евангелист Матфей. В русском переводе читаем так: «Если же раб тот скажет в сердце своем: нескоро приидет господин мой, и начнет бить слуг и служанок, есть и пить и напиваться, то приидет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его .одной участи с неверными». «Там будет плач и скрежет зубов». Нерадивый, ленивый испорченный до мозга костей приставник, конечно, может найти повод к нерадению и своеволию. Господин отошел. Скоро ли он возвратится? В сердце что-то подсказывает: нет, не скоро. Испорченная душа уже радуется. Руки получают мнимую свободу совершать несправедливости и жить в свое удовольствие. И не думает неверный раб о том, что рано ли, или поздно, но возвратится ведь господин и потребует ведь отчета. Ранее или позднее, а ленивый и нерадивый должен будет понести наказание. Да и какое еще? Тяжкое, употреблявшееся у восточных народов, рассечение пополам, или распиливание. Такая казнь применялась только к изменникам, неверным людям. При мысли одной о подобной участи должно бы поднять плач. Если от приточной речи обратиться к прямому смыслу, то изречение Спасителя будет означать, что неверные приставники, неверные и нерадивые рабы, дурно пользовавшиеся дарованными им средствами к спасению себя и других, получат тяжелое наказание. Место плача и скрежета зубов именуется и адом. Оно уготовано неверным ангелам, падшим духам, а также неверующим и беззаконникам, живущим только для плоти и по плоти. Это Господь Иисус Христос выразил ясно и в дальнейших словах Своей приточной беседы. Той же раб ведевый волю господина своего, и не уготовав, ни сотворив по воли его, биен будет много: неведевый же, сотворив же достойная ранам, биен будет мало. Всякому же, ему же дано будет много, много взыщется от него: и ему же предаша множащие просят (истяжут) от него ( Лк.12:47–48 ). «Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Его отвергли вожди иудейского народа. Но Он Себя Самого положил в основание Церкви. Он стал Главою ее. И основания инаго никто же может положити паче лежащаго, еже есть Иисус Христос ( 1Кор.3:11 ). На сем единственном основании и стоит Церковь Христова. Как Краеугольный Камень, Господь Иисус Христос соединил в Себе некогда разрозненных язычников и иудеев. «Вы, говорит Апостол Павел уверовавшим во Христа язычникам, вы были в то время (до обращения к вере) без Христа, отчуждены от общества Израильского, заветов обетования, не имели надежды и были безбожниками в мире; а теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровью Христовою. Ибо он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду Плотью Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, и в одном теле примирить обоих с Богом посредством Креста, убив вражду на нем, и пришед благовествовать мир вам, дальним и близким, потому что чрез Него и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном духе» ( Ефес.2:12–18 ). Но зиждущии, т.е. книжники фарисеи, ленивые и нерадивые, порочные деятели в Божием винограднике, читавшие пророков и закон, не приняли во внимание голоса Псалмопевца. Намеренно смежили они глаза, чтобы не видеть, и заслонили уши, чтобы не слышать, – отолсте бо сердце людей сих. Камень Христос был ими отвергнут. Но на Нем основывается новое Царствие Божие. Виноградник передается новым виноградарям. Старые деятели изгоняются, ибо они сами не хотят войти в этот обновленный виноградник. По этой то причине, сего ради глаголю вам, продолжал Спаситель Свое слово к слушателям притчи, яко отъимется от вас Царствие Божие, и дастся языку, творящему плоды его ( Мф.21:43 ). Царствие Божие или Церковь Христова, основанная на Камне Христе, дастся, по словам Спасителя, иному языку, другому народу. Какому же это? В Церкви Христовой несть еллин, ни иудей, обрезание и не обрезание, варвар и скиф, раб и свобод, но всяческая и во всех Христос ( Кол.3:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Единым всемогущим Врачом душ стал Господь наш Иисус Христос. Точно самарянин милосердый, Он не прошел мимо падшего человека. Прииде