Конечно, я был счастлив и, конечно, видел, что мой собеседник жадно набирается из сокровищницы неотмирных тайн. Он шел, широко шагая по блестящему песку, спокойный и отрешенный, мыслями далеко за пределами нашего бытия. Однако этими мыслями он со мной не делился. И позже, когда мы лазили по мшистым оврагам, собирая грибы, я читал ему по-русски главы из оптинских книг, о рославльских пустынниках, а он все так же молча внимал величию этих повествований: житиям Зосимы, Василиска и Петра Мичурина Сибирского. На Пасху же я подарил ему жизнеописание Оптинского старца Иосифа, включавшее в себя историю о старце Гаврииле Псковском. Следующим было житие блаженного Феофила – юродивого из Киевских пещер. Но Евгений все молчал. Почему? Что мешало ему излить душу? Видимо, все оттого, что у нас разные характеры: у меня – открытый, а у него все чувства спрятаны глубоко внутри. Но и таким объяснением я не удовольствовался. Наконец понял: причина его сдержанности проста – у Евгения аналитический склад ума, а сердце – даже более горячее, более восприимчивое и более глубокое, чем мое, но разуму было необходимо все оценить и продумать, может, даже на шаг вперед, и убедиться, насколько все соответствует грандиозности Богом созданного мира и непосредственным целям Господня Промысла. Я благоговел: что за редкий, глубокий феномен человеческой природы передо мной! На ум тут же пришел евангельский образ: семя, брошенное в благодатную землю, способно принести стократ! Я понял, что должен не щадя сил помочь этому семени прорасти и принести духовный плод, наперекор всему нашему времени и окружению, противным истинному христианству. Это был гений не к нынешнему веку, ему предстояло жить среди людей, значительно ниже его самого. Конечно, в нашей Русской Православной Церкви найдутся люди – например, отец Константин из Джорданвилля, – которые наверняка поймут его. Но будут и иные, которым его не понять, да и никакого желания у них не будет разобраться, кто он таков. Я остро чувствовал опасность: он может возгореться, а потом разочароваться, потерпеть крушение, потерять веру во все свои идеалы – ведь его внутреннему человеку присуще благородство. Но чем я могу ему помочь? Нужно создать условия в нашей Церкви для его духовного роста и расцвета». 27. Чудотворец последних времен

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/o...

Новая межрегиональная конференция — четырнадцатая по счету. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла Синодальный отдел по благотворительности с 2010 года ежегодно проводит конференции по социальному служению для епархий, расположенных на территории одного или нескольких федеральных округов. Предыдущая конференция в 2022 году  прошла  в Новосибирске, в ней участвовали представители епархий, расположенных на территории Сибирского федерального округа. На Уоитиве-канале Синодального отдела по благотворительности будет организована прямая трансляция всех мероприятий конференции. Аккредитация СМИ на открытие «Дома для мамы» и конференцию — до 17.00 5 июня по электронному адресу sergeymalyaroff@yandex.ru. В заявке на аккредитацию необходимо указать название СМИ и ФИО сотрудников, а также контактный телефон журналиста. Синодальный отдел по благотворительности Московского Патриархата координирует и оказывает содействие в работе церковных социальных начинаний во всех епархиях в России и за рубежом, разрабатывает и внедряет эффективные методики помощи нуждающимся, организует обмен опытом и обучение церковных социальных работников. Социальное служение Русской Православной Церкви в настоящее время — это 80 приютов для женщин в кризисной ситуации, 261 центр гуманитарной помощи, более 90 церковных приютов для бездомных, более 400 проектов по оказанию помощи людям с инвалидностью, более 900 сестричеств милосердия. Новости и истории о церковном социальном служении публикуются в  Telegram-kahaлe «Дела Церкви»  и  «Дела Церкви. Кратко» ,  «Помощь беженцам»  и в группе Синодального отдела по благотворительности в  VK ,  ОК ,  Viber , на  Уоитиве-канале . Экспертные комментарии и ответы на вопросы — в аккаунте Отдела в  Яндекс.Кью . Диакония.ru /Патриархия.ru Календарь ← 29 апреля 2024 г. (16 апреля ст.ст.) понедельник Страстная седмица. Великий Понедельник. Мцц. Агапии, Ирины и Хионии (304). Мч. Леонида и мцц. Хариессы, Ники, Галины, Калисы, Нунехии, Василиссы, Феодоры, Ирины и других (258).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6030488...

