В этом заверяют нас истинные уста Господа, когда Он давал заповеди и сказал, что в Царство Божие входят не христиане, которые только и делают, что вопиют и взывают «Господи, Господи!», но только те, кто исполняют заповеди и волю Его: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» ( Мф.7:21 ). Это же хотел явить Господь и словом, сказанным известному юноше: «Если хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди» ( Мф.19:17 ). Поэтому и Царство Небесное называется в Священном Писании воздаянием, платой и вознаграждением, которое дается за труд и исполнение заповедей: «Я приклонил сердце мое к исполнению оправданий Твоих навек, ради воздаяния» ( Пс. 118 ). И также: «Позови работников и отдай им плату» ( Мф.20:8 ). Итак, если хочешь, брат, исполнить с любовью и усердием заповеди Господни и победить все трудности, помни о том, что сделал ты и будь уверен, что непременно получишь награду за труды свои. Так же и Василий Великий побуждает стремящихся воспламенить свое сердце к исполнению божественных повелений, когда на вопрос: «Как может человек с внутренним расположением и с вожделением исполнять Господни заповеди?» – отвечает: «Если несомненно уверится, что заповедь (Божия) есть жизнь вечная» ( Ин. 12, 50 ) и все обетования соблюдающим ее истинны; то в нем образуется расположение сказавшего: «Страх Господень чист, пребывает вовек. Суды Господни истина, все праведны; они вожделеннее золота и даже множества золота чистого, слаще меда и капель сота; и раб Твой охраняется ими, в соблюдении их великая награда» ( Пс.18:10–12 )» (Правила, кратко изложенные. 174). Господь дает Царство Небесное не как плату, должную за выполнение заповедей, но по щедрости Своей. Заблуждаются те, кто думают, что достаточно правильно верить, а заповеди можно и не исполнять Кроме того, знай, брат, что Господь со Своей стороны дает Царство Небесное как плату и вознаграждение за исполнение заповедей лишь по снисхождению к нашей слабости, чтобы побудить нас, рабов Своих, еще усерднее исполнять повеления Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Возвращаясь от своего рассеяния, ум прежде всего находит телесное сердце, а затем входит в сердце духовное, глубокое. Таков общий опыт всех делателей Иисусовой молитвы, подвизавшихся в священном делании обращения ума в сердце. «Чрез чистую умную молитву подвижник научается великим тайнам духа. Сходя умом в сердце свое, сначала вот это – плотяное сердце, он начинает проникать в те глубины его, которые не суть уже плоть. Он находит свое глубокое сердце, духовное, метафизическое, и в нем видит, что бытие всего человечества не есть для него нечто чуждое, постороннее, но неотделимо связано и с его личным бытием» (Старец Силуан. М., 1994. С.47). Следовательно, делатель этого безмолвнического подвига может ясно различить духовное сердце от плотского. Он ощущает существование и действие обоих этих сердец. Вначале ум находится в плотском сердце, а затем открывает духовное, так что может одновременно чувствовать движения их обоих. Преподобный Никодим Святогорец , чьи творения составляют органическую часть православного предания, отмечает, что плотское сердце – это центр естественный, противоестественный и вышеестественный 53 . Это естественный центр, поскольку сердце создается первым из всех членов человеческого тела, согласно тому, что говорит Василий Великий : «При рождении животных сердце, которое естественно образуется прежде всего, получает от природы устройство, приличное будущему животному» (Твор. иже во святых отца нашего Василия Великого , архиеп. Кесарии Каппадокийския. Т.1. М., 1845. С.180–181). Это противоестественный центр, поскольку из него исходят все страсти и хульные помыслы. Конечно, здесь необходимо объяснить, в соответствии со сказанным выше, что после святого крещения благодать Божия находится в центре сердца, диавол же действует снаружи. Апостол Петр сказал Анании: «Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому»?» ( Деян.5:3 ). Сатана вошел в сердце Иуды: и во время вечери... диавол уже вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его ( Ин.13:2 ). Кроме того, известно учение Господа о том, что из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления ( Мф.15:19 ). Вместе с тем сердце – это центр вышеестественный, поскольку в нем действует благодать Христова. Апостол Павел говорит: «Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: Авва, Отче!» ( Гал.4:6 ). В другом месте он пишет также: «Любовь Божия излилась в сердца наши» ( Рим.5:5 ). Преподобный Фалассий пишет, что «благое сердце и помышления износит благие, ибо по сокровищу его бывают и помышления у него» (Добр. Т.3. С.295).

