В Новосибирске прошел I Всероссийский православный фестиваль детско-юношеского творчества 3 июня 2022 г. 18:24 3 июня 2022 года в гимназии «Краснообская» в Новосибирске состоялось подведение итогов I Всероссийского православного фестиваля детско-юношеского творчества «Лики святых глазами детей». Собравшихся приветствовал митрополит Новосибирский и Бердский Никодим . Архиерей поздравил юных участников фестиваля с Днем защиты детей и началом летних каникул. «Очень важно, чтобы дети воспитывались как гармонично развитые личности, чтобы они ... смогли стать верными гражданами своей Родины, и эту любовь к истории Отечества, к своей Родине в дальнейшем передать и своим детям», — подчеркнул глава Новосибирской митрополии . Митрополит Никодим также поблагодарил инициаторов проведения фестиваля и вручил всем организаторам и участникам благодарственные письма Новосибирской епархии . «Важно, что это доброе начинание происходит в соработничестве и с обществом, и с Церковью, будет развиваться и приносить добрые плоды», — заключил архиерей. В рамках фестиваля были представлены мультипликационные работы, посвященные святителю Луке Крымскому, преподобному Андрею Рублеву, равноапостольным Кириллу и Мефодию, святому Василию Блаженному и другим святым, а также сюжетам из Священного Предания. Всего в фестивале приняли участие более 70 детей из Новосибирской, Московской и Челябинской областей. Участники и педагоги получили грамоты и медали, а также памятные подарки. По словам одного из организаторов фестиваля, руководителя образовательного центра «Чадо-Радо» Ирины Дудоладовой, в настоящее время во многих воскресных школах и детских образовательных учреждениях развиваются студии мультипликации. Идея посвятить мультфильмы святым была с радостью принята и педагогами, и детьми. Юные мультипликаторы сами создавали сценарии и декорации, а также озвучивали свои картины. Работы участников фестиваля можно посмотреть по ссылке . Новосибирская митрополия / Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

В лето 7029-е тогда содержа [л. 291 об.] скипетр Рускаго царствиа благочестивый самодръжец Христолюбивый великий князь Василей и последи бысть во иноцех Варлам, сын пресловущаго сопостатом одолевателя самодръжавнаго великаго князя Ивана Васильевича всеа Росии самодръжца, внука великаго князя Василиа Дмитриевича. И сему благодарствено 719 царствующу, но со всеми окрестными близ его царствиа царьми и кральми и со всеми дръжавными мир утвержен имеа и любовное согласие и ниоткуду брани на ся надеяшеся и сам брани тогда не составляше. Воистинну 720 же его людие мнози тогда во [л. 292] своих областех без опасениа учрежахуся. И тогда перековский царь, иже есть кримский Магмет Кирей, усмотрив си время удобно своему лукавному злохитрьству, и вместо братства мирнаго завета таинствено умысли неправедный совет з безбожным воинством своим на пленение и кровопролитие христианское. Сих же устремлением хотя Преблагий Господь наш милостивно наказати нас, яко да от грех останем и угодная Ему творити научимся и от безбожных враг злолютнаго нашествиа и конечнаго озлобленна избавити сподобит нас своему Христоименитому достоянию. Не пред многими же деньми устремление без [л. 292 об.]безбожных, иже ко христианским пределом мнози от правоверных могущий видети, видеша многа страшная знамения земная, от них же зде едина наречется, еже извести от славных некоих вельмож от Ивана, рекомаго Третьякова 721 , иже бысть казначей царьских великого князя сокровищ, и от другаго Ивана, Боброва 722 глаголемаго, и той бысть постельничей царьскаго же великаго князя чертога. И тако глаголаху, яко тогда мнози сподобишася видети многа ужасна видениа, страшная знамения земная с прещением гнева Божиа, вкупе же великаго милосердна исполнение, еже показа Бог праведному