Диавол внушал ему мысль, что Бога нет. Однажды вместо иконы подвижник увидел Самого Господа. Разум к нему вернулся, кроме того, он стяжал необыкновенную благодать. Подвижник Глинской пустыни отец Исаия рассказывал, что схиархимандрит Серафим (Романцов) в молодости имел дар непрестанной молитвы. Однажды ему явилась во сне молитва в виде отроковицы и сказала: «Я тебя покидаю, но потом вернусь к тебе». И сердечная молитва его оставила. Я думаю, это произошло для того, чтобы он стяжал опытность. Ведь если в человеке действует обильная благодать, то диавол не может приступить к нему, и человек, таким образом, не обретает опыт борьбы со страстями, необходимый духовнику. Говорят, отец Серафим был строгим духовником, но очень опытным. Когда он лежал на смертном одре (ухаживал за ним отец Исаия), благодать вернулась к нему, причем обильнейшая: грудь у него трепетала, он задыхался, изнывал от благодати. Отцу Исаие он говорил, что к нему пришло то, о чем он мечтал всю жизнь. Подобные молитвенные ощущения были и у старца Василиска Сибирского, и у многих других подвижников. Известны слова Ефрема Сирина , цитируемые Иоанном Лествичником : «Господи, утиши волны благодати Твоей». Человек, сказавший это, изнемогал от обилия благодати, ему казалось, что человеческая природа не выдержит столь сильного напряжения. В таком состоянии отец Серафим и отошел в мир иной. Ему было девяносто лет. Много он испытал за свою жизнь: с приходом советской власти монастырь закрыли, он где-то скитался, затем снова вернулся в Глинскую пустынь, а после второго ее закрытия переехал в Сухуми – и только на смертном одре Господь утешил его благодатью. Вопрос. Как преодолевать уныние при впадении в грех? Ответ. Прежде всего нужно заставлять себя молиться. Если человек согрешил, а потом к этому добавилось еще и уныние – что в этом толку? Конечно, нельзя совсем не печалиться о грехе, как о чем-то пустом, неважном, – люди не печалятся о грехе только при каменносердечии, бесчувствии. Печаль должна уязвлять человека, заставлять его усилить свой подвиг, а не обессиливать.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

И позже, когда мы лазили по мшистым оврагам, собирая грибы, я читал ему по-русски главы из оптинских книг, о рославльских пустынниках, а он всё так же молча внимал величию этих повествований: житиям Зосимы, Василиска и Петра Мичурина Сибирского. На Пасху же я подарил ему жизнеописание оптинского старца Иосифа, включавшее в себя историю о старце Гаврииле Псковском. Следующим было житие блаж. Феофила – юродивого из Киевских пещер. Но Евгений все молчал. Почему? Что мешало ему излить душу? – Видимо, всё оттого, что у нас разные характеры: у меня – открытый, а у него все чувства спрятаны глубоко внутри. Но и таким объяснением я не удовольствовался. Наконец понял: причина его сдержанности проста – у Евгения аналитический склад ума, а сердце – даже более горячее, более восприимчивое и более глубокое, чем мое, но разуму было необходимо всё оценить и продумать, может, даже на шаг вперед и убедиться, насколько всё соответствует «великой целостности» Богом созданного мира и промыслу Господню. Я благоговел: что за редкий, глубокий феномен человеческой природы передо мной! На ум тут же пришел евангельский образ: семя, брошенное в благодатную землю, способно принести стократ! Я понял, что должен, не щадя сил, помочь этому семени прорасти, наперекор всему нашему времени и окружению, противным истинному христианству. Это был гений не к нынешнему веку, ему предстояло жить среди людей, значительно ниже его самого. И сейчас эта тончайшая душа приобщается нашей Православной Церкви, со всеми ее типично русскими слабостями, опасками, недостатками. Конечно, в Церкви полюбят его и постараются использовать в своих целях, но что это даст ему? Будет ли на пользу, позволит ли его личности развиться и расцвести? – Нет, нет, и еще раз нет! Его не поймут, а если и поймут (например, о. Константин из Джорданвилля) – всё равно, что хорошего принесет это общение? Поверив, он может возгореться, а потом разочароваться, потерпеть крушение, потерять веру во все свои идеалы. Но он не отступится, ибо благороден по натуре. Чем помочь? Нужно создать условия для его самостоятельного духовного роста.» Чудотворец последнего времени