http://azbyka.ru/otechnik/Ierofej_Vlahos...

Если он подает ее со всей любовью, усердием и щедростью, то это проявление совершенной Божьей воли. Напротив, если кто-нибудь оказывает милость ради человекоугодничества, с расчетливостью и ропотом, тогда его деяние не угодно и не совершенно перед Богом. Поэтому апостол Павел велит христианам творить волю Господа благую, угодную и совершенную, «чтобы вам познавать, что воля Божия, благая, угодная и совершенная» ( Рим.12:2 ). Так же Василий Великий (Правила, кратко изложенные. 286) и святой Феофилакт говорят: «Сначала смотри, чтобы воля Божия была благая, когда же познаешь это, смотри, чтобы она была и угодная, ибо многие добрые дела не угодны есть, так как не в то время или не перед тем лицом (совершаются)... Когда же (убедишься), что она благая и угодная, позаботься, чтобы она была совершенной и непорочной. Тогда она совершается так, как требуется, и без изъяна». Заповеди – это свет Седьмая и последняя. Всем вам, христиане, полезно соблюдать все заповеди Господа с любовью и усердием. Поскольку Божьи заповеди – истина и свет, то они просвещают ум лучами божественного знания: Все «заповеди Твои – истина» ( Пс. 118, 86 ). Так как они благи и спасительны, то сердце увлекают к любви и устремляют к исполнению их. «Закон уст Твоих для меня лучше», замечает Давид ( Пс. 118 ). Каждый (человек) естественно любит свет и благо, ибо, как сказал Екклезиаст, «сладок свет и приятно для глаз видеть солнце» ( Еккл.11: 7 ). По мнению Аристотеля, «благо есть то, к чему все стремится» (Никомахова этика. Гл. 1). Подобным образом человек должен любить и заповеди Христовы, которые несут свет и благо. А то, что заповеди есть свет, свидетельствует Священное Писание. Соломон в притчах говорит: «Ибо заповедь есть светильник, и наставление – свет» ( Притч.6:23 ). По словам Давида, «заповедь Господа светла, просвещает очи» ( Пс.18:9 ), «светильник ногам моим – закон Твой и свет путям моим» ( Пс. 118:105 ), «откровение слов Твоих просвещает, вразумляет простых» ( Пс. 118:130 ). Пророк Исаия добавляет: «Ибо свет – повеления Твои на зелте» ( Ис. 26:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

И отправился блаженный с этим письмом к адресату. Женщина, прочитав письмо, узнала Кириака по одежде, походке, взгляду, желтизне и сухости лица. Упав к ногам преподобного, она просила его благословения, но и преподобный упал на колени, испрашивая ее благословения. Женщина настаивала, и преподобный благословил ее словами: «Господь Бог да сподобит тебя видеть сынов сыновей твоих, и дети твои да обладают городами и народами, а имя их да станет знаменитым и страшным для всех врагов их». И благословение это потом исполнилось. А Комнина обратилась к нему с такими словами: «Скажи мне, раб Божий, слово спасительное». И отвечал преподобный: «Пока кто-то порабощен страстями, он не считается рабом Божиим, потому что и пророк говорит, что все «будут научены Господом» ( Ис. 54:13 ). Послушай, что сказал Даниил Навуходоносору: царь, «да будет благоугоден тебе совет мой: искупи грехи твои правдою и беззакония твои милосердием к бедным» ( Дан. 4: 24 ), и Давид говорит: «расточил, роздал нищим; правда его пребывает во веки» ( Пс.111.9 ) и Соломон: «Благотворящий бедному дает взаймы Богу» ( Притч.19.17 ). И святитель Василий Великий учит: «Если ты не миловал, то и сам не будешь помилован, не открыл дверь дома, – будешь выслан из Царства, не дал хлеба, – не получишь вечную жизнь». Затем Комнина сказала ему: – Хочу открыть твоей святости мои помыслы, но боюсь, что не исполню твои слова и согрешу пред Богом. – Невозможно, чтобы испытывал страх тот, кто поистине боится Бога. Как пишет Соломон: «Кроме Него (Бога), никого другого