Скончалась настоятельница Новодевичьего монастыря игумения Серафима (Черная-Чичагова) 1999 г. декабря 16 2000 г. Постановление Священного Синода о преобразовании подворья Новодевичьего монастыря Зосимова пустынь в самостоятельный монастырь. Утверждение монахини Елены (Коньковой) настоятельницей монастыря Зосимова пустынь марта 7 2000 г. апреля 9 Открытие Троице-Одигитриевского монастыря Зосимова пустынь 2000 г. июля 23 2000 г. августа 20 Прославление преподобномучениц игумений Афанасии (Лепешкиной), послушницы Евдокии (Бучиневой) и послушницы Марии (Портновой) на Юбилейном Соборе Русской Православной Церкви Прославление преподобного Василиска Сибирского в лике местночтимых святых Екатеринбургской епархии 2004 г. января 11 2004 г. Всецерковное прославление преподобных Зосимы (Верховского) и Василиска Сибирского на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви октября 4 2005 г. Прославление Священным Синодом Русской Православной Церкви священномученика Димитрия Ильича Розанова в лике святых. декабря 27 Приложение IV. Указатель благодетелей и жертвователей Троице-Одигитриевского монастыря Зосимова пустынь в 1826–1917 годах Имя Благодеяние Даты сопутствующих событий [источник информации] 1768 г. марта 24 Александра, «болярина» Пожертвовала билет сохранной казны в 1000 руб. в 1857 году [ЦИАМ. Ф. 203, оп. 642, д. 68, л. 99об.] 1801 г. декабря 4 Арсеньева Пожертвовала билет сохранной казны в 300 руб. в 1847 году. По­жертвовала два Евангелия с серебряными вызолоченными, чеканной работы, верхними деками; крест, священнослужебные сосуды, две дарохранительницы – серебряные вызолоченные [ЦИАМ. Ф. 203, оп. 64, д. 66] 1805 г. марта 27 (затем Третьякова) Елисавета Петровна, титулярная советница На ее средства был построен в 1852 году надвратный Одигитриевский храм [ЦИАМ. Ф. 203, оп. 642, д. 66. л. 23] Архимандрит Афана­сий «Через несколько лет после осно­вания пустыньки пожертвовал большое резное Распятие в рост человека» [Старец Зосима Верховский . Житие и подвиги. М., 1994. Ч. 1.С. 182]

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

Великий подвижник благочестия XIX века Василиск Сибирский, который до сих пор не прославлен только по какому-то нелепому недоразумению, был очень простым, даже малограмотным, у него никаких интеллектуальных способностей не было. Происходил он из мужиков, в молодости вел нищенский образ жизни, побирался, даже голодал. А его друг и ученик преподобный Зосима (Верховский) был дворянского происхождения. И хотя мы не знаем о молитвенных состояниях преподобного Зосимы, но, как можно понять из его собственных слов, Василиск Сибирский был более преуспевшим подвижником. Вопрос. Иногда говорят, что человека " посетила благодать " . Можно ли описать подробнее, что это значит? Ведь когда мы молимся Иисусовой молитвой, мы понимаем, что имеется в виду. Ответ. Это особенная, серьезная тема, наверное, об этом и говорить не нужно, а следует прочитать. Например, этому специально посвящена " Беседа преподобного Серафима Саровского с Мотовиловым о цели христианской жизни " . Хотя в ней говорится о высочайших проявлениях благодати, но сама цель беседы - объяснить, что такое благодать Святаго Духа вообще, потому что Мотовилов тоже недоумевал, как он сможет узнать, что она его посетила. О действиях благодати можно прочитать в описаниях молитвенных состояний некоторых подвижников благочестия, к примеру Василиска Сибирского, в творениях святителя Игнатия (Брянчанинова), который пишет об этом как в статьях о молитве Иисусовой, так и в статьях, специально посвященных этой теме, например " Странник " . О высочайших проявлениях благодати можно узнать и из гимнов преподобного Симеона Нового Богослова, только нужно понимать, что они являются уделом человека, достигшего величайшего преуспеяния. О действиях благодати можно прочитать и в творениях старца Силуана Афонского, архм. Софрония (Сахарова). Но все же проще и яснее всего говорится об этом в беседе Серафима Саровского с Мотовиловым. Вопрос. Батюшка, скажите, если на правиле вспоминается что-то сделанное в течение дня плохое, можно ли использовать это для покаяния, не пугаясь тем, что в ум входит нечто постороннее?