угоднику Своему блаженному [л. 293] Василию, иже самоволие обнаженному, телеснаго одеяниа не имущу, яко первозданный Адам преже преступлениа, душевною же добротою неизреченно одеянну и сугубо преукрашенному, иже многа места великиа многоболезненыа нужа претерпевая Христа ради, проходя со беззлобием богомудростное уродство воздержа, имже и наготою томя себе: лете убо солнечным зноем изгараше, зиме же яко нестерпимый мраз не врежаше огня бо и мраза силнейши плоть праведнаго сего бяше. И тако прият благодать от Бога великих чюдо[де]яней, яко егда в нощех тайно хожаше по святым церквам на [л. 293 об.] молитву, ему же и самая церковная врата, идеже прихожаше, отверзахуся. Мнози же иноземстии гости, поведаху, яко своима очима видеша его на море ходяща връху воды, яко по суху.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Слава, глас 6: Яко истинен и кроток, отче,/собеседник праведному Василию блаженному явися,/угодниче присный,/просветил еси мир терпением твоим,/тем, Богомудре, вси терпение твое и житие хвалим/и твое преставление благочестно почитаем./Радуйся и моли прилежно Бога, благоюроде Иоанне,/о чадородии безчадных,/умирити мир и спасти души наша. И ныне: Богородице, Ты еси лоза: Славословие великое. И отпуст. НА ЛИТУРГИИ Блаженны от канона, песни 3-я и 6-я. Апостол к Коринфяном, зачало 176. Евангелие от Матфея, зачало 43. Молитва первая 31 О предивный угодниче Христов, святый праведный Иоанне, припадающе к раце цельбоносных мощей твоих, лобызаем честный твой образ с верою и усердием нелестным; со изумлением и благоговением духа прикасаемся пречудным твоим веригам, якоже иногда Павловым главотяжем и убрусцем, чающе от них действием Вышняго получити цельбу души и тела. Прославляем всемогущество Зиждителя тварей, Егоже ты в жизни сей добродетельми твоими прославил еси, ублажаем равноангельское на земли житие твое, еже ты пощением, бдением и воздержанием преукрасил еси. Проповедуем твердость веры твоея и любве, яже к Богу, темже, благоговейно воспоминающе богоносныя подвиги твоя, из глубины сердец наших вопием ти: предстательством твоим умоли Творца и Владыку всех, да и мы, верою единою одушевляеми, потщимся соблюсти единение духа, препоясавше чресла наша истиною и оболкшеся в брань правды. Ты предстоиши Престолу Агнца, заколеннаго от сложения мира; пролей теплыя молитвы твоя, да тойже Агнец упасет нас и наставит на животныя источники вод и отымет всяку слезу от очей наших любве ради Христовы. Ты тело твое святое постом и бдением и ношением тяжких вериг измождил еси; содействуй твоим ходатайством, да будем и мы выну освещаеми сиянием Незаходимаго Солнца, да будет закон Его светильник ногам нашим и свет стезям нашим. Ты, соединився с Богом, непрестанным Его зрением наслаждаешися и в вечных кровех со ангелы беседуеши; пособствуй молитвами твоими, да и мы, представивше в житии сем телеса наша жертву живу и благоприятну Богови, сподобимся вкусити с тобою Небесных немерцаемых благ. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Возмущенный против греков, Крижанич включает в число тех из них, которые приходили в Москву за собиранием денег, и М.Грека и нападает на него за отзывы о трудностях грамматического учения; за отзыв об истреблении греческих книг латинами (неправильно переданный Курбским) и даже клевещет на него, когда говорит, что М.Грек называет И.Дамаскина еретиком; но такие мнения вызваны у него соображениями, как интересовавшегося влиянием латинской пропаганды. Кроме того он перевел сочинение Максима Грека об исхождении Св. Духа (из Кирилловой книги, гл. 36 2217 ). Между тем в беседах с раскольниками он оправдывал исправление книг М.Грека и патр. Никона. Он называет даже статью М.