не бойся». Если кто открывает свои помыслы мужам духовным, то это признак, что такой хочет исправить свою жизнь. Сокрытие помыслов означает, что человек подвержен страстям, ибо тот, кто общается с ворами, никогда их не выдаст, потому что любит страсть. Тот же, кто спрашивает, слушает, и когда выказывает преслушание, но при этом осуждает себя за это, такой смиряется и от смирения обретает немного милости. А тот, кто не спрашивает, не слушает и не оказывает преслушание, тот не смиряется и не обретает милости. Подобно тому, как больной отвращается от приносимой ему пищи, однако потом находится такая еда, которую он принимает с удовольствием, ест ее и поправляется, так и боязливая душа, хотя много раз и слушает, и оказывает преслушание, однако, по прошествии определенного времени, приходит в стыд. Таким образом, выслушав доброе слово, которое ей нравится, она поступает согласно ему, и спасается.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Ибо, если ты из-за соблазна, из-за страха и из-за угодливости перед людьми пренебрежешь заповедью и волей Божией и божественными правилами, это значит, что ты более почитаешь людей, нежели Бога, и предпочитаешь любовь человеческую любви Божией и становишься скорее угодником человеческим, чем Божьим. Ты грешишь и предпочитаешь огорчать Бога и святых только ради того, чтобы не огорчить людей. [Значит,] ты больше боишься людей, нежели Бога. Кому не очевидно, насколько все это противоречит Священному Писанию и твоему спасению? Кто этого не видит? «Если согрешит человек против человека, то помолятся о нем Богу, если же человек согрешит против Господа, то кто будет ходатаем о нем?» ( 1Цар.2:25 ). И далее говорится: «И не бойтесь убивающих тело, душу же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» ( Мф.10:28 ). Поэтому Василий Великий говорит, что никто не должен препятствовать тому, кто исполняет волю Божию, делает ли он это во исполнение заповеди Божией или с какой-либо иной целью, согласной с заповедью. Однако и сам делающий это не должен слушаться тех, кто препятствует ему, даже если это родной его, но оставаться при том суждении и решении, которое он избрал: «Не должно препятствовать творящему волю Божию либо по заповеди Божией, либо по другому разумению, следующему из заповеди, ниже творящий не должен потакать препятствующим, даже когда это родные, но оставаться при своем суждении» (Нравственные правила. 19). Божественный Златоуст считает, что заботиться о людях следует настолько, чтобы не подавать им соблазна. Если же мы не соблазняем их, но они порицают нас просто так и как попало, то тогда мы должны презреть их и оплакать. Ты должен быть предусмотрителен перед Богом и людьми; если же ты не вводишь в соблазн, а другой порицает тебя, пусть не будет тебе дела до этого: «До такого предела будем заботиться о людях, покуда не подаем им повода для порицания. Если же без нашей вины они пожелают просто и наобум порицать нас, мы рассмеемся и восплачем.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

ибо... Я... был болен, и вы посетили Меня» ( Мф.25:34 ). Это самое удобное время для вас оказаться отцами и благодетелями сирых и нищих, заслужить доброе имя в миру и поломить свою награду в вечном Царстве. Василий Великий дает вам такой совет: «Раздели жито, которое завтра сгниет, с братьями. Дай сегодня просящему. Лучше доброе имя паче многого богатства. А если уважаешь деньги за честь иметь их, то смотри, сколько дороже для славы именоваться отцом тысячи детей, чем иметь в кошельке тысячи монет? Деньги и нехотя оставишь здесь, а славу добрых дел принесешь с собою к Владыке, когда пред общим Судиею окружит тебя целый народ, и будут именовать своим кормителем, благодетелем, и