После закрытия Глинской пустыни в 1922 году отец Зиновий (Мажуга) и отец Серафим (Романцов) перебираются в благословенную Иверию. Их принимают в Драндовский Успенский монастырь близ Сухуми. Кавказские горы, подобно Египетской пустыне, издавна служили местом аскетических подвигов хрис­тиан, посвятивших себя Богу. Этот край был освящен апостольской проповедью и мученической кончиной ученика Христа святого апостола Симона Кананита, святителя Иоанна Златоуста и мученика Василиска. Шли годы, сменялись столетия, но эти горы всегда были желанным прибежищем для тех, чья душа жаждала уединенной молитвы. Не имея возможности открыто исповедовать веру, монахи и миряне, стремившиеся следовать заповедям, уходили из городов в горы, где еще много веков назад поселялись подвижники. Здесь пустынножители обустраивали кельи и, подражая своим великим предшественникам, совершали монашеское делание и окормляли верующих из ближайших селений и всех с верой к ним приходящих. Но в то тяжелое время монахам не давали покоя даже в горах. На них постоянно устраивали облавы, поэтому священнослужители были вынуждены оставить свои кельи. В 1928 году был закрыт Драндовский монастырь. Вскоре многие из монахов были арестованы, в их числе были и глинские старцы. Исповедники веры Удивительно, что пути глинских подвижников постоянно пересекались в разных уголках страны. Отца Зиновия арестовали в 1930 году и семь месяцев продержали в ростовском распределителе, где он встретился с отцом Серафимом (Романцовым) и другими отцами Глинской пустыни. Отец Серафим был отправлен в Ташкент, туда же хотели отправить и отца Зиновия. Находясь в изоляторе, иеромонах Зиновий заболел малярией. Его положили в лазарет. Один молодой доктор дважды созывал консилиум врачей и доказывал им, что отца Зиновия из-за болезни нельзя отправлять в Среднюю Азию. Он сказал своим коллегам: «Вам в Ташкенте нужна рабочая сила или мертвецы? Если Зиновий Мажуга поедет туда, его ожидает смерть». И случилось так, отца Зиновия отправили на Урал. Отец Андроник отбывал заключение c 1923 года сначала в сибирском Мариинске, а затем на Урале. Однажды в лагерь привезли едва живого епископа Иринарха (Синькова), который вскоре скончался. Отец Андроник в то время был санитаром и, чем только мог, помогал другим. Повязав на шею полотенце, на котором углем начертал крест, что и заменило епитрахиль, он отпел почившего, предал его тело земле, похоронив архипастыря в отдельном гробу. За это в 1936 году заместителем Патриаршего местоблюстителя Блаженнейшим митрополитом Сергием отец Андроник был награжден наперсным крестом. Филиал Глинской пустыни

http://e-vestnik.ru/church/svyatye_start...

Архив Пн Состоялось очередное заседание рабочей группы по кодификации акафистов 8 декабря 2022 г. 14:39 7 декабря 2022 года под председательством митрополита Калужского и Боровского Климента , главы Издательского Совета Русской Православной Церкви, в режиме онлайн состоялось очередное заседание рабочей группы по кодификации акафистов.  Участники заседания рассмотрели с учетом замечаний членов Священного Синода Русской Православной Церкви следующие акафисты: Пресвятой Богородице в честь иконы «Знамение-Корчемная», преподобному Василиску Сибирскому, преподобным Спиридону и Никодиму, просфорникам Печерским. По итогам заседания были подготовлены проекты текстов акафистов для рассмотрения Священным Синодом. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с 29 апреля 2011 года при Издательском Совете Русской Православной Церкви создана рабочая группа по кодификации акафистов. Согласно резолюции Его Святейшества, тесты всех акафистов, поступающих в Издательский Совет и не имеющих официального церковного одобрения, должны проходить рассмотрение в Рабочей группе. Согласно Синодальному определению от 14 мая 2018 года ( п. 11 журнала 28 ), к рассмотрению Священным Синодом принимаются акафисты новопрославленным святым только после составления и утверждения в установленном порядке полных богослужебных последований таковым святым. Издательский Совет /Патриархия.ru Календарь ← 21 апреля 2024 г. (8 апреля ст.ст.) воскресенье Неделя 5-я Великого поста. Глас 5-й. Прп. Марии Египетской (переходящее празднование в 5-ю Неделю Великого поста). Апп. Иродиона, Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта, Ерма и иже с ними (I). Свт. Нифонта, еп. Новгородского (1156). Прп. Руфа, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Мч. Павсилипа (117–138). Свт. Келестина, папы Римского (432). Сщмч. Сергия Родаковского пресвитера (1933). Литургия св. Василия Великого. Утр. – Ев. 2-е, Мк., 70 зач., XVI, 1–8 . Лит. – Евр., 321 зач. (от полу), IX, 11–14 . Мк., 47 зач., X, 32–45 . Прп.: Гал., 208 зач., III, 23–29 . Лк., 33 зач., VII, 36–50 . 19 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/5983718.ht...

