«И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое». Иного решения и нельзя ожидать было от любостяжателя. Он сломает свои житницы, оказавшиеся маловместительными, и на месте их воздвигнет новые. В эти последние он соберет весь урожай и все добро свое, запрет и тогда будет спокойным. Это мечта. Но он и не вспоминает о тех опасностях, которые могут угрожать богатству его. А что если смерть разорит тело его и предоставит ему жилище мерою в три аршина, в сырой могиле? Что тогда станет с его богатством? Однако об этом пока и мысли нет. Самодовольный богач собирается жить на земле долгие, предолгие годы. Он уже мечтает и о блаженстве от жизни в свое удовольствие. Сам в себе он мыслит: И реку души моей: душе, имаши многа блага, лежаща на лета многа. почивай, яждь, пий, веселися (–19). « И скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись». Обращение к своей душе означает обращение к себе самому. Много, очень много, добра у меня. Счастлив я. Много лет могу наслаждаться. Буду жить в свое удовольствие: есть, пить, почивать и веселиться. Можно ли представить что более неразумное, чем планы богача? Он хочет почивать, нежиться и ничего не делать. Праздность есть мать всех пороков. А ее-то теперь богач почитает для себя высшим благом. Кто не хочет трудиться, тот и не ешь. А у богача за почиванием следует именно: яждъ, ешь в свое удовольствие. Пища всем нам необходима для поддержания жизни. Труд, работа требуют сил. Тело нуждается в восстановлении сил, потраченных при труде. Но и самый хлеб для поддержания жизни по заповеди Божией, должен быть снискиваем в поте лица. Сей же любостяжатель отрекается от трудов и обещается кушать в изобилии. С пищей богач вознамерился соединить и обильное питие. Уже, конечно, не о воде для питья он мечтал. Под питием он разумел разные виды хмельных питий. Богач не помнил, что говорил пророк: «горе тем, которые храбры пить вино» ( Ис.5:11–22 ). От хмельных питий бездна грехов происходит.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

«И сказал ему: хорошо, добрый раб; за то, что ты в малом был верен, возьми в управление десять городов». И в притче о талантах господин, как частный человек, приглашает верных и усердных рабов войти в радость его. Но в притче о минах награждает царь. Посему и в награду он дает соцарствование над десятью городами. Не трудно понять, что царь, щедро награждающий, есть Господь Иисус Христос. После всеобщего суда Он дарует неизреченно великую награду праведникам. Побуждающему дам сести со мною на престоле моем ( Откр.3:21 ), говорит Господь. И св. апостол Павел удостоверяет, что праведные будут соцарствовать Христу: верно слово... аще терпим, с Ним, т.е. со Христом, и воцаримся ( 2Тим.2:12 ). Так ущедрит Господь верных Своих рабов. Кто бы из нас, братие, не пожелал сего славного царствования? А нам всем не только известны пути к нему, но и дарованы надежные средства и силы. Посему-то и не будет возможности принести какое-либо оправдание, если бы кто вздумал уподобиться ленивому и нерадивому рабу. Раб, подошедший к господину вторым, тоже оказался верным, усердным и рачительным. Прииде вторый, глаголя. госпожи, мнас твоя сотвори пять мнас (–18). Одна мина принесла усердному рабу пять мин. Господин рече же и тому: и ты буди над пятью градов (–19). Награда соразмеряется со степенью старания, усердия и трудов. Так и в царстве славы будут различны степени блаженства праведников. Каждый из святых, получивших милость Божию, займет место, соответствующее степеням его совершенства Не все рабы господина трудились с усердием. Не говорится о семерых. Нет основания утверждать, что они все поступили так же, как и ленивый раб, упоминаемый в притче. Этот последний прииде к господину, глаголя. господи, се, мнас твоя, юже имех положену во убрусе. Боялся бо тебе, яко человек яр ecu: вземлеши, его же не положил ecu, и жнети. его же не сеял ecu (–20 и 21). «Пришел третий и сказал: господин! вот твоя мина, которую я хранил, завернув в платок, ибо я боялся тебя, потому что ты человек жестокий: берешь, чего не клал, и жнешь, чего не сеял».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