Грека об аллилуйи подложной, сочиненной раскольниками 2218 . Известный Арсений Суханов , побывавший на Востоке (1654–1665 г.), по поручению патр. Никона и вывезший оттуда много греческих книг, но заподозривший греков в истинном православии, в своем споре о двуперстии ссылается на авторитет М.Грека 2219 . Мнения последнего об аллилуиа, двуперстии и неприкосновенности бороды, на которые М.Грек смотрел лишь как на обычаи, особенно были дороги в глазах раскольников, которые возвели их как бы в догматы. Поэтому ссылки на М.Грека, как столпа православия, пестрят в раскольничьих произведениях, начиная с первых их писателей до позднейших, причем имя его стоит рядом с отцами церкви и древними русскими церковными писателями, а сам он величается титулом блаженного и святого 2220 . С другой стороны, на М.Грека ссылаются и православные писатели в полемике к. XVII в. (мон. Евфимий) по вопросу о пресуществлении 2221 и тот же Евфимий в своих ответах на вопросы об иконописании приводит слова многих греческих отцов церкви и в том числе М.Грека 2222 . Патр. Адриан переводы М.Грека ставил уже в пример, как образцовые 2223 , хотя с этим, по указанным выше замечаниям, нельзя согласиться. А.И.Соболевский замечает: «Лишь тогда Максим решился писать по-славянски, когда прожил некоторое время в Москве и освоился с ее литературным языком. Но он никогда не мог овладеть последним вполне, и язык даже позднейших его трудов отличается своеобразными словами, необычными синтаксическими сочетаниями, получающими наилучшее объяснение то из греческого, то из латинского, то из болгарского языка, и тяжелой конструкцией фразы (Переводн. литер., 264; примеры, 261–264, в примеч.). Может быть (на основании особенностей языка) часть его оригинальных сочинений первого периода его деятельности в России (до 1525 г.) была написана им на латинском языке и переведена на славянский яз. толмачами или кем-либо другим. По нашему мнению, несомненно написано на латин. яз. послание к вел. кн. Василию» (Сочин., II, 25). Приходится сожалеть, что «язык Толковой Псалтири и других крупных переводных трудов М.Грека остается совершенно неисследованным» (263, примеч. 3). § XII-1

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

И ныне, Богородичен: Богородице, Ты еси лоза: На стиховне стихиры, глас 1. Подобен: Прехвальнии мученицы: Стопам блаженнаго Василия последовал еси, преподобне,/он бо безмолвия ради Ангелом собеседник быти сподобися./Ты же по преставлении его в пустынное место изволил еси вселитися,/и тамо житию онаго блаженнаго поревновал еси,/и свет неизреченный зрети сподобился еси./С ним же Святей Троице предстоя,/моли спастися душам нашим. Стих: Честна пред Господем/смерть преподобных Его. Яко пресветлое светило, в пустынном месте просиял еси/и, яко финикс, в дому Божии пророчески процвел еси,/и плод пречестен, сам себе, Владыце/живу жертву без крове принесл еси, отче,/темже тя вси, любовию сошедшеся,/по достоинству присно ублажаем. Стих: Блажен муж, бояйся Господа,/в заповедех Его восхощет зело. Наставник своим житием иночествующим, отче Ферапонте, был еси,/себе первее начаток Богови принося,/воздержания любомудрием, и смирения высокими нравы,/и безмерным пощением врага смирил еси, преподобне./Пособствуй убо и нам молитвами твоими/сетей того избыти и спастися душам нашим. Слава, глас 8: Веселися, Богохранимый граде Галичу,/в концех бо своих прозябе/иже во блаженных блаженнаго Ферапонта./Сей убо, премудростию Духа Святаго украсився,/всяко воздержание добродетельным своим житием показа/и будущия ради жизни над Монзою рекою вселися,/никакоже бояся невидимых врагов шатания,/аще бо и яростию зельною многажды устремляхуся./Он же молитвами своими,/яко дым, без вести их сотвори./О, непорочныя души и крепкаго терпения его,/того и мы ходатая приводяще,/молимся Христу Богу/от соблазн льстиваго избавити нас и спасти души наша. И ныне, Богородичен: Безневестная Дево: Тропарь , глас 8: Любовию Христовою, Богомудре, просветився, и добродетельми/сожительствовал еси Василию блаженному,/и, всякое наслаждение плотское возненавидев,/в пустыню вселился еси,/в ней же вельми подвизался еси, в жизни сей временней/плоть умерщвляя свою в пениих, и во бдениих, и в пощениих./Темже и Христос даром чудес обогати тя,/но поминай убо нас, чтущих пресветлую память твою,/преподобне отче Ферапонте,/и моли Христа Бога спастися душам нашим.