Облеченный в белые одежды, он воспел торжественный гимн, незадолго перед тем сложенный Амвросием, – «Тебе Бога хвалим», который в то время воспевали и крещаемый, и совершавший крещение. Чудно-таинственное песнопение вызывало в нем благодать слез, навеяло на него тихую радость, в Боге успокоилось сердце его. «Ты сотворил нас, – писал он, – для Тебя Самого: потому и мятется наше сердце, пока не обретет Тебя!» Вскоре после Крещения Августин с Моникой решили возвратиться на свою родину. Перед отплытием в Африку они провели несколько дней в Остии, на берегу Средиземного моря. Августин, подобно Василию Великому , любил природу и находил глубокое наслаждение в общении с ее красотами вид моря всегда приводил его в особенный восторг, но никогда еще он не смотрел на мерцающие его волны с таким глубоким чувством, как в тот достопамятный вечер: и ему, и матери его думалось, что это последний вечер пребывания их в Остии. Трогательно оставленное Августином описание этой беседы. Они сидели вдвоем у окна: над ними – темная бездна безоблачного звездного неба; перед ними – сверкающая бездна беспредельного моря, а вокруг – тишина таинственной ночи. Все ее величие отразилось в душе у них обоих неудержимым стремлением к горнему, небесному. Тихо лилась их речь, далеко отступало все земное, близким становилось одно невидимое, и неземная радость, касаясь их, была как бы предчувствием того блаженного часа, в который раздается призывный глас: внидите в радость Господа своего! «Сын мой, – сказала Моника, готовясь расстаться с ним, – я жить хотела, чтобы вымолить тебе истинную радость, – мой Бог даровал мне более, нежели я просила у Него: я вижу тебя Его служителем и знаю, где сокровище твое; теперь я могу умереть радостно». На другой день предположенный отъезд пришлось отложить: Моника занемогла, и через несколько дней ее уже не стало. Она совершила дело свое и показала христианским матерям, как сильны молитвы и слезы матери, как много может слабая женщина, одушевленная верой и любовью! Августин сознавал, что грешно проливать слезы по этой чистой, блаженной душе, отшедшей в Жизнь; но при мысли, что возле него нет больше той прекрасной жизни, которая с его младенчества охраняла его – он не мог удержать своего плача.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Разделы портала «Азбука веры» Тропарь, глас 8 Житие твое, Василие, неложное, и чистота несквеpна,/Христа ради тело твое изнурил еси постом и бдением,/и мразом и теплотою солнечную,/и слотою, и дождевным облаком,/и просветися лице твое, яко солнце,/и ныне приходят к тебе Российстии народи и вси людие,/прославляюще святое твое успение./Тем Христа Бога моли,/да избавит ны от варварскаго пленения и междоусобныя бpани,//и мир мирови подаст, и душам нашим велию милость. Перевод: Житие твое, Василий, истинное, и чистота неоскверненная, Христа ради тело твое изнурил ты постом и бдением, и морозом, и солнечной жарой, и ненастьем, и дождем, и просветилось лицо твое, как солнце, и сейчас приходят к тебе Российские народы и все люди, прославляя святое твое успение. Потому Христа Бога моли, да избавит нас от языческого пленения и междоусобной войны, и мир подаст миру, и душам нашим великую милость. Кондак, глас 4 Духом Божиим водим, преблаженне Василие,/отрясл еси мирский мятеж,/и жития треволнения возгнушался еси,/и совлекся одеяний тленных, и облекся в ризу безстрастия,/убежал еси ловления льстиваго миродержца,/и был еси странен во твоем языце,/и, паче земнаго богатства избрав богатство Небесное,/увязлся еси венцем терпения./И ныне, преблаженне Василие, моли Христа Бога/о творящих святую память твою, да зовем ти://радуйся, преблаженне Василие. Перевод: Духом Божиим руководим, преблаженный Василий, отверг ты мирскую суету и пренебрег житейскими бурями, и снял с себя тленные одежды и облачился в одежду бесстрастия, избежал ты сетей льстивого миродержца (диавола) и был чужим для своего народа ( Пс.68:9 ), и вместо земного богатства избрав богатство Небесное, увенчался ты венцом терпения. И сейчас, преблаженный Василий, моли Христа Бога о празднующих святую память твою, да взываем к тебе: «Радуйся, преблаженный Василий». Молитва 1я О, великий угодниче Христов, истинный друже и верный рабе Всетворца Господа Бога, переблаженне Василие! Услыши ны, многогрешныя, ныне вопиющия к Тебе и призывающия имя Твое святое, помилуй ны, припадающия Днесь к пречистому образу Твоему, приими малое наше и недостойное сие моление, умилосердися над убожеством нашим, и молитвами Твоими исцели всяк недуг и болезнь души и тела нашего грешнаго, и сподоби ны течение жизни сея невредимо от видимых и невидимых врагов безгрешно прейти, и христианскую кончину, непостыдну, мирну, безмятежну, и Небеснаго Царствия наследие получити со всеми святыми во веки веков. Аминь. Молитва 2я