бо Сын Человечь взыскати и спасти погибшаго ( Лк.19:10 ). Своею Кровью Он избавляет человека от разбойников и врачует раны, ибо «в Нем мы имеем искупление Кровью Его и прощение грехов» ( Колос.1:14 ). «Кровь Иисуса Христа Сына Божия очищает нас от всякого греха» ( 1Ин.1:7 ), исцеляет раны души. А елей помазания суть дары Духа Святого, сообщаемые нам в таинствах, которые именуются и духовными повязками, обязаниями. Но излив за нас кровь Свою и даровав нам в ней врачевание душевных ран и возлив от Духа Святого, Милосердый Самарянин, Господь Иисус Христос, доставил нас в гостиницу, т. е. в Церковь Святую. Это тихое и безопасное прибежище от разбойников. В ней дарованы нам орудия для обороны. Дражайшее имя Иисуса прогоняет разбойников. Они боятся сами того, кто вооружен именем Иисуса и исповеданием Его распятым, т. е. крестным знамением. В этой гостинице указуются и другие орудия самозащиты: щит веры и меч духовный, который есть слово Божие ( Еф.6:16–17 ). Слово Божие и все таинства означаются и теми двумя динариями, которые дал Милосердый Самарянин хозяину гостиницы. Хозяин же изображает собою дар священноначалия, установленного Господом в Церкви для освящения членов ее, для научения и управления ими. Хозяину гостиницы дано поручение заботиться о больном до возвращения милосердого самарянина. И Господь наш Иисус Христос сказал Своим апостолам: шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, учаще их блюсти вся, елика заповедах вам ( Мф.28:19–20 ). По воскресении Своем из мертвых Спаситель явился ученикам и сказал им: мир вам: якоже посла Мя Отец, и Аз посылаю вы. И сие рек, дуну и глагола им: приимите Дух Свят, Им же отпустите грехи, отпустятся им: и им же держите, держатся ( Ин.20:21–23 ). Так апостолам, а в лице их преемникам поручается пастырское служение для учения, управления и совершения таинств во спасение верующих.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Елижды бо аще ясте хлеб сей, и чашу сию пиете, смерть Господню возвещаете, дóндеже приидет ( 1Кор.11:26 ). Иже Христовы суть, плоть распяша со страстьми и похотями ( Гал. 5:24 ). Распять плоть должно воздержанием от страстей и похотей и действиями им противными. Например, гнев побуждает нас злословить врага и делать ему зло. Мы противимся этому желанию. Вспоминая, как Господь наш Иисус Христос на кресте молился за Своих недругов, и мы начинаем молиться за своего и угашаем таким образом гнев. Вот это и значит, что мы распяли страсть гнева. Пятый член Символа веры Верую во единого Господа Иисуса Христа, воскресшаго в третий день по писанием, аминь. Господь наш Иисус Христос даровал нам доказательство того, что Его страдания и смерть спасительны для нас, в Своем славном воскресении. Святой ап. Павел пишет: ныне Христос воста от мертвых, начаток умершим бысть. (Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших) ( 1Кор. 15:20 ). А о том, в каком состоянии находился Господь наш Иисус Христос от смерти Своей до воскресения, хорошо сказано в одном пасхальном и литургийном песнопении: Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в раи же с разбойником, и на престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй, неописанный. Адом на греческом языке называется место, лишенное света. В христианском учении под ним разумеется духовная темница, т.е. состояние духов, грехом отчужденных от лицезрения Божия и соединеннаго с ним света и блаженства. А сходил в ад Спаситель наш с целью проповедывать там победу над смертию и избавить души, которые с верою ожидали Его пришествия. Так свидетельствует и слово Божие, говоря: Христос единою о гресех наших пострада, Праведник за неправедники, да приведет ны Богови: умершвлен убо быв плотию, ожив же духом, о немже и сущим в темнице духовом сошед проповеда ( 1Петр. 3:18–19 ). «Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сошед, проповедал».