Да, подтвердил Спаситель ответ книжников, приидет и погубит делатели сия и вдаст виноград инем ( Лк.20:16 ). Это исполнится и так скоро, как того не ожидают вожди народа иудейского. Некоторые догадывались, что притча к ним относится. Значит, и приговор, произнесенный книжниками и подтвержденный Спасителем, исполнится над ними самими. Слышавше же этот приговор, рекоша: да не будет, избави Бог ! Страшно и подумать о бедствии. А им угрожает Учитель. Да и правильно. Так рассудили и книжники, хотя приговор более всего их касается. Они хотели завладеть виноградником, а вместо того сами будут изгнаны из него, и он будет передан другим. Спаситель, взглянув на них, сказал: несте ли или николиже в писаниях: камень, егоже не в ряду сотвориша зиждущии, сей бысть во главу угла. От Господа бысть сие, и есть дивно во очию вашею ( Мф.21:42 ). Да, в псалме Боговдохновенный Песнопевец взывал: «вот врата Господа; праведные войдут в них. Славлю Тебя, что Ты услышал меня и соделался моим спасением. Камень, который отвергли строители, соделался главою угла. Это от Господа, и есть дивно в очах наших» ( Пс.117:20–23 ). Псалмопевец вещал о новозаветных временах. Какая это будет счастливая пора! Вот явятся Врата или Дверь с неба. Аз есмь дверь овцам ( Ин.10:9 ), сказал о Себе Господь наш Иисус Христос. В Нем наше спасение, надежда и отрада, буду петь и славить Его. Он есть Камень, соделавшийся главою угла. Его отвергли строители ветхозаветной церкви: законоучители, книжники и фарисеи. Но что сделают люди против Божьего дела? Камень сей Христос от Господа. Посему-то Он и мог стать Главою угла. Отверженный иудеями, Он оказался столь многоценным и твердым, что не только вошел наряду с другими камнями в состав здания, но стал угольным, соединившим собою две стены, т.е. уверовавших из иудеев и язычников. Пророк говорит, что от Господа это было. Ни человек, ни ангел не мог составить такого угла. В глазах наших, по нашему мнению, дивно это. Дивен союз двух народов в деле веры и благочестия. Ясно, что Божий пророк вещал о Мессии, Господе Иисусе Христе.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Да, соблазнители царствия Божия не наследуют. Это должно помнить всем. О если бы, братие, мы это помнили, как боялись бы мы делать то, что соблазняет наших ближних! Не только греховное, даже позволенное должно делать осмотрительно. Если брат мой соблазняется этим, то не стану делать того, что мне даже позволено. Послушайте, вот как говорит об этом св. апостол Павел: «пища не приближает нас к Богу: ибо едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем. Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных.... А согрешая таким образом против братьев, и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа. И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего» ( 1Кор.8:8–9; 12–13 ). Бывает впрочем, иногда и так что ближние соблазняются от добрых наших поступков. Ну, в таком случае мы не виновны пред Богом, и совесть наша должна быть покойною. Книжники и Фарисеи, например, соблазнялись учением и делами Спасителя и богохульствовали. Но в этом их вина, а потому и достойный восприяли они суд. Избави Бог от Фарисейского ослепления. Оно есть неисцеленный недуг души, склонной всем соблазняться на свою погибель. Да избавить нас Господь и от сего пагубного недуга, а мы со своей стороны постараемся не вводить ближних в соблазн. Если сделаем это, то и Господь исполнит наше прошение: не введи нас, Господи, во искушение! Иссушение смоковницы Если море с его обитателями повиновалось Господу нашему Иисусу Христу, как своему Владыке, то и предметы суши были покорны Его голосу. В Евангелии благовествуется только об одном чуде этого рода. Мы разумеем иссушение смоковницы ( Мф.21:18–22 ; Мк.11:12–26 ). После Своего торжественного входа в Иерусалим, Спаситель на ночь, не остался в городе. К вечеру Он с апостолами вышел по дороге к Вифании. Это было селение, недалекое от Иерусалима, при подошве горы Елеонской. Здесь Спаситель провел ночь. Поутру на другой день Он снова пожелал быть в городе Иерусалиме.