Недавно диспутантом, после продолжительных поисков, найдена чрезвычайно интересная рукопись «О 78 молитвенных действиях, бывших в Сибирском монахе – подвижнике Василиске». Рукопись составлена сподвижником Василиска, Зосимой Верховским , причем первый сам просматривал ее и поправлял. Как видно из этой рукописи, Василиск, творя «художественно» молитву Иисусову, испытывал необычайно сильное трепетание сердца («сердце его начинало трепетать, потом колебаться и как будто бы металось во все стороны»), сильнейшее колебание головы и сотрясение всего тела, так что едва мог усидеть на месте. И замечательно, что столь крайнее физическое возбуждение, обыкновенно сопровождающееся у других людей и в иных условиях соответствующим интенсивным ощущением физической боли и страдание, – у Василиска соединялось с живейшим ощущением неизъяснимой «сладости» в сердце и во всех членах, чувством умиление, легкости и радости. Вне религиозной сферы, подобное состояние встречается при раздражении нервной системы наркотическими веществами, во многих случаях так называемого «наслаждение страданием», иногда в предсмертные минуты (эйфория умирающих), в обморочных состояниях, в момент гипнотического засыпание, в приступах маниакального возбуждение у разного рода душевнобольных, в некоторых припадках истерии и эпилепсии. Напр., Достоевский, описывая в романе «Идиот» эпилептический припадок, говорит, что князь Мышкин в самый последний сознательный момент пред припадком испытывал реальнейшее ощущение беспредельного счастья. Таковы факты. Они еще ждут своего объяснения. Если оно будет найдено, то получит полное разрешение и представленное оппонентом недоумение. И. М. Громогласов сделал еще три мелких замечание по поводу отдельных сообщений, приводимых в диссертации. Он обратил внимание, прежде всего, на курьезное показание Тамбовского хлыста Токарева о том, как он прикладывал руку к сердцу спящей жены, предварительно ее перекрестивши, и, когда ощущал «внутри ея трепет», заключал, что это «Дух радуется слову Божию и любови» (стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Gromoglas...

Припев: П реподобне отче Василисче, моли Бога о нас. Василиска блаженнаго ныне память совершающе, радуемся, Бога благодаряще, споспешника во спасение нам явившаго и в молитве непрестанней наставника преизряднаго. Даром смирения от Бога щедро обогатився и многия скорби благодушно терпя, преподобне, пустыннаго делания велий подвижник показался еси. Темже и нас, малодушных, молитвами твоими укрепи. К Богу любовию паче огня распалаемь, отче, радости жития безмолвнаго достигл еси, Христу Единому сочетаваяся, егоже воистинну узрел еси. Богородичен: У пование мое Ты еси, Богородице, и на Тя всю надежду мою возлагаю, страстей море помози неврежденно прейти, любовию Тя воспевающему. Песнь 3 Ирмос: У тверждей в начале Небеса разумом/и землю на водах основавый,/на камени мя, Христе, заповедей Твоих утверди,/яко несть свят паче Тебе,/Едине Человеколюбче. Яко елень желает на источники водныя, тако душа твоя возжада безмолвия, отче, во еже Единому Господу служити. Темже убо и нас к высоте любве Божественныя подвизаеши. Велию ревность к пустынножительству имеяй, о плоти своей небрегл еси, блаженне, вящшия же подвиги к подвигом прилагая, воздержания сладость познал еси. Самочиннаго жительства устрашився, в леса Брянския пришел еси, идеже, воли своея отметаяся, в послушание старцу духовному себе вдал еси и в чине иночестем достойно Богу послужил еси. Богородичен: С ловом вся Сотворшаго неизреченно во чреве Твоем носила еси, Пречистая Дево, егоже неустанно моли помиловати нас в День страшнаго испытания. Седален, глас 4: Пустыню неплодную во спасение