был бесстрашным борцом против обновленчества, узником тюрем и лагерей. В конце своей исповеднической жизни отец Димитрий Боголюбов, прекратив преподавание, нес обязанности духовника академии, писал статьи для «Журнала Московской Патриархии». Его преемником по кафедре сектоведения стал другой миссионер предреволюционных лет, великолепный знаток старообрядчества протоиерей Иоанн Козлов. На жизнь Московских духовных школ благотворно влияло их пребывание в стенах великой святыни – Троице-Сергиевой лавры. Студенты участвовали в монастырских богослужениях как певцы, пономари, чтецы, окормлялись у лаврских духовников. Полумонашеский уклад жизни Московских духовных школ, их тесная связь с обителью углубляли веру воспитанников, многих побуждая к постригу. Академия и семинария не располагали тогда своим храмом, а имели общие с лаврой. Но в 1956 г. Патриархия и администрация академии добились передачи им той части помещений старой академии, которую ранее занимал педагогический институт; благодаря этому открылась возможность для устроения в чертогах, на прежнем месте, академического Покровского храма. В Ленинградской духовной академии в 1956/57 учебном году обучалось 58, через два года – 62 студента, а в семинарии – 112 и 126 воспитанников соответственно, примерно в 1,5 раза меньше, чем в Московских духовных школах. В 50-е гг. Ленинградские духовные школы возглавлял протоиерей Михаил Сперанский, выпускник Петербургской академии 1913 г. Ближайшим помощником ректора был инспектор академии и семинарии Л. Н. Парийский, тоже выпускник старой Петербургской академии. В 1922 г. он был приговорен по делу митрополита Петербургского Вениамина к пяти годам лишения свободы. Своей строгой требовательностью инспектор компенсировал великодушную снисходительность ректора, поэтому Л. Н. Парийского любили далеко не все, но все ценили его за преданность делу духовного просвещения, за богословскую эрудицию и высокую культуру; впоследствии Л. Н. Парийский был секретарем патриарха Алексия I. Профессор протоиерей Василий Верюжский преподавал в возрожденной академии с 1951 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Федор Исадский. 20. Вениамин, в мон. Антоний, Николаевский. 35. Василий Помяловский. Ефим Богоявленский. Федор Гусев. Александр Любенский. Косьма Космин. Павел Покоев. Иван Жемчужин. Василий Белинский. Семен Леонтьев. 25. Павел Арсеньевский. 40. Иван Сретенский. Яков Ильинский. Филипп Другов. Константин Кладкевич. Сергей Бажанов. Филипп Саульский. Петр Цитов. Иларион Слаута. Никита Голубев. 45. Иван Успенский. Петр Леваковский. Карл Томковид. XV-ro курса Со степенью магистра: 1. Петр Сперанский. 15. Василий Орнатский. Иван Кушин. Илья Денисов. Иван Базаров. Василий Чубинский. Иван Бронницкий. Александр Долоцкий. Михаил Парнасский. 5. Иван Смирнов. 20. Николай Парийский. Матфей Глаголев. Киприян Жукович. С правом на получение степени магистра, если представят вновь свои сочинения и заслужат одобрение от начальства по должности и поведению. Сила Тапильский. Иван, в мон. Иоасаф, Пашин. Иван Терсинский. Стефан, в мон. Серафим, Ильинский. Иван Яхонтов. Александр, в мон. Анатолий, Делекторский. 10. Андрей, в мон. Александр, Добрынин. 25. Юлиан Сакович. Антон Шеметилло. Алексей Орлов. Василий Князев. Иван Гиляровский. Иван Александровский. Петр Евдокимов. Арсений Судаков. Александр Пашкевич. – кандидата: 30. Дмитрий Куницын. 