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Да, язычники не думали о Боге истинном, дошли до потери веры всякой, работали греху и порокам. А Бог Сам благоволил открыть Себя им. Язычники нашли то, чего не искали. Дивное, чудное поле предлагалось им в обладание. Поле это есть Церковь Христова. В поле этом находятся изумительно дорогие сокровища: Христос, Истинный Бог, Глава, Домовладыка и Дух Святой, Истинный Бог, Животворящий раздаятель благ, слово Божие, живое и действенное, сила Божия во спасение верующему, закон Господень непорочный, обращаяй души, благодать спасительная всем человекам и рай, вечное блаженное жилище для праведных. Вот какие сокровища на поле, о котором услышали язычники из уст благовестников Христовой веры. Многие с радостью пожелали вступить в обладание этими сокровищами. Но как их приобрести? Нужно было оставить все, с чем сжились язычники, к чему привыкли и чем обладали в течение многих веков. И на это решались весьма многие. Они с апостолом Павлом, просветителем язычников, могли говорить: «что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего. Для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобресть Христа» ( Флп. 3:7–8 ). Конечно, вы читали, или слышали жития и страдания святых мучеников. Многие из них и славны, и знатны и богаты были в мире языческом. И что же? Все презирали они ради Господа, и жизнь полагали за Него в страшных муках. Так высоко ценили они найденное ими сокровище на поле Христовом. Уже подлинно продавали они все земное, чтобы получить небесное, Божественное, вечное, столь блаженное, какового блаженства теперь человек и представить себе не может. Благодарение Господу, святая Церковь на Руси родной воспитала для себя многих великих, славных и святых людей. Вспомните хоть некоторых из них. Из времен древних, от первых веков существования Церкви на Руси, ярким светом светятся Антоний и Феодосий Печерские . Что мирское могло отвлечь их от того сокровища, которое нашли они в Христовой Церкви? Антоний покидает родную землю, дом и родных и уходит на гору Афонскую.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Дары сии в это самое время прелагаются в истинное Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа. Словом прелагаются не объясняется образ, которым хлеб и вино претворяются в Тело и Кровь Спасителя, потому что этого, кроме Самого Бога, никто постигнуть не может, а показывается только то, что истинно, действительно и существенно хлеб становится Телом, а вино Кровью Господа Иисуса Христа. Причащающийся Тела и Крови Спасителя теснейшим образом соединяется с ним Самим и в Нем становится причастным вечной жизни. Сам Господь Иисус Христос благоволил сказать об этом: Ядый мою плоть и пияй мою кровь, во мне пребывает, и Аз в нем ( Ин. 6:56 ),Ядый мою плоть и пияй мою кровь имать живот вечный ( Ин.6:54 ). Но для того, чтобы сподобиться достойно причаститься св. Христовых Тайн и получить указанные блага, нужно к этому поготовиться. Надежными средствами к приготовлению служат: пост, молитва и очищение души от грехов в таинстве покаяния. Святой апостол Павел пишет: Да искушает человек себе, и тако от хлеба да яст, и от чаши да пиет: ядый бо и пияй недостоине, суд себе ест и пиет, не разсуждая тела Господня ( 1Кор. 11:28–29 ).«Да испытывает себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей, ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не разсуждая о Теле Господнем». Если приобщение Тела и Крови Спасителя дарует такие блага, то, конечно, христианин должен желать часто приобщаться. Древние христиане приступали к таинству в каждый воскресный день. Обыкновенно все, присутствовавшие на литургии, и удостоивались причащения. Позднейшие стали проявлять леность, да и часто неготовность к достойному причащению. Церковь , как любвеобильная мать, снисходит к немощам своих чад. Она заповедует исповедоваться пред духовным отцом и причащаться Тела и Крови Христовых не менее одного раза в год. Ревнующим о благочестии внушает она причащаться каждый месяц и чаще или четыре раза в год, т.е. в каждый пост. Не приступающие к причащению могут и должны участвовать в литургии молитвой, верой и особенно непрестанным воспоминанием Господа нашего Иисуса Христа, Который именно повелел сие творить в Его воспоминание ( Лук. 22:19 ) 2 . В православной Христовой Церкви Таинство святаго Причащения будет совершаться всегда до самого второго пришествия Христова. Елижды бо аще ясте хлеб сей, и чашу сию пиете, смерть Господню возвещаете дóндеже приидет. «Всякий раз, когда вы ядите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он приидет».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Девятая заповедь гласит: Не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна,т.