http://azbyka.ru/molitvoslov/molitva-bla...

Не раз впоследствии св. Григорий вспоминал то блаженное время, когда они, среди подвигов молитвы, поста и уединения, возили на плечах «телегу в гору с Авгиевым навозом для заравнения оврага», носили дрова и воду, тесали камни и сажали деревья. Золотой явор, посаженный «изнурённым монахом», остался, напоминать св. Василию Великому о друге. Питались они таким хлебом, что «зубы скользили по кускам, а потом вязли в них и с трудом вытаскивались, как из болота». И если бы не своевременная помощь Эммелии, матери св. Василия Великого , то подвижников давно не было бы в живых 145 . Но среди монастырских и духовных и физических трудов, друзья не забывали своих учёных занятий: они сделали сборник ценных извлечений из творений Оригена , под именем «Филокалия, – выбор полезного для любословов», который впоследствии св. Григорий послал на память Феодору, епископу Тианскому 146 . В то время, когда св. Григорий наслаждался созерцательной иноческой жизнью в Понтийском уединении, в его отсутствии дома произошли обстоятельства, требовавшие присутствия при отце-епископе философски и богословски образованного сына. Дело в том, что неопределённая сама по себе и затемнённая различными диалектическими тонкостями система Ария давала широкий простор в её понимании и толковании, что послужило основанием к возникновению среди ариан несогласий и распадению на партии, разногласящие в определении природы и отношении Сына Божия к Отцу. Так появились полуариане, аэциане, евномиане, аномеи и др. «Греческая софистика говорит проф. И. Ковальницкий, соединилась с римским юридическим формализмом и адвокатской казуистикой, и появился длинный ряд вероопределений, полных намеренной неопределённости, двусмысленности, умолчаний, дающих полный простор произвольным толкованиям, – этих вероисповеданий без веры, написанных слогом антихриста, чтобы прельстить простодушных» 147 . Ещё на Первом Вселенском» Соборе выражение «ομοοσιος» единосущный вызывало нежелание многих ариан согласиться на внесете его в Символ, хотя они, в то же время, отвергали и учение Ария о тварности Логоса, как учение противное сущности христианства. Одни из таких признавали Сына Божия «μοιοσιος " подобосущный Божеству, – отчего и известны под именем омиусиан или «полуариан». Другие изобрели выражение «vóμοιον» Сын, не сходный с Отцом. Это «аномеи» 148 и т. д. Выходя из того положения, что символ должен был составлен только из выражений, находящихся в Св. Писании, многие епископы смущались термином потому особенно, что слово это ни библейское. В то же время они склонялись к символам Ария и других партий, имевших каждая свой символ, общим сходством коих была тенденция затмить и обратить в ничто догматику, принятую на Первом Вселенском Соборе 149 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

