5–6). Апостол Павел подчеркивает, что Святой Дух излит на нас обильно. Как мы погружаемся с головой в купель Крещения, и вода полностью покрывает нас, так и наша душа в это время невидимо погружается в волны действия Святого Духа, в волны благодати. Нас омывает не вода, а Святой Дух, вода же символизирует невидимое присутствие благодати Святого Духа. Посмотрим на святых угодников: преподобного Симеона Нового Богослова, преподобного Серафима Саровского, преподобного Василиска Сибирского, — я привожу в пример только немногих людей, о которых известно, какую благодать они испытывали во время молитвы, поскольку большинство подвижников скрывало то, что с ними происходило. Ведь то, что чувствовали эти подвижники, было той самой крещенской благодатью, которую они получили в младенчестве, а не чем-то новым. Они, благодаря своему усердию, решимости, бескомпромиссному следованию Евангелию, раскрыли ее, дали ей свободу действовать в полной мере. И мы имеем в себе ту же самую благодать — не меньшую, чем имели Симеон Новый Богослов, Василиск Сибирский, Серафим Саровский или Арсений Великий, но только с той разницей, что мы ею не пользуемся. Она живет в нас как возможность, взывает и к Богу, чтобы Он помиловал нас, и к совести, побуждая нас к покаянию, подвигу, следованию Евангелию. Но мы из-за своего нерадения совершенно не понимаем, чтó имеем в себе. Поэтому я часто говорю о том, что нерадение — самая страшная, губительная страсть, если ее вообще можно назвать одним словом «страсть». Это всеобъемлющее зло. Какие-то ничтожные соблазны отвлекают нас от Бога, и Царствию Божию, которое в нас сокрыто, мы предпочитаем даже не царство человеческое, а какие-то ничтожные вещи, на самом деле вообще недостойные внимания человека с возвышенным умом. Благость Божия излита на нас для того, как говорит апостол Павел, «чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни» (ст. 7). Вот что должно нас привлекать к себе и вызывать в нас, по дерзновенному выражению священномученика Дионисия Ареопагита, вожделение — вожделение Божественного Царства, вожделение общения с Богом и со святыми.

http://azbyka.ru/propovedi/apostolskie-p...

Какая апологетика, какое оправдание христианства может быть для нас, современных людей, сильнее, чем рассказ об опыте богообщения святого преподобного старца Силуана Афонского или его ученика схиархимандрита Софрония (Сахарова) ? Или рассказ Мотовилова о его беседе с преподобным Серафимом Саровским, когда на них обоих сошел Святой Дух и лицо преподобного Серафима просияло, как солнце? Или рассказы преподобного Симеона Нового Богослова об опыте богообщения в его возвышенных, божественных гимнах? Или молитвенный опыт Василиска Сибирского (молитвенные состояния, как они названы его сподвижником Зосимой (Верховским)) ? Непосредственный опыт богообщения, который, как мы видим на примере апостола Павла, ничем не отличается от опыта апостолов и делает человека равноапостольным, — вот что является самой лучшей апологетикой, самым лучшим оправданием и обоснованием христианства. Равноапостольные — это не только те, кто потрудился, подобно апостолам (например, Кирилл и Мефодий, или Нина, проповедовавшая в Грузии, или князь Владимир и княгиня Ольга, или император Константин и его мать Елена), но и те, кто имел опыт, подобный апостольскому. Господь откроет Себя в нас, когда мы будем подлинными христианами, когда соединимся с Ним через внутреннее наше естество, через нашу сущность, через сердце. Когда мы увидим в себе Господа Иисуса Христа, соединимся с Ним, тогда нам не нужны будут никакие доказательства. И, может быть, простое слово, сказанное нами, будет убедительнее, чем изощренная логика ученых-богословов, поскольку оно будет исходить из опыта. Истинные богословы, собственно, имели этот опыт. Ведь иное дело иметь ученость, почерпнутую из книг, а иное дело быть действительным богословом. Есть такое монашеское изречение: «Кто чисто молится, тот богослов». А у святителя Григория Богослова есть замечательные слова, которые я часто повторяю. Он говорит, что не тот богослов, кто рассуждает о Боге, а тот богослов, кто очищает себя ради Бога. В подражание святому апостолу Павлу мы должны всячески подвизаться, чтобы увидеть внутри себя Господа Иисуса Христа, Сына Божия, насажденного в нас Таинствами Крещения, Миропомазания и, в особенности, Причащения Святых Христовых Таин.

http://azbyka.ru/propovedi/apostolskie-p...

