1824 – назначение следствия и комиссии по этому делу; удаление старца из монастыря 74 1824, ноябрь – переезд преподобного Зосимы с племянницами в Тюмень 75 1824, 29 декабря – кончина преподобного Василиска 76 1825, 3 января – возвращение старца Зосимы в Туринск 1825, 4 января – погребение старца Василиска 77 1825, вторая половина января – приезд в Тобольск и свидание с архиепископом Амвросием (Рождественским) 78 1825, 14 февраля – кончина архиепископа Амвросия; новая волна притеснений 79 1825, осень (?) – отъезд преподобного Зосимы из Тобольска в Москву 80 . Конец сибирского периода его жизни 1825, конец ноября–начало декабря – отъезд из Туринска преданных преподобному Зосиме сестер 81 . Приложение. Патерик новоканонизированных святых От редакции. В этом выпуске “Патерика” мы продолжаем публикацию материалов, посвященных новомученикам и исповедникам Российским, прославленным как на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 г., так и последующими деяниями Священного Синода Русской Православной Церкви, и материалов о местночтимых святых Русской Православной Церкви, прославленных в период после Собора 1917–1918 гг. и по наши дни. Поскольку сбор материалов по этим разделам “Патерика” представляет известные затруднения, порядок публикации вынужденным образом произволен: материалы публикуются в том по рядке, в каком поступают в редакцию. Общее руководство подготовкой материалов осуществляет архимандрит Макарий (Веретенников) . В работе над текстами этого выпуска принимали участие священники Афанасий Гумеров, Дионисий Поздняев и Михаил Исаев. Деяние о канонизации преподобного Зосимы (Верховского; 1767–1833) Местночтимого святого Московской Епархии Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Непреложно слово Господне: се Аз с вами есмь во вся дни, до скончания века ( Мф 28:20 ). Дух Святой, незримо действуя в этом мире, приносит зримые плоды праведности в верных учениках Христовых, которые, питая душу свою чистой пищей святоотеческих учений, восходят от силы в силу и, будучи поставлены высоко на свещнице церковной, светят всем жаждущим благочестивой жизни и спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

