286 „Кто вне Бога, тому невозможно быть в блаженной жизни». 287 Единение с Богом, между тем, может состояться только под условием нравственного совершенства человека, единение человека с Богом основывается на подобии человеческой природы с Божественной, на образе Божьем в человеке. „Человек сотворен по образу и подобию Божьему; а грех, увлекая душу в страстные пожелания, изменил красоту образа. Но Бог, сотворивший человека, есть истинная жизнь: потому, кто утратил в себе подобие Божье, тот утратил и общение с жизнью. Итак, возвратимся к первоначальной благодати, которой чуждыми сделали мы себя через грех, и снова украсим себя по образу Божьему, бесстрастием уподобившись Творцу». 288 „Соделание греха отчуждает от Господа и сродняет с дьяволом». 289 Поэтому Василий Великий цель и сущность, совершенного Христом дела, полагает в нравственном обновлении человека, необходимом для общения с Богом. „Для того, – говорит он, – пришествие Христово во плоти, предначертания евангельских правил жизни, для того страдания, крест, погребение, воскресение, чтобы человек, спасаемый чрез подражание Христу, воспринял оное древнее сыноположение. Посему для совершенства жизни необходимо подражание Христу». 290 Крест, по св. Василию, является одним из важнейших моментов дела нравственного обновления людей, предпринятого Христом. Чрез Крест принесено удовлетворение за грех, и приобретено прощение и примирение с Богом, Которому люди сделались врагами. Кому дан выкуп за грех ? И дьяволу, и Богу. Достойно замечания, что Василий Великий видит вражду при этом, не со стороны Бога, а со стороны человека, что дает основание думать выражения, вроде, например, таких: на кресте „умирает вражда наша на Бога», и т. п. 291 В толковании на 48 Пс. (слова: и не даст Богу выкупа за него, дорога цена искупления души их, ст. 8) Василий Великий следующим образом раскрывает искупительное значение Креста, как необходимого отрицательного момента в деле положительного нравственного восстановления людей. „Нужна искупительная цена для изведения нашего на свободу, которую мы утратили, будучи побеждены насилием дьявола; потому что дьявол , взяв нас в рабство, не освободит от своего мучительства, пока не пожелает обменить нас, побужденный к тому каким-нибудь достоценным выкупом.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zna...

ЗАВЕТ.RU - ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ Патриарх Алексий II почтил память Блаженного Василия, Христа ради юродивого, Московского чудотворца 15.08.2002 15 августа Русская Православная Церковь празднует день Блаженного Василия, Христа ради юродивого, Московского чудотворца. В день памяти Блаженного Святейший Патриарх Алексий совершил Божественную литургию в храме Покрова на Рву, известном также как храм Василия Блаженного. По окончании богослужения состоялся молебен у раки с мощами святого. Обращаясь к пастве, Предстоятель Русской Церкви отметил, что православная Москва всегда с особым благоговением чтила память Блаженного чудотворца Василия. Как напомнил Патриарх Алексий, за нелицемерную веру и горячую любовь к миру Горнему Господь укрепил его на подвиг юродства и сообщил проповедям святого особую силу духовного воздействия на всех людей - от последнего нищего до царя. Вся жизнь Василия Блаженного прошла среди людей, и похоронен он был на самом людном месте Москвы - на Красной площади (в XVI в. там располагался городской рынок, и ныне Покровский собор окружает многолюдная толпа). Слово Святейшего Патриарха Алексия в день памяти Блаженного Василия Блаженного, Христа ради юродивого, Московского чудотворца Мы совершили здесь, в соборе Покрова Пресвятой Богородицы, Божественную литургию. Молебное пение святому блаженному Василию, юродивому, Московскому чудотворцу, мы совершим в нижнем храме, где погребены его святые останки. Поздравляю всех вас с праздником одного из наиболее чтимых святых нашего Первопрестольного града, по имени которого - храмом Василия Блаженного - нередко называют этот соборный храм Покрова Пресвятой Богородицы. Я поздравляю причастников с принятием Святых Христовых Таин. Много подвижников веры и благочестия прославились в нашем граде. Это - и святители Московские, и святой благоверный и преподобный князь Даниил Московский, и святой Блаженный Василий Московский, память которого мы сегодня совершаем. Василий Блаженный принял на себя тяжкий крест юродства: обличал тех, кто вел себя недостойно христианского звания, и предсказывал милость от Господа тем, кто основывал свою жизнь на христианских духовных ценностях.

