Глава 2. Святитель Василий Великий Святитель Василий Великий родился около 329 года в Кесарии Каппадокийской, находящейся в Понтийской области, – так называлось северо-восточное побережье Малой Азии, где сейчас находится Турция. Его родители принадлежали к зажиточным семьям, отец был юристом в Неокесарии. Василий и его братья получили очень хорошее образование и воспитание. В возрасте восемнадцати лет Василий отправился в Константинополь, где слушал лекции знаменитого софиста Ливания, а потом провел несколько лет в Афинах, где еще существовала старая афинская академия, основанная Платоном. Там он подружился с будущим святым отцом Церкви Григорием Назианзином (Богословом), а также познакомился с будущим императором Юлианом (Отступником), который тоже был студентом академии. Два брата Василия впоследствии стали епископами. Большую роль в духовном воспитании Василия сыграла также его сестра, монахиня Макрина, впоследствии причисленная Церковью к лику святых. Несмотря на то что его родители были христианами, Василий крестился только в 354 г., в возрасте двадцати пяти лет. В те времена к крещению относились чрезвычайно серьезно. В целом крещение рассматривалось как важнейшее жизненное событие, и обычай откладывать его (иногда даже до самой смерти, как в случае императора Константина I) был широко распространен. Приняв святое крещение, Василий проникся чрезвычайным энтузиазмом, столь свойственным неофитам (новообращенным). Он захотел вплотную познакомиться с монашеской жизнью и отправился путешествовать в Сирию и Египет. Увлекшись аскетическими идеалами, он стал духовным сыном Евстафия Севастийского -знаменитого подвижника и главы крайней монашеской группы. Преувеличенный аскетизм Евстафия, требовавшего, чтобы все христиане придерживались монашеской дисциплины, был осужден на соборе в Гангре Пафлагонской (ок. 340 г.), хотя это осуждение не помешало дружбе Евстафия с Василием (окончившейся, правда, разрывом). Примерно год спустя чрезмерный пыл Василия утих, и он сменил аскетизм на более умеренный образ жизни. Вместе с Григорием Назианзином и несколькими другими друзьями он основал в имении своего отца «аристократическую» христианскую общину. Друзья вели полумонашеский образ жизни, сообща молились и читали философскую и богословскую литературу. Особенно они увлекались Оригеном и совместно опубликовали антологию избранных мест из Оригена под названием «Филокалия», или «Добротолюбие» (не путать с другим «Добротолюбием», составленным Мака-рием Коринфским и святым Никодимом Святогорцем в конце XVIII века и представляющим собой собрание аскетических и мистических писаний IV-XV веков).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Константин Бродский , до июня 1752; после в Покровском. Против последних двух архимандритов помечено: «поверить». ? Варлаам Андриевский в 1756 перев. из Колязина; † 11 янв. 1763. Матфей Млодзинский , 1763–66, в июле перев. в Святогорский Изюмский. 301 Феофан Федоровский , в 1766–70, перев. в Святогорский мнтрь. Наркисс Квитка в 1770 перев. из Белгородского Николаевского, а в 1788 – в Голутвин. Василий , 1788–93. (Адрес-Календарь) В 1788 мнтрь закрыт, а в 1796 восстановлен заштатным. Строит. Константин , 1796. Игум Иларион , 1797–1806. Строит. Феодосий , 1806–17. – Афанасий , 1818. Игум. Адриан . По возведении во 2-й класс: Архимандриты Иоанн Оболенский с 1836 до июля 1842, перев. в ректоры Казанской академии. Филофей Успенский , в 1842 до сент., перемещён в ректоры Вифанской семинарии. 