станут приписывать тебе все имена человеколюбия» (Беседа на слова из Евангелия от Луки: «Разорю житницы моя и большия созижду» ( Лк. 12:18 )). Ремесленникам не должно клясться, ибо клятвы прощались только в Ветхом Завете Держитесь, братья, дабы не давать клятвы ни во время, ни при продаже вашего рукоделья. Не говорите: «Клянусь Богом, клянусь Христом, верой, своей душой, это стоит столько-то». Не произносите ничего подобного. Неужели вы надеетесь таким образом вызвать доверие покупателей? Дело в том, что как Ветхий Завет , так и Новый, а равно как и божественные отцы, запрещают давать какие бы то ни было клятвы. В третьей заповеди Десятословия Бог повелевает, чтобы никто не произносил всуе Его имени: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно» ( Исх.20:7 ). Ведь суетны ремесла, рукоделья, деньги, имущество и все мирское, как о том говорит и Соломон: «Я предпринял большие дела: построил, себе домы, посадил себе виноградники, устроил себе сады и рощи и насадил в них всякие плодовитые дерева... собрал себе серебра и золота: и вот. всё суета и томление духа» ( Еккл.2:4–8 ). Божественный Иоанн Златоуст эти слова толкует так: Кто призывает имя Божие по поводу подобных вещей, тот употребляет клятву всуе и в неправду (Собеседование на 118-й псалом). А пророк Осия говорит: Не клянитесь: «жив Господь!» ( Ос.4:15 ). И Сирах заповедует: «И не обращай в привычку употреблять в клятве имя Святого... клянущийся непрестанно именем Святаго не очистится от греха. Человек, часто клянущийся, исполнится беззакония, и не отступит от дома его бич» ( Сир.23:9 ). Если в Ветхом Завете по несовершенству и младенчеству иудеев [им] прощались истинные и законные клятвы, чтобы они не клялись идолам, как говорит Иоанн Златоуст , «и самая клятва в Ветхом Завете потому узаконена, чтобы не клялись идолами» (Беседа 17 на Евангелие от Иоанна), – то в Новом Завете клятва полностью запрещена и непростительна. Ибо Господь решительно повелевает: «А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом... ни землею... ни головою твоею» ( Мф.5:34 ). И брат Господень Иаков заповедует: «Прежде же всего, братия мои, не клянитесь ни небом, ни землею, и никакою другою клятвою» ( Иак.5:12 ). Клятва хуже убийства

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Итак, возлюбленные мои, как мы можем называть малыми наши обычные грехи, – например, ложь, или когда мы говорим: «Из двух зол выберем меньшее, чтобы не случилось большего»; или гнев, послабления в церковном благочестии, зависть, скорбь, которую мы чувствуем, когда наш ближний опережает нас в добродетели, празднословие, небрежность в словах, пресыщение чрева, услаждение вкуса и другое, подобное этому? Как могут быть малыми грехи, склоняющие нас к великому злу? Не будем же считать, что эти кажущиеся мелкими грехи не противны воле Божией и не удаляют нас от божественной славы Царства Небесного. Мы находимся в заблуждении, в прелести, если считаем, что какой-нибудь распространенный грех , например, празднословие, не является злом в очах Божиих. Ведь Господь очень ясно сказал о нем: «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» ( Мф. 12:36, 37 ). Как мы можем говорить, что наш неуместный смех не противен воле Божией, в то время как Господь наш, когда стал Человеком, не только никогда не смеялся, но, напротив, четыре раза плакал. Он и в учении Своем сказал: «Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете» ( Лк. 6:25 ). Василий Великий в своих правилах для монахов определил неделю отлучения за смех, неуместные разговоры или шутливые слова: «Если кто-нибудь будет острить или не к месту смеяться, да будет отлучен на одну седмицу». Как мы можем говорить, что не противны воле Божией