Москва. 1862 г. 9) Блаженный Исидор Христа ради юродивый, Ростовский чудотворец. Ярославль. 1884 г. 10) Житие и чудеса праведного Лаврентия, Христа ради юродивого Калужского чудотворца. Калуга. 1891 г. 11) Жизнь преподобного Трифона и блаженного Прокопия Вятских чудотворцев. Вятка. 1893 г. 12) Жизнь и чудеса блаженного Николая Кочанова, Христа ради юродивого, Новгородского чудотворца. Москва. 1891 г. 13) Сказание о житии и чудесах преподобного Михаила Клопского, Христа ради юродивого, пожившего во обители Живоначальныя Троицы, на месте, нарицаемом Клопско, в области великого Нова-града; писано по благословению преосвящ. Архиеписк. Макария того же великого Нова-града в лето мира 7045, от Рождества же Христова 1537, некий м благородным и благоговейным мужем Арсением, ныне же сокращенно и преложенное. СПБ. 1877 г. 14) Белянкин. Сказание о жизни и чудесах святого Василия блаженного Христа ради юродивого, Московского чудотворца. Москва. 1884 г. В этом сочинении перечисляются источники, из которых заимствована жизнь святого Василия: а) история государства российского Карамзина т. VI; СПБ. 1871 г., b) Феодосий (33-й) митрополит Московский. История церковная краткая, сочинение митрополита Платона, с) следованная псалтирь, d) исторический словарь о святых, 1836 г., е) полный месяцеслов 1818 г., h) летопись о многих мятежах и о разорении московского государства от внутренних и внешних неприятелей. Москва 1788 г., и) Пролог, к) опыт исторического словаря о всех в истинной православной греко-российской вере святой непорочною жизнью прославившихся святых мужах, l) четьи-минеи, m) степенная книга ч. 2 степ. 17, п) географический словарь ч. 2, о) Московские Ведомости 1836 г. 94, р) история русского народа, сочин. И. Полевого, т. V, q) книга, писанная уставом: «чудеса святого Василия Блаженного, хранящаяся в библиотеке при Покровском и святого Василия Блаженного соборе, r) святцы, напечатанные в лето 7156, от Р. Хр. в 1648 г., в 3-е лето царствования государя царя и великого князя Алексия Михайловича всея Русии.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В храме Василия Блаженного открылась после реставрации одна из внутренних церквей 28 июня 2007 г. 11:05 В Покровском соборе на Красной площади (храм Василия Блаженного) открылась после реставрации одна из десяти внутренних церквей, названная в честь Николы Великорецкого. Над восстановлением старинных росписей и иконостаса храма трудились лучшие художники страны. Единственное нововведение — стальные двери заменили на стеклянные, сообщает «Интерфакс» со ссылкой на Первый канал. Храм Василия Блаженного создавался как символ объединения русских земель, поэтому внутри он разделен не на приделы, а на церкви: десять церквей на едином основании символизируют могущество российского государства. Сегодня каждой из этих церквей была необходима помощь реставраторов. Как отметил Александр Шкурко, директор Государственного исторического музея (ГИМ), филиалом которого является Покровский собор, пол храма не выдерживает такого количества посетителей — «около миллиона ног в год», кирпич разрушается и требует реставрации. «В течение последних лет мы совершили большой объем работ по реставрации внешнего облика собора и благоустройству прилегающих территорий. И сейчас перешли в интерьеры, галереи и отдельные церкви, входящие в собор», — рассказал на церемонии открытия директор Государственного исторического музея. «Сейчас происходит духовное возрождение нашей нации, и для нас очень важно найти свое место в этом процессе. Глубокие духовные исторические культурные корни являются главным богатством нашей страны», — отметил президент Московской межбанковской валютной биржи, финансирующей реставрацию интерьеров собора, Александр Потемкин. Настоятель патриаршего подворья храмов в Зарядье священник Вячеслав Шестаков совершил в отреставрированной церкви первое богослужение — благодарственный молебен. Отвечая на вопрос, смогут ли молиться простые верующие, директор ГИМ отметил, что здесь проводятся службы по праздникам в честь тех святых, которым посвящены отдельные церкви собора. «Так было и в XVI, и b XVII веках. Это не приходской, не общинный храм, а, выражаясь современным языком, — элитарный», — сказал Шкурко.

http://patriarchia.ru/db/text/262415.htm...

