За иконою Богоматери к стене за северными дверьми местный образ Николая Чудотворца в большом сребряном чеканном венце, а за южными дверьми образ Иоанна Крестителя в сребряном же чеканном венце. Над царскими вратами на иконе Рождества Спасителя на Божьей Матери старинный чеканный серебряный венец. За правым клиросом образ довольно древний коронования Божьей Матери в 6 четвертей длины и 5 ширины. На нем риза сребряная чеканной работы 84 пробы с пятью сребропозлащеными венцами, из коих один на Божьей Матери с короною с разноцветными камнями; над короною изображение Духа Св. позлащенное под чернетью. В верху сей иконы, круглая икона разделенная на две половины: на одной изображены родители Богоматери: Иоаким и Анна, на другой Василий Парийский 3 четверти ширины и 2 высоты, в серебряной ризе; без пробы; три венца позлащенные. Над левым клиросом круглый образ Святых: мученика Феодора Стратилата и равноапостольной Феклы 3 четверти ширины и 2 вышины; на нем риза сребряная, два венца сребропозлащеные 84 пробы. Подле, северных дверей в киоте образ Святителя Николая; риза и венец сребропозлащеные без пробы; поручи шиты средним жемчугом по малиновому бархату. В алтаре на горнем месте образ Спасителя 6 четвертей длины и 4 ширины; на нем риза сребряная без пробы и на предстоящих Спасителю лицах 11 венцов также сребряных. Иконы с серебряными венцами и окладами В алтаре икона Феодоровская Божьей Матери; на ней венец и оклад сребряные, без пробы, убрус низан жемчугом с простыми камнями, 4 четверти вышины и 3 ширины. За левым клиросом в средине изображение страстей Господних, образ Спасителя; на нем венец и все поля сребропозлащеные 8 вершков длины и 6 ширины. У южных дверей в средине изображений из Истории жизни Крестителя Христова образ с честною главою его 8 вершков вышины и 5 ширины; на нем венец и оклад сребропозлащеные без пробы. Всех икон с серебряными венцами и венчиками 12 без пробы. Церковь Св. Мефодия Патриарха Цареградского, теплая Внутренность церкви Церковь сия имеет три отделения: а) весьма небольшой притвор, б) настоящую Церковь и в) алтарь. На южной стене настоящей Церкви изображение Пророка Божия Илии; на западной – Благовещения, жертвоприношения праведного Ноя и возвращение блудного сына к отцу своему. На северной – Пророка Моисея. В средине свода, изображение Спасителя по пояс, держащего в шуйце скипетр, десницей благославляющего.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В том же году была закончена каменная церковь святой Богородицы. Аристотель сделал у нее четыре главы, а возле главного барабана ризницу, а хоры устроил возле алтаря в сторону боковых дверей, и устроил лестницу подниматься на верх церкви. Своды сделал в один кирпич и так свел, поэтому, когда дождь идет, даже капает. На пятый год церковь закончил. Пол вымостил мелким камнем, а в алтаре над митрополичьим местом за престолом вырезал в камне латинский крест, который митрополит потом велел стесать. Перед главными дверями крыльцо вымостил камнем, и вывел свод в один кирпич, и повесил серединку на железной гирьке. А освятил церковь митрополит Геронтий. И некоторые обманщики порицали митрополита перед великим князем за то, что он ходил с крестами вокруг церкви не по направлению движения солнца. За это великий князь разгневался на митрополита, потому что, говорил он, за это посылается Божий гнев. В том же году великий князь заложил каменную церковь Иоанна Златоуста на Посаде. В год 6987 (1479) . Великий князь ездил в Новгород и схватил Новгородского владыку, и посадил в Москве в монастыре Чуда архангела Михаила. И он сидел три с половиной года, и там умер. И много искали, и не нашли писания об освящении церкви, ходить по солнцу или не по солнцу. А говорили много: одни архимандриты и игумены говорили в защиту митрополита, другой сказал: «В Святой Горе видел, что так же святили церковь , а с крестами ходили против солнца». И много споров об этом устроил великий князь, Геннадия архимандрита и владыку ростовского Вассиана призвал на спор. Митрополит приводил свидетельство: когда дьякон кадит престол в алтаре, то направо ходит с кадилом. А они никаких свидетельств не приводили, а говорили: «Солнце праведное, Христос, попрал Ад , и смерть связал, и души освободил, и потому, – говорили, – выходят так на Пасху и то же делают на утрени». И много спорили, и не нашли истину. В том же году родился у великого князя сын Гавриил 26 марта и дали ему имя Василий Парийский. (...) В год 6988 (1480) .