Этого инока звали Александр, который, по отшествии с Валаама, получил наименование Свирского. К сведению читателей заметим, что современный ему биограф его, игумен Иларион, касательно источников его жития, говорит следующее: «не от слышания бо токмо сие приях, но от честных и светолепных уст его (т.е. самого Александра), и еже о Бозе трудолюбное житие его слышав от учеников его, иже с ним исперва жительствовавших: паче же известно приях от сладкоглаголевых уст его: сие, яко многоценный дар и достояние отчее, писанием оставляю, иже по нас сущих пользовати». Родители св. Александра – Стефан и Васса, жили в пределах Олонецких в стране Обонежской, на реке Ояти, в селе Мандеры, близ Острожского Введенского монастыря Пресв. Богородицы. Они не изобиловали богатством, во ярче многих сияли благочестием, стараясь во всем присноблагоугодни быти Богу. При державе великого князя Василия Васильевича, всея России самодержца, и при сыне его благоверном и великом князе Иоанне Васильевиче и при Евфимие, архиепископе Великого Новгорода и Пскова, у них родился 15 июня 6957 (1449) года вожделенный отрок, которого назвали при св. крещении Аммосом. Младенец вырос, научился грамоте, наипаче священным писаниям и, на удивление всех знавших, преуспевал в благочестии. Слышав же о обители Преображения Господня, яже на Валааме, и о постящихся в ней братиях и о душеспасительном устроении их, и распаляшеся желанием и моляшеся Господу получити ему желание свое. И абие сотвори приити нецыим инокам обители Спасова, яже на Валааме, некиих ради потреб монастырских на реку Оять, в весь яже близ села родителей блаженного юноши. Прилучися же ему мимо ити весь ту, идеже тии иноцы витаху. Узрев же их издалеча на брезе реки стоящих и псалмопение поющих, пришед к ним и сотворив молитву, поклонися им до земли глаголя: «благословите мя, отцы святии». Они же видевше, удивишася такому смирению и целомудрию юноши и глаголаху ему: «Бог да благословит тя, чадо, иже всем спасение подавает. Что требуеши от нас недостойных?».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Сын Кашинского боярина Борозды, Пр. Савва Вишерский (ок. 1460), с юных лет был иноком одной из тверских обителей, основал сей монастырь на берегу р. Вишеры, и, пребывая в нем, подвизался на столпе, сходя с него только по субботам и воскресеньям. Процветали обители Валаамская и Коневская, развивалась Соловецкая. В Псковской земле подвизался Пр. Евфросин Псковский (ок. 1481), основавший обитель, отличавшуюся такой строгостью, трудами и длинными бдениями, что один новгородский священник, приходивший в обитель для проверки ея святости, после так отзывался об игумене с братией: «Это железный с железными». Обогатился новыми монастырями Вологодский край, где известны были ранее всего три монастыря. Во второй половине XIII в. основался Спасо-Каменный монастырь на острове Кубенского озера. Находясь под покровительством князей Белозерских, обитель вскоре пришла в цветущее состояние, в особенности при игумене Дионисии Греке, постриженнике Афонском, давшем ей устав св. Горы. В 1418 г. он был поставлен епископом Ростовским. Три монастыря устроены были Свят. Стефаном Пермским. Пр. Дионисий Глупшцкий основал три монастыря. Известны обители Авнежско-Троицкая, созданная пр. Стефаном Махрицким, Спасо-Прилуцкая, основанная пр. Димитрием, который первый ввел в этом крае общежитие; Нуромская Спаса Всемилостивого; Павло-Обнорская; Александро-Успенская