е. не заставляй выслушивать, значит, не говори ложного на ближнего твоего. Ложное свидетельство бывает на суде, судебное, когда на кого в суд свидетельствуют, доносят или жалуются лживо. Ложное свидетельство бывает и помимо суда, когда на кого клевещут заочно, или кого в лицо порицают несправедливо. Христианину Евангелие не дозволяет судить ближнего даже тогда, когда в нем действительно существуют недостатки и пороки. Не судите, да не судимы будете, сказал Господь. Но судить предоставлено свыше некоторым лицам. Если они не исполнят своей обязанности, то тяжко согрешат пред Богом. Значит, судить не позволено только тому, кто не призван к этому делу, а самочинно принимается за него. Христианину не позволяется совсем лгать, хотя бы от его лжи никому не было вреда. Лжец и отец лжи есть диавол. Кто из людей лжет, тот подражает лукавому духу. А нам всем повеление дано подражать Господу Богу. «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный», сказал Господь Иисус Христос. Посему и св. ап. Павел заповедует верующим не лгать: темже отложше лжу, глаголите истину кийждо ко искреннему своему: зане есмы друг другу удове ( Еф. 4:25 ). Чтобы избежать грехов против девятой заповеди, нужно обуздывать язык, больше молчать и следить за собой. Хотяй бо живот любити и видети дни благи, да удержит язык свой от зла и устне свои еже не глаголати льсти. «Кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей» ( 1Пет. 3:10 ). Десятая заповедь читается так: Не пожелай жены искренняго твоего, не пожелай дому ближняго твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ни всего, елика суть ближняго твоего. Ясно, что десятою заповедию запрещаются желания, противные любви к ближнему, и, что неразлучно с желаниями, помыслы, не согласные с любовью к Богу и ближним, греховные. А запрещаются греховные помыслы и желания потому, что душа, если она обуревается ими, является нечистой перед Господом Богом. Мерзость Господеви помысл неправедный, говорит премудрый Соломон ( Притч. 15:26 ). Да и то нужно помнить, что греховные помыслы и желания суть семена для таковых дел. Не будет в сердце семян, не произрастут и плоды. От сердца бо исходят, говорит Спаситель, помышления злая, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, татьбы, лжесвидетельства, хулы ( Мф. 15:19 ). Итак, десятой заповедью запрещается зависть, частные помыслы и желания плотские, корыстолюбивые и властолюбивые. Запрещая же их, заповедь предписывает тем хранить чистоту сердца и быть довольным своим жребием. А для сердечной чистоты требуется частое и усердное призывание имени Господа нашего Иисуса Христа и усердное устремление к Нему ума и сердца. Заключение

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

«Для того ли, вопрошал Спаситель, приносится свеча, чтобы поставить ее под сосуд или под кровать? Не для того ли, чтобы поставить ее на подсвечнике? Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным; и ничего не бывает потаенного, что не вышло бы наружу» ( Мк.4:21–22 ). Истина есть свет. Она приносится пока под сосудом притчи. Но сосуд должен быть снят, чтобы свет истины светил по всей вселенной. Кто же снимет покров? Сам Бог, видя усердие людей и их великое желание сделать это и прошение о помощи. Но, видишь, усердие людей требуется. Они должны запомнить притчу. Это не трудно. У жителей Святой Земли приточный язык был в почете. Они имели навык объясняться притчами. Но таких притчей, какие произносил Господь Иисус Христос, они никогда не слышали. Да и много их предлагал Спаситель вниманию Своих слушателей. Однако ведь Он образы и покровы для истины брал из жизни обыденной. Их всякий легко мог запомнить. А, оставаясь в памяти, притча побуждала ум потрудиться снять приточный покров с истины. Так являлось внимание к благовестию Спасителя. Внимание же пробуждало желание, охоту и любовь к нему. Это можно уже назвать семенем, посеянным в сердце. Есть надежда, что, при помощи Божией, оно и принесет плод обильный в разумении Божественных тайн. Рост, спеяние и вызревание ведения тайн царствия Божия Спаситель изображает под образом того, как человек вметает семя в землю, и спит, и восстает нощию и днию: и семя прозябает и растет яко же не весть он ( Мк.4:26–27 ). Сам Бог растит в сердце человека, плоды веры и разумения истин спасения, но при усердии и деятельности самого человека. Сам по себе, своими только силами человек не возрастит в себе ни веры, ни жизни святой. Но и Бог не сделает сего, если человек не пожелает и не направит душевных сил своих к приобретению разумения тайн царствия Божия. Пример сего представляют книжники фарисеи с саддукеями. В числе слушателей благовестия Спасителя бывали и фарисеи с саддукеями. Это были две враждовавшие между собою партии иудейские. Фарисеи считали себя охранителями и защитниками еврейской народности.