Не без основания полагают, что литературно-богословская традиция Запада, насколько позволяет судить об этом западная до-августиновская церковная письменность, ( Тертуллиан , Дионисий Римский, Иларий, Амвросий и др.), обыкновенно с большей силою ставила ударение на единстве и нераздельности Божественных Ипостасей. Вот почему и для бл. Августина, как сына Запада и как западного писателя, отпечатлевшего в своих сочинениях отличительные черты западно-богословского мышления, «единство Божие совершенно ясно, в то время как троичность представляет нечто проблематическое». 896 Хотя, конечно, и Троичность, как и единство Божества, в качестве данных церковной символьной формулы («fides catholica»), была достоверно известна и безусловно обязательна для него, не смотря на то, что основная тенденция богословско-философского мышления бл. Августина, по мнению немецкого историка-богослова Seeberg " a, и не приводила его непременно к понятию троичности. 897 Все эти обстоятельства не могли, конечно, не налагать своего отпечатка и на тринитарных концепциях изучаемого нами западного христианского мыслителя и церковного писателя – бл. Августина Иппонского. Поэтому основные тринитарные термины «essentia, οσα» и «persona, πστασις» иногда получают у Августина смысл, несколько отличный от восточного (каппадокийского) их понимания. 898 Если мы обратим наше внимание на это первое из указанных нами важнейших понятий тринитарной догматики Августина и глубже постараемся уяснить себе его подлинный смысл, то мы убедимся, что Божественная сущность (essentia), по Августину, есть, во 1-х, некая реальность, а, во 2-х, целостное бытие, единично существующее и находящееся в полном и безраздельном обладании всех трёх Лиц Божества. Такое понимание бл. Августином «essentia» в приложении к существу Триединого Божества сближает его с богословской концепцией св. Афанасия Александрийского (οσα=substantia concreta Аристотеля), а с другой стороны определяет и объясняет его отличие в данном пункте (конечно, только с богословско-философской точки зрения) от каппадокийской теологии (по св. Василию, οσα=совокупность общих или родовых признаков=substantia abstracta Аристотеля).

