Заметьте, приставник получает отказ от должности за то, что он худо, во вред господину управлял имением. Если же от прточной речи обратится к действительному значению слов Господа, то ясным становится, что Господь Бог потребует у всех нас отчета, как и благоразумно ли, честно ли и верно пользовались мы дарами Его? Ведь все у нас от Господа Бога. Жизнь даровал нам Бог. Земные блага все от Его щедрой десницы. Св. апостол Павел с недоумением вопрошает: что же имаши. его же неси приял? т.е. что ты имеешь, чего бы не получил? ( 1Кор.4:7 ). От кого? От Господа Бога. Все в мире сем единому Богу принадлежит, все Его. А если мы бываем обладателями некоторых благ земных, то только по милости Божией. И обладание то наше временное. Воистину мы есмы приставники, поставленные управлять Божиим имуществом. Отсюда определяются и наши обязанности. Как приставники, мы ни на одну минуту не должны забывать, что воздадим ответ Богу в том, сколь хорошо управляли Божиим достоянием и исполняли Божие поручение. Господь повелел нам есть, одеваться, пользоваться благами Его добра и удовлетворять необходимые нужды житейские. Святый апостол Павел так кратко определил, чем мы должны довольствоваться из Божиих даров. «Имея пропитание и одежду, будем довольны тем» ( 1Тим.6:8 ), учит он. Конечно, нужно нам и жилище. Но если за удовлетворением нужд необходимых остается еще избыток средств, как нам пользоваться им? По заповеди Божией избыток наш есть имущество бедных. Первые христиане прекрасно осуществляли это повеление Божие. Вот что благовествуется в «Деяниях Святых Апостолов» о жизни их. «Все верующие (в Иерусалиме) были вместе и имели все общее: и продавали имения и всякую собственность, и разделяли, всем, смотря по нужде каждого» ( Деян.3:44–45 ). «Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями, или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду» (4:34–35). Подлинно, члены первенствующей Церкви все были людьми верными.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

заявляли, что они не признают иного царя, кроме кесаря, римского императора ( Ин.19:15 ). Как в притче соплеменники и сограждане не пожелали, чтобы господин высокого рода принял над ними царскую власть, так и евреи отвергли Христа. Это было отвержение первое по времени. Но так как второе пришествие т.е. возвращение Господа еще не совершилось, то таковые отвержения повторялись часто. Не говорим о тех сынах противления у язычников, которым благовестие о Христе казалось безумием, – в самой Церкви Святой некоторые из членов ее являлись отступниками. Страх тяжелых испытаний за веру приводил их к отречению от Христа. Да и без гонений всегда, к сожалению, повторялись явления неверия, непризнания Господа Иисуса Христа Богом и Царем. И в наши дни ведь некоторые, прикрываясь мнимою наукою, отступили от веры во Христа иные явно, а другие в сердце своем. Какой же конец ожидает таковых отступников, отрекшихся от Христа? В притче о минах есть указания на него. Ненависть недругов знатного человека не положила препятствий к воцарению его. Ходатайство евреев убить Иисуса Христа, правда, увенчалось успехом. Его распяли на кресте. Но смертью Своею Господь Иисус Христос попрал смерть. Она не могла задержать в мертвых Начальника жизни. Христос воскрес, вознесся на небо и воцарился. По притче господин является уже возвратившимся в царском достоинстве. И быстъ егда возвратися приим царство, рече пригласити рабы тии, имже даде сребро, да у вестъ, какову куплю суть сотворили (–15). «И когда возвратился, получив царство, велел призвать к себе рабов тех, которым дал серебро, чтобы узнать, кто что приобрел». По возвращении господина, начинается испытание усердия и ревности верных слуг. Прииде же первый, глаголя: господи, мнас твоя придела десять мнас (–16). Ясно, что сей раб трудился с великою ревностью, так что одна мина принесла ему десять мин. Не говорите, что счастие ему благоприятствовало. Что такое счастие, представляемое как бы существом живым и разумно действующим, да еще не для всех и не на всех, а только на и для своих любимцев? Такового существа разумного нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Здесь же приписка: «Собственноручная запись письмоводительницы Елецкого женского монастыря, рясофорной инокини Юлии, сделана по моей просьбе в Самарканде, в июле 1935 г. Смиренный епископ Тихон”. От редакции. Следует отметить, что по свидетельству самого митрополита Крутицкого Петра [Полянского] епископ Василий не имел от него полномочий на свои действия – см. первое письмо Патриаршего Местоблюстителя митрополита Крутицкого Петра [Полянского] Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Нижегородскому Сергию [Страгородскому] от 12.1929 г. 188 Сноска неверна. Вероятно, имеются в виду следующие стихи: “Бог Авраама и Исаака и Иакова, Бог отцов наших, прославил сына своего Иисуса, Которого вы предали и от Которого отреклись перед лицом Пилата, когда он полагал освободить Его” ( Деян.3:13 ). 