2221 . Черницкий, Чернечицкий, Чорненский или Спас на Чернчичах, мужской, ныне церковь Преображения, Волынской губ., Луцкого у., в ½ вер. от Луцка, за р. Стырем. Уже существовал в XVI стол. и в описи грамот, привилегий и проч. 1596 г. значится: «Лист княжати его милости Острозского, воеводы Киевского, данный на монастырь светого Спаса под Луц­ком на Чернчичах». Около 1624 г., по просьбе ревнителя православия Адама Урсул-Рудецкого, сюда переведена типо­графия Крестовоздвиженского Луцкого братства, учрежденная иноками Сильверстом и Павлом Миткович-Гянцея. Из них Сильверст был потом игуменом монастыря. В 1625 г. из мужского преобразован в женский. “Волын. губ. вед.”, 1855 г., 5 (типографии); “Акты к истор. Ю. и З. Р.”, I, 218 (Опись 1596 г.); “Волын. епарх. в.”, 1867 г., 5; “Временник Общ. ист. и древн.”, 1849 г., I, смесь, 9 (книжная старина); “Памят­ники для разбора древн. актов”, I, Отд. 1, 2 (в 1617 г. игум. Исаакий Борисович), 21 (топограф. положение м-ря), 139 (духовная 1635 г. иеродиа­кона м-ря Сильвестра, которою отказывает заве­денную им типографию Крестовоздвиж. братству); “Журн. Мин. Вн. Дел”, 1848 г., XXII, 194 (опис. гор. Степани); “Архив юго-зап. России”, ч. 1, т. VI, 200, LXXXI (объявление урядника Ужовского, 1597 г., об исчезновении священника Чернчицкого Спасск. м-ря Стефана Добринского), 231, (судебное прение 1598 г. Николая Добринского с епископом Терлецким по делу об убийстве свя­щенника м-ря Стефана Добринского), 235, XLV (о том же), 279, СХ (о том же), 555, (жалоба 1625 г. монахинь Преображен. на Черн­чичах м-ря на двор. Яна Цетиса о нападении на дом их священника), 614, CCXLVIII (дарств. запись 1630 г. иеромон. Павла Телицы православ. Спасскому м-рю в селе Черной на остающиеся после его смерти книги и типографию), 637, (фундуш 1631 г. Адама Урсула Рудецкого м-рю св. Спаса в Черной), 642, CCLIX (грам. 1631 г. Киево-Печер. архим. Петра Могилы игумену м-ря Павлу Людкевичу о включении его в число братии Киевопечер. лавры и принятии под свое ведение его м-ря), 697, CCLXXXI (жалоба 1635 г. игумена Крестовоздв. Братского в Луцке м-ря на Дмитрия Урсула Рудецкого о нарушении им отцов. фундушевой записи в пользу правосл. м-ря Чорненского), 703, CCLXXXIII (жалоба 1635 г. Дм. Рудецкого на братию Луцкого Братского м-ря о похищении ими типографии из м-ря в селе Черном).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Мы живем, мыслим, желаем, говорим, действуем пред лицем Божиим, Божией Матери, святых апостолов и святых человеков как члены Церкви, и потому наши помышления, желания, слова и дела или оскорбляют Бога и Пречистую Матерь, святых апостолов и угодников, или радуют, смотря по их качеству. Тебе Господа Бога моего всегда прогневляю, и Пречистую Твою Матерь, и вся Небесные Силы и святого Ангела Хранителя моего 53 . Как осторожно и внимательно надо жить. За всё будем судимы. Бедный и жалкий человек! Крайне удобно подвержен он действию греха, ибо часто как вихрь набегает на него грех и увлекает его, смущая, омрачая, обессиливая и оскверняя его, хотя по милости Божией кающийся скоро может и избавиться от греха, ибо милосердие Божие к человеку бесконечно и действие спасающей благодати Божией тоже быстро и сильно. По греховной слепоте, нечистоте, пристрастию к благам временным и по лености мы нечасто обращаемся сердцами к Источнику жизни и всяких благих дарований; чтобы заставить человека чаще прибегать к Богу, у Коего всякое благо для нас, Он подвергает нас искушениям, скорбям, болезням, бедам внутренним и внешним, а в скорбях и бедах волей-неволей человек прибегает к Богу, как к Врачу и Заступнику и Избавителю, и чем более познает человек Бога, чем более старается жить благочестиво, тем чаще поражают его скорби, тем теснее его внутренний путь, потому что Господь очищает его скорбями от всяких греховных нечистот. Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак будь ревностен и покайся [ Откр. 3, 19 ]. Есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? [ Евр. 12, 7 ]. Грешник, грешник, непрестанно оскверняющий себя грехами! Скажи, с чем, с каким телом, с какой душой ты явишься на суд к Богу пред светлейшее паче солнца лице Его, пред лице Пречистой Владычицы, пред лики светоносных, как солнце сияющих Ангелов и святых угодников Божиих, пред лицем всех земнородных? О, если бы ты думал об этом чаще! От скольких грехов ты отстал бы! Сколько греховных навыков бросил бы! Еще раз испытал я, что курить для меня убийственно и физически, и духовно: какое бессилие в борьбе с невидимыми врагами ощущал я за обедней в день усекновения главы Предтечевой в думской церкви! Кроме того, и голос был слаб, и нервы! Потому в ноге ревматизм! Но благодарю Господа за неизреченное Его ко мне милосердие! Пред обедней два раза я позволил себе рассердиться на нищих; был уязвлен за это сам и, когда принес истинное покаяние, получил милость и избавление от Господа. После обедни, идучи к Черницкому, я опять встречен был нищими ребятами, просившими прибавки, и я опять, нелепый, рассердился, когда бы надо только улыбнуться, глядя на детскую простоту и глупость и безотвязность; потом шел по набережной и всё внутренно каялся во грехе; назад пошел уже помилованный от Господа. Слава Богу! Злоба помрачает и расстраивает, расслабляет душу и тело! На обедне императрицу и весь [царский] дом, кроме Екатерины Михайловны, выговорил; заамвонную молитву всю. Благодарю Господа за силу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

В преклонном возрасте Павского, в помощь ему был назначен к Таврическому дворцу, с 1855 г. протоиерей Стефан Ильин Кучинский, из Могилевской епархии, служивший священником в разных полках, переведенный сюда из Литовского полка. С 1868 г. настоятелем церкви состоял протоиерей Павел Федоров Иовлев, из наставников С.-Петербургской Дух. Семинарии. В 1882 году он перешел в Конюшенную церковь , а на его место поступил Алексей Иванович Успенский. На должности диакона, после Ивана Феоктистова, состоял: Трофим Иерофеев Бобырь, из польских дворян, из киевских певчих; после него в 1848 г. был Алексей Иванович Клепачевский, из Полтавской епархии, он состоит доселе; псаломщиками были следующие лица: Иван Лукин и Федор Алексеев Черницкий потом Стефан Федоров, Федор Думов, Иван Смирницкий, Василий Иванов Вишневский, Стефан Дмитриев Городенский, Федор Исидоров Воинов, Павел Никифоров Дмитровский, Александр Петров Благовещенский, Николай Васильев Щеглов, Яков Дмитриев Вознесенский, Анатолий Андреев Лебедев, Яков Михаилов Розов и Алексей Евдокимов Соболев. В должности просвирни состояли: Ульяна Иванова, Евдокия Феоктистова, Екатерина Николаева Скородумова, Анна Дмитриева, Елена Яковлева Иосифова, Татьяна Кондратьева Колосова, Феодосия Колосова и Евдокия Бегемотова. В должности старосты: Константин Егоров Тулин, Михаил Пудиков и Иван Васильев. Жалованья священнику в год 429 р. и столовых 286 р. Диакону – 286 р. и столовых 286 р. Псаломщикам по 171 р. 66 коп. и столовых столько же. Просвирне в год 57 р. 96 к. На содержание церкви выдается 146 р. 55 коп. 5. Церковь во дворце В. Кн. Николая Николаевича (старшего) Церковь во дворце великого князя Николая Николаевича (старшего) во имя Богородицы, всех скорбящих радости, заложена вместе с дворцом в 1858 г. 21-го мая. В 1872 году, под солеею и под алтарем церкви, устроена часовня, наподобие пещеры Гроба Господня. В 1873 году – построен придел Варвары, в 1874 – придел в честь апостола Петра. Церковь находится в 3-м квартале Адмиралтейской части, между Конногвардейским бульваром и Галерной улицей. Церковь устроилась при следующих обстоятельствах.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

