69 Вальсамон же говорит, что эти непринятые епископы должны иметь пресвитерскую честь в том месте, где были пресвитерами раньше. Такая мысль вполне соответствует тексту правила. 73 О том, что никому не должно преступать обеты, которые даны Богу, более пространно мы говорим в примеч. к Василия Велик. 28. 74 Мы начали истолковывать правило так, последовав мнению Вальсамона и Властаря, которые под обетом, упоминаемом в правиле, понимали один лишь обет девства, а не обет совершенной схимы. Но Василий Великий в своем 18-м правиле объясняет, что это соборное правило было изречено относительно тех дев, которые не только пообещали и дали обет хранить девство, но и были испытаны в течение долгого времени и причислены к девам, после того как просили принять их. Иначе говоря, правило было изречено о настоящих монахинях и монахах. Какой другой толкователь достойнее Василия Великого ? Следовательно, по мнению этого великого отца, данное правило было изречено о настоящих монахинях (которые надевали и черную монашескую одежду, по VI Всел. 45) и наказывает их. Точно так же оно было изречено и о настоящих монахах и действительно причисленных к монашескому чину, а не о тех, которые только дали обет девства, но монахами не стали. И не последних, но первых это правило наказывает мягко и снисходительно на один год, а Василий – как прелюбодеев, притом после того как они расторгнут противозаконный брак. Правило, сказав об обете девства, словом «обет» кратко выразило и все остальное, присущее монашеской схиме. Что же касается монашеского обета, то по умолчанию мы должны понимать, что тогда его давали, поскольку до Василия Великого мужчины не давали обета девства, но он сам первый в своем 19-м правиле это предписал. 75 Под братьями и сестрами, о которых говорит здесь правило, вероятно, понимаются просто родственники, поскольку и в Божественном Писании родственники называются братьями и сестрами (δελφο), согласно известному евангельскому изречению: «Стояли при Кресте Иисуса Мать Его и сестры с братьями (δελφο) Его» (См. Ин.19:25 .), т. е. родственники, как толкует Феофилакт (Theoph. Bulg. In Ioan. 19, 24–27//PG 124, 280AB.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Они не захотели уезжать, не проведав своих подопечных в больницах Когда основные работы на месте происшествия были завершены, для Императорской фамилии был приготовлен поезд и составлен маршрут до Петербурга. Однако они не захотели уезжать, не проведав своих подопечных в больницах. Весть о приезде Государя всколыхнула жителей Харькова, и они густою толпой устремились навстречу своему монарху. Его приезд был достаточно спонтанным, и экипаж около вокзала не приготовили. Хотели было подать какую-то карету, однако Император не пожелал ехать в закрытом экипаже. Один из извозчиков, Василий Яковлев, быстро сориентировавшись в ситуации, подкатил свою коляску. В нее-то и сели Государь с супругой. Но пробираться сквозь народную толпу оказалось не так-то просто. Люди обступали Царскую чету тесной стеной, время от времени поднимая на руки. В коридорах университетских клиник студенты и врачи встречали высочайших посетителей громогласными криками «Ура!». Царственные супруги лично подошли к каждому из потерпевших и особенно долго стояли у кровати опасно раненого Федорова, как будто прощаясь с ним навсегда.      Когда Августейшая чета вернулась на вокзал, Василий Яковлев, спрыгнув с к о зел, подбежал к Императрице и попросил «дать поцеловать ручку на вечное воспоминание и счастье его и его детей». Просьба была исполнена, и к извозчику подошли, чтобы уплатить за работу. «Что вы, – воскликнул он, за Царя-то и Царицу? Да разве за такую радость деньги берут? Да мне Бог тогда не даст счастья!» При отъезде из Харькова Государь, тронутый восторженным приемом, произнес: «Я никогда не забуду этого приема. Благодарю, благодарю!» Впоследствии он будет щедрым благотворителем клиник Харьковского университета. Народное почитание чудесного спасения Императорской фамилии не угасало. Люди стекались на место крушения для вознесения благодарственных молитв, и настоятель Харьковской Святогорской пустыни архимандрит Герман предложил правящему архиерею преосвященному Амвросию соорудить на этом месте монашеский скит .

