Но всего крепче, незыблемо прочно Уставные Чтения в регламентации Иерусалимского Устава утвердились на Афоне. Афон стал второй родиной Иерусалимского Устава, с которой он с XIII–XIV вв. распространял или поддерживал свое господство в Церкви Восточной и на которой нашел себе крепкое убежище, когда стал терять и почти совсем потерял силу в Греческой Церкви. Здесь Иерусалимский Устав получил почти все те мелкие усложнения, которые замечаются в его более поздних списках, как в литургическом строе вообще, так и в строе Уставных Чтений в частности; и отсюда же эти списки расходились по всей Греческой Церкви. Здесь же до наших дней он имеет полную практическую силу, пережив новую и последнюю серьезную стадию развития уже не как литературный памятник, а как живая традиция. Новые усложнения и видоизменения иерусалимского строя уже не вносятся в Иерусалимский Устав, как в литературный памятник, а сохраняются путем жизненной традиции, которая, если иногда и записывается, то в особые записи чисто частного характера, дополняющие, а не заменяющие действующий Иерусалимский Устав 1370 . Строй Уставных Чтений этой живой святогорской редакции Иерусалимского Устава, описан в «Странствованиях Григоровича – Барского», посетившего Афон в 1744 году. Описывая чин «церковный и пение и чтение» лавры св. Афанасия, наш путешественник, подробно касается и чина Уставных Чтений. «Чтения, пишет он, на налои посреде церкви поучително чтут сия. На бдениях бывают чтения четыре: первое чтет канонарх, от жития или похвалы празднуемого, по совершении вечерни; второе чтет честнейший кто, по первой кафисме, от оставшегося прежнего поучения; третие, по полиелеи, еще знаменитейшее лице, си ест кто от проигуменов; четвертое сам игумен, по третьей песни канона. Синаксарь же, по 6 песны, не посреде церкви, но на налойцы клироса от канонарха чтется. В неделы же, по троичнах 1 чтение чтет канонарх от толкованного апостола: 2 чтение инный, по первой кафисме, или от жития празднуемого святого, или от беседы Златоуста, толкующей евангелие, по рядной недели; трету кто от соборных, от тогожде оставлшагося слова, абие по ипакои, пред антифонами; четвертое первенствуяй кто, такожде от оставшегося поучения, по третьей лесны.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

Такое понимание не соответствует истинному смыслу правила. 166 Я сказал, что этот смертный грех, как определяет его Зонара, должен дойти до дела, т. е. совершиться при посредстве тела, по той причине, что и грех словом, совершаемый языком и по виду своему являющийся смертным, наказывается извержением, например богохульство и клятвопреступление, согласно Апост. 25. Но и грех в мысли и душе, если по своему виду он смертный, тоже приводит к извержению, когда проявится внешне, например превозношение или ересь, согласно I Всел. 2. А Вальсамон истолковал упомянутый в этом правиле смертный грех в том смысле, что он влечет за собой смертную казнь. Смотри также примеч. к VII Всел. 5. 168 Потому императоры Лев и Константин в краткой «Эклоге законов» и определяют, что брак заключается письменно или устно, когда мужу полных 15 лет, а жене 13 и они любят друг друга. Однако согласие родителей должно быть получено прежде (Греко-римское право. Кн. 2, тит. 12. С. 101). Значит, законы не дозволяют такого сожительства даже в том случае, если родители согласятся впоследствии (Василики. Кн. 60, тит. 58). 169 Поэтому и гражданские законы в согласии с настоящим правилом определяют, что с женщины, совершившей один раз прелюбодеяние, даже если после этого она вступит в брак с согрешившим с ней мужчиной, обвинение в прелюбодеянии не снимается видимостью брака, заключенного после прелюбодеяния (т. е. оба они прелюбодеи, даже и после брака. Михаил Атталиат. Синопсис. Тит. 70 ). Потому и на Давида Бог больше гневался тогда, когда тот взял Вирсавию в жены по смерти Урии, чем тогда, когда он прелюбодействовал с ней при его жизни (по мнению Феодорита) (Theod. Суг. Quaest. in II Reg. 24//PG 80, 629A.). Так, Бог сказал Давиду через Нафана: И ныне не отступит меч от дома твоего во веки, за то, что ты презрел Меня и взял жену Урии Хеттеянина, чтобы она была тебе женой ( 2Цар.12:10 ). 170 Утверждение, что соглашения и договоры подвластных лиц не имеют признания и силы, св. Василий заимствовал из 30-й гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Наконец, поскольку гордость есть грех смертный, а совершающие грех к смерти лишаются сана, по 32-му правилу Василия Велик. (которое и прочти), постольку и настоящее правило впавшего в такой грех наказывает запрещением в служении. 