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Договоренность об учреждении Рабочей группы была достигнута Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и Святейшим Католикосом Маланкарской Церкви Василием Мар Фомой Павлом II в ходе визита Предстоятеля Маланкарской Церкви в Россию с 31 августа по 5 сентября 2019 года. Рабочая группа подвела итоги деятельности за время, прошедшее с ее предыдущего заседания в феврале 2020 года в Коттаяме. Несмотря на длительный период эпидемических ограничений, связанных с распространением в мире коронавирусной инфекции, успешно реализован ряд двусторонних инициатив. Представлены предложения по дальнейшему развитию сотрудничества на актуальных направлениях. Среди них: защита традиционных ценностей и поддержка христиан; взаимодействие на международных площадках; межцерковное сотрудничество в диаспоре; контакты между представителями монашества и развитие паломнических программ; сотрудничество в научно-богословской, академической, медийной, социальной, молодежной сферах и в области церковного искусства; осуществление переводов церковной литературы; содействие почитанию в Индии блаженной Матроны Московской; реализация проектов и проведение совместных мероприятий, посвященных истории двусторонних контактов. 25 апреля в Патриарших покоях Грановитой палаты Московского Кремля состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с членами Рабочей группы. Его Святейшество отметил важность дальнейшего развития отношений Русской Православной Церкви с Маланкарской Церковью Индии и другими Древними Восточными Церквами, а также просил представителей Маланкарской Церкви передать ее Предстоятелю Святейшему Католикосу Василию Мар Фоме Матфею III приглашение посетить Россию. Следующее заседание Рабочей группы запланировано на 2024 год на территории Маланкарской Церкви. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Доклад принять к сведению. 2. Признать успешной деятельность Рабочей группы по координации двусторонних отношений между Русской Православной Церковью и Маланкарской Церковью. 3. Отметить важность дальнейшего развития двусторонних отношений.

http://patriarchia.ru/db/text/6027150.ht...

Подобно св. Василию Великому , Григорий Богослов называет Бога Отца «виновником», Сына – «зиждителем» и Духа Св. – «совершителем» всего творения 427 , говорит о завершительных действиях Св. Духа в творении, прежде всего ангельского мира, когда ангельские силы, «измышленные» Богом Отцом, «стали делом, которое исполнено Словом и завершено Духом» 428 , затем – «об усовершенствовании их, озарении» и утверждении в добре тем же Духом, о «действовании» Его в Ветхом Завете – в отцах и пророках и в Новом – в апостолах 429 , далее замечает, что Дух с одной стороны созидает вместе с Сыном в творении и воскресении, с другой – созидает в духовном возрождении 430 , что Дух «всегда был совершающим, исполняющим, освящающим, жизнью и животворящим», что Он есть единая «сила, совершенство и освящение» 431 . Хотя, в чувстве благоговения пред Спасителем, он (св. Григорий) и «готов бы был предпочесть Духу Сына, как Сына, но этого не дозволяет ему крещение, совершающее в Духе» 432 , т. е. вообще освящающее действие Духа Св., начинающееся в крещении. Со дня сошествия Св. Духа в день пятидесятницы «оканчиваются дела Христовы телесные» и «начинаются