Во-первых, никакого собственного своего имущества братья не имеют, даже до малейшей вещи, ибо это, по святому Василию Великому , первое условие общего жития, которое и в нашем общежитии очень тщательно соблюдается, и настолько, что уже и на ум кому-либо из братии не может прийти пожелания стяжать в общежитии что-нибудь для себя, так как знают, что это путь Иуды предателя. Ибо всякий, когда принимается в наше совместное жительство, имение свое, если бы случилось кому что-либо иметь, и вещи, даже до малейшей вещицы, – всё перед ногами моими и братии полагая, предает это Господу, а вместе и самого себя душой и телом предает в святое послушание до самой смерти; иначе же никому в общество наше быть принятым невозможно. Во-вторых, они понуждают себя не иметь даже и собственной воли и рассуждения, но строго соблюдать благоразумное послушание. Ибо это – второе условие общего жития, его корень и основание, как уже и сказано было многократно; и это условие, по благодати Божией, насколько возможно нашей человеческой немощи в это время, и в нашем общежитии строго соблюдается. Ведь даже и невозможно никому в общество наше быть принятым, если не имеет он намерения душой и телом и всем своим произволением предать себя в святое и блаженное и Святым Писанием засвидетельствованное послушание, дабы уже впредь не творить своей воли, не держаться своего рассуждения и не руководить собой, но быть руководимым и пасомым учением преподобных отцов наших. Это учение для жизни нашей по Богу есть кормчий, наставник и руководитель к спасению, его я всем вместе и каждому в отдельности устами своими грешными предлагать дерзаю на осуждение моей окаянной души в день судный, ибо говорю и предлагаю братии совет душеполезный, а сам не творю ни единого благого дела. Поскольку житие наше имеет такое основание, а именно нестяжание и послушание, то и все прочие общежительные уставы, о которых писать тебе подробно сейчас нет времени, в общежитии нашем по благодати Христовой соблюдаются, насколько возможно, а братья понуждают себя истинную и нелицемерную любовь Божию друг к другу стяжать. Ибо они, во-первых, возлюбив Господа и ради любви к Нему всё прекрасное и сладостное этого мира сочтя за нечистоту, оставили всё это и вслед за Господом своим, взяв крест свой, пошли; также они себя понуждают тяготы друг друга носить, сердце и душу единую иметь, друг друга к добрым делам побуждая, друг друга верой и любовью ко мне, недостойному, превзойти стараясь, как чада Божии; и я, видя их таким образом подвизающихся, радуюсь душой и со слезами прославляю Бога за то, что сподобил меня Господь видеть таких Своих рабов, и с ними жительство иметь, и лицезрением их утешаться. Ведь я, словно ангелов Божиих, видя братьев, к святому послушанию себя понуждающих, недостойным себя считаю даже и на след их ступить, видя себя лишенным такой Божией благодати, то есть святого послушания.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

И когда на разбойном закате прошлого века враги народа сокрушили Российскую Империю, и русские, сражённые в холодной войне с Западом, поредевшие, павшие в пропасть тоски и отчаянья, ослабли, инородцы тотчас и утратили к русским почтение, и так видна стала ранее затаенная русофобия. А тут еще хмельной и дурковатый правитель искусил суверенитетом... Народная мудрость гласит: ежели имеете душу, полюбите нас и убогими, красивых нас и дурак полюбит... В межнациональной жизни всё иначе: коль русаки ослабли, то украинные народы России, любившие русских лишь за силу и богатые дары, тут же и забыли про вчерашнюю братскую любовь; и сотни тысяч русских, незащищенных исторической родиной, бежали из бывших советских республик в Россию, бросив нажитое веком, оставив беспризорными и разоренными могилы предков. Увы, геноцид в мире не завершился жесточайшим истреблением турками талантливого и трудолюбивого армянского народа, геноцид и ныне мрачно шествует по миру и по российской земле. Разрушение Великой Российской Империи ( Советский Союз ), кое произошло по велению русофобского Запада, породило жесточайший нацизм и расизм в бывших республиках Средней Азии, Закавказья, Прибалтики, а позже нацизм с фашизмом вспыхнул и в Малороссии. Нацизм, расизм в ельцинские времена - «бери суверенитета, сколь слопаешь» - выплеснулся в ненависть к русским, кои не один век жили с российскими народами в любви и с любовью созидали в их землях города и села, заводы и фабрики, гидростанции и теплостанции, научные центры и университеты. Русские могли ветхозаветно, где око за око, свирепо мстить инородцам, что толпами бродили по Руси в поисках черной работы, но не жаждет отмщения православная душа, нет злобы в русском народе, христиански смиренном и терпеливом, быстро забывающим обиды, всегда готовом отдать последнюю рубаху ближнему, а чужестранцу так и прежде брата единокровного. Не случайно у русского народа и любимый сказочный герой - Иван-дурак, предтеча христианских святых, подобных блаженному Василию, коим на Руси возводились храмы Божии.

http://ruskline.ru/analitika/2018/10/201...