302 Агафангел Соловьев , 1842–45; до сент. Парфений Попов , 1845–48, 22 апр. Израиль , в апр. 1848, в июне 1851. Венедикт 1851 перев. из Тобольского Знаменского, а в 1856 – в Новгород-Северский Спасский. Герасим , 1856–60. Агапит , 1861–63. Вениамин , 1864–66. Герман , 1869. 3 Хорошевский Вознесенский, девичий, от Харькова 15 вёрст, основан в исх. XVII века; в 1741–1749 был приписным к Куряжскому; ныне второклассный. [VI, 604.] Игуменьи Александра , основательница, в исх. XVII века. Тавифа , грам. 23 февр. 1700. Таисия … Викентия , 1733–36. Афанасий Ковалевская , 1741–48; на покое в 1758. Феофания Кветкина определена 5 окт. 1748; упом. 1754. Мария Гамалеева … (В 1758 бывшая). Елисавета Дуниных , 1758–60. Марфа Авксентьева , 1764–77; после на покое. Тавифа Сошальская , в 1777–98. Феофания Ковалевская , в 1798–1812; † … Евпраксия Томашенкова , в 1812–1827; † … Анатолия Веревкина , в 1827–49, † в авг. Анатолия , в 1849 и 50, отказалась. Антонина Чубарова определена 27 дек. 1850; до 1859. Измарагда , 1860–69. 4 Святогорский Успенский, от города Изюма в 30 верстах, основан в начале XVII века; в 1788 г. закрыт. [IV, 290; VI, 66.] В 1842 г. возобновлён; ныне общежительная пустынь. Строит. Симеон , 1624.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Зимнее. Успенский Святогорский Зимненский женский монастырь. Храмы монастыря: Собор Успения Пресвятой Богородицы Церковь Троицы Живоначальной Церковь Иулиании Ольшанской Пещерная церковь Варлаама Печерского Водосвятная часовня Надкладезная часовня Карта и ближайшие объекты По местному преданию, св. равноап. кн. Владимир построил здесь зимний терем и храм, которому подарил образ Пресвятой Богородицы, полученный от патриарха Константинопольского в благословение на брак с византийской царевной Анной. В некоторых изданиях строительство храма отнесено к 1001 г.: основанием к тому послужила одна из гипотетических (документальная отсутствует) дат возведения (1000) каменной церкви «Старая кафедра» в 1 км к западу от Владимира-Волынского (X-XIII вв.). Во 2-й пол. XI в. прп. Варлаам Печерский, заболев в пути из Константинополя на Русь и «достигнув города Владимира, вошел в монастырь, тут сущий близ города, носящий название Святой горы, и здесь почил с миром», завещав, чтобы спутники отвезли его тело в Киево-Печерскую Лавру, что и было исполнено («Житие прп. Феодосия Печерского»). В литературе встречается мнение, что в кон. XI в. Зимно посетил прп. Нестор Летописец, а в 1-й пол. XII в. здесь игуменствовал будущий свт. Нифонт Новгородский; оно восходит к известиям «Истории Российской» Василия Татищева, не имеющим подтверждения в дошедших до нас летописных текстах. Под 1097 г. (датой, которая входит в хронологический диапазон Несторовой редакции «Повести временных лет») Татищев приводит слова летописца: «Случилось мне быть тогда во Владимире смотрения ради училищ и наставления учителей» (для сравнения – в Ипатьевском списке «Повести» автор этих строк назван Василием и не говорит об училищах, отмечая только: «Я был тогда во Владимире»). Относительно же свт. Нифонта, Татищев, уже без прямой ссылки на летописца, утверждает, что будущий Новгородский владыка игуменствовал на Волыни. Под 1223 г. Ипатьевская летопись говорит о Волынской земле: «Были Владимирские епископы… Иоасаф, блаженный и преподобный святитель Святой горы, а потом был Василий из Святой горы».