на р. Куште; Лопотово-Богородицкая, основанная в 1426 г. пр. Григорием Пелшемским, из рода галичских бояр Лопотовых. Северным Заволжским подвижникам свойственны: нестяжательность, любовь к ближним, смирение, кротость и уединенное богомыслие, заветы, воспринятые от прпп. Сергия и Кирилла. Упоминались раньше святые княгини Евфросиния Суздальская и Евфросиния Московская, основательницы женских монастырей. В Нижнем-Новгороде такую же обитель основала и в ней подвизалась Феодора Нижегородская, по мирскому имени Васса или Василиса, дочь тверских бояр, супруга Суздальского князя Андрея Константиновича, который был «духовен зело и добродетелен». С детства она любила читать Св. Писание, и желала посвятить себя Богу. Став княгиней, она не была увлечена богатством и почестями и оставалась постницей и молитвенницей. Через 4 года после смерти супруга (1365), она, раздав богатство и даровав свободу слугам, приняла постриг от Пр. Дионисия, вп. архиеп. суздальского, и ушла в созданный ею в 1355 г. Зачатиевский монастырь. Там она проявляла себя великими подвигами. По ея примеру 90 вдов и девиц, в числе их княгини я боярыни, подвизались в сей обители. Скончалась она в 1378 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Все мы активно участвовали и участвуем до сих пор в церковной службе, ведем разговоры с верующими о помощи и содержании церкви, стремимся как можно больше привлечь верующих в церковь и объединить их вокруг церкви, при этом, как я знаю, наиболее активную религиозную агитацию проводят среди верующих Рогозина Варвара Ивановна, что я вам говорила о ней выше, и Ерофеева Пелагея, с ними я наиболее часто была связана и могла наблюдать поэтому лучше за их активностью». Помимо арестованных, Зоя Мегалинская называет имена монахинь: Анна Белова, Нина Белова и Степанида Громова (возвратилась из ссылки 6 месяцев назад), работает на Высоковской ткацкой фабрике, Дарья Белотелова (вернулась два года назад из ссылки) и Анна Челобитчикова в селе Щапово служат при церкви, Матрена (фамилия неизвестна, вернулась из ссылки два года тому назад), служит при церкви в селе Георгия на Озере, Варвара Ивановна Рогозина (выселена за стокилометровую зону от Москвы), часто появляется в Клину. Сообщает она также, что «в селе Новое (на Волге) Калининской области проживает бывшая настоятельница монастыря Акатово Иванова Вера Марковна (дочь бывшего крупного купца), вернулась из ссылки три года тому назад, нигде не работает, проживает на средства бывших монашек», и что там же живут еще три монахини: Василиса Громова, Анна Иванова и Евдокия (фамилию не помнит), все три находились в ссылке (ошибочно считает, что вместе с игуменией) и вернулись примерно два года назад. Были арестованы не все названные монахини, а только пять. По какому принципу производился отбор, а также какие устные характеристики, не вошедшие в протокол, давала им Мегалинская, мы не знаем, но возможно, просто для выполнения плана (ибо и это советское учреждение имело свой план) такого числа было достаточно. В Клину были арестованы служившая в Скорбященской церкви уборщицей Пелагея Акимовна Ерофеева, 66 лет, неграмотная, из крестьян Московской губернии, в монастыре 37 лет, с начала до его роспуска, и сторожиха этой же церкви Васса Васильевна Грязнова, из крестьян Московской губернии, в монастыре 12 лет, 49 лет, неграмотная, отбывшая ссылку в Казахстане.

http://azbyka.ru/otechnik/Varlaam_Rjashe...