45. Александр Кедров. Михаил Святославский. Петр Горизонтов. Павел Невзоров. Павел Приклонский. Гавриил Лилеин. Василий Спирихин. Федор Юцковский. Николай Войцеховский. 35. Павел Сулковский. 50. Алексей Святков. Владимир Ласточкин. Максимилиан Свидерский. Арсений Попов. Стефан Добротворский. 40. Александр Рутов. 52. Феодосий Петровский. Дмитрий Верещагин. Порфирий Малевич. Александр Сретенский. Константин, в мон. Сергий, Крылов. XVI-ro курса Со степенью магистра: 1. Иосиф Васильев. 20. Александр Романов. С правом на получение степени магистра, без повторения устного испытания и без представления вновь сочинения, если прослужат два года по дух.-училищному ведомству. Николай Добров. Константин Добронравин. Василий Бережковский. Иеромонах Рафаил. Ксенофонт Бронзов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Парийский Лев Николаевич Союзов Михаил Федорович Кедринский Павел Антонович Толстопятов Анатолий Михайлович Ляпунов Сергей Михайлович Флеров Константин Николаевич Никиташин Семен Семенович Семенов Виктор Петрович Комарецкий Николай Ананьевич Акимов Василий Александрович Тихомиров Михаил Владимирович Виноградов Павел Павлович Борисов Александр Матвеевич Перепелкин Михаил Иванович Закржевская Елизавета Ивановна Изотов Василий Изотович Антонов Алексей Георгиевич Кравченко Михаил Васильевич Бессалов Яков Иванович Никольский Николай Васильевич Козеинов Никифор Петрович Пешель Василий Васильевич Филатов Михаил Васильевич Абдалов Сергей Георгиевич Емельянов Владимир Федорович Зальман Владимир Карлович Янковский Петр Станиславович Дубровицкий Михаил Степанович Дымский Михаил Николаевич Янковская Зинаида Николаевна Ливенцов Митрофан Павлович Соколов Сергей Евлампиевич Козьмодемьянский Павел Потапович Соколов Александр Алексеевич Семенов Александр Владимирович Сенюшкин Павел Петрович Высокоостровский Виктор Александрович Гурьян Александр Кузьмич Миронов Петр Николаевич Смирнов Яков Иванович Черняева Анастасия Ивановна Кудрявцева Евгения Ильинична Попов Николай Степанович Травин Леонид Николаевич Пестова Мария Александровна Киселев Василий Федорович Чельцов Павел Михайлович Островский Александр Иванович Касаточкин Николай Иванович Ивановский Константин Васильевич Дмитриев Александр Васильевич Жабров Василий Михайлович Федоров Николай Николаевич Корчагина Анастасия Ивановна Низовцева Елизавета Аникиевна Маркин Владимир Семенович Пилкина Надежда Алексеевна Власова Мария Алексеевна Позднякова Варвара Фроловна Дьяконов Леонид Васильевич Королев Петр Александрович Орнадский Иван Николаевич Бобровский Василий Владимирович Петрова Мария Дмитриевна Левицкий Павел Петрович Гусаров Яков Иванович Пикленок Николай Яковлевич Соустов Василий Иванович Ананьев Николай Герасимович Герасимов Иван Сидорович Беззаборкин Степан Сидорович Смирнов Федор Васильевич Савельева Анна Ивановна Выведенным на процесс обвиняемым вменялось в вину использование легальной церковной организации (Православного общества приходских советов) в контрреволюционных целях, а также «агитация против изъятия церковных ценностей, противодействие и сопротивление изъятию церковных ценностей и хищение таковых – преступления, предусмотренные ст. 72, 73, 77, 86, 119, 160, 180 и 185 Уголовного кодекса РСФСР...