12 Не только Вселенские и Поместные соборы все вместе порицают и подвергают епитимии тех клириков или мирян, которые имеют чужих женщин в своих домах, услужения ли ради (как это было с пресвитером Григорием, к которому пишет Василий Великий ), или под тем предлогом, что они якобы беззащитны и некому о них позаботиться, – но и каждый из божественных отцов по отдельности не преминул пригвоздить к позорному столбу таковое зло. Григорий Богослов в своих стихах недоумевает, не зная, к кому причислить тех, кто имеет женщин-сожительниц: к женатым ли, к неженатым и девственникам или к среднему между женатыми и девственниками. Он говорит: «А сожительствующих, как их все называют, не знаю, к состоящим ли в браке или к холостым причислим или сохраним для них какую-то середину. Ибо я, пусть и говорят обо мне плохо, этого не похвалю» (Greg. Nazianz. Epigr. 15//PG 38, 89A). А соименник его, Григорий Нисский , в слове о девстве, порицая таковых, говорит: «Они не только чреву угождают всем тем, что доставляет удовольствие, но и с женщинами открыто сожительствуют, и притом еще называют такое сожительство братским союзом» (Greg. Nyss. De virgin. 23//PG 46, 409B). Божественный же Златоуст (Слово к живущим вместе с девственницами. Т. 6. С. 214) говорит так: «Некоторые без брака и соития берут невинных девушек, оставляют их в своих домах навсегда и живут с ними до глубокой старости не ради чадородия (поскольку они говорят, что не совокупляются с ними) и не ради блуда и распутства (потому что говорят, что сохраняют их девственными и чистыми). Если же спросишь у них, ради чего они поступают так, то в ответ они назовут много причин, однако среди них нет ни одной благословной и благочестивой. Ведь истинная причина этого их сожительства не что иное, как только пристрастие и наслаждение страстью более сильной и горячей, чем страсть тех, кто живет с законными женами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Согласование Говорит и постановление 1-го тит. «Новелл», которое есть 123-я новелла Юстиниана: «В соответствии с силой божественных правил и мы запрещаем пресвитерам, диаконам, иподиаконам и всем остальным клирикам, у которых нет законных жен, иметь чужую женщину в своем доме, если только это не мать, дочь, сестра и прочие лица, не вызывающие подозрения. Если же кто не соблюдет этого, но, получив напоминание от архиерея и своих собратьев-клириков, не склонится на убеждения прогнать женщину, которую имеет, или если будет доказано обвинение против него в том, что он непристойно живет с ней, такой должен быть извержен и передан советникам того города, в котором он является клириком». Если же епископ живет в одном доме вместе с какой бы то ни было женщиной, он извергается [ 13 ] . Обрати здесь внимание на две вещи. Во-первых, те, кто имеет в своем доме лиц, свободных от подозрения, как мы сказали (т. е. мать, сестру, тетку и др.), не должны иметь в то же время и лиц, вызывающих подозрение, для услужения не им самим, а тем женщинам, которые вне подозрений; потому что в этом случае клирики все равно оказываются преступниками и подпадают под епитимии, определяемые правилами. Но подобает, чтобы эти женщины или сами себе прислуживали, или же имели таких служанок, которые не вызывают подозрений. Во-вторых, монахи, имеющие родственниц, не должны жить с ними, хотя это лица, свободные от подозрений. Ведь если вышеупомянутое правило VI Всел. 22 запрещает даже есть наедине с родственницей, хотя она вне подозрений, то тем более – жить наедине с ней. Василий Великий говорит (в книге о девстве), что «плотское наслаждение побеждало даже самих единоутробных братьев и изобрело всякий вид греха с матерями и дочерями. Оно обесчестило сына Давида, Амнона, через растление сестры его Фамари ( 2Цар. 13 ). И всё потому, – говорит святой, – что притягательная и магнетическая сила любовного влечения к женщинам, которая естественным образом вложена в тела мужчин, изгоняет всякий правый помысел (например, о том, что это мать, или сестра, или тетка) и самопроизвольно стремится сочетать тела мужчин с телами женщин – будь они чужие или родственники, – несмотря на то что помыслы, противоборствующие внутри, этого не хотят» 14 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Очевидно, христиане и христианки не склонны осуждать украшательство одежд, однако стоило бы их хотя бы немного подвигнуть на то, чтобы они презирали их. Вот что я хочу сказать: подобно тому как маленькие дети и младенцы, по своей несмышлености, радуются и веселятся бубликам, жареному гороху и прочим подобным дешевым