http://zavet.ru/news/0208/n15-5.htm

В день памяти блаженного Василия Московского Святейший Патриарх Алексий совершил Божественную литургию в соборе Покрова на Рву Код плеера Livejournal Liveinternet 15 августа 2007 г. 14:39 В день 450-летия со дня преставления блаженного Василия Московского Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил Божественную литургию в соборе Покрова Пресвятой Богородицы на Рву (храм Василия Блаженного). Его Святейшеству сослужили епископ Бронницкий Амвросий, протоиерей Геннадий Нефедов, настоятель храма Богоявления Господня в Китай-городе, протоиерей Николай Иноземцев, настоятель Казанского собора на Красной площади, священник Вячеслав Шестаков, ризничий соборов Московского Кремля, представители московского духовенства. За богослужением пел мужской хор Новоспасского монастыря. Святейший Патриарх Алексий совершил Божественную литургию в центральном Покровском приделе храма. По окончании богослужения состоялся молебен блаженному Василию Московскому, во время пения которого духовенство перешло в нижний храм блаженного Василия. Здесь, перед ракой с мощами святого было спето величание, после чего Святейший Патриарх прочитал молитву московскому святому. После окончания богослужения Святейший Патриарх поздравил собравшихся с праздником и с 450-летним юбилеем со дня преставления блаженного Василия. В своем слове Предстоятель Русской Церкви отметил, что жизнь блаженного Василия является свидетельством того, что каждый человек даст ответ на суде Господнем. Блаженный Василий не носил одежды, был нагим и в холод и в жару, что является важным напоминанием о бренности этой жизни всем нам, отметил в своем слове Патриарх. Предстоятель Русской Церкви, в частности, сказал: «В сегодняшнем апостольском чтении есть такие слова «Не бываим тщеславнии, друг друга раздражающе, друг друга завидяще. Братие, аще и впадет человек в некое согрешение, вы, духовни, исправляйте таковаго духом кротости, блюдый себе, да не и ты искушен будеши». Эти слова апостольского чтения поучительны для каждого из нас, поскольку апостол указывает нам на наши основные грехи — раздражение и зависть. И всем нам пример следования заповедям Христовым дал блаженный Василий Московский». От лица прихода собора Покрова на Рву священник Вячеслав Шестаков, преподнес Святейшему Патриарху икону блаженного Василия Московского. Святейший Патриарх Алексий вручил церковные награды сотрудникам музея Московский Кремль: Заведующий филиалом ГИМ «Покровский собор» Геннадий Шарыгин награжден орденом преподобного Сергия Радонежского 3 степени. Главный хранитель собора Любовь Успенская награждена медалью князя Даниила Московского. Пресс-служба Московской Патриархии Календарь ← 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/281677.htm...

