Николаевский собор (Нежин) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Николаевский собор Свято-Николаевский кафедральный собор — православный собор в Нежине, один из наиболее ранних образцов украинского барокко. Содержание История [ править править код ] Ранее на месте собора стоял деревянный одноимённый храм. О том, когда именно построен каменный, доподлинно неизвестно. Считается, что это состоялось в конце 1650-х или 1660-х годов. Строительство осуществлялось под контролем митрополита Киевского, Галицкого и всея Руси с помощью протоиерея М. Филимоновича. Нынешний храм был построен казаками Нежинского полка на деньги братьев Василия и Ивана Золотаренко. Сохранился текст купчей грамоты 1655 года, в которой нежинская мещанка Васса Копачовчиха завещала треть своих средств казацкому полковнику Ивану Золотаренко и его матери на строительство новой церкви. Перед входом к Николаевскому собору была построена колокольня, а рядом с ней — часовня. Оба этих сооружения были разрушены большевиками в 1930-х годах. Как свидетельствует «Летопись Самовидца», именно Николаевский собор стал центром драматических событий, связанных с Чёрной радой 1663 года. После своего избрания гетман Брюховецкий именно в Нежине принял «вместе со своим войском присягу в Соборной церкви Св. Николая». В начале XVIII века настоятелем собора был протоиерей Павел Яворский, брат митрополита Стефана Яворского, наместника патриаршего престола России. Под надзором отца Павла, на средства владыки Стефана вблизи Свято-Никольского храма был построен мужской Благовещенский монастырь, который и в настоящее время стоит в Нежине. В 1734 году иконостас для собора создал иконописец Василий Реклинский. В конце XIX — в начале XX века настоятелем собора был протоиерей Георгий Спасский. 15 августа 1905 года он венчал в Николаевском соборе преподавателя Екатеринодарской гимназии Павла Яковлевича Королёва и купеческую дочь Марию Николаевну Москаленко — родителей конструктора космических кораблей Сергея Королёва. Николаевский собор неоднократно горел и перестраивался. С 1920 по 1939 год в нем размещалось хранилище соли. В течение двухлетней оккупации Нежина гитлеровскими войсками собор действовал, потом был опять закрыт. В 1946 году в одной из пристроек открылся городской Дом культуры. В 1990 году собор был отреставрирован и передан верующим. Описание [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Николаевский_с...

Подробнее... Успенский Княгинин женский монастырь [ править править код ] Дата основания: 1200 Статус: действующий Адрес: г.Владимир, ул. Княг. монастырь, д.37А Телефон: +7 (4922) 32-67-73 Монастырь впервые упоминается в 1200 году. Получил название Княгинин, в честь великой княгини Марии Шварновны. Изначально монастырь был задуман, как родовая усыпальница княгинь и княжеских дочерей Владимирского княжеского дома. В XIII веке здесь были погребены сама Мария Шварновна, её сестра Анна, дочь Всеволода III и Марии Шварновны — Елена, позднее — обе супруги Александра Невского — Александра и Васса (Василиса) и его дочь Евдокия. 6 марта 1230 года великим князем Владимирским Юрием (Георгием) Всеволодовичем, в монастырь были перенесены и погребены мощи святого мученика Авраамия Болгарского. Центром ансамбля монастыря является Успенский собор, построенный в первые годы XVI века по образу и подобию своего предшественника (сохранились нижние части стен древнего храма). Он знаменит фресками 1648 года, над которыми работали московские изографы. Подробнее... Вязниковский р-н [ править править код ] Архиерейское подворье Иоанна Милостивого (Мстера) [ править править код ] Дата основания: Статус: действующий Адрес: Владимирская обл., Вязниковский р-н, пос. Мстёра, площадь Ленина, д.16 Подворье образовано на месте бывшего приходского храма в честь святителя Иоанна Милостивого. Впервые храм упоминается в 1628-1630 годах. К середине 17 века при церкви был устроен женский монастырь. В 1764 году по указу Екатерины II монастырь был упразднен, а храм в честь святителя Иоанна Милостивого стал приходским. В 1809 году деревянный храм разобрали и построили каменный. В годы гонений он был закрыт и в начале 1930-х годов приспособлен под клуб. В настоящее время церковь Иоанна Милостивого является памятником градостроительства и архитектуры регионального значения. В 2005 году распоряжением архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия обитель в честь святителя Иоанна Милостивого была передана Знаменскому женскому монастырю города Гороховца «на предмет ее строительства и восстановления с возобновлением в ней иноческой жизни».