Церковное предание, исторические хроники и официальные акты хранят память о Мангазейском чудотворце и его заступничестве с начала XVII века и до наших дней. Но самым ярким подтверждением непрекращающейся любви к нему является живая память о нем в народе. Особенно благоговейно чтут его православные Сибири. На месте первой могилы святого Василия в Мангазее, где некогда стояла часовня над возникшим из земли гробом, в прежние времена можно было видеть звериные шкуры, принесенные благодарными охотниками. Народности Енисейского и Тюменского Севера и сейчас почитают святого Василия Мангазейского как великого угодника Божия и обращаются к нему с молитвой. Ныне и Церковь наша, поминая его на отпустах, поет Славу угоднику Божию. Канон святому еще в 1719 году составил митрополит Филофей, тогда же появилась и «Повесть о блаженном страстотерпце Василии». К концу первой трети XVIII столетия были написаны три службы и несколько поучений на дни памяти праведного Василия. Одну из первых икон святого написал послушник Тобольского митрополита Павла живописец Лука, по случаю своего чудесного избавления от смерти. Известны изображения Василия Мангазейского во Владимирском соборе Киева, в Новгороде и Москве. Мощи святого Василия до начала XX века почивали под спудом в Троицком Туруханском монастыре. Сначала днем памяти святого было 22 марта, когда святая Церковь вспоминала соименного ему священномученика Василия Анкирского. В последующее время память блаженного Василия стала совершаться и 10 мая — в память о перенесении его мощей из Мангазеи. Ранее память святому совершалась в монастыре еще и 6 июня, день явления его мощей (по другим источникам, кончина св. Мученика Василия Мангазейского приходится на 4 апреля 1602 года). Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Василий Мангазейский, прав. " .

http://pravicon.com/info-1936

1 апреля 1919 года был назначен эпизодическим сотрудником-консультантом в Подотделе архитектурной реставрации Отдела по делам музеев и охране памятников искусства и старины Наркомпроса. Он занимался сбором архивного материала по истории собора для реставрационных нужд. При соборе Василия Блаженного не было группы верующих, поэтому Отдел по делам музеев и охраны памятников искусства и старины Наркомпроса сдал собор в пользование причту под ответственность о. Иоанна, как археолога по специальности. 29 октября 1919 года был арестован и заключен в тюрьму Петрограда ( Санкт-Петербург ), с обвинением в " контрреволюционной и антисемитской агитации; нарушении кодекса законов о труде " . В октябре 1919 года органы юстиции г. Москвы развернули показательный процесс против причта Покровского собора. Поводом для этого послужила история с находившимися с 1915 года в храме мощами Гавриила Белостокского , у границы которого священники собора продолжали служить молебны. Дело было сфабриковано VIII отделом Наркомюста в рамках выполнения директив XIII съезда РКП(б) о " полном отмирании Церкви " . Центральным пунктом этой программы было вскрытие и " разоблачение " святых мощей. Действия в Покровском соборе пришлись на завершающий этап кампании Всероссийского масштаба по вскрытию 65 рак с мощами святых, начавшейся еще осенью 1918 года. 29 октября 1919 года о. Иоанна и настоятеля собора о. Иоанна Андреевича Ковалевского вызвали в Комиссию по отделению Церкви от государства (в здании ЦИК, в Кремле), и комендант Кремля заключил их под стражу " ввиду падающих на них улик в соучастии в антисемитской агитации вокруг гробницы " мученика Гавриила " , находящейся в Соборе Василия Блаженного " . По групповому делу " дело о контрреволюционной и антисемитской пропаганде в соборе Василия Блаженного " вместе с о. Иоанном Кузнецовым и настоятелем о. Иоанном Ковалевским проходили члены причта, сторожа и староста собора. Все обвинялись " в контрреволюционной и антисемитской агитации в соборе " в связи с нахождением в нем усыпальницы мученика младенца Гавриила Белостокского .

http://drevo-info.ru/articles/13681152.h...