http://sobory.ru/article/?object=26566

Василий (Кривошеин Всеволод Александрович), архп. Брюссельский и Бельгийский Родился в 1900 году в Петербурге. По окончании гимназии был студентом историко-филологического факультета Петроградского и Московского университетов. В 1921 году получил высшее богословское образование в Париже В ноябре 1925 года уехал на Афон и вступил там в число братии монастыря св. Пантелеймона. 24 марта 1926 года был пострижен в рясофор, а 5 марта 1927 года – в мантию, получив при постриге имя Василия. В 1937 году избран «соборным старцем», т.е. членом монастырского собора. В 1942–1945 гг. был представителем на многих святогорских собраниях в Киноте Святой Горы. Во время своего многолетнего пребывания на Афоне о. Василий занимался изучением творений святых отцов. В сентябре 1947 года уехал с Афона в Англию. В феврале 1951 года поселился в Оксфорде, где 21 мая 1951 года был рукоположен во иеродиакона, а на другой день – во иеромонаха к дом.церк.архм.Николая (Гиббза). 25 янв.1957 г. возведен в сан архимандрита. В марте 1959 года – настоятель Благовещенского храма в Оксфорде. 14 июня 1959 года хиротонисан во епископа Волоколамского, второго викария Экзарха Московской Патриархии в Западной Европе. Хиротонию совершали: Экзарх Московской Патриархии в Западной Европе Николай, архиепископ Клишийский, и епископ Сергиевский Антоний. В 1960 г. 31 мая назначен епископом Брюссельским и Бельгийским. 21 июля того же года возведен в сан архиепископа. В 1963 году II мая награжден правом ношения креста на клобуке. Состоял членом делегации на совещании на о. Родосе в 1961 и 1964 г.г. На IV Всемирной Конференции член комиссии З.С.Ц. «Вера и церковное устройство». Труды: «Аскетическое и богословское учение св. Григория Паламы ». 8, 1931, стр.83–116. «Братолюбивый нищий». Мистическая автобиография преп. Симеона Нового Богослова (949–1022). («Вестник Русск. западноевропейского патриаршего экзархата» 16, 1953, стр.223–236). «Неистовый ревнитель». Преп. Симеон Новый Богослов как игумен и духовный наставник. (Там же, 25, 1957, стр.30–53).

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Разделы портала «Азбука веры» Иеромонах Василий (Бурков) " decoding="" title="" Иеромонах Василий (Бурков) – наместник Святогорского Свято-Успенского монастыря в Пушкинских горах . Святогорский монастырь широко известен как место погребения Александра Сергеевича Пушкина (похоронен в родовой усыпальнице Ганнибалов-Пушкиных в 1837 году). О своем пути к монашеству и духовных наставниках – старцах архимандрите Кенсорине (Федорове) , схиархимандрите Илии (Ноздрине), протоиерее Николае Гурьянове … – его рассказ, подготовленный издательством Псково-Печерского монастыря «Вольный Странник» . О приходе к вере Для меня самого это некая тайна, потому что я родился в самый разгар советских атеистических времен и про Бога нам ничего не говорили. Родился я в Хабаровске. Хотя там и была одна церковь, я туда не ходил, конечно. Я даже помню: как-то в детстве или уже в отрочестве проходил мимо церкви – и увидел на окне вентиляторы; я тогда подумал: «Как они странно в Бога верят… И зачем им вентиляторы?» Потом я попал в Псков… Друг мой иногда заходил в церковь, но и то, думаю, не по религиозной необходимости, а так, перед делом свечку поставить, – и я у него раз спросил как и зачем. А он: «Ты-то сам крещенный?» А я даже не знаю, крещенный я или нет. Позвонили мы домой в Хабаровск маме, мама мне сказала: нет, тебя не крестили. И друг говорит: «Давай тебя покрестим». Я: «Давай покрестим, ничего такого страшного не произойдет». И вот меня в Пскове – мне было тогда 25 лет – покрестили на квартире. Каких-то особых эмоциональных впечатлений не было. Но помню чувство – и теперь я понимаю, что это Божие было чувство. Я его тогда не понимал. Когда мне крестик надели и у меня висел крестик, мне было радостно, какая-то была тихая радость, и мысль была такая, что вот, у меня появился такой друг, который меня никогда не предаст, не оставит. Я очень любил крестик. Хотя занимался тем, чем и до этого занимался, всё было в суете, но вот это чувство я помню, до сих пор вспоминаю с благодарностью. Понимаю, что Бог дал мне такое.

http://azbyka.ru/way/ieromonah-vasilij-b...