Боярский сын, из Вологды, Василий Сергеев Копятов страдал целый год ногами. Слыша о многих чудесах от мощей блаженного Василия, больной размышлял, как достигнуть ему гроба святого Василия, чтобы помолиться об исцелении. Сильный верою, но немощный телом, собрался он на костылях в далекий путь (из Вологды в Москву). В пути болезнь одолела и он должен был остановиться: «изнеможе долготы ради пути». Скорбя об этом, он обратился с молитвою к чудотворцу: «помоги мне и избавь от недуга сего!» Как только призвал на помощь блаженного Василия, слышит голос: «Если хочешь получить исцеление, иди, приложись к моему гробу!» В тот же момент больной почувствовал себя здоровым и продолжал свой путь в Москву и «со слезами умиления облобызал раку блаженного Василия». Одна богатая женщина Анна двенадцать лет была слепа; часто слыша о чудесах, которые совершаются по молитвам Василия блаженного и имея крепкую веру в него, повелела написать икону сего угодника Божия и пожертвовала ее в храм сего святого. «И на многие дни ей, молящейся в сем храме, исцеление получи» 410 . Жена некоего кожевника Даниила, Евфимия, жестоко страдала от лихорадки 17 лет; никакие врачевания не могли исцелить ее от этого недуга. Больной пришлось услышать, «како исцеления бывают от мощей святого и блаженного Василия, – верова жена реченным и, пришедши в храм сего угодника Божия, по молитвам праведного Василия получила исцеление». В Пскове была женщина Евдокия, «одержимая последнею нищетою». Шесть лет она была лишена зрения и не владела правою рукою, но при всей своей немощи она не усумнилась идти в Москву, чтобы помолиться у гроба блаженного Василия о своих недугах. Близ города Ржева 411 , изнемогая «вельми от великия тоя болезни», молилась о помощи Василию: «святый праведный Василий, помози ми, старице убозей и лишенней света сего, избави мя от недуга сего!» – «О великое чудо, – продолжает писатель жития блаженного, – явися славный в чудесех блаженный Василий, глаголя: жено, что скорбиши, иди к Живоначальней Троице и Пресвятой Богородице, приложися тамо ко гробу моему и исцелит тя Бог». Тотчас она почувствовала себя здоровою и продолжала свой путь в Москву, чтобы возблагодарить Бога и, «дивного в чудесех» блаженного Василия.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В день памяти блаженного Василия Московского Святейший Патриарх Алексий совершил Божественную литургию в соборе Покрова на Рву 15 августа 2007 г. 13:33 В день 450-летия со дня преставления блаженного Василия Московского Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II cobepшuл Божественную литургию в соборе Покрова Пресвятой Богородицы на Рву (храм Василия Блаженного). Его Святейшеству сослужили епископ Бронницкий Амвросий , протоиерей Геннадий Нефедов, настоятель храма Богоявления Господня в Китай-городе, протоиерей Николай Иноземцев, настоятель Казанского собора на Красной площади , священник Вячеслав Шестаков, ризничий соборов Московского Кремля, представители московского духовенства. За богослужением пел мужской хор Новоспасского монастыря . Святейший Патриарх Алексий совершил Божественную литургию в центральном Покровском приделе храма. По окончании богослужения состоялся молебен блаженному Василию Московскому, во время пения которого духовенство перешло в нижний храм блаженного Василия. Здесь, перед ракой с мощами святого было спето величание, после чего Святейший Патриарх прочитал молитву московскому святому. После окончания богослужения Святейший Патриарх поздравил собравшихся с праздником и с 450-летним юбилеем со дня преставления блаженного Василия. В своем слове Предстоятель Русской Церкви отметил, что жизнь блаженного Василия является свидетельством того, что каждый человек даст ответ на суде Господнем. Блаженный Василий не носил одежды, был нагим и в холод и в жару, что является важным напоминанием о бренности этой жизни всем нам, отметил в своем слове Патриарх. Предстоятель Русской Церкви, в частности, сказал: «В сегодняшнем апостольском чтении есть такие слова «Не бываим тщеславнии, друг друга раздражающе, друг друга завидяще. Братие, аще и  впадет человек в некое согрешение, вы, духовни, исправляйте таковаго духом кротости, блюдый себе, да не и ты искушен будеши». Эти слова апостольского чтения поучительны для каждого из нас, поскольку апостол указывает нам на наши основные грехи — раздражение и зависть. И всем нам пример следования заповедям Христовым дал блаженный Василий Московский». От лица прихода собора Покрова на Рву священник Вячеслав Шестаков, преподнес Святейшему Патриарху икону блаженного Василия Московского. Святейший Патриарх Алексий вручил церковные награды сотрудникам музея Московский Кремль: Заведующий филиалом ГИМ «Покровский собор» Геннадий Шарыгин награжден орденом преподобного Сергия Радонежского 3 степени. Главный хранитель собора Любовь Успенская награждена медалью князя Даниила Московского. Пресс-служба Московской Патриархии Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/281225.htm...