И сохраните субботу, яко свята сия есть Господу и вам: осквернивый ю, смертью умрет: всяк, иже сотворит в ню дело, потребится душа та от среды людей своих ( Исх.31:12–14 ). Господь Бог повелел Моисею смертью казнить тех, которые осмелятся осквернить день, посвященный Богу. Но хранящим субботы Он обещал великие милости. Вот что Бог изрек чрез пророка Исаию: «Если ты удержишь ногу твою ради субботы от исполнения прихотей твоих во святой день Мой и будешь называть субботу отрадою, святым днем Господним, чествуемым, и почтешь ее тем, что не будешь заниматься обычными своими делами, угождать своей прихоти и пустословить; то будешь иметь радость в Господе и Я возведу тебя на высоту земли... Уста Господня изрекли сие ( Ис.18:13,24 ). У нас в Церкви православной вместо субботы празднуется день воскресный в воспоминание воскресения Господа нашего Иисуса Христа и искупления рода человеческого. Но что для евреев была суббота, то для христиан воскресенье. Отсюда и суди, что ожидает тех, которые не святят, а оскверняют своим поведением праздник Господень. Конечно, Господь слишком милосерд к нам грешным. Он не карает смертью дерзких нарушителей Его заповеди о праздничном дне. Но почему же тебе не по страху, а по любви к Господу не праздновать дня Господня по надлежащему, как заповедует Святая Церковь ? Ведь мы не наемники у Господа, но чада Его. Нам стыдно и грешно не ценить любви Божией к роду человеческому. Если же нет сего стыда, то бойся: Бог поругаем не бывает. Страшно, братие, снискать гнев Божий. Аз есмь Господь Бог твой, Бог ревнитель, отдаяй грехи отец на чада до третьяго и четвертаго рода ненавидящим Мене ( Исх.20:5 ). Бойся не за себя только, но за чад своих. За твои грехи и они будут под гневом Божиим. Братие мои! доколе же будем мы ходить в волях сердец наших? Доколе будем безбоязненно нарушать заповедь Божию о праздновании праздников честных? Пора, давно пора одуматься. Если мы считаем себя членами Церкви Святой, если желаем спасения души, то будем послушными ей, как Матери нашей. Без сего послушания не можем мы обрести спасения. Как назовешь Церковь своею Матерью, когда ты не хочешь ее слушаться? А кому Церковь не Мать, тому и Бог не Отец. Страшно слово сие, но оно верно. Читать далее Источник: Притчи Господа нашего Иисуса Христа : Внебогослужебные беседы/Свящ. Василия Преображенского. – Вып. 1-2. – Москва : Тип. Лит. И.Е. Ермакова, 1897./Вып. 1. – IV, 319 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Ибо, если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари. И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» ( Мф.5:44–48 ). Когда гости возлежали за столом и вкушали пищу, неожиданно в комнату вошла женщина. Ее никто не звал. Она осмелилась переступить порог дома фарисея по своему внутреннему решению. Дело в том, что женщина эта была известна в городе за великую грешницу, падшую. Общение с нею в пище, даже легкое прикосновение руки ее для фарисея было осквернением. Можно представить, как обеспокоился Симон, увидев грешницу, вошедшую в дом его. Но женщина этим не смутилась. Она не к Симону пришла. Гостем в доме его был Великий Пророк, как она думала. Он ни одного раза не отвергал таких падших, грешников и мытарей, если они приходили к Нему с покаянием, верою и желанием услышать слово о спасении. Это воодушевляло женщину. Она сознала глубину своего падения. Грех точно болезнетворный рак терзал ее душу. Как проказа, он заразил все помышления, желания и чувства ее. Но истинно то, что нет столь глубокого падения, из которого уже невозможно было бы восстание. Силен Бог поднять падшего. Благодать Божия, точно искра огня, может затеплиться в душе грешника. Нужно, чтобы он заметил этот момент и не отлагал бы ни на минуту своего исправления. Тяжело ярмо греховное. Кто не пожелает избавиться от него? Но для сего необходимо бесповоротное отвращение от греха, осуждение его и намерение исправиться. Такового чувства не отвергает Господь. Жена грешница указует пример. Велик, тяжел был грех ее. Но примечайте, каково было и ее покаяние. Стыдно бывает человеку выставляться на показ со своими грехами. Стыд еще более может усилиться, если свидетелями являются люди высоконравственные. Конечно, фарисеи в действительности не были таковыми. Но народ-то был о жизни их высокого мнения. –Явиться пред ними с открытым признанием грехов, –на это решиться может только человек, у которого слишком горячо сознание своей вины пред Богом. Он только и думает о том, что скажет ему Бог. А что могут подумать о нем люди, от сего он мало тревожится. Стыд и боязнь, конечно, присущи были и душе жены грешницы. Но они заглушались сознанием вины ее пред Господом. Пусть, как желают, так и думают о ней фарисеи. О, если бы только не отверг ее Пророк, к Которому она теперь пришла!

