Более возмутительна неблагодарность неверного ученика. Но опять-таки, с точки зрения Иуды, он совершенно не был обязан благодарностью своему Учителю. За что он должен был быть благодарным? Он не получил того, чего хотел, о чем мечтал, к чему стремился. Он считал себя обманутым, и та ничтожная сумма, за которую он согласился предать Спасителя, не говорит ли о том, что им руководило не столько корыстолюбие, сколько досада за обманутые надежды? Но самое возмутительное в преступлении Иуды, с чем никак не может примириться человеческая совесть, это – его лицемерие, низость и лживость его души. Носить маску преданности и любви и в то же время коварно готовить предательство, сговориться с первосвященниками о цене крови своего Равви и после этого иметь наглость как ни в чем не бывало оставаться в тесном кружке Его ближайших учеников, вместе с ними участвовать в интимной и дружеской беседе последней вечери, когда скорбела смертельно: душа Божественного Учителя и невольно искала любви и сочувствия, вместе с ними принять из Его рук преломленный хлеб, залог любви и доверия, вместе с ними с невинным и недоумевающим видом спрашивать: «кто Тебя предаст? не я ли, Господи?» Хуже, гнуснее этого лицемерия вряд ли что можно представить. Недаром даже Господь, всегда кроткий, всегда спокойный, «возмутился духом» ( Ин.13:21 ). Высшей степени низости это лицемерие и лживость души Иуды достигает в последний момент, когда он уже предает Спасителя в руки воинов и архиерейских служителей. Он «дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его и ведите осторожно. И, придя, тотчас подошел к Нему и говорит: Равви! Равви! и поцеловал Его. А они возложили на Него руки свои и взяли Его» ( Мк.14:44–46 ). Поцелуй Иуды!.. Это выражение стало нарицательным для обозначения самых низких и подлых проявлений человеческого лицемерия. Несомненно, Иуда знал, что предает своего Учителя на смерть, ибо ничего другого нельзя было ожидать от мстительных первосвященников, и, зная это, он с лицемерной нежностью преданного и любящего ученика, как будто радуясь неожиданной встрече, говорит: «Равви! Равви!» – и при этом целует Его. В этот момент, кажется, уже никого нельзя было обмануть: он явно для всех является во главе вооруженного отряда с тем, чтобы взять Господа. Его роль предателя совершенно ясна, и в то же время беспримерная наглость его лицемерия такова, что он и теперь продолжает разыгрывать любящего, ни в чем неповинного ученика. Он целует Спасителя, а за несколько минут перед этим требует от стражи: «возьмите Его, и ведите осторожно!» По-гречески: «крепко, надежно, смотрите, чтобы не убежал!»

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Kinesh...