Черноризец Герасим двенадцать лет был без ног и питался милостынею у Спасских ворот. «Сколько лет ползаешь ты на коленах?» спросил явившийся ему Василий. «Двенадцать лет и все, что имел, роздал врачам, но без пользы», отвечал старец. «Для чего же ты, сказал ему Василий, не веришь святым, от которых можно получать исцеление без всякой платы? Веруешь ли, что Бог может исцелить тебя?» «Верую, Господи, сказал бедняк; верую, прибавил он, что твоими молитвами помилует меня Бог». – Хорошо, сказал явившийся, ступай же к гробу юродивого. Герасим пошел и совсем выздоровел 8 . «Преблаженный Василий! с юности заботился ты стать в день суда без страха и боязни, и смело, отвергнув все и удовольствия телесные, последовал за Христом; собирал богатство духовное трудами и терпением, с свечою всегда готовою. И весело взошел ты на небо. Моли спастись душам нашим». «Как истинный и непобедимый страдалец, явился ты с чистотою душевною и телесною, для Христа, изнурив тело всякою нуждою. Потому и получил от Него дар исцелений. И ныне, блаженный Василий, моли о нас славящих твое успение». 9 2 Пролог 2 авг. Минея на август, М. 1646. Степ. книга 2, 245. 246. Видение бывшее Василию в 1521 г. Слава Богоматери (3,40–42. М. 1853 г.) некоторые приписывают Василию Блаженному. Но а) по сказанию о чинах, видение было Василию «Новогородцу» (Вивлиоф. VΙ, 195–198); а блаженный Василий был москвич; б) Василий блаженный стал известным при Грозном царе. 3 Степ. кн. 2, 245–248. Карамз. 8, пр. 173. День страшного пожара, июня 24, верно показан в царственной книге: в степенной неточность. – Этому пожару предшествовали не столько сильные пожары, апр. 12 и 20. 7 Собр. л. 4, 320. Новый летоп. стр. 28. Память блажен. Василия в уставе 1608 г. у Румян. в опис. муз. стр. 712. Иконы блажен. Василия в Хутынском монас. по описи 1642 г. Зап. археол. общ. IX. 431 459. 9 Стихира и тропарь службы 2 авг. в минее М. 1646 г. Служба бл. Василию в синод. ркп. 313. Царского 563. Читать далее Источник: Жития святых, чтимых Православною Церковию, с сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах/Составленные преосвященным Филаретом (Гумилевским) архиепископом Черниговским, с дополнениями из других : С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева. - С.-Петербург : Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1885./Август. – 292, IV с.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Одна женщина Евдокия, жившая недалеко от Москвы, питала глубокое благоговение к святому Василию и дала обет отслужить молебен у гробницы блаженного Василия, но по естественной беспечности большинства, отлагая день за днем исполнение своего обета, почти о нем забыла. Однажды утром, выходя из дому своего на работу, встретил ее как бы порыв бури и внезапно почувствовала она расслабление во всех своих членах. «Тако ей болезнующей, уразуме вину болезви своея, яко презре обещаше свое приити ко гробу святого помолитися», и просила родных отвести ее на гроб блаженного, где, по усердной молитве, возвратилось ее здоровье. Земледелец Косьма из села Покровского семь с половиной лет страдал глазною болезнью: он ничего не видел левым глазом. И вот он отправился в Москву, чтобы помолиться об избавлении от этой болезни у мощей блаженного Василия. На пути он остановился переночевать у крестьянина Евтропия. Во сне ему явился блаженный и грозно сказал: «Безумный, почему ты ранее сего не просил меня об исцелении?» И, дунув ему в левый глаз, стал невидим. Косьма, проснувшись, нашел себя совершенно здоровым, после чего продолжал путь свой в Москву, где у мощей праведника возблагодарил Бога и Его угодника за свое исцеление. Из города Владимира принесли некоего Емельяна в храм Василия блаженного и положили его близ мощей святого. Вскоре, по молитве святому, больной получил здесь исцеление и совершенно здоровым возвратился домой. Одна