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Дом Его есть святая Церковь . Домоправители суть святые апостолы и их преемники – священноначальники. Так дает нам разуметь это и св. апостол Павел. К своему ученику Тимофею, которого он поставил епископом в Ефес, апостол писал: «Сие пишу тебе... чтобы ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живого, столп и утверждение истины» ( 1Тим.3:14–15 ). Тимофей, как епископ, преемник апостола Павла в ефесской церкви, был приставником, домоправителем ее. Так рассуждайте о всяком епископе, как преемнике святых апостолов, и тем более о самих апостолах. Был дом Божий и в Ветхом Завете. Это подзаконная еврейская церковь. «И Моисей, говорит апостол Павел, верен во всем доме Его, как служитель, для засвидетельствования того, что надлежало возвестить. А Христос, как Сын, в доме Его; дом же Его – мы» ( Евр.3:5–6 ). Мы, православно верующие во Христа, соединенные между собою таинствами, единством веры, священноначалием, составляем Церковь, или дом Божий. Сей дом, хотя и существовал в Ветхом Завете, но заново преустроен Господом нашим Иисусом Христом. В нем заведены и все спасительные порядки по заповедям Самого Господа. Он поставил и домоправителями Своих рабов. Так говорит и апостол Павел: «Он, т.е. Господь Иисус Христос поставил одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых на дело служения для созидания Тела Христова, доколе все приидем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова, дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения, но истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос, из Которого все тело» ( Еф.4:11–15 ). Вот истинные домоправители Божия дома: апостолы, пророки, евангелисты пастыри и учители. Им предоставлены права учения, совершения таинств и управления для созидания Тела Христова или Церкви. Некоторые из домоправителей сих уполномочены были служить до времени только.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Домовладыка именует его другом. Но это ведь напоминает обращение царя к человеку, зашедшему на пир по случаю брака царского сына не в брачной одежде: друже, како вшел еси семо не имый одеяния брачна? ( Мф.22:12 ). Указав же не неосновательность ропота, домохозяин предлагает роптавшему взять свое и идти. Но этим еще не оканчивается разъяснение и выговор домовладыки. Он указывает на свои права распоряжаться своею собственностью, как ему угодно. Нельзя, и никто не имеет права, осудить его за это. Только не доброму, завистливому глазу есть дело до распоряжений домохозяина. Но ведь всякий поймет, что таковой глаз не побудит его к отмене его свободных и благих раздаяний. Если от приточного языка мы обратимся к истории Церкви, то усмотрим, что неоднократно Господь Бог свидетельствовал иудеям о неправоте их превозношения пред христианами из язычников. Самые разительные примеры: обращение сотника Корнилия и апостольский собор в Иерусалиме. Сотника Корнилия сподобил крещения св. ап. Петр по-особенному Божию откровению ( Деян.10 гл.). «Когда же Петр пришел в Иерусалим, обрезанные упрекали его, говоря: ты ходил к людям необрезанным и ел с ними». Вот ропот трудившихся в Божием винограднике с раннего утра. Апостол Петр в свое оправдание по порядку рассказал, как Господь Бог послал его к Корнилию и как необрезанный Корнилий получил Святого Духа. «Тогда, закончил Петр, вспомнил я слово Господа, как Он говорил: Иоанн крестил водою, а вы будете крещены Духом Святым. Итак, если Бог дал им такой же дар, как и нам, уверовавшим в Господа Иисуса Христа, то кто же я, чтобы мог воспрепятствовать Богу?» ( Деян.11:1–17 ). Если так явно проявилось милосердие Божие к язычнику, то станем ли роптать на Бога? Будем ли заявлять о своих каких-то особенных правах на царство Божие? Всем в нем найдется место, и не будет тесно. Таков ответ апостола Петра. Он понял и в сердце свое принял предостережение Спасителя. Нет в нем кичения, превозношения и похвальбы обрезанием и исполнением других предписаний закона.