намерением притом, если Богу будет угодно, принять монашество. В первых числах августа я поспешил прибыть в Троицкую Лавру, чтоб иметь возможность приготовиться к приемному экзамену, которому я должен был подвергнуться наряду с молодыми студентами.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Krasnop...

Училась Оня исключительно на «отлично», но последнего класса не закончила, при чем отнюдь не по причине революционных событий. Как во всяком городке-невеличке, все важные и казенные строения стягивались в Сатке вокруг площади. Женская гимназия стояла как раз напротив собора. В день Ониного триумфа занятия оказались сорваны: девочки, не обращая внимания на учительские оклики, сорвались с парт и облепили подоконники: их одноклассница шла из дверей собора — в белом атласе, в розах, со взрослой прической под модной фатой. Рядом выступал сияющий жених, звонили колокола, ждали экипажи. «Так-то вот, — несомненно, думала Оня. — Я уже дама, а вам еще пальцы промокашками тереть». Ей едва исполнилось шестнадцать лет. Впрочем, дело и стоило спешки. Жених был первый франт в городе, чего стоил один его серый в яблоках щегольской выезд. Жизнь начиналась празднично, но праздник быстро перешел в военные будни. На них и пришлось рождение первенца Сережи. При всей незначительности события, к которому подхожу, повествую о нем с гордостью. Мой дядя надрывался в колыбели, когда в город входил Верховный Правитель России. Затравленный волк, обложенный красными флажками, он отступал. Соседки, забегая, рассказывали: за город-то бой будет! Господи, помилуй! На соборе-то начали пулеметы устанавливать! А тут «он» подходит, немедля-де снять. Офицеры ему: отсюда, мол, стрелять лучше всего! Нет, говорит, «храм Божий должен стоять неприкосновен». Мужа не было дома. Оня то и дело брала сына на руки, успокаивая, скорее, не ребенка, а себя. Не стоит допридумывать, как он возник на пороге, сразу ли она поняла, кто это, что почувствовала. Есть только факт: он спросил стакан воды. Молодая женщина смущенно предложила чаю. С охотой он, уставший, я думаю, смертельно уставший, согласился и вошел. Как трудно тут обуздать воображение. О чем они беседовали? Наверное известно немного: «Сколько Вам лет? Боже мой! Моя дочь старше Вас, но и она еще дитя. Вы ребенок с ребенком, в такое страшное время…» Запомнилось потому, что поразило искренностью заботливого чувства. До того ли было ему, отступающему, держателю военных судеб?

http://azbyka.ru/fiction/mechet-vasiliya...

В день памяти блаженного Василия Московского Святейший Патриарх Алексий совершил Божественную литургию в соборе Покрова на Рву Код плеера Livejournal Liveinternet 15 августа 2007 г. 14:39 В день 450-летия со дня преставления блаженного Василия Московского Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил Божественную литургию в соборе Покрова Пресвятой Богородицы на Рву (храм Василия Блаженного). Его Святейшеству сослужили епископ Бронницкий Амвросий, протоиерей Геннадий Нефедов, настоятель храма Богоявления Господня в Китай-городе, протоиерей Николай Иноземцев, настоятель Казанского собора на Красной площади, священник Вячеслав Шестаков, ризничий соборов Московского Кремля, представители московского духовенства. За богослужением пел мужской хор Новоспасского монастыря. Святейший Патриарх Алексий совершил Божественную литургию в центральном Покровском приделе храма. По окончании богослужения состоялся молебен блаженному Василию Московскому, во время пения которого духовенство перешло в нижний храм блаженного Василия. Здесь, перед ракой с мощами святого было спето величание, после чего Святейший Патриарх прочитал молитву московскому святому. После окончания богослужения Святейший Патриарх поздравил собравшихся с праздником и с 450-летним юбилеем со дня преставления блаженного Василия. В своем слове Предстоятель Русской Церкви отметил, что жизнь блаженного Василия является свидетельством того, что каждый человек даст ответ на суде Господнем. Блаженный Василий не носил одежды, был нагим и в холод и в жару, что является важным напоминанием о бренности этой жизни всем нам, отметил в своем слове Патриарх. Предстоятель Русской Церкви, в частности, сказал: «В сегодняшнем апостольском чтении есть такие слова «Не бываим тщеславнии, друг друга раздражающе, друг друга завидяще. Братие, аще и впадет человек в некое согрешение, вы, духовни, исправляйте таковаго духом кротости, блюдый себе, да не и ты искушен будеши». Эти слова апостольского чтения поучительны для каждого из нас, поскольку апостол указывает нам на наши основные грехи — раздражение и зависть. И всем нам пример следования заповедям Христовым дал блаженный Василий Московский». От лица прихода собора Покрова на Рву священник Вячеслав Шестаков, преподнес Святейшему Патриарху икону блаженного Василия Московского. Святейший Патриарх Алексий вручил церковные награды сотрудникам музея Московский Кремль: Заведующий филиалом ГИМ «Покровский собор» Геннадий Шарыгин награжден орденом преподобного Сергия Радонежского 3 степени. Главный хранитель собора Любовь Успенская награждена медалью князя Даниила Московского. Пресс-служба Московской Патриархии Календарь ← 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/281677.htm...