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/n...

Преподобный Нил Сорский пишет, что в таком случае человек должен со смирением научаться, читая Священное Писание и творения святых отцов Православной Церкви. (См.: Нил Сорский , прп. Устав о скитской жизни. Екатеринбург, 2002. С. 15.) 18 Связь этого подвижника с учениками старца Паисия не прослеживается. Трудно сказать что-либо определенное о том, под чьим влиянием он находился. Старец Адриан подвизался в Площанской пустыни, в 1774 году был пострижен в Московском Симоновом монастыре. Чувствуя склонность к отшельничеству, в 1775 году по благословению удалился в Брянские леса. 20 См.: Повествование ученика Зосимы о старце Василиске, то есть о духовном его наставнике//Трезвомыслие: сборник творений русских подвижников благочестия об основах духовной жизни и молитве Иисусовой: в 2 т. Екатеринбург: Ново-Тихвинский женский монастырь; М.: Паломник, 2009. Т.1. С.641–674. 21 По свидетельству святых отцов, совершеннейшие христиане, очищенные и просвещенные Святым Духом, во время молитвы сподобляются непостижимым образом выходить из собственного тела и видеть образ своей души. Но такого совершенства и видения достигают между святыми весьма редкие. (См.: Игнатий (Брянчанинов) , свт. Творения: в 7 т. Т. 3: Слово о смерти. С. 75.) 22 Здесь и далее в главе о преподобных Василиске Сибирском и Зосиме (Верховском) приводятся цитаты из книги «Записки о жизни и подвигах Петра Алексеевича Мичурина, монаха и пустынножителя Василиска, и некоторые черты из жизни юродивого монаха Ионы» (М.: Изд. Козельской Введенской Оптиной пустыни, 1849). 25 См.: Нечаева М. Ю. За стенами древней обители. Четыре века истории Верхотурского Николаевского монастыря [Электронный ресурс]. Екатеринбург, 2000. С. 2. Режим доступа: http://atlasch.narod.ru. 26 Архимандрит Иов (Брюхов) (1836–1913) был настоятелем Верхотурского монастыря в течение пяти лет; выбыл на покой в 1899 году и уехал в родную обитель, на Валаам. 27 Игумен Дамаскин (Кононов) (1795–1881). Настоятель Спасо- Преображенского Валаамского монастыря с 1838 по 1881 год.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 11 января 2023 года 29. Среда. Попразднство Рождества Христова. Мучеников 14 000 младенцев, от Ирода в Вифлееме избиенных. Прп. Маркелла, игумена обители «Неусыпающих». Прпп. Марка и Феофила Печерских, в Ближних пещерах. Прп. Василиска Сибирского . Служба святых не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой попразднства. На вечерне кафизма 9-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: мучеников, глас 4-й – 3, и преподобного, глас тот же – 3. «Слава» – мучеников, глас 8-й: «Ирод пребеззаконный…», «И ныне» – праздника, глас тот же: «Преславное таинство…». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры праздника, глас 6-й (со своими припевами). «Слава» – мучеников, глас 8-й: «Иисусу рождшуся…», «И ныне» – праздника, глас тот же: «Господи, в Вифлеем пришед…». По Трисвятом – тропарь мучеников, глас 1-й. «Слава» – тропарь преподобного, глас 8-й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 4-й. Отпуст: «Иже в вертепе родивыйся…». На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 4-й (единожды), тропарь мучеников, глас 1-й (единожды). «Слава» – тропарь преподобного, глас 8-й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 4-й. Кафизмы 10-я и 11-я. Малые ектении. Седальны праздника. Псалом 50-й. Каноны: праздника 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), мучеников на 4 и преподобного на 4. Библейские песни «Поем Господеви…». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона преподобного. По 3-й песни – кондак и икос праздника, глас 3-й; седален мучеников, глас 4-й. «Слава» – седален преподобного, глас тот же, «И ныне» – седален праздника, глас тот же. Примечание. Типикон умалчивает о кондаке мучеников, глас 6-й: «В Вифлееме рождшуся…», и о кондаке преподобного, глас 8-й: «Яко звезда…». В Минее синодального периода (см.: Минея-Декабрь. Киев, 1893. Л. 293) эти тексты также отсутствуют. По 6-й песни – кондак и икос мучеников, глас 4-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен мучеников. «Слава, и ныне» – светилен праздника.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Открывая свои жизнь и помыслы старцу Зосиме, П. говорил: «Не бываю без молитвы даже и тогда, когда память забудется: когда дремлю или сплю. И тогда молитва сама творится, и, пробудясь, чувствую ее в моем сердце». Прп. Зосима писал об удивительном послушании П. («доброхотное, не сомнящееся, усердное, без отговорок»), сравнивая его с подвигами преподобных отцов, приведенными в «Лествице» прп. Иоанна Лествичника . Но последние проживали в мон-рях и «руководимы были великими отцами», а П. «не видал никогда святого монастыря, ниже слышал от премудрых великих отцов наставления, но только прилепился к старцу простого рода, который за простоту свою решительно отказался быть для него отцом духовным, никак не склонялся на умильные его просьбы принять его в такое повиновение, какое требуется от совершенного послушника, и жил с ним, просто имея его как брата духовного; однако он совершенно покорился старцу, во всем поступая по словам его» (Там же. С. 8). Однажды П. попросил у прп. Василиска разрешения провести пост без пищи 40 дней. Старец благословил ему только 10-дневный пост. Занимаясь рубкой дров, П. нечаянно «нанес себе в ногу великую рану», но продолжал поститься и трудиться на огороде. Старец Зосима писал, что «за день до кончины его вдруг отступила болезнь,- и в ту ночь он спал покойно. Поутру, возставши от сна, сверх чаяния, стал твердо на обе ноги». Старцу своему он сказал: «[Я] стою крепко на обеих ногах» (Там же. С. 17). Затем, немного походив по келье, лег и скончался. Погребен близ землянки - места своих подвигов. Д. Н. Беликов (см. Димитрий (Беликов) ), изучавший ведомость кузнецкого Преображенского собора, писал, что вместе со старцами Василиском и Зосимой близ Кузнецка подвизались «пять человек, из которых один умер в 1819 г.». Это несомненно указание на кончину П. ( Беликов Д. Н. Старинные мон-ри Томского края. Томск, 1898. С. 204). П. прославлен в 1984 г. в Соборе святых, в земле Сибирской просиявших, затем его имя было внесено в Собор Кемеровских святых. В 2013 г. вблизи с. Краснознаменка Новокузнецкого р-на студентами Новокузнецкой ДС совместно с исследователями Новокузнецкого гос. ун-та проводились поиски места захоронения П. Удалось найти основание памятного знака (вероятно, деревянного поклонного креста), установленного в XIX в. местными жителями в память о пустынножителях. Мощи П. не обретены.

