в Царство Божие, получили приглашение люди простые, некнижные из иудеев. Они были нищими духом, смиренны и кротки. Презираемые книжниками фарисеями, они сами о себе говорили, что они суть люди малосведущие, слепые и темные и, как хромые, не могут быть без опоры в жизни. Отверженный вождями народа, Господь Иисус Христос благовествует евангелие царствия этим людям простым и презираемым. Он не гнушается ими и входит к ним в дома, принимает угощение, разделяя с ними трапезу. Спаситель однажды вошел в дом мытаря. «Когда Иисус возлежал, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его. Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками? Иисус же, услышав это, сказал им: не здравые имеют нужду во враче, но больные; пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» ( Мф.9:10–13 ). Книжники же именуют Спасителя другом мытарей и грешников ( Мф.11:19 ; ср. Лк.7:34 ). А вспомните, кто из иудеев более любил Господа нашего Иисуса Христа, как не эти отверженные и презираемые книжниками люди? Кто внимательнее их слушал Его Божественное учение? Бяху же приближающеся к нему вси мытарие и грешницы послушати его ( Лк.15:1 ), замечает Евангелист. За это усердие и любовь к слушанию простые люди и опередили в Божием Царстве, на велией вечери, людей книжных, гордых знанием закона. Они с полным доверием отнеслись к приглашавшему их на вечерю. Сердце у них было смиренно. Они сознавали себя грешниками, болящими душою, и рады были тому, что Врач душ и телес не отверг их. Вот они и заняли места на вечери великодушного человека, который не погнушался ими, т.е. предварили книжников в царстве Божием. А раб, исполнявший волю пославшего его, донес ему: Господи, бысть якоже повелел еси, и еще место есть ( Лк.14:22 ). Господь Иисус Христос пришел на землю призвать в церковь Свою не одних только евреев. К ним Он обратился прежде всех. «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева» ( Мф.15:24 ), говорил Господь Иисус.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

В Церкви Христовой много наделены были благодатными дарами святые апостолы. В день Пятидесятницы они сподобились получить в виде огненных языков Духа Святого. Господь Дух даровал им полное духовное возрождение, силу чудотворений и дар языков. Духовного возрождения сподобляются и все верующие во Христа в таинстве крещения. Но особенные дары, как сила чудотворения, пророчеств и другие, хотя никогда не прекращались в Церкви Христовой, но, по планам домостроительства Божия, давались не всем верующим. Господь. Иисус Христос пред Своим вознесением на небо говорил Своим апостолам: «идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать осужден будет. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и, если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы» ( Мк.16:15–18 ). И все это исполнилось в точности, особенно в первые века существования Церкви Христовой на земле. Но, конечно, и тогда уже не все, принявшие святое крещение по вере в Господа Иисуса Христа, были чудотворцами. Очевидно, во все времена одному даруется пять талантов, а другому два, а иному только один. Это мы можем наблюдать и ныне в Церкви Христовой. Одни из христиан стоят на высоте архипастырского служения, другие получают дар молитвенного предстательства пред Господом, иные силу вразумления и учения, дар чудотворения, дух мудрости и дар благочестия. Это все особенно умудренные Господом Богом христиане, получившие более талантов по сравнению с другими. Но на ряду с ними трудятся в Церкви Божией бесчисленное множество православных христиан, получивших, сверх всех необходимых даров Святого Духа, по два, а то и по одному только таланту для делания в Церкви Христовой. Так же разнообразны у людей и естественные таланты, душевные и вещественные дары. Если станем спрашивать, как же люди пользуются дарованными талантами, то получим ответ в притче Господней.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