192 Вероятно, имеется в виду указ митрополита Сергия от 8(21).10.1927 г. «О поминовении за богослужением предержащей власти и об отмене поминовения всех епархиальных архиереев. находящихся в ссылках». 197 «Кто приходит к вам и не приносит сего учения, этого не принимайте в дом и не приветствуйте его». 198 Касательно зарождения и первоначальных проявлений деятельности «Ярославской оппозиции» приводим следующую выписку: «Нашумевший... откол от митрополита Сергия ярославских иерархов, возглавлявшихся... митрополитом Агафангелом, не имел в себе ничего принципиального, а всецело возник на личной почве по инициативе митрополита Иосифа, бывшего архиепископа Ростовского. Группу этих иерархов составляли: митрополит Агафангел [Преображенский], архиепископ Серафим [Самойлович] Угличский, викарий Ярославской епархии, бывший Заместитель Патриаршего Местоблюстителя, митрополит Иосиф [Петровых], третий из указанных Патриаршим Местоблюстителем Заместитель, архиепископ Варлаам [Ряшенцев], бывший Псковский, временно управляющий Любимским викариатством, смиренный Евгений [Кобранов], епископ Ростовский, викарий Ярославской епархии. Так они подписались под своим постановлением об отделении от митрополита Сергия. Историю этого откола митрополит Сергий мне выяснил в таком виде.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

И в делах спасений наблюдается таковой же порядок. Спаситель наш есть единственный Господь и Владыка всего сотворенного Им вместе со Отцом и Духом Святым. Божественная власть Его проявилась во всей силе и тогда, когда Он служил во плоти роду человеческому. Ему повиновалась природа, как своему Творцу. Слову Его послушны были многоразличные недуги людей и оставляли больных. Его волю исполняла смерть, возвращая жизнь умершим. Его боялись, пред Ним трепетали бесы, как пред своим Судьею Воистину. Иисус Христос есть Господь единственный и всемирный. Мы все Его рабы. Он выкупил нас Себе от рабства диаволу. Говорим только о нас, чадах Церкви Православной. По Своему человеколюбию Он и не оставил нас даже в положении рабов, но даровал нам права усыновления и наследия на небесах. С одной стороны, мы рабы Христовы, ибо не должны иметь никакого другого господина над собою. Но в тоже время мы свободные дети Христа Бога по благодати. Так и Св. апостол Павел пишет: призванный бо о Господе раб, свободник Господень есть: такожде и призванный свободник, раб есть Христов. Ценою куплена есте: не будите раби человеком ( 1Кор.7:22–23 ). «Ибо раб, призванный в Господе, есть свободный Господа; равно и призванный свободным есть раб Христов. Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков». И в другом месте сей же великий апостол пишет: Егда прииде кончина лета, посла Бог Сына Своего Единороднаго, раждаемаго от жены, бываема под законом: да подзаконныя искупитъ, да всыновление восприимем. И понеже есте сынове, посла Бог Духа Сына Своего в сердца ваша, вопиюща, авва отче. Темже уже неси раб, но сын: аще ли же сын, и наследник Божий Иисус Христом ( Гал.4:4–7 ). «Когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего Единородного, Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление. А как вы – сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: Авва Отче! Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий чрез Иисуса Христа».