дела Духа» 433 . Все это, хотя и в кратких чертах намечаемое, живо напоминает глубокие созерцания и многосторонние изъяснения св. Василия Великого . Хотя действия Духа Св. всеобщи, все наполняют, все утверждают, усовершают, просвещают и освящают, но они постепенны. Такая постепенность замечается во введении обоих Заветов Ветхого и даже Нового, – этих «двух знаменитых преобразований человеческой жизни», – «не вдруг », а чрез постепенные «отменения», далее – в откровении тайны учения о Пр. Троице, чрез постепенные «прибавления», наконец – в даровании Св. Духа апостолам не сразу, а «постепенно» (или как сказано в другом месте 434 «троекратно, в различные времена»): «в начале Евангелия, по страдании (воскресении), по вознесении» 435 . Хотя св. отец прямо и не выводит отсюда заключения относительно постепенности освящения Св. Духом каждого отдельного человека, в процессе его спасения, но идея постепенности и в этом отношении, несомненно, предпосылаешь его уму, как и представлению других св. отцов, например св. Кирилла Иерусалимского и св. Василия Великого 436 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

В молитве усердней по вся дни и нощи пребывая, блаженне, ругания и наветы терпеливне подъял еси, Христа ради, от Негоже и Вышняго причастия сподобился еси. Юрода себе волею сотворив, богомудре, премирнаго разумения исполнился еси. Темже и Духа Святаго сосуд избранный явился еси, житием твоим страннолепным украшен. Молитвы твоя обнощь к Небесем возсылая, дневною же милостынею больным и страждущим благотворя, сердца их любовию согревал еси, Василие небомудренне, чадо верное Отца Небеснаго. Богородичен: Н еискусобрачная Дево, Бога плотию рождшая, утверди мя, страстными прилоги приклонена, несть бо разве Тебе иныя Помощницы. Седален, глас 5: Плотское мудрование отринув издетска, нищету и странство Христа ради, стяжав, венценосец Божий на земли явился еси, Василие блаженне. Ныне, молим тя: буди нам, омраченным страстьми землеретными, светлый путевождь ко Христу, Солнцу правды. Слава, и ныне, Богородичен, глас тойже: Милосердия Твоего ради, Богородительнице Пречистая,/избави ны, Тя смиренно умоляющих,/от всех козней вражиих и скорбных обстояний. Песнь 4 Ирмос: С едяй в славе на Престоле Божества,/во облаце легце,/прииде Иисус Пребожественный,/нетленною Дланию, и спасе зовущия:/слава, Христе, силе Твоей. Милостыню с благодарением от простецов приемля и нищей братии ю предавая, снег и дух бурен, мраз, и вар дневный благодушно претерпел еси, святе, силою Божиею укрепляемь. Молим тя ныне, блаженне Василие, услыши прошение наше и, помощь молитв твоих подавая во благовремении, усмири вся брани житейския, да, предстательство твое обретше, прославим Милостиваго Бога. Молим тя паки, славне Василие: юныя вразуми путем заповедей ходити, старцы и в немощи сущия укрепи, подвизающияся же на дела благая направи. Богородичен: Г оспоже, Всепетая Богородице, Мати всех Творца, помышления моя молитвами Твоими очисти и благоплодна покажи. Песнь 5 Ирмос: У жасошася всяческая/о Божественней славе Твоей:/Ты бо, Неискусобрачная Дево,/имела еси во утробе над всеми Бога/и родила еси Безлетнаго Сына,/всем воспевающим Тя/мир подавающая.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Стих: Г осподь хранит пришельцы,/сира и вдову приимет. Мира красоту и всяческая, яже в мире, оставив,/Единому Христу последовал еси/и сетей вражиих избежал еси,/премудре Василие,/ныне же, на Небесех с лики святых Престолу славы предстоя,/молися грехов прощение нам даровати/и Царствия Небеснаго достигнути. Стих: Г осподь возводит низверженныя,/Господь любит праведники. Безумен в мире наречен,/жителей града Рязани мудрости Христовой наставлял еси,/нищету духовную стяжав,/милостыню бедным щедро раздавал еси,/скорби же и нужды претерпевая,/в печали сущих