«Братия! поучает св. апостол Иаков, если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти, и покроет множество грехов» ( Иак.5:19–20 ). Приобретет кто душу ближнего для царства Божия, тот удваивает таланты. Это ведь есть великое дело любви к ближнему, совершенное во имя любви к Богу. О, если бы все мы одушевлялись этими великими чувствами. Все мы были бы верными рабами Господа. Тогда нам и не пришлось бы услышать того, что изречено было рабу ленивому. Отвещав же Господъ его рече ему: лукавый рабе и ленивый, ведел ecu, яко жну идеже не сеях, и собираю идеже не расточих: подобаше убо тебе вдати сребро мое торжником: и пришед аз взял бых свое с лихвою (–26 и 27). «Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! Ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я пришед получил бы мое с прибылью». Раб клевету возвел на господина, приписав ему жестокость, несправедливость и любовь к чужому добру. По слову Спасителя, благий человек от благаго сокровища износит благая: и лукавый человек от лукаваго сокровища износит лукавая ( Мф.12:35 ). Сокровище это есть сердце человека. Если оно лукаво, лживо, исполнено греха, то оно проявляет себя в соответственных словах и поступках. По словам и делам можно судить о качествах сердца. Вот раб клевещет и лжет на господина. Он совсем не знает его, но износит из сердца своего лукавые свойства его и приписывает их господину. Теперь и сбывается над ним слово Господа: от словес своих оправдишися, и от словес своих осудишися (Μф.12:37). Слова его были не добры, лживы и греховны. От них он и получил осуждение себе. Господин так и говорит: если ты, лукавый и ленивый раб, знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал, что я жесток, то посему-то и надлежало тебе потрудиться. Господин не утверждает того, что он именно таков, каким представил его неисправный раб. Но, допускает он, пусть был бы таким. Посему рабу-то и нужно было бы проявить усердие, если не, по совести, то по страху наказания. Ясно, что клевета лукавого раба принесла ему только лишнее осуждение. Господь уже не таит, что раб лукав. Он именует его к тому же и ленивым. Но этого еще мало. Раб, по словам господина, просто даже неразумен. Он мог бы отдать свой талант торговцам и получить с них талант с прибылью, хотя бы сам был бездеятельными по своей лености. Конечно, талант менее принес бы господину прибыли, но все же не остался бы совсем без пользы. За словом господина последовало и наказание ленивого раба.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Бывает и так, что нравственно-распущенный человек с наслаждением повествует о своих греховных делах, как бы ожидая себе похвалы от слушателей за удальство. Неправедный судья про себя думает и хочет пред собою извинить и оправдать то дело, которое он задумал. Он решается исполнить просьбу вдовицы. Дело ее правое. Судья и решит его, по справедливости. А таковые решения его, самому ему кажутся необычайными. Он как бы изумляется себе. Не страх ли пред Богом тихо заговорил в нем? О, нет. Он чувствует себя по-прежнему не ведающим Бога. Уже, конечно, не страх и пред мнением общества подвигнул его на такое дело, которое необычайно для него. В городе могли толковать, что вдовица бедная не находит себе правого суда. Да судья-то не страшился говора людей. Он Сам это признает в себе. Так в чем же находит он оправдание своему поступку? Он желает покоя себе. Дело он решит в пользу вдовы по тому же самому побуждению, как решал многие дела. Теперь, правда, он не получил взятки, да спокой свой, пожалуй, дороже ее. Себялюбие и теперь проявляется во всей силе. Судья решает право не потому, что вдруг почувствовал влечение к правде, а потому что вместо подарка надеется получить спокойствие. «Чтобы (женщина-вдовица) не приходила больше докучать мне», – только этого желает судья. И по сему побуждению он решается защитить вдовицу от ее соперника. Притча оканчивается. Теперь Спаситель присоединяет и изъяснение ее смысла. Рече же Господь: слышите, что судия неправды глаголет. Бог же не имать ли сотворити отмщение избранных Своих, вопиющих к Нему день и нощь, и долготерпя о них; глаголю вам, яко сотворит отмщение их вскоре (—6—8). «И сказал Господь: слышите, что говорит судья неправедный? Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защитить их? Сказываю вам, что подаст им защиту вскоре». Обратите внимание на судию неправедного. Он, по неотступности просьбы вдовицы, склонился к тому, чтобы защитить ее. Если же неправедный, безбожный судья поступает так, вынуждаемый просьбою, то не защитит ли Своих рабов и по благодати чад милосердый, всеблагой и человеколюбивый Бог от бед, напастей и врагов? Да, защитит и так скоро, как не ожидают просители.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

«Был некий человек, грешник, – повествует одно старое христианское сказание, – который каждый день, отправляясь на греховные дела свои, становился пред иконой Божией Матери и читал Ей акафист: «Радуйся, Невесто Неневестная!» Но вот однажды во время чтения акафиста он с ужасом видит, что на руках и ногах Предвечного Младенца открылись глубокие, зияющие раны, и из них сочится кровь. И в трепете и страхе он воскликнул: «Матерь Божия! Кто же это сделал?» И слышит тихий голос, полный глубокой укоризны: «Ты и подобные тебе грешники!» Не похож ли этот грещник на Иуду, предающего лобзанием Спасителя, или на тех воинов, которые говорили Ему: «радуйся, Царь Иудейский!» и били Его тростью по голове? И не похожи ли мы сами на этого грешника, когда после молитвы идем на свои греховные дела, забывая и заповеди Божии, и свои молитвенные восторги? Лучше бы нам совсем не знать Бога и не молиться, ибо «раб... тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше» ( Лк.12:47–48 ). Тяжел грех лицемерия и неверности и в то же время слишком свойствен падшему человеку. Недаром Православная Церковь в уста христиан, приступающих к величайшему таинству единения со Христом, к таинству Святого Причащения, влагает слова, полные горького сознания своей немощи и двоедушия, и учит молиться Богу об искренности и цельности нашей веры и любви: «...ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем!» Предательство Иуды можно назвать неверностью активною. На это способны лишь очень порочные люди, захваченные притом какою-либо страстью: корыстолюбия, властолюбия, честолюбия и т.п. Они приходят к Богу с корыстными целями, принимая религию, лишь как средство устроить свое земное благополучие. Не получив желаемого и обманув­шись в своих расчетах, они со злобой отходят от религии и становятся самыми злыми ее врагами. Вот почему, приступая к служению Христу, надо чаще проверять себя: не связываем ли мы с этим служением корыстных видов на земное благополучение, и с этой язвой души необходимо бороться всеми силами, иначе разочарование и связанное с ним отступничество, если не прямое предательство, почти неизбежно.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Kinesh...