Недобрые люди, увидев юродивого в богатой шубе, захотели обманом взять ее у него. Один из них лег на дороге и притворился умершим, а товарищи стали просить Василия подать что-нибудь на погребение бедняка. Отдавая шубу, Василий сказал: «Лукавнующие потребятся», – и вслед за этим обманщики нашли своего товарища мертвым. Блаженный неоднократно предсказывал приближение общественных бедствий, заранее оплакивал их и побуждал всех молиться об отвращении гнева Божия. Все граждане столицы и сам царь с митрополитом чтили в блаженном Василии угодника Божия. Он скончался в 1552 году, 2-го августа, 88 лет от роду, из которых 72 провел в подвигах юродства, Царь с боярами нес одр его, а погребение совершал митрополит Макарий с собором духовенства. Тело его было положено на том месте, где, спустя два года, царем Грозным в память покорения города Казани была построена церковь , известная теперь под именем Покровского и Василия Блаженного собора. В этом соборе и доселе почивают под спудом мощи блаженного Василия, источая исцеление от различных недугов с верой приходящих к нему на поклонение. Живая память об этих исцелениях сохраняется у многих благочестивых христиан царствующего града Москвы. Черноризец Герасим двенадцать лет был без ног и питался подаянием у Спасских ворот. Однажды ему явился блаженный Василий и спросил: «Сколько лет ты ползаешь на коленях? Для чего ты, – сказал он, – не веришь святым, от которых можно получать исцеление без всякой платы? Веруешь ли, что Бог может исцелить тебя?» – «Верую, – сказал бедняк, – верую, что твоими молитвами помилует меня Бог». – «Хорошо, – сказал явившийся – ступай же ко гробу юродивого». Герасим пошел к гробнице Василия и получил исцеление. (Из жития св. Василия Блаженного). 5.Похвала святым пустынникам (Из творений преподобного Ефрема Сирина ) «Приклоните ко мне слух свой, послушайте меня несколько минут: я расскажу вам о жизни отцов, обитавших в пустыне. Это те, которые, услышав голос Пастыря, тотчас позвали Благого Владыку. Это купцы, исшедшие искать доброго бисера.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

17 ноября 1919 года был осуждён с обвинением в " контрреволюционная и антисемитская агитация в соборе Василия Блаженного, в связи с нахождением в нем усыпальницы мч. младенца Гавриила " и приговорён к условному лишению свободы сроком на 5 лет; с лишением прав на доверие советской власти. Пребывание под арестом и суд не прошли бесследно для о. Иоанна - он оказался в больнице после операции. После выхода из больницы, он продолжал служить в Покровском соборе. С апреля 1921 года его приняли в число постоянных сотрудников по II Подотделу церковной комиссии Главнауки Наркомпроса в качестве служителя в Покровском соборе. С мая 1921 года он стал получать в Главнауке оплату " за очистку площади около собора " в размере 15 тыс. руб. в месяц. Летом или в начале осени 1921 года назначен настоятелем Покровского собора на Рву (Василия Блаженного) . Решение всех хозяйственных вопросов легло на его плечи - служителя-уборщика и одновременно настоятеля храма - человека немолодого, болеющего с молодости и не обладающего крепким здоровьем. Утром 3 октября 1921 года он обнаружил пропажу ценностей из собора - кражу из ризницы собора 10 предметов богослужебной утвари из драгоценных металлов и лицевого шитья. Подобные грабежи были частым явлением в эти годы. О. Иоанн незамедлительно сообщил о краже в Отдел музеев Главнауки. Из воспоминаний племянницы, дочери брата жены о. Иоанна: " Кузнецов Иван Иванович (муж сестры моего отца) - настоятель собора Василия Блаженного в Москве, ученый-историк. Он напечатал свои исследования по истории этого собора, подарил матери свою прекрасно изданную книгу - альбом большого формата со многими фотографиями и рисунками. От сотрудников Исторического музея я слышала, что эта книга редкая и лучшая среди книг о возведении этого замечательного памятника русской старины. И.И. Кузнецов был талантливым человеком, остроумным рассказчиком, любил нашу семью, особенно нас, детей. Несколько летних каникул провел с нами в Эстонии на даче. После революции его выселили из прекрасной квартиры на Пятницкой улице, и он временно жил в самом соборе водном из сводчатых помещений. Там мне приходилось ночевать " (один из Воронежских архивов)]

http://drevo-info.ru/articles/13681152.h...