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Новости 25 апреля, 2013 Состоялось заседание Совета по строительству кафедрального собора Украинской Православной Церкви Участники обсудили вопрос изменения предполагаемого внешнего вида будущего собора, который предложено сделать в большей степени соответствующим традициям Киевской Руси без конструктивных изменений проекта. 25 апреля, 2013 Участники круглого стола в Петербурге обсудили церковные подходы к заботе об инвалидах По словам митрополита Климента, помощь инвалидам будет развиваться на общецерковном, епархиальном и приходском уровнях. Церковь расширит социальную, психологическую, медицинскую, консультативную, духовную и материальную поддержку людей с ограниченными возможностями и их семей. 25 апреля, 2013 Церковь чтит память преподобного Василия Исповедника, епископа Парийского Когда возникла иконоборческая ересь, святитель Василий решительно выступил за почитание святых икон и отказался подписать постановление об их уничтожении 25 апреля, 2013 Состоялся первый в России выпуск военных священников Учебный процесс был организован в рамках реализации поручения президента РФ о возрождении в армии и на флоте института военного духовенства. 24 апреля, 2013 Возвращенный из раскола украинский храм штурмовали националисты (+Видео) Около трехсот агрессивно настроенных людей, приехавших в райцентр, ворвались на территорию храма. Они ломали ворота, двери храма, пытались бить священников, оскорбляли их, рвали на них церковное облачение, грязно ругались. 24 апреля, 2013 Закон о защите чувств верующих не будет препятствовать религиозной полемике, - прот. Всеволод Чаплин Священнослужитель особо отметил, что законом не будет запрещена полемика между верующими и неверующими, мировоззренческие споры, критика той или иной религиозной организации, если она не носит отчетливо оскорбительного характера. 24 апреля, 2013 В Великую Субботу молодежь раздаст в храмах 700 тысяч листовок с информацией о Пасхе Листовка содержит подробный рассказ о празднике Пасхи, его истории, а также пасхальные песнопения и их перевод на современный русский язык.

http://pravmir.ru/category/news/page/448...

В 2000 году при спонсорской помощи директора мебельной фабрики города Болхова Александра Александровича Кучинова был приобретён и установлен новый колокол; по благословению архиепископа Орловского и Ливенского Паисия сооружён резной иконостас в пределе святителя Василия Парийского. В 2003 г. по благословению Владыки Паисия престол был переосвящён протоиереем Владимиром Бровчуком. В том же году была отремонтирована крестильная комната, появилась плитка, стены отделаны деревом. В 2004 году силами и средствами настоятеля и прихожан проведён ремонт фасада церкви снаружи. В 2005 году покрашены купола и установлены звездочки покрытые сусальным золотом. В 2007 году по благословению архиепископа Паисия решено провести внешнюю отделку стен храма и полностью перекрасить в новый цвет. В этом же году 5 сентября настоятель Свято-Введенского храма протоиерей Пётр Лях по дороге из города Орла погибает в автомобильной аварии. С июля 2009 года обязанности настоятеля храма исполняет его сын иерей Василий Лях. В 2010 году на четверике были проведены отделочные работы и заменены 6 окон. В 2012-2013 году под руководством настоятеля храма иерея Василия Ляха в алтаре и центральной части храма провели следующие работы: внутри — стены, центральный алтарь и центральная часть храма были поражены грибком, более 300 кв.м. Поверхность стен была отбита от старой штукатурки до кирпича, зачищена, обработана от грибка, затем нанесена новая штукатурка. Руководил работами «Центр современных технологий» (г. Москва). Проведены работы по замене оконных блоков (18 шт) в центральной части храма и центральном алтаре. Улучшена система отопления, сделаны дополнительные секции труб в алтаре и центральной части, полностью заменена проводка. В 2013 году фрески, во многих местах поврежденные трещинами, восстановлены. В 2010-2013 г. проводилась реставрация нескольких старинных икон храма Икона «Покров Пресвятой Богородицы», Икона Божией Матери «Нечаянная радость», «Казанская», старинная «Икона престольных праздников города Болхова». Святыни [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Введенский_хра...