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

В следующем году он сам отправился к ним и, так как они в то время волновались против великого князя о правах рабов, то «явился он в вечевое собрание их и, преподав благословение народу, долго предлагал пастырское наставление и, наконец, оставил грамоту» той же любви 958 . Еще резче нанесено было оскорбление блаженному архипастырю в 1499 году. По обыкновению предшественников своих, он прибыл во Псков, чтобы совершить пастырские молитвы за Псковскую паству свою и потом заняться рассмотрением судебных дел. Псковичи простерли дерзость свою до того, что «запретили своим священникам служить с ним, а просфирницам готовить просфоры» 959 . Что ж это значит? Что за причина такой дерзости? «Псковичи, – говорит летопись, – не допустили его совершать соборного служения: ты, говорили, хочешь молить Бога за великого князя Василия, а наши посадники поехали по этому делу к великому князю Иоанну» 960 . Итак дело в том, что псковичи, объявив в своем совете несправедливым распоряжение самодержавного государя о наследнике престола, восстали и против архипастыря своего. За это грубое оскорбление впоследствии заплатили они Василию потерею вольности своей 961 . Вот еще подвиг блаженного архипастыря, который приносит величайшую честь и уму и сердцу его, и за который однако претерпел он много неприятностей в свое время! «Я просил государя, – пишет он к митрополиту, – чтобы велел устроить училища; для чести своего государя и для спасения общего напоминал я о том, и нам была бы легкость. Когда приведут ко мне грамотного ставленника, то я велю ему выучить ектению да и ставлю, потом научив его, как совершать Божественную службу, отпускаю тотчас же. И такие не ропщут на меня. Но вот приводят ко мне мужика: я приказываю дать ему Апостол, а он и ступить не умеет; приказываю дать псалтирь, он и по тому едва бредет; я отказываю ему, а они кричат изветь: “Земля такова, господин! не можем достать кто бы умел грамоте”. Вот видите, облаял целую землю, будто нет ни одного, кого бы следовало избирать в священство.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В сочинениях изъяснительных св. Амвросий менее всего оригинален; в них он почти буквально следует восточным отцам (например, в Шестодневе — св. Василию Великому). В сочинениях нравственно-практического направления всегда самобытен, здесь он велик, как учитель благочестия и как духовный оратор. Почти все проповеди св. Амвросия носят название слов, хотя по характеру изложения они более соответствуют пастырским беседам. Кротость и простота являются их отличительными чертами. В проповедях так же, как и в других сочинениях, св. Амвросий заботился о точности и ясности изложения; свои сочинения он отдавал на просмотр друзьям для критического исправления. Всем своим сочинениям он стремился придать искренность простой веры, которая действует убидетильнее красноречивых словес. Поэтому при недостатке оригинальности и учёной образованности проповеднические труды св. Амвросия изобилуют силою истинно-христианского чувства, энергичностью речи, проникновенной убеждённостью, простотой и краткостью речи. Приведённые в приложении слова св. Амвросия с незначительными изменениями могут быть произнесены и перед современными слушателями, настолько они просты и общепонятны по тематике и изложению. Проповедничество Блаженного Августина (354–430) Великий Учитель Западной Церкви блаженный Августин родился в нумидийском городе Тагасте (354 г.). Его мать — Моника, была ревностной христианской, стремившейся передать своему сыну дух своей веры и благочестия. Но не таков был его отец — Патрикий. Всю свою жизнь он состоял в числе оглашенных и только перед смертью принял крещение. Он больше заботился о благах мира и о том, как выгоднее устроить положение сына в обществе, чем о его духовном воспитании. С детства блаженный Августин обладал удивительной остротой ума и понятливостью, однако, когда пришло время, учился он очень неохотно. Игры и чтение пустых басен занимали его более чем занятия. Правда, убеждения родителей, наставников и, главное, природные дарования сделали то, что он очень скоро превзошёл своих сверстников в изучении науках. Делая успехи во внешнем образовании, Августин совершенно игнорировал требования нравственного закона. Сам он писал впоследствии: “Мне гораздо страшнее было нарушить правило грамматики, чем заповедь Господню, потому что за чистотою жизни не наблюдали, а обращали внимание только на чистоту речи.”

http://azbyka.ru/propovedi/istorija-prop...

Так, в 1485 г., при первом вступлению на паству, он послал псковитянам «благословенную грамоту» с богатым подарком. Но когда он осенью того же года послал во Псков боярина своего и с ним игумена Евфимия, бывшего казначеем псковским, с тем, чтобы они составили опись церквам и монастырям с их духовенством, а Евфимий остался бы наместником его во Пскове, «псковичи не вдашася в волю его», не выполнили воли его. В следующем году он сам отправился к ним, и так как они в то время волновались против распоряжений великого князя о правах рабов, то «явился он в вечевое собрание их и, преподав благословение народу, долго предлагал пастырское наставление и, наконец, оставил грамоту» той же любви. Еще резче нанесено было оскорбление блаженному архипастырю в 1499 г. По примеру предшественников своих он прибыл во Псков, чтобы совершить пастырские молитвы за псковскую паству свою и потом заняться рассмотрением судебных дел. Псковичи простерли свою дерзость до того, что «запретили своим священникам служить с ним, а проскурницам готовить просфоры». Что же это значит? Что за причина такой дерзости? «Псковичи, – говорит летопись, – не допустили его совершать соборного служения: «Ты, – говорили они, – хочешь молить Бога за великого князя Василия, а наши посадники поехали по этому делу к великому князю Иоанну». Итак, дело в том, что псковичи, объявив в своем совете несправедливым распоряжение самодержавного государя о наследнике престола, восстали и против архипастыря своего. За это грубое оскорбление впоследствии заплатили они Василию потерею вольности своей. Вот и еще подвиг блаженного архипастыря, который приносит величайшую честь его уму и сердцу и за который, однако, перенес он много неприятностей в свое время. Желая возвысить духовенство в умственном и нравственном отношении, блаженный святитель употреблял все усилия к тому, чтобы в клир вступали люди грамотные и книжные, и особенно хлопотал о том, чтобы пастыри проходили пастырское служение с сознанием своего долга. «Я просил государя, – писал он к митрополиту Симону, – чтобы велел устроить училища; для чести своего государя и для спасения общего напоминал я о том, и нам была бы легкость.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Novgo...