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Парийский Лев Николаевич Союзов Михаил Федорович Кедринский Павел Антонович Толстопятов Анатолий Михайлович Ляпунов Сергей Михайлович Флеров Константин Николаевич Никиташин Семен Семенович Семенов Виктор Петрович Комарецкий Николай Ананьевич Акимов Василий Александрович Тихомиров Михаил Владимирович Виноградов Павел Павлович Борисов Александр Матвеевич Перепелкин Михаил Иванович Закржевская Елизавета Ивановна Изотов Василий Изотович Антонов Алексей Георгиевич Кравченко Михаил Васильевич Бессалов Яков Иванович Никольский Николай Васильевич Козеинов Никифор Петрович Пешель Василий Васильевич Филатов Михаил Васильевич Абдалов Сергей Георгиевич Емельянов Владимир Федорович Зальман Владимир Карлович Янковский Петр Станиславович Дубровицкий Михаил Степанович Дымский Михаил Николаевич Янковская Зинаида Николаевна Ливенцов Митрофан Павлович Соколов Сергей Евлампиевич Козьмодемьянский Павел Патапович Соколов Александр Алексеевич Семенов Александр Владимирович Сенюшкин Павел Петрович Высокоостровский Виктор Александрович Гурьян Александр Кузьмич Миронов Петр Николаевич Смирнов Яков Иванович Черняева Анастасия Ивановна Кудрявцева Евгения Ильинишна Попов Николай Степанович Травин Леонид Николаевич Пестова Мария Александровна Киселев Василий Федорович Чельцов Павел Михайлович Островский Александр Иванович Касаточкин Николай Иванович Ивановский Константин Васильевич Дмитриев Александр Васильевич Жабров Василий Михайлович Федоров Николай Николаевич Корчагина Анастасия Ивановна Низовцева Елизавета Аникиевна Маркин Владимир Семенович Пилкина Надежда Алексеевна Власова Мария Алексеевна Позднякова Варвара Фроловна Дьяконов Леонид Васильевич Королев Петр Александрович Орнадский Иван Николаевич Бобровский Василий Владимирович Петрова Мария Дмитриевна Левицкий Павел Петрович Гусаров Яков Иванович Пикленок Николай Яковлевич Соустов Василий Иванович Ананьев Николай Герасимович Герасимов Иван Сидорович Беззаборкин Степан Сидорович Смирнов Федор Васильевич Савельева Анна Ивановна Не спеша, рассаживались они на стулья, расставленные возле колонн... На первом ряду, в самом центре – митрополит Вениамин, справа – епископ Венедикт, слева – протоиерей Николай Чуков, будущий митрополит Ленинградский Григорий...

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Отчего же дух наш возмущается против судеб и попущений Божиих? Оттого, что мы не почтили Бога как Бога. Ныне иноки должны сами отыскивать волю Божию в Писании и потому подвергаться частым и продолжительным недоумениям и погрешностям. Как о своих помыслах, так и о помыслах ближнего, о его советах, советуйся с Евангелием». Далее – стихира, отзвук только что совершившегося иноческого пострига: «Что за чудо зрю в себе бесплодном? Душа окамененная рассекается, очи пустые слезы источают. Се бо благодать коснуся души моея и сотвори мя чудом своим, яко да имею в себе свидетельство об истине превечной и обличение недостоинства моего». Великий пост в 1990 году начался 26 февраля (по н. стилю). 23 марта, когда на утрени совершается поклонение Кресту и он уносится в алтарь, о. Василий пишет покаянную стихиру «Всюду зрю Тя, Господи Боже мой, но не вижу Тя, Владыко, в сердце моем затворенном. Что за место сие презренное? Что за темница сия отверженная? Ты же, Господи, тьму адову облиставший сошествием Своим, сойди во мрачные бездны сердца моего – да не будет местом смертным душа моя, но селением славы Царствия Твоего, Господи». 7 апреля, в Лазареву субботу, был праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, а на следующий день – Вход Господень в Иерусалим. В этот день о. Василий был рукоположен владыкой Калужским Илианом во диакона. 25 апреля, на память исповедника Василия, епископа Парийского (и других святых), о. Василий записал: «Первый раз служил самостоятельно Литургию. Читал Евангелие от Ин. 5:17-24 ». 9 мая, на Преполовение Пятидесятницы (память священномученика Василия, епископа Амасийского и других святых), о. Василий отметил: «По благословению о. наместника после акафиста Казанской Божией Матери говорил проповедь. Впервые в жизни». К этому времени о. Василий стал и канонархом. О. Василий хорошо знал службу, с большим вниманием и трепетом относился к богослужебным текстам, которые он произносил осмысленно, сохраняя все оттенки (об этом вспоминали многие оптинцы). 23 августа состоялся постриг о.

http://azbyka.ru/fiction/optinskie-byli-...

