Голод и мор следовали один за другим. В эти-то дни страшных бедствий попечительные власти старались всюду облегчать несчастье и горе людское. Нужно бы Бога благодарить за это и начальство. А по местам иное вышло. Православные христиане оказали неповиновение, многое худое наговорили и даже силою препятствовали исполнению полезных распоряжений власти. Вот и подивись: христиане, с колыбели воспитываемые под руководством церкви святой, не послушали голоса ее, не почтили должными повиновением власть, оказали ей сопротивление. Что же удивительного, если за грехом последовало, и наказание? Ведь и писание Божественное свидетельствует, что «начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро и получишь похвалу от нее; ибо начальник есть Божий: слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое» ( Рим.13:3–4 ). Но лучше, не по страху наказания повиноваться власти, а по совести. Потреба, говорит апостол, повиноватися не токмо за гнев, но и за совесть (–5), повиноваться по сознанию, что предержащие власти Богом поставлены, а потому не повиноваться им значить – оказывать противление Самому Богу. Посему-то св. апостол Петр почитание предержащей власти поставляет в связь со страхом Божиим. Бога бойтеся, царя чтите, учит он ( 1Пет.2:18 ). И св. Апостол Павел умоляет прежде всех творити молитвы, моления, прошения, благодарения за вся человеки, за царя, и за всех, иже во власти суть: да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте: сие бо добро и приятно пред Спасителем нашим Богом, иже всем человеком хощет спастися и в разум истины приити ( 1Тим.2:1–4 ). Да, братие, великая добродетель есть послушание. Научитесь любить эту добродетель, исполнять ее и детей своих тому учить. Повинуйся Церкви святой, как матери, поистине любящей тебя. С радостью повинуйся начальникам, зная, что это есть добро пред Спасителем нашим. Иже сотворит ей и научит других, сей велий наречется в царствии небесном ( Мф.5:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Горчичное семя это начало царства Божия на земле. Да где же это начало? В лице Господа нашего Иисуса Христа. Вот почему мы и можем сказать, что под семенем разумеется Спаситель наш. Но разве так мал Творец всего? Не Божество Его умалилось, но Он Сам благоволил умалить Себя, приняв, зрак раба. «Он, говорит Апостол Павел, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» ( Флп.2:6–8 ). По-видимому, и успех служения Его был едва заметным. Казалось, смерть Спасителя на кресте была печальным концом всего дела Его. Но суд-то людской бывает слишком близорук. Не дано людям знание будущего. Зерно упало в землю. Всякий знает, что оно должно прорости. Но если зерно засохнет, то и роста не даст. И Спасителя унижали, бесславили, заушали и били, чтобы иссушить жизнь, чтобы она высохла и плодов не дала. Демонски злое дело делали люди. Вознесли на крест Того, Кто всем дарует жизнь. Но Жизнодавца не могли удержать во гробе ни камень, ни печати. Силою Божества Своего Он воздвиг и тело, воскрес из мертвых. Враги Спасителя опять принялись за свою работу иссушения жизни. И теперь дело Спасителя они хотят подавить насилиями, подкупом и обманами. Воскресение Его они объясняют по своему: ученики будто унесли из гроба тело Его, несмотря на стражу. И за сей обман, они платят стражникам. А Воскресший Спаситель многажды является Своим ученикам, глаголя им, яже о царствии Божии ( Деян. 1:3 ). Явившись в первый день по воскресении Своем, Господь Иисус Христос говорил им: мир вам: якоже посла Мя Отец, и Аз посылаю вы. И сие рек, дуну и глагола им: приимите Дух Свят. Имже отпустите грехи, отпустятся им: и имже держите, держатся ( Ин.20:21–23 ). Спаситель посылает Своих учеников на дело проповедания Царства Божия людям. Но подготовлены ли к этому великому делу сии посланники Господа Иисуса Христа? Рассуждая по человечески, скудна их подготовка.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

«Господи! половину имения моего я отдам нищим, и если кого чем обидел, воздам вчетверо» ( Лк.19:8 ), говорил Закхей Спасителю. Верный в мале, и во мнозе верен есть: и неправедный в мале, и во мнозе неправеден есть (– 10). «Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом». Среди слушателей Спасителя были мытари и фарисеи. Последние были, как и первые, сребролюбивы. К разряду таких же сребролюбцев принадлежал и Иуда Искариот. Слыша теперь из уст Спасителя истинную оценку богатства, они по своему разумению могли сделать возражение. Богатство будто не мешает и Богу служить. Спаситель признает это, да только под условием, если богатый употребляет свое имущество на приобретение друзей достойных царства Божия. По сребролюбцы мечтали о себялюбивом