В Божием царстве все указано, что должен делать человек. И если он делает, то исполняет только свою обязанность. Если бы кто исполнил и весь закон, то и в этом случае он раб, по слову Спасителя, не ключимый, ибо он сотворил только должное. Человек не может сделать ни одного дела сверх должного. Таких дел не указано Господом. Посему учение западных христиан римско-латинской церкви о сверхдолжных заслугах святых есть плод человеческого измышления. Но кто из людей может сказать когда-либо, что он исполнил весь закон Божий? Если о праведниках говорится, что и они падают и согрешают пред Господом ежедневно, то что же сказать о людях, не подвизающихся в вере и благочестии, людях, какими мы являемся? Между нами нет праведников. Да если бы и были, то мы из уст их услышали бы признание, что они суть первые из грешников. Да, грешны мы все. Мы согрешаем и тем, что нарушаем прямые заповеди Божии, и тем, что не исполняем и того, что должны бы делать. Всякий грех мыслью, чувством, словом и делом есть долг наш пред Господом Богом. Если же мы согрешаем все и много и очень часто, то являемся великим должниками пред Ним. По суду правды Божией с нас потребуется уплата долга. Но чем можем уплатить его? Ясно, что положение наше будет весьма схоже с положением приведенного к царю должника в десять тысяч талантов. Этот должник оказался несостоятельным. Ему не чем было уплатить долга. Не цмушу же ему воздати, повеле и господъ его продати, и жену его, и чада, и вся, елика имеяше, и отдати (–25). «А как он не имел чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и все, что он имел, и заплатить». Царь поступает по законам. И в Божием ветхозаветном законе указывались случаи продажи в рабство за долги. В продажу шли и жена, и дети, и все имущество должника. Царь знает, что от продажи неоплатного должника не выручится суммы необходимой для уплаты его громадного долга. Да он, как представляется, и не имел намерения приводить в исполнение своей угрозы. Царь хотел только устрашить раба.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

В доме Божием, как Теле Христовом, всякому члену предоставлено дело. Подобие возьмите от нашего тела. Оно имеет много различных членов. И только в том случае тело будет здорово, когда все члены делают свое, предназначенное им дело. Так и в доме Божием все члены трудятся в повиновении, смирении, покорности, братолюбии, всепрощении, с усердием исполняя то, к чему призваны. И тогда все Тело Христово, «составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви» ( Еф.4:16 ). Так, братие, помните, что домоправители дома Божия, т. е. Церкви святой суть святые апостолы и их преемники, пастыри Церкви. Но в доме Божием и каждый из челяди получил обязанность, которую и должен исполнять с усердием. Придет Владыка Господь и будет, требовать от всех отчета, как всякий раб Его исполнял возложенные на него обязанности. Конечно, домоправители будут первыми в ответе, а за ними уже и челядь пойдут на суд. Блажен раб той, егоже пришед господъ его обрящет творяща тако: воистину глаголю вам, яко над всем имением своим поставит его (–43 и 44; Мф.24:46–47 ). «Блажен раб тот, которого господин, его пришед найдет поступающим так: истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его». Счастливым, блаженным будет тот раб, которого Господь найдет добре трудившимся в доме Его. Как праведный Судия, Он воздаст сторицею ему. Божие имение есть весь мир. Но сей мир прейдет. Со вторым пришествием Сына Божия откроется новое царство славы, и верные рабы будут наследниками Его, ибо они воцарятся со Христом. Так и исполнится слово Господа, что рабы те будут поставлены над всем имением Его. И так будут награждены не одни домоправители только, но и все. верные рабы, благоразумно трудившиеся в доме Божием. Не архиереи, иереи и диаконы, верно и благоразумно исполнявшие свое служение, но и миряне, трудившиеся так же верно и благоразумно, всяк в своем чине, будут наследниками царства славы. Аще же речет раб той в сердцы своем: коснит господин мой приити: и начнет бити рабы и рабыни, ясти же и пити и упиватися: приидет господин раба того в день, в он же не чает, и в час, в он же не вест: и растешет его, и частъ его с неверными положит ( Лк.12:45–46 ), ту будет плачъ и скрежет зубов ( Мф.24:48–51 ), добавляет св.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