— Батюшки сегодня нет. Но он велел передать вам вот это! И, выйдя из киоска, протянула Василию Ивановичу… носовой платок. — Зачем? — недоумевая, посмотрел на него тот и услышал. — Не знаю. Только отец Пафнутий ничего зря не дает! Может, простуда у вас будет, а может, чтобы слезы вытирать!.. Продолжая размышлять, что бы все это могло значить, Василий Иванович дошел до площади, сел в автобус, доехал до своей остановки… И тут с ним едва не случилась беда. Когда он переходил дорогу, из-за поворота неожиданно вылетела легковая машина. Увеличиваясь в размерах, она понеслась прямо на него, и… Василий Иванович даже опомниться не успел, со страшной, жесткой силой ударила его в бок, и он покатился по грязному, мокрому асфальту… «Что — конец? — только и успел подумать он и удивился: — Неужели все это так быстро и просто?» Но это был не конец. К нему подбежали люди, помогли подняться. Они о чем-то расспрашивали. Кто-то советовал вызвать скорую помощь… кто-то милицию… — Да нет-нет! Все в порядке! — поднявшись, поблагодарил он и, прислушавшись к себе, с удивлением понял, что у него и впрямь ничего не отбито и не поломано. «Жив! Жив!!!» — блаженно улыбаясь, продолжил он путь, и вдруг ему показалось, что в глубине поворота, откуда вылетела сбившая его машина, тронулась с места и нырнула в проулок еще одна — очень похожая на машину Градова. Вернувшись домой, он решил ничего не говорить обо всем Насте и на все ее охи и ахи сказал, что, поскользнувшись, упал в лужу. — Ох, горе ты мое, рассеянное! — покачала головой Настя и, помогая ему снять грязный пиджак, спросила: — Ну, и как твой урок? — Не хочу хвастать, — ответил Василий Иванович. — Но, по-моему, это был лучший урок в моей жизни! — Правда?! — Да, это была прекрасная лебединая песнь! — Почему лебединая? — не поняла Настя, и тогда он прямо сказал. — Потому что меня уволили и, как я понимаю, с «волчьим билетом», то есть, без права больше преподавать в школе. Оставив застывшую посреди коридора Настю, Василий Иванович прошел в свою комнату. Здесь он принялся раздеваться, размышляя, как бы незаметно принести теперь из аптечки на кухне йод или зеленку, и вдруг с изумлением обнаружил, что на теле нет ни единой царапины! Была лишь одна крошечная ссадинка на коленке — как свидетельство того, что происшедшее было на самом деле.

http://azbyka.ru/fiction/denarij-kesarja...

Прот. Глеб Каледа учит иначе: «Был момент начала возникновения вселенной, когда плотность была бесконечной» 879 . Итак, в «начале» всё-таки плотность была, причём, оказывается, была бесконечной! Но начало заключено не в а в Боге, как начало картины – не в краске или холсте, а в художнике. Святитель Василий Великий предлагает следующий образ: «Кто описывал круг из средоточия и известным расстоянием, тот, без сомнения, начал его откуда-нибудь. Так и ты... не удерживай себя в той ложной мысли, будто бы безначален и нескончаем» 880 . В начале не было ни плотности, ни температуры, ни массы, ни энергии. ( бара ) – сотворил. Библия говорит о сотворении, то есть о разумном и целенаправленном акте Бога. Сотворение подразумевает наличие Творца. Библия утверждает, что не естественный процесс развития праматерии привёл к бытию но Сотворение из ничего. Теория Эйнштейна-Фридмана, упоминаемая о. Глебом, напротив, говорит лишь об изменении качества самой материи (расширение, охлаждение и так далее). Научная космогония экстраполирует естественные процессы к моменту возникновения вселенной, асимптотически приближаясь к нулевой точке. Это не Сотворение. По существу, здесь лишь описание предполагаемого состояния вещества в гипотетическом сверхплотном состоянии. К библейскому повествованию это не имеет никакого отношения. Библия в подобных гипотезах не нуждается. ( элогим ) – Бог. Библейское мipoboззpehue основано на принятии Бога как творческого личностного начала. В предположении отсутствия или ограниченности в могуществе Бога, всё описание Шестоднева рушится и обесценивается. Если Бога нет или Он не всемогущ, невозможно говорить о свободном Сотворении мipa по слову Вседержителя. Научные же космогонические теории, начиная с Лапласа, основываются на том утверждении, что гипотеза существования Бога для них необязательна, и авторы в ней «не нуждаются». Теория «Большого взрыва» без всякого ущерба может существовать при отрицании бытия Божия. Поэтому первый библейский стих (как, впрочем, и все остальные) не следует использовать в качестве иллюстрированного подтверждения теории, вполне допускающей атеистическое или пантеистическое мipoboззpehue. Христианин должен остерегаться делать это ради соблюдения заповеди: не дадите святая псом ( Мф.7:6 ). Лучше следовать святителю Василию Великому , который, составляя толкование на первый стих книги Бытия, восклицал: «Сие блаженное Естество, сия неоскудевающая Благость, сия Доброта любезная и многовожделенная для всякого одарённого разумом существа, сие Начало существ, сей Источник жизни, сей духовный Свет, сия неприступная Мудрость – вот Кто сотвори в начале небо и землю ( Быт.1:1 )! " 881 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