http://pravoslavie.ru/113342.html

Слово XI, в котором содержится объяснение, как каждому христианину полагается помогать в исправлении и спасении брата своего, как обличать ради его исправления и как самим христианам должно ради собственного исправления принимать обличения от братьев Вступление Как жить по Богу Есть два способа, благословенные христиане, как жить по Богу: один – воздерживаться от порока, другой – упражняться в добродетели. Один – не вводить в соблазн брата, другой – помогать ему в исправлении и спасении. Поэтому как желающий подняться на одну ступеньку сначала должен оторвать ногу от земли, так и стремящемуся к добродетели прежде всего необходимо воздержаться от зла. Как говорит Василий Великий , «лестнице уподобил бы я упражнение в добродетели... как начало восхождения по лестнице – удаление с земли, так же и в жизни по Богу начало успеха – удаление от зла» (Беседа на псалом 1). Желая сохранить такой порядок, Давид в первую очередь называет блаженным человека, который не идет в совет нечестивых: «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых» ( Пс.1:1 ). И во вторую очередь человека, который возлюбил Божий закон и помышляет о нем днем и ночью: «Но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь» ( Пс.1:2 ). Как объясняет Василий Великий , «Начало принятия добра есть удаление от зла... стало быть, мудро и искусно приводя нас к добродетели, удаление от порока изобразил он началом добра». Давид уточняет сказанное: «Уклоняйся от зла, и делай добро» ( Пс.36:27 ). Поддерживая такой порядок, Исаия в первую очередь советует: «Перестаньте делать зло» ( Ис.1:16 ) и затем: «Научитесь делать добро» ( Ис.1:17 ). Поэтому и я, желая сохранить тот же порядок, после того как в десятом Слове сказал, что христианам не пристало вводить в соблазн братьев, теперь в настоящем Слове хочу показать, что каждый христианин должен помогать в исправлении и спасении своего брата. Ибо я вижу, что оба эти дела – не вводить в соблазн брата и помогать ему спастись – связаны один с другим, для спасения Для спасения недостаточно только не делать зла. Еще необходимо и творить добро. Точно так же и для каждого христианина мало только не вводить в соблазн брата, но еще необходимо помогать ему спастись всеми способами, которые только возможны, как того требует долг братской любви. Ибо любовь требует, чтобы христианин искал пользы не только для себя, но и для брата. Как считает блаженный Павел, «любовь не ищет своего» ( 1Кор.13:15 ). «Никто», – продолжает он, – «не ищи своего, но каждый пользы другого» ( 1Кор.10:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

В 1990 году я встретился по пути в Салоники с другом. «Здравствуй, Василий». – «Здравствуй, Костас». – «Ты знаешь новости? Знаешь, что случилось с моим другом и твоим земляком Никосом (Н. К.)?» – «Нет, мы особенно не общаемся. И, кроме того, я его давно не видел». – «Тогда слушай. Никос поехал на Афон. Между прочим, он решил побывать у монаха Паисия (я впервые слышал о старце). Однако зачем он этого хотел? Он до сих пор под впечатлением и не может прийти в себя от того, что случилось». – «С ним случилось что-то плохое?» – «Нет, нет, напротив. Перевернулся весь его внутренний мир, он пересмотрел свой взгляд на Православие и стал добропорядочным христианином и человеком». – «Как же это случилось?» – «Когда он подошел к двери келлии, то услышал, как отец Паисий называет его по имени и по специальности: «Иди сюда, Никос, иди сюда, учитель!» Никос, услышав свое имя и свою специальность от неизвестного человека, испугался так сильно, что пустился в бег. Однако спустя недолгое время он вернулся и увидел старца». Этот рассказ произвел на меня сильное впечатление. Однако мне хотелось, чтобы мне об этом рассказал сам учитель. Поэтому, когда я его однажды встретил, то попросил рассказать, как это случилось. «Не надо об этом, в другой раз», – ответил учитель. Этот вопрос я задавал всегда, когда встречал учителя, но всегда получал тот же самый ответ. Однако пришло время, когда мы встретились в приемном зале при храме в нашей деревне по случаю одного печального события. Я снова задал ему свой обычный вопрос и ждал, что получу тот же самый ответ. Однако я увидел, что лицо учителя стало серьезным, и он мне ответил: «Ну ладно, Василий, это случилось не совсем так, как тебе рассказал К. Когда я подошел к каливе, то увидел старца в воздухе, так что его ноги не касались земли, и он звал: «Иди сюда, Никос, иди сюда, учитель». Я сильно испугался, но не пустился наутек. Я сел, и мы стали с ним беседовать». Папазоглу Феодорос, Териопетра, область Пелла В 1985 году мне приснился сон, что мы были в луна-парке с моими односельчанами–с Сократисом, Костасом и Вангелисом.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatog...