В Антипасху митрополит Варсонофий возглавил Божественную литургию в Новодевичьем монастыре апреля 2014 Архипастырю сослужили митрополит Саранский и Мордовский Зиновий, епископы Краснослободский и Темниковский Климент, Ардатовский и Атяшевский Вениамин, Скопинский и Шацкий Владимир, священнослужители Санкт-Петербургской епархии. Митрополит Варсонофий обратился к молящимся с проповедью.  " Идет неделя о Фоме. Мы знаем, что Иисус Христос по Воскресении хотел убедить святых апостолов в вере в Него, как воскресшего Господа. Ученики это воспринимали по-разному: некоторые поверили, некоторые считали Его за призрака. Апостол Фома - из тех, кто решил увериться. Он хотел лично вложить перста в язвы от гвоздей, чтобы убедиться, что Христос воскрес. Когда Бог через неделю явился ученикам, то попросил апостола Фому подойти и вложить перста в Его раны. Тогда Фома уверовал. Господь и раньше говорил ученикам, но они не воспринимали то, что Он будет распят за этот мир и воскреснет. Будучи свидетелями этого события, все апостолы уверовали и вскоре смело пошли на проповедь о воскресшем Господе " , - напомнил о евангельских событиях правящий архиерей. После отпуста Его Высокопреосвященство вручил награды благоустроителям Новодевичьего монастыря. За многолетние труды во благо Церкви заведующая административно-хозяйственной частью монастыря Татьяна Черницкая удостоена серебряной медали святого апостола Петра  I степени. Митрополичьей грамотой награжден глава администрации Московского района Владимир Рублевский. Воскресным днем монастырь принимал делегацию из Скопинской и Шацкой епархии, которая доставила святыни, главной из которых стали мощи святого Феофана Затворника. " Святитель был прославлен в 1988 году как подвижник благочестия, учитель народа. К сожалению, когда он учил и говорил о событиях, которые грядут на русскую землю, многие не верили. Но о чем святой говорил, то и случилось. Сегодня мы прославляем его как провидца, прозорливца, святого угодника Божиего " , - сказал владыка Варсонофий.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=518...

http://www.admin.sml/history/C/B/ind-cb.htm Место, занимаемое постройками архиерейского дома, находится на той же горе, на которой стоит и Успенский кафедральный собор. Во владении епископии оно, вероятно, состоит со времени княжения в г. Смоленске строителя древнего собора Владимира Мономаха, который подарил епископу «Холм»; грамотою Ростислава Мстиславовича 1151 г. это место уже окончательно укрепляется за епископиею пространством в 2 десятины 1580 саж. Из существующих построек самая старая – это церковь во имя св. Иоанна Предтечи, построенная в 1703 г. митрополитом Сильвестром Черницким. Между местными иконами этой церкви замечателен Нерукотворенный Образ Христа Спасителя древнего письма. В неделю Православия образ выносится в собор для поклонения. Достойны внимания в этой церкви: иконостас, современный построению церкви, люстры и изразцовая печь, кафли которой с рисунками современны храму. При этой церкви смежно с алтарем в бывших митрополичьих покоях Сильвестра Черницкого помещается архиерейская ризница, доступная осмотру только с личного разрешения Смоленского преосвященного. Из предметов, хранящихся в ней, особенно замечательны: два саккоса, перешитых из царских далматиков; они сделаны из плотной золотой парчи, затканной золотыми и серебряными цветами, с драгоценными украшениями; епископская митра малинового бархата, унизанная жемчугом, алмазами, изумрудами, яхонтами, украшенная финифтевыми образами, над каждом из которых по золотой короне (по преданию, митра эта принадлежала патриарху Никону); посох сребропозлащенный. Все эти предметы привезены в г. Смоленск митрополитом Симеоном Милюковым из Москвы и пожалованы ему царем Федором Алексеевичем из ризницы патриарха Никона в благодарность за то, что он согласился похоронить 26 августа 1681 г. патриарха Никона торжественно, как патриарха, на что не согласился патриарх Иоаким… В 1812 г. в подвале Предтеченской церкви в земле были скрыты архиерейские и соборные ризницы. Французские мародеры отыскали сокровища и стали их грабить. Историк смоленский о. Никифор Мурзакевич обратился к князю Понятовскому с просьбой воспретить грабеж, в чем и успел, а затем собрал архиерейские облачения, уже ободранные, св. миро, антиминсы и перенес в кладовую Успенского собора.