В этом самочинном способе решения является уже противление законной власти. Седьмая заповедь гласить: Не прелюбы сотвори. Ей запрещается вредить чистоте нравов людских; значит, повелевается человеку беречь в чистоте душевной и телесной, как себя, так и своих ближних. Сам Спаситель поучает, до какой степени должна простираться забота о чистоте душевной и телесной. Вот что благоволил Он сказать нам: Аз глаголю вам, чко всяк, иже воззрит на жену ко еже вожделети ея, уже любодействова с нею в сердце своем. " Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с ней в сердце своем«( Мф. 5:28 ). Чтобы не впасть в грех помысла плотского, нужно убегать всего, что может возбудить в сердце нечистые чувствования, как-то: песней, соблазнительных плясок, сквернословия, игр и шуток нескромных, зрелищ таковых же, чтения книг, в которых описывается нечистая любовь. Спаситель советует и не смотреть на то, что соблазняет: аще око твое десное соблазняет тя, изми е и верзи от себе: уне бо ти есть, да погибнет един от уд твоих, а не все тело твое ввержено будет в геенну огненную. » Если правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя; ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну» ( Мф. 5:29 ). Вырвать глаз –значит твердо решиться и не смотреть на то, что соблазняет. Как добродетели, противоположные плотским грехам, седьмой заповедью предписывается: супружеская любовь и верность, а для тех, которые могут, чистое безбрачие. Слово Божие ясно говорит об этом. Мужи, любите своя жены, якоже и Христос возлюби Церковь и Себе предаде за ню ( Еф. 5:25 ).Жены, своим мужем повинуйтеся, якоже Господу, зане муж глава есть жены, якоже и Христос глава Церкве, и Той есть Спаситель тела ( Еф. 5:22–23 ). Побуждение, в силу которого заповедуется избегать плотских грехов, указуется в Священном Писании. Святый ап. Павел вопрошает христиан: «Разве вы не знаете, что тела ваши суть члены Христовы?.. Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете от Бога?.. Бегайте блуда; всякий грех , какой делает человек, есть вне тела; а блудник грешит против собственного тела» ( 1Кор. 6:15–19 ), растлевает его, нередко заражает болезнями и повреждает даже душевные способности, как-то: воображение и память.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

В этом случае пред нами является редкостный себялюбец, не знающий ни Божией, ни людской справедливости. Вдова же некая бе во граде том: и прихождаме к нему, глаголющи: отмсти мене от соперника моего (–3). «В том же городе была некоторая вдова; и она, приходя к нему, говорила: защити меня от соперника моего». Горько и скорбно положение вдовы. Нет у нее защитника и опоры от обидящих, нет кормильца и работника. Бедность идет по пятам за вдовством. Горе и слезы часто сопутствуют делам вдовицы. И Священное Писание положение вдов изображает беспомощным и тяжелым. Сам Господь Бог берет их под Свою защиту. Так чрез пророка Моисея Он говорил евреям: «Ни вдовицы, ни сироты не притесняйте. Если же ты притеснишь их: то, когда они возопиют ко Мне, Я услышу вопль их; и воспламенится гнев Мой, и убью вас мечем, и будут жены ваши вдовами, и дети ваши сиротами» ( Исх.22:22–24 ). И многими бедами Господь Бог угрожает притеснителям вдовиц и сирот ( Ис.1:23 ср. Мал.3:5 ). То же самое мы находим и в Новом Завете. Господь наш Иисус Христос говорил книжникам фарисеям; «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете дома вдов» ( Мф.23:14 ). И св. апостол Иаков пишет: «чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцом есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях» (1:27). Так же точно и св. апостол Павел поучал «вдовиц почитать и довольствовать их» ( 1Тим.5:1:16 ). Словом, бедственное и скорбное положение вдов и сирот привлекает к ним милосердие Господа. Если же человек причиняет им обиды, то Сам Бог поборает за них. Вот, братие, и возьмите отсюда себе урок. Остерегайтесь обижать чем-нибудь беспомощных сирот и вдов. А иначе Господь Бог взыщет с вас. Но обратимся к приточной вдовице. Она была кем-то обижена. Можно предположить, чти обидчик присвоил себе часть ее имущества. В городе есть судья. Таковые споры подлежат его суду. Так думала вдовица, решившись искать себе защиты у судьи. И вот она прихождаше к нему, глаголющи: отмсти мене от соперника моего (–3) «Она, приходя к нему, говорила: защити меня от соперника моего».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