утешал еси./Помози и нам, святче Божий,/крест жития земнаго безропотне понести/и Царствия Небеснаго достигнути. Слава, глас 7: Лик святых земли Рязанския житием праведным украсив,/новый предстатель о Отечестве нашем явился еси,/угодниче Христов Василие,/темже ныне со святителем Василием и новомученики Церкве нашея/предстательствуй о всех нас,/любовию тя почитающих. И ныне, глас тойже: Под кров Твой, Владычице, вси земнороднии, прибегающе, вопием Ти:/Богородице, упование наше,/избави ны от безмерных прегрешений/и спаси души наша. Тропарь, глас 4: Молитва усердная пища и питие тебе бысть,/блаженне Василие,/в несении креста жития странническаго/любовь Христову познал еси./Оком чистым будущая, яко настоящая, прозревая,/радость и от бед избавление требующим твоея помощи даровал еси./Темже и нас, яко Божий избранник,/не забуди твоими ходатайствы,/Христа Бога о нас умоляя. На утрени По 1-м стихословии седален, глас 1: Безумием мнимым безумие мира обличив, блаженне Василие, образ терпения и незлобия явил еси. Мы же, предстательство твое к Богу ведуще, просим тя: молися за ны ко Господу, да спасет души наша. Слава, и ныне, Богородичен, глас тойже: Владычице Пречистая, архангельский глас приносим Ти: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою. По 2-м стихословии седален, глас 2: Дадеся ти благодать от Бога, блаженне Василие, пещися о людех, недужныя целити и скорбныя утешати. Темже мы, ныне память твою совершающе, тепле зовем: помяни и нас в твоих святых молитвах.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

– А, вот и Краснопевцев и Ильинский! – вскричал Голиков, – Люблю за ухватку, не забыли старину... Спасибо, что пришли. Нам будет веселее... Песенки там попоем во все свое широкое горло... такое будет раздолье, что ай люли... запляшут у нас лес и горы и все соловьи слетятся к нам... – Только вы, пожалуйста, не сказывайте про нас Василию Петровичу, – сказал Краснопевцев. – Что же? Или вы украдкой от него утянули из сада? – Да, он видел, что мы легли спать, и, если никто ему не скажет о нас, ничего не будет знать о нашем похождении. – Ай да молодцы, ребята! Люблю за ухватку... Чего понапрасну тревожить человека... ведь он бы всю ночь не уснул, боясь и за вас, и за себя, если бы отпустил вас со мною... А теперь пусть его спит спокойно в блаженном неведении. А завтра я ему непременно скажу. Посмеюсь над ним. – Нет, пожалуйста не сказывайте... Если бы сказали, что инспектору на нас донесете, мы и глазом не моргнули бы. А Василия Петровича мы любим. Мы знаем, что наш поступок очень огорчит его. Мы не хотим доставлять ему неприятность... мы лучше назад вернемся... – Ну, хорошо, хорошо. Все будет шито и крыто... На случай, как бы волк или какая-нибудь собака не напала на них, охотники вооружились, дубинками и тронулись в путь. Миновав находившийся близ города солдатский лагерь, они вышли на просторную поляну, где открылось для них полное раздолье. Была чудная, прелестная ночь, в полном смысле слова очаровательная. С середины неба глядел месяц. Окрестность вся залита была чудным серебристым светом. Город весь виден точно на ладони. В воздухе тихо. С лугов и из лесочка несется море благоухание. Соловьи в лесочке и перепела в полях разливаются так, как будто бы хотят одни перекричат других. С болота доносится уханье безобразной выпи. – Вот, братцы, ночка так ночка! – сказал Голиков, – настоящая гоголевская «Украинская ночь». И в такую-то ночь наш брат семинарист должен или спать или сидеть за своими тетрадками и корпеть... Что за вздор... Погуляем на славу, так, чтобы и после, многие годы, вспоминать о ней можно было с большим удовольствием... Ну-ка, братцы, грянем песню удалую!

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Burcev/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010