Воплотившись нас ради человек и нашего ради спасения, Сын Божий полагает основание Церкви Своей. Будучи Сам Светом, Он дарует ей свет слова Божия и обещает Духа Святого, каковое обещание и исполняет по вознесении Своем на небо. «Возвеселись, взывает пророк Исаия, обращаясь к Церкви, неплодная, нерождающая; воскликни и возгласи, немучившаяся родами; потому что у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа, говорит Господь. Распространи место шатра твоего, расширь покровы жилищ твоих; не стесняйся, пусти длиннее верви твои, и утверди колья твои. Ибо ты распространишься направо и налево, и потомство твое завладеет народами, и населит опустошенные города. Не бойся, ибо не будешь постыжена; не смущайся, ибо не будешь в поругании; ты забудешь посрамление юности твоей, и не будешь более воспоминать о бесславии вдовства твоего. Ибо твой Творец есть супруг твой; Господь Саваоф – имя Его, и Искупитель твой – Святой Израилев; Богом всея земли назовется Он» ( Ис.54:1–5 ). Для Церкви, невесты Христовой, наступили счастливые времена. Возглавляемая Самим Христом и руководимая Духом Святым, она высоко поднимает светильник слова Божия и таинств для искания потерянной монеты Божией, заблуждающегося человека. Как женщина со светильником, она начинает выметать сор из дома, т.е. человечества. А сором этим были многоразличные виды заблуждений и беззаконий людей. Церковь свята, и члены ее должны быть таковыми же. Но человек сам своими только силами сделаться святым не может. Никто не чист от скверны; хотя бы един день жития его был на земле. Посему святая Церковь сама на себя берет заботу очистить, омыть и возобновить печать Царя на найденной ею драхме, т.е. человеке, уразумевшем тяготу своего безблагодатного состояния, в удалении от источника блаженства, истинного Бога. Но как человек уразумеет бедственность свою? Как уверует, если не услышит проповедника? Господь Иисус Христос, посылая апостолов на проповедь ко всем народам, заповедал им прежде научить, а потом уже крестить. Научить чему? Истинам веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Вот истинное терпение, плодоносное в жизнь блаженную. Но есть у каждого человека враг невидимый, злобный, дух лукавый, диавол. Многие скорби и раны наносит он душе христианина, уповающего на Господа. Нападения его часты и сильны. Особенно дух лукавый теснит тех, которые ревнуют о спасении. Почитайте жития святых. Какого подвижника оставлял он в покое? Кто из святых мужей не терпел от него? То помыслы лукавые, греховные наводит он в душу благочестивую. Благо, если человек стоит на страже души своей, он скоро подметит приступ врага. То злой дух привьет к сердцу уныние, то чувство гордости и превозношения, то страстное влечение, а иногда богохульный помысел. Если и это не действует, он прибегает к страхованиям, привидениям. Словом, роды диавольских нападений бесчисленны. Как же вести себя христианину в таких бедах? Неужели он должен терпеть со смирением? О, нет. Теперь, брат о Господе, вооружись на борьбу. Гневайся на диавола, отражай его, облекшись во все оружия Божия. Своими силами не победишь врага, так знай, что Господь Сам даровал нам пригодные для борьбы оружия. Св. апостол Павел подробно перечисляет их. «Укрепляйтесь Господом, писал он к ефесянам, и могуществом силы Его; облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных. Для сего примите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злой и, все преодолевши, устоять». В числе оружий Божиих апостол упоминает: правую веру, праведность, мир, слово Божие и молитву, увещевая «всякою молитвою и прошением молиться во всякое время духом и стараться о сем самом со всяким постоянством» ( Еф.6:10–18 ). Да, постоянная молитва то же для души, что воздух для тела. Ею милость Божию привлекаем, ею и невидимых врагов прогоняем. Такова ее сила. И святые подвижники веры и благочестия хорошо успевали против диавольских искушений, облекаясь во всеоружия Божии и непрестанно пребывая в молитве. После борьбы им Господь посылал победу и охранял их от приступов невидимых врагов в мире и радости о Духе Святе.