Но вскоре Священный Синод постановил освободить его от занимаемых должностей с оставлением его профессором нравственного богословия по состоянию здоровья, а ректором и настоятелем академического храма назначить инспектора академии протоиерея Николая Чепурина. Это был исповедник, прошедший через аресты, тюрьму, лагеря и ссылку. Магистр богословия, в прошлом он служил петербургским епархиальным миссионером. Находясь в Средней Азии и не имея возможности служить в церкви, он защитил кандидатскую диссертацию по биологии и возглавлял кафедру микробиологии медицинского института. Затем, после его вскоре последовавшей кончины, в течение девяти месяцев обязанности ректора исполнял профессор протоиерей С. В. Савинский. Постановлением Священного Синода от 28 октября 1947 г. новым ректором Московских духовных школ был назначен епископ Гермоген (Кожин). В прошлом обновленец-митрополит, он, к тому времени уже овдовевший, был воссоединен с Матерью-Церковью в 1945 г. в сане протоиерея. Сразу после этого он был пострижен и скоро получил уже канонически законную епископскую хиротонию. В 1946 г. в день Покрова Божией Матери состоялось открытие патриархом Алексием I Ленинградской духовной академии и преобразование уже год существовавших Богословско-пастырских курсов в семинарию. При Ленинградских духовных школах открыт был заочный сектор. Первая корпорация Ленинградских духовных школ включала в себя 10 преподавателей (из них 3 профессора и 5 доцентов), в большинстве выпускников дореволюционных духовных школ, а некоторые – протоиерей Василий Верюжский , А. И. Сагарда и В. В. Четыркин – имели опыт преподавания в дореволюционной Петербургской академии. На 1 июня 1951 г. в корпорации Ленинградских духовных школ состояло 4 профессора: Л. Н. Парийский, С. А. Купресов, Н. Д. Успенский и протоиерей А. Осипов , запрещенный в служении из-за вступления во второй брак, тайный, а с 1959 г. явный ренегат; 8 доцентов и 6 преподавателей. В 1948–1952 гг. ректором Ленинградской духовной академии и семинарии состоял епископ Лужский Симеон (Бычков), кандидат богословия старой Санкт-Петербургской академии.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Василий, в сей день из села Никульского ходил сюда с крестным ходом. – Г. Волков, кроме того, письмом на имя преосв. Иустина от 7 августа того же 1853 года, сообщил и об обстоятельствах (уже известных нам из вышесказанного) возложения им надгробного памятника на могилу старца Зосимы; в данном же благочинному о. Парийскому объяснении от 9 марта следующего 1854 года, сообщив вышеизложенные сведения о часовне, о посещении пустыньки Елисаветою Петровною, дополнил свое показание таким известием, что «по случаю распри между священниками села Никульского и села Слотина, местным в то время благочинным Иаковом Богословским, происками последнего, часовня была, не известно по чьим распоряжениям, сломана земскою поилицею, при чем был и исправник г. Барыков 5 и заседатель земского суда Тимонов 6 – Крестьяне окрестных селений показали: «место это издревле называется пустынькою; был тут монастырь и церковь , но в чье имя, не известно; разрушена в нашествие Литвы и Поляков; после того остались тут только два отшельника: схимонах Зосима, да его келейник Иона; на место церкви Зосима построить приказал часовню плотнику, крестьянину села Никульского Андрею Кляузину. Зосима тут точно погребен, a где Иона, неизвестно». Старожилы, крестьяне Симеон Ермолаев и Иван Прокофьев, сообщив предания о судьбе пустыньки в разное время, об иконах, которые из нее перевезены в Лукианову пустынь 7 и село Слотино и проч., передали известие, что сами в одно время дорылись до каменного свода склепа, в котором погребен схимонах Зосима. – Наконец священник села Никульскаго о.Илия Громов, поступивший на этот приход лишь в 1848 году, сообщил только о том, что сам застал в пустыньке с прибытием на место своего служения, т. е. часовню, построенную г.г. Барановым и Зубовым. – После всех этих опросов и записания их в протокола по донесении всего исследованного губернским и епархиальным уполномоченными преосвященному Владимирскому Иустину, владыка, по рассмотрении и соображении всего в нем изложенного, представил, с собранными следствием сведениями и с своим, благоприятным судьбе часовни, заключением, в Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