угощениям, также нечто подобное, что следовало бы осудить, случается и у людей в сознательном возрасте, когда они, словно впав в младенчество и потеряв разум, радуются и веселятся разукрашенным одеждам, что люди мудрые и сознательные презирают как нечто дешевое и недостойное. И поистине, о человек, как же тебе только не стыдиться, тебе, которого Бог создал разумным, царем бессловесных животных, как же тебе не стыдно, что ты украшаешь себя и радуешься шкурам волов, зайцев, волков, оленей, лисиц, как не стыдно, что ты радуешься нитям и произведениям чрева червей-прядильщиков? Разве не стыдно тебе радоваться кожам и краскам, которые, по твоему мнению, великолепнее и красивее полевых цветов, которые сегодня есть, а завтра ввергаются в печь, согласно слову Господню. Не стыдно ли тебе, о женщина, почтенная подобием Божиим, украшаться золотом и серебром, грязью земной? Не стыдно ли украшаться жемчугами, которые, согласно исследователям природы, являются яйцами морских моллюсков? Разве не стыдно тебе обременять себя такой тяжестью из камней и камешков, каковое дело еще тот самый языческий поэт Гомер рассматривал не как счастье и благословение, а как несчастье и проклятье, а ты все это считаешь украшением? Как говорит мудрый Синезий: «Каменную одежду, гомеровское проклятье, они тащат на себе» (Слово о царстве). Проще говоря, не стыдно ли вам, христиане и христианки, которые созданы для неба и которых недостоин весь мир, как говорит апостол Павел ( Евр. 11:38 ), разве не стыдно вам, говорю я, быть столь пристрастными и столь падкими на украшения одежд, земные, тленные, недостойные и подверженные тлению? Потому весьма мудро сказал Василий Великий о том, что не следует носить блестящие и разукрашенные одежды, чтобы тебя не посчитали пустым человеком, впавшим в ребячество, и не осудили. «Не видел ли ты какого-нибудь гордеца, облаченного в пестрые одежды, со сверкающим перстнем на руке, с драгоценным камнем – предметом его гордости? Если это не так, страшись, если же этот человек – прах от земли, презирай его» (Беседа 11 на Шестоднев).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

СБУ обещает пресечь попытки использовать всеукраинский крестный ход для дестабилизации ситуации Киев, 18 июля 2016 г.      Служба безопасности Украины отслеживает ситуацию как по всеукраинскому крестному ходу, так и по тем группам, которые могут использовать его для дестабилизации ситуации в стране, заявил глава СБУ Василий Грицак, сообщает Интерфакс-Религия . «Риски, откровенно, есть», – сказал В. Грицак на брифинге в Киеве, отвечая на вопрос о том, насколько велик риск того, что шествие может привести к дестабилизации ситуации. «Есть безусловное право верующих Украины на свободное вероисповедание. Есть люди, которые искренне верят в Бога, а есть люди, которые, как мне кажется, очень далеки от Бога», – заявил он, подчеркнув, что люди, далекие от религии, «делают все, чтобы детонировать ситуацию в государстве». «Хочу подчеркнуть, что СБУ делает все возможное, чтобы понимать ситуацию, связанную с событиями и крестным ходом, и отслеживает ситуацию по тем группам и структурам, которые заинтересованы в дестабилизации или возможности использования крестного хода для дестабилизации ситуации в нашем государстве», – заверил глава СБУ. Общенациональный крестный ход с молитвой за мир на Украине начался 3 июля на востоке страны из Святогорской лавры, а 9 июля – на западе страны из Почаевской лавры. 27 июля, накануне празднования Дня Крещения Руси, участники обоих шествий встретятся в Киеве на Владимирской горке и вместе пройдут до Киево-Печерской лавры, где будет совершено торжественное богослужение. Министр внутренних дел Украины Арсен Аваков ранее заверил, что не допустит провокаций и нарушений общественного порядка во время крестного хода в Киеве 27 июля. В свою очередь глава Национальной полиции Украины Хатия Деканоидзе сообщила, что крестный ход сопровождают 250 полицейских, а для недопущения провокаций в Киеве будет привлечено 2,5 тыс. стражей порядка. 18 июля 2016 г. скрыть способы оплаты Комментарии евгений 18 июля 2016, 18:56 Боже,храни Украину и всю Русь Святую. НН 18 июля 2016, 15:44 Мы с вами, дорогие братья и сестры! Скорбим, молимся, плачем но и радуемся. Молим Господа не допустить бесчинств и провокаций. Мы с тобой, Православная Украина! Всегда помним, любим, соболезнуем и ВЕРИМ в вас и ПОМОЩЬ БОЖИЮ! Многая и благая лета священноначалию и пастве, всем участникам Крестного хода. Помоги, Господи, верным и смелым чадам! Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/95452.html