http://sobory.ru/article/?object=01024

опис. Тр.-Сергиевы лавры», 150; “Извл. из отч. Об.-Пр.», 1858 г., 12 (пожертв. земли); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 984, 1; Ключевский, “Жит. свят.», 350; “Чтения в И. Общ. ист.», 1865 г., IV, смесь, 124 (о припис. к Тр.-Серг. лавре), 141 (вотчины м-ря в 1752 г.); 1867 г., III, Отд. 1, 72 (в 1678 г. имел 498 двор. крест., в 1752 г. 5.248 душ); 1878 г., IV, ист. опис. Тр.– Серг. лавры, 183 (приписан в 1615 г.); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», II, ч. 2, 614 (доношение 1722 г. о жестоком истязании служителей м-ря). 1250. Троицкий, женский, ныне приходская церковь в гор. Курмыше, Симбирской губ. Из описи 1624 г. видно, что он находился на посаде, в конце Казацкой и Стрелецкой слобод за острогом, и имел одну деревянную церковь св. Троицы. Судя по описи ризницы, которая находилась уже тогда в ветхом состоянии, можно с достоверностью сказать, что он уже существовал в XVI стол. В 1764 г. упразднен и обращен в приход. “Ист. Росс. Иер.», IV, 881; “Симбир. сборн.», II, Отд. I, 17; “Матер. для ист. и стат. Симбир. губ.», III, 67; “Известия Археол. Общ.», 1868 г., VI, 25 (церковн. древности); “Чтения в И. Общ. ист.», 1860 г., Отд. 1, 152 (в 1744 г. имел 20 душ крест.). 1251. Троицкий, мужской, ныне село Дмитриево-Семионовка, Симбирской губ., Сызранского у., в 27 вер. к югу от Сызрани. Основан в 1712 г. одним из предков поэта Дмитриева, Семеном Константиновичем Дмитриевым, скончавшимся в обители в 1725 г. Упразднен в 1764 г. “Сборник ист. и стат. свед. о Симбир. губ.» в “Прилож. к Памят. кн. на 1869 г.», Отд. IV, 81. 1252. Троицкий, мужской, 3-го класса (с 1764 г.), в губерн. гор. Смоленске, близ архиерейск. дома. В 1674 г., по повелению царя Алексея Михаиловича, Бернардинский католич. костел обращен в православ. м-рь. До 1740 г. имели в нем жительство архиеп. Смоленские, которые здесь и погребались (Симеон, Сильвестр Черницкий, Сильвестр Крайский и Дорофей); над могилами их в 1847 г. устроен придел во имя Божией Матери всех скорбящих при Рождественской церкви. Перед иконою Божией Матери Иверской, старинного письма, с 1700 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Наконец, святыня в Новгороде! В пристани у Словенской улицы ковчег был изнесен на берег. Астраханский епископ Иоаким с многочисленным духовенством, генерал Волков и воевода Хилков и множество народа встретили святыню, и шествие направилось к соборной церкви св. Софии, где святыня и была поставлена против северных врат под шатром. Так невский герой снова был среди своих новгородцев, предков которых некогда водил он к победам, среди которых голос его гремел на вече, как труба, снова у св. Софии, где некогда он так горячо молился, прося небесной защиты! Сколько чувств, сколько славных и трогательных воспоминаний теснилось в душу новгородцам при виде дорогой и родной святыни!.. 10 сентября епископ Иоаким торжественно совершал литургию, во время которой иеромонах Стефан Прибылович произнес приличное слово. По совершении литургии и молебного пения ковчег с св. мощами был пронесен на Волховский мост, откуда духовенство с народом сопровождало святыню до Антониева монастыря. От Хутынского подворья святыню везли водою до Ладоги. Ежедневно из разных мест были встречи: 11 сентября от села Высокого, погоста Грузинского и Черницкого, 12-го – от села Солецкого и Помялова, 13-го – от погоста Михаило-Архангельского и Ильинского, от старой и новой Ладоги. Из Ладоги шествие снова направилось дальше сухим путем. 