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Другие быть может увлекутся твоим примером. Доброе дело ведь любезно душе христианина. И мы все любим добро, но к несчастью нашему творим злое. Воли твердой не достает и решимости. А когда примеры бывают налицо, тогда они действуют увлекательно. Они, как говорят святые отцы, да и мы сами примечали, учат сильнее слов. Если же ты брата своего и всякого ближнего своим добрым примером совлечешь с греховного пути, то знай, что «обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти, и покроет множество грехов» ( Иак.5:20 ). Ты спасаешь брата по любви к нему, а Бог за твое доброе дело простит и тебе твои грехи. Вот, видишь, какая будет радость для тебя. Подумай, что же лучше: попраздновать ли греховно несколько дней масляницы и тем приобрести себе кроме грехов еще и нездоровье или провести их по уставу Церкви, т.е. не грешить, а начать пост с покаянием, да и друга склонить к тому же? Нужно ли говорить, что последнее во стократ лучше. Если ты, брат о Господе, перестанешь греховно по язычески проводить масляницу, то потрудись подумать и о том, как должно праздновать истинные церковные и высокоторжественные праздники. У нас ведь многие и очень даже многие дурно, греховно проводят эти великие дни. Господь повелел человеку шесть дней делать свои дела, а седьмой посвящать Ему. Это посвящение означает то, что в праздничный день всякий человек должен делать дела благочестия. К ним относятся: молитва дома и в храме при богослужениях, чтение священных и душеспасительных книг, беседы о спасении души, посещение больных, служение им и бедным и прочие дела по любви к Богу и ближнему. Все эти дела неминуемо требуют того, что бы ты свободен был от своих житейских, будничных занятий. Праздный, т.е. свободный от них ты всецело можешь посвятить день Богу. Помолившись за утреней, ты не позволь себе пропустить и важнейшей службы, т.е. литургии. Окончилась служба, иди с миром домой. Но и здесь занимайся чтением, затем посети нуждающихся в помощи и послужи им, чем можешь. Вот образ благочестивого и душеспасительного провождения праздников.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

е. согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился» ( 1Ин.5:13–16 .) Нужно ли еще приводить свидетельства слова Божия о пользе и необходимости молитв живых людей друг за друга? Св. апостол Павел почти в каждом своем послании просит, чтобы христиане молились за него, как он молится за них. Думаем, что никто даже из сектантов не осмелится восставать против пользы взаимных молитв. Но как же теперь можно сказать, что молитвы за покойников бесполезны для них, или что те из них, которые имеют дерзновение пред Господом, не могут молиться за нас? Ведь пред Господом живы все, как мы с вами теперь, так и наши покойники. Не наше это слово, а Господа Иисуса Христа. Бог несть мертвых, но живых: еси бо Тому живи суть ( Лк.20:38 ), сказал Он. И св. апостол Павел пишет: «Никто из нас не живет для себя, а живем ли – для Господа живем, умираем ли – для Господа умираем, и потому живем ли или умираем, всегда Господни. Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми, и над живыми» ( Рим.14:7–9 ). Если бы умершие не были живы, то как Господь Иисус Христос мог бы владычествовать над ними? А Он благоволил открыть ученику Своему возлюбленному, что подлинно имеет власть над всеми душами людей. Аз есмь первый и последний, и живый: и бых мертв, и се жив есмь во веки веков, аминь: и имам ключи ада и смерти ( Апок.1:17–18 ). Если же у Господа есть ключи от ада, то кто может воспрепятствовать ему освобождать души умерших от адских мук? Всем Он хотел спасения, всем даровал и средства получить оное. Но не все воспользовались этими средствами сполна. Иные, и много множество таковых, умерли с верою, покаялись, но без плодов покаяния. За таковых молится Святая Церковь . А Глава ее, Господь Иисус Христос, Сам говорит: еже аще что просите от Отца во имя Мое, то сотворю: да прославится Отец в Сыне. И аще чесо просите во имя Мое, Аз сотворю ( Ин.14:13–14 ). Во имя Господа Иисуса Христа Св. Церковь творит молитвы за умерших. Во имя Господне приносят верующие бескровную жертву за своих умерших родных.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010