  В этом году мы долго думали над темой предстоящей конференции. Поскольку сестры пытаются жить духовной жизнью и для них очень важны ее основы, в особенности непрестанная Иисусова молитва, мы решили акцентировать внимание на ней. Тем более что у преподобного Зосимы Верховского есть произведения, касающиеся Иисусовой молитвы. Конечно же, мы решили, что будет важным рассмотреть и само произведение преподобного Зосимы " Семьдесят пять слов о действиях умно-сердечной молитвы Василиска Сибирского " . Интересным нам показалось сравнить его опыт с опытом других святых отцов, узнать, не противоречит ли он им. Ведь известно, что, допустим, преподобный Макарий Оптинский, прочитав данное произведение, впал в некое замешательство и даже написал краткое предостережение читающим духовные книги. В нем он указал на то, что Иисусова молитва, проводимая без духовника, без опытного наставника, может привести к ошибкам в духовной жизни, развитию прелести. Поэтому мы решили, что необходимо рассмотреть в этом году и основания Иисусовой молитвы, догматические и библейские».   Были представлены следующие доклады:       «Догматические основания Иисусовой молитвы» (преподаватель Варваринских богословских курсов для монашествующих Троице-Одигитриевского ставропигиального женского монастыря Зосимова пустынь Р.А. Бадаев);     «Иисусова молитва как квинтэссенция Евангелия» (магистрант кафедры библеистики Московской духовной академии и семинарии чтец Иоанн Змиев);     «Обучение молитвенному деланию в среде учеников прп. Паисия (Величковского)» (иеромонах Аполлинарий (Панин), старший преподаватель Перервинской духовной семинарии);     «Роль Иисусовой молитвы в процессе христианского самопознания по учению свт. Игнатия (Брянчанинова)» (иеромонах Серафим (Лопухов), благочинный Успенского мужского монастыря г. Иванова);     «О правилах жизни по Богу по наставлениям оптинских старцев насельника монастыря Оптина пустынь» (иеромонах Афанасий (Серебяков));     «О молитвенной жизни монашествующих» (игумения Иоанна (Смолкина), настоятельница Богородице-Табынского женского монастыря);

http://bogoslov.ru/event/6020641

И Церковь не та и народ русский не тот. Что-то очень узнаваемое в этих словах, кто же обычно у нас так говорит - да..., ведь это современные либералы, у них всё не так, и страна и народ. P.S. Попробуй поживи отшельником, где нибудь во Франции, в Германии или США. Ты быстро окажешься в тюрьме за незаконный захват и проживание на чужой земле (за нарушение закона о частной собственности), второй вариант - не в тюрьме, так в психушке. Николай П.Т. 2018/12/19, 08:40:35 Согласна, страницы лучше назвать " трудные " Преподобный Серафим Саровский не единственный пример уединенника в XIX веке. Очень хорошо коллизии отшельнической и страннической жизни можно проследить по житиям преподобных Василиска Сибирского и Зосимы Верховского. Они находили покровительство Московского митрополита Филарета (Дроздова), местных архиереев, получали необходимые бумаги для уединенного жития на территории разных епархий. Значит механизм такой в Российской империи имелся. А странниками они прошли всю Россию из конца в конец и осели в глубокой Сибири. Старец Василиск был крепостным, преподобный Зосима - дворянин. Великие, не побоюсь этого слова, исихасты. Их жизнь прекрасно документирована. Она была трудная, но никак не " темная " или нелегальная. Они прославлены, а сколько было безвестных.... но это тоже не значит, что нелегальных или " темных " , отшельников... в поисках места уединения они проходили сотни километров и были странниками, а на Руси странников любили, помогали, привечали. Значит была мощная, в веках укорененная культура странничества и отшельничества. Кроме Зосимы и Василиска на память приходит житие Илии Верхотурского - прекрасный классический пример отшельнического жития исихаста, исшедшего из Валаама на Урал. Преподобная Арсения (Себрякова), будучи игуменией, имела келью для уединения, она была делательницей молитвы... Это то, что приходит на память мне, совсем не специалисту в этой области.... 2018/12/18, 19:07:57 " Тёмные страницы истории " - почему тёмные? Малоизвестными их также назвать нельзя.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=3000