«Я умираю тысячей смертей за вас, всякий день», так говорит Златоуст своей пастве: «ваши греховные обычаи как бы разрывают на мелкие куски мое сердце». Подобное отожествление себя с другими переживали отцы-подвижники в отношении к своим спостникам, и без слов знали и как бы в себе чувствовали их внутреннюю борьбу. Но святой Златоуст переживает эту борьбу за все человечество. Такое его подобие апостолу и Христу-Спасителю было, впрочем, не только в области чувства, в любви и страдании, и в ревности духовной, но и в области мысли, в понимании Божественного откровения. Златоустый учитель не выдвигал одной стороны Божественного учения в ущерб другой. Если бы вы пожелали применить к нему вопрос, вполне приличный в отношении огромного большинства отцов, то не нашли бы на то ответа. Именно, если спросить, кто он был преимущественно: толкователь-аскет, или догматист-метафизик, или теоретик-герменевт, или учредитель церковного благоустройства, то эти вопросы, применимые к преподобному Ефрему Сирину , Григорию Нисскому , блаженному Августину , даже Василию Великому и Амвросию, совершенно неприменимы к нему. Он входил в самую сердцевину Евангелия, улавливал Христовы мысли во всей их всесторонности, и мы, читая его толкования, как бы слушаем продолжение речи Самого Господа. Все различные стороны Библии, излюбленные различными отцами, равно доступны его евангельскому разуму: ни одна сторона не преобладает над другой. Всякое библейское изречение вызывало в его душе такой сильный поток подобных же мыслей, примененных к жизни христиан, что, изъясняя подробно и последовательно слова одной священной книги и приведя в пояснение их какое-либо изречение другой библейской книги, он по целому часу не мог оторваться и от этого случайно приведенного изречения. Не над продумыванием истолковательного назидания ему приходилось трудиться, а над тем, как бы остановить стремительный поток мыслей, чувств и слов, вызываемых каждой библейской фразой. Пять бесед говорит он на первые слова VI-й главы Исаии, и одна беседа блестящее другой; священное одушевление проповедника разливается в широкое море, и читатель не может оторваться от этого бесконечного гимна Божественной правде и Божественному величию.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Дурку Пашу вместе с куклой на Крюковом канале против Николы Морского мокрым осенним днём выловили и забрали в крытую машину дяди-санитары. Вскоре отправили их с питерских островов в «Страну дураков», по местному определению, которая находится в Окуловском районе Новгородской области и размещается в бывших трёх дворянских усадьбах на огромной Вороньей горе, что возвышается над деревнею Лука. Отправили жить и лечиться организованно. Там она со своей Ангеловой куклой произвела огромное впечатление на местный народ и превратилась в почитаемую личность среди дураков и дурок всего Северо-Запада. Мытарка Коломенская. Из опущенной жизни Не согрешив — не отмолишься. Пословица «Ты Сам один бессмертен, Сотворивший и Создавший человека, а мы, земные, из земли созданы и в ту же землю опять пойдем. Ты так повелел, Создатель мой, когда сказал: „Земля ты и в землю отойдешь“. И вот все мы в неё пойдем, надгробным рыданием творя песнь: Аллилуиа». Этими знаменательными словами всенощного псалма над почившим закончила Царь Иванна работу самозваных монашек. «Мытарка, — обратилась она к начальственной товарке, — дай глоток церковного. Спасу нет, сухота заела». И, отхлебнув хорошую дозу кагора из фляжки, она снова своим хриплым баском возгласила: «Во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи, усопшему рабу твоему Василию и сотвори ему вечную память!» Часть родственников усопшего, непривычная к ночным бдениям, давно обмякла и спала прямо на стульях. Младшая из трёх позванных отпевалок погасила три свечи из четырех, оставив последнюю на вынос тела. «Буди сродственников, Мавка, пускай прощаются с новопреставленным Василием. На дворе катафалк стоит, — велела старшая Мытарка своей помоганке. — Да иконку поправь. А ты, начальник, целуй венчик на челе отца своего и целуй образ Спасителя да испроси прощения у лежащего во гробе за все неправды, допущенные к нему при жизни», — учила Мытарка сына умершего старика Василия, складского заведующего в порту. После прощания велела наживить гвоздями крышку гроба, развернуть его к выходу и выносить усопшего из комнаты. Царь Иванна все последние действия сопровождала чтением Трисвятого: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас».