обладании, страстном и в то же время представляли себе делом возможным совершенное служение Богу. Спаситель желает рассеять эти неправильные мысли. Верный в мале, т. е. мудро и согласно с волею Божиею распоряжающийся богатством, может получить доверие и к обладанию большими благами. Малое означает земное, тленное богатство, то, что Спаситель назвал мамоною неправды. В противоположность этому малому представляется истинно великое, не гибнущее, царство Божие с вечными неизреченными благами и блаженством. Неверному в малом нельзя доверить большего. Нежелающий исполнять воли Господа в тленном, временном, земном не может рассчитывать получить в обладание нетленное, вечное и небесное. Неверный ведь достоин наказания, а не награды. Значит, ошибались сребролюбцы фарисеи и мытари, что будто и при любостяжании, когда сердце занято кумиром, можно и служить Богу, и получить от Него награду. Мог, конечно, взять себе хороший урок из этих слов Спасителя и сребролюбивый Иуда. Он был почтен высоким званием ученика Спасителя. Сердце же его оказалось занятым страстью к стяжанию, приобретению в свою пользу. Как ему доверить высокие дары апостольского служения, когда он оказался неверным в столь малом, как вметае мое в ковчежец на нужды Спасителя и Его учеников? Слова Господа и во веки веков будут служить предостережением для себялюбцев, скупых, сребролюбивых, которые все упование свое возлагают на суетное богатство. Пусть они помнят, что, будучи неверны в малом, временном и тленном, они не могут быть верными в большем, нетленном и вечном. Где благо их, там и сердцу. Богатство заняло сердце. Не может в него протесниться благодатная сила Божия во спасение. Посему то неверные в земных дарах Божиих не могут получить и небесных. Значит, все они и должны будут лишиться вечной блаженной жизни. Богатство заградит им путь к небу. Так далее изображает это и Сам Спаситель.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Господин сказал: возмите убо от него талант и дадите имущему десять талант: имущему бо везде дано будет и преизбудет: от неимущаго же, и еже мнится имея, взято будет от него (–28 и 29). «Итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов: ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неумеющего отнимется и то, что имеет». Господин приказывает у ленивого раба отобрать талант и передать его тому, кто более получил. Преподобный Ефрем Сирин слова Спасителя: имущему дано будет и преизбудет изъясняет такою притчею: «В некоторой стране был владетель дома, у которого были два раба и три пары волов. И он дал одному рабу две пары волов, а другому одну, и сказал им: «пойдите, работайте, пока не прииду к вам». Получивший две пары пошел, работал на волах, и сам весьма разбогател, и волов откормил на удивление. А получивший одну пару пошел, привязал волов к яслям, и вовсе ни на что не употреблял их, сам же лег и уснул. Потом приходит господин рабов тех посмотреть на работы их. И увидев работу и прибыток получившего две пары, благословил его. После того приходит и к другому рабу и находит его спящим, а волов привязанными к яслям и истомленными от голода и жажды. И когда господин раба сего увидел, что он ничего не делал, а волы истомлены, тогда сказал сам в себе: «если оставлю волов у этого ленивого раба, погубит он их: поэтому отниму у него волов своих и отдам хорошо работавшему и радевшему о деле своем: имущему бо везде дано будет и преизбудет: от неимущаго же, и еже мнится имея, взято будет от него» (Твор.ч.2:197–8 стр.). Вот ленивый раб лишился волов, а деятельный получил их от него. Так рассуждай и о талантах, будут ли они благодатными, душевными ли, или даже вещественными. Труд, деятельность и усердие сопровождаются преумножением талантов. Без этих последних нельзя начать великого дела устроения своего спасения. Благодать Божия есть совершенно необходимый талант для всех. Но и она даруется не в одинаковой мере каждому. Господь знает, кому сколько вверить, чтобы он мог спастись.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Господь Бог сотворил человека с таким назначением, чтобы он познавал Бога, любил и прославлял Его и через это вечно блаженствовал. Назначение человека к вечному блаженству именуется предопределением Божиим.