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Вот почему христианская церковь принимала строгие меры по отношению ко всем отрекшимся, хотя бы это отречение и было притворным, вынужденным страхом смерти и мучений.: Причина падения апостола Петра ясна: это – его самомнение и самонадеянность. «Если и все соблазнятся, но не я», – говорит он ( Мк.14:29 ). Этим самоуверенным обещанием он ставит себя выше других учеников и даже как будто осуждает их за то, что в них нет его горячей любви и преданности. Нет никакого сомнения, что он любит Господа со всею пылкостью своей честной, прямой натуры и искренно желает остаться Ему верным даже под угрозой смерти. Но он забывает одно: что никогда, ни при каких обстоятельствах человек не может рассчитывать на свои собственные силы и ручаться за свое поведение, если он не опирается на помощь Божию, ибо «без Мене не можете творити ничесоже», – сказал Господь ( Ин.15:5 ). А когда человек надеется на себя, забывая о Боге, то оставляет его благодать Божия и, предоставленный самому себе, человек неизбежно падает, мучительно познавая в этом падении свою нравственную немощь. Эти уроки допускает любовь Божия, чтобы; научить человека смирению. Они необходимы, ибо без искушений и падений человек никогда не познает своей слабости, а не познав, он не может всей душой прилепиться к Богу, чтобы в Нем одном искать помощи и поддержки в борьбе за свое спасение; и эту благодатную помощь Господь оказывает не самонадеянным, но смиренным. Такой урок смирения, очевидно, нужен был апостолу Петру, и, пережив в слезах и муках покаяния свое падение, он уже уверенно свидетельствует перед читателями своего послания: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Итак смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время. Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас» ( 1Пет.5:5–7 ). Вот первый важный урок, который дает нам евангельский рассказ об отречении Петра, – урок смирения, урок надежды единственно на помощь Божию, урок необходимости для христианина всецело отдаться в волю Божию и только в ней искать себе опоры и спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Kinesh...

Вот что Сам Бог говорил об еврейских пастырях чрез пророка Иезекииля: «Сын человеческий! изреки пророчество на пастырей израилевых, изреки пророчество, и скажи им, пастырям: так говорит Господь Бог: горе пастырям израилевым, которые пасли себя самих! Не стадо ли должны пасти пастыри? Вы ели тук, и волною одевались, откормленных овец заколали, а стада не пасли. Слабых не укрепляли, и больной овцы не врачевали, и пораненной не перевязывали, и угнанной не возвращали, и потерянной не искали, а правили ими с насилием и жестокостью» ( Иез.34:2–4 ). Что же удивляться тому, что евреи «все блуждали как овцы, совратились каждый на свою дорогу» ( Ис.53:6 ). Но Господь Бог умилосердился над заблудшими овцами и послал к ним Пастыря Великого, Истинного и Благого. Раздался на земле Его голос. Те, которые еще способны были хотя сколько-нибудь слушать, откликнулись на призыв Пастыря, Господа нашего Иисуса Христа. Больные душою, мытари и грешники, теснятся близ Него в надежде получить уврачевание своих душевных недугов от Врача душ и телес. Воистину, Господь оставил как бы на небе праведных, которые в безопасности пребывают, и сошел на землю к заблудшим, больным и порочным. Он ищет их, ищет, не щадя Себя. Он утомляется, страдает, подвергается гонению, связывается, бичуется, по ланитам заушается и умирает на кресте. Так возлюбил Он заблудших овец, так желал обращения их и приведения к Отцу, к сонму святых Ангелов и праведных мужей. И как радовался Он, когда заблуждшие обретались, грешные приносили покаяние и порочные решались возненавидеть пути греховной жизни. Точно на рамена Свои возлагал Он заблудшее и горохищное овча и доставлял ее с радостью на небо, в истинное отечество людей. Но скорбь великую доставляли Спасителю нашему те, которые считали себя здоровыми и не имеющими нужды во Враче. Пусть даже между этими мнимыми праведниками, как книжники и фарисеи, не было злодеев и крайне порочных людей. Но праведность подзаконная не оправдывала человека пред Богом. Закон был только путеводителем ко Христу, единому Врачу душ.