http://azbyka.ru/fiction/angelova-kukla/

Аминь. Молитва святому мученику архидиакону ЛАВРЕНТИЮ Римскому О пресвятый и предивный страстотерпче Христов, архидиаконе Лаврентие! Восхваляюще веру и страдания твоя, почитаем победу, венценосное прехождение твое чрез горящее углие от тьмы века сего ко свету невечернему Престола величествия Божия. Темже убо молим тя: якоже древле притекавшия с верою к покрову твоему чудесы твоими утвердил еси, тако да приимеши и нас под кров твой, и в болезни и печалех наших заступник нам да будеши; якоже от слепоты телесных очес Крикескентиана преложением рук исцелил еси, тако да исцелиши предстательством твоим у Престола Божия и нашу душевную слепоту. Призри на разслабление наше телесное и душевное и укре пи нас бодренностию против враг наших видимых и невидимых, удручающих нас напастьми, да твоею помощию путь маловременныя жизни сея прешедше, непобеждени от бед и скорбей и всякаго лютаго обстояния, достигнем неприступныя славы величествия Божия, идеже предстоя, молишися со дерзновением за люди, прибегающия с верою к тебе и воспевающия дивнаго во святых Бога Израилева во веки веков. Аминь. Молитва Архангелу РАФАИЛУ О святый великий Архангеле Рафаиле, Престолу Божию предстояй! Ты благодатию, от всемогущаго Врача душ и телес наших тебе данною, праведнаго мужа Товита от слепоты телесныя исцелил еси и сына его Товию, спутешествуя ему, от злаго духа сохранил еси. Всеусердно молю тя: буди мне путеводитель в жизни моей, сохрани от всех видимых и невидимых враг, исцели душевныя и телесныя болезни моя, управи жизнь мою к покаянию во гресех и ко творению добрых дел. О святый великий Рафаиле Архангеле! Услыши мене, грешнаго, молящагося тебе, и сподоби в здешней и будущей жизни благодарити и славити общаго Создателя нашего в безконечныя веки веков. Аминь. Молитва святому блаженному ВАСИЛИЮ, Христа ради юродивому, Московскому чудотворцу О великий угодниче Христов, истинный друже и верный рабе Всетворца, Господа Бога, преблаженне Василие! Услыши ны, многогрешныя, ныне вопиющия к тебе и призывающия имя твое святое, помилуй ны, припадающих днесь к пречистому образу твоему, приими малое наше и недостойное сие моление, умилосердися над убожеством нашим и молитвами твоими исцели всяк недуг и болезнь души и тела нашего грешнаго; и сподоби ны течение жизни сея невредимо от видимых и невидимых врагов и безгрешно преити, и христианскую кончину непостыдну, мирну, безмятежну и Небеснаго Царствия наследие получити со всеми святыми во веки веков.

http://azbyka.ru/deti/pravoslavnaya-mama...