избрал еси, Василисче,/и, миру воистинну умертвився,/труды постническими ангелов безплотных удивил еси,/бесов же наветы смирением сокрушая, плод духовный терпением велиим возрастил еси. Слава, и ныне, праздника. Песнь 4 Ирмос: Т ы моя крепость, Господи,/Ты моя и сила,/Ты мой Бог, Ты мое радование,/не оставль недра Отча/и нашу нищету посетив./Тем с пророком Аввакумом зову Ти:/силе Твоей слава, Человеколюбче. В трудолюбии и богомыслии подвизаяся, блаженне, един со Единым в безмолвии присно пребывал еси и, славы земныя удаляяся, тишины божественныя исполнился еси.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Радуйся, звездо, спасения путь ко вратом небесным нам указующая; радуйся, сокровищнице, пребезценный камень, Христа, в себе имущая. Радуйся, кладезю, духовною влагою обильно нас напаяяй; радуйся, столпе, несокрушимую силу молитвы во брани являяй. Радуйся, стамно, чудесы доныне богатно преизливаемая; радуйся, реко, деянии твоими души верных орошающая. Радуйся, в скорбех пребывающим скорый и благий поспешниче; радуйся, тебе чтущих теплый и верный к Богу молитвенниче. Радуйся, преподобне отче Василисче, умнаго безмолвия велий рачителю. Кондак 13 О, пустынниче дивный, преподобне отче Василисче, к тебе в смирении припадаем, яко стяжавшему велию Духа Святаго благодать: призри с высоты райския на нас, дольними обуреваемых, и подаждь душам нашим молитвами твоими возрастание духовное, во еже чистым умом и сердцем достойно пети Христу Богу нашему: Аллилуия, аллилуия, аллилуия. [Сей кондак глаголется трижды.] [Далее повторяем 1е икос и кондак:] Икос 1 Ангелов крилами к Богу воспаряющих, образы святыя издетска с любовию зрел еси, отче Василисче, темже, возрастом еще младенствуя, к Вышнему вознестися помыслил еси, во еже телесныма очима славу Божию видети, отонудуже крилы духовныя Господь тебе дарова, имиже в Небесныя обители воистинну вознеслся еси. Мы же, сим поучаеми, приносим ти таковая: Радуйся, издетска в служение Богу избранный; радуйся, светом божественнаго разума осиянный. Радуйся, от млада познавый нищету телесную; радуйся, воистинну стяжавый нищету духовную. Радуйся, кротостию и незлобием ангелом подобниче; радуйся, истиннаго смирения верным наставниче. Радуйся, монахом и мирским красоту восхождения явивый; радуйся, богоугодными делы страну Сибирскую просветивый. Радуйся, преподобне отче Василисче, умнаго безмолвия велий рачителю. Кондак 1 Избрал еси, Господи, угодника Твоего Василиска, из млада сердце чисто созиждя в нем, и, дары духовными изрядно его украсив, явил еси земли Сибирстей подвижника дивнаго, иже, пустыни тяжкая волею претерпевая, молитвы чистыя благодать воистинну стяжа, темже подвигни и нас, Христе Боже, горняя помышляти, предстательством блаженнаго отца нашего, да поем тому: Радуйся, преподобне отче Василисче, умнаго безмолвия велий рачителю. Молитва

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Разделы портала «Азбука веры» Для келейного чтения Кондак 1 Избрал еси, Господи, угодника Твоего Василиска, из млада сердце чисто созиждя в нем, и, дары духовными изрядно его украсив, явил еси земли Сибирстей подвижника дивнаго, иже, пустыни тяжкая волею претерпевая, молитвы чистыя благодать воистинну стяжа, темже подвигни и нас, Христе Боже, горняя помышляти, предстательством блаженнаго отца нашего, да поем тому: Радуйся, преподобне отче Василисче, умнаго безмолвия велий рачителю. Икос 1 Ангелов крилами к Богу воспаряющих, образы святыя издетска с любовию зрел еси, отче Василисче, темже, возрастом еще младенствуя, к Вышнему вознестися помыслил еси, во еже телесныма очима славу Божию видети, отонудуже крилы духовныя Господь тебе дарова, имиже в Небесныя обители