ЗАВЕТ.RU - ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ Патриарх Алексий II почтил память Блаженного Василия, Христа ради юродивого, Московского чудотворца 15.08.2002 15 августа Русская Православная Церковь празднует день Блаженного Василия, Христа ради юродивого, Московского чудотворца. В день памяти Блаженного Святейший Патриарх Алексий совершил Божественную литургию в храме Покрова на Рву, известном также как храм Василия Блаженного. По окончании богослужения состоялся молебен у раки с мощами святого. Обращаясь к пастве, Предстоятель Русской Церкви отметил, что православная Москва всегда с особым благоговением чтила память Блаженного чудотворца Василия. Как напомнил Патриарх Алексий, за нелицемерную веру и горячую любовь к миру Горнему Господь укрепил его на подвиг юродства и сообщил проповедям святого особую силу духовного воздействия на всех людей - от последнего нищего до царя. Вся жизнь Василия Блаженного прошла среди людей, и похоронен он был на самом людном месте Москвы - на Красной площади (в XVI в. там располагался городской рынок, и ныне Покровский собор окружает многолюдная толпа). Слово Святейшего Патриарха Алексия в день памяти Блаженного Василия Блаженного, Христа ради юродивого, Московского чудотворца Мы совершили здесь, в соборе Покрова Пресвятой Богородицы, Божественную литургию. Молебное пение святому блаженному Василию, юродивому, Московскому чудотворцу, мы совершим в нижнем храме, где погребены его святые останки. Поздравляю всех вас с праздником одного из наиболее чтимых святых нашего Первопрестольного града, по имени которого - храмом Василия Блаженного - нередко называют этот соборный храм Покрова Пресвятой Богородицы. Я поздравляю причастников с принятием Святых Христовых Таин. Много подвижников веры и благочестия прославились в нашем граде. Это - и святители Московские, и святой благоверный и преподобный князь Даниил Московский, и святой Блаженный Василий Московский, память которого мы сегодня совершаем. Василий Блаженный принял на себя тяжкий крест юродства: обличал тех, кто вел себя недостойно христианского звания, и предсказывал милость от Господа тем, кто основывал свою жизнь на христианских духовных ценностях.