Слава Богу! – всегда была и есть надежда хотящим спастись; и в нынешнее последнее время, явилась благодать Святого Духа. Как виноградная лоза па неплодной земле, в стране Сибирской, Томской губернии, в округе Кузнецка Сарчумыского Форпоста, от родителей благочестивых – из дворян – отца Алексея, Матери Домникии, родился сей юноша Пётр, и вырос в добром воспитании в доме родителей своих. – Потом находился в военной службе; напоследок предал себя самого на службу Господу Богу во иноческую жизнь, да предстоит как свеча одушевлённая пред Богом, в радость и торжество Ангелам со всеми угодившими Богу. Имея 20 лет от рождения своего, он выполнил Божии заповеди. Во истину желателен для Господа Иисуса Христа такой служитель; и много приятнее Ему всяких вещественных даров, приносимых Ему во храмах, хотя и они благоприятны Ему; хотя Господь знает спасать всех желающих спастись, во всяком звании; совсем тем, как небо разнствует от земли, так мирское обычное супружеское житие отстоит от чистого иноческого пребывания, к которому Христос всех приглашает глаголя: «Продаждь имение твое, и дай нищим и гряди в след Мене,» то есть в целомудренное равно-Ангельское иноческое житие, дабы за сие сподобиться такой же благодати Святого Духа, – как и юноша Пётр. Но мало слушают сего гласа Христова, не распаляются живою верою и любовью ко Христу Спасителю нашему; ослепила очи наши суета века сего, более чем слепорождённых младенцев, хотя мы сами видим и слышим многих великих Святых прославленных, которые в иноческом чине Богу служили. О, какое великое благо, пойти в след Христа и по Его хотению проводить свою жизнь, и по смерти, на бесконечные веки в неизреченной Его славе и радовании, при Нем быть, по глаголу самого Христа Господа: «хощу идеже буду Аз, ту и слуга Мой будет.» О, неоценимое достоинство служить Христу, все достоинства превосходящее! и юноша Пётр предъизбрал себе его в здешней стране, один из толикого множества народа, послушав Христа зовущего, и управил житие своё в угождение Христу.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Что же именно в его трудах вы не принимаете? Разве не все у этого писателя можно применять к себе на 100%? Ответ. Я не могу сказать, что бесспорно не принимаю тех или иных его слов. Святитель Игнатий - писатель чрезвычайно осторожный, описывающий все виды, все моменты, даже все тонкости духовной жизни. Что касается меня, то из всего того, чему мы вас учим, вы видите, что кардинальное, первостепенное значение мы придаем молитве Иисусовой, умному деланию. Святитель же Игнатий наряду с учением об умном делании говорит, допустим, и о том, как нужно читать псалмы, как совершать прочие молитвословия, проявляя тем самым некую умеренность и осторожность. А вот на меня, в этом отношении, сильно повлияло чтение таких, может быть, скромных и кратких, но чрезвычайно ценных по своему содержанию творений, как " Предисловия… " схимонаха Василия Поляномерульского, написанных им в качестве своего рода комментариев к некоторым сочинениям святых отцов и имеющих в своей основе учение об умном делании. Старец Василий говорит, что умное делание, молитва Иисусова, может заменить все правила. Сравнительно недавно, года два назад, я познакомился с " Описанием молитвенных действий старца Василиска Сибирского " , также подтверждающим подобное мнение. Сам старец Василиск Сибирский вначале сомневался, нужно ли заменять вычитываемое правило молитвой Иисусовой. Но когда он решил провести такой эксперимент, то получил необыкновенную пользу и даже сподобился откровения. Вот в этом смысле я как бы и расхожусь немного с мнением святителя Игнатия, поскольку считаю, что именно в наше время без умного делания, без Иисусовой молитвы, никакие подвиги, никакие даже добродетели ничего человеку не дадут; без Иисусовой молитвы все останется пустым занятием, - я это испытал на себе лично. Когда я спрашивал у своего духовника о том, как упражняться, например, в памяти смертной, он только махал на меня рукой и говорил: " Молись и все " . Действительно, как я всячески ни старался, все равно никакой памяти смертной не имел, а было у меня одно только воображение.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Даже сама эта борьба, само понуждение себя к исправлению в том или ином отношении - уже приносит утешение и благодать в душу человека, в отличие от того, что бывает в миру. И что бы мы ни делали, где бы ни подвизались, всюду получаем пользу, утешение, поддержку и в конечном счете достигаем того, что наметили и к чему стремились. Некоторые впадают в уныние и разленение, у них опускаются руки оттого, что они, как им кажется, слишком поздно приступили к духовной жизни - в среднем или даже преклонном возрасте. Но из церковной истории мы знаем, что некоторые люди начинали духовную жизнь именно в такие, уже немолодые годы, однако же высоко преуспевали. Наш почитаемый святой, который подвизался на Сибирской земле, Василиск Сибирский начал заниматься умным деланием в сорок лет. Конечно, он был подготовлен предыдущей жизнью: его очень смирили обычные житейские скорби, подвизался он и в пустыне. Но так произошло в его жизни, что некому было научить его умному деланию, потому что в то время в России, да и вообще по всему миру, умное дело было в забвении. И вот его же собственный ученик Зосима Верховский, может быть просто потому, что был более начитан в творениях святых отцов, стал говорить старцу об умном делании, а тот, послушав его, начал подвизаться и достиг высочайшего духовного преуспеяния. Повторяю, он начал в сорок лет. А мы унываем в свои двадцать пять: все пропало, ничего не получится. Древний подвижник благочестия Павел Препростый оставил жену, детей, пришел к Антонию Великому в шестьдесят лет и преуспел благодаря своему послушанию и ревности. Разные добродетели бывают у людей. Один - послушен, другой усердно занимается Иисусовой молитвой, но у всех обязательно должно быть одно общее качество - ревность. Так вот, ревность и заставила Павла Препростого отдаться в полное послушание Антонию Великому, и в шестьдесят лет он достиг столь великого преуспеяния, что изгонял демонов и совершал удивительные чудеса. Вы представьте себе: к нам в монастырь пришел бы шестидесятилетний дед, который всю жизнь проработал где-то в миру, вышел на пенсию и теперь просился бы сюда.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Ответ. Молитве нас учат святые отцы. Из русских подвижников о молитве Иисусовой писали: святитель Игнатий (Брянчанинов) , преподобные Василий (Поляномерульский), Нил Сорский , Паисий (Величковский) , Зосима (Верховский) , который описал молитвенные состояния преподобного Василиска Сибирского. Из современных русских авторов можно назвать протоиерея Иоанна Журавского, автора книги «О внутреннем христианстве», архиепископа Антония (Голынского-Михайловского) , написавшего замечательный труд «Путь умного делания». Может быть, не все изложенное в нем можно к себе механически применить, но написано прекрасно, исключительно из опыта и кратко. Как видите, об Иисусовой молитве написано уже очень много. Ведь не может каждая старица написать что-то новое, оригинальное и полезное. Читайте «Добротолюбие», в особенности второй, третий и пятый тома, об умном делании. Необходимо напитать свой ум учением об Иисусовой молитве. Но главное обучение – это молитвенная практика. Начните молиться, и у вас неизбежно возникнут вопросы. Если будете подробно рассказывать старице о своих молитвенных переживаниях, хорошие они или плохие, о том, получается или не получается, то вам будут давать практические советы. А если человек ждет, чтобы его научили Иисусовой молитве, заранее все рассказали, и при этом не молится, тогда, конечно, ничего не получится. На месте топчутся оттого, что не молятся. Есть очень хорошая русская пословица: «Берись за дело, а дело за тебя». Духовная жизнь – это опыт. Человек может получить предварительные сведения, но если не приступит к деланию, не начнет молиться, то и теории не поймет. Вопрос. Очень редко бываю на исповеди помыслов, живу сама по себе. Нужно ли заниматься самовоспитанием? Ответ. Самовоспитанием заниматься не нужно. Конечно, это не значит, что у человека не должно быть никакого самопонуждения. Каждому необходимо заставлять себя жить по Евангелию, святым отцам, но это не самовоспитание. Мы должны исполнять заповеди, молиться Иисусовой молитвой, а старица, духовник, настоятельница – это наши помощники.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