Состоялось очередное пленарное заседание Синодальной богослужебной комиссии 7 сентября 2017 г. 16:09 7 сентября 2017 года в Свято-Троицкой Сергиевой лавре под председательством митрополита Петрозаводского и Карельского Константина состоялось пятое в этом году пленарное заседание Синодальной богослужебной комиссии . В начале заседания митрополит Константин поздравил членов Комиссии протоиерея Павла Хондзинского с получением первого в истории России диплома кандидата теологии и протодиакона Владимира Василика с возведением в сан протодиакона и защитой докторской диссертации. На заседании были заслушаны и приняты решения по письмам, полученным в адрес Комиссии из канцелярии Московской Патриархии. Митрополит Константин сообщил о состоявшемся 29 июля заседании Священного Синода, на котором были утверждены и рекомендованы к общецерковному богослужебному употреблению представленные Комиссией тексты службы Собору Липецких святых, а также тропаря и кондака преподобному Далмату Исетскому (журнал 65). До сведения членов Комиссии митрополитом Константином был доведен новый порядок утверждения богослужебных текстов Священным Синодом, принятый Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. Митрополит Константин сообщил о рабочей встрече с председателем Издательского Совета Русской Православной Церкви митрополитом Калужским и Боровским Климентом по вопросу о местночтимых святых. Предложено публиковать в официальном календаре Русской Православной Церкви списки местночтимых святых по епархиям. Данное предложение Издательского Совета было доведено до сведения членов Синодальной богослужебной комиссии и встречено ими с удовлетворением. На заседании были рассмотрены и отредактированы службы святому благоверному князю Олегу Брянскому, прп. Василиску Сибирскому, прп. Алексию Елнатскому и прп. Амфилохию Почаевскому, а также тропарь, кондак и молитва преподобному Ионе Яшезерскому. По результатам обсуждения эти богослужебные тексты были переданы на утверждение Священного Синода. Комиссия также рассмотрела замечания членов Священного Синода, присланные на службу преподобным Зосиме, Савватию и Герману Соловецким. Служба в новой редакции передана на утверждение Священного Синода. Служба Собору Кемеровских святых с замечаниями членов Священного Синода передана на доработку в Санкт-Петербургскую рабочую группу. Предварительно обсуждался проект службы Собору Карельских святых. На заседании были также рассмотрены вопросы об обновлении богослужебных текстов на епархиальных сайтах и о возможном включении в состав Комиссии новых членов. Заседания рабочих групп проходят еженедельно в Москве и Санкт-Петербурге. Следующее пленарное заседание Комиссии состоится 26 октября 2017 года. Информационный отдел Синодальной богослужебной комиссии /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5005671.ht...

В собрании присутствуют образы главных православных, а также местночтимых святых 13 июля. ПРАВМИР. Выставка «Русские святые. Коллекция Феликса Комарова. 300 икон» пройдет в Манеже в Москве с 16 июля по 21 августа. Коллекция бизнесмена Феликса Комарова включает более 300 икон конца XVI – начала XX столетия с изображением святых — представителей разных чинов святости, начиная с апостола Андрея, сообщается на сайте Манежа. В собрании присутствуют образы главных православных святых: Креститель Руси князь Владимир, благоверные князья-мученики Борис и Глеб, печерские преподобные, московские святители, преподобный Сергий Радонежский, юродивый Василий Блаженный, отрок царевич Димитрий. Выставка интересна тем, что на ней будут представлены уникальные изображения местночтимых святых, считает коллекционер. «Есть святые, которых знают все, например, Сергий Радонежский. А есть так называемые местночтимые — это святые, которые свои деяния делали в маленьких местечках, они известны только в своей местности. Их иконописные лики тоже можно будет увидеть на выставке в Манеже», — цитирует Комарова ТАСС. На выставке будут представлены образы Гурия Шалочского, Евфросина Синозерского, Макария Жабынского. Образ преподобного Ксенофонта из этого собрания, вероятно, является единственным ныне известным изображением основателя маленького Никольского монастыря на реке Робейке в окрестностях Новгорода. Столь же редок образ преподобного Василиска Сибирского — пустынника, подвизавшегося в сибирских лесах в первой четверти XIX века и причисленного к лику святых только в 2004 году. Частью выставки станет культурно-просветительская программа, направленная на укрепление интереса к древнерусскому искусству, культуре и истории России, с ежедневными экскурсиями, которые будут проводить историки и специалисты в области древнерусского искусства. Особая музыкальная программа выходного дня будет подготовлена при сотрудничестве с Московской государственной Консерваторией им. П.И. Чайковского при участии Московского мужского камерного хора «Кастальский» под управлением профессора кафедры хорового дирижирования, декана факультета симфонического и хорового дирижирования Алексея Рудневского. В программе примет участие ансамбль «Колокола России» под руководством лауреата международных конкурсов Галины Филимоновой.

http://pravmir.ru/vyistavka-redkih-ikon-...