17 сентября архимандритом Сергием получен был Высочайший указ. По предварительному соображению, святыня должна была быть уже 25 августа в Петербурге. Предполагалось 30 августа, в память заключенного в этот день славного Ништадтского мира со шведами, торжественно внести св. мощи в Александро-Невский монастырь. Но так как к означенному сроку святыня, по дальности пройденного расстояния, не могла прибыть в Петербург, то новым указом повелевалось уже не спешить шествием и по прибытии в Шлиссельбург поставить святыню в тамошней соборной Благовещенской церкви, что и было исполнено 1 октября. Там св. мощи почивали до августа следующего 1724 года. Встреча святыни в Петербурге была весьма торжественна.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

Иаков Пятницкий 1907–1910. Архп. Вениамин Муратовский 1910. Смоленская 49 Кафедра в Смоленске Епископы Смоленские: Мануил Кастрат (грек) 1137–1169 50 . Константин 1180. Симеон I; упом. 1190–1197. Игнатий I 1206–1219. Лазарь; хирот. 1219. Афанасий. Иоанн I. Дионисий; упом. до 1238. Порфирий. Пахомий. Фома. Иона. Даниил I. Евфиний I; хирот. 1345. Иоанн II; упом. 1335. Феофилакт (Феоктист) 1356. Парфений 1364–1370. Даниил II 1370–1382. Михаил I 1383–1396. Кассиан (Нассон) 1396. Михаил II 1398–1404. Игнатий II 1405. Иларион 1408. Никон. Севастиан 1411–1416. Герасим 1417–1433. Михаил III; хирот. 1435. Нафанаил II 1440–1445. Симеон II. Евфимий II. Мисаил кн. Пеструцкий-Друцкой-Бабич. 1454–1480. Иоаним 1480–1494. Иосиф I Болгаринович 1494–1500. Иосиф II Солтан 1502–1509. Варсонофий Ходыкин 1509–1514. Епископы Смоленские и Брянские: Иосиф III 1515–1532. Савва Слепушкин 1536–1538. Гурий Заболоцкий 1539–1555. Симеон III 1555–1567. Феофил (Филофей) 1568. Архиепископы 51 : Сильвестр 1572–1592. Еп. до 1589. Феодосий 1592–1605. Сергий 1608–1611; упом. 1616. Исаия Копинский 1628–1631. Авраамий 1632–1653. Лаврентий 1655–1657. Смоленские и Дорогобужские (с 1648 г.): Филарет (в схиме Феодорит) 1658–1671. Варсонофий Чертков-Еропкин 1671–1676. Митрополиты Смоленские и Дорогобужские: Симеон Милюков 1676–1696. Архп. до 1681. Сильвестр Черницкий 1699–1706. Сильвестр Крайский 1707–1712. Дорофей Кроткевич 1712–1718. Сильвестр Холмский 1719–1720. Варлаам Косовский 1720–1721. Филофей (грек) 1722–1727. Архп. Епископы Смоленские и Дорогобужские: Гедеон Вишневский 1728–1761. Парфений Сопковский 1761–1795. Димитрий Устинович 1795–1805. Серафим Глаголевский 1805–1812. Ириней Фаильковский 1812–1813. Иоасаф Сретенский 1813–1821. Иосиф IV Величковский 1821–1834. Тимофей Вещезеров 1834–1859. Архп. с 1856. Антоний Амфитеатров 1859–1866. Иоанн Соколов 1866–1869. Серафим Протопопов 1869–1874. Иосиф V Дроздов 1874–1885. Нестор Метаниев 1881–18S9. Гурий Охотин 1890–1896. Никанор Каменский 1896–1899. Митрофан Невский 1899.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

у.) Иоанн Собкевич (1805–1807 гг.); 4) священник Василий Люткевич (1807–1835 г.); 5) священник Емилиан Масловский (1835–1870 гг.). Ныне служат: священник Евграф Иванов. Костецкий (с 1870 г.) и псаломщ. Феофан Григорьев. Либацкий (с 1842 г., а на службе с 1838 г). При этой церкви хранятся следующие старопечатные книги: 1) Евангелие, писанное киноварью, время написания, – по ветхости книги, – неизвестно; 2) Евангелие, писанное киноварью, в надписи писца в конце книги значится ари (по-славянски), т. е. 1108; 3) Евангелие, печатанное в городе Вильно в 1644 году 21 декабря по благословению патриарха Парфения, пожертвовано в Черницкую церковь князем Любомирским; 4) Апостол, печатан во Львове славянскою печатью Львовского братства от 1719 года; 5) Трипеснец, печатан во Львове в 1717 году; 6) Октоих церковно-славянской печати, куплен для Черницкой церкви