10 По словам Антония Знаменского, и родитель Петр был человек добродетельный, равно как и жена его. 11 О матери же митр. Гавриила со всей вероятностью должно полагать, что она именовалась Ириною; так как в завещании его 1785 года о поминовении родственников из двух женских имен первое упоминается Ирины. 14 Впрочем, нельзя согласиться с Бантыш-Каменским (Словар. достоп. людей ч. II, стр. 4), что отец Гавриила будто бы видел сына даже в сане митрополита: потому что в завещании пр. Гавриила 25 июля 1783 года, когда он не был еще митрополитом, родители его упоминаются уже умершими. 15 Ист. Росс. иерархии ч. 1, стр. 235, изд. 2; Журн. мин. нар. просв. за март 1854 г. стр. 53–56, откуда видно, что арх. Варлаам был старше брата двумя годами, но рукоположен в епископа в то время (15 окт. 1768 г.), когда Гавриил был Тверским епископом и занимался в Петербурге по делам комиссии в звании депутата от всего духовенства. О других сродниках (бедных) хотя и упоминается в духовной митр. Гавриила от 27 окт. 1800 года, но кто они были в то время, неизвестно. Известно только, что в 1785 году, в завещании митр. Гавриила, упоминаются усопшими его родственники: «иерей Петр, Иоанн, Ирина, Иоанн, Стефан, Иоанн, Василий, Васса, Лев». Кроме того, по другому его завещанию 1782 года, должны быть поминаемы в Новг. Соф. соборе и княгиня Иулиания, Григорий, Гликерия, Николай, Евдокия. А из бывших живыми января 1801 года назначена в духовной Гавриила небольшая часть процента 8-го артилл. полка поручику Михаилу Генцову и брату его того же полка унтер-офицеру Доримедонту Генцову. Но были ли те и другие его родственниками, неизвестно. Сведения о духовной и завещании митр. Гавриила взяты из дела о смерти его в синод. архиве за 1801 г. под 205. 17 Дело о смерти митр. Гавриила в синод. архиве 1801 г. 205 л, 75, где, между прочим, приводятся слова из его завещания в 1783 году: «из полученных процентов отпускать сверх прежде данной по тысяче рублей на учеников Моск. академии и к церкви Козмы и Дамиана, что в Китае, где погребены мои родители, на каждое место проценты с тысячи рублей».

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Идучн в церковь Живоначальные Троицы (на лев)ой стороне северных дверей Род Голицыных: Боярин князь Василий Васильевичь Голицын преставися 127 году... я в 14 день. Боярин князь Иван Васильевичь Голицын преставися 134 году маия в 18 день. Боярыня князя Андрея Васильевича Голицына княгиня Марья, во инокинях Марфа, Васильевна преставися 142 году ноября в 17 день. Боярина князя Андрея Ивановича Голицына дочь княжна Васса преставися 133 году генваря в 16 день. Остальное издано г. Ундольским по сему списку в Чтен. Общества ист. и древ. росс. 1846 г. 2, но с ошибками. В сей записи (кажется, Симона Азарьина) упоминается в Троицком соборе придел Похвалы пресв. Богородицы; в Выходах Государей Царей он упом. под 1646 г., а на Евангелии лаврской ризницы 12 в 1560 году. 821. (109.) Кормовая книга, скороп., исх. XVI века, в четверть, 151 лист, без начала. л. 31. Заглавие: Лета 7099 (1590) октября в 30 день при Игнатьеве казначействе Лодыгина выписано из должных книг по старым книгам, по уложенью игумена Серапиона Курцова с братьею. То же заглавие на л. 92 с показанием лета 7110, какой год был впереди, неизвестно, в нем пишется почти то же, что в последних двух. 822. (110.) Опись книг рукописных и печатных, напис. 1723 года, скороп., в лист, 58 листов, с подписью книгохранителя и крепостного старца Савватия Ковалева и слуг Гавриила Оничкова и Андрея Небогатого. 823. (111.) Опись книг рукописных и печатных, напис. 