В том, что касается 25-го Апостольского правила, он говорит: «Второе преступление, осуждаемое этим правилом, есть нарушение данной клятвы. Так, если какое-либо духовное лицо нарушит некую клятву, произнесенную по какому-либо важному вопросу именем Бога, если при этом будет доказано судом, что таковым лицом она действительно нарушена, то нарушение это является тем тяжелее и преступнее, чем торжественнее была произнесена данная клятва, и чем важнее тот случай, при котором она была дана». Теперь обратимся к толкованию священномученика Никодима на 64е правило святого Василия Великого , в котором он говорит: «В данном правиле предписывается десятилетняя епитимья для лиц, нарушивших клятву, подразумевая здесь клятву именем Бога. Грех клятвопреступления приравнивается к греху богохульства. В своем 29м правиле Василий Великий говорит, что клятва и вообще возбранена, – причем ссылается на Священное Писание. Однако и Священное Писание допускает клятву в важных случаях, только чтобы эта клятва была основана на истине и законна. Но возбранена клятва необдуманная и ложная. И эту истинную клятву имеет в виду в настоящем своем правиле и Василий Великий. Причем определяет наказание лицу, нарушившим оную, ибо клятва дается с призыванием Бога в свидетели в подтверждение истинности того, что данное лицо утверждает или обещает, за что оно и ответственно перед Богом». Для полноты картины, чтобы не ограничиваться одним святым, я приведу также толкование преподобного Никодима Святогорца , который пишет следующее: «Заметь, что клятвопреступлением Правила называют нарушение истинной клятвы, а гражданские законы, согласно 18й главе Номоканона Фотия, еще и ложную клятву. Священнослужителя, так или иначе совершившего клятвопреступление, извергают». Я бы здесь хотел сделать небольшое отступление и сказать пару слов о самом понимании клятвы. В наше время слова клятва стала фактически синонимом слов «торжественное обещание». А в древности была разница между просто пообещать – или даже торжественно пообещать – и поклясться.

http://azbyka.ru/video/vse-li-kljatvy-za...

Особо скажем о иеромонахе Евдокиме, который написал историю монастыря и составил каталог его библиотеки (оба труда, образцовые по стилю и пунктуальности, опубликованы лет двадцать назад). Любимый всеми святогорцами за благородный и кроткий нрав, пользующийся особым уважением у членов Священного Кинота, он был почтен должностью антипросопа Ксиропотама в Карее. Именно иеромонах Евдоким вместе с четырьмя другими афонскими отцами был избран Кинотом для работы над Уставной хартией. Ему же принадлежит главная роль в улаживании спорных дел о ксиропотамских подворьях, равно как и других проблем родной его обители, которыми он занимался с величайшим усердием и поразительным бескорыстием. Умер отец Евдоким лет пятнадцать назад, оставив по себе добрую память у всех святогорцев, не говоря уже о прямых его соработниках. Уход такого мужа стал невосполнимой потерей для монастыря, особенно ощутимой после недавнего огненного испытания. Но и этот выдающийся агиорит, ревнитель афонской славы, трудившийся не покладая рук ради духовного и материального процветания Ксиропотама, до дна испил в последние свои дни горькую чашу пренебрежения. Разбитый параличом, до крайности изнуренный, он не получал должного ухода и отошел ко Господу в тяжких телесных страданиях. Вселюбящий Отец, желая, чтобы сей добрый и благой делатель до конца совершил подвиг терпения, укрепил его, и тот безропотно сносил удаление из монастыря своего послушника, как и общее безучастие. Воистину это был праведник – один из тех, кто умираяй остави раскаяние (ср.: Притч. 11, 3 ). Да, судьбы Господни – бездна многа (ср.: Пс. 35, 7 ) и в предсмертных страданиях – искупление человеков, но оскудение братолюбия в такие минуты особенно тягостно и мучительно для страждущих. Мало кого так оплакивала Святая Гора, как иеромонаха Евдокима, духовные же труды этого подвижника пребудут в ее памяти навеки. В глубокой старости проводит дни и другой праведник Ксиропотама – проистамен иеромонах Василий. Много потрудившись на месте своего покаяния, он претерпел ссылку на Митилену за то, что во время Первой мировой войны воспротивился грабительским притязаниям солдат французских оккупационных сил. О злоключениях, перенесенных там вместе с другими агиоритами, отец Василий рассказал в книге, выпущенной десятилетие назад. Теперь в терпеливой надежде ожидает он блаженного исхода, имея возле себя замечательных послушников с университетским образованием, воспитанных архимандритом Максимом.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