Несчастные клеветники, жалкие предатели, бедные доносчики, злосчастные лжесвидетели, слышите ли вы, какое зло творите? Поняли ли вы, сколь велико ваше беззаконие? Уразумели ли, что вы подобны дьяволу и даже хуже него? Итак, теперь, когда вы поняли, как страшен ваш грех, от всего сердца покайтесь, братья, и прекратите клеветать, ради любви к Богу и Отцу. Прекратите предавать, ради любви к Иисусу Христу, Сыну Божию, распятому ради любви к вам. Прекратите доносить и лжесвидетельствовать ради любви к Святому Духу, чьей благодатью вы были освящены в таинстве Крещения. Но если вы не покаетесь и не прекратите клеветать, предавать и лжесвидетельствовать, то будете недостойны называться христианами. Клевета, предательство и лжесвидетельство свойственны демонам, эллинам, евреям, оттоманам и другим язычникам, А от христиан они далеки и противоположны им, как небо и земля, огонь и вода. Ибо христианин, согласно апостолу, – тот, кто совлекся ветхого человека, то есть предрасположенности к греху, и облекся в нового человека, то есть в добродетель и благие дела: «Совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его» ( Кол. 3, 9–10 ). Вы же, клеветники, предатели и лжесвидетели, совлеклись нового человека и добродетели и облеклись в ветхого человека посредством клеветы, предательства и лжесвидетельства. Христианин, согласно Афанасию Великому , «есть истинный дом Христов разумный, делами благими и догматами правыми составляемый» (Книга определений, или Об определениях). Вы же, клеветники, предатели и лжесвидетели, стали логовом антихриста из-за лукавых и злых дел, кривых и развращенных помыслов ваших. Христианин призван подражать Христу, насколько возможно человеку. Василий Великий спрашивает: «Что такое христианство ? Это уподобление Богу в той мере, в какой это возможно для природы человеческой» (Беседа 10 на Шестоднев). Вы же, клеветники, предатели и лжесвидетели, были призваны подражать дьяволу и делам его. Христианин получил заповедь от Христа не судить ни одного человека, даже если видит его согрешающим явно: «не судите, да не судимы будете» ( Мф.7:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Например, если кто-либо согласится назначенное время не пить вина, то мы постановили отнять один год от епитимьи, установленной отцами за его падение. Равным образом если он обещает временно воздерживаться от мяса, то мы сочли нужным отнять и другой год, также если обещает воздерживаться от сыра и яиц, или рыбы, или елея, то и за воздержание от каждого из этих видов пищи убавляем по одному году. И не только в этих случаях мы так поступаем, но и тогда, когда кто-то избирает то, чтобы умилостивлять Бога многочисленными земными поклонами, а в особенности если показывает горячее и не уступающее его возможностям произволение к милостыне. Если же кто-либо после преткновения приступил к боголюбивой и уединенной жизни, считаем правильным в еще более краткий срок удостоить его прощения, так как ему предстоит всю жизнь переносить злострадания, неотъемлемые от этого жительства. (I Всел. 12; VI Всел. 102; Анкир. 2, 5, 7; Василия Велик. 2, 3, 74, 84; Григория Нис. 4, 5, 7, 8.) Толкование В этом первом правиле святой оправдывает себя перед теми, кто, например, стал бы упрекать его за то, что он сократил время покаяния, и говорит, что для разумных и рассудительных это сокращение не покажется необоснованным и безрассудным 342 . Обоснование этого состоит в следующем: ни Василий Великий , ни другие, более древние, отцы не предписали для кающихся покаянных подвигов и не установили правил о посте, бдении или поклонах, но в качестве наказания определили только одно лишение божественного приобщения 343 . Поэтому, говорит святой, мы сочли разумным сократить время покаяния для тех, кто истинно кается, проявляет готовность изнурять свою плоть суровыми подвигами и впредь проводить жизнь добродетельную, противоположную предшествовавшей порочной жизни. Однако сокращать это время следует соответственно мере воздержания, которую покажут кающиеся. Например, если кающийся в качестве правила принимает воздержание от вина на определенный срок, то мы считаем оправданным сократить ему на один год епитимью, которая определена для него отеческими правилами; если он обещает также не есть мяса – сокращаем его епитимию еще на один год; и если не будет есть также сыра, яиц, рыбы, елея, то за воздержание от каждого из этих видов пищи определяем сокращать его епитимию на один год.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