http://zavet.ru/news/0208/n15-5.htm

Перенося тяжелые испытания от природы и от людей, Василий, прозванный «нагоходцем», в ограниченном кругу благочестивых москвичей пользовался любовию, уважением и почитанием. Среди почитателей нагоходца были царь Иоанн Грозный и митрополит Макарий, которые, по свидетельству жития в Прологе, «зело дивишася о его терпении и похвалиша Бога, яко в их время дарова Бог такова свята мужа». В 1552 г. (по Леониду в 1551) 6 настал конец продолжительному и многотрудному подвигу Василия. Он тяжко заболел. Царь Иоанн Васильевич с царицей Анастасией и сыновьями Иоанном и Феодором пришел навестить больного и испросить его молитв. Василий, при последнем издыхании, пророчески сказал царевичу Феодору: «вся прародителей твоих твоя будут, и наследник будеши им» 7 . Юродствовав в Москве 72 года, Василий 88 лет от роду скончался 2 августа 1552 года и погребен на кладбище Троицкой на рву церкви, где в 1554 году 8 по повелению Грозного построен был Покровский собор, в память покорения Казани, известный под именем собора Василия Блаженного. Спустя 36 лет после кончины Василия, в 1588 г. у могилы его стали совершаться чудеса. Царь Феодор Иоаннович и Патриарх Иов повелели над могилою воздвигнуть при Покровском соборе придел во имя святого Василия блаженного, соорудить серебряную раку над мощами и установить празднование памяти его в день его кончины 2 августа. Приблизительно в это же время, по случаю прославления памяти Василия блаженного, было составлено житие блаженного, во всяком случае, не позднее XVI века. Составителем жития был соловецкий монах Мисаил 9 . Переписал творение Мисаила Евфимий, игумен Иосифова (Волоцкого) монастыря. Евфимий был определен с 26 июля 1575 года игуменом из казначеев монастыря и носил фамилию Турков 10 . За этот, более чем столетний период времени, прошедший со дня рождения Василия Блаженного и до составления жития его произошли большие изменения в тех местах, где родился блаженный, и особенно в наименованиях этих мест. И прежде всего на родине блаженного, близ дома его родителей, вырос новый храм Владимирской Богоматери с приделами и образовался новый приход при этом Владимирском храме. В состав этого прихода вошел и родительский дом Василия блаженного. Поэтому составитель жития говорит современным ему (составителю) языком и рисует картину местности в том виде, какой она приняла в его (составителя) время, оставляя истории и историкам разбираться в старине, ее хронологии и номенклатуре.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

В день памяти блаженного Василия Московского Святейший Патриарх Алексий совершил Божественную литургию в соборе Покрова на Рву 15 августа 2007 г. 13:33 В день 450-летия со дня преставления блаженного Василия Московского Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II cobepшuл Божественную литургию в соборе Покрова Пресвятой Богородицы на Рву (храм Василия Блаженного). Его Святейшеству сослужили епископ Бронницкий Амвросий , протоиерей Геннадий Нефедов, настоятель храма Богоявления Господня в Китай-городе, протоиерей Николай Иноземцев, настоятель Казанского собора на Красной площади , священник Вячеслав Шестаков, ризничий соборов Московского Кремля, представители московского духовенства. За богослужением пел мужской хор Новоспасского монастыря . Святейший Патриарх Алексий совершил Божественную литургию в центральном Покровском приделе храма. По окончании богослужения состоялся молебен блаженному Василию Московскому, во время пения которого духовенство перешло в нижний храм блаженного Василия. Здесь, перед ракой с мощами святого было спето величание, после чего Святейший Патриарх прочитал молитву московскому святому. После окончания богослужения Святейший Патриарх поздравил собравшихся с праздником и с 450-летним юбилеем со дня преставления блаженного Василия. В своем слове Предстоятель Русской Церкви отметил, что жизнь блаженного Василия является свидетельством того, что каждый человек даст ответ на суде Господнем. Блаженный Василий не носил одежды, был нагим и в холод и в жару, что является важным напоминанием о бренности этой жизни всем нам, отметил в своем слове Патриарх. Предстоятель Русской Церкви, в частности, сказал: «В сегодняшнем апостольском чтении есть такие слова «Не бываим тщеславнии, друг друга раздражающе, друг друга завидяще. Братие, аще и  впадет человек в некое согрешение, вы, духовни, исправляйте таковаго духом кротости, блюдый себе, да не и ты искушен будеши». Эти слова апостольского чтения поучительны для каждого из нас, поскольку апостол указывает нам на наши основные грехи — раздражение и зависть. И всем нам пример следования заповедям Христовым дал блаженный Василий Московский». От лица прихода собора Покрова на Рву священник Вячеслав Шестаков, преподнес Святейшему Патриарху икону блаженного Василия Московского. Святейший Патриарх Алексий вручил церковные награды сотрудникам музея Московский Кремль: Заведующий филиалом ГИМ «Покровский собор» Геннадий Шарыгин награжден орденом преподобного Сергия Радонежского 3 степени. Главный хранитель собора Любовь Успенская награждена медалью князя Даниила Московского. Пресс-служба Московской Патриархии Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/281225.htm...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010