В лице старшего сына представляются книжники и фарисеи – законники, руководители и учители избранного Богом еврейского народа. Господь Бог поистине был Отцом сего народа. И евреи сознавали это свое преимущество пред прочими народами. Язычники, по суду евреев книжников, были сынами отвержения. Они и существовали на земле только для того, чтобы, с пришествием Мессии завоевателя, сделаться рабами евреев. К язычникам приравнивались мытари, отщепенцы от еврейского корня, и грешники, невежды в законе и нарушители его. Книжники с презрением относились к ним. Они соблазнялись даже тем, что Спаситель дозволял Себе обращение с грешниками мытарями и разделял с ними пищу. По мнению законников, все эти недостойные сыны Израиля вместе с язычниками суть погибшие люди. Им нет возврата к лучшему положению. Когда откроется Божие Царство Мессии, в него войдут только истые евреи, но, ни один из отщепенцев грешников, ни из язычников. Но вот пришел на землю Спаситель, Он благовествовал о Царстве Небесном и указывал путь вступления в него чрез покаяние. Мытари и грешники с радостью вступали на этот путь и становились членами Царства Божия. А когда евангельское благовестие дошло и до язычников, то многое множество их вошло в Христову Церковь . Бог любвеобильно принял сих блудных сынов. Книжники и законники понять не могли этой любви Божией. Люди отверженные, погибельные вдруг получают права сыновства и наследия в Царстве Божием. А они, верные хранители закона, послушные чада Божии, как бы не удостаивались никогда таковых милостей Отца Небесного. Они, книжники и законники, люди праведные, и с ними уравнивает Бог отверженных, блудных и погибельных. Нет, они не хотят иметь общения с ними в Божием Царстве. Они лучше не пойдут на духовное торжество. Пусть Ангелы на небе радуются о покаянии грешников, а они, праведники на земле, не стерпят сего и предпочтут пребывание в своем упорстве. Быть может, вы скажете, какие это праведники, когда они так черствы, упорны и себялюбивы. В них нет любви, а без нее ведь нет и праведности. «Если я говорю языками человеческими, учит св. Ап. Павел, и ангельскими, а любви не имею; то я медь звенящая, или кимвал звучащий. Если я имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви; то я ничто. И если я раздам все имение мое, и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею; нет мне в том никакой пользы» ( 1Кор.13:1–3 ). Книжники еврейские, не имевшие любви, очевидно, не были, значит, и праведниками. Но с другой стороны, как же они пребывали в доме отца, повинуясь ему и исполняя его приказания? И отец сам не отрицает ведь сего. Выходит, что праведность их не есть хвастовство.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

В местной церкви шла литургия, и толпа причастников ждала выхода священника из алтаря со Святыми Дарами. Когда появился священник со Святой Чашей, он начал по обыкновению читать Предпричастную молитву «Верую, Господи, и исповедую», которую за ним хором повторяли верующие. Во время чтения священник обратил внимание на одного человека высокого роста, который особенно громко, на всю церковь выкрикивал слова молитвы. Когда началось причащение, этот богомолец также подошел к Святой Чаше, но, причастившись, вдруг громко вскрикнул и стал на левой стороне пред иконой Божией Матери. Священник заметил, что: он выплюнул что-то в руку, и немедленно послал диакона узнать, в чем дело, и в случае, если в руке окажутся Святые Дары, то принять меры против возможного кощунства. Когда диакон подошел к странному причастнику, то с изумлением: и ужасом увидел в распухшей руке последнего уголь. То были обожженные Святые Дары. Рот богомольца оказался также обожженным до такой степени, что он не мог его закрыть от сильной боли. Оказалось, что то был раскольник, вздумавший приступить к таинству причащения без предварительного присоединения к Православной Церкви и даже без исповеди. Случай этот особенно надо помнить тем, которые держатся довольно широко распространенного у нас воззрения, будто достаточно причаститься Святых Тайн, чтобы вкусить благодатных плодов причащения, забывая притом, что необходимо для этого сделать себя достойным причащения подвигом покаяния и молитвы. «Кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, – говорит апостол Павел, – виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны, и больны и немало умирает» ( 1Кор.11:27–30 ). Таким образом, подтверждая присутствие великой силы в таинстве Причащения, апостол предупреждает верующих о необходимости готовиться к нему, испытывая себя и очищая, чтобы достойно принимать святые Дары.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Kinesh...