http://azbyka.ru/palomnik/Владимирская_о...

Настоятельство в монастыре было сперва строительское, но имена строителей вовсе неизвестны. Из игуменов немногие значатся в синодике, и то без означения годов управления их, даже не в хронологическом порядке. Кроме Варлаама, Мокия, записанных в синодике, известны нам из царских грамот и других источников 43 следующие игумены: Иосиф окт. 1547 г. Макарий 1578, 1586, 1598. Пимен в 1623 и 1632 годах. При нем построена трапезная церковь . Савватий 1636 и 1637. Иона 1645 сентяб. Феодосий 1652 и 1654 июля. Феоктист – друг Иоанна Неронова, почитаемого нашими раскольниками, суемудрствовал словом и писанием, напр., в сочинении об антихристе; потом принес раскаяние и, пожив несколько времени в Покровском монастыре, что на Убогом дому, «с миром к Господу отыде» в 1666 году 44 . Мисаил 1658–1661. При нем начата строением Спасская церковь . Ермоген 1662–1667. Иона 1668–1672 . Феоктист 1673–1692. Иов 1692–1703 , отставлен. Антоний – купеческий сын из Лук, был иеродиаконом и ризничим Высокопетровского монастыря; 1703 г. октября 30-го, посвящен в игумена Златоустова монастыря; в этом сане находился по 1706 г 45 . Прилагаем надписи, высеченные на каменных гробницах и надгробиях, находящихся: а) под Благовещенскою церковью 46 . I. «Лета 7143–1635 преставися раб Божий Петр Никитич Опраксин, во иноцех схимник Пимин. Погребен на сем месте». II. «В лето 7144–1635, июня в 5 день, на память святого священномученика Дорофея, епископа Тирского, преставися раб Божий Конон Никитич Опраксин, во иноцех схимник Корнилий, погребен на сем месте; а память тезоименитства его марта 5 числа, в день св. мученика Конона градаря». III. «Лета 7152–1644, преставися раба Божия Васильева жена Петровича Опраксина Феврония, зовомая Мария Игнатьева, в городе Корочевах муж ее Василий Петрович был воеводою; и погребена на сем месте». IV. «В лето 7156–1651 преставися раба Божия Петрова жена Никитича Опраксина Васса Костентиновна, во иноцех схимница Вера, и погребена на сем месте». V. «Лета 7162–1654, сентября в 22 день, на память св. священномученика Фоки, преставися раб Божий Василий Петрович Апраксин, и тезоименитство его апреля в 26 день, а во иноцех схимонах Варлаам, и погребен на сем месте».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

    Валерий с Хрисафом, 25 окт.     Варвар муч., 29 февр.     Варвар с Александром, 14 мая.     Варвар мироточец, 15 мая.     Варисий муч., 3 дек.     Варнава пр., 412 г., 18 авг.     Варнава с Стфаном и др., 31 окт.     Варсава муч., 11 дек.     Варсима муч., 24 янв.     Варсимей, еписк. едесский, 29 янв.     Варух пр., 21 октября и 15 ноября.     Варсануфий пр., 6 февр.     Варсанофий, 16 янв.     Варсанофий, 17 мар.     Василиск, мечем, 29 июля.     Василиск, 31 авг.     Василисса муч., 5 февр.     Василисса муч., с Каллиникою, 22 марта.     Василий, архиеп. солунский, 1 февр.     Василий с Фавстон и Силуаном, 6 февр.     Василий, св. отец, 8 февр.     Василий еп., 28 мар.     Василий муч., 13 апр.     Василий муч., 6 мая.     Василий, игумен монастыря Пателарии, 28 июня.     Василий, осцователь монастыря Глубокия реки, 1 июля.     Василий с 70 мучч. в Скифополе, 5 июля.     Василий преп., исповедник, 10 окт.     Василий с Артемидором, мечем, 26 окт.     