В 1912 году был удостоен звания ученого-археолога и награжден серебряной медалью. Его диссертацию после переработки было решено напечатать в " Записках " института. Вскоре после окончания института о. Иоанн начал работу над подготовкой публикации на основе диссертационной работы. В 1915 году в биографическом словаре членов МАО указывалось: " Готовит к печати " Историю Московского Покровского и Василия Блаженного собора " . В 1916 году на заседании Комиссии МАО по сохранению древних памятников о. Иоанн сделал доклад на основе двух первых глав своей монографии Собора. Помимо службы в соборе, о. Иоанн был членом Кирилло-Мефодиевского православного братства. Являлся членом Московского епархиального попечительства о бедных духовного звания, был назначен смотрителем находящихся в ведении попечительства Георгиевского и Александровского приютов. Был членом Бюро попечения о беженцах в годы Первой мировой войны. С 1918 года Покровский собор находился в ведении Главнауки и отдела по делам музеев, а в его двух нижних приделах - Василия и Иоанна Блаженных продолжались богослужения. В 1918 - 1919 годах - сотрудник-консультант. В сентябре 1918 года Всероссийская Коллегия по делам музеев и охране памятников искусства и старины Наркомпроса уведомила о. Иоанна о том, что он избран членом вновь образованной Комиссии по реставрации Покровского собора, и просила сообщить об этом патриарху Тихону. Коллегия просила о. Иоанна " принять на себя надзор за тем, чтобы никакие ремонты, починки, переделки и исправления в означенном храме не производились без ведома Отдела " . 4 августа 1918 года был принят на службу в Комиссию по охране памятников искусства и старины при Моссовете, служил там до октября 1918 года - бесплатно, а с октября 1918 до февраля 1919 года - с оплатой 70 руб. в месяц, " с февраля 1919 года стал получать хорошее жалованье " . 26 декабря 1918 года на заседании Комиссии по архитектурной реставрации при музейном отделе Наркомпроса он сделал доклад " Исторический обзор построения храма Василия Блаженного " , по сути, это была первая глава его монографии. О. Иоанн написал о соборе Василия Блаженного две книжки, выдержанные в строго православном стиле. О. Иоанн был членом архивно-библиотечного отдела Комиссии Моссовета. По заданию Музейного отдела НКП о. Иоанн вел интенсивную работу в архивах по сбору материалов об архитектурных памятниках Москвы и Петрограда. За январь-февраль 1919 года им были обработаны сотни архивных дел. В январе 1919 года о. Иоанн обратился в Коллегию по делам музеев и по охране памятников старины и искусства Наркомпроса с заявлением о публикации " Истории Покровского собора " в " Трудах " Коллегии на предлагаемых им условиях (не больше 150 печатных листов, аванс " на проживание " 15 тыс. руб.). 30 марта 1919 года на заседании Коллегии было решено " приобрести означенную рукопись за 25 тыс.руб. "

http://drevo-info.ru/articles/13681152.h...

«Хочется тебе этого? – опросил юродивый. – Пусть будет так». Тогда вельможа надел на Василия свою убогую лисью шубу; блаженный по обычаю побежал по улице. Недобрые люди, увидев юродивого в богатой шубе, захотели обманом взять ее у него. Один из них лег на дороге и притворился умершим, а товарищи стали просить Василия подать что-нибудь на погребение бедняка. Отдавая шубу, Василий сказал: «лукавнующие потребятся», а вслед за этим обманщики нашли своего товарища мертвым. Блаженный неоднократно предсказывал приближение общественных бедствий, заранее оплакивал их и побуждал всех молиться об отвращении гнева Божия. Все граждане столицы и сам царь с митрополитом чтили в блаженном Василии угодника Божия. Он скончался в 1552 году, 2-го августа, 88 лет от роду, из которых 72 провел в подвигах юродства. Царь с боярами нес одр его, а погребение совершал митрополит Макарий с собором духовенства. Тело его было положено на том месте, где, спустя два года, царем Грозным в память покорения города Казани была построена церковь , известная потом под именем Покровского и Василия Блаженного собора. В этом соборе и почивали под спудом мощи блаженного Василия, источая исцеление от различных недугов с верою приходящим к нему на поклонение. Черноризец Герасим двенадцать лет был без ног и питался подаянием у Спасских ворот. Однажды ему явился блаженный Василий и спросил: «сколько лет ты ползаешь на коленях? Для чего ты, – сказал он, – не веришь святым, от которых можно получать исцеление без всякой платы. Веруешь ли, что Бог может исцелить тебя?» – «Верую, – сказал бедняк, –верую, что твоими молитвами помилует меня Бог». – «Хорошо, – сказал, явившийся, – ступай же ко гробу юродивого». Герасим пошел к гробнице Василия и получил исцеление. О христианском милосердии и милостыне Что такое милосердие? «Милостыня, говорит святой Златоуст, есть мать любви, – любви, отличающей христианство , превосходящей все знамения, служащей признаком учеников Христовых». «Милосердие, говорит св. Василий Вел., есть болезнование об угнетаемых сверх меры...