ДЕЯНИЕ ТРЕТИЕ СВЯТОГО ХАЛКИДОНСКОГО СОБОРА В первое консульство благочестивейшего и христолюбивого императора нашего Маркиана и того, кто будет объявлен, на третий день сентябрьских ид, в Халкидоне, городе Вифинской области, по благодати Божией и по повелению благочестивейших государей, собрался вселенский собор, и заседали в храме святой и добропобедной мученицы Евфимии все святейшие и боголюбивейшие (епископы): Пасхазин и Луценций (епископы), и Бонифатий пресвитер, занимавшие место святейшего Льва, архиепископа апостольского престола Римской церкви; и Анатолий Константинопольский; Максим Антиохийский; Стефан Ефесский; Кириак Ираклийский; Лукиан Бизский; Диоген Кизический; Юлиан Косский; Валериан Басианский; Евномий Никомидийский; Петр Коринфский; Елевферий Халкидонский; Феодор Тарсский; Роман Мирский; Кир Аназарвский; Константин Бострский; Селевк Амасийский; Иоанн Севастийский; Константин Мелитинский; Калогир Клавдиопольский; Патрикий Тианский; Амфилохий Сидский; Епифаний Пергский; Феодор Дамаскский; Аттик Никопольский, в древнем Эпире; Василий Траянопольский; Флоренций Сардийский; Франкион Филиппольский; Иоанн Родосский; Петр Гангрский; Фотий Тирский; Нунехий Лаодикийский; Онисифор Иконийский; Стефан Иерапольский; Мариниан Синнадский; Пергамий Антиохийский, в Писидии; Нонн Едесский; Олимпиодор 401 , митрополит Константии Кипрской; Феоктист Пессинунтский; Домн Апамейский, в Сирии; Критониан Афродисийский; Симеон Амидский; Севастиан Веррейский; Кекропий Севастопольский; Иоанн Германикийский; Атарвий Трапезунтский: Иосиф 402 Илиопольский; Антилох 403 Синопский; Акакий Ариараоийский; Аттик Зилский; Евстафий Галикарнасский; Апрагмоний Тийский; Иоанн Никопольский; Грациан Керасунтский; Фалассий Парийский; Филипп Адрианский 404 ; Епиктет Диоклитианопольский; Даниил Сигальский; Феодосий Назианзский; Феодор Клавдиопольский, в Исаврии; Феодор Трипольский; Фома Феодосиопольский; Феодор Неокесарийский; Иоанн Полемонийский; Афанасий Мессинский; Патрикий Неокесарии Августовой; Александр Селевкийский, в Исаврии;

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

– юрисконсульт Александро-Невской Лавры Иван Ковшаров; – преподаватель Военно-броневой автомобильной школы и секретарь правления Николай Елачич; – настоятель Казанского собора протоиерей Николай Чуков; – викарий Петроградской епархии епископ Крондштадтский Венедикт Плотников; – настоятель Исаакиевского собора протоиерей Леонид Богоявленский; – профессор Военно-юридической академии Дмитрий Огнёв; – настоятель Троицкого Измайловского собора протоиерей Михаил Чельцов . В конце чтения слышны 2–3 истеричных вскрикивания. Из книги М. Чельцова : «Как только закончилось чтение приговора, раздались многочисленные дружные громкие рукоплескания... студентов Зиновьевского университета! Ох, тяжело от них почувствовалось…» Судьи, закончив чтение. бегут из зала… Вслед им кричат защитники: «Мы кассацию подаем. Мы заявляем. Мы просим принять заявление». Но судьи, как бы чего страшного убоявшиеся, не слушая никого и ничего, бегут. Уходят и оправданные – 25 человек, как сын протоиерея Михаила Чельцова – Павел, как иерей Сергий Зенкевич, будущий епископ Стефан, как профессор историк-византинист Владимир Бенешевич и как персидско-подданный чистильщик обуви Абдалов. Уходят и получившие условный срок, как композитор Сергей Ляпунов. В зале – одни осужденные, 10 смертников и другие: – кто на 5 лет, как Лев Парийский; наибольший среди прочих срок, сотрудник канцелярии митрополита получает за то, что пытался взять на себя вину за распространение писем владыки; – кто на 3 года, как протоиереи Толстопятов, Бычков, Кедринский, Акимов и как настоятель Князь-Владимирского собора протоиерей Михаил Союзов, для которого этот трёхлетний приговор все равно станет смертным; он скончается в тюремной больнице через два месяца; – кто на несколько месяцев, как иерей Иоанн Орнатский и студент Василий Киселев. Их испытания еще впереди. «Настроение у всех, конечно, скверное, – вспоминает отец Михаил Чельцов , один из “смертников”, – но ни у кого ни слезинки, ни вздоха. Все хоть и подавлены приговором, но без отчаяния. Сидим на своих местах на скамьях подсудимых. Молчим.