В канун праздника Одигитрии, 9 августа 2005 года, Господь даровал нам возможность возобновить крестные ходы из Кузнецова (Рыжково) в Зосимову пустынь с иконой Божией Матери Смоленской «Одигитрии» 919 . Крестный ход начали от поклонного креста, который местная община тогда же и установила (по благословению священноначалия) на месте, где стояла часовня с чудотворной иконой «Одигитрии». А икона, с которой пошел крестный ход, – необыкновенная, написанная неизвестно где и кем в 1834 году, как бы в утешение осиротевшим сестрам после отошедшего ко Господу в 1833 году преподобного Зосимы; она «пришла» 920 и стала Путеводительницей для новых сестер в возобновленном Троице-Одигитриевском монастыре. На следующий год община поставила новый высокий крест (4,5 м) и обустроила площадку вокруг него. Крестный ход в Зосимову пустынь повторился, утвердив эту замечательную традицию. Несмотря на дождь, весь крестный ход прошло не менее ста паломников. И еще один крестный ход возобновили в 2006 году – от Зосимовой пустыни к Отчину колодцу. Решили совершать его в день прославления преподобного Зосимы – 23 июля. Около колодца теперь стоит поклонный крест. Так возвращаются православные традиции. Снова сияют над монастырем православные кресты! И летит над лесом колокольный звон, призывая к молитве. Господи, слава Тебе! За доверие нам, недостойным, за неоценимую помощь, поддержку и подаваемую надежду на спасение. Теперь остался нам труд. И монахам, и мирянам. Труд над своими душами. Да не отвергнет нас Господь, не лишит Своей милости. Прославление преподобных Зосимы (Верховского) и Василиска Сибирского в лике святых В 1999 году Наро-Фоминское благочиние Московской епархии предприняло шаги к канонизации преподобного отца нашего пустынножителя старца Зосимы, подав необходимые материалы в Комиссию по канонизации святых. В сентябре Комиссия приняла решение о канонизации схимонаха Зосимы (Верховского) как местночтимого святого, а 11 октября 1999 года состоялось утверждение этого решения Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. По благословению Высокопреосвященнейшего Ювеналия, проведение праздника прославления было отложено до лета, пока вновь открывшаяся Зосимова пустынька успеет подготовиться к торжеству и паломникам будет удобнее приехать в теплую, радостную летнюю пору.

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

Можно было бы привести много других примеров – и древних и современных, – когда люди приобретали преуспеяние в Иисусовой молитве в условиях, казалось бы, совершенно не подвижнических, не будучи ни отшельниками, ни даже монахами, а живя в миру, имея семью, детей. Ничто не может помешать человеку молиться, еще раз говорю и настаиваю, кроме нечистой совести. Монашествующие, то есть отрекшиеся от мира, имеют более благоприятные условия, и с нас больший спрос, потому что мы более свободны для того, чтобы заниматься умным деланием. Но и мирянам не следует свое нерадение оправдывать объективными обстоятельствами, потому что заповеди нужно исполнять всем одинаково. А как исполнить заповедь без помощи Божией? Да и сама молитва Иисусова – это также заповедь. Почему же мы пренебрегаем ею? Поэтому, внимая всему тому, что я сейчас сказал, глядя на те примеры, которые я привел, руководствуясь святыми отцами, будем стараться упражняться в молитве Иисусовой. Как самое первое и необходимое руководство, хотя не единственное и не объемлющее всего учения, советую книгу «Ключ разумения. Беседы о молитве Иисусовой», недавно выпущенную совместно двумя издательствами, Московской Патриархии и Ново-Тихвинского монастыря 402 . В ней содержатся поучения русских подвижников благочестия: святителя Игнатия (Брянчанинова) , преподобных Нила Сорского и Василия Поляномерульского . Там есть и повествование о возвышенных молитвенных состояниях известного русского монаха-пустынника, подвизавшегося в наших краях, возле Туринска, преподобного Василиска Сибирского. Хотя, конечно, творения этих отцов адресованы преимущественно монахам, но многое из них с некоторой оговоркой могут принять к сведению и миряне и таким образом приступить к этому необходимому, важному для всякого христианина – подчеркиваю, для всякого христианина – деланию. Как бороться со сном во время совершения Иисусовой молитвы? Пока делаешь поклоны – худо-бедно молишься, а потом сон начинает так одолевать, что нет сил сопротивляться, не помогает даже холодная вода. Если молиться по времени раньше, то это уже не будет считаться молитвой перед сном. Как быть? У меня склонность к пониженному давлению, и мне кажется, что на второй сотне Иисусовых молитв мое давление резко падает. Может ли так быть или это искушение от врага? Что посоветуете?