Василий, диакон в Тивериополе, 28 ноября.     Василий муч., 1 дек.     Василий пр., без числа.     Василиск муч., 31 авг.     Васса с Кприакиею, 7 июля.     Васса тирская, 21 сент.     Васса, 28 окт.     Васса солунская, без числа.     Васс со Стефаном и др., 31 окт.     Вауфа, муч. в Персии, 20 нояб.     Вевея с Терентием и Викентием, 11 дек.     Венерий муч., с Ипполитом, 30 янв.     Вениамин муч., с Вирием, 29 июля.     Вениамин пр., 29 дек.     Вероника муч., со Сператом, 17 июля.     Вигилий еп., 7 февр.     Викентий, 1 февр.     Викентий с Терентием, 11 дек.     Викторина, 11 окт.     Виктор муч., с Лукиею, 6 июля.     Виктор, муч. во Фракии, 20 авг.     Виктор игумен, 27 сент.     Виктор, муч. в Коринфе, 6 ноября.     Вирий с Вениамином, 29 июля.     Виссарион пр., 20 мар.     Виталий, еписк. равентйский, 23 июля.     Виталиан муч., 3 сент.     Витимион пр., 24 дек.     Власий, папа римский, 22 фев.     Власий, еп. Лисунта, 22 фев.     Власий пр., из г. Аммории, 31 марта.     Воиф муч. с Феодулою, 5 февр.     Восва, во Фракии муч , 20 авг.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Богоматери в Кураторовых, 7 дек. Богоматери в Уранах, 9 дек. Богоматери в Халкопратии, 18 дек. Богоматери храмы в Царьграде другие. См. приложен. I, стр. 4. Богоматерней ризы положение во Влахернах, 26 дек. Бонифатий муч., 10 февр. Вавила пр., 28 дек. Вакха и Сергия освящение церкви, 29 ноября. Вакх новый, 15 дек. Валентин , 14 февр. Валентин , 28 сент. Валентин с Сотернхом, муч. 24 окт. Валерин муч., 25 окт. Валерин муч., 29 ноября. Валериан с Афродисием в Скифополе, 4 мая. Валнриан дитя, 14 сент. Валерий муч., 23 апр. Валерий с Хрисафом, 25 окт. Варвар муч., 29 февр. Варвар с Александром, 14 мая. Варвар мироточец, 15 мая. Варисий муч., 3 дек. Варнава пр., 412 г., 18 авг. Варнава с Стфаном и др., 31 окт. Варсава муч., 11 дек. Варсима муч., 24 янв. Варсимей , еписк. едесский, 29 янв. Варух пр., 21 октября и 15 ноября. Варсануфий пр., 6 февр. Варсанофий , 16 янв. Варсанофий , 17 мар. Василиск , мечем, 29 июля. Василиск , 31 авг. Василисса муч., 5 февр. Василисса муч., с Каллиникою, 22 марта. Василий , архиеп. солунский, 1 февр. Василий с Фавстон и Силуаном, 6 февр. Василий , св. отец, 8 февр. Василий еп., 28 мар. Василий муч., 13 апр. Василий муч., 6 мая. Василий , игумен монастыря Пателарии, 28 июня. Василий , осцователь монастыря Глубокия реки, 1 июля. Василий с 70 мучч. в Скифополе, 5 июля. Василий преп., исповедник, 10 окт. Василий с Артемидором, мечем, 26 окт. Василий , диакон в Тивериополе, 28 ноября. Василий муч., 1 дек. Василий пр., без числа. Василиск муч., 31 авг. Васса с Кприакиею, 7 июля. Васса тирская, 21 сент. Васса , 28 окт. Васса солунская, без числа. Васс со Стефаном и др., 31 окт. Вауфа , муч. в Персии, 20 нояб. Вевея с Терентием и Викентием, 11 дек. Венерий муч., с Ипполитом, 30 янв. Вениамин муч., с Вирием, 29 июля. Вениамин пр., 29 дек. Вероника муч., со Сператом, 17 июля. Вигилий еп., 7 февр. Викентий , 1 февр. Викентий с Терентием, 11 дек. Викторина , 11 окт. Виктор муч., с Лукиею, 6 июля. Виктор , муч. во Фракии, 20 авг. Виктор игумен, 27 сент.