женщина Ксения, одержимая нечистым духом, как-то в праздничный день перед обедом стала пить что-то и внезапно онемела и лишилась рассудка, – начала рвать на себе одежду и неистовствовать, так что принуждены были ее связать. Родные больной вспомнили о многоразличных чудесах блаженного Василия и привели ее к гробу сего угодника Божия и бесноватая, после молебна и окропления святой водою, выздоровела. Некто Евстратий 4 года страдал от лихорадки и, желая избавиться от этой болезни, он пришел в храм Василия блаженного и обратился с молитвою к угоднику Божию о своем выздоровлении. Помолившись здесь, он возвратился домой и в следующую же ночь видит во сне Василия блаженного и некую «злообразную жену», которая намеревалась схватить больного; но праведник сказал ей: «Не прикасайся сему», – и она мгновенно исчезла, а больной, проснувшись, почувствовал себя совершенно здоровым.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

«Блаженный же Василие в далних странах в персидской земли на мори чюдеса творяше и на чръмном море чюдеса творя, у нас же во царствующем граде Москве неотступно пребывая» (стр. 44). Эти слова, по справедливому рассуждению о. Кузнецова (стр. 195–196), содержатся в обращении описателя к слушателям, а не в речах митр. Макария и царя Ивана, которые заканчиваются в рукописи ранее целой страницей. Следовательно, ясно и несомненно, что житие Василия Блаженного писалось в Москве, писалось москвичем, а не случайным посетителем царствующего града («у нас в Москве»). Таким образом отпадают совершенно все остальные соображения и предположения нашего автора. Если бы он был внимательнее к тексту изданного им жития, он бы нашел и еще намек списателя на самого себя. «Но в нынешнем судищи род (текст испорчен; следует читать: но в нынешний сущий род) самовидцы быхом, богоблаженному василию, выше естества нашего подвизася» (стр. 53). Следовательно, автор самовидец подвигов блаженного и не молодой человек; в конце 80-х годов XVI в., когда написано житие, он помнил блаженного Василия, подвизавшегося 30 слишком лет тому назад. 1909 Нельзя также признать удачными розыскания о. Кузнецова о составителе канона блаженного Василия (стр. 314–316). В сборнике Волоколамской библиотеки 99 (412), принадлежавшем Евфимию Туркову (†1587), канон подписан «Творение старца Мисаила Соловецкого». Чтобы решить вопрос, кто такой Мисаил, о. Кузнецов —465— начинает соображать, что раз Евфимий Турков знал Мисаила, то, может быть, он был некогда в числе братии Иосифова монастыря, а потом считает Мисаилов Волоколамской обители в к. XVI в. Но, бесспорно, было бы гораздо полезнее направить свои поиски в иную сторону, в Соловецкий монастырь. Там, кроме указанного Ключевским (Жития святых, 319, 2 пр.) Мисаила, упомянутого в 1563 г. в списке братии при Соловецком уставе св. Филиппа, можно найти и еще известие о старце Мисаиле. В Соловецкой рукописи XVII в. 508 (205) сказание об отшельнике Никифоре с известием о его смерти заканчивается так: «В Лето 7124 (1616 году) победа о нем великии пустынный отец священноинок святый старец Мисаило, живый на том же острову Соловецком» (Описание рукописей Соловецкого монастыря – Каз. Дух. Академии, II, 243). Мисаил, повидимому, был подвижник, известный в свое время; он мог быть автором канона блаженному Василию (говорим предположительно) и Евфимий Турков мог узнать о его авторстве даже и в том случае, если Мисаил не имел никакого отношения к Волоколамской обители.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