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» ( Мф.5:17–18 ). Все вещания и пророчества ветхого Завета должны были исполниться на лице Спасителя. А в ветхом Завете от лица Мессии пророк Божий взывал: внемлите, люди мои, закону моему, приклоните ухо ваше во глаголы уст моих. Отверзу в притчах уста моя, провещаю ганания исперва ( Пс.77:1–2 ). Вот, по пророчеству, Мессия будет проповедовать в притчах. Приметьте это, люди Израиля. Внемлите! Эта приточная речь Мессии будет одним из признаков, по которым вы узнаете Его. И Евангелист Матфей, который более других Евангелистов имел в виду показать, что на лице Господа Иисуса исполнились все пророчества ветхого Завета, точно усматривает в приточной форме учения Спасителя исполнение пророчеств – да сбудется реченное пророком, глаголющим: отверзу в притчах уста моя... ( Мф.13:35 ). Но, с другой стороны, мы не можем не заметить, что Спаситель, говоря и поучая притчами, оказывал великое снисхождение в любовь к слушателям. Кто были в числе их? Большею частью люди простые, некнижные, не разумевшие поучений закона и пророков: земледельцы, виноградари, рыболовы, пастухи, мытари и др. «Этот народ невежда в законе, проклят он» ( Ин.7:49 ), говорили гордые Фарисеи книжники об этих людях. Но те, которых вожди и руководители народа отталкивали с презрением, как проклятых невежд, вызывали у Спасителя сострадание, милосердие и любовь. Им Он благовествует тайны царствия Божия. Но они косны и неподготовлены к усвоению того, что должны и действительно с любовью желали слушать. Как же им помощь оказать? Мудрый и опытный учитель всегда сочтет нужным, особенно в начале учения, снизойти до уровня способностей учащихся. Только в таком случае и можно будет ожидать успеха в учении. Большую пользу приносят при этом и пособия в виде картин, карт с обозначением местностей, событий и др. Вот и Господь Иисус, примечая косность слушателей, снисходит к ним. Как Божественный Учитель, испытующий сердца учеников, Он указует им предметы, близкие к ним, и берет примеры из жизни обыденной, всем знакомой.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Идущим же им, т.е. юродивым девам, купити, прииде жених: и готовыя внидоша с нимъ на браки, и затворены быша двери (–10). «Когда, же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились». Жених прибыл в то время, когда юродивые девы пошли купить елея. Он был встречен мудрыми девами, державшими в руках ярко горевшие светильники. Усердие дев, их горячая вера и надежда доставили им милосердие жениха. Он дозволил им беспрепятственный вход на брачное торжество. Девы мудрые вошли, и двери палаты затворились, чтобы никто из недостойных не вошел, и тем не нарушилось бы брачное торжество. Говоря без притчи, мы можем это торжество назвать будущим царством славы. Во многих местах Свящ. Писания оно уподобляется велией вечери, именуется царством небесным, уготованным для праведников от сложения мира, раем, местом упокоения, лоном Авраама и др. Вечное блаженство уготовано праведникам. Они, как солнце, просветятся в царстве Отца небесного. С ними будет Бог, и они будут наслаждаться лицезрением Его. Чем ярче был светильник веры праведника и чем обильнее был у него запас елея дел любви, тем совершеннее будет созерцание Бога. Иначе это можно обозначить и степенями приближения к Богу. Но как бы мы ни старались полно описать будущее блаженство святых людей, мы не можем представить его в достаточно полной мере. «Возлюбленные! пишет св. апостол Иоанн Богослов, мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будет. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» ( 1Ин.3:2 ). Довольно знать нам, что Господь дарует блаженство, царство славы верным Своим слугам, благоразумным строителям спасения, подобным мудрым девам, уготовившим для встречи Жениха светильники с обильным запасом елея. Но что же стало с теми юродивыми, неразумными девами, которые пошли искать продающих елей? Была ночная пора, час полунощный. Возможное дело, что торговые помещения были закрыты. Значит, и за деньги нельзя было приобрести нужного так елея. Однако девы неразумные этим не смутились. Они возвратились к тому дому, где происходило брачное торжество, не имея, вероятно, светильников.