И еще вы в свое письмо включаете свидетельство из послания того же блаженного Льва, в котором он говорит Василию: «благочестно и ревностно нам нужно заботиться, если только допускается здесь рассуждение, чтобы ничего не отменялось и властию из того, что божественно определено“. И ниже: „потому что все полно определенное не должно быть вновь вызываемо на какой-нибудь спор, чтобы мы и сами в глазах осужденных не казались сомневающимися в том, что, как объявлено, согласуется с авторитетом пророков, Евангелия и апостолов“. Что же разумеет он выше под божественно определенным и ниже под полно определенным, пусть понимает ваша братская любовь из того же самого или из других его посланий: в них он никогда не упоминает о частных предметах, а только о том, что относится к вере. Поэтому он заботливо выражается и показывает, что полно определено, в тех словах, где говорит: „чтобы мы и сами не показались сомневающимися в том, что, как объявлено всеми, согласуется с пророческим, евангельским и апостольским авторитетом». Размыслите, прошу вас, любезнейшие братия, согласуются ли сочинения Феодора с пророческим, евангельским и апостольским авторитетом, когда в них отрицается с непристойным дерзновением Господь наш Искупитель. Рассудите, оказываются ли его сочинения согласными с пророческим, евангельским и апостольским авторитетом, в которых защищается враг. Церкви Несторий и обвиняется защитник Церкви Кирилл. Подумайте, согласны ли с пророческим, евангельским и апостольским авторитетом эти сочинения Феодора, которые, издав прежде против истинной веры, после своего обращения сам он осуждает. Наконец, вы еще предлагаете свидетельство также часто упоминаемого Льва к пресвитеру Аэтию, в котором он говорит: „да не дозволяется возбуждать раздор об установившихся предметах, а иначе кто снова рассуждает о них, оказывается святотатцем“. К каким предметам применяет он эти слова, он сам объясняет в послании к тому же Аэтию: «я никогда не могу мыслить различно от апостольских мыслей, ни отступать от своих; и что откровению Святого Духа я исповедал и что привел в известность, по объявлении мне наперед исповедания всего собора, того я не изменяю нимало; и пусть легче будет меня исторгнуть из сего мира каким ни на есть муками, чем изменить мне в исповедании того, в чем я вообще уверен“.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