http://pravenc.ru/text/2580290.html

Радуйся, словес евангельских послушателю благодатный; радуйся, ига Христова благаго носителю благодарный. Радуйся, добродетель благую, трезвение, стяжавый; радуйся, ума хранением сердце твое очистивый. Радуйся, благодати Божией хранилище преисполненное; радуйся, Духа Святаго жилище достойное. Радуйся, высоты Христова разумения достигнувый; радуйся, ум твой с сердцем в молитве срастворивый. Радуйся, преподобне отче Василисче, умнаго безмолвия велий рачителю. Кондак 7 Хотя, преподобне, в Бозе Единем всегда пребывати, ум твой памятованием Христовым от всякия страсти очистил еси, и Духа Святаго благодатию молитву самодвижиму в сердце твоем стяжал еси, темже непрестанно Господеви в любви предстоя, в умилении чистом вопиял еси Ему: Аллилуия. Икос 7 Новую лествицу восхождения чтим тя, богомудре, ты бо любве ради благоволил еси, молитвенных твоих деяний рукописание, егоже сподвижник твой и сотаинник Зосима прилежный списатель бысть, по преставлении твоем на полезное мирови явити. Мы же, отче Василисче, молитвенно светильник сей приемлюще, в спасительной ревности взываем ти: Радуйся, Христа Бога в сердце твоем вместивый; радуйся, имя Его спасительное в уме всегда носивый. Радуйся, молитвенную сладость сердцем твоим познавый; радуйся, слез благодатных поток умилительный источивый. Радуйся, к Богу пламеневый любовию великою; радуйся, яко действом ея сердце твое взыграся. Радуйся, молитвы чистыя священнодейства стяжателю; радуйся, сокровенных Божиих предивный тайнозрителю. Радуйся, преподобне отче Василисче, умнаго безмолвия велий рачителю. Кондак 8 Странен быв всякия славы человеческия, единыя славы Божия иский, блаженне, в пустыню внутреннюю с Зосимою верным удалитися возжелал еси, Василисче, темже, старцем твоим благословенный, предел Сибирских достигл еси, идеже лишения многа претерпевая, Богу в надежде воспевал еси: Аллилуия. Икос 8 Все упование возложив на промысл Божий и к Пречистей в молитвах всегда прибегая, пустынниче святый, яко птица небесная попечением малым о телесе твоем тщался еси, паче же воздержанием многим дух твой укрепив, красоту исправлений твоих верным уяснил еси, темже приими от нас сицевая:

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

29 июля Леонид снова уговаривал супругу поехать с ним. «А я даже не хотела в это воскресенье ехать, говорю: «Хоть в церковь схожу». А он: «Ну пожалуйста, поедем, помолись!» Я взяла с собой молебный канон и там у креста на первой могиле читала… Потом в обед он шепнул: «Кажется, я нашел, еще помолись». А после обеда он уже закричал: «Я нашел!» То есть он, когда удостоверился, что нашел фрагмент кости, тогда закричал. Было потрясение, все сбежались, а я сразу внутренне опять молилась, как бы почувствовала — надо же отблагодарить Господа, что так случилось. Почувствовала, что это и ответ на молитву». Особое духовное состояние переживали в те дни многие участники экспедиции. Даже недели спустя они не могли без волнения говорить об этом. В тот день поисковики закончили свою работу, все было законсервировано и к раскопкам приступили профессиональные археологи во главе с Сергеем Погореловым. К этому времени все они уже имели серьезный опыт работы с Православной Церковью. Сам Погорелов вел раскопки на месте дома Ипатьева, перед началом строительства Храма-на-крови. Археолог Евгений Курлаев и антрополог Дмитрий Ражев участвовали в идентификации останков Василиска Сибирского, прославленного Церковью в лике святых. Не удивительно, что в первые дни раскопок они пригласили священников, и прямо в лесу была совершена первая заупокойная молитва. В результате было найдено 44 крупных костных останка и множество мелких, шесть зубов, три пули, черепки от сосудов с серной кислотой и металлические уголки от ящиков, в которых эти сосуды находились. Вскоре первые исследования антропологов подтвердили, что в захоронении найдены останки именно двух человек. «Все обнаруженные кости являются фрагментами, ни одной целой кости не найдено, — поясняет антрополог Дмитрий Ражев. — И это накладывает серьезные ограничения на исследование и на возможность интерпретации результатов». Однако на основании анализа затылочных костей, ключиц и костей таза с очень высокой долей вероятности можно утверждать, что найдены останки подростка 10—13 лет и девушки 18—23 лет.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