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки ангела пред Бога». А о благотворных явлениях святых с неба благовествует евангелист Матфей. Он говорит, что по крестной смерти Спасителя «гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли; и вышедши из гробов по воскресении Его, вошли во святой град и явились многим» ( Мф. 27:52–53 ). Конечно, явились они для того, чтобы возвестить о сошествии Иисуса Христа во ад и о победоносном воскресении Его, и этой проповедью споспешествовать родившимся в ветхозаветной Церкви перейти в открывавшуюся тогда новозаветную. В Священном Писании находятся указания и на то, что святые небожители чудодействуют и через некоторые посредства. В четвертой книге Царств повествуется, что от прикосновения к костям пророка Елисея воскрес мертвый ( 4Цар.13:21 ). Когда св. ап. Павел пребывал в Ефесе с благовестием о Христе, то совершал чудеса сам лично. Но и в отсутствии его чудодействовали принадлежавшие ему головные повязки и платки ( Деян. 19:12 ). В Иерусалиме тень ап. Петра исцеляла больных ( Деян. 5:15 ). Из этих примеров видно, что святые могут благотворно действовать и через земные посредства, получившие от них освящение. Особенно это нужно сказать о мощах святых. Преподобный Иоанн Дамаскин пишет: «мощи святых, как спасительные источники даровал нам Владыка Христос; они источают нам многоразличные благодеяния». Церковь именуется святою, потому что она освящена Господом Иисусом Христом через Его учение, через Его молитву, через страдания Его и через таинства. Об этом ясно говорит св. ап. Павел: Христос возлюби Церковь и Себе предаде за ню, да освятит ю, очистив банею водною в глагол: да преставить ю Себе славну церковь , не имущу скверны или порока, или нечто от таковых, но да будет свята и непорочна.«Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить её, очистив банею водной, посредством слова (Своего); чтобы представить её Себе славной Церковью , не имущей пятна, или порока, или чего подобного, но дабы она была свята и непорочна» ( Еф. 5: 25–27 ). Конечно, в Церкви всегда находятся и согрешающие члены её. Но если они приносят искреннее раскаяние, то тем самым не препятствуют Церкви быть святой. Нераскаянные же грешники, как еретики и богоотступники, отсекаются от Церкви наподобие мертвых членов тела, или судом самой Церкви, или невидимой силой Божией. Таким образом и с этой стороны Церковь остается святой. Господь Иисус Христос предоставил Церкви Своей право суда. Он Сам сказал: повеждь Церкви: аще же и церковь преслушает, буди тебе, якоже язычник и мытарь ( Мф.18:17 ). Св. ап. Павел пишет коринфянам: измите (извергните) злаго (развращенного) от вас самех ( 1Кор. 5:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

«И вы, говорит св. апостол Павел православным христианам, есть тело Христово, а порознь – члены. И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки. Все ли апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли чудотворцы? Все ли имеют дары исцелений? Все ли говорят языками? Все ли истолкователи?» (—27—30). Конечно, не все. В Церкви Христовой наблюдается разнообразие дарований. Каждый член ее имеет свое назначение и свое место. Это-то и суть таланты, розданные не в одинаковой мере. Тоже явление мы можем наблюдать и в нашей обыденной жизни. Разнообразие талантов есть совершенная необходимость. И не сетовать на это должно, а Бога благодарить за то, что Он благоволил так премудро устроить, даровав нам средства к взаимной любви, общению и братству. Конечно, и с талантами можно погибнуть. Но сие может произойти только по вине человека, а не по достоинству, качеству и количеству талантов. Какой бы большой или малый талант ни получил человек, он может, ничтоже сумнясь, работать, трудиться, преумножать его и несомненно уповать на награду от милосердого Господа. Вот пример двух приточных слуг, из которых один получил пять талантов, а другой – два. Как они поступают? Приемый же един шед вкопа его в землю и скры сребро господина своего (–18). «Получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего». Раб получил от господина один талант даром, без труда, на дело, которое могло бы и господину выгоду принести, да и раба не обездолить. Но он закопал его в землю. Очевидно, он не надеялся на свои силы. Часто этою безнадежностью прикрываются леность и нерадение. Растратить талант раб боялся, а трудиться не пожелал. Так и вверил он земле на хранение полученный дар. Это речь приточная. Раскройте ее. Рабы, наделенные большими дарами, это люди, выдающиеся по своему положению в Церкви ли, или в обществе по уму, по богатству, по способностям к искусствам и по влиянию.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