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Он соединял в себе преданность православным догматам и даже обычаям церковным со склонностью к идеям немецких философов эпохи Просвещения. Нетрудно понять, что его учение, пропитанное философией Вольфа и достаточно отдаленное от святоотеческого предания, встретило сильное противодействие среди афонских монахов, может быть, и неученых, но стоящих ближе к источникам православного учения. Вулгарис был вынужден покинуть Афон и уехать в Россию, где он был хиротонисан во епископа. В России времен Екатерины II-й он нашел более сродную для себя среду, чем на Афоне. Его Академия просуществовала недолго и была заменена более элементарной школой. Большее значение должно быть придано замечательному духовному движению за возрождение подлинных монашеских традиций и возвращение к более глубокому представлению о духовной жизни, имевшему место на Афоне в тот же период. Оно было соединено с именами трех выдающихся греческих личностей: Макария, бывшего епископа Коринфского, Никодима Святогорца  и Афанасия Парийского 59 . Макарий – святой Православной Церкви. Недавно мы с глубоким удовлетворением узнали, что Вселенская Константинопольская Патриархия рассматривает в настоящее время предложение о канонизации также и  Никодима Святогорца , весьма почитаемого всеми монахами Афона. Совместно с Макарием он боролся за восстановление древнего духовного созерцательного предания, во многом забытого на Афоне в течение времен. Они считали, что главнейшим путем для достижения нового высокого духовного уровня является изучение подвижнических и мистических отцов, делание Иисусовой молитвы и более частое причащение Св. Таин. Монашеская, и вообще религиозная, жизнь их современников была очень отдалена от их цели, и им пришлось вести большую борьбу в защиту своих взглядов и за их распространение. Особенно много противников даже на Афоне встретил их призыв к частому причащению. Начался большой и ожесточенный спор. Как это часто, однако, бывает, главное препирательство не столь много касалось самых важных вопросов, как, например, Иисусовой молитвы или частого причащения, но сосредоточилось на второстепенных пунктах, а именно, позволительно ли совершать поминовение умерших в воскресные дни? Как правило, Православная Церковь посвящает памяти усопших субботний день, ибо суббота – день покоя.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

Отличительной особенностью состава Грозненских гробниц является наличие в них святых, соименных членам царской семьи. Человек в древней Руси имел два имени: по дню рождения и по святому, в честь которого был крещен. Иван IV родился 25 августа, на апостола Тита – поэтому назывался Титом 121 , крещен был в честь Иоанна Предтечи (29 августа – Усекновение честные главы Иоанна Предтечи) – и обе эти гробницы имеются в Грозненском окладе. Царица Анастасия Романовна, по данным Кормовой книги Кирилло-Белозерского монастыря, родилась 2 октября (на Устинью), крещена в честь Анастасии Римляныни (29 октября) 122 -гробница с изображением той и другой помещена на окладе. Брат Ивана Грозного Юрий Васильевич родился, по данным большинства летописей, 30 октября, но по сведениям компетентного Постниковского летописца – 31 октября, на апостола Стахия 123 . гробница с изображением Стахия расположена на левом боковом поле оклада, а напротив – муч. Ульяния, соименная жене Юрия Васильевича. Мы, таким образом, узнаем, что в царской семье днем рождения Юрия признавалось 31 октября. Юрий Васильевич был крещен в честь св. Георгия (3 ноября – обновление храма Георгия в Лидде) 124 , исчезнувшая гробница с изображением св. Георгия, как мы предположили, находилась на верхнем поле оклада иконы «Троицы». Отец Ивана Грозного Василий III по дню рождения назывался Гавриилом, имел крестильное имя в честь Василия Парийского, на смертном одре принял монашество под именем Варлаама. гробницы с изображениями всех отмеченных святых располагались на окладе. Мать Ивана, княгиня Елена, была крещена, судя по Кормовой книге, в честь императрицы Елены 125 , следовательно, гробница с изображением Константина и Елены была посвящена ей. Отсутствует гробница, посвященная отцу царицы – Роману Юрьевичу Захарьину, который по данным Кормовой книги Ново-Спасского монастыря, крещен в честь Романа Сладкопевца (1 октября). Мать царицы звали Ульяной 126 , и упоминавшаяся гробница с муч. Ульяной могла быть посвящена также и ей (хотя это и мало вероятно). Наконец, дед Грозного, Иван III, родился в день ап. Тимофея, крещен в честь Иоанна Златоуста -гробницы с изображениями обоих святых украшали оклад «Троицы».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010