106 Петр Мичурин к настоящему времени прославлен в Соборе святых, в земле Сибирской просиявших, под именем праведного Петра Томского (по названию реки, на берегах которой свершился его богоугодный подвиг). 107 Записки о жизни и подвигах Петра Алексеевича Мичурина, монаха и пустынножителя Василиска. М., 1849. С. 11 – 12. 109 Конюхов И. С. Указ. соч. С. 49. Анисья Ивановна Конюхова была женой умершего брата автора Летописи и приходилась невесткой жившему у пустынников Семену Дмитриевичу Конюхову. 111 Ответ владыки Михаила на письма о. Зосимы от 27 июля и 17 октября 1818 года//Альфа и Омега. 2001. 3(29). С. 217. 116 Архиепископ Амвросий (Келембет) управлял Тобольской епархией с 1806 по 1822 годы: переведен на эту кафедру из Оренбурга 25 мая 1806 г., уволен на покой 28 октября 1822 г.; скончался 4 июля 1825 г. в Лубенском Полтавском монастыре [Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви/Сост. П. Строев. СПб., 1877. С. 319]. 119 Монастырским хозяйством в начале 1820-х годов распоряжался иеромонах Савватий, и известен еще послушник Егор Волков, перешедший в Абалакский монастырь под Тобольском в связи с «обращением Николаевского Туринского монастыря в женское общежитие» [ТФ ГАТО. Ф. 156 (1824 г.), д. 1062, л. 1 – 14 и 1825 г., д. 31]. 120 РГИА. Ф. 797, оп. 2 ,д. 7918, л. 1 –2 4 ; Ф. 796, оп. 103(1822 г.), д. 175. Об обращении Туринского мужского Николаевского монастыря, в Тобольской епархии состоящего, в женское общежитие. 121 Известны имена некоторых из девиц, пришедших под окормление старца Зосимы в 1822 году: мещанская дочь Зиновия Андреева Шабалина (в монашестве Илария, впоследствии с 1839 г. игумения Туринского монастыря), солдатская дочь Елена Петрова Кораблева (в монашестве Евсевия), Настасия Костромина, дочь титулярного советника Любовь Пушкарева, крестьянская дочь Пелагия Антонова Малышева [ТФ ГАТО. Ф. 156(1825 г.), д. 407, л. 12–13; оп. 25, д. 2, л. 33–34]. 122 Туринский Николаевский женский монастырь//Тобольские епархиальные ведомости. 1890. 9–10. С. 210–211.