1729 года, скороп., в лист, 73 листа. С л. 57 список книг в раздаче по церквам лавры, а с л. 68 оказавшихся сверх описи предыд. и совсем не оказавшихся при сдаче. О последних старец Савватий Ковалев сказал (л. 73 об.), что за старостию и за болезнию не упомнит ничего; вместо его по листам описи подписался монах Даниил Салманов, новый книгохранитель и крепостный старец Моисей Москвитин и приказной Андрей Колмаков. 4 Из сопоставления иноков Александра Пересвета и Иродиона Ослебы видно, что владелец ркп., библиотекарь Иоасаф Кирьяков, разумел здесь сподвижников В. Кн. Димитрия в 1380 г.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Кондак, гл. 3. Чудес приял еси Божественную благодать, Богомудре священне Парфение, чудотворче Богоносе, вся верных страсти очищая, духи лукавства, отче, изгоняя: сего ради тя воспеваем, яко велия таинника Божия благодати. Пр. отца нашего Лк, иже во Елладе. Сын бедных греческих, землевладельцев, пр. Лука еще в юности отличался необыкновенным духом благочестия и воздержания: был скромен, молчалив, питался суровой пищей и безусловно повиновался своим родителям. Он помогал бедным всем, чем мог, и нередко отдавал им последнюю пищу, оставаясь голодным. По смерти своего отца, св. Лука тайно от своей матери удалился в Афины и там постригся в монахи. Но оттуда он вскоре, по внушению Господа, возвратился к своей осиротевшей матери, прожил с нею в полной покорности и послушании 4 месяца и, испросивши ее благословения на иноческий подвиг, удалился из родительского дома, намереваясь вести жизнь отшельника. Св. Лука подвизался в разных приморских местах Аттики; последним местом его подвигов была гора Стирий, в Елладе. Св. Лука скончался около 946 г. Имея при жизни от Бога дар прозорливости и чудотворения, св. подвижник и после своей кончины источал чудесные исцеления, «прокаженныя очищая, укрепляя немощныя, хромыя вкупе и слепыя исцеляя». Муч. 1.003 в Никомидии (Х.М.). Они были слугами четырех царских вельмож: Васса, Евсевия, Евтихия и Василида (см. 20 янв.). После мученической кончины своих господ, они пожелали последовать их примеру и добровольно вызвались на мучения за Христа. По повелению Диоклетиана они все были усечены мечами, в 303 г. 8 . В. † Св. великомуч. еодра Стратилата. Он происходил из г. Евхаит (в Малой Азии) и был воеводой (стратилатом) в г. Ираклее, близ Черного моря. Своей благочестивой жизнью и кротким управлением он расположил к себе сердца горожан, и многие язычники, видя его добродетельную жизнь, принимали веру Христову. Когда дошел об этом слух до Ликиния, соправителя Константина, он прибил в Ираклию и принуждал Феодора поклониться идолам. Когда же св. Феодор оставался непоколебимым, разгневанный правитель приказал подвергнуть исповедника Христова жестоким мучениям. Св. Феодора растянули на земле, били желчными прутьями, строгали тело его острым железом, палили огнем и, наконец, распяли на кресте и выкололи глаза. Ночью ангел явился мученику, снял его с креста и совершенно исцелил его. Наутро слуги Ликиния, посланные бросить тело св. Феодора в море, увидав его совершенно здоровым, уверовали во Христа. Уверовало также и много других язычников, видевших чудо Божье. Узнав об этом, Ликиний приказал св. Феодора обезглавить. Св. Феодор скончался около 319 года. Страдания его были описаны очевидцем, слугой его, писцом Уаром.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Здесь он весь отдался Господу, проводя все время в беспрестанной молитве, трудах и строгом воздержании. Через 5 лет подвижничества в Фаранской лавре он удалился в пустыню и поселился в нагорной пещере, на правой стороне Иерихонской дороги. Святая жизнь подвижника, его смирение и кротость, сострадательность и милосердие к ближним, привлекли к нему многих других, и таким образом возникла великая обитель, названная впоследствии Евфимиевой лаврой). Строгий подвижник, пр. Евфимий вкушал пищу только в субботу и в воскресенье, никогда