воистинну вознеслся еси. Мы же, сим поучаеми, приносим ти таковая: Радуйся, издетска в служение Богу избранный; радуйся, светом божественнаго разума осиянный. Радуйся, от млада познавый нищету телесную; радуйся, воистинну стяжавый нищету духовную. Радуйся, кротостию и незлобием ангелом подобниче; радуйся, истиннаго смирения верным наставниче. Радуйся, монахом и мирским красоту восхождения явивый; радуйся, богоугодными делы страну Сибирскую просветивый. Радуйся, преподобне отче Василисче, умнаго безмолвия велий рачителю. Кондак 2 Видя желание твое, токмо единому Богови работати, и нрав послушливый, Господь Всеведец умягчи жены твоея сердце, юже родитель твой избра тебе, и тако три леты воздержанием себе испытующа, супружества соуз согласно расторгли еста; ты же, отче, душу твою Христу уневестив, радостне воспел еси Богу: Аллилуия. Икос 2 Разумея волю Божию и закону Христову кротко повинуяся, блаженне, тяготы брата твоего, подвижника тайнаго, с любовию понесл еси, в немощах его служа ему усердно; наипаче же вкупе в молитвах прилежаща, вашим изрядным в Боге радением многия нерадивыя к исправлению призвали еста. Мы же, братолюбие христианское твое зряще, сице тебе взываем: Радуйся, Бога паче всего земнаго возлюбивый;

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

    И вот, внимательно перечитав полузабытую историю о забавном «везущем» коньке с его «везучим» наездником и поразмыслив над ней, пришёл я к выводу, что оригинальнейшая сказка эта, простите, не совсем... оригинальна, в смысле —  самобытна. Ибо создана она не путём чисто авторского фантазирования, а во многом как бы по мотивам иных сказок, издавна живших в народе. Русских сказок, с их узнаваемыми, почти родными для наших предков (да и для нас с вами) знаковыми героями. И с тремя братьями, между коих один умный, другой и так и сяк, а третий, младший Иван, и вовсе дурак. И с Царь-девицей, прекрасной и премудрой, как та Василиса, и с Царём-государём, то добрым батюшкой, а то и глуповатым самодуром, окружённым придворной челядью, завистливой и коварной. И, конечно, с синем морем-окияном и островом Буяном, который на самом деле есть Чудо-юдо, рыба-кит, держащий на могутной спине леса и горы, пашни и селенья... И со златогривыми конями, всё донскими жеребцами, и с волшебною Жар-птицей неописуемой красы...       Всё так. Но это внешняя «вторичность» сказки Петра Ершова чудесным образом из недостатка обращена в её преимущество. Она полна тех «кодовых знаков», что таятся в подсознании, в генетических глубинах народной памяти, в потаённых кладовых русской души. Да и сама она, душа русская, которую на нынешнем языке можно назвать «национальной матрицей», явственно дышит там, в сказочном мире. И в роли носителя и выразителя её выступает Иванушка-дурачок, который на поверку-то вовсе не дурак, а лишь  доверчивый и простодушный, бескорыстный и усердный трудяга, живущий по совести. «По-божецки», как говорится в простонародье. Истинно русский человек, коварно обманываемый и предаваемый разными хитрецами-мудрецами, он проходит сквозь огни, воды и медные трубы, борясь со злом, ратуя за правду, за справедливость, и в конце концов оказывается победителем.     То есть «тайна» необычайной популярности сказки сибирского самородка Петра Ершова состоит в том, что она, благодаря корневым основам, «цепляет» саму сущность русского человека на генном уровне. На уровне подсознания. Конечно, играют свою подсобную роль и занятность сюжета, и складность изложения разных коллизий в стиле народного раёшника, но главное всё же заключается в глубинном «русском духе», по выражению Пушкин, этой замечательной сказки.

http://ruskline.ru/analitika/2022/05/24/...