И емше делателе рабов его, оваго убо биша, оваго же убиша, оваго же камением побиша ( Мф.21:35 ). Разгневанные нерадивые делатели в винограднике Божием прибегли к насилиям, чтобы заглушить голос посланников Божиих. Иным из них они наносили оскорбления побоями, других убивали и камнями побивали. Но Господь Бог долготерпит. Не обнаруживает Он намерения уничтожить создание рук Своих. Виноградник запущенный и не плодоносный остается целым. Даже деятели в нем те же. Значит, Господь ожидает еще раскаяния и исправления сих злых виноградарей. Он паки посла иные рабы множайша первых ( Мф. 21:36 ). Св. Евангелисты Марк и Лука отмечают троекратное посольство слуг ( Мк.12:2–5 ; Лк 20:12 ). Сущность смысла притчи от сего не изменяется. Не два, не три, а многочастне и многообразне Бог говорил евреям чрез пророков ( Евр.1:1 ). Сам Бог чрез пророка Иеремию говорил им: «С того дня как отцы вышли из земли Египетской, до сего дня Я посылал к вам всех рабов Моих пророков, посылал всякий день с раннего утра» ( Иер.7:25 ). Как же принимали евреи сих посланников Божиих? Они не желали слушать их. Господь Бог говорит чрез пророка Иеремию: «Они не слушали Меня и не преклоняли уха своего, а ожесточили волю свою, поступили хуже отцов своих» ( Иер. 7:25 ср. Иер.44:4–5 ). И сотвориша им такоже. С новыми послами домохозяина, поступили так же, как и с первыми: иных оскорбили поруганиями и побоями, других умертвили, а иных каменьями побили. Св. Ап. Павел, воспоминая о провозвестниках воли Божией в ветхом Завете, говорит о кончине их так: «иные замучены были... другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли» ( Евр.11:35–38 ). «Кого из пророков не гнали отцы ваши?» вопрошал св. архиадиакон Стефан в своей речи членов синедриона ( Деян. 7:52 ). Они убили предвозвестивших пришествие Праведника, Господа Иисуса Христа. И Спаситель в Своей обличительной речи указывает на то, что говорили сами руководители народа, книжники фарисеи: «если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков ( Мф.23:30 ). Да, отцы их много пролили крови слуг Божиих. Они знают это и сами свидетельствуют о сем. О, преславное Божие милосердие! Люди забыли Бога, жили греховно, озлобляли праведников, а Промыслитель Господь бережет еще Свой виноградник, несмотря на злобное настроение делателей в нем, на их леность и нерадение к делу Божиему.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут». Спаситель ясно говорит о наказании такому рабу, который, хотя и знал завещания и заповеди своего Господа, но презрел их и поступал по своей греховной воле. Жизнь не по заповедям Божиим есть жизнь своевольная, греховная. Каких правил будет держаться человек самовольный, творящий себе законы жизни и правила поведения по своему разумению? Несовершенных, часто греховных, льстящих страстям и злым наклонностям. Закон Божий выражает волю Господа. Он свят, чист и праведен, как свят Сам Господь. Бак сравнить с ним правила жизни, изобретаемые человеком, существом несовершенным, с падшею и наклонною ко греху природою? Лучшие из языческих мудрецов брались за дело научения людей правилам жизни беспорочной. И что же? На ряду с некоторыми добрыми предписаниями они вносили в свои законодательства много правил несовершенных, мелочных, часто прямо греховных. Возьмите в пример даже книжников еврейских, фарисеев-законников. Известно, что на ряду с заповедями и уставами Богодарованного закона они высоко почитали предания старцев, в которых содержались также правила жизни и поведения. Сравните же эти последние с первыми. Как несовершенны, мелочны и по местам неправы эти предания по сравнению с законом Божиим! И это еще предания людей сравнительно благочестивых, мудрых, значит, лучших. А что если каждый из нас сам по себе и сам для себя будет изобретать законы жизни и поведения? Сколько мы внесем в них духа себялюбия, угодливости плоти, поблажек и саможаления! Сколько греховного почтем за дозволенное! Куда же заведут нас самочиния и самоволие? Думаем, на край погибели. Это уже испытано. Пред пришествием Спасителя на землю, язычники дошли до такого упадка веры и жизни, что открыто заявляли о необходимости явления в мир Бога для исправления нравов. И точно, Бог явился во плоти, исполненный благодати и истины ( Ин.1:14 ) и «дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного» ( 1Ин.5:20 ) и праведно и свято поживем по воле Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