Так как Бог неизменяем, то и определение его о блаженстве человека осталось неизменным даже после падения человека. Господь по своему предведению и бесконечному милосердию предопределил открыть и падшему человеку новый путь к достижению блаженства через Единородного Сына Своего, Спасителя нашего. Избра нас в Нем прежде сложения мира ( Еф. 1:4 ), говорит слово Божие. Так как Господь Бог хочет, чтобы все люди спаслись, то он Предопределил даровать и действительно даровал решительно всем людям предваряющую благодать и верные средства к достижению блаженства. Но не все люди желают воспользоваться богодарованными средствами к спасению. Иные произвольно отвергают их. Разумеется, они и не получат того, к чему Бог предназначил их. Против воли никто не спасется. А тех, которые даруемую Господом Богом благодать добровольно принимают, пользуются и богодарованными средствами и идут указанным от Бога путем блаженства, собственно предопределил к блаженству. Ихже предуведе, тех и предустави,т.е. «кого Он предузнал, тем и предопределил» ( Рим. 8:29 ), говорит слово Божие. В изложении веры восточных патриархов сказано: «поскольку Бог предвидел, что одни хорошо будут пользоваться своей свободной волей, а другие худо: то посему одних предопределил к славе, а других осудил» (гл.2). Сотворивши мир и человека, Господь Бог не покинул его без Своего промысла, особого попечения. Промыслом Божиим именуется непрестанное действие Господа Бога, по которому Он Своей премудростью, всемогуществом и благостью сохраняет бытие и силы тварей, все направляет к благим целям, во всяком добром деле человека помощь оказывает, а зло или пресекает, или направляет к добрым последствиям (Потоп и Иосиф). В слове Божием весьма часто говорится о промысле Божием. Господь наш Иисус Христос благоволил сказать: Воззрите на птицы небесныя, яко не сеют, ни жнут, ни собирают в житницы, и Отец ваш небесный питает их.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Господь наш Иисус Христос есть Единородный Сын Божий и по человечеству наследник всего Божьего достояния. Он Сам говорит: вся мне предана суть Отцом Моим ( Мф.11:27 ), а посему Ап. Павел и прямо именует Его Наследником, имже Бог Отец и веки сотвори ( Евр.1:2 ). Но будучи сиянием славы Отчей и образом Ипостаси Его и держа все словом силы Своей ( Евр.1:3 ), Единородный Сын Божий явился на землю в образе человека. Слово, Второе Лицо Пресвятой Троицы, стало плотью ( Ин.1:14 ). Оно благоволило принять в единство Божественного лица человеческое естество. Явился на земле Богочеловек. Он во своя прииде, пришел к своим ( Ин.1:11 ), в свой собственный виноградник. Тридцать лет прожил Он от Своего рождения в безвестности. Только немногие избранные знали о Нем. Но после крещения от Иоанна Богочеловек выступил на общественное служение. Божественное учение Его и чудеса обратили на Него внимание. Но делатели злые виноградника, т.е. народные руководители из партии фарисеев книжников и саддукеев совет сотворили погубить Иисуса. За что? Они сами не находят вины. После воскрешения Лазаря «многие из иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус, уверовали в Него. А некоторые из них пошли к фарисеям и сказали им, что сделал Иисус. Тогда первосвященники и фарисеи собрали совет и говорили: «что нам делать? Этот Человек много чудес творит. Если оставить Его так, то все уверуют в Него» ( Ин.11:45–48 ). Что же будет, если все уверуют? На совете члены его умолчали о том, что действительно будет, и указали на мнимую опасность от римлян. Но ведь ясно им было, что Иисус, Наследник достояния Божия, неисправных делателей в винограднике подвергнет взысканию и заслуженному ими наказанию. Все в Него уверуют, и Он будет Главою нового виноградника, а нерадивые виноградари изгнаны будут вон. Понимают это первосвященники и фарисеи. И вот «один из них, некто Каиафа, будучи на тот год первосвященником, сказал им (членам совета): вы ничего не знаете и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб» ( Ин.11:49–50 ). Как этот голос напоминает совещание виноградарей: приидите, убием его! Нам лучше будет, мечтают они. Мы удержим достояние его. Мы останемся деятелями в Божием винограднике, церкви ветхозаветной. И все у нас пойдет по-прежнему. Ни откуда опасности не будет. Господство останется в наших руках.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Господь наш Иисус Христос часто молился, желая и всем Своим последователям дать пример для подражания. «Случилось, что, когда Он в одном месте молился, и перестал, один из учеников Его сказал Ему: Господи! научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих» ( Лк.11:1 ). На сей раз Спаситель совершал Свою молитву на Елеонской горе, недалеко от Вифинии. Он любил уединяться. Ученики знали это и обыкновенно не стесняли Его своим присутствием. Но лишь только Спаситель оканчивал молитву, как они с радостью окружают Его и простодушно высказывают Ему свои желания. Вот Учитель молился, а они вероятно в некотором отдалении пребывали в молчании. Быть может, они видели молящимся Спасителя. Как божественно хорошо молился Он! А они так не умели. Но и у них есть желание