прихожанами, но когда – неизвестно, обновлён же (оправлен) крестьянином этого прихода в 1722 г. 12 ноября, как это видно из надписи на этом октоихе; 7) Осьмогласник, печатан во Львове церковно-славянскою печатью от 1739 года: 8) Евангелие, печатано в Почаевской Лавре, при епископе Сильвестре Лубинецком, екзархе Луцко-Острожском, в 1759 году; 9) Минея общая, печатана в Почаевской Лавре в 1777 году, при епископе Киприане Стецком, экзархе Луцко-Острожском; 10) Богослужебник Московской печати от 1795 года. Есть ещё много других старинных книг, но, по ветхости их, год и здания их не сохранился. 575 . с. Бочаница 192 (в 7 вёрстах от р. Горыни) волости Сиянецкой, от Житомира 182 вер., от Острога 27 вер., от ближ. ж.-дор. ст. Оженина 15 вер., от ближ. почт. ст. Гощи 10 вер., от ближ. приход. м. Гощи 7 вер., с. Жаврова 1 вер., с. Тесова 4 вер. и с. Дулиб – 2 версты. Приход 6-го кл. Церковь во имя святого пророка Илии. Построена в 1759 году на средства прихожан. Деревянная, на кам. фунд., крыта жестью, обшита досками, довольно крепка. При ней такая же колокольня. Утварью достаточна. Копии метрич. книг хранятся с 1764 г., а испов. ведом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

101 Книга глаголемая описание о российских святых…/Публ. и дополнения М. В. Толстого. М., 1995. С. 262; Барсуков Н. Источники русской агиографии. Прил. С. III. 102 Род преемника владыки Пимена на Новгородской кафедре, архиепископа Леонида, начинается с имени святителя Макария: “Род архиепископа Леонида: Митрополита Макария, архиепископа Васияна, священнодиякона Симеона, Анастасии, Александра, Фаддея, Матрону, Козму” (РНБ. Соф. 1550. Синодик XVII в. Л. 31). 103 В этом же году, 4 июля “манастырь на Росткине улици выгорел весь черницкой Рожество Иоана Крестителя” (ПСРЛ. Т. 3. С. 158). 104 Непозыбаный — непоколебимый, незыблемый (Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 11. М., 1986. С. 220). 105 Шестой собор псковского духовенства был учрежден в 1471 году на основании благословенной грамоты Митрополита Филиппа I (РИБ. Т. 6. СПб., 1908. Стб. 731–734). Соборы городского духовенства — это структурная организация городского духовенства. 107 Резоимание — взимание процентов на ссуду, ростовщичество (Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 22. М., 1997. С. 138). 109 См.: Книга правил святых Апостол, святых Соборов Вселенских и Поместных и святых Отец. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992. С. 19. Правило 42 (Слав. яз.). 110 Заповедь — штраф за нарушение какого-либо запрета (Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 5. М., 1978. С. 273). 111 Однолично — непременно, обязательно (Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 12. М., 1987. С. 288). 1 Послание опубликовано А. Никольским в приложении к его статье “Сказание об обретении честных мощей святителя Никиты Новгородского” (ИОРЯС. Т. 10. Кн. 2. 1905. С. 12–13). Автор при этом не касался вопроса датировки и атрибуции данной грамоты. Этим занялся А. Малов (Послание об обретении мощей епископа Никиты//Сборник статей в честь академика Алексея Ивановича Соболевского. Л., 1928. С. 496–498). Он датировал послание июнем-июлем 1558 года, с чем вполне можно согласиться. Однако вызывает возражение сделанная им атрибуция. Обращение в грамоте к адресату как к “преподобию”, а также происхождение рукописи, в которой содержится послание, из Кирилло-Белозерского монастыря определило направление его поисков данного адресата. Исследователь писал: “…адресатом является Кирилловский

http://pravmir.ru/novgorodskiy-arhiepisk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010