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Василий диакон муч. † 362 г., 28 ноября. Василий, пр. Печерский, † 1098 г., 11 августа. Василла муч., 24 дек. Василько Ростовский (см. Василий), 4 марта. Васса, преп. Палестинская V в., 20 января. Васса, преп. Псковская (с Ионой и Марком) XV в., 29 марта. Васса муч., 21 августа. Вассиан Лавдийский † 409 года, 10 июня. Вассиан Соловецкий † 1561 года, 12 июня. Вассиан Тотемский † 1624 г., 12 сентября. Васс муч. † 368 г., 18 июля (с Емелианом). Венедикт Нурсийский † 543 г., 14 марта. Вениамин, муч. в Персии, † 421 г., 31 марта. Вениамин Печерский XII в., 13 окт. 28 августа. Венуст муч. † III в., 29 мая. Ветран, еп. Томский, IV в., 20 апр. Викентий муч. † 305 г., 11 ноября. Викторин муч. † 284 г., 31 янв. Викторин епископ † около 303 г., ноября. Викторин муч. † 287 г., 18 дек. Виктор муч. † 284 г., 31 января. Виктор, муч. в Дамаске II в., 11 ноября. Виссарион преп. V в., 6 июня. Виталий муч. † около 164 г., 25 янв. Виталий монах VII в., 22 апреля. Виталий мучен. † около 65 года, 14 октября. Вит мученик † 289 г., 15 июня. Владимир кн. Новгородск., † 1051 г., 4 октября. Владимир Сербский † 1015 г., 22 мая. Владимир Равноапост. † 1015 г., 15 июля. Владислав князь † 1238 г., 24 сент. Власий Севастийский † 320 г., 11 февраля. Вонифатий муч. IV в., 19 декабря. Вриенна препод. † 318 г., 9 апреля (с Платонидой). Всеволод-Гавриил князь † 1138 г., 11 февраля. Вукол епископ 1105 г., 6 февраля. Вера, муч. Римская, † около 137 года, 17 сентября. Вячеслав, князь Чешский, † 935 г., 16 сентября. Г авиний пресвитер † 296 г., 11 авг. Гавриил Архангел, 26 марта и 13 июня. Гавриил, пр. Лесновский, † X в., 15 января. Гавриил преподобномуч. † 1676 г., 2 февраля. Гавриил младенец пострадал 1690 г., 20 апреля. Гавриил Раич пострадал 1659 г., 30 августа. Гаддун муч. (с Фидием) 15 сент. Гаий, Апостол из LXX, 4 января и 5 ноября. Гаий муч. (с Ириной), 5 мая. Гаий папа † 296 г., 11 августа. Галактион пр., Юродивый, † 1506 г., 12 января. Галактион Вологодский † 1612 г., 24 сентября. Галактион муч. III в., 5 ноября.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Скачать epub pdf Память святых мучеников Васса, Евсевия, Евтихия и Василида Память 20 января Святые мученики Васс, Евсевий, Евтихий и Василид пострадали в царствование Диоклетиана. Сначала они служили при царском дворе, были богаты и принадлежали к членам царского синклита 822 . Увидев страдание святого священномученика Феопемпта , епископа Никомидийского, они уверовали в Христа и приняли святое крещение. Вследствие сего они были приведены к нечестивому царю для мучений и приняли мученическую смерть с пятью своими рабами. Святой Васс был закопан до половины тела в ров и, изрубленный по всему телу, предал дух свой Богу. Святой Евсевий повешен вниз головою и рассечен на части. Святой Евтихий был связан за руки и ноги и, сильно растянутый между четырьмя столбами, растерзан. Святой Василид был зарезан ножом. И так все они приняли венцы мученические 823 . 822 Синклит – правительство воинское и гражданское из самых важных царских советников и сановников. 823 Святые мученики Васс, Евсевия, Евтихий и Василид мученически скончались вместе с 5-ю рабами в Никомидии в 303-м году. Читать далее Источник: Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святого Димитрия Ростовского/12 книг. – Москва : «Ковчег», 2010. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Тогда и поехала в Пюхтицу. Сразу же была принята и 15 августа 1958 года прописана. После получила письмо от старца, где он писал: «Начинай свой путь с Пюхти- цы». Больше мы с батюшкой не встречались. В 1960 году старец Симеон отошел ко Господу... С 70-го года я снова стала ездить в Печоры, к отцу Иоанну (Крестьянкину) . Каждый раз я ходила в пещеры на гробик отца Симеона. Великим подвижником был старец Симеон, и благодатный дар был дан ему: скрывать свое величие в смиренной простоте. Помню, как раскрыл он мне мой грех (из прошлого), который я по неведению не считала за грех . Он все подробно поставил на вид. Такая была прозорливость. Другой случай. Маму мою звали Василиссой. Под этим именем мы и отпевали ее после трагической кончины в войну. Как-то я делала уборку в комнате и на шкафу обнаружила документы сестры. Смотрю ее метрики: отец Яков Тарасович, мать Васса Григорьевна. Как же?! Запрашиваю тетю, сестру мамину: знает ли она, когда отмечали день Ангела мамы? Она числа не помнила, но указала время после праздника Успения Божией Матери. Однажды в Печорах стою за вечерней службой в Успенском пещерном храме. Читали канон преподобной Вассе (3 сентября н.с.), и мне вдруг стрела прошла в сердце: «Мама моя именинница». После службы пошла к батюшке, рассказываю ему об этом. «Да, да, верно. Она была Васса. Но отпевать снова не надо». Вопрос решен. Еще случай. Брата моего Владимира призвали на действительную службу, сейчас не помню точной даты, как- то к весне 41-го года. Служил он в Гродно. В мае мы получили от него последнее письмо, очень грустное, но не откровенное, где он обмолвился: «Ничего теперь уже мне не надо, все мое можете раздать». Война. От него уже не было никаких вестей. Подавала в розыск – нигде не числится. Так и молились – за без вести сущего. Разрешаю этот вопрос с отцом Симеоном. Он говорит: «Много наших попало в плен. После войны пленными обменялись. Но наше правительство не дало свободу пленным, а их сослали. Ты пока его не отпевай». А перед тем, как пойти мне в монастырь в 1957 году, батюшка сказал: «А теперь отпой брата».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В моей предыдущей заметке я указал на некоторые факторы, которые сестра Васса не затрагивает. Здесь я хочу привести дополнительные письменные свидетельства с целью более тщательного рассмотрения запретов Ветхого Завета, в особенности касающихся кровотечения. В Священном Писании мы находим слова, которые идут вразрез с представлением о том, «что нет ничего в себе самом нечистого» (Рим.14:14): « Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы » (Деян.15:28,29). Разумеется, нашей теме в данном отрывке наиболее соответствует заповедь воздерживаться от крови (как пищи), встречающаяся также в Книге Левит (17:11,12). Следовательно, хранение ветхозаветного правила о чистоте «угодно Святому Духу» Не следует думать, что имелись диетические или санитарные основания для соблюдения этого правила; другие народы употребляли кровь без особого вреда для здоровья. Святой Климент Александрийский (150-215) сообщает о таких людях и о христианских обычаях: «утомившись и проголодавшись, требует он (скиф) пищи от лошади; и она открывает ему свои жилы и успокаивает его единственным, что