не ложился на ложе, но спал, сидя или стоя и держась за веревку, привязанную к углу его кельи. Господь наградил св. угодника благодатью чудотворений и прозорливости. Молитвой он сводил с неба дождь, исцелял неизлечимо больных, прогонял демонов и имел дар провидеть душевные свойства людей. Св. Церковь прославляет его, как «врача болящим зело милостивна, питателя алчущим преславна, наказателя несмысленным, целомудрителя неразумевающим, сиротам и нищим заступника». Предсказав за неделю свою блаженную кончину, он преставился мирно в 473 г., 97 лет от роду. Тропарь, гл. 4. Веселися пустыня нераждающая, благодушствуй неболящая: яко умножи тебе чада муж желаний духовных, благочестием насадив, воздержанием воспитав, в добродетелей совершенство: того молитвами, Христе Боже, умири живот наш. Кондак, гл. 8. В честнем рождестве твоем радость тварь обрете, и в Божественней памяти твоей, преподобне, благодушие прият многих твоих чудес: от нихже подаждь богатно в души наша, и очисти грехов скверны, яко да поем: аллилуиа. Ап. ( Евр.3:17–21; 335 зач. Ев. Лк.6:17–23; 24 зач.). Аще восхощет настоятель, творим бдение. Мучч. Васса, и Знатные вельможи при царе Диоклетиане, они, будучи свидетелями страданий Никомидийского епископа Феопемпта (см. 5 янв.), уверовали во Христа и крестились. За это, по приказанию царя, они все приняли мученическую кончину в Никомидии в 303 г. вместе со своими 5 рабами. Васс был до половины тела зарыт в землю и изрублен, Евтихий был привязан за руки и ноги к 4 столбам и растерзан, Евсевий был повышен вниз головой и рассечен на части, Василиду же разрезали живот ножом (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Иоанно-Предтеченский мужской монастырь (Псков) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Иоанно-Предтеченский монастырь (Ивановский) — православный мужской монастырь в Пскове. Находится на Завеличье, на Комсомольской пл. Содержание История [ править править код ] Монастырь основан в 1243 г. княгиней Ефросиньей Рогволдовной, в иночестве св. Евпраксией, убитой своим мужем псковским князем Ярославом Владимировичем, известным в истории своим предательством города в 1240 году. В монастырском храме Иоанна Предтечи также погребены: княгиня Наталия (по преданию, приходится невесткой св. Князю Тимофею, и супругой его сыну Давиду), Марфа Псковская, инокиня Васса, Голендуха, инокиня Иулия, Анна, Иулиана, Мария, Александра, Ефросиния, София и Елена. В 1510 г., после присоединения Пскова к Москве, Василием III обители была дана жалованная грамота, освобождавшая монастырских людей (включая и крестьян из приписных деревень) от местного суда, от податей и подчиняла чинному суду самого князя. Осенью 1615 г. шведский король Густав осадил Псков, обосновавшись с войском на Снятной горе и на Завеличье, расположился и в стенах Ивановского монастыря. Три дня отсюда били вражеские пушки по крепостным стенам, выпущено было, если верить источникам, «700 огненных ядер, а чугунных — без счета». В 1764 году к обители приписали Ильинскую и Стефановскую церкви на Завеличье, и перевели насельниц из нескольких закрытых монастырей. В 1915 г. монастырь населяли 135 сестер. С приходом к власти большевиков монастырь был закрыт, храм закрыли в 1925 г. В июле 1944 г. во время боев за освобождение Пскова от немецко-фашистских захватчиков часть собора была разрушена снарядами и пожаром. В 1949—1959 гг. проходила реставрация храма по проекту П. М. Максимова. Восстановлено древнее позакомарное покрытие, шлемовидные главы, прежние оконные и дверные проемы, древние формы надкупольных деревянных крестов. В 1957—1958 гг. разобраны колокольня и ограда. В 1962 г. окончательно срыто кладбище, площадь у собора заасфальтирована.

http://azbyka.ru/palomnik/Иоанно-Предтеч...