О великий во иерарсех, вселенныя учителю богомудрый, преблаженне отче Василие! Велия подвиги и труды твоя, яже во славу Святыя Церкве совершил еси: ты исповедник твердый и светильник веры Христовы на земли был еси, светом Боговедения верныя озаряяй, ложная учения попаляяй и всему миру слово спасительныя истины возвещаяй. Ныне же, велие на Небесех имеяй дерзновение ко Святей Троице, помози нам, со смирением к тебе припадающим, твердо и неизменно святую Православную веру до конца жития нашего сохранити, от маловерия же, сомнений и колебания в вере соблюди, да не прельщени будем богопротивных и душепагубных учений словесами. Дух ревности святыя, еюже ты пламенел еси, о преславный Церкве Христовы пастырю, возгрей предстательством твоим и в нас, ихже Христос постави быти пастырями, да всеусердно просвещаем и утверждаем в правей вере словесное стадо Христово. Умоли Господа, да возвысится страна наша, и да дарует всему народу нашему здравие, долгоденствие и во всем благое поспешение. Испроси, о милосердый святителю, от Отца светов и всем, всякий дар коемуждо благопотребен: младенцем благое в страсе Божием возрастание, юным целомудрие, старым и немощным укрепление, скорбящим утешение, недугующим исцеление, заблуждшим вразумление и исправление, обидимым заступление, сиротам и вдовицам защищение, искушаемым благодатное поможение, отшедшим от сего временнаго жития отцем и братиям нашим блаженное упокоение. Ей, святче Божий, призри милостиво от обителей Горних на нас, смиренных, многими соблазнами и напастьми обуреваемых, и к земли приверженных возведи к высоте Небесней. Преподаждь нам, преблагий отче, твое архипастырское и святое благословение, да, оным осеняемии, в сие новое лето и во все прочее время живота нашего в мире, покаянии и послушании Святей Православней Церкви поживем, заповеди Христовы усердно творяще, подвигом добрым веры подвизающеся, и тако Царствия Небеснаго достигнем, идеже с тобою и всеми святыми сподоби Троицу Святую, Единосущную и Нераздельную пети и славити во веки веков. Аминь. Молитва 2я

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

К этому же времени, т.е. к первой половине – середине 70-х гг. относятся и примечательные явления в общественной мысли. Во-первых, в русском летописании появляются уничижительные эпитеты по отношению к ордынским ханам (чего прежде не допускалось). Махмуд в сообщениях о его походе на Переяславль-Рязанский 1460 г. и о несостоявшемся походе на Русь 1465 г. именуется «безбожным» 934 ; это определение было внесено в текст не позже начала 70-х гг. (которым, по-видимому, датируется общий источник содержащих его летописей 935 ). Ахмат в рассказе о его походе на Русь 1472 г., читающемся в летописях, восходящих к великокняжескому своду 1477 г. 936 , именуется «злочестивым» 937 . Во-вторых, в летописании 70-х гг. начинают активно прилагаться уничижительные эпитеты («безбожный», «окаянный») к основателю Золотой Орды – Батыю: они выступают в виде вставок в древние тексты о взятии Киева в 1240 г. и о убиении в Орде князя Михаила Черниговского в 1246 г. 938 Тогда же получила известность составленная Пахомием Сербом так называемая «Повесть о убиении Батыя», в которой утверждалось, что Батый потерпел поражение в Венгрии от православного короля Владислава и был им убит; в этом произведении наблюдается особенно высокая концентрация негативных характеристик Батыя («злочесгивый», «злоименитый», «мучитель», «злейший», «губительный», «окаянный», «законопреступный», «лукавнейший», «безбожный») 939 . В 1472 г. было создано Житие Ионы, архиепископа Новгородского 940 . В нем упоминаются пророчества Ионы, якобы сулившего в начале 60-х гг. великому князю Василию II, а после его смерти – Ивану III, что именно в княжение Ивана Васильевича произойдет освобождение Руси от власти ордынских царей: « " Наипаче же свободу сынови твоему от ординьских царей приати от Бога испрошу». О сем пророчестве святителя старца услади князь и возвеселися зело о обещании свободы сынови своему от ординьских царей, ведыи непогрешателное словес его... Святителя же тезоименная молитися свещаста о прошении князя, еже приати свободу от мучительства ординьских царей и татар...» 941 . «По преставлении же великого князя Василиа сын его Иван княжениа хоругви прием, абие посылаеть ко блаженному Ионе архиепископу в Великии Новъград, моля его молитвовати за нь ко всесилному Богови, яко же преже обещася, в еже утвердити княжение его и възвысити десницу его над врагы и во всем поспешитися. Еще же и освобожения и мучительства от ординских царей и татар. Архиепископ же Иона... заповеда не истязати ему дани и по изведении Орды на братии его. И яко Господь не презрит скорбящих слез и молитв многих, и име же весть судбами, проженет Орду, точию сам да честиво поживет и тихима очима власть свою правити» 942 . В Житии, таким образом, впервые прямо говорится не только о возможности освобождения от ордынской власти, но и о желании великих князей (Василия II и Ивана III) освободиться и выражается убеждение, что это произойдет непременно в княжение Ивана III: Орда будет «проженена» (т.е. прогнана) или «изведена».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010