объедение, пьянство и ложь, когда Сам Господь сказал, что Он погубит «вся глаголющыя лжу» ( Пс. 5:7 ), и что будут алкать пресыщенные: «Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете» ( Лк. 6:25 ). И вот образ того, как малые грехи повреждают добродетель и умаляют в нас божественную благодать: если муха попадет в ароматное миро, но ее быстро извлекут из него, то благоухание мира не повредится, если же муха останется в нем, то благовоние превратится в зловоние, как Дух Святой сказал устами Екклесиаста: «Мертвые мухи портят и делают зловонною благовонную масть мироварника» ( Еккл. 10:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Итак, из этих слов можно заключить, что соблюдать девственность – это не заповедь, а всего лишь наставление и совет, который как бы выше заповеди. Не является ли и нестяжание также советом, а не заповедью? Давайте рассмотрим этот вопрос прямо здесь и сейчас. Некоторые святые отцы обратили внимание на то, что Господь, обращаясь к известному юноше, дает ему не повеление и не утвердительно или властно советует ему: «стань совершенным и продай имение свое», но условно: если хочешь стать совершенным, продай имение свое. «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» ( Мф.18:21 ). Толкуя эти слова Господа, некоторые отцы, а именно божественный Златоуст (Беседа 9 на 1-е послание к Коринфянам) и Григорий Богослов (Первое обличительное слово на царя Юлиана), говорили, что заповеди делятся на два вида: одни – адресованы к совершенным, другие же – к еще несовершенным. Нестяжание – это заповедь О словах продай имение свое и раздай нищим есть заповедь, Господь ясно сказал в другом месте Евангелия, обращаясь ко всем: «Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником» ( Лк.14:33 ). В другом месте Он тоже повелевает всем: «Продавайте имения ваши и давайте милостыню» ( Лк.12:33 ). Святой Василий Великий в Слове «К обогащающимся» называет слова Господа к юноше, а именно «продай имение твое», повелением. Однако святой Иоанн Златоуст утверждает, что «продай имение» свое – это не повеление, хотя он же в «Слове о девственности» говорит, что мы должны продать все, как будто нам это приказано: «Мы должны все продавать, и нам это приказано». Подобным образом и Григорий Богослов в Слове «О любви к бедным», сомневаясь вначале, являются ли слова Господа к юноше законом и необходимостью или всего лишь советом, склоняется больше к тому, что это заповедь и повеление, а не просто совет: «(С благоговением взираю я)... и на указанный юноше предел и закон совершенства: «имение твое раздай нищим» ( Мф.19:21 ). Не думаешь ли ты, что человеколюбие есть для тебя не необходимость, а дело произвола, не закон, а совет? Я и сам весьма желал бы так думать; но меня устрашают левая сторона и козлища и укоризны, которые услышат они от Поставившего их влево. Они осуждены будут не за грабительство, не за святотатство, не за прелюбодеяние или другие грехи, запрещенные законом, а за то, что не послужили Христу в лице бедных». Почему Господь говорит юноше условно: «если хочешь быть совершенным» и почему от всех христиан Он требует, чтобы свое совершенство они воспринимали как долг и заповедь