В притче действующей, лицом, выставляется женщина. В Церкви действует Святой Дух. Сопоставляя сих деятелей, мы можем без особенного труда понять, что Господь Иисус Христос под делом женщины разумел дело Святого Духа в Церкви, а именно освящение и оживотворение верующих людей. Женщина, по притче, положила закваску в муку. Не просто она положила, а скрыла внутрь, взяв закваску из другого теста. Закваска стала соединяться с мукою и производить на него известное благотворное действие. Тесто стало киснуть и таким образом изменять свои свойства. Господь наш Иисус Христос говорил: созижду Церковь Мою. И точно, Церковь Его открылась по сошествии Святого Духа на Апостолов. Действия Духа Божия на учеников Спасителя были подобны действию закваски на муку. Апостолы совершенно возродились благодатью Святого Духа. Сердце их исполнилось глубочайшей любви к Богу, вера окрепла, страх исчез, и грех был очищен. К сему приложилось дерзновение, дар языков, сила чудотворений, пророчеств и вдохновения. Такова сила благодати Святого Духа на Апостолов. Со дня же сошествия на них Духа Святого благодатное действие Его не прекращается. И ныне Дух Святой сообщается каждому верующему в таинстве крещения. При видимом погружении крещаемого в воду, человек умирает для жизни греховной и возрождается для жизни святой. Погружение в воду знаменует смерть ветхого человека, а возникновение из воды означает воскресение нового, обновленного по образу Создавшего человека, т. е. Бога. Так о сем учит св. Апостол Павел. «Неужели вы не знаете, вопрошает он членов Церкви, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо, если мы соединены с Ним подобием смерти Его; то должны быть соединены и подобием воскресения, зная, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; ибо умерший освободился от греха» ( Рим.6:3–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

В Символе веры Православная Церковь называется апостольскою. Конечно, потому именуется апостольскою, что она непрерывно и неизменно сохраняет от святых апостолов и учение, и преемство даров Святаго Духа через священное рукоположение. Где прерывалось священство на какое-либо время, там нет церкви. Не может быть названа апостольской и такая церковная община, которая не имеет священства. Будучи апостольской, истинная Христова Церковь именуется Православной и Правоверующей. Святой апостол Павел пишет к ефесянам, бывшим язычникам, что через веру в Господа Иисуса Христа они вступили в Церковь и уже не странни и пришелцы, но сожителе святым и приснии Богу, наздани бывше на основании апостол и пророк, сущу краеуголну самому Иисусу Христу ( Еф. 2:19–20 ). «Вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, бывши утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем» . Именуя Церковь апостольской, мы тем самым отмечаем высокое значение её. Отсюда же душепагубно и неразумно было бы изменять православной Церкви и прилепляться к таким учениям и учителям, которые не утверждаются на учении апостолов. Ап. Павел убеждает верующих во Христа такими словами: темже убо, братие, стойте и держите предания, имже научитеся или словом, или посланием нашим ( 2Фес. 2:15 ). Преемство апостольское сохраняется в Церкви через иерархию, т.е. священноначалие. Сам Господь наш Иисус Христос даровал его Церкви Своей. Со дня сошествия Святаго Духа на апостолов оно непрерывно продолжается через преемственное рукоположение в таинстве священства. Что священноначалие установил Сам Господь Иисус Христос, об этом ап. Павел говорит так: Той дал есть овы убо апостолы, овы же пророки, овы же благовестники, овы же пастыри и учители, к совершению святых, в дело служения, в создание тела Христова ( Еф. 4:11–12 ). «И Он поставил одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова» . Священноначалие, простирающее свою власть на всю Церковь , есть Вселенский Собор. А главные части вселенской Церкви управляются патриархами и Святейшим синодом. Последний по правам и власти совершенно равен патриархам. Меньшие части церкви подчиняются митрополитам, архиепископам и епископам. Что должно исполнять верным чадам святой Церкви, то все указуется в книгах Священного Писания, в правилах святых апостолов, святых вселенских и поместных соборов и святых отцов и в церковных уставах. Десятый член Символа веры

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010