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Тогда они, увидя всеобщее усердие жителей и удобность уединенных мест в Кузнецких лесах, решились навсегда поселиться в той стороне, и более потому, что все жители ее – благочестивые христиане, нет там во всем Кузнецком округе ни раскольников, ни еретиков, ни иноверцев, но народ простой, добрый и усердный. Итак, отдав свои виды на сохранение в Земский суд исправнику, они отправились приискивать себе пустынное обиталище. Усердная молитва указала им место за проливами, именуемыми Трикурые, от которого с одной стороны в пятидесяти верстах находится город Кузнецк, а с другой, в тридцати, – деревня Сидоровка, с двух других не было человеческого жилья на расстоянии двухсот и пятисот верст. Они возлюбили это место, окруженное большим пихтовым и кедровым лесом и длинными озерами, богатыми рыбою. Земля оказалась плодородною для овощей и всяких семян и изобилующая от природы разными ягодами. Здесь, с Божией помощью и при содействии благотворителей кузнецких и сельских, выстроили они в 1799 году две келии недалеко одна от другой и, неразлучные душой, сердцем и умом, Василиск и Зосима разлучились кельями ради большего безмолвия. Безмолвная жизнь в сибирской пустыне Не смею коснуться описания священнотаинственной пустынной жизни, о коей великий Василий говорит: «Здесь дуб Мамврийский! Здесь гора Кармильская! Здесь лествица Иаковля! Здесь купина Моисеева!» Но вы, блаженные отцы наши Василиск и Зосима, наслаждающиеся ныне небесной жизнью, помогите мне, хотя слабой тенью изобразить прошедшую жизнь вашу среди пустынного безмолвия! «Как можно, – говорит отец Зосима в житии старца Василиска, – в точности описать все те внутренние, духовные чувствования, которые до такой степени усладительны, что никакое благополучное царствование не порадует так и не успокоит, как пустынное житие! Ибо когда не видишь, и не слышишь, и не водишься с миром заблудшим, то и спокойствие находишь, и ум естественно устремляется весь к единому Богу. Нет в пустынном пребывании ничего такого, что бы препятствовало или отвлекало от богослужения или мешало заниматься чтением Священного Писания и питаться углублением в богомыслие, напротив, всякий случай и всякий предмет побуждают здесь простираться к Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

1822. Ч. IV. Л. 117 об. – 118, 118–118 об.). В период с 24 июля по 6 августа 1850 г. АТ написал пространные комментарии к только что переведенному повествованию о молитвенных действиях старца Василиска («Размышления, взгляды и примечания при чтении о видениях и ощущениях при внутренней молитве старца Василиска, сибирского пустынника»//Муз-9265. Л. 241–246). В октябре 1850 г. им было составлено сопровождавшееся комментариями «Парафразическое изложение учения преподобного Никифора монашествующего, положенного во 2-й части Добротолюбия на листе 28-м» (Там же. Л. 79–81 об.), в основе которого лежал соответствующий текст из Добротолюбия (М., 1822. Ч. II. Л. 28–28 об.). Наконец, в январе 1861 г. АТ выполнил «парафраз» фрагмента из Жития Григория Паламы , ранее переведенного на церковнославянский язык прп. Паисием Величковским , и составил к нему «примечание» («О непрестанной молитве, то есть что всем вообще христианам должно непрестанно молиться, извлечено Симеоном Фессалонитским из Жития святого архиепископа Григория Паламы »//Муз-10948. Л. 261–268 об.; исходный церковнославянский текст: Муз-9265. Л. 43–48 об.). 5.13. Составленные АТ тексты о молитве, подобно текстам автобиографического содержания, свидетельствуют об использовании им особой коммуникационной модели, в которой число участников сведено к минимуму (единственный участник, см. п. 4.5). На эту особенность своих текстов АТ специально обращал внимание в одном из писем в августе 1852 г., где указывал на необходимость «запискою опытов жизни пробуждать память и убеждать сердце» в качестве особой «меры образумления самого себя» (Муз-9561. Л. 5, 5 об.; опубликовано по Опт-411: Троепольский. 2006: 469), а в конце октября 1861 г. он отмечал, что «надо … трудиться, размышлять и писать для собственного исправления, для собственного незабвенного воспоминания» («Взгляд на стремление к изложению назидательных поучений для наставления ближних»//Муз-10948. Л. 222–225). О чтении собственных текстов свидетельствуют краткие карандашные записи, имеющиеся в автографах (см., напр.: Кол-177/3.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/is...