И сами они любили, когда их величали титулом учителей и почет им оказывали, они были горды и презирали народ. В глазах их этот народ не ведал закона и преданий, а потому и нарушал их. А всякий нарушитель был конечно грешник. Да и среди народа особенно уже, но стеснялись действительно творить беззакония мытари, отщепенцы, предатели корыстные. Фарисеи ненавидели мытарей. Таковою же нелюбовью их пользовались и явные грешники, открытые нарушители заповедей Божиих. Но сами то фарисеи разве были святы и чисты от беззаконий? Несомненно, они открыто в глазах людей нарушать закон боялись и действительно не совершали тяжелых преступлений. Как гробы раскрашенные, они снаружи были хороши. Быть внешне праведными они и заботились, с ревностью и тщательностью исполняя внешние предписания закона и преданий. Этою показною праведностью фарисеи величались и выставляли ее на показ всем. Они долго молились на улицах, раздавали милостыни на перекрестках, трубя пред собою, учили пришельцев и своих соплеменников. Делать мелочные дела, предписываемые законом и преданиям, так, чтобы люди примечали, вошло в правило жизни фарисеев. Их часто за это осмеивали саддукеи. Ио они этим мало тревожились и думали, что они суть верные хранители Божиих заповедей и исполнители воли Господа. За это, конечно, Бог предоставит им первые места в Своем царстве. Этого тем более можно ожидать им, что они потомки Авраама по плоти. Но иное дело человеку самому думать о себе, а иное дело знать мнение других о нем. В своих глазах фарисеи были праведники и награды от Бога ожидали. А Господь Иисус Христос считал нужным предупреждать их и глаза им открывать на то, что делать они должны, чтобы оправдать то высокое доверие, которое им оказано Богом. Они добровольно назвались хранителями закона Божия. Дело почетное и хорошее. Так нужно хранить и исполнять его не на словах, а делом. А то, по слову Спасителя, фарисеи только лицемерили. Он применил к ним слова пророка Исаии: «Лицемеры! хорошо пророчествовал о вас Исаия, говоря: приближаются ко Мне люди сии устами своими и чтут Меня языком; сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня, уча учениям; заповедям человеческим» ( Мф.15:7–9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

И свет ведь видимый неодинаков бывает по силе. Это зависит и от самых светильников, и от горящего материала. Самый яркий духовный свет дает нам наша православная вера. Тусклый, едва светящийся, он бывает у людей не правоверующих, каковы вольнодумствующие, сектанты и раскольники. Они, быть может, этого и не примечают. Но всякий сам легко поймет, что воистину это так есть. Вера есть дело Божие. Сам Бог дал веру. Она светится ярким Божественным светом. Что может еще прибавить к этому Божественному светильнику человек от себя? Несомненно, он только внесет в него порчу. Так это и бывает у людей, которые отваживаются исправлять веру. Какая дерзость! Божие – поправляет человек от своего скудного ума. И что же? – вносит он в Божественную веру свои мудрования к обольщает ими себя и других. Светильник портится. Он уже не может издавать яркого света правой Божественной веры. Но свет зависит и от материала горения Ярко будет гореть светильник веры у того, кто подливает в него чистый елей жизни святой, жизни по заповедям Божиим. Жизнь греховная потемняет свет веры. Представьте человека, исповедующего веру правую, но живущего греховно. Известно, ведь, всякая вера дает, правила жизни. Вера Божественная дает нам и правила жизни святейшие и совершеннейшие. Но вот человек руководствуется правилами своими, греховными. Что же он, разве не знает Божиих заповедей? Ведь он христианин православный? Да, он знает правила святые, но пожелал жить по иным, греховным. Так он и гасит прекрасный светильник веры. Скажем прямо, без образов, нет пользы и от правой веры человеку, если он не полюбил ее, и в жизни своей не руководствуется ее предписаниями и правилами. «Что пользы, братия мои, говорит св. апостол Иаков, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? Может ли эта. вера спасти его?.. Вера, если не имеет дел, мертва сама по себе» ( Иак.2:14;17 ). Итак, возжечь светильник означает принять веру правую, просветить себя знанием ее и украситься святою жизнью. А «зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, говорит Господь Иисус Христос, но на подсвечнике и светит всем в доме.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010