Великий подвижник благочестия XIX века Василиск Сибирский, который до сих пор не прославлен только по какому-то нелепому недоразумению 18 , был очень простым, даже малограмотным. Он происходил из крестьян, в молодости жил нищенски, побирался. А его друг и ученик преподобный Зосима (Верховский) был дворянского происхождения. И хотя мы не знаем о молитвенных состояниях преподобного Зосимы, но из его собственных слов можно понять, что Василиск Сибирский был более преуспевшим подвижником. Вопрос. Иногда говорят, что человека посетила благодать. Можно ли описать подробнее, что это значит? Ведь когда мы молимся Иисусовой молитвой, мы понимаем, что имеется в виду. Ответ. Это особенная, серьезная тема. Наверное, об этом лучше прочитать у святых отцов. Этой теме посвящена беседа преподобного Серафима Саровского с Мотовиловым о цели христианской жизни. Мотовилов тоже недоумевал, как он сможет узнать, что его посетила благодать. Хотя в беседе говорится о высочайших проявлениях благодати, но основная ее цель – объяснить, что такое благодать Святого Духа вообще. О действиях благодати можно прочитать в описаниях молитвенных состояний некоторых подвижников благочестия, допустим Василиска Сибирского. Об этом пишет и  святитель Игнатий (Брянчанинов) – как в статьях о молитве Иисусовой, так и в статьях, посвященных именно действию благодати, например в «Страннике». О высочайших проявлениях благодати можно узнать и из гимнов преподобного Симеона Нового Богослова , однако нужно понимать, что описанные им ощущения являются уделом человека, достигшего величайшего преуспеяния. Много о действии благодати рассуждают также преподобный Силуан Афонский  и архимандрит Софроний (Сахаров) . Но все же проще и яснее всего о действии благодати говорится в беседе Серафима Саровского с Мотовиловым. Вопрос. Святые отцы говорят, что самонадеянность – это одна из разновидностей гордости, а ненадеяние на себя – это высший вид смирения. Получается, что человек либо горд, либо чрезвычайно смирен? Ответ. Золото является самым драгоценным металлом на земле, но если я имею одну золотую монету, это не означает, что я самый богатый человек мира. Так и здесь: если я имею эту высшую добродетель, то есть ненадеяние на себя лишь в малой степени, это не значит, что я самый смиренный. Гордость также можно иметь не в полной мере, а в большей или меньшей степени.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Даже эта малая толика выдержек из творений преподобного Зосимы (Верховского) показывает его опытное знание монашеской жизни; и потому знакомство с поучением сибирского подвижника укрепит всякого, идущего тесным путем. Церковный историк, священник Сергий Мансуров, в своих «Очерках по истории Церкви» попытался «отобразить жизнь Церкви, указать в каждом поколении, начиная от Спасителя и апостолов, кончая нашим временем, к кому нужно прийти, на кого благоговейно смотреть, кого слушать, чтобы узреть истину в истории – Святую Православную Церковь ». В интересующий нас период о. Сергий выделил следующих: XVIII век: 3-е поколение: Саровские старцы – Пахомий, Назарий Валаамский, Федор Санаксарский, святитель Тихон Воронежский, митрополит Гавриил Новгородский, старец Паисий Величковский , подвижники Брянских лесов старцы Адриан, Василиск, Николай святогорец. XIX век: 1-е поколение: преподобный Серафим Саровский , архиепископ Антоний Воронежский, старец Лев Оптинский , старец Зосима (Верховский) , митрополиты Платон и Филарет Московские , затворник Георгий Задонский , старец Филарет, игумен Глинский. «Вот те люди, в которых и чрез которых их Глава Богочеловек Иисус Христос строил Свою Церковь . Храм Божий на земле, досязающий до неба, Царствие Божие. Их много больше, их неисчислимо много, они как звезды небесные, но здесь сделана попытка выбрать тех, которые яснее и более осязательно, по-человечески осязательно, проявились в жизни Церкви земной, в церковной письменности, в памяти современников как наиболее выдающиеся строители тайн Божиих. Это они – сердце и ум Церкви, в которых обретает и действует Дух и Ум Христов» 210 . Тех, кого прославил Сам Господь на небе, прославляют со временем и здесь, на земле, с надеждой обрести новых молитвенников перед Престолом Божиим. В 1999 году Наро-Фоминское благочиние Московской епархии сделало первые шаги к канонизации преподобного отца-пустынножителя старца Зосимы, подав необходимые материалы в Комиссию по канонизации святых. В сентябре Комиссия приняла решение о канонизации схимонаха Зосимы (Верховского) как местночтимого святого, а 11 ноября того же 1999 года состоялось утверждение этого решения Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. Чин прославления старца Зосимы в лике преподобных состоялся в возобновленной Троице-Одигитриевской Зосимовой пустыни 23 июля 2000 года. Четыре года спустя на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 4 октября 2004 года определено было всецерковное прославление преподобных Зосимы (Верховского) и Василиска Сибирского. Современные паломничества по местам жизни преподобного Зосимы (Верховского)