имеет — своей кровью. … Чтоб им пропасть, этим озверевшим верблюжьим погонщикам, для которых кровь этих животных служит пищей!» (Педагог 3:4) (8). В другом месте св. Климент ссылается на отрывок из Деяний Апостолов (15:28,29), в котором он признает авторитет Святого Духа и Апостолов, особенно Павла (Строматы 4:15) (9). Разумеется, св. Климент был из Александрии; и сестра Васса признает в своей статье, что суждения «египетского происхождения» поддерживают традицию воздержания женщин от Причастия во время менструации. Она дает понять, что это связано с некоторыми особенностями «социально-культурной исторической реальности древнего мира, который очень верил в ритуальную чистоту и требовал ее». С другой стороны, сестра Васса утверждает, что «для этих авторов [раннехристианских] было более характерно считать любые предписания Моисеева Закона символическими, за исключением тех, что касались пола и сексуальности». Однако, это не совсем так. Тертуллиан (160-220), к примеру, пишет о вещах, недопустимых для христиан: «Все это заставляет христиан краснеть, которые не вкушают крови даже животных… Наконец между употребляемыми вами пытками христиан находятся и ботулы, наполненные кровью. Вы прекрасно знаете, что христианам не дозволено то, чрез что вы хотите отклонить их от христианства» (Апология 9) (10) .

http://pravmir.ru/ritualnaya-nechistota-...

Кофе с сестрой Вассой: «Возьми постель твою», или Если прошлое причиняет боль 5 февраля, 2015. Инокиня Васса (Ларина) Опыт помогает нам сопереживать другим людям, попавшим в аналогичные ситуации, а также напоминает нам, что нужно быть благодарными В новом выпуске своего шоу инокиня Васса (Ларина) размышляет над евангельским рассказом об исцелении расслабленного. Всем привет! Я – сестра Васса, и я, как обычно, пью свой утренний кофе здесь, в Вене, в Австрии. Сегодня, мои многочисленные слушатели, мы обратимся к повествованию из Евангелия от Иоанна, – о том, как Христос исцелил парализованного человека в Вифезде. Этот текст по византийской литургической традиции читается в четвертое воскресенье Пасхи. Это одно из воскресений, поводящих и готовящих нас к великому празднику, – Пятидесятнице или Троице, который, если вы вдруг не знали, отмечается ровно на пятидесятый день после Пасхи в честь нисхождения Святого Духа на апостолов. Те из нас, кто ходит в церковь, слышат эту историю из года в год в одно из воскресений, которое призвано подготовить нас к Троице и к принятию нами дара – Святого Духа. Однако, несмотря на то, что многие из нас знают эту удивительную историю о том, как Христос исцелил этого человека с помощью преобразующей силы слова, давайте обратимся к этому тексту еще раз и взглянем на него по-новому. Поскольку этот текст также может изменить нас, если мы по-настоящему откроем наши сердца навстречу Его словам. Они укрепляют в нас то, что нуждается в укреплении, и устраняет то, что нуждается в устранении. …Пожалуйста, не задавайте мне вопросы о музыке! Как вам известно, выбираю музыку не я! Итак, давайте взглянем на пятую главу в Евангелии от Иоанна, посвященную излечению паралитика. Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью.

http://pravmir.ru/kofe-s-sestroy-vassoy-...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010