молиться. Креститель Иоанн научил учеников своих молитве. Быть может, он указал им некоторые особые обряды и дал особенные свои молитвословия. Но Господь Иисус Христос видимо ничего подобного пока не указывал Своим ученикам, кроме примера в Своих молитвах. Ученики, однако, не слышали слов Его молитвы. Да и никаких новых внешних знаков Господь и не употреблял. Он возводил очи на небо, преклонял колена и главу, воздевал руки к небу. Но ведь эти внешние знаки были в употреблении у евреев. Ученикам Спасителя они были известны. Если же теперь один из них просит Его научить их молиться, то, конечно, разумеет под этим какое либо особенное молитвословие. Так и Спаситель ответил на просьбу ученика. Он предложил известную всем нам и часто повторяемую молитву Господню. Рече же им: егда молитеся, глаголите: Отче наш , иже на небесах, да святится имя Твое: да приидет царствие Твое: да будет воля Твоя яко на небеси, и на земли. Хлеб наш насущный подавай нам на всяк день: и оставь нам грехи наша, ибо и сами оставляем всякому должнику нашему: и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого ( Лк.11:2–4 ). Кратка, но воистину Божественно превосходна молитва эта. Она положена в основу всех молитвословий христианской Православной Церкви. Спаситель же, сказав молитвословие, пожелал еще научить учеников Своих тому, что молитву и прошения должно возносить к Господу Богу в терпении. Бог милосерд и человеколюбив. Но, желая испытать веру молящегося, Он не всегда тотчас подает просимые блага. Неужели посему молящийся должен прекратить свою молитву? В неисполнении прошения не может ли он увидеть, что молитва его тщетна на сей раз? Такая мысль была бы ошибочною. Решение приостановить молитву действительно лишило бы молящегося просимого блага. Из замедления ответа нельзя вывести такого заключения, что Господь не хочет исполнить прошения молящегося. Так что же ему должно делать? Продолжать молитвы и прошения с терпением, покорностью воле Божией и с твердою надеждою на милость Божию. Это-то Господь Иисус Христос и дал нам разуметь, в Своей притче о друге, просящем хлебов.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Господь ценит ревность и усердие, а не то, сколько кто приобретает. Мы все ведь знаем, что всякое наше дело доброе есть действие благодати Божией при нашем расположении и усердии. Если же Сам Господь Своею благодатью соделывает добрые дела в нас и чрез нас, но не без нашего старания, то, конечно, и награда будет дарована не за дела самые, а за расположение и усердие к ним. Все это ясно и из дальнейших слов притчи. По мнозе же времени прииде господин раб тех и стязася с ними о словеси (–19). «По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета». По долгом времени возвратился господин, а не вскоре после удаления своего в чужую, дальнюю страну. Господь Иисус Христос этими словами желал указать на то, что второе славное пришествие Его на землю будет замедлено. Ученики Его просили сказать им: «когда это будет? и какой признак Твоего пришествия?» ( Мф.24:3 ). Событие, которое разумели ученики, ближайшим образом касалось падения Иудеи и разрушения Иерусалима. Но они связывали с ним и второе пришествие Спасителя и ожидали его в скором времени, ибо и Сам Спаситель говорил им: «истинно говорю вам: не прейдет род сей, как все сие будет» ( Мф.24:34 ). «Все сие» относится к разрушению Иерусалима. Но не тогда будет день славного пришествия Господа Иисуса Христа для суда над родом человеческим. Продолжая беседу уже притчами, Спаситель и дает понять ученикам Своим, что день, этот настанет только по мнозе времени, а не во дни апостолов. Конечно, указание на много лет времени не определяет точно срока пришествия Господа. Да о дне том Он не благоволил сказать, а учил только, что день этот настанет, и всякий род и всякое поколение должны жить так, как будто именно во дни их и приидет Господь. Отдаляя же день страшного суда, Спаситель тем поощряет нас к усиленному труду во спасение. И малый талант, если он долее будет в обращении, более принесет пользы. Тем более будет похвалы усердным труженикам. Для них важно то только знать, что приидет Господь и воздаст каждому по делам. А что Он замедлит, так в этом для них благо. Когда же явится Спаситель наш, то потребует отчета у всех, какими бы кто ни одарен был талантами. И никто не избегнет этого испытания. Но с радостью и великим упованием приступят к ответу только верные и усердные рабы. Они ожидают этого желанного для них дня. Упование их на милость Господа велико. Совесть не упрекает, ибо данных им талантов они не истратили и не оставили их без прироста. Подобно апостолу Павлу каждый из них справедливо может тогда говорить: «подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия» ( 2Тим.4:7–8 ). Так и в притче показуется, что первыми приступают с отчетом добре трудившиеся и верные рабы господина.