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Из евангельских благовестий об исцелении Спасителем бесноватых ясно, что Господь наш Иисус Христос есть Победитель ада, Судья духов злобы. Одно имя Его было и есть страшно для демонов. Прежде еще Голгофской жертвы за грехи людей бесы трепетали. «Оставь, что Тебе до нас Иисус Назярянин? Ты пришел погубить нас!» ( Мк.1:24 ). Но суд с муками для духов лукавых еще впереди. Теперь пришел Спаситель избавить людей от власти их. И совершилось это дело любви Божией. Держава власти диавола разрушена. Князь мира сего изгнан вон. Настало Божие царство. В нем нет места сатане. Но сей исконный враг со стороны вторгается в Божие царство и посевает плевелы на ниве Христовой. Изгнанные вон, духи злобы издали высматривают, кого бы из членов Божия царства сделать жертвою своих нападений. Они коварствуют, внушают злые желания, худые мысли и усиливают прирожденные наклонности ко злу. Как удобоподвижные и невидимые, духи злобы нападают неожиданно. Тем и опасны эти враги. Что же, братие, нам делать против них? Вооружиться нужно. Мы ведь воины Христовы. У нас идет постоянная брань с диаволом и его поспешниками. Какая же может быть сила у безоружного воина? Так какие же это оружия, которыми нам должно вооружиться против духов злобы? Послушаем, что советует нам предпринять св. апостол Павел: «Братия мои, писал он к ефесским христианам, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его; облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальства, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных. Для сего, приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолевши, устоять. Итак, станьте, препоясавши чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности и обувши ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможно угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите и меч духовный, который есть слово Божие: всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом» ( Ефес. 6:10–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Издавна было так, что все сектанты желали подкреплять свое ложное учение словами священного Писания. Для сего они брали и берут из него отдельные речения и стихи, без связи с другими. Известное дело, если злоупотреблять словами свящ. Писания, то можно, пожалуй, всякую ересь оправдать. Вот богомерзкое дело скопцов, и то они сами обосновывают его на словах Писания. А пашковцы, молоканы и штундисты всюду выставляют напоказ, что они твердо стоят на почве священных книг. Они отрицают Церковь, священство, таинства и обряды и одно твердят, веруй только и спасешься. Так будто учит и слово Божие. При этом они показывают, обыкновенно Новый Завет , в котором по местам строки подчеркнуты Красными чернилами. Но вы, православные, говорите сектантам: кто вам сказал, что Библия есть священная книга, содержащая в себе Божественное откровение? Откуда вы узнали, что напр., первое Евангелие написал св. Ап. Матфей, второе – Марк и т. д.? Ведь это нам поведала св. Церковь, которая, по Апостолу, есть столп и утверждение истины ( 1Тим.3:15 ). А сектанты наши вышли из церкви. Они не признают ее прав на учение и не верят ей ни в чем. Так пусть же не доверяют свидетельству ее и о достоинствах Библии . А это кто им поведал, что будто только стоит уверовать во Христа, и уже спасен человек. Не слово ли Божие говорит: Кая польза, братие моя, аще веру глаголет кто имети, дел же не имать; еда может вера спасти его; вера, аще дел не имать, мертва есть о себе... Ты веруеши, яко Бог един есть: добре твориши: и беси веруют, и трепещут. Хощеши ли рузумети, о человече суетне, яко вера без дел мертва есть. На русском языке прочитайте им это же: «Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? Может ли эта вера спасти его?.. Вера, если не имеет дел, мертва сама по себе... Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут. Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?» ( Иак.2:14–20 ). Так пусть не говорят сектанты, что уверуй, и ты уже спасен.