Можайск, 1998. Вып. 5. С. 106–130; Возгрин В. Е., Шаскольский И. П., Шрадер Т. А. Грамоты Великого князя Василия III сборщикам дани в Лопской земле//ВИД. 1998. Т. 26. С. 125–135; Солодкин Я. Г. К датировке «Выписи» о втором браке Василия III//Гуманит. науки в Сибири. Сер.: Отеч. история. 1998. 2. С. 59–63; Кривцов Ю. Д. Посольство Константинопольского вселенского Патриарха Феолипта в Москву в 1518–1519 гг.//Мининские чтения. Н. Новг., 2001. С. 45–67. Иконография Большинство известных изображений Василия III Иоанновича представляют его как великого князя – в расшитой шубе, княжеской шапке. Вместе с тем сохранилась уникальная надгробная икона великого князя 60-х гг. XVI в. (ГИМ) «Святой Василий Великий и великий князь Василий III в молении», находившаяся до 1894 г. в Архангельском соборе Московского Кремля, на которой он изображен в монашеском облачении. Святитель и государь-схимник написаны в рост в предстоянии образу Богоматери «Знамение» в небесном сегменте, по его сторонам, в нижней части расположены фигурки 2 летящих ангелов. Сообразно чину великосхимника Василий III Иоаннович облачен в светлый хитон, коричневую мантию, темно-зеленая схима с киноварными крестами и аналав перехвачены поясом, куколь лежит на плечах. Яркая индивидуальная характеристика и манера исполнения лика Василия III Иоанновича не находят аналогов в русской иконописи того периода и позволяют предположить, несмотря на традиц. иконографию иконы, что в ее создании принимал участие зап. художник (Кызласова. С. 309). Возможно, надписи, выполненные в период поновления иконы, ок. 1681 г. («Благоверныи князь beлuki Василии Ioahhobuчь самодержец всея Руси в иноческом чине инок Варлаамъ» и «Сты Василии Великии »), воспроизводят первоначальные. Также не исключено, что до их поновления на иконе было указано имя не Василия Великого , а небесного покровителя Василия III Иоанновича – свт. Василий Парийского. По описанию И. М. Снегирева (1837) икона находилась на юж. стене, у дверей собора, куда, очевидно, была перемещена ок. 1680 г. из местного ряда иконостаса, где занимала место над ракой Василия III Иоанновича или рядом с ней. На пелене «Церковная процессия с иконой Одигитрии» кон. XV в. (ок. 1498?) из Успенского или Вознесенского собора Московского Кремля, по предположениям М. В. Щепкиной и Н. А. Маясовой, Василий III Иоаннович изображен в числе участников крестного хода на Вербное воскресение 8 апр. 1498 г. вместе со своими родителями великого князя Иоанном III и великой княгиней Софией Палеолог, племянником Димитрием (сыном Иоанна Молодого и Елены Стефановны (Волошанки)).

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Grek/no...

Память преподобного отца нашего Василия Исповедника, епископа Парийского В Парии, древнем городе Малой Мизии, со времени распространения в нем христианства, была учреждена епископская кафедра, подчиненная кизическому митрополиту. Среди епископов Парии числится и преподобный Василий, избранный епископом за свою добродетельную, богоугодную жизнь. При возникновении иконоборческой ереси преподобный Василий явился истинным исповедником Христовым: избегая всякого общения с еретиками, он не дозволял им действовать в своей епархии и не согласился, несмотря на все принуждения, подписать письменного постановления об уничтожении икон. За эту ревность по вере он принужден был переносить гонение и поругание со стороны еретиков, проводя, подобно Ап. Павлу, жизнь в скорбях, бедах и теснотах, постоянно переселяясь из одного места в другое. При своем благочестии и стремлении охранять чистоту учения Церкви преподобный Василий не мог не ненавидеть нечестивые соборы еретиков, и, поэтому, он не вступал в сношение с ними. Благоугодив Господу своею жизнью, преподобный Василий с миром отошел к Нему. Память преподобной Анфусы Святую Анфусу отец ее долго побуждал выйти замуж, но она не согласилась на это и, когда, после смерти его [ 1 ], стала свободною, то всё имущество свое раздала бедным, а также церквам и монастырям. Она была матерью для множества сирот и