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Вот эта-то наглость лицемерия и возмущает больше всего, ибо ясно становится, что в этой черной душе нет ни признака, ни тени сознания того, что он поступает дурно. Если что и беспокоит его в этот момент, то лишь опасение, что его предательство раскроется перед учениками Господа, и они отомстят за это. Напрасные опасения! Его ожидает более страшный суд Того, Кого обмануть невозможно. Правда, лицемерие как будто было в характере еврейского народа времен упадка и многие подвиги их национальных героев отмечены печатью хитрости и коварства; Вот, например, рассказ книги Царств об одном из подвигов Иоавова, начальника войск царя Давида: когда изменил Давиду Амессай и перешел на сторону Савея, отложившегося от царя, Давид послал слуг своих для преследования их. «И вышли... люди Иоавовы, и Хелефеи и Фелефеи, и все храбрые пошли из Иерусалима преследовать Савея, сына Бихри. И когда они были близ большого камня, что у Гаваона, то встретился с ними Амессай. Иоав был одет в воинское одеяние свое и препоясан мечом, который висел при бедре в ножнах и который легко выходил из них и входил. И сказал Иоав Амессаю: здоров ли ты, брат мой? И взял Иоав правою рукою Амессая за бороду, чтобы поцеловать его: Амессай же не остерегся меча, бывшего в руке Иоава, и тот поразил его им в живот, так что выпали внутренности его на землю, и не повторил ему удара, и он умер» ( 2Цар.20:7–10 ). Приблизительно то же рассказывается в Книге Судей о подвиге Аода, убившего Еглона, царя Моавитского, покорителя Израильтян, которому они служили восемнадцать лет ( Суд.3:12–30 ). В этих случаях мы также видим примеры коварства и лицемерия, но здесь оно оправдывается целью национального освобождения. У Иуды нет этого оправдания: он предает не врага, но Учителя, относившегося К нему всегда с глубокой любовью и заботливостью, не делавшего никакого различия между Своим предателем и другими учениками, наравне со всеми давшего ему дар и силу чудотворений и всегда призывавшего его только к добру, к свету, к правде. Вот почему нас возмущает предательство Иуды; вот почему его поступок в песнопениях церковных называется «ножом, намазанным медом»; и вот почему в христианской иконографии он помещается в аду на коленях у сатаны, который и сам «ложь есть и отец лжи» и которому души лживые потому наиболее родственны.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Kinesh...

Все они принимали от Бога только начатки Откровения. В полноте же совершенств принес его на землю воплотившийся Сын Божий, Господь наш Иисус Христос , и распространил его через своих учеников и апостолов и их преемников. Святой ап. Павел начинает свое послание к евреям такими словами: Многочастне и многообразнее древле Бог глаголавый Отцем во пророцех, в последок дний сих глагола нам в Сыне, Егоже положи наследника всем, Имже и веки сотвори. «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, через Которого и веки створил». Бога никтоже виде нигдеже, Единородный Сын, Сый в лоне Отчеи, Той исповеда. «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» ( Ин. 1:18 ). О священном Предании и Священном Писании, как способах сохранения и распространения между людьми Божественного Откровения Церковь распространяет хранимое ей Божественное Откровение двумя способами: Священным Преданием и Священным Писанием. Преданием называется такой способ, когда истинно верующие и почитающие господа Бога словом и примером своим передают один другому, старшие младшим, как, например, предки – потомкам, учение веры, закон Божий, таинства и священные обряды. Священным же писанием называются книги, написанные Господом Духом Святым через освященных от Бога людей, пророков и апостолов. В полном составе книги эти именуются Библией. С греческого языка слово Библия означает – книги. Таким наименованием (во множественном числе) выражается то, что священные книги, преимущественно перед всеми другими достойны внимания, как содержащие в себе самые важнейшие для человека истины. Древнейший и первоначальный способ распространения Откровения Божия есть Священное Предание. От Адама до Моисея не было священных книг. Да и после Моисея и после всех пророков Предание не теряло своего значения. Господь наш Иисус Христос Свое Божественное учение и установления передал ученикам Своим словом и примером, а не книгой.