(Блаженная старица Елена(1866– 1947) и  блаженная старица Екатерина(1889–1968) похоронены на монастырском кладбище недалеко от Никольской церкви.) Для восстановления каменной церкви нужны были кирпич, цемент, доски, способные трудиться люди. Пюхтицкая обитель помогала всем, чем могла. Одна из духовных дочерей подвижника была свидетельницей того, как по молитвам блаженной Елены отцу Василию выдали цемент, хотя первоначально работники склада заявили, что  цемента нет, из-за этого стоит строительство школы и больницы. Отец Василий спокойно ответил, что этого не может быть: «Я перед отъездом сюда заезжал в Пюхтицкий монастырь, молился блаженной Елене, а она мне всегда помогает. Цемент для меня должен быть!» – и сел на стул. Чуть позже подошёл ещё один сотрудник склада, и, узнав о случившемся, спросил протоиерея Василия: «Может, это для тебя в тупике стоит  вагон с цементом, в котором не хватает двух тонн? Давно идёт тяжба по этому поводу». Отец Василий радостно воскликнул, что блаженная Елена его никогда не подводила, и он берёт цемент, и готов оплатить недостаток. Когда цемент привезли в храм, то оказалось, что там не было недостатка, а наоборот – избыток. Поначалу было очень трудно отцу Василию. Рядом с развалинами каменного храма стояла маленькая деревянная церковь , там отец Василий служил. Господь наделил его даром исцелять болезни душевные и телесные – он отчитывал людей, имел на это благословение ныне прославленного преподобного отца Симеона Печерского. (Следует отметить, что отец Василий был духовным сыном архимандрита Иоанна (Крестьянкина) (1910–2006)). К отцу Василию в Васкнарву приезжало много людей, надо было их где-то размещать, поэтому он возвел несколько построек. Из рассказа игуменьи Варвары (Трофимовой):  «Часто отец Василий через нас – мимо Пюхтицы – проезжал. Зайдёт, бывало, на монастырское кладбище  – и прямехонько на могилки к матушке Елене да к матушке Екатерине, блаженным нашим, и просит: «Старицы Божии, помогите мне. Я сейчас к матушке игумении пойду, у неё поклянчу немножко...

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Часовне Ксении Блаженной - 120 лет июля 2022 Благочинный Василеостровского округа , настоятель храма Смоленской иконы Божией Матери протоиерей Евгений Шогенов рассказал, что приход берет начало с XVIII века, когда образовалось Смоленское кладбище, а затем был построен храм. Это место прославилось подвигами и чудесами заступницы и молитвенницы Санкт-Петербурга Ксении Блаженной. Приход возобновил деятельность в 1947 году, когда община во главе с митрополитом Григорием добилась разрешения открыть церковь. Владыка поручил обустраивать его священнику Василию Раевскому. Храм был закрыт с 1940-го по 1947-й годы и полностью разорен, не осталось даже иконостаса. " Любой православный христианин желает посетить это святое место, особенно - часовню блаженной Ксении. Не проходит и дня, чтобы не совершилось какое-то чудо. Службы совершаются и в Воскресенском соборе , который отреставрирован и открыт, осталось только благоустроить территорию. Работают воскресные школы, центр православной культуры посещает молодежь и люди поколения 60+, которые в большинстве воспитаны в атеистической среде " , - отметил отец Евгений. Клирик Смоленского храма протоиерей Александр Лесюис рассказал, что на кладбище было несколько храмов, а центральным оставался Смоленский , в строительстве которого принимала участие блаженная Ксения. Троицкий храм разрушили в годы безбожия, на его месте установлена часовня с мозаичной иконой в стиле " Троицы " Андрея Рублева. Одним из инициаторов строительства недавно восстановленного Воскресенского собора была императрица Александра Феодоровна, супруга императора Николая II. В этом храме отпевали Александра Блока. " Кладбище появилось в местах, где жили рабочие из Смоленска, строители Санкт-Петербурга. Деревянный храм Смоленской иконе Божией Матери освятили в 1792 году. Самое почитаемое место на кладбище - часовня блаженной Ксении. Часто приходят и к могиле ее последовательницы - блаженной Анны Лашкиной, она не прославлена, но также несла подвиг юродства Христа ради " , - сказал отец Александр.

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010