защитницею вдов. Благочестивая императрица Ирина [ 2 ] не раз усилено просила ее жить вместе с нею и участвовать в управлении империей, но она решительно от этого отказалась. Во время своего пребывания во дворце она снаружи носила богатые одежды царской дочери, а под ними власяницу [ 3 ], употребляла скудную пищу и пила одну только воду, при чем в глазах ее всегда были слёзы, а в устах — церковные песнопения. Приняв потом пострижение в Омонийской обители [ 4 ] от руки святого Тарасия [ 5 ], она стала инокиней и с тех пор ни сама не выходила из обители, ни другой кому-либо из сестер не дозволяла этого [ 6 ]. Не пропуская ни одного церковного богослужения, лишая себя отдыха, она не теряла бодрости в молитве и не ослабевала в молитвенных бдениях, при чем слезы сокрушения всегда текли из глаз ее. Смирение ее было выше всякой меры, так как она служила всем сестрам, убирала церковь, носила воду, во время трапезы никогда не садилась за стол и прислуживала другим. Проведши таким образом всю свою жизнь, преподобная с великим богатством добродетелей отошла ко Господу, имея от роду 52 года [ 7 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Память преподобного отца нашего Василия Исповедника, епископа Парийского В Парии, древнем городе Малой Мизии, со времени распространения в нем христианства, была учреждена епископская кафедра, подчиненная кизическому митрополиту. Среди епископов Парии числится и преподобный Василий, избранный епископом за свою добродетельную, богоугодную жизнь. При возникновении иконоборческой ереси преподобный Василий явился истинным исповедником Христовым: избегая всякого общения с еретиками, он не дозволял им действовать в своей епархии и не согласился, несмотря на все принуждения, подписать письменного постановления об уничтожении икон. За эту ревность по вере он принужден был переносить гонение и поругание со стороны еретиков, проводя, подобно Ап. Павлу, жизнь в скорбях, бедах и теснотах, постоянно переселяясь из одного места в другое. При своем благочестии и стремлении охранять чистоту учения Церкви преподобный Василий не мог не ненавидеть нечестивые соборы еретиков, и, поэтому, он не вступал в сношение с ними. Благоугодив Господу своею жизнью, преподобный Василий с миром отошел к Нему. Память преподобной Анфусы Святую Анфусу отец ее долго побуждал выйти замуж, но она не согласилась на это и, когда, после смерти его стала свободною, то всё имущество свое раздала бедным, а также церквам и монастырям. Она была матерью для множества сирот и защитницею вдов. Благочестивая императрица Ирина не раз усилено просила ее жить вместе с нею и участвовать в управлении империей, но она решительно от этого отказалась. Во время своего пребывания во дворце она снаружи носила богатые одежды царской дочери, а под ними власяницу употребляла скудную пищу и пила одну только воду, при чем в глазах ее всегда были слёзы, а в устах — церковные песнопения. Приняв потом пострижение в Омонийской обители от руки святого Тарасия она стала инокиней и с тех пор ни сама не выходила из обители, ни другой кому-либо из сестер не дозволяла этого Не пропуская ни одного церковного богослужения, лишая себя отдыха, она не теряла бодрости в молитве и не ослабевала в молитвенных бдениях, при чем слезы сокрушения всегда текли из глаз ее. Смирение ее было выше всякой меры, так как она служила всем сестрам, убирала церковь, носила воду, во время трапезы никогда не садилась за стол и прислуживала другим. Проведши таким образом всю свою жизнь, преподобная с великим богатством добродетелей отошла ко Господу, имея от роду 52 года

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