— Какие святые особенно почитаются в вашем монастыре? — Мы с большим благоговением относимся к святителю Игнатию (Брянчанинову). Преподобный Варсонофий Оптинский еще в начале XX века говорил, что без творений святителя Игнатия нам невозможно было бы понять, что такое монашество. Тем более невозможно это в наше время: живая духовная традиция прервана революцией и последующими десятилетиями безбожного режима, живое наставническое слово оскудело. Если бы не творения святителя, мы бы сейчас даже не знали, как нам возрождать правильную монашескую жизнь. Поэтому святитель Игнатий для нашей обители является, можно сказать, духовным наставником. К его авторитету, к его опыту и наставлениям мы прибегаем в первую очередь. Мы чувствуем живую связь и с теми святыми, которые помогали прежней Ново-Тихвинской обители. Например, с преподобным Феодосием Тотемским. О нем из сохранившихся документов мы узнали такую удивительную историю. В 1797 году, когда закладывали новый корпус, неизвестно откуда перед народом явился всадник на белом коне. Обратившись к игумении Таисии, он сказал: «Прими строителя сего» — и подал ей свиток с изображением преподобного Феодосия Тотемского. Позднее в Ново-Тихвинском монастыре была построена церковь в честь этого святого. Сейчас, когда обитель восстанавливается, мы чувствуем особенную нужду в помощи преподобного Феодосия. Сестры-экономы постоянно молятся ему об успехе строительства. Адмирал Федор Федорович Ушаков, ныне прославленный в лике святых, для многих просто историческое лицо, а для нашего монастыря — живой человек, который и сегодня принимает в наших нуждах непосредственное участие. Он много помогал игумении Таисии, несколько лет перед открытием обители она даже жила в его доме. Можно сказать, Ново-Тихвинский монастырь был учрежден во многом благодаря ходатайствам праведного Феодора Ушакова. Сейчас, спустя двести лет, мы так же просим у него помощи и он так же ходатайствует за нас, только уже у престола Божия. За те 15 лет, в которые возрождалась наша обитель, мы обрели еще несколько небесных ходатаев, чью помощь мы постоянно чувствуем. Господь вверил нам восстановление святынь, связанных с именем святого праведного Симеона Верхотурского: храмовый комплекс на месте его подвигов в селе Меркушино, несколько церквей на паломническом пути из Меркушино в Верхотурье. В 2002 году во время закладки фундамента Михаило-Архангельского храма в Меркушино были обретены нетленные мощи священномученика Константина Богоявленского, которые теперь и почивают в этом храме. Кроме того, в принадлежащей нашему монастырю церкви Всемилостивого Спаса в Екатеринбурге пребывают мощи преподобного Василиска Сибирского, величайшего молитвенника и покровителя всех, кто стремится заниматься умным деланием, Иисусовой молитвой. Чем больше мы молимся этим угодникам Божиим, тем более тесную связь с ними ощущаем. Так что со временем они становятся нам только роднее.

http://patriarchia.ru/db/text/1215851.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010