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Объясненное тобою действие не противно сему сказанию. А в описании различных молитвенных действий Сибирского старца Василиска есть глава, в которой сказано, что старец ощущал молитвенное глашение во всех членах своих и как бы какое-то звонцание, как выразился простосердечный старец. Но как у многих молитвенников молитвенное действие сердечное бывает различно, то преподобный Марк Подвижник неведущим преподает такой совет и такую предосторожность: «иное действие есть благодати, младенцу неведомое, и иное злобы, истине уподобляемое. Добро же есть на таковая не взирати, прелести ради, ниже проклинати, истины ради, но вся упованием приносити Богови: Той бо весть обою полезное» («О мнящихся от дел оправдатися», глава 28). Держись и ты этого правила, ограждаясь неведением, и предоставляя все времени и рассмотрению по воле Божией, уповая, что силен Господь сохранить тебя от прелести вражией, если только ты сама не подашь к тому повода самомнением, возношением и самонадеянностью от окрадения, через которые ты подверглась душевой беде, как сама это замечаешь, и пишешь, что не могла сознать себя грешною и хуже всей твари, когда готовилась к Исповеди и Причащению Святых Таин. Бойся этой беды, то есть от самомнения, возношения и самонадеянности, через которые прелесть вражия приходит и обладает человеком. Преподобный Исаия отшельник пишет: «Если человек подвергался когда-либо какому-либо греху, то он до самой смерти не может быть без попечения относительно сего греха, хотя бы и мертвых воскрешал». Святой Симеон Новый Богослов , после высоких видений и откровений, всегда пересчитывал грехи свои, не только делом совершенные, но и в мысли бывшие, говоря так: «Я грешник (в том-то) произволением, я грешник окаянный (в том-то) волею», и подобное. А ты пишешь, что сердце твое упорствовало сознать себя грешною. Явно, что тут предварило незаметное вражие окрадение самомнением и возношением. В таком случае с сокрушенным сердцем должно припадать ко Господу и молить благость Его, чтобы избавил и уврачевал душу и сердце от такового омрачения и ослепления.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Работа над переводом шла до 2008 года, параллельно мы с Андреем Виноградовым занимались научной редактурой, над уже переведенными частями книги начал работать и литературный редактор. Потом еще около двух лет мы занимались научной и литературной редактурой, а до конца лета 2011 года шла корректорская правка и окончательная редактура, завершившаяся уже в сентябре. — Но ведь вы делали не просто перевод книги отца Макария, а еще и дополняли его житиями русских святых… — Да. Нашей задачей было также обогатить книгу теми житиями святых, которые, на наш взгляд, были важны, но отсутствовали у отца Макария или же были представлены в его книге в очень кратком варианте. Добавления этого рода — в основном, жития русских новомучеников и исповедников XX столетия, реже — жития подвижников более раннего времени, причисленных Русской Церковью к лику святых уже в 2000-е годы. В числе последних следует прежде всего отметить повествования о двух величайших русских подвижниках-исихастах рубежа XVIII и XIX веков — преподобных Василиске Сибирском (память 29 декабря) и Зосиме (Верховском) (память 24 октября). — Вы сами писали? — Мы составляли «синаксарную версию» того или иного жития на основе опубликованных текстов, стараясь ориентироваться на те из них, которые были написаны на хорошей документальной основе. Мы также проводили консультации со специалистами. Все подготовленные таким образом тексты выдержаны в том же стиле, что и вся книга. Задача включить все жития новомучеников не ставилась. Мы добавляли жизнеописания или особо почитаемых (как, например, священномученики Иларион (Троицкий) или Серафим (Звездинский)), или тех, чей жизненный путь, если можно так выразиться, является характерным для представителей данного вида святости, а также тех, в чьих житиях наиболее ярко проявляется какой-то особый аспект подвига новомучеников. Памяти святых расположены в рамках одного дня в той последовательности, в которой они находятся в официальном календаре Русской Православной Церкви, с одним отличием: памяти новомучеников всегда находятся в самом конце той части, которая соответствует русскому Месяцеслову. А дальше, помеченные особым значком, идут все жития, которые в Месяцеслов Русской Церкви пока не вошли. Соответственно, читатель сразу может увидеть, какое количество текстов относится к святым, которых он знает по именам, а какие к нему впервые приходят в этой книге.