135 Беседа по освящении храма Пресвятый Троицы в Троице-Одигитриевском общежитии. Указ. соч. С. 330. 137 Портрет старца Василиска, написанный маслом, видел в монастыре в 1863 году сибирский краевед Н.А.Абрамов [Абрамов Н.А. Туринск. Николаевский девичий монастырь//Тобольские губернские ведомости. 1865. 45. С. 289–290]. 138 Туринский Николаевский женский монастырь//Тобольские епархиальные ведомости. 1890. N° 9–10. С. 215. 140 ТФ ГАТО. Ф. 156 (1825 г.), д. 405, л. 1–2. Прошение учесть примирение Васильевых с о. Зосимою. Но Синод отреагировал на прошение, подтверждающее примирение, так: «Оныя прошения не требуют никакого разсмотрения», в соответствии с Высочайше утвержденным положением Святейшаго Синода от 18 апреля 1801 года [ТФ ГАТО. Ф. 1560 (1825 г.), д. 415, л. 4 –5 ]. 141 Епископ Амвросий II (Рождественский-Вещезеров) получил указ о переводе его из Вятки 28 октября 1822 года [Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви/Сост. П. Строев. СПб., 1877. С. 319]. При переводе в более высшую против Вятской Тобольскую епархию владыка был пожалован в архиепископы. «По прибытии в Тобольск он посетил все тобольские приходские церкви, семинарию и духовные училища и обозрел их с особенною внимательностию и архипастырским назиданием начальствующим, учащим и учащимся» [Амвросий II Рождественский, архиепископ Тобольский и Сибирский (1822–1825). СПб., 1869. С. 4]. Портрет архиепископа Амвросия II помещен в альбоме «Тобольские архипастыри» [РГИА. Ф. 835, оп. 2, д. 237, л. 11об.] и воспроизведен вместе с биографией в кн. В. Софронова «Светочи земли Сибирской» (Екатеринбург, 1998. С. 139–141). 142 Амвросий II Рождественский, архиепископ Тобольский и Сибирский (1822–1825). СПб., 1869. С. 10, 6. 143 Протоиерей Петр Фелицын известен был своим красноречием: в 1812 году он «неоднократно обращался к народу с призывами о борьбе с врагом, за что и был возведен в сан протоиерея» [В. Софронов. Светочи земли Сибирской. Екатеринбург, 1998. С. 137]. Недоброжелательство его к отцам Зосиме и Василиску было предубеждением от Васильевых и, возможно, ревностью к непосвященным в сан, но уважаемым сестрами старцам (для протоиерея – пришлым монахам).