И стяжал блаженный все добродетели, которыми уязвлял бесов больше, чем те, кто подвизались в пустынях по пятьдесят-шестьдесят лет и для которых он стал примером добродетели. Но самым высоким образцом для подражания он стал для тех добродетельных, что живут в миру, и они, обращая на него взоры, могли безопасно проходить свое жительство и спасаться. А теперь настало подходящее время предложить благочестивым слушателям рассказ, как некую трапезу, на которой подаются никогда не убывающие и не портящиеся Духовные яства. Сей дивный Евдоким был родом из Каппадокии, сыном благочестивых родителей. Отца его звали Василий, а мать – Евдокией. Они были знатного рода, владели большим имуществом и занимали высокие должности. Отец Евдокима, Василий, был патрицием. Хотя Евдоким и был такого славного рода, его не столько почитали за знаменитое происхождение, сколько прославляли и удивлялись его подвигам, которым присноблаженный по собственной воле ревностно предавался. Отпрыски благородных родителей, чтобы стать знаменитыми (может быть даже занять высокие должности), в большинстве своем, остаются в миру. Но находиться в миру и проводить жизнь добродетельную и необычайно целомудренную, там, где предаются наслаждениям и неге, весьма трудно. Сего блаженного отрока, отданного родителями изучать грамоту, не потребовалось понуждать к учебе страхом наказания розгами, ибо он сам понуждал себя учиться со всяким прилежанием, день и ночь читая Священное Писание, изучению которого треблаженная та душа радовалась больше, чем те, которые находятся за роскошной трапезой и пируют с танцами и тимпанами. Сему святому подходило пророческое изречение: «Как сладки гортани моей слова Твои! лучше меда устам моим» ( Пс. 118:103 ). Любил он ходить в храмы Божии, слушать священные службы и слова Божии, всячески стараясь стать чистым храмом «Бога Живаго», по выражению великого апостола ( 2Кор. 6:16 ). И склонял враг истины многих юношей, ровесников Евдокима, понуждать его ходить с ними на пиры и приятно проводить время на охоте и в радостях, но сей приснопетый имел для себя лишь один пир, роскошь и наслаждение – молитву и чтение душеполезных книг.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Архимандрит Аполлинарий: (Память 11 октября)//Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Т. доп. Ч. 1. Кн. II. Июль-дек. М., 1912. С. 266. Глинский схимонах Артемий: (Память 5 февраля)//Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Т. доп. Ч. 1. Кн. I. Янв.-июнь. М., 1912. С. 154. Глинский схимонах Артемий – ученик схиархимандрита Илиодора, любитель безмолвия. О нем: Подвижник Глинской пустыни: (Память 1 апреля)//Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков: Апрель. М., 1908. С. 10. Жизнеописание Глинского подвижника схимонаха Архиппа: С портр. старца. Одесса, 1902. 111 с.; 1 вкл. л. портр., илл. Глинский подвижник схимонах Архипп: (Память 27 сентября)//Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков: Сентябрь. М., 1909. С. 326–358, 361. Жизнь старца Василия Кишкина и ученика его монаха Арсения Белобережской обители. 2-е изд. Брянской Белобережской пустыни. Одесса, 1904. 84 с. Строитель отец Василий, настоятель Белобережской пустыни: (Память 27 апреля)//Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков: Апрель. М., 1908. С. 249–295. Глинский послушник Василий Милонов кающийся: (Память 30 января)//Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Т. доп. Ч. 1. Кн. I. Янв.-июнь. М., 1912. С. 146–148. Очерк жизни в Бозе почившего Святогорской Успенской пустыни настоятеля архимандрита Германа/А. Ф. Ковалевский. 2-е изд. Харьков, 1894. 140 с. Глинский монах Димитрий. О нем: Глинские иноки: схимонах Марк, иеромонах Порфирий и монах Димитрий: (Память 29 марта)//Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков: Март. М., 1907. С. 336, 339. Монах Досифей Глинский: (Память 5 ноября)//Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков: Ноябрь. М., 1910. С. 82–86. Глинский монах Досифей. О нем: Подвижники Глинской пустыни: (Память 1 апреля)//Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков: Апрель. М., 1908. С. 9. Краткое сказание о жизни монаха Досифея/Сост. иеромонах Иассон//Курские епархиальные ведомости. 1894. 7. С. 45–54.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