«Вам дано знать тайны царствия небесного, а им не дано. Ибо кто имеет, тому дано будет, и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет». Тайны Царствия небесного это суть истины, которые возвещал на земле Господь наш Иисус Христос. Он Своим особенным доверием почтил двенадцать избранных Им учеников. Апостолы с великим усердием слагали в сердце своем учение Своего Божественного Учителя. Любовь и усердие к учению всегда облегчает усвоение его. Потому при содействии Божией помощи Апостолы уразумевали тайны царствия Божия. Разумение было дано свыше, но дано именно потому, что они желали научиться и просветиться. Таковым ученикам можно было и без притчей излагать истины о царстве Божием. Но вот благовествовать о них нужно было и внешним. Во главе их стоят книжники фарисеи. Простой народ, столь ими презираемый, находится под их опекою. Они вожди, по выражению Спасителя, слепые; но слепоты своей они и не подозревают. У фарисеев были свои понятия о царстве Мессии. Они учили и других тому, в чем были убеждены сами, что Мессия будет царь воинственный, сильный, победитель врагов, избавитель от рабства и податель земных благ. Понятия эти были ложные, вымышленные. Но в них просвечивала, как искра во тьме, доля истины. Мессия точно будет Победителем и Благодетелем. Он избавит людей от рабства диаволу и доставит мир с Богом. Как евреи, и Апостолы не чужды были еврейских понятий о царстве Мессии. Но с покорною верою слушая своего Божественного Учителя, они очищали свои малые знания от ложных наростов, исправляли их и приумножали. Так и сбывались на них слова Господа: «кто имеет, тому дано будет и приумножится». А гордые книжники фарисеи слушать не хотели благовестия о Божием Царствии. Сего ради, продолжал Спаситель Свой ответ ученикам, в притчах глаголю им, яко видяще не видят, и слышаще не слышат, ни разумеют ( Мф.13:13 ). Это ведь было намеренное закрытие глаз, чтобы не видеть, и ушей, чтобы не слышать. Это греховное нежелание просветиться. Оно корень имеет в сердце человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Великим и это будет делом милосердия. Точно также относятся к делам милости и добрые советы ближнему в не замечаемой им опасности, утешение скорбных, молитва за ближних и прощение им обид. В отличие от дел милости телесных эти все именуются делами милости духовными. Соедини первые с последними и увидишь, как широка область для делания милосердому человеку. Дал бы Господь только усердие трудиться в сих достойных христианина делах. Нужно ли, братие, долго говорить, почему всем нам должно делать дела милосердия? Сам Господь наш Иисус Христос дал нам пример. Премилосерд Он к людям! Подумай только, Бог, Единородный и Единосущный Сын Бога Отца, принимает естество человеческое. Для чего? чтобы нас грешников спасти от греха, проклятия и смерти, с Богом примирить и двери рая нам открыть. А для исполнения сего, что ему нужно было сделать? Претерпеть страшную смерть на кресте, чтобы кровью Его мы оправдались. О, неизреченное Божие милосердие к нам грешным! Кто может постигнуть и оценить его? А живя на земле во плоти, Сын Божий сколько сотворил дел милосердия? Какую болезнь Он не исцелял, лишь бы только веру нашел, какое горе не облегчал, скольких просветил и научил богопознанию. Да можно ли перечислить все, что сделал Премилосердый Господь наш Иисус Христос для страждущих душою и телом? Но будучи Сам образом милосердия, Он требует и от нас, чтобы мы были милосерды, милостивы ( Мф.9:13 ). На вопрос одного законника – «что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную»? Спаситель предложил ему притчу о сострадательном самарянине. Законник сам похвалил милосердие и дело милости самарянина. А Спаситель сказал: иди и ты твори такожде ( Лк.10:37 ). Это урок и для нас. А как Господь высоко ставит дела милости, вот послушай слова Его Самого: «Когда приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Вероятно, все они поняли их так, как желали, т. е., что Лазарь будет жив. Спаситель между тем оставался на том месте, где был, еще два дня. После же этого Он сказал