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

Скачать epub pdf 11.01 Служба преподобному Василиску Сибирскому Текст службы утвержден решением Священного Синода от 14 июля 2018 года (журнал 61). Месяца декабря в 29-й день На велицей вечерни На Г осподи, воззвах: стихиры на 8, глас 1: Яко заря пресветлая,/землю Сибирскую житием твоим озарил еси,/единаго безмолвия взыскуя,/сердечныя молитвы делатель преизрядный явился еси,/отче Василисче преблаженне,/моли спастися душам нашим. Издетска к Богу мыслию восперяяся,/Тому Единому прилепился еси,/в трудех пустынных смиренно подвизаяся,/любовь совершенную стяжал еси,/боголюбиве отче Василисче,/темже и дух твой возрадовася о Господе,/ егоже моли о чтущих память твою. Смирением себе украсивый/и воздержанию навыкнувый,/страстей возстание, блаженне, погребл еси,/молитвою же сердечною душу твою очистив,/храм Духа Святаго явился еси./Темже и радость неизреченную от Господа достойно приял еси,/ егоже моли и нам благая улучити. Слава, глас 6: Приидите, вернии людие,/хвалебными песньми память почтим/богоноснаго старца Василиска,/земли Сибирския украшение,/иже, в ней усердне подвизався/и на лествицу духовную возшед,/яко светильник светозарный просия,/ныне предстоит Престолу Святыя Троицы/и молится о душах наших. И ныне, праздника. Вход. Прокимен дне. И чтения три преподобническая. На литии стихира, глас 2: Светильник пустыни Господом возженный,/монашествующим правило/и людем верным наставник явился еси./Темже, угодниче Христов Василисче,/и нас в добродетелех укрепи,/святую память твою празднующих. В пустыни, яко во гробе затворився,/плотская двизания духовными стремленьми угасил еси,/во еже со Христом в живот вечный воскреснути./ егоже усердно моли о нас, преподобне,/душ наших греховную мертвость оживотворити,/любовию тя почитающих. Тайныя твоя подвиги кто изочтет, святе Василисче,/яже Единому Богу ведомыя?/Ты бо сна очима твоима не дал еси,/во дни и нощи духом к Богу пламенея,/плотския страсти постом далече от себе отгнал еси./Темже и нам, в лености греховней сущим,/буди усердный помощник.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Архив Пн Определение Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви по докладу Синодальной комиссии по канонизации святых (Москва, 2004 г.) 8 июня 2008 г. 12:38 1. Одобрить доклад Преосвященного Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия , Председателя Синодальной Комиссии по канонизации святых, и деятельность комиссии. 2. Считать правильными методологию и критерии исследовательской деятельности Комиссии, а также выразить удовлетворение результатами ее работы в межсоборный период. 3. Причислить к лику общецерковных святых и включить в Месяцеслов Русской Православной Церкви имена:  Преподобного Афанасия Высоцкого, Серпуховского чудотворца (+ 1395, память 12/25 сентября);  Преподобного Феодора Санаксарского (Ушакова; 1719 —1791; память 19 февраля/4 марта и 21 апреля/4 мая);  Праведного воина Феодора (Ушакова; 1745-1817; память 23 июля/5 августа и 2/15 октября);  Преподобного Василиска Сибирского (+ 1824, память 29 декабря/11 января);  Преподобного Зосимы (Верховского; 1768 —1833, память 24 октября/6 ноября);  Блаженного Андрея Симбирского (Огородникова; +1841; память 21 мая/3 июня и 27 ноября/10 декабря);  Преподобного Пимена Угрешского (Мясникова; 1810 —1880; память 17/30 августа);  Преподобной Александры Дивеевской (Мельгуновой; + 1789; память 13/26 июня);  Преподобной Марфы Дивеевской ( Милюковой; 1810 — 1829; память 21 августа/3 сентября);  Преподобной Елены Дивеевской (Мантуровой; 1805 — 1832; память 28 мая/10 июня);  Блаженной Пелагии Дивеевской (Серебренниковой; 1809 — 1884; память 30 января/12 февраля);  Блаженной Параскевы Дивеевской (+1915; 22 сентября/5 октября);  Блаженной Марии Дивеевской (Фединой; +1931; 26 августа/8 сентября);  Блаженной Матроны Московской (Никоновой; 1881 — 1952; память 19 апреля/2 мая). 4. Сообщить имена сих подвижников Предстоятелям Поместных Православных Церквей для включения в их святцы. ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЙ II ЧЛЕНЫ СВЯЩЕННОГО СИНОДА: МИТРОПОЛИТ КИЕВСКИЙ И ВСЕЯ УКРАИНЫ ВЛАДИМИР МИТРОПОЛИТ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ И ЛАДОЖСКИЙ ВЛАДИМИР

http://patriarchia.ru/db/text/418914.htm...

Таким образом, отец Зосима, снабженный от Священного Синода надлежащими актами, отправился из Петербурга и благополучно прибыл в Тобольск, явился к преосвященному Амвросию 1-му, который принял старца с отеческим благоволением и, получив указ из Священного Синода об учреждении Туринского женского монастыря, предписал местному начальству сдать законным порядком Туринский монастырь старцу Зосиме. Отец Зосима, приняв его в свое распоряжение, очень утешился тем, что нашел несколько деревянных келий, хотя старых, но еще довольно крепких и с печами, удобных для помещения сестер, и некоторую часть каменной ограды, еще не развалившуюся, а церковь трехпрестольную, каменную, в хорошем порядке и исправности, а потому, не медля здесь, поспешил в город Кузнецк. После годовой разлуки с неизъяснимой радостью и благодарением ко Господу увиделись опять пустынные старцы. Радовались и сестры о возвращении своего отца и наставника и о благоволении Священного Синода. В это время один из вышеупомянутых старичков скончался, другой по болезни и дряхлости не мог более жить в лесу и возвратился в свое семейство, где и преставился через некоторое время. А Петр Мичурин (как описано в житии его), подвизавшийся только девять месяцев, быстро отлетел в вечность. Следовательно, неразлучные старцы наши, ничего не оставляя в сибирском лесу, кроме своих келий и своей пустынной жизни, вместе с сестрами, которых было двенадцать, оставили кузнецкие пределы и отправились в Туринск. Перед отъездом отец Зосима ездил прощаться в Иркутск к преосвященному Михаилу 7 , своему духовному отцу и благодетелю, с которым имел переписку до самой блаженной кончины святителя. Прибыв в Туринск в 1822 году, отец Зосима всех сестер поместил в келиях, хотя и тесных, но довольно удобных на первый случай, а для старца Василиска и для себя выстроил маленькую келейку в восьми верстах от монастыря, в уединенном месте. Отец Зосима большую часть времени находился в монастыре, занимаясь его внешним и внутренним устройством. Он написал сестрам устав, основанный на общежительных правилах св.