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Им последуем и благополучно достигнем царства небесного, где вкупе с ними будем славить Отца и Сына и Святого Духа во веки веков. Преображение Господа нашего Иисуса Христа, как явление Его Божественной славы И по днех шестих поят Иисус Петра и Иакова, и Иоанна брата его, и возведе их на гору высоку едины ( Мф.17:1 ; ср. Мк.9:2 ). Откуда же евангелисты ведут точный счет дням, и какая важность в этом, когда в других случаях они не указывают точно времени событий? Что было за шесть дней до преображения Спасителя? В пустынной местности, недалеко от города Кесарии Филипповой, Иисус Христос спрашивал учеников Своих, за кого почитают Его люди, а затем за кого – и сами ученики? Апостол Петр исповедал Его от лица всех сотоварищей своих по апостольству Христом, Сыном Бога Живаго. Спаситель подтвердил эту истину и пророчески сказал, что на сей истине, как камне неподвижном Он оснует Церковь Свою и апостолов поставит пастырями. Но до времени Спаситель запретил разглашать, что Он есть Христос, Мессия, а ученикам Своим начал открывать, что «Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть». Ученики не могли вместить в сердце своем этого откровения. Петр прекословит. Спаситель дает ему внушение не быть соблазном для Него. За сим следуют наставления о необходимости всем последователям Христа отвергнуться себя, взять крест свой и идти за Ним, если они желают получить награду во второе пришествие Его ( Мф.16:13–28 ). В этой беседе с учениками Своими Спаситель открыл две великие истины: о Своем Божестве и о вольных страданиях по плоти. Крестный путь к славе Иисуса для несовершенных еще апостолов казался несовместимым с Божественною славою Его. Милосердый Господь и в этом случае не хотел оставить Своих учеников в недоумении. Он благоволил действительно по всем Божественном величии показать им славу Свою и при сем отметить избранный Им свободно крестный путь вольных страданий за грешный род человеческий. Троих только учеников берет с Собою на гору Спаситель. Почему не всех? По немощи их. И более совершенные из них, Петр по вере, Иоанн по любви и Иаков по терпению едва могли вынести созерцания славы Его. Что же сказать об Иуде предателе? А не взять только его одного, значило дать ему повод к жалобе на несправедливость к нему, на унижение его. С избранными Спаситель идет на гору высокую. Евангелисты не называют ее по имени. Издревле идет предание, что Фавор был горою преображения Спасителя, «Фавор и Ермон о имени Твоем возрадуются», вещал боговдохновенный пророк Давид. Много дивных Божиих знамений совершилось на этой горе еще во времена ветхого завета. Но все эти события были только предзнаменованием той славы, каковую Господь Иисус Христос доставил Фавору, избрав его местом Своего славного преображения.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Иными словами, Господь наш Иисус Христос есть Пророк. Он именно Тот Самый Пророк, о Котором некогда провещал законодатель ветхого Завета, дивный Моисей. «И сказал мне Господь, так пророчествовал он, Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и он будет говорить им все, что Я повелю Ему: а кто не послушает слов Моих, которые Пророк тот будет говорить Моим именем, с того Я взыщу» ( Втор. 18:17–19 ). И вот егда прииде кончина лета, посла Бог Сына Своего Единородного, рождаемого от жены ( Гал.4:4–5 ), на землю, к людям, чтобы просветить их светом истинной веры и открыть им правила жизни богоугодной. Возвещали о Боге, учили благочестию и пророки ветхого завета. Но ни один из них не имел полной меры боговедения. Пророки ветхого завета получали от Бога дары Духа Святого не во всей полноте, но в меру служения. Посему и то, что они открывали людям о Боге и Его святой воле, было не полно и не совершенно. Только Господь Иисус Христос есть Пророк, Помазанник паче причастник своих, только Ему одному сообщены дары Святого Духа без меры, сполна ( Ин.3:34 ). Сам Он в назаретской синагоге о Своем пророческом служении изрек словами Исаии пророка: Дух Господень на Мне: Его же ради помаза Мя благовестити нищим, посла Мя исцелити сокрушенныя сердцем, проповедати плененным отпущение и слепым прозрение: отпустити сокрушенныя в отраду; проповедати лето Господне приятно ( Лк.4:18–19 ) В этих словах Божий пророк Исаия провещал о том счастливом времени, когда явится на землю Мессия Господь. Преизобильно на Нем почиет Дух Господень. Помазанный свыше, Он совершит беспримерное, никогда не бывшее прежде, служение роду человеческому. Он будет благовествовать людям, сидящим во тьме и сени смертной, радостную весть о наступившем времени духовного прозрения, введет их в новый союз с Богом и избавит от рабства диаволу. Теперь все мы вемы, яко Сын Божий прииде и дал есть нам свет и разум, да познаем Бога истиннаго и да будем во истинном Сыне Его Иисусе Христе.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010