ученикам: «пойдем опять в Иудею» ( Ин.11:7 ). Ученики не ожидали, чтобы Учитель их решился теперь идти в Иудею, когда там недавно еще так враждебно отнеслись к Нему. «Равви! давно ли иудеи искали побить Тебя камнями, и Ты опять идешь туда?» ( Ин.11:8 ), ответили они на слова своего Учителя. Ученики, очевидно, боятся за безопасность Его. Они стараются отклонить Его от путешествия в Иудею. Зачем теперь идти туда? Лазарь выздоровел, думали ученики, ибо Сам Учитель сказал, что болезнь его была не к смерти. Проповедовать и исцелять? Но там враждебно настроенные против Него люди стараются не слышать и не видеть. Так рассуждали ученики. Что же Спаситель? Он отвечал им: «не двенадцать ли часов во дне? кто ходит днем, тот не спотыкается, потому что видит свет мира сего; а кто ходит ночью, спотыкается, потому что нет света с ним» ( Ин.11:9–10 ). Дорога от Иордана до Иерусалима гориста и трудна для пешехода. Но при дневном свете можно пройти ее безопасно. Было еще утро, когда Спаситель говорил ученикам о Своем решении идти в Иудею. До вечера они могли бы дойти до Иерусалима, сделав 33 версты, дневной путь пешехода. Но, конечно, Спаситель не это удобство имел в виду, когда говорил о дневном свете, столь благоприятном для путешественников. Свет для человека есть Божественная воля. Ею определено и время его деятельности. Пока не пришел конец этого времени, и человек неуклонно действует согласно с волею Божией, тогда ничто не может воспрепятствовать или прекратить его деятельности ранее, определенного времени. Вот если человек уклоняется от воли Божией, живет и действует по воле своей, то он спотыкается, как ходящий во мраке. Тьма кругом его. Он не видит и истинной цели своей деятельности, а потому, спотыкаясь и падая, в конце и совсем погибает. Братие! Господь сказал нам волю Свою. Мы с детства знаем это. Остается волю нашу направить так, чтобы она согласна была с волею Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Возблагодарим Господа за Его великую милость к нам недостойным. Вот мы и кончили беседы на притчи Спасителя нашего, Господа Иисуса Христа. Великою радостью возрадуемся, когда услышим, что семя слова Божия приносит обильный плод во спасение. «Радуйтесь, усовершайтесь, утешайтесь, будьте единомысленны, мирны, и Бог любви и мира будет с вами... Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любовь Бога Отца, и общение Святого Духа со всеми вами. Аминь» ( 2Кор.13:11 и 13). «Радуйтесь», внушает нам св. Апостол Павел. Радуйтесь, и паки скажем, радуйтесь! Господь с нами! Ради нас и для нашего спасения сошел на землю Единородный Сын Божий. Своим учением Он просветил нас светом истинного боговедения. Честною Кровью Его мы избавлены от печальных и пагубных наследий греха. Сыны отвержения и гнева Божия, мы примирились с Богом. Верующие в Господа Иисуса Христа теперь получили превеликие права всыновления Богу и наследия Царства Небесного! Слава Господу! Благодателю нашему во веки веков. Но радуясь о Господе, не забывайте, братие мои, что в жизни сей временной мы ходим среди великих опасностей. Сети душепагубные расставлены пред нами. Кто же это усердствует уловить нас в них? Отщепенцы от Церкви, сектанты разных родов с усердием, достойным лучшего дела, копают погибельные ямы, в которые сами уже упали, да и других стараются набрать. Не зная Слова Божия и не понимая духа его, они, как слепые, берутся вести слепотствующих. Что же удивительного, если и ведущие и ведомые идут прямым путем к погибели. Бойтесь сих хищных волков, приходящих к вам в шкурах овец. Вооружайтесь знанием слова Божия, которое Святая Церковь дает нам и в Священном Писании , и в Св. Предании. Сектанты ведь имеют успех только среди невежд в вопросах веры, среди людей мало знающих и мало сведущих в слове Божием. Просвещение религиозное есть лучший оплот и защита от сектантских сетей. Кроме этих врагов спасения бойтесь и других, еще более опасных. Это суть духи злобы, завистники и клеветники. Они не одну минуту не хотят давать себе покоя, стараясь уловлять в свои сети даже членов Святой Христовой Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Возлюбленные! если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга» ( 