За два месяца до смерти отца и восшествия на престол, в сентябре 1505 г. Василий выбрал себе невесту из 1500 привезенных на смотр девиц – красавицу Соломонию, дочь незнатного дворянина Юрия Константиновича Сабурова. А «в лето 7034 ноября князь великий Василий Иванович постриже великую княгиню Соломонию, по совету ея, тягости ради и болезни бездетства; а жил с нею 20 лет, а детей не было» 101 . Все двадцать лет супружества княжеской четы были наполнены заботой о наследнике престола, что отразилось и на содержании произведений, даримых ими в прославленные монастыри и церкви. Сюжеты, связанные с зачатием и рождением, преобладают на пелене «Явление Богоматери Сергию», вложенной Василием и Соломонией в 1525 г. в Троице-Сергиев монастырь. Здесь, наряду с преподобным Сергием и московскими митрополитами, молиться за вкладчиков, чтобы, как сказано в надписи, Бог подал им «плод чрева», призваны и святые покровители княжеской четы (Василий Парийский, архангел Гавриил и святая Соломония среди ее многочисленных сыновей – братьев Маккавеев) 102 . Особый акцент на «чудесах», в том числе и «исцелении от бесплодия» четы Белевских князей, сделан на пелене «Кирилл Белозерский с житием» (ил. 10), как мы считаем, являющейся даром Василия и Соломонии в другой знаменитый монастырь – Кирилло-Белозерский. Судя по художественному стилю изображенной на среднике фигуры Кирилла, в создании пелены участвовал художник круга Дионисия. Думается, что вышита она несколько ранее троицкой – между 1514 и 1525 гг. 103 . 10. Пелена «Кирилл Белозерский с житием». Вклад великого князя Василия III и великой княгини Соломонии Сабуровой. Первая четверть XVI в. ГРМ В однофигурных изображениях, вышедших из великокняжеской светлицы этого времени, общегосударственные события и интересы отражаются менее наглядно, они проявляются в значимости изображенного святого или в назначении вклада. Вероятно, еще в самом начале своего правления Василий подарил Троице-Сергиеву монастырю пелену с поясным изображением Николы (ил. 11), тонкие черты лика которого свидетельствуют об участии в создании этого произведения знаменщика, близкого к Дионисию 104 .

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Известно несколько икон этого столетия с изображениями покровителей великокняжеской семьи – мученицы Соломонии, Василия Парийского и Василия Великого. Это икона «Василий Великий и великий князь Василий», благодаря которой мы знаем, как выглядел муж Соломонии – он изображен в полный рост напротив святого. Это икона «Братья Маккавеи, учитель их Елеазар и их мать Соломония», которая является вкладом великокняжеского дома в один из монастырей. И, наконец, это образ «Богоматерь Владимирская с Василием Великим и Соломонией», который принадлежал роду Сабуровых. Что касается последней иконы, то эта копия знаменитой чудотворной иконы выполнена на высочайшем уровне, вероятно, царским иконописцем, который обращался непосредственно к иконе XII века (Владимирская икона Божией Матери вплоть до 1514 года сохранялась в первоначальном виде, без поновлений). В XVII веке в память о семейном союзе Василия и Соломонии на полях иконы были изображены святые Василий и Соломония, а в XIX веке на обороте образа была нанесена надпись: «1508 [года]. Из рода бояр великой княгини Соломонии перешла в род Денисовых, из рода Денисовых в род Кошутиных». Можно предположить, что речь идет не о Денисовых, а о Денисьевых (надпись, вероятно, нанесена представителем рода Кошутиных, который мог исказить фамилию) – известно два древних рода Денисьевых, один из которых происходит от Григория Михайловича Денисьева, упоминаемого на свадьбе сестры Василия III Феодосии и князя Василия Даниловича Холмского (1500). Вероятно, Сабуровы и Денисьевы также породнились через брак. Дело о разводе Великий князь Василий и великая княгиня Соломония прожили в браке 19 лет, но потомства у них не было. Это побуждало их к сугубой молитве о даровании потомства: так, на уже упоминавшейся пелене 1525 года «Явление Богоматери преподобному Сергию», подаренной четой в Троице-Сергиев монастырь, были вышиты изображения «Зачатие Пресвятой Богородицы» и «Зачатие Иоанна Предтечи» с надписью: «Помилуй Господи благовернаго великаго князя Василиа Ивановича Государя всеа Русии и его благоверную великую княгиню Соломонию и грады их, подай же им Господи плод чрева».

http://pravoslavie.ru/58468.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010