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

Владыка Иаков сказал, что, когда, с одной стороны, государственная система делала все, чтобы подорвать авторитет Церкви, осмеять веру, представить верующего как человека отсталого, с другой стороны, сами люди, видя ложность этой системы, начинали с доверием и уважением относиться ко всему церковному. В подтверждение он привел тот факт, что различные православные организации, в том числе и молодежные, создавались в 80-х годах в Польше не по инициативе сверху (как организации государственные), и даже не по инициативе священноначалия, а по горячему желанию самих верующих. Большое впечатление произвела на епископа Иакова та работа, что осуществляется в Екатеринбургской епархии – работа радиоканала " Воскресение " , телекомпании " Союз " , типографии. Побывал владыка Иаков и в православной гимназии, и в православном приюте для девочек, открытом при Ново-Тихвинской обители. Почувствовав открытость и доброжелательность владыки, маленькие воспитанницы тут же с радостью вовлекли его свою игру. Посетив Спасский монастырь, где покоятся мощи святого преподобного Василиска Сибирского, поклонившись святыням Верхотурья и Меркушино, епископ Иаков отметил, что для него большая радость – видеть столь благолепно украшенные восстановленные храмы. Но самым важным для владыки Иакова были поездки по местам, связанным с последними днями Царской Семьи – в Храм-на-Крови и в монастырь на Ганиной Яме. " Я удивлен тем, что в такое краткое время столько восстановлено, – поделился владыка уже перед отъездом, – причем это касается не только воссоздания храмов, но и самой жизни. Если стоит храм на месте расстрела Царской семьи, если стоят храмы на месте, где были в шахту сброшены тела царственных страстотерпцев – это свидетельствует о больших переменах, которые произошли в России: не столько в экономическом плане, сколько в плане духовном и в плане мышления, переосмысления истории России. Да, этот храм лучше всех слов говорит о тех переменах, которые произошли в России " . 7 марта 2006 г. скрыть способы оплаты

http://pravoslavie.ru/16522.html

Группа паломников из Германии, возглавляемая архиепископом Марком, посетила Екатеринбургскую епархию Екатеринбург, 25 июля 2008 г. Архиепископ Берлинский и Германский Марк с группой паломников из Германии посетил Екатеринбургскую епархию в Царские Дни, чтобы помолиться у святынь, связанных с гибелью Царственных Страстотерпцев и преподобномучениц Великой Княгини Елисаветы и инокини Варвары, сообщает " Информационное агентство Екатеринбургской епархии " . Кроме того, владыка побывал Ново-Тихвинском монастыре: поклонился одной из ее главных святынь - мощам преподобного Василиска Сибирского, посетил мастерские и Православный приют. В день памяти преподобномучениц Елисаветы и Варвары высокий гость посетил и Свято-Игнатиевский скит обители. В своей приветственной речи архиепископ говорил о величии монашества и христианства. Прежде всего, владыка Марк поздравил всех праздником в честь святых Елисаветы и Варвары и пожелал сестрам с усердием подвизаться в евангельских добродетелях, подражая этим угодницам Божиим и неисчислимому сонму новомучеников России. Как отметил архиерей, сейчас у россиян есть все возможности для несения монашеского подвига: есть монастыри, духовная литература, благолепные храмы, в которых каждый день совершаются богослужения. Нужно ценить эту возможность: то, что сейчас многим представляется чем-то само собой разумеющимся, еще несколько лет назад было немыслимо. И мы должны непрестанно благодарить Бога за великий дар - возможность проводить монашескую жизнь. - Для нас, монашествующих, самое опасное - привыкнуть к тому, что у нас есть, - сказал владыка Марк. - Привыкнуть к посещению храма, к молитве, к Таинствам. Нельзя этого допускать, надо каждое утро думать: я недостоин. Ведь если бы Господь судил нас по нашим делам, Он поражал бы нас еще на пороге храма - а Он допускает нас в храм каждый день. Десятки лет множество ваших предшественниц желали стать монахинями, готовы были для этого терпеть все невзгоды - но они не могли осуществить свое желание: монастыри были закрыты, а в немногие действовавшие очень трудно было поступить. Надо помнить об этом.