Магистрант Духовной Академии рукоположен в сан диакона в престольный праздник академического храма   мая 2016 Владыкам сослужили: заслуженный профессор протоиерей Василий Стойков, первый проректор Духовной Академии ; протоиерей Василий Качанкин, настоятель храма прмц. Елисаветы г. Ерейментау, Кокшетауской и Акмолинской епархии (Казахстан); архимандрит Софроний (Смук); протоирей Александр Ткаченко, первый помощник благочинного Невского округа Санкт-Петербургской епархии, руководитель " Детского хосписа " ; протоирей Кирилл Копейкин, проректор по аккредитации и лицензированию Духовной Академии; игумен Киприан (Ященко), доцент Московской духовной академии; священник Марк Кникки, клирик Финляндской Православной Церкви; иеромонах Марк (Святогоров), проректор по воспитательной работе Духовной Академии; священник Остоя Кнежевич, клирик Сербской Православной Церкви, секретарь Никшичской и Будимлянской епархии; протоиереи Алексий Балакай, Максим Квасов и Вячеслав Остроумов; священник Андрей Парафенюк; иеромонах Варфоломей (Магницкий); священник Александр Кузнецов; иеромонах Никодим (Хмыров); священники Глеб Санюк и Дионисий Харин; иеромонахи Сергий (Иванов) и Афанасий (Букин); священник Анатолий Коряковский; иеромонахи Феодосий (Желновачев) и Лука (Пронских); священник Александр Юй; иеромонахи Кирилл (Порубаев) и Филипп (Балиниу); священник Кирилл Никитин. Диаконский чин возглавили протодиаконы Кирилл Журавлев и Константин Маркович. На богослужении пели хоры Академии: мужской хор под управлением студента 4 курса бакалавриата Марка Качанкина, смешанный хор под управлением монахини Ксении (Каньшиной) и женский хор под управлением Лидии Масловой. Перед началом богослужения владыка ректор возвел магистранта II курса церковно-практического отделения чтеца Иоанна Никитина в иподиакона. По церковному преданию каждый год из могилы святого апостола Иоанна 21-го мая (по нов. ст.) выступал тонкий прах, который верующие собирали и исцелялись им от болезней. Гробница Иоанна Богослова сделалась местом паломничества христиан. Поэтому Церковь празднует память святого апостола Иоанна Богослова не только 9 октября в день его преставления, но еще и 21 мая.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitr/?id=1...

На праздничной Литургии в честь иконы Богородицы Знамение-Царскосельская совершены пресвитерская и диаконская хиротонии декабря 2016 В каждой дружной семье принято собираться вместе по случаю какого-либо знаменательного события. Вполне естественным движением сердца является желание разделить с близкими людьми праздничную радость. Во время домашних торжеств человек ощущает тепло семейной любви, которая воцаряется между родными. И чувство подлинного единения становится главной атмосферой всего события. Сотрудники, преподавали и студенты Санкт-Петербургской Духовной Академии , духовенство и прихожане академических храмов - все они составляют общность такой большой христианской семьи. Поэтому вполне закономерным стало то, что праздничное богослужение в честь чудотворного образа Пресвятой Богородицы " Знамение " Царскосельская, собрало вместе многих членов академической семьи. Божественную литургию совершил ректор Духовной Академии архиепископ Петергофский Амвросий . Его Высокопреосвященству сослужили: протоиерей Василий Стойков, заслуженный профессор и первый проректор Духовной Академии; протоиерей Лев Церпицкий, благочинный Выборгского округа, настоятель Спасо-Преображенского собора; протоиерей Александр Ранне, председатель Отдела по религиозному образованию и катехизации Новгородской епархии; протоиерей Михаил Николаев настоятель храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла в г. Лодейное Поле; иеромонах Марк (Святогоров), проректор по воспитательной работе Академии; архимандрит Тимофей (Цисмалидис); протоиерей Афанасий Чорногуз, благочинный Дмитриевского церковного округа Московской епархии;  протоиерей Даниил Ранне, настоятель храма святой равноапостольной Марии Магдалины в Павловске; протоирей Димитрий Юревич, заведующий кафедры библеистики; протоиерей Григорий Антипенко; протоиерей Аркадий Северюхин;  иеромонахи Геннадий (Поляков) и Варфоломей (Магницкий); священники Александр Кузнецов и Андрей Грозовский; священник Димитрий Лушников, заведующий кафедры богословия; иеромонах Никодим (Хмыров), секретарь Ученого совета; священники Николай Лоскутов и Василий Мартынюк; иеромонах Серафим (Бубнов); священники Глеб Санюк, Сергий Боднарчук, Эндрю Рики Лим и Кирилл Дашевский; иеромонахи Афанасий (Букин), Сергий (Шардаков), Феодосий (Желновачев), Сергий (Иванов), Лука (Пронских); священник Алексей Артюхов, заведующий заочным сектором обучения Духовной Академии; священники Владимир Первушин-фон-Дитц и Кирилл Никитин; иеромонахи Алексий (Дурнев) и Филипп (Балиниу); священник Герман Ранне.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitr/?id=1...