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Всего этого мы и не отрицаем. И со всем этим нужно соединить единое на потребу – точное исполнение заповедей Божиих. Вот Господь повелевает нам богатеть в Бога. Развивая эту мысль, Он прямо говорит: «Продавайте имения ваши и давайте милостыню. Приготовляйте себе влагалища неветшающия, сокровище неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается, и где моль не седает; ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет» ( Лк.12:33–34 ) Вот добродетель, противоположная греху любостяжания. Она то и именуется богатением в Бога. Скажите, разумно ли богатеть в себя, а не в Бога? Мудро ли поступает любостяжатель, когда копит и сгорает от страсти новых приобретений? Благоразумен ли богач, тратящий богатство на роскошь в одежде, жииище и столе? Представьте человека, у которого большие запасы хлеба обретаются, но неблагоразумно хранятся – низко, в месте влажном. Приходит к нему друг и, заметив это, говорит ему: «не разумно ты поступил, что сложил хлеб в сыром месте: он у тебя погниет». «Так что же мне сделать?» «Потрудись поднять повыше». Да, неразумен и богач, любостяжатель, видящий благо жизни только в приобретении имений. Эти последние подобны хлебу, лежащему на месте сыром. Испортится хлеб, и выбросить его придется. Умрет любостяжатель, и бесполезным останется для него его богатство. Неразумно поступает и богач роскошествующий. Его может ожидать участь приточного богача, который пировал и веселился во вся дни пышно и унаследовал ад ( Лк.16:19–23 ). Подлинно неразумен был сей богач. Несмысленны и те, которые желают подражать ему в жизни. В наше назидание св. апостол Павел дает нам такие наставления: «Великое приобретение – быть благочестивым и довольным. Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из пего. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем. А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть, и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу: ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры, и сами себя подвергли многим скорбям».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Всяк возносяйся смирится, смиряяй же себе вознесется (–14). «Всяк, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя, возвысится». Такими словами окончил Господь Иисус Христос притчу о мытаре и фарисее. Первый смирил себя, признав грешником, а второй величался своими добродетелями, хвалил себя пред Богом и осуждал ближних. И что же, смирение мытаря снискало ему оправдание и помилование от Господа Бога. Гордость и превозношение фарисея удалили от него Бога, потому что гордым Бог противится. Сами можете теперь понять, какая великая сила в смирении. А силу эту дает ему вера в Божие милосердие. Нет и не может быть такого греха, который бы превысил Божие человеколюбие. Гордый же уповает на себя. В себе, в своих мнимых заслугах и достоинствах он видит силу, а посему от Господа и отступает сердце его. Гордость справедливо почитается тяжким грехом. Она, говорит св. Иоанн Златоуст , есть «корень и источник всякого беззакония. Она делает всю жизнь нечистою, хотя бы мы соблюдали чистоту, девственность, творили молитвы и милостыни». «Премерзкий грех есть гордость, пишет святитель Тихон. Начало гордости есть незнание себя самого». Посему-то Господь Бог и противится гордым. А в делах веры гордость ведет прямо к погибели. Она порождала ереси и расколы, отделения от Церкви. Не по гордости ли и добрый ангел стал диаволом? Но если за гордость Господь Бог не пощадил и ангелов, то пощадит ли человека, превозносящегося пред своими собратьями, да еще чем? верою, добрыми делами. Не безрассудство ли есть это превозношение? Без благодати и помощи Божией мы не могли бы и веры спасительно исповедовать и не в силах были бы и добрых дел творить. Так чем же хвалиться человеку? Не лучше ли в глубоком смирении признать себя первым из грешников и умолять Господа о помиловании. Или, если уже христианин хочет похвалиться, то пусть хвалится Господом, как совет благий дает и. св. апостол Павел: «Посмотрите, братия, кто вы призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира, чтобы посрамить сильное... для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом. От Него и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением, и искуплением, чтобы было, как написано: хвалящийся хвались Господом» ( 1Кор.1:26–31 ). Знайте, братие, «не тот достоин, кто сам себя хвалит, но кого хвалит Господь» ( 2Кор.10:18 ). А Господь похвалил мытаря. За что? За смирение. Фарисей же, сам себя хваливший, ничего не получил от Бога. Молитва фарисея осталась бесплодною, тщетною. Этого мало. еще. Она снискала ему осуждение за то, что он, превознося себя, осуждал ближних. Так в смирении будем просить милости и помилования у Господа. Не дозволим себе суда над нашими ближними, ибо таковым судом оскорбляется Бог. Господи Боже! буди милостив к нам грешным. Аминь. Глава пятая. Притчи Господа нашего Иисуса Христа, в которых уясняется значение и важность христианской надежды