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Готовится разрешение, прощение. Но это еще не все. Милосердый отец восстановляет блудного своего сына во всех правах наследства и сыновнего достоинства. Рече же отец к рабом своим: изнесите одежду первую, и облецыте его, и дадите перстень на руку его, и сапоги на нозе: и приведше телец упитанный заколите, и ядше веселимся: яко сын мой сей мертв бе, и оживе: и изгибл бе, и обретеся. «А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите: станем есть и веселиться, ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся». Когда это было исполнено, начаша веселитеся ( Лк.15:22–24 ). Приметь, как велика отеческая любовь. Ни единого упрека, ни укоризны не вышло из уст отца, как будто сын ничего преступного не сделал. Но и этого еще мало. Отец велел уготовить пир. Все близкие и домочадцы будут веселиться. А возвратившийся блудный сын в лучшей одежде, с перстнем на руке и в сапогах станет присутствовать среди гостей, как сын и наследник домовладыки отца. Радующийся отец сам удостоверяет, что возвратившийся из далекой страны в рубище есть его сын. Он как бы воскрес из мертвых, ибо погибал, но теперь нашелся. Посему и стали веселиться в доме. От приточной речи обратитесь к грешнику, исповедующему свои грехи пред Богом в присутствии священника свидетеля, поставленного вязать и разрешать. Слезы и сердечное умиление суть показатели искренности исповедания. Иерей разрешает. Веруйте, что и Господь со словом его разрешил. С Господом радуются сонмы ангелов. Слезы кающегося для них есть истинное вино веселия. Милосердый Господь не хочет и вспоминать беззаконий покаявшегося грешника. Он Своею благодатью предваряет его покаяние, показывая тем Свою любовь к падшему, подкрепляет его на покаянном пути и разрешает от грехов. Но это не все. Господь возвращает покаявшемуся новую одежду нетления. Таковая одежда уже дарована была христианину в крещении. Но грешник запятнал ее, измазал и в ветхость привел. Она стала рубищем души его. И вот милосердый Господь возвращает ее опять чистою, крепкою и новою. Вместе с одеждою возвращается и перстень, т.е. обручение Богу, союз, дар Духа Святого. Наконец, и ноги покаявшегося приобретают с Божией помощью силу и крепость на дела благие. Так Господь ущедряет бывшего грешного Своего сына по благодати, но в себя пришедшего и покаявшегося. Велика и неизреченна любовь Бога к человеку. Однако и здесь еще не конец милостей. Радуясь возвращению грешника на путь покаяния и исправления жизни, Господь делает его причастным вечери таинственной, Тела и Крови Спасителя в жизнь вечную и в оставление всех грехов. Ангелы, сослужившие божественную литургию, радуются, видя участником в вечери раскаявшегося и прощеного грешника.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Да, братие, Лазарь был человек ветхозаветный. Но ведь и в ветхом Завете Божественное Откровение научало людей веровать в Бога, Творца мира и Промыслителя, признавать бытие ангелов святых и духов злобы, ожидать по смерти всеобщего воскресения и праведного воздаяния за дела. Был в ветхом Завете еще один важнейший предмет веры, вера в грядущего Мессию, Искупителя. Эта вера, была спасительна и для ветхозаветного человека. Ею ветхозаветные праведные люди «побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих; жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не принявши освобождения, дабы получить лучшее воскресение; другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли» ( Евр.11:33–38 ). Такова сила веры была и у ветхозаветных людей богоизбранного еврейского народа. Праведные мужи ею были сильны. Только укрепляемые верою, они с мужеством переносили озлобления, мучения, побиения и смерть. Приточный Лазарь, ею же воодушевленный, терпеливо сносил свое бедственное положение. Он чаял утехи в будущей жизни. Горька была судьбина его, рассуждая по разуму человека мира сего: терпел он бедность, болезнь тяжкую и голод. Был праведный Иов на земли. Господь Бог попустил ему терпеть бедствия и болезнь после многих лет благополучия и довольства. Вот что говорил он, находясь в крайне бедственном положении: аще благая прияхом от руки Господни, злых ли не стерпим, во всех сих приключившихся ему, ничимже согреши Иов устнама пред Богом ( Иов.2:10 ). И бедный Лазарь подобно Иову не даде безумия Богу, не роптал, не бранил счастливцев мира сего, не завидовал. А почему? потому, что верою ожидал за терпение воздаяния в будущей жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010