http://pravoslavie.ru/27261.html

Рождественский молодежный бал прошел в Якутской духовной семинарии 15 января 2017 г. 11:48 14 января 2017 года в большом зале Якутской духовной семинарии прошел второй Рождественский молодежный бал, организованный отделом Якутской епархии по делам молодежи. Соорганизатором мероприятия выступила Государственная филармония Якутии им. Г.М. Кривошапко и Арктический государственный институт культуры и искусств. Бал открылся торжественным полонезом в исполнении симфонического оркестра «Symphonica ARTica» Филармонии Якутии под управлением дирижера Павла Васьковского. С приветственным словом к участникам и гостям бала обратился руководитель отдела по делам молодежи иерей Сергий Курдов. Отец Сергий отметил, что все участники мероприятия не профессиональные танцоры, а любители бального танца. Рождественский бал молодежи проходит в Якутии уже во второй раз и стал доброй традицией начала года. В этом году мероприятие собрало около 200 представителей молодежи, студентов разных вузов города: Якутской духовной семинарии, Северо-Восточного федерального университета, Восточно-Сибирского института экономики и права и др. В этот вечер молодежь также поздравили учащиеся Республиканской специальной коррекционной школы-интерната 1-го вида для детей с нарушением слуха, которые приготовили специальный номер жесто-мимического пения и танца. Участие в празднике принял танцевальный коллектив молодых сотрудников «Алмазэргиэнбанка». С музыкальным поздравлением к присутствующим в зале обратились юные участники ансамбля «Виктория», которые исполнили песни «Рождество — святой праздник» и «Аллилуйя», а также представитель якутского отделения Всероссийского общества слепых Василиса Мартынова с песней «Рождество». От имени архиепископа Якутского и Ленского Романа к собравшимся обратился секретарь епархии иеромонах Никандр (Горбатюк). Священник передал архипастырское благословение владыки Романа и вручил благодарственные грамоты Галине Карасевой, режиссеру организованного бала, и ведущей вечера, активистке молодежного отдела епархии Анастасии Кобызевой. Рождественский бал завершился под «Вальс цветов» П.И. Чайковского из балета «Щелкунчик». На танцевальную площадку для общего выступления были приглашены все участники и гости праздничного вечера, продолжившегося фуршетом. Якутская епархия /Патриархия.ru Календарь ← 17 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

Он, служа еще в военной службе и живя благочестиво, ощутил в себе пламенное желание провождать пустынническую жизнь. ,Посему, вышедши в отставку двадцати лет от роду, вверил себя в послушание старцу Василиску и начал при нем жить в Сибирской пустыне, в лесу. Старец, видя в сем ученике своем большую наклонность к созерцательной жизни, приказал ему более держаться безмолвных, келейных, пустыннических занятий, нежели телесных трудов, указываемых общественным послушанием. Наконец открыл ему о внутренних действиях сердечной молитвы и дал наставление, как упражняться в оной. В непродолжительном времени Господь удостоил юного сего Петра дара зистой усладительной молитвы. Примечание: В смирении ищущему и с правым намерением поучающемуся внутренной сердечной молитве вскоре ниспосылается дар молитвы, как уверяют святые отцы и доказывает пример юноши Георгия, описанный в книге Добротолюбие (часть 1). И так при упражнении в молитве сердца Петр вкушал высшую сладость духовную и восхитительные утешения сердца, каковые действия и открывал своему доверенному старцу Василиску нижеследующим образом: 1. Сладостное исступление при молитве. Иногда он до такой степени утешался и услаждался молитвою внутренно, что бывал как бы вне себя и весь в движении сладостном и трепете благоговейном. II. Кипение молитвенной сладости в теле и любовь к Богу. Иногда от волнения и кипения во всем теле его молитвенной сладости дотого пламенел он любовью к Богу, что не в силах будучи сносить и скрывать оное, взывал гласом и вопиял к Богу, умиленно благодаря Его за милосердие Его к нему. III. Несравненное благоухание при молитве. Иногда при молитве ощущал внутри и вне себя благоухание, превосходящее всякие ароматы. IV. Созерцание Христовых страданий в молитве. Иногда в пламенной молитве духовными очами зрит пред собою, как Господь Иисус Христос от иудеев неповинно страждет и истязывается, как пречистое тело Его изранено и истерзано, подобно ветхому рубищу, и как животворящая кровь Его течет струями. От сего приходит в умиление и вопиет!.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Troepo...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010