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Выходит, что Бог не предал их в руки Пилата и не погубил каким-нибудь другим образом по причине их добродетелей. Они ведь не как прочие грешники. Таково бывает у человека фарисейское самомнение, соединенное с осуждением ближнего. Грехи последнего так ясны, так наглядны, что приводят в изумление, как земля не поглотит его. А сам осуждающий? Чист и невинен. У него так и явствуют одни добродетели. И спешит благодарить Бога за них сущий грешник. А происходит это от любви наблюдать за ближним и зорко примечать его падения. Но как он встает после падений, как кается и просит у Бога прощения, то остается неизвестным. Напротив, что касается себя, так человек помнит всякое добро, сделанное им, и легко забывает свои неправды, грехи и беззакония. Они все кажутся ему столь ничтожными, что и грехами называть их нельзя. Так человек и записывает себя в разряд праведных, а ближнего причисляет к грешникам. Постигнет ли последнего какая либо беда, у мнимого праведника сейчас найдется и основание объяснить ее возмездием за грехи. Но вот послушайте, как Господь Иисус Христос разубеждает таковых, мнящих себя быти праведными. Иисус сказал им на это: «думаете ли вы, что эти галилеяне были грешнее всех галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам; но если не покаетесь, все так же погибнете» ( Лк. 13:2–3 ). Спаситель требует покаяния от мнимых праведников. Значит, Он их почитает не праведными, а грешниками наравне с убитыми галилеянами. Да и наказание Он предвещает одинаковое. При сем Спаситель воспоминает о другом печальном событии, которое, быть может, истолковывалось подобным же образом. Когда-то в Иерусалиме обрушилась силоамская башня. Под своими развалинами она похоронила восемнадцать человек. Рабочие ли это были, или преступники, заключенные в ней, неизвестно. Воспоминая об этом событии, Спаситель и говорит: «Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам; но если не покаетесь, все так же погибнете».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Глаголю же вам: аще и не даст ему; востав, зане друг ему есть: но за безочество его, восстав даст ему, елика требует (–8). «Если, говорю· вам, он не встанет и не даст ему по дружбе с ним, то по неотступности его, встав даст ему, сколько просит». И Аз вам глаголю, закончил Спаситель притчу прямым, наставлением, просите, и дастся вам: ищите, и обрящете: толцыте, и отверзется вам: всяк бо просяй приемлет, и ищай обретает, и толкущему отверзается (–9 и 10). «И Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят». Какой же внутренний смысл причти о друге, просящем хлебов? Кто разумеется под спящим соседом-другом, просителем и пришедшим с дороги? Под другом спящим разумеется Бог. Не все черты притчи приложимы к Господу. Он, конечно, не может спать. Спаситель сном человека-друга обозначил то, что Бог иногда не тотчас исполняет наши прошения. Сосед-друг может, одолжить просителю хлеба, а отказывает не потому, что не имеет, а по себялюбию, поскольку не желает обеспокоить себя. И Бог Господь есть источник и податель всяких благ. Но у Него нет того чувства, на основании которого сосед-друг хотел отказать просителю. Однако несомненно не всегда скоро исполняются наши молитвы. Возможно, что это зависит от нас самих, о чем речь после. Но и Господь Бог желает иногда испытать веру нашу. Просит, положим, человек блага себе совершенно необходимого и сообразного с волею Божиею, просит с верою, и однако не получает. Господь слышит прошения молящегося, но медлит с исполнением прошения. В этом случае происходит то, что было при исцелении бесноватой дочери хананеянки или сирофиникиянки. Лишь только Господь Иисус Христос вступил в пределы Финикии, как Его встретила женщина по вере язычница. У нее дочь одержима была духом нечистым. Женщина ведь слышала о том, что Иисус совершил много чудес в Галилее. Это-то и побудило ее просить Спасителя, чтобы Он исцелил ее больную дочь. Следуя за ним, женщина кричала: «помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010