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Если боишься уже быть обманутым, то можешь приобретать друзей чрез посредство благотворительных обществ. В них уже ни одна копейка не пойдет без пользы. Много ведь у нас существует благотворительных обществ. Вот, для примера, в недавнее время открываться стали у нас дома трудолюбия. В них честные бедняки желают потрудиться лучше, чем просить милостыню. Однако ведь личный труд их не окупает всех расходов на содержание бедных тружеников. Является нужда в жертвах людей состоятельных. Вот и удобно от богатства приобретать друзей желающим. А желать-то этого все должны. Ведь приидет время оскудения. Тогда великая будет нужда в друзьях. Молитвы бедняков и исходатайствуют благотворителям милость у Господа. Это то и означают слова Спасителя, что друзья наши, приобретенные путем благотворения им, примут нас в вечные обители. Только то, братие, нужно помнить, что с благотворением нужно соединять и другие добродетели: веру, покаяние, надежду и любовь. И еще никогда не забывайте, что благотворения только в том случае принимаются Господом, когда они совершаются от средств; приобретенных честно и безгрешно. Представьте, если бы кто приобрел богатство воровством или обманом и стал бы часть его уделять бедным. Какая цена такому благотворению? Одних человек обижает и заставляет слезы проливать, а других утешает. Первые жалуются Господу, а вторые молятся за благодетеля. Но Сам Господь сказал: «если ты принесешь дар твой к жертвеннику (жертву Господу Богу Самому) и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» ( Мф.5:23–24 ). Господь не хочет принимать дар, если у человека есть ближние, которые во гневе на него пребывают, и не без причины. Если же Бог не приемлет жертвы от человека, не примирившегося с ближними, то как Он приимет жертву неправедного богача, на которого жалобы приносят им обиженные? Ему нужно примириться. Пусть мытарь Закхей послужит для него примером в подражание.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Если бы законник имел только одно злое намерение, то Спаситель не преминул бы указать на это. Однако сего не произошло. Он же рече к Нему: в законе что писано есть, како чтеши? (–26). «Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь?» На вопрос книжника Спаситель ответил вопросом. Уже, конечно, законник знал основную заповедь Божьего закона. Важно было, чтобы сам он и прочитал эту заповедь. Если Спаситель не внесет ничего несогласного с нею, то ясно тем покажет, что Он не разрушает закона, как распускали молву недруги Его. Но вот книжник теперь сам убедиться может, насколько справедливо это. Если бы в душе вопрошавшего законника и таился злой умысел уловить Господа Иисуса в слове, то, очевидно, ему это не удается. Конечно, он понимает важность вопроса Учителя. Что написано в Божием законе, то есть воля Божия. Никакое человеческое толкование не может быть поставлено с ним на ряду. Книжники были любителями толкований. В них они изощрялись. От умения плодить и разнообразить мнения зависела слава учителей. Спаситель просит книжника прочитать слова закона без всяких толкований. Законник читает: Возлюбити Господа Бога твоего от всего сердца твоего, и от всея души твоея, и всею крепостию твоею и всем помышлением твоим: и ближняго своего, яко сам себе (–27). «Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостью твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя. Да, так написано в Божием законе: «Слушай, Израиль, Господь, Бог наш, Господь един есть. И люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею и всеми силами твоими. И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем и в душе твоей. И внушай их детям твоим и говори об них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая ( Втор.6:4–7 ). И о любви к ближнему Божий закон ясно говорил: «люби ближнего своего, как самого себя. Я Господь, Бог ваш» ( Лев.19:18 ). Так значит, законник верно ответил на вопрос Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Если бы судьи стали обвинять Его в каком-либо мнимом сопротивлении гражданской власти или в очищении храма, которое они могли представить как публичный скандал в святом