По окончании учения, Василию как отличнейшему и образованнейшему человеку, о достоинствах коего слух распространялся во всей Греции, предлагали должности адвоката и учителя, но он отказался и возвратился в Кесарию каппадокийскую; мудрость, которую стяжевал он около 15 лет, не удовлетворяя великой душе его, возбудила в нем только сильнейшую жажду высшого любомудрия, уединения и подвигов, к чему много располагали его старшая сестра его благочестивая девственница Макрина. Так он между прочим писал о плодах своего образования и своем желании удалиться от мира 7 : «много времени потратил я на суету и всю почти юность свою потерял в суетном труде, с каким упражнялся в том, чтобы уразуметь уроки обуянной от Бога мудрости. Наконец, как бы пробудившись от глубокого сна, я воззрел на чудный свет истины Евангельской и увидел тщету премудрости князей века сего престающих ( 1Кор. 2:6 ). Тогда оплакав жалкую жизнь свою, я желал снискать для себя руководителя к познанию истины. Прежде всего употребил я старание о том, чтобы сколько-нибудь исправить нрав свой, который повредился от долговременного моего обращения с людьми нечестивыми. Читая Евангелие и узнав из него, что продать имущество и раздать его бедной братии, совершенно не заботиться об этой жизни и отвратить душу свою от всякого пристрастия к земным предметам, есть благонадежнейший способ к усовершенствованию себя, я возжелал найти какого-нибудь брата, избравшего означенный путь на земле, чтобы вместе с ним проплыть глубокое море жизни. О, действительно, я нашел (около 357 г.) много таких братий в Александрии и в остальной части Египта, также в Палестине Сирии и Месопотамии; я удивлялся воздержанию их в пище, терпению в трудах, изумлялся неослабному постоянству их в молитвах, и тому как они препобеждали сон и не были сами побеждаемы ни одною чютественною необходимостию, всегда сохраняли твердость – в алчбе и жажди, в зиме и ного те ( 2Кор. 11: 27 ), – не заботясь о теле и не допуская в себе никакого о нем попечения, но как бы живя в чужом теле, самим делом показывали, что значит обитать среди предметов настоящей жизни и вместе жительствовать на небе. Удивляюсь этой блаженной жизни мужей, которые делами своими являют, что мертвость Господа Иисуса в теле своем носят ( 2Кор. 4:10 ), я и сам желал, сколько для меня возможно, подражать им».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