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

Видя в образе старца Зосимы яркий пример жизни, проведенной согласно заповедям Христа, назидательный и вдохновляющий всех христиан, православные издательства за границей переводили эту прекрасную книгу. Например, на английский язык она была переведена по инициативе иеромонаха Серафима (Роуза) и игумена Германа (Подмо-шенского) и издана дважды Братством преподобного Германа Аляскинского в 1979 и 1990 годах 179 . (Помимо этого они издали в 1977 году в Америке Житие репринтом на русском языке в серии книг «Русские исихасты».) В предисловии к первому изданию на английском языке о. Серафим (Роуз) назвал «Жизнеописание известного сибирского старца Зосимы одной из сокровищниц русской православной литературы прошедшего столетия» 180 . В 1996 году вышло в свет Житие старца Зосимы (Верховского) на греческом языке 181 . Но современные христиане не только переводили книгу об отшельнике, возлюбившем безмолвие, они решались подражать подвигу пустынников. Игумен Герман (Подмошенский) вспоминал об этом так: «Когда я прочитал жизнеописание старца Василиска, духовного отца старца Зосимы, я был буквально потрясен. Я не мог удержаться, чтобы не поделиться этим со своим другом, в то время жаждущим богопознания неофитом, а впоследствии о. Серафимом (Роузом) . Мы оба бродили по лесам, читая и переводя по частям текст; и это промыслительно окончилось основанием в 1969 году нашей собственной «пустынной» обители – в уединенном месте, удаленном от шума внешнего мира, среди холмов северной Калифорнии. Старцы Василиск и Зосима, последователи духовной школы преподобного Паисия Величковского , были среди наших главных источников вдохновения и помогли нам преодолеть неизмеримые трудности при налаживании этого древнего образа жизни в современных условиях» 182 . Добавим к этому и то, что Житие старца Зосимы (Верховского) оказало безусловное влияние на Федора Михайловича Достоевского при создании образа старца Зосимы в романе «Братья Карамазовы». Известно, что внешний облик старца Зосимы и обстановка скита списаны с Оптинского старца Амвросия и монастыря, где он подвизался. Сходство это только внешнее. Внутреннее различие между литературным героем и Оптинским светильником благочестия признавали не только монахи Оптиной пустыни, но и нововалаамский схиигумен Иоанн, называвший в письмах к ученикам (за 1950-е годы) среди делателей Иисусовой молитвы и «достопамятного Зосиму (Верховского) , с которого Достоевский списал своего старца Зосиму, а вовсе не со святителя Тихона или о. Амвросия. Прочтешь житие старца Зосимы – сам увидишь» 183 . Современные литературоведы сходятся во мнении, что Житие схимонаха Зосимы (Верховского) послужило для создания образа знаменитого литературного героя 184 . И сибирские краеведы пришли к выводу, что Достоевский не мог не знать подвижника Зосиму (Верховского) 185 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010