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

ЖУРНАЛ 64 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Председателя Синодальной Комиссии по канонизации святых, о материалах, поступивших в Комиссию, касающихся почитания в различных епархиях Русской Православной Церкви преподобных Афанасия Высоцкого, Василиска Сибирского и Зосимы Верховского, Христа ради юродивого блаженного Андрея Симбирского, преподобных жен Дивеевских Александры, Марфы и Елены. СПРАВКА: Преподобный Афанасий Высоцкий, Серпуховский чудотворец (+ 1395, память 12/25 сентября), издревле почитался, как местночтимый святой Московской епархии. Преподобный Василиск Сибирский (+ 1824, память 29 декабря/11 января) прославлен в лике местночтимых святых Екатеринбургской епархии в январе 2004 года, а преподобный Зосима (Верховский; 1768 - 1833, память 24 октября/6 ноября) в лике местночтимых святых Московской епархии в 2000 году. Христа ради юродивый блаженный Андрей (Огородников; + 1841; память 21 мая/3 июня и 27 ноября/10 декабря) прославлен в лике местночтимых святых Симбирской епархии в 1998 году. Преподобные жены Дивеевские схимонахиня Александра (Мельгунова; +1789; память 13/26 июня), а также схимонахиня Марфа (Милюкова; 1810 — 1829; память 21 августа/3 сентября) и монахиня Елена (Мантурова; 1805 — 1832; память 28 мая/10 июня) прославлены в лике местночтимых святых Нижегородской епархии в декабре 2000 года. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Одобрить доклад Преосвященного митрополита Ювеналия. 2. Включить в повестку дня предстоящего Архиерейского Собора вопрос об общецерковном прославлении преподобных Афанасия Высоцкого, Василиска Сибирского и Зосимы Верховского, Христа ради юродивого блаженного Андрея Симбирского, преподобных жен Дивеевских Александры, Марфы и Елены. ЖУРНАЛ 65 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Председателя Синодальной Комиссии по канонизации святых, о материалах, поступивших в Комиссию, касающихся прославления новомучеников и исповедников Российских, пострадавших в различных епархиях Русской Православной Церкви.

http://sedmitza.ru/lib/text/429541/

Село Спас-Прогнань. Крест на могиле старец Амвросия (Иванова). Один из батюшкиных чад (впоследствии иерей) как-то похвастался, что родился на Покров. На что старец с улыбкой заметил: «Родиться на Покров – это что? А ты вот умри в Покров!» Слова эти вспомнились ему, когда на второй день Покрова батюшки не стало. Он перешел в Жизнь Вечную 15 окт. 1978 г. Еще при жизни старца некоторые из его чад ездили в Дивеево (до открытия там монастыря). Они посетили там старицу Евдокию, бывшую насельницу этой обители. Ей показали фотографию отца Амвросия, она взглянула, перекрестилась и сказала: «Это преподобный». Настоятель храма иеромонах Никифор ( Коженков)  Храмы: Источники: Святыни: Адрес: 249002 Калужская область, с. Спас-Прогнань, храм Проезд: Скончался 29 дек. 1824 г. и погребен около соборного храма Туринского монастыря. Отец Зосима составил книгу Жития своего почитаемого старца. См.: Жизнь монаха и пустынножителя Василиска (писана учеником его Зосимою Верховским), изд. Оптиной пустыни. М. 1849г. Ныне готовится канонизация Василиска Сибирского. К началу XX в. обитель будет располагать 600 десятинами пожертвованных лесных и огородных угодий. Московский купец 1 гильдии. В 1824-26 гг. заново выстроил на свои средства храм св. Троицы в Вишняках. В 1830 г. возвел на Даниловском кладбище храм свв. Херсонских Чудотворцев и две богадельни. В 1833 г. возведен в потомственное почетное гражданство. Игум. Вера скончалась 24 нояб. 1868 г. Схимонахиня Маргарита скончалась 27 июля 1859 г. в 1850-е гг. в обитель поступили их племянницы Мария и Екатерина. Мария, в монашестве Магдалина, стала третьей игуменьей монастыря (1881-1901гг.) Сменил в 1871 г. в этой должности Трицкого архим. Антония (Медведева). Оба неоднократно посещали пустынь. В 2000 г. прпп. Пимен и Антоний причислены к лику святых.. Матушка Афанасия (Качалова), вторая игуменья Зосимовой пустыни (1868-1881). Приняла постриг по благословению прп. Антония Оптинского. Прп. Варнава Гефсиманский (Василий Ильич Меркулов, 24 янв. 1831—17 февр.