В светлосиянный день праздника твоего, преблаженне, услыши умиленныя мольбы наша; не лиши помощи твоея всех, почитающих память твою в храме сем, во граде нашем и в пределех земли Рязанския. Исполнися воистинну Господне обетование на тебе, чудотворче: блажени нищии духом, яко тех есть Царствие Небесное. И ныне во славе лучезарней Престолу всех Царя предстоиши, понеже верный раб в час испытаний явился еси. Усердно взываем к тебе, богоблаженне: не остави нас, сродник твоих, яже на земли, ты бо алчущих выну питал еси, жаждущих напаял еси, нищих же одарял еси преизобильно. Богородичен: В оплотися неизреченно Бог из Тебе, Чистая, и, плоти соединяемь, по Божественному существу неизменен пребысть. Песнь 6 Ирмос: Б ожественное сие и всечестное/совершающе празднество,/Богомудрии, Богоматере,/приидите, руками восплещим,/от Нея рождшагося Бога славим. Вознеси, милостиве, твое моление о нас, грешных, да исправятся стопы наша к деланию заповедей Господних и да не обладает нами всякое беззаконие. Приведи нас ко пристанищу благоотишному, посреде моря житейскаго бедствующих, Василие святе, и укажи путь верен ко Творцу всяческих, Богу нашему. Заповеди жизни вечныя запечатлены во умех имуще, во окаменении греховнем многажды преступаем и согрешаем на всяк день умом и сердцем. Темже на помощь прииди к нам, святе Василие. Богородичен: В оплощенное Слово Божие нашего ради спасения на земли родила еси, Дево Чистая. Тем Тя, Богородицу истинную, сердцем и усты в песнех величаем. Кондак, глас 2: Всякое мирское попечение волею отринув,/чистоту же душевную юродством утаив,/Богу и ближним усердне послужил еси,/темже, благодати Духа Святаго исполнився,/ангельски на земли пожил еси./Ныне милостию твоею нас посети,/исцеляя немощи душ и телес,/Василие блаженне, теплый наш ходатаю. Икос: Теплотою Божественною согреваемь и благодатию, яко одеждею боготканною, оболчен, глад, мраз и вар дневный мужественне претерпел еси и люди верныя земли Рязанския обильне словом напитал еси. Ныне милостию твоею нас посети, исцеляя немощи душ и телес, Василие блаженне, теплый наш ходатаю.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Богородичен: Источаеши исцелений струи болящим, Дево, всюду,/Тя бо источника показа милосердия, Владычице, милости Господь,/из Тебе рождейся паче ума.  Песнь 6 Ирмос: В бездне греховней валяяся,/неизследную милосердия Твоего призываю бездну:/от тли, Боже, мя возведи.  Припев: Блаженне отче Василие, моли Бога о нас. Остр ум всегда к Богу имев,/яко нечувствен ко всем житейским был еси,/вся же коварства лукаваго, яко сеть, расторгнул еси/и пресветлое светило мирови показался еси, Богоблаженне Василие.  Припев: Блаженне отче Василие, моли Бога о нас. Духом Божиим наставляемь, благоюродиве,/чистоту естества твоего преестественну,/небесоподражательное житие имел еси и ангелолепное видение./Темже моли спастися нам от враг наших.  Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Ангел житием на земли показался еси,/и, на гору безсмертия возшед добродетельми, Ангельския полки удивил еси,/и на враги храборник чуден показался еси./И ныне пособствуй воинству нашему, преблаженне,/да Твоими молитвами противнии побеждаются.  И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Богородичен: Руки Твоя пречистыя, Дево Мати, простерши,/покрый на Тя надеющияся и Сыну Твоему зовущия:/всем подаждь, Христе, милости Твоя.  Кондак, глас 4 Духом Божиим водим, переблаженне Василие,/оттрясл еси мирский мятеж,/и жития треволнения возгнушался еси,/и, совлекся одеяний тленных и облекся в ризу безстрастия,/убежал еси ловления льстиваго миродержца,/и был еси странен во твоем языце,/и, паче земнаго богатства избрав богатство Небесное,/увязлся еси венцем терпения./И ныне, переблаженне Василие, моли Христа Бога/о творящих святую память твою, да зовем ти:/радуйся, переблаженне Василие. Икос Трудолюбному житию Твоему Ангели удивишася,/мужески бо востал еси на естество:/разумев непостоянное жития сего, совлеклся еси одеяний/и, наг сый, стал еси противу кознем диавольским,/якоже храбрый ратоборец, по словеси, преблаженне, апостолову:/несть наша брань к крови и плоти,/но к началом, и ко властем, и к миродержителем тьмы века сего./И, сему наготою телесною сплется доблественне,/ни от коеяже страсти победился еси, но всех сетей убежал еси гордаго велиара,/прескочив пропасть адову, юже изры враг между Лазарем и богатым,/и ныне у Авраама на лоне почиваеши, отнесен святыми Ангелы./Молися, переблаженне, Христу Богу нашему о творящих святую память Твою, да зовем ти:/радуйся, переблаженне Василие. Песнь 7

http://azbyka.ru/molitvoslov/kanon-blazh...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010