протоиерей Василий Петров 30 декабря 2017г. 02:39 То есть специфически латинская книга, даже иезуитская, вышедшая из под пера самого основателя Ордена иезуитов Игнатия Лойолы (уже в переработке Пинамонти) становится главным источником для «Духовных Упражнений» Святогорца! И это «все сущностные характеристики православного духа»? Не о Лойоле ли в том числе написал следующие грозные строки святитель Игнатий Брянчанинов (на которого здесь уже ссылались) в своей работе о прелести? «Эти мнимые святые были в ужаснейшей бесовской прелести. Прелесть уже естественно воздвигается на основании богохульства, которым у еретиков извращена догматическая вера. Поведение подвижников латинства, объятых прелестью, было всегда исступленное, по причине необыкновенного вещественного, страстного разгорячения. В таком состоянии находился Игнатий Лойола, учредитель Иезуитского ордена. У него воображение было так разгорячено и изощрено, что, как сам он утверждал, ему стоило только захотеть и употребить некоторое напряжение, как являлись пред его взорами, по его желанию, ад или рай. Явление рая и ада совершалось не одним действием воображения человеческого; одно действие воображения человеческого недостаточно для этого: явление совершалось действием демонов, присоединявших свое обильное действие к недостаточному действию человеческому, совокуплявших действие с действием, пополнявших действие действием, на основании свободного произволения человеческого, избравшего и усвоившего себе ложное направление». протоиерей Василий Петров 30 декабря 2017г. 02:40 Сравнивая латинский прототип и греческую книгу «Духовных Упражнений», можно увидеть, что основные специфические приемы Лойолы Святогорец включил в свою книгу: включение «живого» воображения для представления себе образов геенны и будущего блаженства; многонедельная подготовка к исповеди; генеральная исповедь; физическая боль сердца, на грани с болью стигматиков, которая «необходима» для покаяния. И так далее, и так далее. При этом св. Никодим изменяет западные имена, упоминающиеся

http://bogoslov.ru/article/5632460

Смотри также Апост. 15. Правило 16 Всякая роскошь и украшение тела чуждо священническому чину. Потому епископов или клириков, украшающих себя пышными и яркими одеждами, нужно исправлять, если же они будут упорствовать, подвергать епитимии, равно как и умащающих себя благовонными мазями. Поскольку же горький корень – ересь хулителей христианства, возникнув 405 , стала нечистым пятном для Кафолической Церкви, а принявшие ее не только возгнушались иконографическими изображениями, но и отвергли всякое благоговение, негодуя на свято и благочестиво живущих, и исполнилось на них написанное: Грешнику благочестие ненавистно ( Сир. 1:25 ), то если найдутся насмехающиеся над теми, кто одевается в дешевую и скромную одежду, пусть насмешников исправляют епитимией. С древних времен всякий посвященный муж носил одежду строгую и скромную, потому что все, что принимается не ради потребности, но для украшения, подлежит обвинению в суетности, как сказал Василий Великий . Никто также не надевал разноцветной одежды из шелковых тканей (κ σηρικν), и на края одежды не нашивал лоскутов другого цвета, потому что слышали от богоглаголивого языка, что носящие мягкие одежды находятся в чертогах царских 406 . (VI Всел. 27; Гангр. 12, 21.) Толкование Настоящее правило определяет, что как те епископы и клирики, которые носят пышную одежду, так и те, которые умащаются благовонными мазями, должны избавляться от этой нелепости, поскольку всякое украшение тела и наряды чужды священнослужителям. Если же они упорствуют и не исправляются, пусть будут наказаны соответствующей епитимией. Кроме того, иконоборцев, которые помимо того, что отвергли святые иконы, отвергли и всякую благопристойность в одеждах и насмехаются над носящими дешевую одежду (поэтому они и называли монахов чернецами и темноризниками, высмеивая скромность монашеской схимы, по рассказу Симеона Метафраста в житии Стефана Нового) 407 , нужно исправлять епитимией, поскольку клирики издавна, с самого начала носили скромную одежду. Поэтому и Василий Великий (правило 49 из кратко изложенных) называет суетностью [ 408 ] всякую одежду, которая не потребности тела удовлетворяет, а служит украшением 409 . И они не носили пестрой одежды из шелка (словом σρες называются гусеницы шелкопряда, от Σρας, как называют китайцев, у которых были обнаружены эти гусеницы, а от них перевезены в другие места), а также не нашивали на края одежды лоскутов иного цвета, чем цвет одежды [ 410 ] , потому что они слышали глас Господень: носящие подобные мягкие одежды находятся в царских дворцах, а не в епископиях и церквях.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010