1Ин.4:9–11 ). Перед святой Чашей познаем мы любовь в том, что «Он, положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев» ( 1Ин.3:16 ). К страданиям любви зовет святая Чаша, к любви, готовой, по примеру Спасителя, положить душу свою за ближнего, ибо «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» ( Ин.15:13 ). Добровольно воспринятые страдания любви, составляя сущность и высшее выражение нравственно-христианской жизни, вместе с верой в Господа и в Его искупительные страдания, являются для верующих тем субъективным условием, при котором единение со Христом в таинстве Евхаристии достигает высшей силы и полноты. Первая и самая главная заповедь, оставленная нам Спасителем, есть заповедь о любви. «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» ( Ин.13:34 ). Кто исполняет эту заповедь, тот вместе с тем свидетельствует о своей любви к Богу, ибо «кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня» ( Ин.14:21 ), и к такому человеку относится неложное обетование Спасителя: «кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам» ( Ин.14:21 ), и далее: «кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» ( Ин.14:23 ). В этом единении с Богом и состоит высшее счастье жизни, доступное для человека, и путь к этому счастью в страданиях любви. Таким образом, вся сущность христианской жизни дана в святой Евхаристической чаше: в ней мука и горечь страданий любви, но в ней и счастье любви и высшее блаженство единения с Богом. Таинство Евхаристии – это страдания, претворенные любовью в блаженство. В этом же состоит и таинственный закон жизни во Христе. Таинство Евхаристии есть единение со Христом, не мысленное и воображаемое только, но действительное, реальное, ибо мы веруем, что в этом таинстве мы вещественным образом причащаемся истинного Тела и истинной Крови Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Kinesh...

Вольное страдание Господа и Его крестная смерть за нас, будучи бесконечной цены и достоинства как смерть безгрешного и Богочеловека, есть и совершенное удовлетворение правосудию Божию, осудившему нас за грех на смерть, и безмерная заслуга, приобретшая Ему право без оскорбления правосудия подавать нам грешным прощение грехов и благодать для победы над грехом и смертью. Событие смерти и страданий Спасителя стоит в центре христианской религии и всей мировой истории, в ходе которой развивалось домостроительство Божие о нашем спасении. Событие это настолько велико и всеобъемлюще по своему значению, что мы не можем понять и оценить его во всем объёме, особенно с его мистической стороны. Как говорит святитель Григорий Богослов , эту жертву «приемлет Отец не потому, что требовал или имел нужду, но по домостроительству и потому, что человеку нужно было освятиться человечеством Бога, чтобы Он Сам избавил нас, преодолев мучителя силою, и возвел нас к Себе чрез Сына посредствующего и все устрояющего в честь Отца, Которому оказывается Он во всем покорствующим. Таковы дела Христовы; а большее да почтено будет молчанием» (Творения святителя Григория Богослова . Книга V. Слово 45, на святую Пасху). Евхаристия Православной Церкви, являющаяся таинственным повторением той же Голгофской жертвы через вкушение хлеба и вина, претворенных в истинное Тело и в истинную Кровь Христову, дает приступающим с верою к таинству вступить в самое тесное, приискреннее и действительное единение с Господом и таинственно участвовать в Его страданиях и смерти, чем приобретается прощение грехов и жизнь вечная. «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь, – говорит Господь, – имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною» ( Ин.6:54–57 ). Вступая в тесное и непосредственное единение с Господом через вкушение Его Пречистого Тела и Крови, все верующие в то же время через Христа связываются самым тесным образом и друг с другом, образуя единый организм Церкви, глава которой – Христос, а тело – вся сумма верующих, объединенных единством веры, таинств, учения и любви.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Kinesh...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010