—323— примиримого: различных болезненно-экстатических явлений (конвульсий, судорог) с переживанием сектантами приятных ощущений (телесной и душевной легкости, умиления, радости и т. п.) в состоянии религиозного экстаза? По поводу этого недоумения, Д.Г. Коновалов сделал следующие разъяснения. Как бы ни казалось парадоксальным и неестественным сочетание необыкновенно приятного самочувствия с физическими проявлениями ненормального и прямо болезненного перевозбуждения нервной системы, – но это неоспоримый факт, хотя пока не объясненный наукой. Подобное сочетание наблюдается и помимо сектантского экстаза. По словам знаменитого подвижника, епископа Феофана Затворника , при «художественном» совершении молитвы Иисусовой, когда молящийся несколько стесняет дыхание и сводит к груди напряжение мышц, он иногда испытывает «приятное» раздражение нервов. У людей «слаботелых, нервных» это раздражение входит глубже в нервы и начинает отражаться в мускулах; происходят легкие движения, тоже приятные, которые, усиливаясь, переходят в заметные трясения. Недавно диспутантом, после продолжительных поисков, найдена чрезвычайно интересная рукопись «О 78 молитвенных действиях, бывших в Сибирском монахе-подвижнике Василиске». Рукопись составлена сподвижником Василиска, Зосимой Верховским , причем первый сам просматривал её и поправлял. Как видно из этой рукописи, Василиск, творя «художественно» молитву Иисусову, испытывал необычайно сильное трепетание сердца («сердце его начинало трепетать, потом колебаться и как будто бы металось во все стороны»), сильнейшее колебание головы и сотрясение всего тела, так что едва мог усидеть на месте. И замечательно, что столь крайнее физическое возбуждение, обыкновенно сопровождающееся у других людей и в иных условиях соответствующим интенсивным ощущением физической боли и страдания, – у Василиска соединялось с живейшим ощущением неизъяснимой «сладости» в сердце и во всех членах, чувством умиления, легкости и радости. Вне религиозной сферы, подобное состояние встречается при раздражении нервной системы наркотическими веществами, во многих случаях так называ-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Радуйся, узок путь во Царствие небесное избравый; радуйся, пустынничества крест волею подъявый. Радуйся, страны мразныя не убоявыйся; радуйся, ветра хладнаго не устрашивыйся. Радуйся, скорби и болезни мужественно понесый; радуйся, Заступницею усердною всегда хранимый. Радуйся, молитвы храм в сердце твоем воздвигнувый; радуйся, труд, терпение и усердие в основание того положивый. Радуйся, преподобне отче Василисче, умнаго безмолвия велий рачителю. Кондак 9 Всего себе Господу освятив, отче Василисче, в болезнях жестоких Христу сраспялся еси воистинну, и в пустыни, яко во гробе, Тому спогреблся еси, блаженне, и Того ради многая злострадания претерпел еси, но любве Божия никако же отпал еси, присно поя Ему: Аллилуия. Икос 9 Витии многоречивии умолкают, зряще твоего, отче Василисче, жития безмолвнаго подвиг, ибо яко пламя прилежит свещи, тако ты, блаженне, умом и сердцем твоим воистинну Христу в молитве срастворился еси. Мы же, таковое действо в тебе зряще, любовию взываем ти: Радуйся, Богу в любви непрестанно предстоявый; радуйся, благодать Богообщения стяжавый. Радуйся, великих дарований небесных приятелю; радуйся, духов поднебесных велий устрашителю. Радуйся, на высоту добродетелей восшедый; радуйся, Царствие Божие внутрь себе имый. Радуйся, Владыки вышняго верный служителю; радуйся, истинныя радости о Боге благий стяжателю. Радуйся, преподобне отче Василисче, умнаго безмолвия велий рачителю. Кондак 10 Спасения ради души твоея, отче Василисче, многая лета в пустыне неисходно подвизался еси, и тамо старости честныя достигнув, высоту добродетели стяжал еси, темже Господь на ину стезю направи тя, во еже ближних спасению послужити, отонудуже малую братию собрав, воспел еси Богу: Аллилуия. Икос 10 Стена крепкая в молитве братии пустынней был еси, святый Василисче, духом сокрушенным, яко мечем, научал еси тех коварства вражии посекати, и нас ныне от сна лености житием твоим богозарным пробуждая, явился еси утешения духовнаго податель. Мы же, подвиги твоя ублажающе, воспеваем тя сице:

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Радуйся, сердце твое мирови затворивый; радуйся, воле Божией всего себе покоривый. Радуйся, благоуветия и благочестия смиренный учителю; радуйся, словесным и безсловесным кроткий благодетелю. Радуйся, с усердием на врага спасения противоставый; радуйся, постом и молитвою демоны отгнавый. Радуйся, духа нищету паче славы человеческия возлюбивый; радуйся, не в многословии твоем глубину мудрости показавый. Радуйся, преподобне отче Василисче, умнаго безмолвия велий рачителю. Кондак 5 Боготочный источник духовныя благодати зря в тебе юный Зосима, тепле моляше тя, да ученик тебе прилежен будет, ты же, отче, духовными очами промысл Божий в сем прозрев, яко друга искренняго любовию того приял еси; темже словесы и делы на путь иночества тобою наставляемый Зосима радостне воспе Богу: Аллилуия. Икос 5 Видя помышление духовника твоего, хотяща во обитель Коневскую тебе, отче, преселити, тепле моля просил еси того, да в отшельстве своем недвижимо пребудеши; обаче послушания ради, яко воли Божией повинуяся, с Зосимою вкупе, егоже возлюби душа твоя, за старцем своим последовал еси. Мы же, кротость твою ублажающе, взываем ти сице: Радуйся, Авраамле послушание познавый; радуйся, Иовлю терпению поревновавый. Радуйся, иноче, в смирении и кротости совершенный; радуйся, в безстрастия ризу оболченный. Радуйся, скудною пищею тело твое изнуривый; радуйся, хлебом Живота вечнаго душу твою насытивый. Радуйся, простоты жития монашескаго наставниче; радуйся, чистоты души христианския хранителю. Радуйся, преподобне отче Василисче, умнаго безмолвия велий рачителю. Кондак 6 Проповедуемым словесем Христовым, яко кроток есмь и смирен сердцем, воистинну поучился еси, труженниче пустынный, темже и Господь тя зело утеши, благоволив чрез Зосиму открыти ти сокровище молитвы сердечныя учения; ты же, преподобне Василисче, благодарен сый воспел еси Богу о сем: Аллилуия. Икос 6 Возсиял еси на острови Коневстем высотою жития твоего, отче досточудне, идеже в молитвы делании вельми возрастая, ум твой священным безмолвием просветил еси, и сладость молитвенную о имени Иисусове, рекою из сердца обильно изливаему, вкусил еси, богоблаженне. Мы же, толикое дарование в тебе зряще, смиренно взываем ти:

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Они прожили в городе Кузнецке около трех месяцев, т. е. до тех пор пока совершенно оправились и укрепились в силах. В это время вышеописанные скорбные их приключения, также их смирение, доброта, простота и воздержание, бескорыстие, не стяжание и уединение – одним словом их добродетельная жизнь, Божьим благоволением преклонила в любовь и уважение к ним почти весь город и все селения округа Кузнецкого, тогда они, увидев такое всеобщее усердие к себе жителей и удобность уединенных мест в лесах Кузнецких, решились поселиться навсегда в стране той более потому, что жители ее были известны своим благочестием; там во всем Кузнецком округе не было тогда ни раскольников, ни еретиков, ни иноверцев, но народ простой, добрый и усердный. И так отдавши свои бумаги под сохранение в земской суд Исправнику они отправились приискивать себе пустынное обиталище, и усердная молитва указали им место за проливами именуемыми Трикурые, от коего места с одной стороны в 50-ти верстах городе