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Обсуждение Изменить Версии Вновь обретенная икона Спаса Москворецкого передана собору Василия Блаженного 14.10.2019 В храм Василия Блаженного принесена для постоянного пребывания икона второй четверти XVII века " Господь Вседержитель " , или " Спас Москворецкий " . " Сегодня мы присутствуем на значимом историческом событии: святыня вернулась на свое место. Верующие люди теперь могут молиться перед Спасом Москворецким, который москвичи почитали как чудотворный. И вот первое чудо - образ вернулся на свое историческое место " , - сказал викарий патриарха Кирилла архиепископ Амвросий в понедельник на церемонии передачи иконы в Покровском соборе на Красной площади. По словам архиерея, Покровский собор - прекрасное место для пребывания святыни, поскольку " тут совершается молитва и одновременно профессионалы ухаживают за иконами и самим зданием на самом высоком уровне " . Образ считался утерянным после 1927 года. В 2018-м его обнаружил на антикварном рынке и выкупил российский коллекционер Станислав Николаев, который провел экспертизу и реставрацию памятника культуры. Сегодня, в день, когда православные празднуют праздник Покрова Богородицы, икона заняла свое место в Покровском соборе на Красной площади. Отныне все желающие смогут посмотреть и поклониться вновь обретенной святыне. Интерфакс-Религия / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 14.10.2019 20:13:10 Новости 26.04.2024 В Яранской епархии вышла в свет первая часть сборника документов Яранской епископии 1920-1937 гг. 25.04.2024 Монография «Святой Патриарх Тихон и изъятие церковных ценностей в 1922 году» вышла в издательстве ПСТГУ Спецслужбы Украины задержали наместника Успенской Святогорской лавры митрополита Святогорского Арсения 24.04.2024 В Буркина-Фасо неизвестные похитили и убили католического катехизатора Священника Димитрия Сафронова, служившего панихиду по Алексею Навальному, запретили в служении 23.04.2024 Македонская Церковь канонизировала новых святых 22.04.2024 Захвачен храм Ровенской епархии УПЦ в селе Бронники Договор об аренде помещения канцелярии православной епархии расторгли в Таллине Митрополит Кишиневский Владимир возглавил хиротонию архимандрита Патрокла (Поромбака) во епископа Дондюшенского 21.04.2024 Патриарший экзарх всея Беларуси освятил храм в честь святителя Николая Чудотворца в деревне Городище Минского района Подписка Powered by DrevoWiki based on Yii

http://drevo-info.ru/news/25339.html

19 сентября, в память избавления Москвы от татар в 1591 году, совершался крестный ход в Донской монастырь. 1 октября, в день Покрова Богородицы, богослужение было не только в Успенском соборе, но и в храме Василия Блаженного, где в этот день пела лучшая часть Синодального хора. Службе, совершаемой митрополитом с участием протодьякона К. В. Розова, предшествовал крестный ход из Успенского собора в храм Василия Блаженного, а затем, после литургии, обратно в Кремль. Последней в году всенощной, которую Синодальный хор пел в полном составе, была всенощная 4 октября в канун дня Московских святителей: Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Гермогена. Их мощи, кроме мощей митрополита Алексия, покоившихся в Чудовом монастыре, находились в Успенском соборе. Перед началом всенощной, которую совершал митрополит, вдруг раздавалось пение монашеского хора – это из Чудова монастыря выносили икону митрополита Алексия, изображавшую святителя в полный рост. Икону помещали за правым клиросом, у южных дверей собора. Торжественными и длительными были как всенощная, так и литургия этого большого праздника Москвы. После дня Московских святителей всенощные в Успенском соборе долгое время не служились. Вероятно, это объяснялось стремлением сохранить хор, и главным образом ребят. Я помню, однажды, когда был ремонт Успенского собора, мы пели на клиросе в шубах. И надо было видеть, с какой отеческой бережливостью смотрел на ребят проходивший мимо них сакелларий Пшеничников. В зимнее время в соборе вместо всенощных перед воскресеньями и праздниками служились утрени, на которых пела группа взрослых певчих численностью в десять человек. Таким образом, взрослые певцы хора разбивались на три очереди, а так как пели они ночью, то и носили прозвище «ночников». Управлявший пением ночников регент В. П. Степанов рассказывал нам, что в затемненном соборе почти никого не было, только слышалось рокотание низких голосов священнослужителей да пение мужского хора. Ночное пение в пустынном полутемном соборе производило впечатление чего-то совершенно необычного и старинного. Казалось, что из-за колонны вот-вот выйдет Иван Грозный.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010