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Какие же наказания пошлет Он вам после смерти? Вечные муки, огонь неугасимый, червя неусыпающего, тьму вечную, тартар негреемый, отделение и разлучение с Богом, ангелами и святыми и вечное пребывание с бесами и предателем Иудой. Ибо так определяет Дух Святой через премудрого Соломона: «Свидетель неправедный погибнет» ( Притч.21:28 ), и чрез Давида: «Изчезнут оклеветающие душу мою» ( Пс.70:13 ). В священном Апокалипсисе Бог еще суровее изгоняет вон из царства всех лжецов и ввергает их в озеро неугасимого огня: «а вне – псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду» ( Откр.22:15 ) и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая ( Откр.21:8 ). Горе вам, несчастные предатели, клеветники и лжесвидетели! Лучше было бы вам вовсе не родиться на свет, чем родиться и потом получить такие наказания. Ибо и вас касаются сострадательные и страшные слова, которые Господь сказал о предателе Иуде: «Но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться» ( Мф.26:24 ). Послесловие Следовательно, во избежание мучений поспешите, братья мои, покаяться. Удержите ваш язык и уста от зла, дабы не лгать, как призывает Давид (см.: Пс. 33,13 ). Храните заповеди Господни и не мстите никому, любите своего брата, защищайте его, как своего ближнего, даже если он неправ. И не судите его, не обвиняйте, как грешника, не предавайте, дабы за братскую любовь и вам Царства Небесного удостоиться благодатью Господа нашего Иисуса Христа, Ему же слава и держава со Отцем и Святым Духом во веки. Аминь. 55 В Синодальном переводе: Ибо заповедь есть светильник, и наставление – свет, и назидательные поучения – путь к жизни, чтобы остерегать тебя от негодной женщины, от льстивого языка чужой. – Примеч. ред. 58 Церк.-слав.: Устне истинны исправляют свидетельство: свидетель же скор язык имать неправеден. – Примеч. пер. 59 Тому, каким злом является то, что кто-то осуждает добродетельных и честных как лицемеров и злых, свидетелем является Василий Великий , называющий это зло хулой на Святого Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Какими бы не были искушения в жизни человека, в них все равно присутствует милость Божья, ибо все происходит Промыслом Божьим. Так одна игуменья монастыря была подвержена блудной страсти вплоть до самой кончины. Борьба с такой страстью как у преподобной Марии Египетской вменилась ей великой добродетелью, приведя её к ангельскому подобию. Часто люди творческие подвержены испытанием страсти блуда для того, чтобы не превозноситься в тщеславии. Вот как об этом говорит прп. Паисий Святогорец: «Бог не попускает испытание, если из него не выйдет чего-то хорошего. Видя, что добро, которое произойдёт, будет больше, чем зло, Бог оставляет диавола делать своё дело». О том же говорит и апостол Павел: «вас постигало искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести» (1 Кор. 10: 13). И поскольку искушения соответствуют человеческим слабостям, в них всегда есть опасность падения – по причине немощи плоти. Если человек не покорит тело духу, если оставляет духовное бодрствование и молитву, тогда приходит напасть. «Плоть желает противного духу, дух противного плоти. Они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы» (Гал.5:17). Человек, одарённый талантами, может страдать алкогольной зависимостью и впадать в грех блуда. Противостать искушениям помогает сопротивление греху и удаление от греха, твёрдая вера в Бога, надежда на помощь Божью, призвание имени Иисуса Христа, внимание слова Божия, пост и молитва, Таинства покаяния и Крещения. Если постигает нас искушение, мы должны безропотно пребывать в нём, в надежде, что милостивый Господь не оставит нас без благодатной помощи. Но по своей воле нельзя искать искушений, как сказано в молитве Господней «не введи нас во искушение». Об этом говорит и свт. Василий Великий: «не должно самому кидаться в искушения прежде времени, до Божия на то попущения, а напротив, надо молиться, чтобы не впасть в них». Пока человек не искоренит в себе самость и своеволие, искушения ему во вред и в погибель, а тот, кто в смирении ищет во всем волю Божью, тому и зло во благо.

http://pravoslavie.ru/100078.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010