http://pravoslavie.ru/1893.html

Троице-Одигитриевская Зосимова Пустынь. Угловая башня и колокольня. Двадцать лет прожили пустынники в своих лесных келейках посреди дикого сибирского леса, восходя постепенно от силы в силу. Наконец пришло время воли Божией поставить светильники сии на свешники, да светят многим.  К концу 1810-х гг. стали притекать под окормление старцев Василиска и Зосимы также и женщины. Не посмели отцы отказать страждущим душами. Так в близлежащей д. Сидоровка получила свое начало женская общежительная община. Вскоре о.Зосиме удалось исхлопотать в Св.Синоде пустующий Свято-Николаевский монастырь в г. Туринске. здесь в 1822г. возникла первая женская обитель, устроенная с.Зосимой по благословению старца Василиска и при содействии Святителя Филарета Московского. Старец Зосима имел особенный дар не строгостью и принуждением, но отеческой любовью и собственным примером разогревать сердца к подвигам монашеским. Сюда о.Зосима привез и своих осиротевших племянниц Варвару и Матрону, получивших в постриге имена Вера и Маргарита; им суждено было стать его верными духовными дочерьми, сумевшими продолжить монашеское делание и управление будущей подмосковной обителью. Вскоре, однако, в Туринском монастыре начались нестроения из-за страсти любоначалия, овладевшей некоторыми её насельницами. Осенью 1825 г. старец Зосима приехал в Москву и нашел теплый прием у святителя Филарета. Зимой прибыли те 22 сестры, которые не захотели оставаться без руководства старца. Поначалу это стадо Христово приютила у себя в доме Мария Семеновна Бахметева. А затем отдала в их распоряжение часть земли на своей даче в Верейском уезде . Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы сестры встретили молитвой во вновь отстроенных келейках. Новая обитель, названная старцем Одигитриевской, стала впоследствии Троице-Одигитриевским монастырем. А датой основания её можно считать 21 нояб. (4 дек н.ст.) 1826 г. Троице-Одигитриевская Зосимова Пустынь. Литография XIX века. Позднее г. Бахметева призналась о.Зосиме, что незадолго до его приезда из Сибири она по необъяснимым причинам приобрела и благоустроила совершенно не нужный ей участок земли, где и расположилась община. Лишь теперь стало ясно действие Промысла Божия, сподвигнувшего благочестивую женщину на приобретение участка. А старожилы расположенного неподалеку с. Рыжкова припомнили, что в 1812г., когда они прятали в здешних лесах от поругания чудотворную икону Божией Матери Одигитрии, то однажды какой-то седой старичок, проходя мимо них , сказал: «Матерь Божия прославит здесь имя своё.» Они тогда еще удивились, откуда взялся и куда пропал этот старичок, т.к. место это непроходимое, лесное и болотистое?