А мужеложство со своей женой, в свою очередь, больший грех, чем мужеложство с чужой. Отсюда мы заключаем, что та супружеская пара, которая совершит противоестественный грех, подвергается более тяжелому наказанию, чем мужчина, который совершит мужеложство с мужчиной или чужой женой. Каков срок наказания согрешившего противоестественным грехом со своей женой, смотри в конце епитимий того же Постника. 369 Обрати внимание на то, что 70-е правило Василия извергает того диакона или иерея, который согрешит чем-то большим, чем поцелуй, т. е. нечистыми объятиями. И следовательно, согрешившего нечистыми объятиями Василий запрещает в служении. Поэтому мы, найдя одну согласную со словами Василия древнюю рукопись, в которой содержались правила Постника, приняли определение, которое в той рукописи прибавлено к настоящему правилу. В нем говорится, что у кого истечение попало на бедра, может стать иереем, в том, однако, случае: 1) если с ним произошло это один или самое большое два раза; 2) если он усердный и добродетельный; 3) если он будет оплакивать это происшествие всю свою жизнь; и 4) если он был малолетним ребенком, когда это с ним произошло. Те же, кто претерпел такие нечистые объятия или согрешил ими сам, будучи в сознательном возрасте, иереями, согласно Василию, стать не могут. 371 Арменопул (Краткое изложение правил. Разд. 5, тит. 3) излагает правило Постника так, что отдельно говорится о епитимии вольного убийцы и отдельно о епитимии невольного убийцы, почему мы и предпочли последовать этому образцу. А у Властаря (не знаю, почему) епитимия одного не отличается от епитимии другого, что несообразно. Сделаем здесь примечание об одном общем покаянном правиле и подвиге для убийц, воров, тех, кто вскрывает гробницы, святотатцев и совершивших иной тайный грех: если кто-либо из них окажется усердным в покаянии, он может сам предстать местному судье и получить наказание по гражданским законам, и особенно если другие, невиновные схвачены, посажены в тюрьму и несут наказание (как часто бывает) за убийство, воровство, святотатство или вскрытие гробниц, которое совершил он.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

И хотя монах Василий вплоть до 1955 года боролся за восстановление справедливости, за снятие с себя ложных обвинений , до самой его смерти в 1985 году он не получил удовлетворительного ответа на эти вопросы. За истекшие десятилетия после Второй мировой войны само обвинение в написании письма Гитлеру звучало как приговор. На это, по-видимому, и рассчитывали греческие власти, пытаясь дискредитировать и изгнать с Афона образованного и активного русского монаха. Между тем содержание этого письма не обсуждалось, его, как правило, никто не знал. В фонде Архива Русской Эмиграции в Брюсселе это письмо есть, а точнее, его современный событиям 1941 года перевод на русский язык. Это две страницы машинописного текста. Сейчас, на пороге празднования 1000-летнего юбилея русского афонского монашества, будет своевременно его опубликовать и снять ещё одну клеветническую тень с монахов-святогорцев. Чтобы картина была более полной и понятной, приведём текст письма полностью, прокомментировав его другими документами и в особенности «Окружным Посланием Священного Кинота 20-ти монастырям Святой Афонской горы от 11 апреля старого стиля 1941 года за 85» . Именно через два дня после этого «Окружного Послания», то есть 13/26 апреля 1941 года и было написано письмо канцлеру Гитлеру. Надо учитывать, что тогда активной фазы наступавшей ужасной войны и вторжения Германии в СССР ещё не было. 11 апреля, в пасхальные дни, 20 афонских монастырей получили окружное послание из Кареи от Священного Кинота, который вместе с поздравлением братии со Святой Пасхой сообщал обителям, что «вечером 9 апреля сего года, во вторник прибыл из Дафна на Карею, как накануне наш Священный Кинот был извещён по телефону из Иериссо, германский майор с тремя другими офицерами и двумя унтер офицерами» и сообщил Киноту, что «он состоит комендантом округа Нового Мадита, имеет наблюдение и за Святой Горой, и что вскоре губернатором Святой Горы будет назначен военный». На следующий день комендант опять пришёл в собрание Кинота «и выразил желанье (...) осведомиться, как управляется Святая Гора, каковы обязанности губернатора и т.д.» . Вопрос о губернаторе у германского представителя был не случаен. Эта должность на тысячелетнем Афоне была новая. Её только за 15 лет до описываемых событий установило греческое правительство, которое находилось с Германией в состоянии войны. Славянские монастыри де-юре власти коменданта не признавали .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010