месте, то это могло скорее вызвать сочувствие к Нему фарисеев, пылавших патриотическою ненавистью к римлянам и неприязненно смотревших на профанацию святынь храма священниками. Поставить в вину Спасителю то, что обыкновенно ставили фарисеи, нарушение отеческих преданий и Моисеева закона, преимущественно постановлений о субботе – саддукейские судьи не могли, потому что такая вина согласовалась бы с их собственными взглядами. Оставалось одно средство – обратиться к лжесвидетелям. При тогдашнем упадке нравов иудейского народа не составляло большого труда набрать целую толпу негодяев, которые готовы были клятвою подтвердить любое, самое невероятное обвинение, возведенное на кого бы то ни было. По всей вероятности, эти лжесвидетели получили соответствующие инструкции от судей и, подготовленные заранее, выступили со своими обвинениями. Увы! Все эти обвинения не были достаточны для того, чтобы погубить Подсудимого окончательно, быть может, именно потому, что лживые, выдуманные свидетельства редко согласуются между собой, а по закону требовалось единодушное, торжественнее показание, по крайней мере, двух свидетелей, чтобы обвинение имело силу и было принято, судилищем. Наконец явились два лжесвидетеля, говорившие одно и то же. Они единодушно заявили: «мы слышали, как Он говорил: Я разрушу храм сей рукотворенный, и через три дня воздвигну другой, нерукотворенный. Но и такое свидетельство их не было достаточно» ( Мк.14:58–59 ). Первосвященники, старцы и весь синедрион искали ложного свидетельства против Иисуса, чтобы предать Его смерти, и не нашли ничего. Три года они стерегли Его во всех Его словах, делах и во всех Его путях. Три года непрерывно они следили проницательным взором ненависти и злобы за всею Его жизнью, чтобы хоть в чем-нибудь найти вину или проступок. Три года они строили Ему всевозможные козни в надежде, что Он хоть однажды скажет легкомысленное слово, хоть однажды сделает необдуманный или несправедливый шаг.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Kinesh...

Жених и отвечает им, что он не может открыть дверей для просителей, ибо не знает их. Но как не знает Господь всеведущий так нуждающихся теперь в Его милосердии? Знает, конечно, ведает и их достоинство. Но ответом Своим Он дает им понять, что они не Его и потому не могут быть с Ним в царстве славы. В другом месте Спаситель однажды повторил без притчи в таких же выражениях отвержение делающим беззаконие. «Многие скажут Мне в тот день, т.е. в день страшного суда: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» ( Мф.7:22–23 ). «Отойдите от Меня, ибо Я не знал вас», так скажет Господь в день тот беззаконникам. Так и жених говорит неразумным девам. «Когда Христос Сам сказал им это, рассуждает св. Иоанн Златоуст , то остается; ожидать не иного чего, как геенны и несносного мучения: даже эти слова страшнее самой геенны; они сказаны и делающим беззаконие» (Бес. на Ев. Мф.; 3, 436 стр.). Так девы неразумные и не были допущены на брачное торжество. Остались они вне чертога, во мраке ночи, в холоде и глубоком горе. Лишение их участия в торжестве доставляет им мучение. Но после всеобщего суда к душевным страданиям грешников присоединятся и страшные муки для тела. Люди, оставшиеся вне царства славы, услышат не только глас Господа, отсылающий от Себя, но и повелевающий идти им в огонь вечный, уготованный диаволу и аггелам его ( Мф.25:41 ). О, страшно и подумать о сем грозном гласе. На веки вечные отошлет Господь Бог грешников на место мучения, страдания и безнадежного скрежета зубов. Не право и не согласно с словом Божиим учили некоторые из христиан, что будто Господь помилует и осужденных грешников после страданий их более или менее продолжительных. Нет слов, милосердие Божие велико, но не менее ведь велика и правда Его. То и другое свойство Господа Бога уже проявят себя в равной мере. Действовала любовь Божия, окончила свое дело и правда.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