поиск:   разделы   рассылка Василий Никифоров-Волгин Солнце играет Прозаик, журналист, драматург Василий Акимович (Иоакимович) Никифоров родился 24 декабря 1900/6 января 1901 г. в деревне Маркуши Калязинского уезда Тверской губернии. Вскоре после его рождения семья переехала в Нарву. Закончил церковно-приходскую школу при Свято-Владимирском братстве. Был псаломщиком в Спасо-Преображенском соборе (до 1932 г.). С 1923 г. сотрудничал в нарвских газетах. В 1926 – 1927 гг. вместе с С. Рацевичем редактировал " Новый нарвский листок " , пользовался псевдонимом " Волгин " . Изредка публиковался в финляндских, таллиннских, рижских газетах и журналах. Первая премия за рассказ " Земной поклон " на конкурсе молодых авторов, проведенном таллиннским Литературным кружком (1927). С 1927 г. активно участвовал в деятельности нарвского общества " Святогор " , руководил его литературным кружком. Вместе с Л. Аксом редактировал журнал " Полевые цветы " (1930). Премия за рассказ " Архиерей " на литературном конкурсе журнала " Иллюстрированная Россия " (1935). С 1935 г. регулярно печатался в газете " Сегодня " . С середины 1930-х годов в Таллинне, домашний учитель и воспитатель внука генерала Ю. Штуббендорфа. Сборники рассказов " Земля именинница " (1937), " Дорожный посох " (1938). В мае 1941 г. арестован органами НКВД, в августе 1941 г. в Кирове приговорен к расстрелу за книги антисоветского содержания, расстрелян 14 декабря 1941 г. Борьба с пасхальной заутреней была задумана на широкую ногу. В течение всей Страстной недели на видных и оживленных местах города красовались яркие саженные плакаты: " Комсомольская заутреня! Ровно в 12 ч. ночи. Новейшая комедия Антона Изюмова " Христос во фраке " . В главной роли артист Московского театра Александр Ростовцев. Бездна хохота. Каскады остроумия " . До начала спектакля по всем улицам города прошел духовой оркестр для зазыва публики. Впереди оркестра ражий детина в священнической ризе и камилавке нес наподобие церковной хоругви плакат с изображением Христа в цилиндре. По бокам шли комсомольцы с факелами. Город вздрагивал. К театру шла толпа. Над входом горели красными огнями электрические буквы " Христос во фраке " . На всю широкую театральную площадь грохотало радио – из Москвы передавали лекцию " о гнусной роли христианства в истории народов " .