http://pravoslavie.ru/50571.html

ПОСТАНОВИЛИ: 1. Доклад принять к сведению. 2. Утвердить « Рекомендации епархиальным архиереям Русской Православной Церкви о мерах по сохранению памяти новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших» и поручить Управлению делами Московской Патриархии направить его в епархии.   ЖУРНАЛ 130 СЛУШАЛИ: Рапорты Преосвященного митрополита Петрозаводского и Карельского Константина, председателя Синодальной богослужебной комиссии, и Преосвященного митрополита Калужского и Боровского Климента, председателя Издательского Совета Русской Православной Церкви, о представлении на утверждение Священного Синода ряда богослужебных текстов и текстов акафистов. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Утвердить к общецерковному богослужебному употреблению представленные тексты служб: а) священномученику Кириллу, митрополиту Казанскому ; б) святителю Антонию, архиепископу Воронежскому и Задонскому ; в) преподобномученицам великой княгине Елисавете и инокине Варваре ; г) новомученикам Богородским ; д) новомученикам Коломенского духовного училища ; е) преподобноисповеднику Гавриилу Мелекесскому ; ж) преподобному Антипе Валаамскому (Афонскому) ; з) преподобному Гавриилу Самтаврийскому . 2. Одобрить для употребления за богослужением и в домашней молитве предложенные тексты: а) акафиста Рождеству Пресвятой Богородицы ; б) акафиста Положению честной Ризы Пресвятой Богородицы ; в) акафиста Пресвятой Богородице в честь иконы, именуемой «Абалакская» ; г) акафиста Пресвятой Богородице в честь иконы, именуемой «Знамение-Корчемная» ; д) акафиста преподобным Спиридону и Никодиму, просфорникам Печерским ; е) акафиста преподобному Василиску Сибирскому ; ж) акафиста преподобному Корнилию, Крыпецкому чудотворцу . 3. Направить утвержденные богослужебные тексты и тексты акафистов в Издательство Московской Патриархии для включения в богослужебные сборники.   ЖУРНАЛ 131 СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного митрополита Петрозаводского и Карельского Константина, председателя Синодальной богослужебной комиссии, о подготовке в Комиссии молитв о воинах на брани сущих, раненых, плененных и без вести пропавших.

http://patriarchia.ru/db/text/5989206.ht...

Ходатайство архиепископа Варсонофия поддержали 6 Преосвященных архиереев: митрополит Кубанский и Екатеринодарский Исидор, митрополит Оренбургский и Бузулукский Валентин, архиепископ Симбирский и Мелекесский Прокл, архиепископ Самарский и Сызранский Сергий, архиепископ Уфимский и Стерлитамакский Никон, архиепископ Пензенский и Кузнецкий Филарет. По свидетельству Преосвященного архиепископа Варсонофия, мощи преподобного Феодора Санаксарского по прошениям переданы более чем 70-ти епархиям Русской Православной Церкви общим количеством около 500 частиц. Святые мощи преподобного запрашивали также Грузинская, Чешских Земель и Словакии и Японская Православные Церкви и со Святой горы Афон. Мощи праведного воина Феодора по прошениям переданы более чем 80-ти епархиям Русской Православной Церкви общим количеством около 570 частиц. Святые мощи праведного запрашивали также Элладская, Грузинская и Чешских Земель и Словакии Православные Церкви, а также Русская Зарубежная Православная Церковь. Велико почитание воина Феодора среди военных моряков. 2.3 Совместно с Преосвященным архиепископом Екатеринбургским и Верхотурским Викентием ходатайствую об общецерковном прославлении двух подвижников, великих делателей Иисусовой молитвы преподобных Василиска Сибирского (+1824, память 29 декабря/11 января) и Зосимы (Верховского; 1768-1833, память 24 октября/6 ноября). Преподобный Василиск прославлен в лике местночтимых святых Екатеринбургской епархии в январе 2004 года, а преподобный Зосима в лике местночтимых святых Московской епархии - в 2000 году. Святость их жизни и высота совершенного подвига засвидетельствована многими современниками. Память о преподобных старцах с благоговением почитается в различных местах нашего Отечества, где они совершали свои подвиги: в Рославльских и Брянских лесах, в Рождества Богородицы Коневском монастыре, в Кемеровской епархии. По свидетельству Преосвященного архиепископа Кемеровского и Новокузнецкого Софрония, на место подвигов преподобных, находящееся в глухом таежном урочище, в 50-ти верстах к северу от города Новокузнецка, постоянно совершается паломничество православных Кузбасса, Сибири и других регионов России.

http://sedmitza.ru/lib/text/429622/

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010