За любовь и – прощение, а за прощение–благодарение Богу. Много и глубоко любящему многое и прощается. Нам, чадам Православной Церкви, Бог даровал неизреченные и пребогатые милости. В таинстве крещения Он уничтожил в нас наследственный грех . За одно это мы не можем достойно возблагодарить Господа. Никто бы из нас не мог и ожидать спасения, если бы мы еще пребывали в прародительском грехе, а следовательно, и были бы чадами гнева Божия. Но вот что говорит св. апостол Павел: «верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый. Но для того я и помилован, чтобы Иисус Христос во мне первом показал все долготерпение, в пример тем, которые будут веровать в Него к жизни вечной» ( 1Тим.1:15–16 ). Да, Сын Божий пришел на землю, чтобы спасти род человеческий от греха, проклятия и смерти. Своим учением, страданиями, смертью и воскресением Он и совершил это дело искупления. Никто из сотворенных Богом существ, ни человек, ни ангел, не могли принести Богу такой жертвы, которая бы могла удовлетворить Господа Бога. Он был оскорблен грехом человека. Правда Его требовала удовлетворения. Но что мог принести Богу в выкуп за себя грешный человек? Все люди повредились грехом. Не было ни одного человека чистого от прародительской скверны. Да если бы и ангел явился на землю во плоти, то и он, как несовершенный, не мог принести Богу достаточной жертвы. Тварь не могла удовлетворить Творца. Совершеннейший Бог не принял бы жертвы несовершенного ангела и не простил бы грешного человека. Посему-то Бог Сам определил способ искупления людей. Отец не пощадил единородного Сына Своего и послал Его в мир. Приняв в единство Лица Своего и человеческое естество, Сын Божий стал Богочеловеком. Божественное и человеческое естества соединились в Нем нераздельно и неслиянно в одно Лице. Таковая только жертва безгрешного Богочеловека и была достаточною для того, чтобы удовлетворить правосудию Божию. И вот Господь наш Иисус Христос волею принимает на Себя великое дело искупления рода человеческого.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

За первым выступает и второй раб, которому дано было два таланта. Приступил же и иже два таланта приемый, рече: господи, два таланта ми ecu предал: се, другая два таланта приобретох има (–22). «Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них». И второй раб оказался столь же верным и усердным, как и первый. Он так же благодарен господину, так же смиренен, относя к своим трудам и деятельности немногое. Но господин похваляет его теми же словами, какими похвалил первого раба, и дарует ему одинаковую награду. Рече же ему господь его: добре, рабе благий и верный: о мале ми был ecu верен, над многими тя поставлю: вниди в радость господа твоего (–23). «Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего». Того и другого раба господин признал добрыми, трудившимися усердно, а потому и позвал их вниде в радость свою. Радость господина великая. Он торжествует свое благополучное возвращение. Он зрит пред собою верных рабов. Он желает, чтобы эти рабы насладились его радостью. Всякому человеку известно чувство радости. Источники этого чувства, однако, бывают неодинаковы, а потому и степени радости различны. Радость возникать может от мира: радуется, например, человек, который имеет успех в торговых делах, по службе и в обществе. Этого рода радость бывает не прочна. Без всяких даже причин внешних она скоро ослабевает и погасает. Продолжительнее бывает радость от доброй совести. Всякий, вероятно, мог испытать эту радость, когда делал добро, и совесть одобряла дело. Пусть человек всецело посвятит себя деланию добра, и радость его будет продолжительна. Но оба эти вида радости объемлются человеком и не могут сполна удовлетворить его. Есть радость Господа вечная и бесконечная. Человек по милости Господа может войти в нее и наслаждаться ею, но никогда уже не может обнять ее. Потому-то радость эта и может быть бесконечно для человека. Таковую радость мы именуем вечным блаженством. Ею и наградил господин своих верных рабов.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010