Кузнецке, а с другой в 30-ти деревня Сидорова; с двух же остальных не было жилья человеческого на расстоянии 200 и 500 верст. Они возлюбили место сие, окруженное большим пихтовым и кедровым лесом и длинными озерами богатыми рыбою. Земля тоже оказалась плодородною для овощей и всяких семян и изобилующая от природы разными ягодами. Здесь с помощью Божиею и пособием Кузнецких благотворителей и сельских, они выстроили себе две кельи, недалеко одна от другой, и неразлучные душою, сердцем и умом Василиск и Зосима разлучились кельями ради большего безмолвия. Глава VII. Безмолвная жизнь в пустыне Сибирской Вот плоды пустынного безмолвия! Но могут ли расти и созревать плоды на древе непокрытом зеленеющими листьями? А посему и сия внутренняя жизнь Василиска и Зосимы была облечена во внешность сей сообразную. Кельи их были простые, деревянные, убогие; одежда рубищная; пища самая постная, суровая и скудная; но Господь так все облегчал и услаждал им, что иногда они с чувством страха и умиления говорили друг другу: «За что нам ожидать блаженства вечного, если мы здесь так блаженствуем, совершенно покойны и довольны всем, от всего свободны: ибо по милости Божией в такое наведены мы положение, что не имеем нужды заботиться ни о хорошей одежде, ни об убранстве келейном, ни о приуготовлении лучшей пищи, поскольку (продолжает Отец Зосима) не должно умолчать и сего, что бывает благоволением Божиим некое чудное изменение в простой, суровой пище – точно прилагается она в иное качество несвойственное ей, но в какое-то приятное и усладительное».

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

Л. 200. Чудные насладительные действия молитвы (2 февраля 1850 г.). Л. 201. Плод внутренней молитвы, вкушенный в созерцании, приобретенный душевною простотою и соединением с Богом (16 августа 1840 г.). Л. 202. Сказание о дивных случаях при прохождении внутренней Иисусовой молитвы сибирским монахом Василиском, писанных в то самое время учеником его – монахом же Зосимою (1826 г./август 1833 г.). Л. 203 об. Повесть ученика о наставнике. Л. 240 об. Таблица видений Василиска. Л. 241. Размышления, взгляды и примечания при чтении о видениях и ощущениях при внутренней молитве старца Василиска, сибирского пустынника (24 июля 1850 г.). Л. 247. Главные черты характера старца Василиска. … Наружный вид его. (3 февраля 1850 г.). Л. 247 об. Биографический очерк Василиска. Л. 248. Примечания при чтении действий старца Василиска (сентябрь 1833 г.). Л. 250 об. Поучительные изречения старца Василиска. Л. 251. Молитвенные наслаждения подвижника Петра Мичурина (2 февраля 1850 г.). Л. 255 об. Взгляд на внутреннюю молитву людей, не осененных светом Откровения (14 февраля 1850 г.). Л. 256. Выписка из книги под титулом «Описание Бухарского ханства» (5 ноября 1845 г.). Л. 261 об. NB. Достоверные путешественники по Индии и пр. извещают, что по учению браминов, бонзов и фокиров sic! – А. П.… (24 августа 1854 г.). Л. 262. Таблица упоминаемых в Добротолюбии ощущений и видов молитвенной сладости (8 февраля 1849 г.). Л. 263. Взгляд на жизнь святых отцов пустынных, описанную в «Достопамятных сказаниях» и «Духовном луге» (10 февраля 1850 г.). Л. 265. Сладостные ощущения при внутренней молитве монаха Лазаря, простосердечного мирянина и девицы Э., живших в западных странах (12 апреля 1850 г.). Л. 268 об. Размышление идя в церковь (6 июля 1854 г.). Л. 269 об. Богомысленное размышление при молитве Господней (14 апреля/22 мая 1852 г.). Л. 273. Пример последствий от внимательной молитвы. Изложение святого Каллиста, патриарха Константинопольского, прозванного Ксанфопулом, жившего в XIV в. (2 сентября 1847 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/is...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010