 Конференция стала восьмой в серии подобных форумов, начиная с 1936 года (предыдущий состоялся в 2006 году в финском городе Йоэнсуу). Эти конференции стали одной из важных составляющих так называемого «предсоборного процесса».  Отметим, что среди спонсоров конференции – Константинопольский Патриархат, Ватопедский монастырь и… Благотворительный фонд Ивана Саввиди, известного российского бизнесмена.  Хотелось бы, однако, напомнить святейшему Патриарху Варфоломею, что все православные христиане должны быть защитниками Православия, и отнюдь не «самоназначенными», а по благодати Божией, приемлемой во святом Крещении и Миропомазании. В Окружном послании Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви ко всем православным христианам 6 мая 1848 г., подписанном в том числе Вселенским Патриархом Анфимом, сказано: «хранитель благочестия у нас есть самое тело Церкви, т.е. самый народ, который всегда желает сохранить веру свою неизменною и согласною с верою отцев его».  Кстати, Ламбриниадис в 2014 г. выступил с резкой критикой позиции Московского Патриархата по вопросу первенства в Православной Церкви, заявив, что «Вселенский Патриарх есть первый без равных».  См., в том числе, отзыв сотрудников и экспертов Аналитического центра свт. Василия Великого.  Характерно в этом отношении упоминание и в докладе митрополита Елпидифора, и других участников конференции 28-го правила Халкидонского Собора, которое якобы даёт основания для первенства Константинополя в управлении православной диаспорой.  Кстати, поездкой на конференцию в Грецию владыка Амфилохий воспользовался в том числе чтобы почтить мощи свт. Григория Паламы и прп. Паисия Святогорца, а также пообщаться с известным подвижником благочестия старцем Эмилианом (Вафидисом).  Между прочим, инокиня Васса – член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви.  Мариан Стоядинов – участник с болгарской стороны церковной комиссии по канонизации свт. Серафима (Соболева).  «Не враждуй на брата твоего в сердце твоём; обличи ближнего твоего и не понесешь за него греха» (Левит 19:17).

http://pravoslavie.ru/113605.html

Адрес: Украина,Черниговская область,г.Чернигов,ул.Михайлевича,7 Телефон: 5-37-30 Николаевский собор (Нежин) [ править править код ] Николаевский собор Ранее на месте собора стоял деревянный одноимённый храм. О том, когда именно построен каменный, доподлинно неизвестно. Считается, что это состоялось в конце 1650-х или 1660-х годов. Строительство осуществлялось под контролем митрополита Киевского, Галицкого и всея Руси с помощью протоиерея М. Филимоновича. Нынешний храм был построен казаками Нежинского полка на деньги братьев Василия и Ивана Золотаренко. Сохранился текст купчей грамоты 1655 года, в которой нежинская мещанка Васса Копачовчиха завещала треть своих средств казацкому полковнику Ивану Золотаренко и его матери на строительство новой церкви. Николаевский собор неоднократно горел и перестраивался. С 1920 по 1939 год в нем розмещалось хранилище соли. В течение двухлетней оккупации Нежина гитлеровскими войсками собор действовал, потом был опять закрыт. В 1946 году в одной из пристроек открылся городской Дом культуры. В 1990 году собор был отреставрирован и передан верующим. Адрес: г. Нежин, ул. Гоголя, 19 Время работы: 8:00 - 13:00 Где остановиться [ править править код ] При монастыре есть гостиница для паломников (лучше согласовать возможность пребывания в гостинице заранее) Монастырь находится в 1 км от русла Десны, на обращенном к ней краю плато Болдиных гор (сплошной цепи холмов, простирающейся на юго-запад от Вала – цитадели древнего Чернигова). Адрес: 14000, Украина, г. Чернигов, ул. Князя Черного, 1 Телефон: (0462) 77–88–90 Старая гостиница " Нежин " расположена в центре города, на углу площади Ленина. Частично реконструирована. Горячая вода постоянно. Номера: Есть реконструированные номера: новая мебель, телевизор, холодильник, душевая кабина, туалет. Адрес: г. Нежин, ул. Батюка, 1 Телефоны: +38 (04631) 2-22-62 , (04631) 2-50-60 При монастыре имеется гостиница для паломников. Адрес: Украина, Черниговская область, Прилуцкий район, село Густынь Телефон: +380 (050) 3705586 , матушка Александра

http://azbyka.ru/palomnik/Черниговская_о...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010