http://pravoslavie.ru/1893.html

Еще одно событие прочно связало нас с земной родиной старца Зосимы: принесение в Зосимову пустынь из Смоленска для поклонения чудотворной иконы Божией Матери Одигитрия («Наместница»). По благословению Святейшего Патриарха Кирилла она находилась у нас целый месяц, и такое ликование было в душе от того, что все это время мы имели возможность творить молитву у чудотворного образа! А сколько людей приезжало к святыне, сколько благоговейного трепета было! Даст Бог, от Зосимовой пустыни к Коневскому монастырю, посвященному Рождеству Пресвятой Богородицы, тоже протянется прочная духовная ниточка...  — Матушка, что особенно поражает: и там, где возрастал будущий святой, и здесь, где он основал обитель со строгим подвижническим духом, призывая сестер не смотреть одним глазом на Небо, а другим — на землю, то есть не прилепляться к земному, далеко не все знают о трудах и подвигах преподобного. А вот в Северной Калифорнии чтят его память... — То, что чтят память преподобного на далеком континенте, является заслугой уже ушедших в вечность иеромонаха Серафима (Роуза) и отца Германа (Подмошенского), которые перевели жизнеописание старца Зосимы на английский язык еще в 1979 году. Свою любовь к русским старцам Зосиме и Василиску они передали насельницам Калифорнийского скита в честь блаженной Ксении Петербургской. Монахиня Зосима (Верховская) помнит встречу с монахиней этого скита Корнелией (Рис), в 2000 году приезжавшей к нам в Зосимову пустынь на день прославления схимонаха Зосимы в лике местночтимых святых. Кстати, среди ходатайств о всецерковном почитании преподобных Зосимы Верховского и Василиска Сибирского, вскоре поступивших в Комиссию по канонизации святых, было также ходатайство братства в честь преподобного Германа Аляскинского (США). Есть еще одно место на планете — земной удел Пресвятой Богородицы, где монахи молитвенно обращаются к преподобным Зосиме и Василиску. Это Святая Гора Афон. Наверняка в Троицком храме Вы обратили внимание на икону Божией Матери «Игумения Святой Горы Афон», украшенную красивыми камешками. Удивительным образом она к нам попала! Один священник, который у нас прежде служил, любил совершать паломничества на Афон. Однажды в очередной его приезд знакомый афонит вручил ему этот образ со словами: «Приходил монах. Сказал, что скоро приедет батюшка, который знает матушку из России. Пусть этот батюшка передаст икону в Зосимову пустынь». Из какого монастыря был монах, неизвестно. Но его дар и рассказы других афонитов подтвердили, что старцев Зосиму и Василиска там почитают.

http://patriarchia.ru/db/text/4422247.ht...

Представленные характеристики духовных лиц, поддерживающих молитвенную связь со старцами Василиском и Зосимой, свидетельствуют, что последние были последователи в прохождении учения об умном делании школы великого Паисия Величковского . Что касается хронологии жизни пустынников, то обойдя южные пределы европейской части России, о. Василиск и о. Зосима не нашли себе места для подвига. Так они убедились, что напутствие их духовного отца старца Адриана идти в Сибирь – единственно верное и Богом благословлённое. Отцы решили не ехать с обозами и попутчиками, они купили лошадь и в конце 1800 года, вместе с наступившей зимой, прибыли в Тобольск. Преосвященный Варлаам, архиепископ Тобольский и Сибирский 87 , милостиво встретил их, дал помещение в Ивановском монастыре и достаточное содержание. Владыка приходился братом митрополиту Новгородскому Гавриилу, который предупредил сибирского архипастыря о приезде отцов и поручил ему пустынников. В назначенных для жилья монастырских келиях и провели старцы свою первую сибирскую зиму (1800/1801 года). Монастырь был небольшой и уединенный, располагался в шести верстах от Тобольска вверх по течению Иртыша. Местность горная и лесистая, весьма разнообразная. Храм в монастыре в то время был только один – в честь Казанской иконы Божией Матери с приделом Рождества Иоанна Предтечи 88 . По всей видимости, старцы не раз посещали Абалацкий мужской монастырь, расположенный неподалеку, и поклонялись там чудотворной иконе Божией Матери «Знамение». Знаменский монастырь был основан в 1783 году, на месте Абалацкого погоста, где ранее хранился чудотворный образ 89 . В это же время старцы познакомились с архимандритом Тобольского Знаменского монастыря 90 и ректором Тобольской семинарии Михаилом (Бурдуковым). Впоследствии о. Михаил стал архиепископом Иркутским и нес служение на кафедре с 1814 по 1830 год. Отец Василиск и о. Зосима в те годы уже обосновались в своей пустыни, в лесу под Кузнецком. Отец Зосима обращался к архиепископу Михаилу как к духовнику со всеми сложными духовными вопросами и поддерживал с ним «утешительную переписку до самой блаженной кончины сего боголюбивейшего святителя» 91 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010