http://religare.ru/2_79505.html

Разделы портала «Азбука веры» ( 25  голосов:  4.1 из  5) Оглавление Предисловие Василий Акимович Никифоров родился в 1901 году в деревне Маркуши Калязинского уезда Тверской губернии в простой русской семье. Он не смог получить хорошего образования: после обучения в церковно-приходской школе у семьи не было средств отдать талантливого ребенка в гимназию. Василию приходилось работать: в поле и в сапожной мастерской. К тому же годы его взросления были временем войны: сначала — Первой мировой, затем — Гражданской. Все это время семья Василия Никифорова живет в Нарве, недалеко от мест военных действий. На этом фоне бедствий и лишений особенно ярко выступает природный талант писателя, его неутомимая жажда к учению и несравненная любовь к Родине. Можно сказать, что главной школой для Василия Никифорова стала Церковь. Благочестие, воспитанное матерью, затем учение в церковно-приходской школе, после того — служение псаломщиком — все это воспитало в молодом человеке ту духовную основу, на которой вырос его писательский талант и глубокое понимание классической русской литературы. В 1917 году, не выезжая из Нарвы, Василий Никифоров стал эмигрантом — жителем независимой Эстонии. Однако духовная связь с Россией сохранялась: не случайно он подписывал свои статьи, рассказы и очерки псевдонимом В. Волгин — в честь великой русской реки, возле которой прошло его детство. В 1920 году Никифоров-Волгин участвовал в создании «Союза русской молодежи», который устраивал в Нарве литературные вечера и концерты. Годом позже он публикует свою первую статью «Исполните свой долг!» в таллинской газете «Последние известия» и вскоре начинает постоянно работать журналистом и редактором. Позднее он становится одним из учредителей русского спортивно-просветительного общества «Святогор», а затем — Русского студенческого христианского движения. Вспоминая 20е годы и свое участие в РСХД в Прибалтике, архиепископ Сан-Францисский Иоанн (Шаховской) в старости писал, что тот незабываемый период был «религиозной весной русской эмиграции».

http://azbyka.ru/fiction/kljuchi-zavetny...

Русские святогорцы Игумен Петр (Пиголь) (Россия, Москва). Традиции афонского монашеского общежития и чин избрания преемника игумену в Русском Пантелеимоновом монастыре Всевышнему Богу было угодно Свою святую Церковь создать таким образом, что она, духовно объединяя своих членов и верно руководя ими на узком и тернистом подвижническом пути к конечной цели – вечному блаженству в единении с Богом, предоставила человечеству множество способов и подробностей прохождения этого пути. Лучшим и наиболее верным из этих способов многие святые Православной Церкви, и в первую очередь святитель Василий Великий , считали общежительное монашество, как основанное на евангельском духе и принципах любви к ближнему, на твердом духовном руководстве, братской поддержке и помощи, взаимном назидании и научении. Своим образцом монашеское общежитие имеет первохристианскую Иерусалимскую общину, жившую, как повествуется в Священном Писании ( Деян.4:32–35 ), в единодушии и единомыслии под руководством святых апостолов, имевшую в общем пользовании все потребное для жизни. Как мы все знаем, первые общежительные правила были даны ангелом преподобному Пахомию. Святой Василий Великий , которого часто называют патриархом и главным законодателем православного монашества, примером своей жизни и деятельности, закрепленным и обоснованным в аскетических сочинениях, развил и во многом дополнил эти первоначальные киновиальные правила таким образом, что применять их смогли подвижники, вышедшие из всех слоев византийского общества, как давно утвержденные в вере, так и новообращенные, живущие не только в пустынной местности, но и в городах или недалеко от них. Правила святого Василия Великого сочетали строгую аскетическую дисциплину с воспитанием «добродетелей, совершаемых душою», заповедовали знать во всем меру, которую для каждого устанавливает духовный руководитель. Не настаивая на чрезмерных телесных подвигах, святитель особо подчеркивал важность внутреннего делания, памяти Божией и молитвы, изучения Священного Писания, дел любви к ближнему и милосердия, а также говорил о духовно-просветительном значении монастырей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010